В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Банк развивающих заданий по физике

Банк развивающих заданий по физике

Ольга Новикова
Тип материала: другое
Рейтинг: 123 голосов:3просмотров: 6038 комментариев: 1
Краткое описание
Объединить развивающие задания и упражнения в единый банк.
Описание
Моя методическая тема уже несколько лет «Проектирования учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова». Одна из главных задач проектирования является составление технологических карт.Технологическая карта — условное изображение технологии процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств – проект будущего учебного процесса.
Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:
общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);
прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);
творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).
Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов. Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю«Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:
  1. Теоретическую часть;
  2. Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);
  3. Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;
  4. Приложение. Включает в себя раздаточный материал.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Банк развивающих заданий по физике.doc Скачать


Разработала: Новикова Ольга Александровна,

учитель первой категории,

учитель физики и математики

МБОУ «Щеколдинская ООШ»

Зубцовского района Тверской области

Телефон: 8 952 06 17 558

E-mail: nowickowaolia@yandex.ru


Банк развивающих заданий по физике.

Введение – Краткое описание.

Моя методическая тема уже несколько лет «Проектирования учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова». Одна из главных задач проектирования является составление технологических карт. Технологическая карта - условное изображение технологии процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств – проект будущего учебного процесса.

Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:

  • общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);

  • прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);

  • творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).

Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов. Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю «Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:

  1. Теоретическую часть;

  2. Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);

  3. Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;

  4. Приложение. Включает в себя раздаточный материал.

Банк развивающих задач.

1. Теоретическая часть.

Формирование банка развивающих заданий позволяет реализовать четыре основные образовательные задачи:

- освоение необходимого объёма содержание курса физики;

- формирование умений использования полученной информации;

- развитие креативности, творческого потенциала при самостоятельном составлении задач;

- передача опыта построения системы межличностных отношений.


Сенсорно-перцептивная система человека представлена процессами ощущения и восприятия.


В качестве показателей продуктивности, то есть того, что необходимо развивать и тренировать, выделяют:

- скорость возникновения ощущений, их дифференцированность, тонкость ощущений, характеризующая способность к различию двух или нескольких раздражителей;

- скорость различения, точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;

- устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения.


К характеристикам продуктивности восприятия относят следующие:

- объём восприятия;

- точность;

- полноту;

- быстроту.


Внимание и память.

Внимание – это направленность нашего сознания на определённый объект.

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять всё это и в нужный момент воспроизводить.


По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.


Свойства их продуктивности характеризуют:

- длительность концентрации;

- широта распределения;

- скорость переключения;

- скорость запоминания;

- объём;

- скорость воспроизведения;

- точность запоминания и воспроизведения;
- длительность хранения.


Правила тренировки памяти.

1.    Ставь цель запомнить надолго.

2.    Пользуйся смысловыми опорами, смысловыми группировками.

3.    Заучивай с желанием знать и помнить.

4.    Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

5.    Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

6.    Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.

7.     Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии - литературу.

8.    Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.

9.    Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

10.  Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.


Рациональное познание представлено процессами мышления и воображения.


Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление. Выделяют основные черты, присущие мышлению: продуктивность, оригинальность, любознательность и мужество.


Как развивать мышление.

- Информация для мышления – всё равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как пища, информация должна быть качественной.

- Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

- Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои мысли в письменной форме.


Характеристики продуктивного мышления и воображения:

- новизна;

- оригинальность и осмысленность переработки данных опыта;

- широта оперирования образами.


Показателями развития речи служат:

- ясность;

- доступность;

- логичность;

- структурированность;

- выразительность;
- информативность;
- правильность;
- чистота речи;

- планирование речи;

- её содержательный объём;

- доказательность;

- аргументированность;
- богатство словарного запаса.


Эти знания необходимы каждому учителю, который хочет добиться результатов в своей деятельности. Ибо, развития внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность.


2. Диагностическая часть.


Данный раздел необходим для того, чтобы понять, в заданиях какого типа нуждается каждый ребёнок. С этой целью провожу соответствующую диагностическую работу.

Сейчас большой выбор психологических тестов, упражнений, которые может использовать учитель в своей работе. У меня в диагностической части находятся следующие методики:

- методика исследования мотивов учения;

- анкета «Что вам интересно?»;

- диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича);

- задания на определение характера памяти (проверка зрительной, слуховой памяти; установка ассоциативных связей; запоминание чисел и т.д.);

- методика «Определение типа мышления»;

- методика «Количественные отношения»;

- методика «Компасы»;

- методика «Выделение существенных признаков»;

- методика «Комбинаторные способности».

- методика «Значение слов».

Чаще всего для анализа исходных данных этих методик бывает достаточно, но можно провести дополнительные исследования. Хорошо провести вместе с этим анкетирование родителей.


3. Практическая часть.

Данный раздел разбит на блоки. В каждом блоке указана цель и приведены примерные упражнения на развитие определённой мыслительной операции.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.

Задания.

1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.


g

F

S

t

S

t

S

S

t

a

g

t

m

a

S

U

g

N

a

g

U

N

t

m

S

S

F

V

t

F

V

S

U

R

m

R

S

g

N

a


При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитает, сколько раз встречается каждый знак.


Возможна вариация данного задания с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.


  • Используется вариант индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, то есть для каждого размер таблицы и количество символов варьируется.

  • Символы в таблице можно менять на обозначение единиц измерения физических величин, на название приборов и т.д.

  • Если задание данного типа использую как проверочное, то даю к ней перечень дополнительных вопросов. Например:

- назвать символы;

- с помощью каких приборов можно измерить данные величины;

- дать определение указанным величинам;

- назвать основные единицы измерения данных физических величин и т.д.

2. На рисунке не хватает какой-то детали у физического прибора. Определить какой. Или дать задание ребёнку, нарисуй физический прибор с недостатком (нет стрелки, одна половина прибора и т.д.)

3. Человек закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос» «Что вы можете сказать о предмете? Какой он?». Так формируются отдельные ощущения. Потом можно ощупать предмет – целостное впечатление.

4. Выставить на демонстрационный стол несколько приборов. Запомнить. Убрать или переставить их. Восстановить первоначальное положение приборов или назвать убранный.

5. Задумать предмет, физическую величину, прибор и по его описанию угадать задуманное. Можно угадывать по наводящим вопросам.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

Цель данного блока: тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объёма, переключения и распределения.

Задания.

1. Найти слова, обозначающие физические термины, соответственно указанным ниже вопросам.

Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.

н

а

о

к

а

к

т

а

в

е

е

п

н

о

з

е

р

д

л

и

и

р

е

м

э

л

о

н

е

н

н

е

ж

и

з

з

а

т

и

н

ц

и

о

к

л

у

р

я

д

г

к

я

т

а

г

ч

е

е

и

а

е

в

ы

ч

и

з

н

и

н

м

о

н

р

а

к

и

ф

е

е

р

к

а

в

н

и

т

н

и

п

а

п

л

л

е

е

р

е

е

с

и


Вопросы:

- единица измерения сопротивления;

- переход вещества из твёрдого состояния в жидкое;

- сила, всегда направленная против направления скорости движения;

- перенос энергии струями жидкости или газа;

- переход вещества из жидкого состояния в газообразное;

- физическая величина, измеряемая в Паскалях;

- отрицательно заряженная частица.


Вопросы и сама таблица может быть изменена (под приборы, под физические величины, под единицы измерения, под определения, под учёных и т.д.)

2. Отыскать карточки, образующие пары.

Первый игрок «открывает» две любые карточки. Если они парные, то берёт их себе и имеет право следующего хода; если они не парные, то переворачивает в исходное положение, а ход передаёт другому игроку. Все стараются запомнить место карточки на столе и её содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки.

Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек-пар.

На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.

3. Головоломки. Физические ребусы.

4. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.

Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ

5. В начале урока приготовить приборы к опытам, расставить их на демонстрационном столе. Обратить на это внимание ребят. Во время урока делать опыты и переставлять приборы. В конце урока попросить учащихся восстановить первоначальный порядок на столе. (Можно не предупреждать в начале урока).

6. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.

7. Соревнование среди учеников: кто больше найдёт формул, которые начинаются, например, с буквы F; больше величин, которые измеряются одним прибором и т.д.

8. Кроссворд «Наоборот».



1. с

у

т

к

и




2. г

а

г

а

р

и

н


3. у

с

к

о

р

е

н

и

е

4. п

у

т

ь

*

5. м

е

т

р



7. в

р

е

м

я



Сами вопросы не нумеруем, располагаем произвольно. Нужно взять стоящий первый вопрос и соотнести с ним одно из слов-ответов, а затем около этого вопроса поставить цифру, которая обозначает нужное слово в сетке кроссворда.

  • Изменение скорости в единицу времени.

  • Произведение массы тела на его скорость.

  • 24 часа.

  • Секунда – единица измерения ….

  • Первый в мире лётчик-космонавт.

  • Единица измерения пути.

  • Сумма длин всех участков траектории, пройденной телом за рассматриваемый промежуток времени.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ПАМЯТИ).


Цель данного блока: тренировка и развитие словесно-логической, вербальной, зрительной, оперативной, долговременной памяти.

Задания.

1. Прослушать ряды слов и запомнить их. Записать по памяти.

Например,

Траектория – путь

Масса – инертность

Ньютон – сила

Деформация – упругость

Сжатие – растяжение

Динамометр – вес

2. Аналогично по таблице. Начертить таблицу, в которой можно написать обозначение физических величин. Воспроизвести.

3. АБВГД-ка

Даю перечень физических понятий, явлений, процессов, в которых пропущена буква. Необходимо заполнить пропуски.

Например, к.л.бания, ч.ст.та, р.з.нанс, м.х.нические волны и т.д.

4. Заполни пропуски в таблице. Или без таблицы соедини стрелками.

Например,

Физическая величина

Условное обозначение

Единица измерения

Формула

Длина волны





Т





Гц


Скорость волны




5. «Найди ошибку».

  • График колебаний – график зависимости координаты колеблющегося тела от частоты.

  • Продольные волны распространяются только в твёрдых телах.

  • Частота в диапазоне от 16 до 20 Гц называют звуковой.

  • Громкость звука определяются его частотой.

  • Человеческое ухо воспринимает ультразвук.

6. «Что? Где? Когда?»

«Что?» - суть открытия, изобретения

«Где?» - место, где было сделано или внедрено открытие.

«Когда?» - время действия.

Например,

Что?

Где?

Когда?

Колесный пароход «Клермонт»



Первый автомобиль



Первый ДВС



Паровоз



7. «Узнай формулу».

Карточки с формулами с пропусками физических величин. Узнать формулу, вставить буквы, или слова в определение, или пропуски в предложения и т.д.

8. «Физическое лото»

Карточки с формулами, определениями режим пополам. Делим поровну: одну половину себе, другую – детям. Вытаскиваем одну часть, а дети ищут другую. Формулы выбираем те, с которыми у ребят наибольшие затруднения в запоминании. Играем очень быстро.

9. «Найди лишнее».

Например.

Физическая величина: объём, масса, внутренняя энергия, газ, длина, плотность.

Физические явления: молния, инерция, радуга, градус, нагревание.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Цель данного блока: тренировать и развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, вырабатывать нестандартные приёмы выхода из данных условий.

Задания.

1. Составь из частей слов название прибора:

ОСА ЦИЛИНДР ЛОГИКА РАФИНАД

2. Из разбросанных слов собрать определение.

3. Найти закономерность и разделить слова по группам.

Например, сила, вес, килограмм, объём, динамометр, масса, мензурка, весы, кубический метр (физическая величина и прибор её измеряющий).

4. «Причинно-следственные связи»

Установить взаимосвязь между терминами: сила – деформация, масса – инертность, масса – объём, плотность – вещество.

5. «Подбери пару».

Взяв из 1 колонки значение физической величины, подбери из 2 – число, а из 3 – единицу измерения, чтобы получилось равенство.

Например,

200 г 200 кг

0,2 т 0,2 кг

И т.д.


4 часть. Раздаточный материал.

Здесь хранятся карточки с задачами, картинки, тексты тестов, кроссвордов, шарад, качественные задачи. Всё разложено по конвертам по темам, по классам, по разделам.


Помните в школе не дети для нас, а мы для них. И всё у вас получиться.









Литература. Источники информации.

1. http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/trenirovka-pamyati

2. Большая энциклопедия психологических тестов.

3. http://moiuspex1.blogspot.com/

4. http://nsportal.ru/user/47593

5. http://www.afportal.ru/puzzle

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.

7. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

8. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 классы. – М.: Школьная пресса, 2003.

9. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7 – 11 класс. (Серия «Школа радости») Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Обсуждение материала
Елена Афанасьева
24.03.2013 18:34
Проблема диагностики обучаемости, возможностей и способностей учащихся является актуальной.
Автор делает попытку создания  системы упражнений на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти)  с использованием физических терминов, даёт теоретическое обоснование необходимости включения в урок заданий данного вида. Работа представляет интерес не только для учителей физики.  
Афанасьева Елена Михайловна, модератор объединения


Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров