В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект урока по технологии в 5 классе «Графическая документация на изделия из древесины»

Николай Витютнев Николай Витютнев
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 23378    комментариев: 1
Краткое описание
       Цель: дать учащимся основные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе.
  

Описание
План-конспект урока по технологии в 5 классе Тема: Графическая документация на изделия из древесины. Практическая работа Изготовление кормушки для птиц Цель:дать учащимся основные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе. Задачи: образовательная:закрепить знания в решении вопросов самостоятельного конструирования и изготовления простейших технических объектов, выбора материала, способ обработки, оформления изделий; развивающая: развивать умение читать и составлять чертежи и технологические карты для изготовления деталей; воспитательная:воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы, умения доводить начатую работу до конца. Оборудование для учеников:чертежи, технологические карты, верстаки, рубанки, ножовки, линейка, угольник. Оборудование для учителя:образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран, диск CD– электронное пособие по предмету. Продолжительность занятия:2 урока по 45 минут. Структурные этапы урока: Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин) I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин) 1. Беседа по вопросам: Какие виды пиломатериалов вы знаете? Назовите основные элементы пиломатериалов. Что такое шпон? Из чего и как изготавливают фанеру? ДСП? ДВП? Чем древесные материалы отличаются от древесины? Какие преимущества и недостатки они имеют? Вы­слушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их. 2. Сообщение темы и цели урока. II. Изложение программного материала (8 – 10 мин) Графическая документация на изделия из древесины. Работу по подготовке к изготовлению различных изделий начинают с выпол­нения чертежей, эскизов и технических рисунков, ко­торые являются графической документацией. Термин «графическая доку­ментация» происходит от двух слов: греческого и латинского, означающих в переводе «пишу, рисую» и «свидетельство, доказательство». Чертеж: представляет собой условное изображение изделия, выполнен­ное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графиче­ским документом, прочитав который можно узнать: из какого материала из­готовлено изделие, какие у него размеры, форма и т. д. Часто чертеж приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде. Отношение линейных размеров изображения изделия к его действи­тельным размерам называется масштабом. Установлены строго определен­ные масштабы, например, для уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4 и др.; для увеличе­ния — 2:1; 2,5:1; 4:1 и др. На чертежах масштабы записывают условно: М 1:2, М 4:1 и т. п. Если изображение выполнено в натуральную величину, то мас­штаб обозначают так: М 1:1. Эскиз является условным изображением изделия, выполненным от руки, но с выдержанными на глаз пропорциями между частями. Это предваритель­ный набросок изделия. Эскиз делают в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскизы лучше всего выполнять на бумаге в клетку. Технический рисунок представляет собой наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три стороны. По техническому рисунку легко пред­ставить себе форму изделия. На чертеже, эскизе, техническом рисунке обязательно проставляют раз­меры, необходимые для изготовления детали. Надписи на графических доку­ментах выполняют чертежным шрифтом. Графическая документация, по которой организуется выпуск деталей и изделий на производстве, получила название технологической, так как опре­деляет весь технологический процесс изготовления изделий. Она входит в состав документации технической, по которой организовано все производст­во в целом. В мастерской часто приходится иметь дело с деталями призматической формы, содержащими в себе различные элементы. Чертеж или эскиз такой детали содержит не одно изображение, а несколько: спереди, сверху и слева. Называются они соответственно: вид спереди, вид сверху и вид слева. Вид спереди считается главным. Он дает наиболее полное представление о конструкции детали, изделия. Под ним находится вид свер­ху, а с правой стороны — вид слева. Размеры детали проставляют сначала на виде спереди, а те из них, которые там нельзя проставить, наносят на других видах. На чертежи и изделия, изготовленные по чертежам, имеются специальные документы — стандарты. В них определены форма, размеры, материалы изде­лий и другие сведения. Те стандарты, которые действуют на территории всей страны, называются государственными стандартами (ГОСТами). Нарушить стандарт – значит допустить брак в работе. Расстояние между размерной линией и линией видимого контура должно составлять 6… 10 мм. Размерное число пишут над размерной линией, ближе к ее середине. Размеры всегда проставляют в миллиметрах. Вместо слова «толщина» на чертеже пишут латинскую букву «S». Наи­большие размеры детали (длина, ширина, толщина) получили название габа­ритных. Термин «габаритный» происходит от французского слова, которое переводится как «предельная величина очертания». Наименование детали, материала и масштаб указывают в основной над­писи в правом нижнем углу чертежа или эскиза. Над ней записывают техни­ческие требования — особые указания по изготовлению изделия, например: «Лакировать». Эскиз плоской детали необходимо выполнять в такой последовательности. Внимательно рассмотреть деталь. На глаз выбрать масштаб и посередине листа бумаги тонкими линиями выполнить ее изображение. Про­верить соответствие изображения устройству детали и обвести видимые кон­туры сплошными толстыми линиями. Провести выносные и размерные ли­нии, обмерить деталь и проставить на эскизе размерные числа. Нанести размер толщины детали, в правом нижнем углу листа выполнить необходимые надписи. Прочитать эскиз или чертеж – это значит представить себе устройство де­тали и выяснить все данные, необходимые для ее изготовления. Читать эскиз или чертеж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала ее надо изготовить. 3aтем рассмотреть изображение детали, пред­ставить ее форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изо­бражении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже. III. Практическая часть. 1. Самостоятельная работа «Графическое изображение изделий из древесины», (10 мин) Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на сво­ем рабочем месте в тетради. Для выполнения работы понадобятся рисунки, приведённые в учебнике, детали изделий из древесины. Вводный инструктаж. Задания: 1) рассмотрите изделия, изображенные на рисунках в учебнике; определите разницу между чертежом, техническим рисунком и эскизом; 2) внимательно изучите предложенную учителем деталь и выполните тон­кими линиями её эскиз, выбрав подходящий масштаб; 3) проверьте соответствие между изображением и деталью и обведите види­мые контуры на эскизе сплошной толстой линией, проведите выносные и размерные линии, обмерьте деталь и проставьте размеры; 4) в правом нижнем углу листа запишите необходимые основные сведения о детали; 5) прочитайте предложенный учителем чертёж детали изделия из древесины. Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль понимания учащимися нового мате­риала, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка пра­вильности выполнения заданий. Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возмож­ностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде. 2. Практическая работа «Изготовление кормушки для птиц»,(42 мин) Для изготовления кормушек необходимо иметь материал и инструмент. Инструменты: 1. Ножовка широкая 2. Ножовка узкая 3. Ножовка с обушком для запиловки шипов и точных пропилов. 4. Угольник 5. Плоскогубцы 6. Молоток 7. Гвозди Объект работы. Кормушка для птиц. Оснащение занятия. Образцы кормушек для птиц; заготовки для кормушки (обрезки доски, фанера, бруски, жесть, проволока); киянки; чертежные принадлежности. <shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id=«Рисунок_x0020_1» o:spid="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" alt=«049056054124052057053053055054» st yle=«width:187.5pt;height:128.25pt; visibility:visible»><imagedata src=«file:///D:%5CUsers%5C3D4E~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.jpg» o:title=«049056054124052057053053055054»> фото 1. Кормушка для птиц Вступительная беседа: — Ребята, я сегодня получил письмо от деда Мороза. Вот, что он пишет: «Я, Дедушка Мороз, пролетая мимо вашего края, увидел, что Зима не торопится прийти к вам. А значит, не скоро будет новогодняя ёлка и новогодние каникулы. И решил: если ребята из вашей школы помогут птицам прожить суровую зимнюю стужу и голод, а для этого необходимо изготовить для них домики и кормушки, то я скажу Снежной королеве, чтобы она замела улицы сугробами, заморозила все водоёмы и ребята смогут кататься на лыжах, на санках и на коньках.
— Что же делать? А ведь мы так соскучились по снегу, хочется вылепить снеговика, покататься на лыжах и на коньках. Нужно подумать, что же предпринять.
— Кажется, я придумал, как обмануть Снежную королеву. Давайте каждый нарисует свою кормушку, а рисунки повесим в классе. Снежная королева решит, что зима вступила в свои права, и выполнит указания Дедушки Мороза. Но как, же быть с птицами? Ведь в нарисованных домиках нельзя прожить и там нечего покушать.

<shape id=«Рисунок_x0020_5» o:spid="_x0000_i1026" type="#_x0000_t75" alt=«049056054124052057053053054056» st yle=«width:187.5pt;height:112.5pt;visibility:visible»><imagedata src=«file:///D:%5CUsers%5C3D4E~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.jpg» o:title=«049056054124052057053053054056»>фото 2. Кормушка для птиц — Сегодня вы будете изготавливать детали кормушек для птиц, и создавать себе предновогоднее настроение. Ваши работы мы повесим на деревья, которые растут возле школы.
— Рассмотрите чертёж деталей кормушки внимательно. Из каких частей состоит кормушка?
— Какая из этих частей самая большая?
— Внимательно рассмотрим чертёж кормушки. Возьмем фанеру, сделаем разметку заготовки. Берём ножовку и скругляем торцы заготовки. Берём брусок распиливаем по размеру и прикрепляем к краям фанеры при помощи клея и гвоздей. Выпиливаем из следующего куска фанеры заготовку для крыши и при помощи клея и гвоздей крепим к вертикальным брускам.

Методические рекомендации В ходе занятий по разделу школьники должны закрепить полученные в течение учебного года знания и умения и научиться использовать их при изготовлении конкретного изделия. Общая цель раздела определяет тематику отдельных занятий, их структуру, а также выбор изделия для изготовления. Основное время на занятиях отводится практической работе, в процессе которой сообщают школьникам теоретические сведения. Некоторые новые знания и умения учащиеся приобретают самостоятельно при решении технических задач, поиске ответа на поставленные вопросы и т. д. Такая структура занятий позволяет не только пополнять знания школьников, но и способствует развитию их творческих способностей. Первое занятиеорганизую по такому плану: ü вступительная беседа; ü обсуждение конструкции образцов различных кормушек для птиц; ü разработка конструкции кормушки по заданным условиям; ü выбор оптимальных габаритных размеров кормушки; ü определение основных размеров деталей; ü разработка последовательности изготовления; ü подбор и подготовка материалов для изготовления деталей; ü подведение итогов занятия. Во время вступительной беседы школьникам рассказываю о необходимости подкармливать птиц зимой, об использовании для этой цели специально изготовленных кормушек, показываю образцы кормушек, сделанных пятиклассниками в предыдущие годы. Затем приступаем к обсуждению их конструкций. Вначале выявляю требования, которым должна отвечать кормушка. Очень важно, чтобы школьники поняли значение этого этапа, как начального этапа конструирования, и стремились изготовить изделие, максимально отвечающее предъявленным требованиям. Основные требования к кормушке для птиц: ü обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, обледенения, ветра и т. д.); ü доступность корма для скармливания птицам; ü возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц; ü простота изготовления; ü долговечность; ü возможность использования дешевых материалов, отходов от производства и т. д.; ü хороший внешний вид. Сформировав требования к кормушке, приступаем к обсуждению конструкции имеющихся образцов. Сравнивая их, выбираем лучшую конструкцию, которую можно принять за образец для изготовления. Но это в известной мере сковывает творческие возможности учащихся. Можно поступить по-другому: выбрав кормушку, которая в наибольшей мере удовлетворяет выдвинутым требованиям, создать на её основе собственную конструкцию, изменив, если нужно, размеры, форму, способы крепления деталей и т. д. Способ выбора конструкции зависит от подготовленности класса, наличия образцов изделия и т. д. В результате решения ряда технических задач школьники приходят к созданию оптимальной конструкции кормушки для птиц (рис. 1). После разработки конструкции кормушки устанавливают её габаритные размеры. При этом нужно учитывать требования, предъявляемые к изделию, и стремиться к экономному расходованию материалов. Оптимальные габаритные размеры кормушки можно принять такими: ширина 160, длина 220 и высота <metricconverter productid=«180 мм» w:st=«on»>180 мм. Основные размеры деталей кормушки определяют исходя из габаритных: так, основание должно иметь размеры 200 × 140 × <metricconverter productid=«15 мм» w:st=«on»>15 мм, крыша — 220 × <metricconverter productid=«175 мм» w:st=«on»>175 мм, боковые стенки — 200 × <metricconverter productid=«40 мм» w:st=«on»>40 мм, бруски для порогов — 140 × 15 × <metricconverter productid=«10 мм» w:st=«on»>10 мм; стойки выполняют из проволоки диаметром 2— <metricconverter productid=«3 мм» w:st=«on»>3 мм и длиной <metricconverter productid=«540 мм» w:st=«on»>540 мм. Последовательность изготовления кормушки для птиц разрабатывают коллективно. Выслушиваю предложения школь­ников, объясняю, почему одни из них нужно принять, а другие следует признать нерациональными. При этом не нужно отвергать без обсуждения даже неприемлемые предложения учащихся, так как это может отрицательно сказаться на их инициативе. Разработав последовательность изготовления изделия, оформляют в тетради технологическую карту. Следует учесть, что детали кормушки нужно изготавливать и в столярной и в слесарной мастерской; целесообразно вначале изготовить детали из древесины, а затем из жести и проволоки. В конце урока дежурные раздают заготовки для изготовления деталей кормушки, школьники определяют их пригодность, подготавливают к разметке. Сообщаю, что на следующем уроке нужно будет составить эскизы и рабочие чертежи, подвожу итог проведенного занятия, отмечая учащихся, наиболее активно участвующих в работе. <imagedata src=«file:///D:%5CUsers%5C3D4E~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.jpg» o:title=«Безымянный» gain=«126031f» blacklevel=«3932f»> Рис. 1. Кормушка для птиц. После завершения разметки деталей – физминутка. (3 мин)
Встали мы ровно, руки подняли.
Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем — Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — Крылья заложим назад. Завершение работы – работа по отделке (напильник, наждачная бумага). <shape id=«Рисунок_x0020_4» o:spid="_x0000_i1028" type="#_x0000_t75" alt=«1168768989_t_1old004» st yle=«width:150pt;height:111pt;visibility:visible»><imagedata src=«file:///D:%5CUsers%5C3D4E~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image005.jpg» o:title=«1168768989_t_1old004»> IV. Итоговая часть. Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин) — Какие новые слова узнали на этом уроке? (Чертёж, эскиз технический рисунок, масштаб) — Что они обозначают?
— Что вы сегодня изготовили? Для чего вы это делали? Теперь Снежная королева подумает, что наступила зима и вернется к нам.

Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомст­во с технологией обработки древесины. Учащиеся усвоят навыки разметки заготовок и познакомятся с процессом пиления деталей из древесины. Домашнее задание: 1) пользуясь примером разработанной технологической карты в учебнике, составить технологическую карту на изготовление изделия из древесины, предложенного учителем; 2) прочитать параграф 6 в учебнике. Уборка рабочих мест,, (10 мин) — Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Урок окончен.
Пожаловаться 03 марта 2013
Файлы
План конспект урока №2 по технологии в 5 кл.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

План-конспект урока технологии в 5 классе


Тема: Этапы создания изделий из древесины

Лабораторно-практическая работа

Изготовление деталей изделия из древесины


Цель: познакомить учащихся с процессом создания изделий из древесины, способствовать развитию технического мышления.


Задачи:

образовательная: научить учащихся правильному выполнению операций по изготовлению изделий из древесины по чертежу изделия и технологической карте;

развивающая: развивать умение читать и составлять чертежи и технологические карты для изготовления деталей;

воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы, умения доводить начатую работу до конца.

Оборудование для учеников: чертежи, технологические карты, верстаки, рубанки, ножовки, линейка, угольник.

Оборудование для учителя: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран, диск CD – электронное пособие по предмету.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Место данного урока в содержании обучения технологии в 5 классе: тема урока «Этапы создания изделий из древесины» является частью раздела технологии «Творческий проект».

Тип урока: комбинированный.


Структурные этапы урока:

Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)


I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)


1. Беседа по вопросам:

  • Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга?

  • Что такое масштаб? Какие виды масштабов вы знаете?

  • В какой последовательности выполняют эскиз?

  • Какими линиями изображают контуры деталей, выносные и размерные линии?

  • Что значит прочитать чертёж?

Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.


2. Для активизации познавательного интереса предложить учащимся решить такую задачу:


На рисунке 1 изображён вид сверху. Необходимо предложить, как будет выглядеть это изделие, что оно собой представляет.

Варианты ответов могут быть различными.

Такого типа задачи будут встречаться учащимся на уроках черчения.









Рис.1.


3. Сообщение темы и цели урока.


II. Изложение программного материала. (8 – 10 мин.)


Иллюстративный рассказ.

Учитель. Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, то есть часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций. Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертёж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, то есть документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту – значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, то есть материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, то есть наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

Соединённые детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.

Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделие описывается в технологических картах.

Обработку заготовок осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.

Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.

Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.

Операции состоят из переходов и установов (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.

В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, графическое изображение изменяющейся заготовки, применяемые инструменты и приспособления.

В таблице приведена технологическая карта на изготовление кухонной разделочной доски.

Практическая работа (10 мин.)


Составление технологической карты на изготовление простейшей детали:

1) Внимательно изучите чертёж детали, которую вы хотите изготовить.

2) Пользуясь таблицей, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.

3) Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.



После завершения второго этапа – физминутка.


Физминутка (3 мин.)


Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.


Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько мальчиков у нас.

Столько сделаем хлопков

Сколько в мастерской станков.


Динамическая пауза направлена на снижение эмоционального напряжения и способствует повышению внимания и поддержанию интереса к предмету


III. Лабораторно-практическая работа (42 мин)

Изготовление деталей изделия из древесины


Цель. Совершенствовать умения по обработке древесины; приучать школьников экономно расходовать древесину.

Объект работы. Кормушка для птиц.

Оснащение занятия. Столярные инструменты (рубанок, ножовка, угольник, лобзик); заготовки для основания кормушки, боковой стенки и порогов; чертежные принадлежности.


Методические рекомендации

Занятие можно провести по следующему плану:

  • повторение и закрепление необходимых для проведения занятия знаний;

  • составление эскизов и рабочих чертежей деталей из древесины;

  • изготовление основания кормушки;

  • изготовление боковых стенок;

  • изготовление порогов, предохраняющих корм от рассыпания;

  • подведение итогов работы.

В начале занятия провожу беседу, в процессе которой учащиеся вспоминают элементы графической грамоты, основные приёмы обработки древесины, правила безопасности при работе со столярным инструментом. Так, в ходе беседы нужно, например, выяснить, чем отличается эскиз от рабочего чертежа, в каких случаях используют эскиз, технический рисунок и чертёж, какую линию при разметке называют базовой и пр.

Особое внимание следует обратить на вопросы безопасности при обработке древесины, напомнив учащимся правила пиления древесины ножовкой, последовательность закрепления заготовки в верстаке, порядок налаживания рубанка и т. д.

После беседы приступают к составлению технической документации на изготовление деталей из древесины. Учитель предлагает, пользуясь рисунком сконструированной на предыдущем занятии кормушки, определить, какие детали должны изготавливаться из древесины. При этом учащиеся вспоминают особенности конструкции кормушки, требования, которым она должна отвечать. Затем выполняют рабочий чертеж основания кормушки (рис. 2); технический рисунок порога (рис. 3) и эскиз боковой стенки (рис. 4).

Важным этапом урока является разметка заготовок. Её нельзя организовывать «под диктовку», так как в этом случае выполненные в тетрадях чертежи оказываются ненужными.

Прежде всего, вы должны чётко представлять себе назначение изделия, условия, в которых оно будет использоваться, общее количество одинаковых изделий, которое надо сделать.

Приступая к работе над изделием, надо вначале изучить конструкцию других подобных изделий, затем выбрать нужный материал, определить форму отдельных деталей и изделия в целом. При этом следует стремиться обеспечивать простоту изготовления и экономное расходование материалов. Для более тщательной проработки конструкции можно изготавливать макеты из бумаги и других материалов.

Безымянный

Рис. 2. Чертёж основания кормушки.


Весь процесс должен заканчиваться подготовкой графической и другой документации на изготовление изделия.

В своей работе вы столкнетесь с выбором способов соединения деталей. С некоторыми из них вы уже знакомы. При конструировании изделий старайтесь использовать эти способы соединения деталей.

Безымянный


Рис. 3. Технический рисунок «Порог кормушки»


Безымянный


Рис. 4. Эскиз боковой стенки кормушки.


Следует стремиться к тому, чтобы школьники поняли необходимость технической документации, а это возможно только в том случае, если они будут пользоваться чертежами, эскизами, техническими рисунками, технологическими картами. Например, при разметке основания ставлю перед школьниками задачу: «Рассмотрите чертёж и определите, как произвести: разметку основания кормушки, чтобы рационально использовать материал». Решая такие задачи, пятиклассники учатся по проекциям чертежа «видеть» деталь, т. е. развивают пространственное представление, определяют последовательность её обработки, припуск и др. Учащиеся должны усвоить, что техническая документация является основой создания, эксплуатации и совершенствования техники.

При изготовлении деталей кормушки обращаю внимание учащихся на правильность выполнения операций по обработке древесины, использование инструментов по назначению. Опыт показывает, что ко времени выполнения специализированных работ возникает необходимость напомнить учащимся некоторые приёмы обработки древесины, например строгания её рубанком, пиления фанеры лобзиком и др., показать, как обрабатывать рубанком боковые стенки кормушки, чтобы не повредить их углы при строгании. Пятиклассники должны усвоить, как обрабатывают рубанком фанеру, торцовую кромку доски, какие инструменты используют при обработке криволинейных кромок фанеры и др.

В конце занятия оцениваю качество изготовленных деталей, указываю на характерные ошибки, допущенные в работе, показываю на конкретных примерах, к каким погрешностям приводят неправильные приёмы работы. Например, некоторые школьники при строгании в конце заготовки перемещают рубанок не по прямой линии, а опускают вниз, что приводит к закруглению углов заготовки. Показываю детали, изготовленные школьниками, которые допустили такую ошибку. Наглядные примеры помогают избежать ошибок в работе.


В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.



IV. Итог урока.

1. Организованное окончание урока.

  • Какие новые слова узнали на этом уроке? (техническая документация, технологическая карта, сборочная единица).

  • Что они означают?

  • Что вы сегодня изготовили? Для чего вы это делали?


2. Подведение итогов урока, (5 мин)

Анализ своих работ детьми выполняется по плану. Учащиеся сравнивают свои работы. Учитель указывает на недочёты. Оценивает ответы и работу учащихся.

Уборка рабочих мест и помещения мастерской, (10 мин)

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.




план конспект урока №1 по технологии в 5 кл.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

План-конспект урока по технологии в 5 классе


Тема: Графическая документация на изделия из древесины.

Практическая работа

Изготовление кормушки для птиц


Цель: дать учащимся основные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе.

Задачи:

образовательная: закрепить знания в решении вопросов самостоятельного конструирования и изготовления простейших технических объектов, выбора материала, способ обработки, оформления изделий;

развивающая: развивать умение читать и составлять чертежи и технологические карты для изготовления деталей;

воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы, умения доводить начатую работу до конца.

Оборудование для учеников: чертежи, технологические карты, верстаки, рубанки, ножовки, линейка, угольник.

Оборудование для учителя: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран, диск CD – электронное пособие по предмету.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.


Структурные этапы урока:


Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)


I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)

1. Беседа по вопросам:

Какие виды пиломатериалов вы знаете? Назовите основные элементы пиломатериалов. Что такое шпон? Из чего и как изготавливают фанеру? ДСП? ДВП? Чем древесные материалы отличаются от древесины? Какие преимущества и недостатки они имеют?

Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.


2. Сообщение темы и цели урока.


II. Изложение программного материала (8 – 10 мин)


Графическая документация на изделия из древесины.

Работу по подготовке к изготовлению различных изделий начинают с выполнения чертежей, эскизов и технических рисунков, которые являются графической документацией. Термин «графическая документация» происходит от двух слов: греческого и латинского, означающих в переводе «пишу, рисую» и «свидетельство, доказательство».

Чертеж: представляет собой условное изображение изделия, выполненное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графическим документом, прочитав который можно узнать: из какого материала изготовлено изделие, какие у него размеры, форма и т. д.

Часто чертеж приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде. Отношение линейных размеров изображения изделия к его действительным размерам называется масштабом. Установлены строго определенные масштабы, например, для уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4 и др.; для увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1 и др. На чертежах масштабы записывают условно: М 1:2, М 4:1 и т. п. Если изображение выполнено в натуральную величину, то масштаб обозначают так: М 1:1.

Эскиз является условным изображением изделия, выполненным от руки, но с выдержанными на глаз пропорциями между частями. Это предварительный набросок изделия. Эскиз делают в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскизы лучше всего выполнять на бумаге в клетку.

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три стороны. По техническому рисунку легко представить себе форму изделия.

На чертеже, эскизе, техническом рисунке обязательно проставляют размеры, необходимые для изготовления детали. Надписи на графических документах выполняют чертежным шрифтом.

Графическая документация, по которой организуется выпуск деталей и изделий на производстве, получила название технологической, так как определяет весь технологический процесс изготовления изделий. Она входит в состав документации технической, по которой организовано все производство в целом.

В мастерской часто приходится иметь дело с деталями призматической формы, содержащими в себе различные элементы. Чертеж или эскиз такой детали содержит не одно изображение, а несколько: спереди, сверху и слева. Называются они соответственно: вид спереди, вид сверху и вид слева. Вид спереди считается главным. Он дает наиболее полное представление о конструкции детали, изделия. Под ним находится вид сверху, а с правой стороны - вид слева. Размеры детали проставляют сначала на виде спереди, а те из них, которые там нельзя проставить, наносят на других видах.

На чертежи и изделия, изготовленные по чертежам, имеются специальные документы - стандарты. В них определены форма, размеры, материалы изделий и другие сведения. Те стандарты, которые действуют на территории всей страны, называются государственными стандартами (ГОСТами). Нарушить стандарт – значит допустить брак в работе.

Расстояние между размерной линией и линией видимого контура должно составлять 6... 10 мм. Размерное число пишут над размерной линией, ближе к ее середине. Размеры всегда проставляют в миллиметрах.

Вместо слова «толщина» на чертеже пишут латинскую букву «S». Наибольшие размеры детали (длина, ширина, толщина) получили название габаритных.

Термин «габаритный» происходит от французского слова, которое переводится как «предельная величина очертания».

Наименование детали, материала и масштаб указывают в основной надписи в правом нижнем углу чертежа или эскиза. Над ней записывают технические требования - особые указания по изготовлению изделия, например: «Лакировать».

Эскиз плоской детали необходимо выполнять в такой последовательности. Внимательно рассмотреть деталь. На глаз выбрать масштаб и посередине листа бумаги тонкими линиями выполнить ее изображение. Проверить соответствие изображения устройству детали и обвести видимые контуры сплошными толстыми линиями. Провести выносные и размерные линии, обмерить деталь и проставить на эскизе размерные числа. Нанести размер толщины детали, в правом нижнем углу листа выполнить необходимые надписи.

Прочитать эскиз или чертеж – это значит представить себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для ее изготовления.

Читать эскиз или чертеж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала ее надо изготовить. 3aтем рассмотреть изображение детали, представить ее форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.


III. Практическая часть.


  1. Самостоятельная работа «Графическое изображение изделий из древесины», (10 мин)

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте в тетради. Для выполнения работы понадобятся рисунки, приведённые в учебнике, детали изделий из древесины.

Вводный инструктаж.

Задания:

1) рассмотрите изделия, изображенные на рисунках в учебнике; определите разницу между чертежом, техническим рисунком и эскизом;

2) внимательно изучите предложенную учителем деталь и выполните тонкими линиями её эскиз, выбрав подходящий масштаб;

3) проверьте соответствие между изображением и деталью и обведите видимые контуры на эскизе сплошной толстой линией, проведите выносные и размерные линии, обмерьте деталь и проставьте размеры;

4) в правом нижнем углу листа запишите необходимые основные сведения о детали;

5) прочитайте предложенный учителем чертёж детали изделия из древесины.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль понимания учащимися нового материала, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.


  1. Практическая работа

«Изготовление кормушки для птиц», (42 мин)


Для изготовления кормушек необходимо иметь материал и инструмент. Инструменты:

1. Ножовка широкая

2. Ножовка узкая

3. Ножовка с обушком для запиловки шипов и точных пропилов. 4. Угольник

5. Плоскогубцы

6. Молоток

7. Гвозди

Объект работы. Кормушка для птиц.

Оснащение занятия. Образцы кормушек для птиц; заготовки для кормушки (обрезки доски, фанера, бруски, жесть, проволока); киянки; чертежные принадлежности.

фото 1. Кормушка для птиц


Вступительная беседа:


- Ребята, я сегодня получил письмо от деда Мороза. Вот, что он пишет: «Я, Дедушка Мороз, пролетая мимо вашего края, увидел, что Зима не торопится прийти к вам. А значит, не скоро будет новогодняя ёлка и новогодние каникулы. И решил: если ребята из вашей школы помогут птицам прожить суровую зимнюю стужу и голод, а для этого необходимо изготовить для них домики и кормушки, то я скажу Снежной королеве, чтобы она замела улицы сугробами, заморозила все водоёмы и ребята смогут кататься на лыжах, на санках и на коньках.
- Что же делать? А ведь мы так соскучились по снегу, хочется вылепить снеговика, покататься на лыжах и на коньках. Нужно подумать, что же предпринять.
- Кажется, я придумал, как обмануть Снежную королеву. Давайте каждый нарисует свою кормушку, а рисунки повесим в классе. Снежная королева решит, что зима вступила в свои права, и выполнит указания Дедушки Мороза. Но как, же быть с птицами? Ведь в нарисованных домиках нельзя прожить и там нечего покушать.


фото 2. Кормушка для птиц


- Сегодня вы будете изготавливать детали кормушек для птиц, и создавать себе предновогоднее настроение. Ваши работы мы повесим на деревья, которые растут возле школы.
- Рассмотрите чертёж деталей кормушки внимательно. Из каких частей состоит кормушка?
- Какая из этих частей самая большая?
- Внимательно рассмотрим чертёж кормушки. Возьмем фанеру, сделаем разметку заготовки. Берём ножовку и скругляем торцы заготовки. Берём брусок распиливаем по размеру и прикрепляем к краям фанеры при помощи клея и гвоздей. Выпиливаем из следующего куска фанеры заготовку для крыши и при помощи клея и гвоздей крепим к вертикальным брускам.


Методические рекомендации

В ходе занятий по разделу школьники должны закрепить полученные в течение учебного года знания и умения и научиться использовать их при изготовлении конкретного изделия. Общая цель раздела определяет тематику отдельных занятий, их структуру, а также выбор изделия для изготовления. Основное время на занятиях отводится практической работе, в процессе которой сообщают школьникам теоретические сведения. Некоторые новые знания и умения учащиеся приобретают самостоятельно при решении технических задач, поиске ответа на поставленные вопросы и т. д. Такая структура занятий позволяет не только пополнять знания школьников, но и способствует развитию их творческих способностей.

Первое занятие организую по такому плану:


  • вступительная беседа;

  • обсуждение конструкции образцов различных кормушек для птиц;

  • разработка конструкции кормушки по заданным условиям;

  • выбор оптимальных габаритных размеров кормушки;

  • определение основных размеров деталей;

  • разработка последовательности изготовления;

  • подбор и подготовка материалов для изготовления деталей;

  • подведение итогов занятия.

Во время вступительной беседы школьникам рассказываю о необходимости подкармливать птиц зимой, об использовании для этой цели специально изготовленных кормушек, показываю образцы кормушек, сделанных пятиклассниками в предыдущие годы. Затем приступаем к обсуждению их конструкций. Вначале выявляю требования, которым должна отвечать кормушка. Очень важно, чтобы школьники поняли значение этого этапа, как начального этапа конструирования, и стремились изготовить изделие, максимально отвечающее предъявленным требованиям.


Основные требования к кормушке для птиц:

  • обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, обледенения, ветра и т. д.);

  • доступность корма для скармливания птицам;

  • возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц;

  • простота изготовления;

  • долговечность;

  • возможность использования дешевых материалов, отходов от производства и т. д.;

  • хороший внешний вид.

Сформировав требования к кормушке, приступаем к обсуждению конструкции имеющихся образцов. Сравнивая их, выбираем лучшую конструкцию, которую можно принять за образец для изготовления. Но это в известной мере сковывает творческие возможности учащихся. Можно поступить по-другому: выбрав кормушку, которая в наибольшей мере удовлетворяет выдвинутым требованиям, создать на её основе собственную конструкцию, изменив, если нужно, размеры, форму, способы крепления деталей и т. д. Способ выбора конструкции зависит от подготовленности класса, наличия образцов изделия и т. д.

В результате решения ряда технических задач школьники приходят к созданию оптимальной конструкции кормушки для птиц (рис. 1).

После разработки конструкции кормушки устанавливают её габаритные размеры. При этом нужно учитывать требования, предъявляемые к изделию, и стремиться к экономному расходованию материалов. Оптимальные габаритные размеры кормушки можно принять такими: ширина 160, длина 220 и высота 180 мм. Основные размеры деталей кормушки определяют исходя из габаритных: так, основание должно иметь размеры 200 × 140 × 15 мм, крыша — 220 × 175 мм, боковые стенки — 200 × 40 мм, бруски для порогов — 140 × 15 × 10 мм; стойки выполняют из проволоки диаметром 2— 3 мм и длиной 540 мм. Последовательность изготовления кормушки для птиц разрабатывают коллективно.

Выслушиваю предложения школьников, объясняю, почему одни из них нужно принять, а другие следует признать нерациональными. При этом не нужно отвергать без обсуждения даже неприемлемые предложения учащихся, так как это может отрицательно сказаться на их инициативе.

Разработав последовательность изготовления изделия, оформляют в тетради технологическую карту. Следует учесть, что детали кормушки нужно изготавливать и в столярной и в слесарной мастерской; целесообразно вначале изготовить детали из древесины, а затем из жести и проволоки.

В конце урока дежурные раздают заготовки для изготовления деталей кормушки, школьники определяют их пригодность, подготавливают к разметке. Сообщаю, что на следующем уроке нужно будет составить эскизы и рабочие чертежи, подвожу итог проведенного занятия, отмечая учащихся, наиболее активно участвующих в работе.



Рис. 1. Кормушка для птиц.




После завершения разметки деталей – физминутка. (3 мин)


Встали мы ровно, руки подняли.
Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - Крылья заложим назад.


Завершение работы – работа по отделке (напильник, наждачная бумага).





IV. Итоговая часть.


Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)

- Какие новые слова узнали на этом уроке? (Чертёж, эскиз технический рисунок, масштаб)

- Что они обозначают?
- Что вы сегодня изготовили? Для чего вы это делали? Теперь Снежная королева подумает, что наступила зима и вернется к нам.

Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся усвоят навыки разметки заготовок и познакомятся с процессом пиления деталей из древесины.

Домашнее задание:

1) пользуясь примером разработанной технологической карты в учебнике, составить технологическую карту на изготовление изделия из древесины, предложенного учителем;

2) прочитать параграф 6 в учебнике.

Уборка рабочих мест, , (10 мин)

- Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Урок окончен.



Уроки технологии в 5 классе.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru