В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Ритм и рифма в поэзии" (2 класс)

Урок "Ритм и рифма в поэзии" (2 класс)

Татьяна Харисова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10787
Краткое описание
Целью разработки является внедрение приёмов работы, направленных на развитие творческих способностей младших школьников в плане собственного авторства в поэзии.
Описание

Харисова Татьяна Евгеньевна; высшая квалификационная категория; г.Уфа Республики Башкортостан; МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан; литературное чтение; учебник: Литература как предмет эстетического цикла, авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская; Тема: Ритм и рифма в поэзии; 2 класс; продолжительность урока 45 минут; использование информационных технологий – презентация к уроку;
Тема: Ритм и рифма в поэзии.
Цель:систематизация знаний о законах стихосложения.
Задачи:
· формирование навыка сочинения стихотворения по предложенному началу;
· закрепление знаний о видах текстов;
· развитие творческих способностей учащихся;
· воспитание любви к литературе и к природе.

Ход урока I. Особенности литературы.
(автор, книга, герои, читатель)
II. Типы текстов.
Выяснение героя текстов, которые будут обсуждаться на уроке.
Загадка об осени.(Леса разукрасила, как на параде,
деревья теперь в разноцветном наряде.) (слайд 1)
1. Чем тексты в литературе отличаются друг от друга?
(Типы рассказчиков: РГ – рассказчик-герой, РП – рассказчик-повествователь, ГГ – диалог героев без рассказчика)
2. Работа с текстами об осени.
А) (слайд 2)
Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) РП, настроение тихое, сказочное, прощальное, нежное…
Работа в парах: найти в тексте омоним (ЛИСТ).

Б) (слайд 3)
А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…

РП, настроение унылое, мрачное, грустное…
Работа в парах: найти слово в переносном значении (НАСТУПИЛА).

В) (слайд 4)
А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу…
РГ (я топчу, мне), настроение смелое, бодрое… Работа в парах:найти слово в переносном значении (ЗОЛОТОЙ). Г) (слайд 5)
— Улетает с деревьев листва… — Почему улетает она? — Потому что ей хочется спать, Вот она и летит на кровать… ГГ, настроение сонное… III. Подготовительная работа к пробе пера. ??? какой текст будет лишним? (либо №4, т.к. нет рассказчика, либо №1, т.к. это не стихотворение) 1. Особенности стихосложения: * наличие ритма (закон конца строки); * наличие рифмы. 2. (слайды 6-8)
Нахождение ошибок в ритмическом рисунке (коллективно): 


3. Нахождение ошибочно подобранных слов среди рифмующихся.
Работа в группах. (слайды9-11)
Природа – народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём – зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю – хочу, лечу, твою, верю, берегу.
IV. Проба пера
1. Доскажи словечко (коллективно).
(слайд 12)
· Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам __ __ __/. (принесла)
Листья в воздухе летят,
С высоты на нас __ __/. (глядят)
(слайд 13)
· Осенью лужи, осенью слякоть,
Листья летят, им хочется __/ __.
Жалко с деревьями им расставаться,
Хочется дальше висеть и __ __/ __. (болтаться, играться, смеяться)

(слайды 14-15)
2. Проба пера по начальным строкам.
Осень к нам пришла красавица,
…………………………………..
Листья сыплются дождём,
…………………………………..
А) построение ритмического рисунка у доски (коллективно)

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __ (9 слогов)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __
__/ __ __/ __ __ __ __/ (7 слогов)
__/ __ __/ __ __ __ __/

(В придуманной строке ударение может в каком-то месте исчезнуть, если слово будет длинное. В 4 строке на 5 слог может падать ударение, которого нет в 3 строке.)
б) Выяснение и подбор рифмы.
Красавица – нравится, играется,…
Дождём – (было в середине урока).
В) Проба пера (в группах или коллективно).
V. Итог урока.
Домашнее задание.
Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Используемая литература 1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с. 2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с. Приложение 1 1)
А) Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) Б) А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…


В) А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу…
Г) — Улетает с деревьев листва… — Почему улетает она? — Потому что ей хочется спать, Вот она и летит на кровать… 
2) Найди ошибки в ритмическом рисунке:
__/ __ __/ __ __/ __/ __ __ __/ __ / __/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/ ____/ __ __/ __ __/__/ __ __/ __ __/ __
а) __ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/ __ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ __ __/

б) __/ __ __/ __ __/ __
в) 
__/ __ __/ __ __/
3) Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Приложение 2 (Раздаточный материал для детей) Хороша моя природа ……………………….. Берегу её, ценю …………………………
Природа[ ] —
народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём[ ] —
зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю[ ] –
хочу, лечу, твою, верю, берегу.
1) __ __ __ __ __ __ __ __ __
2) __ __ __ __ __ __ __ __ __
3) __ __ __ __ __ __ __
4) __ __ __ __ __ __ __

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Харисова урок литературы Ритм и рифма 2 класс.docx Скачать












Харисова Татьяна Евгеньевна;

высшая квалификационная категория;

г.Уфа Республики Башкортостан;

МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа

Республики Башкортостан;

литературное чтение;

учебник: Литература как предмет эстетического цикла,

авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская;

Тема: Ритм и рифма в поэзии;

2 класс;

продолжительность урока 45 минут;

использование информационных технологий – презентация к уроку;






















Тема: Ритм и рифма в поэзии.

Цель: систематизация знаний о законах стихосложения.

Задачи:

  • формирование навыка сочинения стихотворения по предложенному началу;

  • закрепление знаний о видах текстов;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитание любви к литературе и к природе.



Ход урока

  1. Особенности литературы.

(автор, книга, герои, читатель)

  1. Типы текстов.

Выяснение героя текстов, которые будут обсуждаться на уроке.

Загадка об осени. (Леса разукрасила, как на параде,

деревья теперь в разноцветном наряде.) (слайд 1)

  1. Чем тексты в литературе отличаются друг от друга?

(Типы рассказчиков: РГ – рассказчик-герой, РП – рассказчик-повествователь, ГГ – диалог героев без рассказчика)

  1. Работа с текстами об осени.

А) (слайд 2)

Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.

(По В. Песко/ву)

РП, настроение тихое, сказочное, прощальное, нежное…

Работа в парах: найти в тексте омоним (ЛИСТ).



Б) (слайд 3)

А. Плеще/ев



Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые цветы…

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…


РП, настроение унылое, мрачное, грустное…

Работа в парах: найти слово в переносном значении (НАСТУПИЛА).



В) (слайд 4)

А. Майко/в

Кро/ет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Ве/шнюю леса красу…



РГ (я топчу, мне), настроение смелое, бодрое…

Работа в парах: найти слово в переносном значении (ЗОЛОТОЙ).

Г) (слайд 5)

- Улетает с деревьев листва…

- Почему улетает она?

- Потому что ей хочется спать,

Вот она и летит на кровать…

ГГ, настроение сонное…

  1. Подготовительная работа к пробе пера.

??? какой текст будет лишним?

(либо №4, т.к. нет рассказчика,

либо №1, т.к. это не стихотворение)

1. Особенности стихосложения:

* наличие ритма (закон конца строки);

* наличие рифмы.

2. (слайды 6-8)

Нахождение ошибок в ритмическом рисунке (коллективно):

а) __ __ __/ __ __/

__ __ __/ __ __/

__ __ __/ __ __/ __

__ __ __/ __ __ __/


б) __/ __ __/ __ __/ __

__/ __ __/ __ __/

__/ __ __ __/ __ /

__/ __ __/ __ __/ __

в) __/ __ __/ __ __/

__/ __ __/ __ __/ __

__/ __ __/ __ __/

__/ __ __/ __ __/ __





  1. Нахождение ошибочно подобранных слов среди рифмующихся.

Работа в группах. (слайды9-11)

Природа – народа, огорода, (время) года, погода.

Дождём – зонтом, идём, дымом, ковром.

Ценю – хочу, лечу, твою, верю, берегу.

  1. Проба пера

  1. Доскажи словечко (коллективно).

(слайд 12)

  • Осень в гости к нам пришла,

Урожай нам __ __ __/. (принесла)

Листья в воздухе летят,

С высоты на нас __ __/. (глядят)

(слайд 13)

  • Осенью лужи, осенью слякоть,

Листья летят, им хочется __/ __.

Жалко с деревьями им расставаться,

Хочется дальше висеть и __ __/ __. (болтаться, играться, смеяться)



(слайды 14-15)

  1. Проба пера по начальным строкам.

Осень к нам пришла красавица,

…………………………………..

Листья сыплются дождём,

…………………………………..

А) построение ритмического рисунка у доски (коллективно)



__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __ (9 слогов)

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __

__/ __ __/ __ __ __ __/ (7 слогов)

__/ __ __/ __ __ __ __/



(В придуманной строке ударение может в каком-то месте исчезнуть, если слово будет длинное. В 4 строке на 5 слог может падать ударение, которого нет в 3 строке.)

б) Выяснение и подбор рифмы.

Красавица – нравится, играется,…

Дождём – (было в середине урока).

В) Проба пера (в группах или коллективно).

V. Итог урока.

Домашнее задание.

Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)



Хороша моя природа

…………………………….

Берегу её, ценю

……………………………...





Используемая литература



  1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с.

  2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с.









Приложение 1

А) Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.

(По В. Песко/ву)

Б) А. Плеще/ев



Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые цветы…

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…




В) А. Майко/в

Кро/ет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Ве/шнюю леса красу…



Г)

- Улетает с деревьев листва…

- Почему улетает она?

- Потому что ей хочется спать,

Вот она и летит на кровать…

2) Найди ошибки в ритмическом рисунке:

а) __ __ __/ __ __/

__ __ __/ __ __/

__ __ __/ __ __/ __

__ __ __/ __ __ __/

б) __/ __ __/ __ __/ __

__/ __ __/ __ __/

__/ __ __ __/ __ /

__/ __ __/ __ __/ __

в)

__/ __ __/ __ __/

__/ __ __/ __ __/ __

__/ __ __/ __ __/

__/ __ __/ __ __/ __



  1. Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)

Хороша моя природа

…………………………….

Берегу её, ценю

……………………………...

Приложение 2

(Раздаточный материал для детей)









Хороша моя природа



………………………..



Берегу её, ценю



…………………………









Природа [ ] -

народа, огорода, (время) года, погода.

Дождём [ ] -

зонтом, идём, дымом, ковром.

Ценю [ ] –

хочу, лечу, твою, верю, берегу.

1) __ __ __ __ __ __ __ __ __

2) __ __ __ __ __ __ __ __ __

3) __ __ __ __ __ __ __

4) __ __ __ __ __ __ __





Харисова презентация к уроку литературы Ритм и рифма 2 класс.rar Скачать
Харисова урок литературы Ритм и рифма 2 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос