Проведение занятия по продуктивно-творческой деятельности «Портрет родного города»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 617
Методическая разработка урока
Проведение занятия по продуктивно-творческой деятельности «Портрет родного города».
Автор:
Иванова Наталья Николаевна
должность воспитатель
МДОУ «Детский сад №444 г. Челябинска»
Краеведение
Подготовительная группа
Продолжительность 30 минут
Челябинск
2018г.
Вид занятия: продуктивно-творческая деятельность.
Цель: закрепить и расширить представления детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях и исторических памятниках. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
Задачи:
Познавательное развитие: познакомить детей с главными достопримечательностями Челябинска. Воспитывать интерес к России, к родному краю – Южному Уралу, воспитывать чувство гордости за страну, в которой мы живем, за Южный Урал. Формировать заботливое отношение к родному городу, желание сделать его еще красивее, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать познавательный интерес.
Художественно – эстетическое развитие: вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Развивать образное мышление детей, воображение, инициативу, закрепить навыки работы в технике аппликации.
Социально – коммуникативное развитие: совершенствовать навыки работы в коллективе. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать дружеские отношения, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умение слушать товарища.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей. Развивать умение использовать в речи простые и сложные конструкции предложений, соблюдать связность и последовательность высказываний. Словарная работа: экспонат, достопримечательность.
Предварительная работа:
-
Рассматривание книг, открыток с видами города.
-
Беседы о достопримечательностях Челябинска, об истории родного города.
-
Создание детско-взрослого проекта «Вместе с папой, вместе с мамой», в рамках которого несколько детей из группы вместе с родителями посетили Государственный исторический музей Южного Урала.
-
Рисование с элементами геометрического конструирования «Дом, в котором я живу».
Оборудование и материалы: альбом о посещении Государственного исторического музея Южного Урала, фотографии макета Челябинской крепости, панно-основа для создания картины, конверт с ранее нарисованными и вырезанными детьми домами, конверт с фотографиями достопримечательностей г. Челябинска, фишки 3 цветов (красный, желтый, зеленый), клей, кисточки, салфетки, карандаши восковые, фломастеры, конверт с гербом города. 3 коробочки разных цветов: красная, желтая, зеленая. В желтой коробочке лежат рисунки цветов, в зеленой – рисунки или небольшие макеты деревьев, в красной – рисунки машин.
Ход занятия.
Педагог берет альбом про посещение детьми группы Государственного исторического музея Южного Урала и привлекает к нему внимание детей:
- Ребята скажите, пожалуйста, вам знаком этот альбом? И про что этот альбом? (ответы детей) Давайте мы с вами присядем и рассмотрим его повнимательнее.
Педагог приглашает детей присесть за общий стол. Разговор продолжается после того, как все сядут удобно.
- И кто же сделал такой замечательный альбом? Девочки, вы были в музее? Расскажите нам немножко? (небольшой рассказ детей про посещение музея) Это очень интересный альбом. Я тоже с большим удовольствием посмотрела ваш рассказ про краеведческий музей. А правильно этот музей называется Государственный исторический музей Южного Урала. И недавно я тоже сходила в этот музей. И увидела метеорит и другие интересные экспонаты. Ребята, а вы знаете, что такое экспонат? (Ответы)
- Да, правильно. (Не знаете? Тогда, я вам сейчас расскажу). Предметы, которые выставлены в музее для осмотра, для того, чтобы мы с вами могли их увидеть, называются экспонатами. Итак. Я сходила в наш Государственный исторический музей Южного Урала, все осмотрела, а некоторые экспонаты даже сфотографировала. И сегодня я принесла вам несколько фотографий. Хотите посмотреть? – Давайте посмотрим. Проходите, пожалуйста, сюда, к мольберту (после того, как дети подошли к мольберту, педагог снимает с него ткань и открывает фотографии, на которых макет старинной Челябинской крепости).
- Как вы думаете, что это такое на этих фотографиях изображено?
Дети высказывают свои предположения.
- Да, действительно, это Челябинская крепость. (А представляете, это – наша с вами старинная Челябинская крепость!). Именно с этой крепости началось строительство нашего города. Вот так выглядел наш город много-много лет назад. Представляете, как сильно он изменился! А что изменилось? Что появилось в нашем городе?
Педагог внимательно выслушивает ответы детей.
- Да, очень хорошо вы рассказываете. А какие еще интересные здания появились в нашем городе? Давайте я вам загадки загадаю, а вы догадаетесь.
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
(Театр кукол).
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена.
(Цирк).
Он к себе не подпускает!
Всех водою обливает!
Брызгами он радует!
Светится, как радуга!
Весь он, как открытый кран!
Называется …(Фонтан)
И театр кукол у нас появился, и цирк, много еще интересных зданий. Очень красивый у нас город сейчас, правда? Я вам предлагаю сегодня сделать всем вместе картину портрет нашего города. И она останется у нас в группе, чтобы мы всегда могли ею любоваться.
Педагог приглашает детей к столу, на котором находится заготовка для создания картины.
- Я подготовила нам с вами вот такую картину. Но пока на ней не видно нашего города. Я думаю, что надо что-то добавить на эту основу, чтобы получить красивую картину. Как вы думаете, чего на ней не хватает, чтобы получился портрет нашего города?
Дети высказывают свои предположения. Скорее всего, они сразу назовут дома. Если нет, их можно подвести к этой мысли словами: А помните, мы с вами рисовали красивые дома? Может быть, именно их здесь не хватает?
- Да, конечно, домов не хватает. А мы ведь с вами рисовали красивые дома. И они очень подойдут для нашей картины.
Педагог берет конверт с рисунками домов, которые дети нарисовали и вырезали ранее. Он предлагает детям найти каждому свой домик, выбрать для него место на картине и приглашает детей к столу, на котором находятся клей, кисточки, салфетки и другие рабочие материалы. Дети приклеивают дома на картину. После завершения педагог демонстрирует картину детям и интересуется их мнением о полученном результате.
- Очень красиво получилось! Вам нравится? Как вы считаете, наша картина закончена? А может быть можно еще что-нибудь добавить?
Педагог внимательно выслушивает ответы детей. Задача педагога подвести детей к мысли о достопримечательностях Челябинска.
- Конечно, потрет нашего города пока не закончен. Ведь на нашей картине только одни дома, а как мы с вами увидим, что это именно Челябинск, а не другой город? Может быть, это Москва или Миасс? (ответы детей)
- Помните, мы с вами называли недавно интересные места нашего города? Наши достопримечательности? А ведь это такие места, которых нет больше ни в одном другом городе! Именно так мы узнаем наш город. Как вы думаете, если мы с вами сделаем вот здесь, например, кукольный театр, а здесь фонтан, станет наша картина красивее? Конечно, станет! И я приготовила вам сюрприз!
Педагог берет конверт, в котором лежат фотографии достопримечательностей города.
- Вот конверт чудесный! Интересно, кому какая картинка достанется. Давайте, мы с вами присядем за стол и посмотрим, и сыграем в игру «Угадай-ка!».
Педагог приглашает детей присесть за общий стол. Каждый ребенок по очереди достает из конверта картинку, которую показывает всем детям, потом называет, что изображено на картинке, если не может узнать, то ему помогают другие дети. В процессе этой игры происходит свободное общение детей друг с другом и с воспитателем. Дети делятся своими впечатлениями о тех местах Челябинска, которые они узнали, где они были. Педагог дополняет их рассказы различными интересными фактами о Челябинске и его достопримечательностях.
- Вот как много интересных мест в нашем городе! И у каждого из вас есть теперь картинка какой-либо достопримечательности, и я предлагаю их на нашей картине разместить.
Педагог приглашает детей к столу с картиной, чтобы каждый ребенок мог выбрать место для своей достопримечательности, после чего дети приклеивают фотографии на картину. После завершения этой работы воспитатель демонстрирует картину детям.
- Давайте посмотрим, что же у нас теперь получилось. Очень красиво! Вот теперь видно, что это Челябинск, ведь такого драматического театра, такого цирка и других зданий, нигде больше нет! Теперь мы с вами закончили нашу картину?
Педагог выслушивает ответы и предложения детей. Как правило, дети отмечают отсутствие на картине машин и деревьев. Задача воспитателя – подвести детей к следующему этапу работы над картиной.
- Конечно, не хватает деревьев, цветов, машин не хватает! (Точно все готово? А мне кажется чего-то не хватает… Деревьев нет совсем на нашей картине, цветов не хватает, и разве вы видели такие пустые улицы?) А не поиграть ли нам в озеленителей, садовников и водителей?
Педагог предлагает детям выбрать на маленьком столике фишку любого цвета, который нравится ребенку.
- Подходите, пожалуйста, к этому столику. Здесь лежат фишки трех цветов. Выбирайте, какая вам больше нравится. Зеленый – для озеленителей, красный – это будет транспортное управление, и желтый – это садовники. А здесь у нас коробочки специальные. Для озеленителей, для садовников, для водителей. Давайте присядем и посмотрим, какие сюрпризы спрятались в этих коробочках.
Дети вместе с педагогом садятся за общий стол.
- Уважаемые садовники, давайте посмотрим ваш сюрприз. (открывают желтую коробочку). Рисунки какие-то, карандаши, фломастеры. Что бы это значило? Может быть, наш Челябинск надо украсить цветами? Очень хорошо. А у водителей какой сюрприз? Открывайте, доставайте. (открывают красную коробочку) Машинки по улицам побегут! Оживает город понемножку. А у озеленителей что? (открывают зеленую коробочку). Деревья будем сажать! Вот красота то будет! Приступаем тогда к работе по украшению города! Садовники цветы сажают, водители машины на дороги выводят. И деревья нам надо красивые вырастить.
Дети проходят к рабочему столу и приклеивают на картину цветы, машины и деревья. После этого воспитатель предлагает детям взять карандаши и фломастеры и дорисовать на картине, то, что им хочется. Дети могут нарисовать светофоры, людей, еще машины и деревья, украсить город большим количеством цветов, нарисовать солнце и радугу, дорожные знаки, домашних животных. В завершение работы на картину приклеивают герб города. После чего педагог демонстрирует детям готовый портрет родного города.
- Вот теперь видно, что это портрет города Челябинска. Здесь наши достопримечательности, дома в которых мы живем, люди, машины, цветы. Ребята, как вы считаете, красивый у нас современный Челябинск получился? А еще какой? (ответы детей)
- Вам нравится? Мне очень нравится. Как вы думаете, мы с вами хорошо поработали? Да, все очень старались, и такая замечательная картина будет теперь украшать нашу группу и всех нас радовать.
Дети вместе с воспитателем выбирают в группе место для картины. Она должна находиться в легкодоступном для детей месте, и впоследствии работа над картиной может быть продолжена.
Литература:
1. «Челябинск в картинках. Набор дидактического материала для детского сада и начальной школы», «Уникальная книга», 2002.
2. «Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста», «Уникальная книга», 2005.
3. Калашников Г.В. «Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Альбом демонстрационных картин (с описанием)», «Детство-Пресс», 2007.
4. «Наш дом – Южный Урал», «Абрис», 2014.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»