Урок "Ритм и рифма в поэзии" (2 класс)
Харисова Татьяна Евгеньевна; высшая квалификационная категория; г.Уфа Республики Башкортостан; МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан; литературное чтение; учебник: Литература как предмет эстетического цикла, авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская; Тема: Ритм и рифма в поэзии; 2 класс; продолжительность урока 45 минут; использование информационных технологий – презентация к уроку;
Тема: Ритм и рифма в поэзии.
Цель:систематизация знаний о законах стихосложения.
Задачи:
· формирование навыка сочинения стихотворения по предложенному началу;
· закрепление знаний о видах текстов;
· развитие творческих способностей учащихся;
· воспитание любви к литературе и к природе.
Ход урока I. Особенности литературы.
(автор, книга, герои, читатель)
II. Типы текстов.
Выяснение героя текстов, которые будут обсуждаться на уроке.
Загадка об осени.(Леса разукрасила, как на параде,
деревья теперь в разноцветном наряде.) (слайд 1)
1. Чем тексты в литературе отличаются друг от друга?
(Типы рассказчиков: РГ – рассказчик-герой, РП – рассказчик-повествователь, ГГ – диалог героев без рассказчика)
2. Работа с текстами об осени.
А) (слайд 2)
Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) РП, настроение тихое, сказочное, прощальное, нежное…
Работа в парах: найти в тексте омоним (ЛИСТ).
Б) (слайд 3)
А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… | Туча небо кроет,
Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… |
Работа в парах: найти слово в переносном значении (НАСТУПИЛА).
В) (слайд 4)
А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу… |
|
— Улетает с деревьев листва… — Почему улетает она? — Потому что ей хочется спать, Вот она и летит на кровать… ГГ, настроение сонное… III. Подготовительная работа к пробе пера. ??? какой текст будет лишним? (либо №4, т.к. нет рассказчика, либо №1, т.к. это не стихотворение) 1. Особенности стихосложения: * наличие ритма (закон конца строки); * наличие рифмы. 2. (слайды 6-8)
Нахождение ошибок в ритмическом рисунке (коллективно):
3. Нахождение ошибочно подобранных слов среди рифмующихся.
Работа в группах. (слайды9-11)
Природа – народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём – зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю – хочу, лечу, твою, верю, берегу.
IV. Проба пера
1. Доскажи словечко (коллективно).
(слайд 12)
· Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам __ __ __/. (принесла)
Листья в воздухе летят,
С высоты на нас __ __/. (глядят)
(слайд 13)
· Осенью лужи, осенью слякоть,
Листья летят, им хочется __/ __.
Жалко с деревьями им расставаться,
Хочется дальше висеть и __ __/ __. (болтаться, играться, смеяться)
(слайды 14-15)
2. Проба пера по начальным строкам.
Осень к нам пришла красавица,
…………………………………..
Листья сыплются дождём,
…………………………………..
А) построение ритмического рисунка у доски (коллективно)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __ (9 слогов)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __
__/ __ __/ __ __ __ __/ (7 слогов)
__/ __ __/ __ __ __ __/
(В придуманной строке ударение может в каком-то месте исчезнуть, если слово будет длинное. В 4 строке на 5 слог может падать ударение, которого нет в 3 строке.)
б) Выяснение и подбор рифмы.
Красавица – нравится, играется,…
Дождём – (было в середине урока).
В) Проба пера (в группах или коллективно).
V. Итог урока.
Домашнее задание.
Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Используемая литература 1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с. 2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с. Приложение 1 1)
А) Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) Б) А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… | Туча небо кроет,
Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… |
В) А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу… |
|
2) Найди ошибки в ритмическом рисунке: __/ __ __/ __ __/ __/ __ __ __/ __ / __/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/ ____/ __ __/ __ __/__/ __ __/ __ __/ __
а) __ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/ __ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ __ __/ |
б) __/ __ __/ __ __/ __ |
в)
__/ __ __/ __ __/ | |
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Приложение 2 (Раздаточный материал для детей) Хороша моя природа ……………………….. Берегу её, ценю …………………………
Природа[ ] —
народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём[ ] —
зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю[ ] –
хочу, лечу, твою, верю, берегу.
1) __ __ __ __ __ __ __ __ __
2) __ __ __ __ __ __ __ __ __
3) __ __ __ __ __ __ __
4) __ __ __ __ __ __ __
Харисова Татьяна Евгеньевна;
высшая квалификационная категория;
г.Уфа Республики Башкортостан;
МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа
Республики Башкортостан;
литературное чтение;
учебник: Литература как предмет эстетического цикла,
авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская;
Тема: Ритм и рифма в поэзии;
2 класс;
продолжительность урока 45 минут;
использование информационных технологий – презентация к уроку;
Тема: Ритм и рифма в поэзии.
Цель: систематизация знаний о законах стихосложения.
Задачи:
-
формирование навыка сочинения стихотворения по предложенному началу;
-
закрепление знаний о видах текстов;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
воспитание любви к литературе и к природе.
Ход урока
-
Особенности литературы.
(автор, книга, герои, читатель)
-
Типы текстов.
Выяснение героя текстов, которые будут обсуждаться на уроке.
Загадка об осени. (Леса разукрасила, как на параде,
деревья теперь в разноцветном наряде.) (слайд 1)
-
Чем тексты в литературе отличаются друг от друга?
(Типы рассказчиков: РГ – рассказчик-герой, РП – рассказчик-повествователь, ГГ – диалог героев без рассказчика)
-
Работа с текстами об осени.
А) (слайд 2)
Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву)
РП, настроение тихое, сказочное, прощальное, нежное…
Работа в парах: найти в тексте омоним (ЛИСТ).
Б) (слайд 3)
А. Плеще/ев
-
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые цветы…
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
РП, настроение унылое, мрачное, грустное…
Работа в парах: найти слово в переносном значении (НАСТУПИЛА).
В) (слайд 4)
А. Майко/в
-
Кро/ет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Ве/шнюю леса красу…
РГ (я топчу, мне), настроение смелое, бодрое…
Работа в парах: найти слово в переносном значении (ЗОЛОТОЙ).
Г) (слайд 5)
- Улетает с деревьев листва…
- Почему улетает она?
- Потому что ей хочется спать,
Вот она и летит на кровать…
ГГ, настроение сонное…
-
Подготовительная работа к пробе пера.
??? какой текст будет лишним?
(либо №4, т.к. нет рассказчика,
либо №1, т.к. это не стихотворение)
1. Особенности стихосложения:
* наличие ритма (закон конца строки);
* наличие рифмы.
2. (слайды 6-8)
Нахождение ошибок в ритмическом рисунке (коллективно):
-
а) __ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/ __
__ __ __/ __ __ __/
б) __/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/
__/ __ __ __/ __ /
__/ __ __/ __ __/ __
в) __/ __ __/ __ __/
__/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/
__/ __ __/ __ __/ __
-
Нахождение ошибочно подобранных слов среди рифмующихся.
Работа в группах. (слайды9-11)
Природа – народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём – зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю – хочу, лечу, твою, верю, берегу.
-
Проба пера
-
Доскажи словечко (коллективно).
(слайд 12)
-
Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам __ __ __/. (принесла)
Листья в воздухе летят,
С высоты на нас __ __/. (глядят)
(слайд 13)
-
Осенью лужи, осенью слякоть,
Листья летят, им хочется __/ __.
Жалко с деревьями им расставаться,
Хочется дальше висеть и __ __/ __. (болтаться, играться, смеяться)
(слайды 14-15)
-
Проба пера по начальным строкам.
Осень к нам пришла красавица,
…………………………………..
Листья сыплются дождём,
…………………………………..
А) построение ритмического рисунка у доски (коллективно)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __ (9 слогов)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __
__/ __ __/ __ __ __ __/ (7 слогов)
__/ __ __/ __ __ __ __/
(В придуманной строке ударение может в каком-то месте исчезнуть, если слово будет длинное. В 4 строке на 5 слог может падать ударение, которого нет в 3 строке.)
б) Выяснение и подбор рифмы.
Красавица – нравится, играется,…
Дождём – (было в середине урока).
В) Проба пера (в группах или коллективно).
V. Итог урока.
Домашнее задание.
Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа
…………………………….
Берегу её, ценю
……………………………...
Используемая литература
-
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с.
-
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с.
Приложение 1
А) Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву)
Б) А. Плеще/ев
-
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые цветы…
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
В) А. Майко/в
-
Кро/ет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Ве/шнюю леса красу…
Г)
- Улетает с деревьев листва…
- Почему улетает она?
- Потому что ей хочется спать,
Вот она и летит на кровать…
2) Найди ошибки в ритмическом рисунке:
-
а) __ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/ __
__ __ __/ __ __ __/
б) __/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/
__/ __ __ __/ __ /
__/ __ __/ __ __/ __
в)
__/ __ __/ __ __/
__/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/
__/ __ __/ __ __/ __
-
Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа
…………………………….
Берегу её, ценю
……………………………...
Приложение 2
(Раздаточный материал для детей)
Хороша моя природа
………………………..
Берегу её, ценю
…………………………
Природа [ ] -
народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём [ ] -
зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю [ ] –
хочу, лечу, твою, верю, берегу.
1) __ __ __ __ __ __ __ __ __
2) __ __ __ __ __ __ __ __ __
3) __ __ __ __ __ __ __
4) __ __ __ __ __ __ __
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО