В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Кремний и его соединения"

Файл прикреплен к материалу: Урок "Кремний и его соединения"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1».

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Сургутский район


Урок химии в 9 классе.


Тема: «Кремний и его соединения».

Выполнила учитель химии

Петрова Елена Владимировна.

г.п.Федоровский 2013 г.


Цель: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.

2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.

Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,

уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,

проектор, презентация.

Этап урока

Формы работы

Содеятельность


Результат

Время

Что делает учитель

Что делают ученики

I. Проверка знаний.

















Графический диктант «Оксиды углерода»

















Диктует характеристики веществ:

  1. бесцветный газ, без запаха.

  2. тяжелее воздуха,

  3. проявляет кислотные свойства,

  4. проявляет окислительные свойства,

  5. проявляет восстановительные свойства

  6. ядовит,

  7. соединяется с гемоглобином крови,

  8. получается разложением карбонатов,

  9. горюч,

  10. используется для тушения пожаров.


Вариант первый – характеристика оксида углерода (II),

Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV).

Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–».




Взаимопроверка.

(слайд №4,5)







В-1. В-2.

СО СО2

1)+ 1) +

2) – 2) +

3) – 3) +

4) – 4) +

5) + 5) -

6) + 6) -

7) + 7) -

8) – 8) +

9) + 9) -

10) - 10) +


«5» - 10 правильных ответов,

«4» - 8,9 правильных ответов,

«3» - 7 правильных ответов.






1-2 мин.












1-2 мин.








II. Изучение нового материала.





1. тема урока.


2. цель урока.





Тема сегодняшнего урока.


Как бы вы сформулировали цели урока?

(Слайд №1,2,3)

Контроль и, если необходимо, помощь.

Объявляют тему: «Кремний и его соединения».

Формулируют цель сами.




Запись в тетрадь.







2-3 мин.







1) Кремний – хим. элемент.










3.Самостоятельная работа по характеристике элемента.

















(Слайд № 6,7)


Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение,

строение атома,

С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер,

Летучее водородное сое-динение,

Гидроксид, его характер.

4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28,

Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14.

По уровням е-: 2,8,4,

1s22s22p63s23p2.

С.О+4, -4, окислитель и восстановитель,

SiO2 – кислотный,

SiH4 - силан,

H2SiO3 – кремниевая кислота.

Один из учеников комментирует.



2-3 мин.











2) Кремний -простое вещество.

















4. Работа с текстом учебника и пособия.

Характеристика простого вещества, рассматривание

образца кремния из коллекции.























(Слайд №8,9)


Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан?


А) аллотропные модификации, их свойства,

Б) химические свойства.












Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой.

В тетради записывают аллотропные модификации кремния.

Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния:

1) с нем. О2, F2, С.

Si + O2SiO2 ; Si + 2F2SiF4 ;

Si + CSiC карбид кремния. (карборунд)

2) с мет Si + 2MgMg2Si – силицид магния.

3) с растворами щелочей

Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2


Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4






3-4 мин.












1 мин.





3)Нахождение кремния в природе:





4) Оксид

5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре,

соединения кремния.

6. Оксид кремния

Направление учеников по плану работы.


(Слайд №10)




Кристаллическая решетка.


Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества.





Кристаллическая решетка –

Si – 27,6% в земной коре,

Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы),

Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O

(основа глины)

Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2

(полевой шпат).


Более прочное, чем СО2.


5-7 мин.








кремния.












Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия.


Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать?

На экране таблица для заполнения (слайд №11)

Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12)



атомная.

Ответы детей:

а) с основными оксидами,

б) с основаниями – щелочами,

в) с водой,






А) со щелочами,

Б) с основными оксидами (СаО),

В) с магнием

SiO2 + 2MgSi + 2MgO

Г) с углеродом

SiO2 + 2CSi + 2CO

Д) с карбонатами

SiO2 + СаСО3 → СаSiO3 + СО2

Е) с плавиковой кислотой (особое)

SiO2 + 4HFSiF4↑ + 2H2O.










2-3 мин.






5)Кремние-вая кислота.








Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости.



(Слайд № 13)



Направление учеников по плану работы.





Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради.




Пометки в тетрадь о применении оксида кремния

Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная.

1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель.

Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот:

Na2SiO3 + H2SO4 H2SiO3 + Na2SO4

1 мин.



5-7 мин.

6) Значение кремния и его применение.


С/м работа с учебником по значению кремния.


(Слайд № 14)




Пометки в тетрадь о производстве стекла.






7) Примене-

ние: силикатная промышлен-

ность. сообщения уч-ся.

Сообщение учащегося о производстве стекла.







Стекло:

сырье, технологические процессы, продукция.


III. Закрепле-

ние, итог урока.

Тест, подведение итогов.

Направление по формулировке выводов.

Выполнение тренировочного теста.

(Слайд №15-18)


3-4 мин.

IV. Д/з:



(Слайд № 15)


§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»).



Использованная литература:

  1. Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2010. – 288 с

  2. Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие.

  3. Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru