Комплексная работа с текстом
Караваинский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ»
Инжавинского района
Дополнительная образовательная программа
«Комплексная работа с текстом» Возраст детей:16-17 лет Срок реализации программы:2 года Составитель: Васина Антонина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Информационная карта.
1.Название программы дополнительного образования: «Комплексная работа с текстом».
2.Ф.И.О.составителя: Васина Антонина Ивановна .
3.Образование: высшее.
4.Квалификационная категория: первая.
5.Количество проработанных лет в данном ОУ:33 года
6.Награды: нагрудный знак «Почетный работник общего образования» (Васина А.И.) и грамоты .
7.Вид программы дополнительного образования: социально-педагогическое направление.
8.Цель программы: коммуникативное воспитание школьников.
9.Специфика содержания: Программа направлена на развитие различных компетенций учащихся, творческих способностей, углубление знаний учащимися разных разделов лингвистики, развитие и совершенствование речевых навыков в процессе подготовки к ЕГЭ.
10.Уровень освоения: средний.
11.Форма реализации: внеклассная работа.
12.Масштаб реализации: Караваинский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ».
13.Продолжительность реализации: 2 года.
14.Возрастной диапазон:16-17 лет.
Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Комплексная работа с текстом» рассчитана на обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Направленность:программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников заставило пересмотреть программу обучения учащихся старших классов, обратив особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о лингвистике как науке; знаний признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; развитие способности адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии; совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных знаний и умений.
-2- Задачи программы:
1год обучения.
Образовательные:
углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования и морфологии);
обобщить знания и умения о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения;
Развивающие:
развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка;
развивать творческие способности учащихся в процессе анализа текста и создания собственной творческой работы.
Воспитательные:
Воспитывать школьника- патриота, представляющего русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность;
воспитывать бережное отношение к слову.
2 год обучения.
Образовательные.
-обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий раздела русского языка-синтаксиса;
-познакомить с трудными темами «Синтаксиса»;
-познакомить с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Развивающие:
-развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических, грамматических норм;
-развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся;
-развивать навыки комплексного анализа текстов разных стилей и типов;
-развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений и эссе.
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
-воспитывать стремление к борьбе за чистоту русского языка.
-3-
Для реализации этих задач необходимо:
-систематизировать знания учащихся по разным разделам русского языка;
-углубить теоретические знания о видах речи, способах создания текстов, о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи, об особенностях строения текстов разных стилей и типов;
-совершенствовать у школьников умения и навыки анализа текстов разных стилей и создавать эссе и сочинения- рассуждения на основе прочитанных и проанализированных;
-подготовить учащихся к выбору профессии;
-совершенствовать навыки самоорганизации и саморазвития.
Отличительной особенностьюданной программы является дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Реализация программы предусматривает использование следующих методов:
— словесных
— наглядных (ОК, таблицы)
— практических
— репродуктивных
— исследовательских
— творческих
— дифференцированных
— интеграции
-контроля и самоконтроля
Приемы обучения:
-беседа;
-устный и письменный анализ текстов;
-создание собственных текстов;
-пересказ;
Программа дополнительного образования « Комплексная работа с текстом» предполагает дальнейшее развитие у учащихся лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
-4- Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
1 год обучения:
Учащиеся должны знать:
роль языка как средства общения;
типы речи и функциональные стили;
речевые ситуации и их компоненты;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях.
Учащиеся должны уметь:
делать лингвистический анализ текстов различных жанров, типов, стилей;
создавать тексты разных стилей и типов;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка.
2 год обучения:
Учащиеся должны знать:
выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
закономерности построения текста;
нормы современного русского литературного языка;
требования к письменной речи;
алгоритм постановки знаков препинания в ПП и СП.
Учащиеся должны уметь:
создавать письменные тексты типа эссе и сочинений- рассуждений;
использовать лексическую и грамматическую синонимию;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка;
проводить комплексный анализ текстов.
-5-
Программа дополнительного образования «Комплексная работа с текстом»базируется на концепции профильного обучения, она повышает речевую и письменную грамотность, социальную активность учащихся.
Программа связана с такими разделами языка как «Фонетика и орфоэпия», «Грамматика», «Стилистика», «Культура речи», а также с теорией языка.
Программа помогает в подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа).1 год обучения- 72 часа. 2 год обучения-72 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы-15-17 лет.
Формы подведения итогов:
творческие работы, контрольные тесты, опорные конспекты,
презентации.
-6- 1 год обучения. Учебно-тематический план
| Раздел Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4-5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 5.10. 5.11. 5.12. 5.13. 5.14.-5.15. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.7. 6.8. 6.9.-6.10. 6.11. 6.12. 6.13. 6.14. 6.15. 6.16. 6.17. 6.18. 6.19. 6.20. 6.21. 6.22. 6.23. 6.24. 6.25. 6.27. 6.28. 6.30. 6.31. 6.32. 6.33. 6.34. 6.35. 6.36. 6.37-6.38. 6.39. 6.40.-6.42. 7. |
Введение. Задачи курса. Структура работы. Особенности языка как средства общения. Лингвистическая, языковая коммуникативная компетенции учащихся. Фонетика.Текст. Звуки, слоги и ударение. Тема, основная мысль, микротемы, средства и способы связи предложений. Практическая работа: фонетический и орфоэпический разбор, транскрипция. Работа с текстом (определение темы, основной мысли, составление плана по микротемам). Морфемика и словообразование Типы речи. Части слова и способы образования.-1п Общая характеристика типов речи. Практическая работа: морфемный и словообразовательный разбор. Определение типов речи. Лексика: Разновидности типа речи- описания. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Разновидности типа речи- описания: предмета, места, состояния человека и окружающей среды. Лексика: словарный состав языка (изменения, общеупотребительная и необщеупотребительная лексика). Определение видов описаний по строению и лексическим особенностям. Зачет по теме: «Лексический анализ слов в тексте». Морфология Тип речи – рассуждение. Имена существительные, прилагательные, числительные (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфологический разбор имен. Тест по теме:«Правописание имен сущ., прил., числит.». Творческая работа (текст- описание).1п Морфология: глагол, причастие, деепричастие (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфологический разбор глаголов, причастийдеепричастий. Тест по теме: «Правописание глаголов, причастий, деепричастий».1п Тип речи — рассуждение. Разновидности: объяснение, размышление, доказательство. Морфология: наречие и служебные части речи (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Практическая работа: «Определи вид рассуждения». Морфологический разбор наречий и служебных частей речи. Тест по теме «Правописание наречий и служебных частей речи». Творческая работа (текст – рассуждение). Орфография. Тип речи – повествование. Стилистика. Трудные темы орфографии. Правописание приставок. Тип речи – повествование. Правописание О — Е после шипящих.1п Тест по теме: «Найди тип речи –повествование». Н и НН в разных частях речи. Алгоритм формальных показателей правописания Н-НН. Проверочная работа по теме «О — Е после шипящих». Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного написания НЕ с разными частями речи. Тест по теме «Н- НН в разных частях речи». Творческая работа по теме: «Текст – повествование». Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих, чередующихся. Тест «НЕ с разными частями речи»1п. Стилистика. Стили речи. Речевая ситуация. Тест по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова». Правописание Ы-И после Ц. Разговорный стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих. Практическая работа «Определи стиль речи». Тест: «Правописание Ы-И после Ц».1п Художественный стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич. Тест: «Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих.» Правописание суффиксов. Тест: «Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич.» Научный стиль речи:речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание сложных прилагательных. Алгоритм правописания сложных прилагательных. Практическая работа: «Определи стиль речи». Тест: «Правописание суффиксов». Официально- деловой стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Тест: «Правописание сложных прилагательных». Алгоритм правописания сложных наречий. Практическая работа: «Определи стиль и тип речи». Тест по теме: «Правописание сложных прилагательных и наречий». 1п Публицистический стиль речи: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Контрольный тест по теме: «Орфография». Проверочная работа по теме: «Стили и типы речи». Творческая работа по типу заданий ЕГЭ. Итоги. |
3 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 15 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 42 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 |
1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 12 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 33 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 |
1 год обучения.
1.Вводное занятие знакомит детей с задачами курса и структурой работы. Дети должны понимать основные функции языка. На вступительных занятиях они получают общее представление о компетенциях.
2.Изучение темы «Фонетика. Текст» позволяет вспомнить и закрепить навык фонетического и орфоэпического разбора и транскрипции. Повторяются основные понятия, связанные с текстом, а в практической работе определяется тема текста, основная мысль, составляется план по микротемам.
3.Тема «Морфемика и словообразование. Типы речи» предполагает повторение теоретических сведений о способах словообразования и типах речи. Практическая работа помогает проверить знания и умения морфемного и словообразовательного разбора, а также навык определения типов речи.
4.Работа с лексическими понятиями позволяет обобщить знания и умения учащихся в теме «Лексика». Контроль знаний определяется в процессе зачета. Школьники вспоминают разновидности типа речи – описания и в предложенных учителем текстах определяют виды описаний по строению и лексическим особенностям.
5.В разделе «Морфология» учащиеся систематизируют знания о разных частях речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. В практической работе закрепляется навык морфологического разбора всех частей речи, а правописание частей речи проверяется в тестовой работе. Тема «Тип речи — рассуждение» включает в себя занятия как практического характера (определение видов рассуждений), так и теоретического (повторение особенностей строения рассуждений- объяснений, доказательств и размышлений).Творческая работа с текстом -описание проверяет умения учащихся анализировать такой текст и создавать на его основе свой собственный.
6.Тема «Орфография. Повествование. Стилистика.» углубляет теоретические знания о разных стилях речи, обобщает знания о правописании трудных тем орфографии, систематизирует знания о типе речи – повествовании. Практическая работа по орфографии проверяет знания, умения и навыки правописания. Дети учатся определять по речевой ситуации и особенностям построения функциональный стиль текстов.Они получают практические навыки стилистического анализа текста, а также определения типовой принадлежности.
Методическое обеспечение программы. 1 год обучения.
№
раздел
Формы обучения
Дидактические материалы
Подведение
итогов
Методы обучения
1
Введение
Лекция
ОК, карточки
Доклады
учащихся
Словесные,
наглядные,
творческие
2 |
Фонетика. Текст. |
Практикум |
Наглядные средства, ОК | ||
3 |
Морфемика. Словообразование. Типы речи. |
Практикум творческая мастерская исследование |
ОК, плакаты, презентации |
Презентации виды разбора |
Словесные творческие репродуктивные |
4. |
Лексика. Разновидности типа речи- описания. |
Лекция, практикум. |
Наглядные |
Схемы, анализ текстов-описаний, зачет |
Словесные, творческие |
5. |
Морфология Тип речи-рассуждение |
Практикум, лекция, фронтальный опрос. |
Наглядные |
Схемы, тесты, практические работы. |
Словесные, практические, наглядные |
6. |
ОрфографияТип речи- повествование. Стилистика. |
Семинар, лекция, практикум, творческая мастерская. |
Наглядные, технические |
Текст-описание, комплексный анализ текста, тест, практическая работа, проверочная работа |
Словесные, наглядные, практические, творческие, интеграции, исследовательские |
-12- Учебно- тематический план. 2 год обучения
№ урока раздела | Раздел Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 1.1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.8. 7.9. 7.10. 7.11. 7.12. 7.13. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5.-8.6. 8.7.-8.8. 8.9.-8.10. 8.11.-8.12. 8.13.-8.14. 8.15. 8.16.-8.18. 8.19. 9. |
Введение.-1 т Задачи. Синтаксис:-6.-1-5 Трудные темы.1т Практическая работа: «Определи стиль и тип речи».1п Способы связи СС.1п Простое предложение.1п Практическая работа: «Способы связи СС».1п Тест по теме: «Стили и типы речи».1п Обособленные члены предложения. Работа с текстом.-9.-3-6 Алгоритм обособления определений. 1т Синтаксический разбор предложения.1п Тест по типу заданий А.1п Алгоритм обособления приложений.1т Сокращение текста.1п Разновидности творческих работ.1п Алгоритм обособления сравнительных оборотов.1т Тест: «Обособление определений и приложений». 1п Тест по теме: «Сравнительный оборот1п Простое осложненное предложение. Письменный текст.-11-2-9. Однородные члены предложения.1п Обращения, вводные слова и вводные предложения.1п Изобразительно- выразительные средства.1т Особенности письменной речи.1т Тест по типу заданий А1п. Практическая работа: «Определитип и стиль речи».1п Прямая речь. Оформление цитирования.1п Тест по теме: «Простое предложение».1п Подготовка письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала.1п Лексические средства описания текста 1п Лексические и речевые средства организации связного текста1п ССП-5-2-3. Алгоритм формальных показателей постановки знаков препинания в ССП..1т Тест по теме: «Знаки препинания в ССП.» 1п Тест по типу заданий В.1п Письменная работа: составление плана, композиция работы, типы зачинов и концовок.1п Алгоритм постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении.1т Требования к письменной речи.6-6 Требования к письменной речи: точность.1п Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».1п Требования к письменной речи: логичность как качество речи. Конструктивные приемы организации текста1п Требования к письменной речи: выразительность.1п Требования к письменной речи: правильность.1п Тест по теме: «Тире и двоеточие в простом и сложном предложении».1п Нормы языка.СПП.-13-2-11 Виды норм языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.1т Культура речи: акцентологические нормы.1п Тест по типу заданий В.1п Культура речи: лексические нормы.1п Алгоритм постановки знаков препинания СПП.1т Культура речи: морфологические нормы.1п Тест по теме: «Знаки препинания в СПП».1п Культура речи: морфологические нормы.1п Тест по теме: «Запятая в простом и сложном предложениях».1п Культура речи: синтаксические нормы1п . Тест по типу заданий В.1п Культура речи: синтаксические нормы.1п Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами.-19.-19 Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.1п Контрольная работа по теме.1п Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».1п Контрольный тест по теме: «Знаки препинания ПП и СП».1п Творческая работа: создание текста в жанре эссе.2п Анализ творческой работы .2п Работа с микротекстами.2п Тест по типу заданий А и В.2п Творческая работа: создание текста типа рассуждения.2п Анализ творческой работы.1п Контрольный тест по типу ЕГЭ.3п Анализ контрольного теста.1п Итоги.1т |
1 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 3 1 1 |
1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 |
5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 3 1 |
-16-
Содержание образования.
2 год обучения.
1.В теме «Введение» постановка задач обучения.
2.Тема «Синтаксис» дает теоретические знания по трудным темам синтаксиса, закрепляет навыки синтаксического разбора словосочетаний. Тестовый контроль уровня стилистического и типового анализа текстов.
3.Тема «Обособленные члены предложения. Работа с текстом» не только знакомит с алгоритмом обособления разных членов предложения, но и закрепляет навык обособления путем проведения тестов по типу заданий А из ЕГЭ. Ребята учатся сокращать текст, а также проводят аналитическую работу по определению разновидностей творческих работ.
4.Углублению знаний посвящена тема «Простое осложненное предложение»: определение однородных членов предложения, вводных слов и предложений, обращений; знаки препинания при них. Практическая работа по подготовке письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала, определение типа и стиля речи.
5.Тема «ССП» предполагает знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в ССП. В практической работе отрабатывается навык постановки запятых, тире и двоеточия в простом и сложном предложении.
6.Знакомство с требованиями к письменной речи и конструктивными приемами организации текста предполагается в теме «Требования к письменной речи».
7.Тема «Нормы языка. СПП.» включает занятия по устному и письменному речевому этикету. Школьники знакомятся с акцентологическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами. Получают теоретические сведения об алгоритме постановки знаков препинания в СПП. Практическая работа предполагает выполнение заданий В из ЕГЭ, а также контроль умений постановки знаков препинания в СПП.
8.Тема «Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами» закрепляет и проверяет навык комплексного анализа текстов.-17-
Методическое обеспечение 2 года обучения.
№
раздел
Формы обучения
Дидактические материалы
Подведение
итогов
Методы обучения
1.
Введение.
Синтаксис.
Обособленные члены предложения.
Работа с текстом Простое осложненное предложение. Письменный текст..
ССП.
Требования к письменной речи.
Нормы языка. СПП
Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи.
Работа с текстами.
Семинар.
Фронтальная беседа, практикум, творческая мастерская.
Лекция., практикум…
Индивидуальная и фронтальная формы работы, практикум, творческая мастерская…
Исследован., лекция,
практикум.
Практикум, исследован..
Семинар., исследован.
практикум. Исследован., творческая мастерская, практикум.
Наглядные материалы ОК.
Наглядные средства, технические средства.
Наглядные средства.
Наглядные средства и технические
Наглядные средства.
Наглядные средства
Наглядные средства…
Наглядные средства
Сообщения учащихся.
Записи плана семинара.
Стилистический анализ текста, разбор СС, тест.
Тестовая работа. Анализ текста.
Анализ текстов, практическая работа, тесты…
Творческая работа, тест,
схемы, ОК.
Практическая работа, тест.
Конспект., тест, ОК, составление схем.
Анализ текста., практическая работа, создание эссе и рассуждения, тест по типу ЕГЭ, работа с микротекстами.
Словесные, наглядные, практические.
Словесные, наглядные, творческие, методы контроля и самоконтроля.
Словесные, исследовательские, контроля и самоконтроля.
Наглядные, словесные практические.
Словесные,
исследовательские,
дифференцированны
Словесные, исследовательские, практические, контроля е
Наглядные, словесные, практические, исследовательские.
. Творческие, практические, контроля и самоконтроля.
Материально- техническое оснащение программы:
1.Компьютер.
2.Магнитофон.
3.Телевизор.
4.ОК.
5.Мультимедийный проектор.
Дидактико-методическое оснащение программы:
1.Карточки для индивидуальной работы.
2.Перфокарты.
3.Учебники:
1.Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2004.
2.О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,1999.
3.Т.М.Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2002.
-19- Библиография.
Для учителя.
1.Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2008.
2.О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2010.
3.Т.М.Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2002.
4.Б.Т.Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М. «Просвещение»,1980.
5.З.Ф.Ульченко. Диктанты с изменением текста. М. «Просвещение»,2010.
6.И.Д.Мороз. Виды изложений и методика их проведения. М. «Просвещение»,2010г.
7. Н.А.Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».1999г.
Для учащихся.
1.Г.Т.Егораева.Е.М.Сергеева. Русский язык. Тематические тренировочные задания. «Экзамен», М.,2010.
2.А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. «Сфера», М.,2010
3.Н.А.Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».1999г.
4. О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2010.
-20-
Караваинский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ»
Инжавинского района
Дополнительная образовательная программа
«Комплексная работа с текстом»
Возраст детей:16-17 лет
Срок реализации программы:2 года
Составитель: Васина Антонина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Информационная карта.
1.Название программы дополнительного образования: «Комплексная работа с текстом».
2.Ф.И.О.составителя: Васина Антонина Ивановна .
3.Образование: высшее.
4.Квалификационная категория: первая.
5.Количество проработанных лет в данном ОУ:33 года
6.Награды: нагрудный знак «Почетный работник общего образования» (Васина А.И.) и грамоты .
7.Вид программы дополнительного образования: социально-педагогическое направление.
8.Цель программы: коммуникативное воспитание школьников.
9.Специфика содержания: Программа направлена на развитие различных компетенций учащихся, творческих способностей, углубление знаний учащимися разных разделов лингвистики, развитие и совершенствование речевых навыков в процессе подготовки к ЕГЭ.
10.Уровень освоения: средний.
11.Форма реализации: внеклассная работа.
12.Масштаб реализации: Караваинский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ».
13.Продолжительность реализации: 2 года.
14.Возрастной диапазон:16-17 лет.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Комплексная работа с текстом» рассчитана на обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников заставило пересмотреть программу обучения учащихся старших классов, обратив особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о лингвистике как науке; знаний признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; развитие способности адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии; совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных знаний и умений.
-2-
Задачи программы:
1год обучения.
Образовательные:
углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования и морфологии);
обобщить знания и умения о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения;
Развивающие:
развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка;
развивать творческие способности учащихся в процессе анализа текста и создания собственной творческой работы.
Воспитательные:
Воспитывать школьника- патриота, представляющего русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность;
воспитывать бережное отношение к слову.
2 год обучения.
Образовательные.
-обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий раздела русского языка-синтаксиса;
-познакомить с трудными темами «Синтаксиса»;
-познакомить с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Развивающие:
-развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических, грамматических норм;
-развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся;
-развивать навыки комплексного анализа текстов разных стилей и типов;
-развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений и эссе.
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
-воспитывать стремление к борьбе за чистоту русского языка.
-3-
Для реализации этих задач необходимо:
-систематизировать знания учащихся по разным разделам русского языка;
-углубить теоретические знания о видах речи, способах создания текстов, о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи, об особенностях строения текстов разных стилей и типов;
-совершенствовать у школьников умения и навыки анализа текстов разных стилей и создавать эссе и сочинения- рассуждения на основе прочитанных и проанализированных;
-подготовить учащихся к выбору профессии;
-совершенствовать навыки самоорганизации и саморазвития.
Отличительной особенностью данной программы является дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Реализация программы предусматривает использование следующих методов:
- словесных
- наглядных (ОК, таблицы)
- практических
- репродуктивных
- исследовательских
- творческих
- дифференцированных
- интеграции
-контроля и самоконтроля
Приемы обучения:
-беседа;
-устный и письменный анализ текстов;
-создание собственных текстов;
-пересказ;
Программа дополнительного образования « Комплексная работа с текстом» предполагает дальнейшее развитие у учащихся лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
-4-
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
1 год обучения:
Учащиеся должны знать:
роль языка как средства общения;
типы речи и функциональные стили;
речевые ситуации и их компоненты;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях.
Учащиеся должны уметь:
делать лингвистический анализ текстов различных жанров, типов, стилей;
создавать тексты разных стилей и типов;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка.
2 год обучения:
Учащиеся должны знать:
выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
закономерности построения текста;
нормы современного русского литературного языка;
требования к письменной речи;
алгоритм постановки знаков препинания в ПП и СП.
Учащиеся должны уметь:
создавать письменные тексты типа эссе и сочинений- рассуждений;
использовать лексическую и грамматическую синонимию;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка;
проводить комплексный анализ текстов.
-5-
Программа дополнительного образования «Комплексная работа с текстом» базируется на концепции профильного обучения, она повышает речевую и письменную грамотность, социальную активность учащихся.
Программа связана с такими разделами языка как «Фонетика и орфоэпия», «Грамматика», «Стилистика», «Культура речи», а также с теорией языка.
Программа помогает в подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа).1 год обучения- 72 часа. 2 год обучения-72 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы-15-17 лет.
Формы подведения итогов:
творческие работы, контрольные тесты, опорные конспекты,
презентации.
-6-
1 год обучения. Учебно-тематический план
|
Раздел Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4-5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 5.10. 5.11. 5.12. 5.13. 5.14.-5.15. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.7. 6.8. 6.9.-6.10. 6.11. 6.12. 6.13. 6.14. 6.15. 6.16. 6.17. 6.18. 6.19. 6.20. 6.21. 6.22. 6.23. 6.24. 6.25. 6.27. 6.28. 6.30. 6.31. 6.32. 6.33. 6.34. 6.35. 6.36. 6.37-6.38. 6.39. 6.40.-6.42.
7. |
Введение. Задачи курса. Структура работы. Особенности языка как средства общения. Лингвистическая, языковая коммуникативная компетенции учащихся. Фонетика .Текст. Звуки, слоги и ударение. Тема, основная мысль, микротемы, средства и способы связи предложений. Практическая работа: фонетический и орфоэпический разбор, транскрипция. Работа с текстом (определение темы, основной мысли, составление плана по микротемам). Морфемика и словообразование Типы речи. Части слова и способы образования.-1п Общая характеристика типов речи. Практическая работа: морфемный и словообразовательный разбор. Определение типов речи. Лексика: Разновидности типа речи- описания. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Разновидности типа речи- описания: предмета, места, состояния человека и окружающей среды. Лексика: словарный состав языка (изменения, общеупотребительная и необщеупотребительная лексика). Определение видов описаний по строению и лексическим особенностям. Зачет по теме: «Лексический анализ слов в тексте». Морфология Тип речи – рассуждение. Имена существительные, прилагательные, числительные (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфологический разбор имен. Тест по теме: «Правописание имен сущ., прил., числит.». Творческая работа (текст- описание).1п Морфология: глагол, причастие, деепричастие (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфологический разбор глаголов, причастий деепричастий. Тест по теме: «Правописание глаголов, причастий, деепричастий».1п Тип речи - рассуждение. Разновидности: объяснение, размышление, доказательство. Морфология: наречие и служебные части речи (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Практическая работа: «Определи вид рассуждения». Морфологический разбор наречий и служебных частей речи. Тест по теме «Правописание наречий и служебных частей речи». Творческая работа (текст – рассуждение). Орфография. Тип речи – повествование. Стилистика. Трудные темы орфографии. Правописание приставок. Тип речи – повествование. Правописание О - Е после шипящих.1п Тест по теме: «Найди тип речи –повествование». Н и НН в разных частях речи. Алгоритм формальных показателей правописания Н-НН. Проверочная работа по теме «О - Е после шипящих». Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного написания НЕ с разными частями речи. Тест по теме «Н- НН в разных частях речи». Творческая работа по теме: «Текст – повествование». Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих, чередующихся. Тест «НЕ с разными частями речи»1п. Стилистика. Стили речи. Речевая ситуация. Тест по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова». Правописание Ы-И после Ц. Разговорный стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих. Практическая работа «Определи стиль речи». Тест : «Правописание Ы-И после Ц».1п Художественный стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич. Тест : «Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих.» Правописание суффиксов. Тест: «Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич.» Научный стиль речи: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Правописание сложных прилагательных. Алгоритм правописания сложных прилагательных. Практическая работа: «Определи стиль речи». Тест: «Правописание суффиксов». Официально- деловой стиль: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Тест: «Правописание сложных прилагательных». Алгоритм правописания сложных наречий. Практическая работа: «Определи стиль и тип речи». Тест по теме: «Правописание сложных прилагательных и наречий». 1п Публицистический стиль речи: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности. Контрольный тест по теме: «Орфография». Проверочная работа по теме: «Стили и типы речи». Творческая работа по типу заданий ЕГЭ. Итоги. |
3 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 15 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 42 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 |
1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 12 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 33 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 |
Содержание образования.
1 год обучения.
1.Вводное занятие знакомит детей с задачами курса и структурой работы. Дети должны понимать основные функции языка. На вступительных занятиях они получают общее представление о компетенциях.
2.Изучение темы «Фонетика. Текст» позволяет вспомнить и закрепить навык фонетического и орфоэпического разбора и транскрипции. Повторяются основные понятия, связанные с текстом, а в практической работе определяется тема текста, основная мысль, составляется план по микротемам.
3.Тема «Морфемика и словообразование. Типы речи» предполагает повторение теоретических сведений о способах словообразования и типах речи. Практическая работа помогает проверить знания и умения морфемного и словообразовательного разбора, а также навык определения типов речи.
4.Работа с лексическими понятиями позволяет обобщить знания и умения учащихся в теме «Лексика». Контроль знаний определяется в процессе зачета. Школьники вспоминают разновидности типа речи – описания и в предложенных учителем текстах определяют виды описаний по строению и лексическим особенностям.
5.В разделе «Морфология» учащиеся систематизируют знания о разных частях речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. В практической работе закрепляется навык морфологического разбора всех частей речи, а правописание частей речи проверяется в тестовой работе. Тема «Тип речи - рассуждение» включает в себя занятия как практического характера (определение видов рассуждений), так и теоретического (повторение особенностей строения рассуждений- объяснений, доказательств и размышлений).Творческая работа с текстом -описание проверяет умения учащихся анализировать такой текст и создавать на его основе свой собственный.
6.Тема «Орфография. Повествование. Стилистика.» углубляет теоретические знания о разных стилях речи, обобщает знания о правописании трудных тем орфографии, систематизирует знания о типе речи – повествовании. Практическая работа по орфографии проверяет знания, умения и навыки правописания. Дети учатся определять по речевой ситуации и особенностям построения функциональный стиль текстов .Они получают практические навыки стилистического анализа текста, а также определения типовой принадлежности.
Методическое обеспечение программы. 1 год обучения.
№ |
раздел |
Формы обучения |
Дидактические материалы |
Подведение итогов |
Методы обучения |
1 |
Введение |
Лекция |
ОК, карточки |
Доклады учащихся |
Словесные, наглядные, творческие |
2 |
Фонетика. Текст. |
Практикум |
Наглядные средства, ОК |
|
|
3 |
Морфемика. Словообразование. Типы речи. |
Практикум творческая мастерская исследование |
ОК, плакаты, презентации |
Презентации виды разбора |
Словесные творческие репродуктивные |
4. |
Лексика. Разновидности типа речи- описания. |
Лекция, практикум. |
Наглядные |
Схемы, анализ текстов-описаний, зачет |
Словесные, творческие |
5. |
Морфология Тип речи-рассуждение |
Практикум, лекция, фронтальный опрос. |
Наглядные |
Схемы, тесты, практические работы. |
Словесные, практические, наглядные |
6. |
ОрфографияТип речи- повествование. Стилистика. |
Семинар, лекция, практикум, творческая мастерская. |
Наглядные, технические |
Текст-описание, комплексный анализ текста, тест, практическая работа, проверочная работа |
Словесные, наглядные, практические, творческие, интеграции, исследовательские |
-12-
Учебно- тематический план. 2 год обучения
№ урока раздела |
Раздел Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 1.1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6.
3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4.
7.5. 7.6. 7.8. 7.9. 7.10. 7.11. 7.12. 7.13. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5.-8.6. 8.7.-8.8. 8.9.-8.10. 8.11.-8.12. 8.13.-8.14. 8.15. 8.16.-8.18. 8.19. 9. |
Введение.-1 т Задачи. Синтаксис:-6.-1-5 Трудные темы.1т Практическая работа: «Определи стиль и тип речи».1п Способы связи СС.1п Простое предложение.1п Практическая работа: «Способы связи СС».1п Тест по теме: «Стили и типы речи».1п Обособленные члены предложения. Работа с текстом.-9.-3-6 Алгоритм обособления определений. 1т Синтаксический разбор предложения.1п Тест по типу заданий А.1п Алгоритм обособления приложений.1т Сокращение текста.1п Разновидности творческих работ.1п Алгоритм обособления сравнительных оборотов.1т Тест: «Обособление определений и приложений». 1п Тест по теме: «Сравнительный оборот1п Простое осложненное предложение. Письменный текст.-11-2-9. Однородные члены предложения.1п Обращения, вводные слова и вводные предложения.1п Изобразительно- выразительные средства.1т Особенности письменной речи.1т Тест по типу заданий А1п. Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».1п Прямая речь. Оформление цитирования.1п Тест по теме: «Простое предложение». 1п Подготовка письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала.1п Лексические средства описания текста 1п Лексические и речевые средства организации связного текста1п ССП-5-2-3. Алгоритм формальных показателей постановки знаков препинания в ССП..1т Тест по теме: «Знаки препинания в ССП.» 1п Тест по типу заданий В.1п Письменная работа: составление плана, композиция работы, типы зачинов и концовок.1п Алгоритм постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении.1т Требования к письменной речи.6-6 Требования к письменной речи: точность.1п Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».1п Требования к письменной речи: логичность как качество речи. Конструктивные приемы организации текста1п Требования к письменной речи: выразительность.1п Требования к письменной речи: правильность.1п Тест по теме: «Тире и двоеточие в простом и сложном предложении».1п Нормы языка.СПП.-13-2-11 Виды норм языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.1т Культура речи: акцентологические нормы.1п Тест по типу заданий В.1п Культура речи: лексические нормы.1п Алгоритм постановки знаков препинания СПП.1т Культура речи: морфологические нормы.1п Тест по теме: «Знаки препинания в СПП».1п Культура речи: морфологические нормы.1п Тест по теме: «Запятая в простом и сложном предложениях».1п Культура речи: синтаксические нормы1п . Тест по типу заданий В.1п Культура речи: синтаксические нормы.1п Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами.-19.-19 Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.1п Контрольная работа по теме.1п Практическая работа: «Определи тип и стиль речи». 1п Контрольный тест по теме: «Знаки препинания ПП и СП».1п Творческая работа: создание текста в жанре эссе.2п Анализ творческой работы .2п Работа с микротекстами.2п Тест по типу заданий А и В.2п Творческая работа: создание текста типа рассуждения.2п Анализ творческой работы.1п Контрольный тест по типу ЕГЭ.3п Анализ контрольного теста.1п Итоги.1т |
1 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 3 1 1 |
1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 |
5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 3 1 |
-16-
Содержание образования.
2 год обучения.
1.В теме «Введение» постановка задач обучения.
2.Тема «Синтаксис» дает теоретические знания по трудным темам синтаксиса, закрепляет навыки синтаксического разбора словосочетаний. Тестовый контроль уровня стилистического и типового анализа текстов.
3.Тема «Обособленные члены предложения. Работа с текстом» не только знакомит с алгоритмом обособления разных членов предложения, но и закрепляет навык обособления путем проведения тестов по типу заданий А из ЕГЭ. Ребята учатся сокращать текст, а также проводят аналитическую работу по определению разновидностей творческих работ.
4.Углублению знаний посвящена тема «Простое осложненное предложение»: определение однородных членов предложения, вводных слов и предложений, обращений; знаки препинания при них. Практическая работа по подготовке письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала, определение типа и стиля речи.
5.Тема «ССП» предполагает знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в ССП. В практической работе отрабатывается навык постановки запятых, тире и двоеточия в простом и сложном предложении.
6.Знакомство с требованиями к письменной речи и конструктивными приемами организации текста предполагается в теме «Требования к письменной речи».
7.Тема «Нормы языка. СПП.» включает занятия по устному и письменному речевому этикету. Школьники знакомятся с акцентологическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами. Получают теоретические сведения об алгоритме постановки знаков препинания в СПП. Практическая работа предполагает выполнение заданий В из ЕГЭ, а также контроль умений постановки знаков препинания в СПП.
8.Тема «Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами» закрепляет и проверяет навык комплексного анализа текстов.-17-
Методическое обеспечение 2 года обучения.
№ |
раздел |
Формы обучения |
Дидактические материалы |
Подведение итогов |
Методы обучения |
|
Введение. Синтаксис. Обособленные члены предложения. Работа с текстом Простое осложненное предложение. Письменный текст.. ССП. Требования к письменной речи. Нормы языка. СПП Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами. |
Семинар. Фронтальная беседа, практикум, творческая мастерская. Лекция., практикум.. Индивидуальная и фронтальная формы работы, практикум, творческая мастерская.. Исследован., лекция, практикум. Практикум, исследован.. Семинар., исследован. практикум. Исследован., творческая мастерская, практикум. |
Наглядные материалы ОК. Наглядные средства, технические средства. Наглядные средства. Наглядные средства и технические Наглядные средства. Наглядные средства Наглядные средства.. Наглядные средства |
Сообщения учащихся. Записи плана семинара. Стилистический анализ текста, разбор СС, тест. Тестовая работа. Анализ текста. Анализ текстов, практическая работа, тесты... Творческая работа, тест, схемы, ОК. Практическая работа, тест. Конспект., тест, ОК, составление схем. Анализ текста., практическая работа, создание эссе и рассуждения, тест по типу ЕГЭ, работа с микротекстами. |
Словесные, наглядные, практические. Словесные, наглядные, творческие, методы контроля и самоконтроля. Словесные, исследовательские, контроля и самоконтроля. Наглядные, словесные практические. Словесные, исследовательские, дифференцированны Словесные, исследовательские, практические, контроля е Наглядные, словесные, практические, исследовательские. . Творческие, практические, контроля и самоконтроля. |
Материально- техническое оснащение программы:
1.Компьютер.
2.Магнитофон.
3.Телевизор.
4.ОК.
5.Мультимедийный проектор.
Дидактико-методическое оснащение программы:
1.Карточки для индивидуальной работы.
2.Перфокарты.
3.Учебники:
1.Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2004.
2.О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,1999.
3.Т.М.Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2002.
-19-
Библиография.
Для учителя.
1.Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2008.
2.О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2010.
3.Т.М.Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2002.
4.Б.Т.Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М. «Просвещение»,1980.
5.З.Ф.Ульченко. Диктанты с изменением текста. М. «Просвещение»,2010.
6.И.Д.Мороз. Виды изложений и методика их проведения. М. «Просвещение»,2010г.
7. Н.А.Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».1999г.
Для учащихся.
1.Г.Т.Егораева.Е.М.Сергеева. Русский язык. Тематические тренировочные задания. «Экзамен», М.,2010.
2.А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. «Сфера», М.,2010
3.Н.А.Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».1999г.
4. О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2010.
-20-
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»