В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа дополнительного образования детей "Историко-краеведческий кружок "Патриот""

Ольга Ситникова Ольга Ситникова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 4376
Краткое описание
ЦЕЛИ:
•    Создание условий для воспитания, формирования  и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией.
•    Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений.

Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА Г. ВОТКИНСК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: Духовно – нравственное

Название: историко-краеведческий кружок «Патриот»
Автор – составитель: Ситникова Ольга Владимировна учитель истории первой категории МБОУ СОШ №1
г. Воткинск 2012-2013 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе школы, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывавшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющее контакты позволяет не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. В своем историческом прошлом Россия не раз переживала всплески патриотизма (борьба с монголо-татарским игом, польская интервенция в XVIIвеке, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и многое другое). На рубеже XXXXIвеков, когда школьники не могут найти ответы на все патриотические вопросы, возникающие в ходе истории, когда средства массовой информации порочат и клевещут на прошлое и аннулируют достижения его, возникает необходимость воспитания патриотизма у россиян. Именно педагог должен стремиться к нравственности и формировать чувство патриотизма у детей, такое, какое гарантировало бы укрепление территориальной ценности России; любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве. Это – сложившийся эмоционально окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Именно педагог выполняет функцию человека, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно – эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории Отечества. Он прежде всего наставник и советник ребенка. Гражданско-Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (история, краеведение, литература, обществознание, музыка и т.д.), во время занятий в кружках, секциях, которые ребенок посещает по своему личному выбору. Особую роль в воспитании гражданского патриотизма мы отводим историческому краеведению. Краеведение – это всестороннее изучение родного края, это и форма общественной деятельности. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Известный ученый и общественный деятель Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, активная жизненная позиция, гордость за свою Родину. Оно способствует общему образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процессе патриотического воспитания велико и многообразно. Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно — полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы, умения общаться. В школьном краеведении ведущая роль принадлежит учителю. На основе рабочей программы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит. В МБОУ СОШ №1 успешно работает школьная музейная комната «Боевой и трудовой славы». Комната впервые была открыта в 1965 году при директоре Фролове М.Ф. еще в старом деревянном здании. Но настоящую жизнь она получила в 1989 году, когда возглавлять ее стал Щуклин А.И… Он организовал из учеников поисковый отряд «Память». Юные патриоты-поисковики вели поиск пропавших без вести, участвовали в экспедициях на места боев Великой Отечественной войны и захоронениях останков погибших воинов. Основная экспозиция собрана на основе этой деятельности, вещественные предметы – результаты поисковой деятельности хранятся в музейной комнате. Это гильзы снарядов, обрывки колючей проволоки, немецкие и советские каски, детали ручных гранат Вермахта и Красной армии, трофейные ложки, кисеты красноармейцев, котелки и многое другое. В комнате Боевой и Трудовой славы работа осуществляется по направлениям: «Экспедиция в войну»; «Ветераны Великой Отечественной войны»; «Ветераны трудового фронта»; «Наши земляки – гвардейцы-десантники»; «История МОУ СОШ №1»; «Участники локальных воин». Лекторская группа проводит много встреч с ветеранами войны и тыла. По материалам архивной работы и рассказов ветеранов оформляются творческие проекты и исследовательские работы, стенгазеты, книжки-раскладушки, альбомы, разрабатываются темы для классных часов. В комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, делегации учителей и учащихся нашей и других школ города и районов Удмуртского края, Ижевска, администрация города и республики. Местное Воткинское и республиканское Ижевское телевидение часто снимает сюжеты о проводимой работе в комнате Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №1, печатаются статьи в СМИ городского, республиканского и федерального (общероссийского) уровня. Учащиеся, занимающиеся в комнате Боевой и Трудовой славы, активно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях: ü школьное научное общество «Эврика»; ü городских краеведческих чтениях; ü краеведческих республиканских олимпиадах («Моя малая Родина – Удмуртия»); ü российских конкурсах («Мемориал»); ü и др. Из опыта работы школьной музейной комнаты Трудовой и Боевой Славы: Анализ работы школьной музейной комнаты показывает: ü она сохранила и развивает образовательные функции; ü комната Боевой и Трудовой славы работает по широкой тематике: история Воздушно-десантной Звенигородской дивизии, в составе которой воевали воткинцы во время Вел. Отеч. войны; ветераны ВОВ проживающие в нашем микрорайоне; ветераны – труженики тыла нашего микрорайона; поисковый отряд «Память» и экспозиция» Экспедиция в войну»; ветераны локальных войн; история МОУ СОШ №1. ü все экспозиции практически связаны с историей родного края и города; ü материал, накопленный и представленный в комнате Боевой и Трудовой славы, помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины и Отечества в целом, обучить навыкам краеведческой работы. Нормативно-правовые документы: ü Конвенция о правах ребенка; ü Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ü Закон РФ «Об образовании»; ü Концепция государственной национальной политики УР; ü Концепция национальной образовательной политики РФ; ü Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование» ü Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; ü Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования); ü Концепция профильного обучения для старшей ступени общего образования. Цели и задачи программы: ЦЕЛИ: · Созданиеусловий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией. · Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений. ЗАДАЧИ: · формировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества, важные для гражданина современного общества; · овладевать знаниями по истории родного края, города, республики, страны; · воспитывать военно-патриотические качества личности; · расширять изучение основных предметов школьной программы – истории, литературы,- а также изучение мировой истории, логики, эстетики, являющихся дополнительными к базовой программе. · Проводить беседы об исторических преданиях, этнографической принадлежности народов, проживающих на территории нашего региона, истории города и его окрестностей; · проводить экскурсионно-походную деятельность, составлять карты, изучать древние и современные памятники архитектуры и археологии, составлять летописи города и школы; · общаться с экологами и краеведами, посещать музеи города и других городов; · проводить традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны; · учить детей осознавать значимость прошлого в свой жизни, в жизни близких людей в общей судьбе народов Росси и мира; · развивать интерес к родному краю; · развивать умение находить нужную информацию и оформлять информацию в исследовательской работе; · развивать активную жизненную позицию; · развивать умения ораторского искусства, выступления перед большими группами людей; · пропагандировать историческое прошлое его достижения и успехи в ученической среде и обществе; · формировать патриотические чувства. Особенности реализации программы: Адресатами программы станет большой круг людей: учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, ветераны локальных войн, ветераны педагогического мастерства. Основное содержание разработано для «лекторской группы» — небольшой группы детей, обучающихся в основной школе (5-11 классы), интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Они на занятиях теоретического характера будут углублять свои знания по истории города, в котором родились, Удмуртской Республики и России. Будут встречаться с ветеранами, вести беседы, собирать воспоминания. На основе собранного материала и полученных знаний члены лекторской группы будут готовить статьи в школьную газету «Простые истины», оформлять в холле школы тематические газеты, подготовят и проведут классные часы для учащихся начальной школы. Научатся заполнять книги учета Основного и вспомогательного фонда, приобретут навыки ораторского искусства. Станут увереннее себя чувствовать, разовьют в себе коммуникативные качества. Сформируется личное уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за ее настоящее. Занятия будут проходить в теоретической и практической форме. Теоретические занятия будут проходить в форме лекций и бесед, с показом фильмов и компьютерных презентаций, ЦОР из Единой коллекции ОР. Практические занятия – это встречи с ветеранами, оформление стенгазет, написание статей в школьную газету, заполнение книг учета фонда музейной комнаты, написание индивидуальных исследовательских работ по темам года, подготовка и проведение классных часов. Проведение игры. Данная программа была разработана в 2011-2012 учебном году и реализуется в 2012-2013. Характеристика группы. Программа «ПАТРИОТ» предназначена для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе МБОУ СОШ №1 г. Воткинска ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сохранение и увеличение экспонатов в музейной комнате
2. Сбор материалов по истории Второго рабочего микрорайона, г. Воткинска, воспоминаний ветеранов и разработка на их основе исследовательских работ; новых тем для классных часов.
3. Проведение тематических классных часов, уроков по истории.
4. Проведение встреч учащихся с ветеранами :
А) Великой Отечественной войны
Б) трудового фронта
В) педагогического мастерства
Г) локальных войн и конфликтов
5. Заполнение альбомов:
А) «Выпускники школы»
Б) «Учителя школы»
6. Проведение экскурсий для воспитанников детских садов, учащихся других школ города.
7. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
8. Сохранение экспонатов; 9. Распространение опыта работы через средства массовой информации и сайт школы, школьной газеты «Простые истины».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Проведение бесед о правилах поведения, инструктажей по технике безопасности. 1 1
2 Краеведческая работа 10 10
2.1 Тема 1. Наша школа в истории 1 1
2.2 Тема 2. История Удмуртии и г. Воткинска 2 2
2.3 Тема 3. История России.
7 7
3 Работа с ветеранами. 6 3 3
3.1 Тема 1. Военная слава земляков. 2 1 1
3.2 Тема 2. Ветераны локальных войн 2 1 1
3.3 Тема 3. Ветераны — педагоги школы. 2 1 1
4 Экскурсии 1 1
4.1 Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска 1 1
5 Музейная работа 4 2 2
5.1 Тема 1. Методика сбора источников 2 1 1
5.2 Тема 2. Учет и хранение фондов. 2 1 1
6 Индивидуальная работа с учащимися по написанию рефератов и исследовательских работ 1 1
7 Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. 3 3
7.1 Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. 1 1
7.2 Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. 1 1
7.3 Тема 3. Школьная газета «Простые истины». 1 1
8 Проведение тематических классных часов. 7 7
Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. 1 1
Тема 2. Разработка классного часа 1 1
Тема 3. Проведение классных часов 6 6
ИТОГО: 34 16 18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: РАЗДЕЛ 1. «Краеведческая работа» Все занятия ведутся теоретически и практически. Они включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, литературы, музыки и др. на занятиях проводятся беседы об исторических событиях Российской и удмуртской истории и этнографии удмуртов, памятных мест города Воткинска, важнейших событиях истории нашего края, страны. Тема 1. Водное занятие. Теория:. Правила техники безопасности. Особенности работы школьной музейной комнаты. Тема 2. Наша школа в истории. Теория: История школы №1. Школьные традиции, учителя, выпускники. Летопись школы. Тема 3. История Удмуртии и г. Воткинска Теория: v Основные вехи социально-экономического развития края. Уникальное и специфическое в истории края. Культурное наследие. v Историческое своеобразие города Воткинска Тема 4. История России. Теория: Военная история России. Великие победы и поражения. Юбилейные даты 2011-2012 учебного года v Что такое патриотизм? Блокада Ленинграда
v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г– День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г— День начала наступления советских войск под Москвой
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Госпиталя в г. Воткинске
v Воткинск в годы ВОВ Герои Великой Отечественной войны
РАЗДЕЛ 2. «Работа с ветеранами» В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в комнате Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне Второго поселка, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов микрорайона: — ветераны Великой Отечественной войны; — женщины ветераны трудового фронта; — ветераны локальных воин микрорайона; — ветераны – педагоги школы №1. Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды. Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею. Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов. Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Воткинского завода в победе над фашистской Германией. Организовываются встречи с женщинами Привокзального района во главе с председателем Совета ветеранов Второго поселка. Тема 1. Военная слава земляков. Теория: Земляки, участвовавшие в войнах и защищавших нашу страну. Биографии. Практика: Встречи с председателями ветеранских организаций микрорайона школы. Уточнение списков ветеранов.Посещение на дому. Оказание посильной помощи. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты. Тема 2. Ветераны локальных войн Теория: История локальных войн в России. Участие наших земляков в них. Практика: Встречи с ветеранами локальных войн. Проведение чаепития. Соревнования со старшеклассниками. Тема 3. Ветераны — педагоги школы. Теория: Учительские династии. История школы в воспоминаниях ее учителей. Практика:Встречи с учителями – ветеранами. Сбор информации, воспоминаний. РАЗДЕЛ 3. «Экскурсии» В этот раздел включаются: ü экскурсии в музеи нашего города и г. Ижевска столицы УР; ü экскурсионные походы по памятным местам города; ü участие в городских праздниках и мероприятиях. ü экскурсии на ОАО «Воткинский завод» Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска Практика: Посещение музейной комнаты в МБОУ СОШ №6 посвященной Герою Советского Союза, уроженке города Воткинска, летчице З. Ульяненко. Знакомство с экспозициями РАЗДЕЛ 4. «Музейная работа» Предназначен для развития музейной комнаты при МОУ СОШ№1. Цель работы – привить чувство уважения к родному краю, сформировать культуру поведения в музеях, научить детей бережно хранить историю. Тема 1. Методика сбора источников Теория: Периодическая печать и литература – оперативный помощник в сборе информации. Практика:Посещение детской городской библиотеки на ул. Зверева 6. Знакомство с литературой по истории России и родного края, г. Воткинска. Тема 2. Учет и хранение фондов. Теория: Понятие основного и вспомогательного фонда. Особенности хранения предметов изготовленных из разных материалов. Правила заполнения Книг учета основного и вспомогательного фондов Практика:Заполнение Книг учета основного и вспомогательного фондов. Осмотр, ремонт, чистка экспонатов. РАЗДЕЛ 5. «Индивидуальная работа с учащимися» Тема 1. «Индивидуальная работа с учащимися» Практика:Занятия практического характера помогают учащимся, занимающимся в Комнате Боевой и Трудовой славы вести исследовательскую работу по выбранной краеведческой теме. Работа строится по плану: 1. Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы; 2. Знакомство с литературой по истории родного края; 3. Правила работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой; 4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы; 5. Составление плана по сбору материала; 6. Организация, встреч с людьми, которые могут рассказать, пояснить по выбранной теме, работа в архивах города; 7. Оформление работы; 8. Создание и оформление на основе материала реферата ( исследовательской работы) защитного проекта; 9. Защита – выступление. Разработкой научно – исследовательских тем и рефератов занимаются школьники старшего звена 9,10, 11 классов, занимающихся в Комнате Боевой и Трудовой славы не первый год. Практически каждая работа сопровождается изготовлением проекта. Им может быть стенгазета, книжка-раскладушка, видео-фильм, CD– фильм, компьютерная презентация. Свои работы учащиеся представляют и защищают на различных научных конференциях: школьное научное общество «Эврика», городских краеведческих чтениях, республиканских и российских конкурсах, республиканских и городских краеведческих олимпиадах. Разработки используются для подготовки и проведения классных часов для учащихся и гостей школы. РАЗДЕЛ 6. «Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного, информационного материала, который поможет в более доступной форме проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые хранятся в Комнате Боевой и Трудовой славы. Написание статей информационно-просветительского характера в школьную газету «Простые истины». Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. Практика: Поиск информации по теме. Изготовление. Вывешивание в холл школы для просвещения учащихся школы. Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. Практика: Систематическое пополнение материала в альбомах по истории школы, выпускниках 11 классов, ветеранах – педагогах. Тема 3. Школьная газета «Простые истины». Практика: Написание статей в газету. РАЗДЕЛ 7. «Проведение тематических классных часов». Для кого создаетсямузейная комната Боевой и Трудовой славы? Аудитория школьной музейной комнаты: учащиеся образовательных учреждений города, детских садов, жители нашего микрорайона, гости. Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия. Урок в музее, встреча. Конференция, праздник. На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов. Репетиции старых и новых тем, инсценировок. Этим занимается лекторская группа Комнаты Боевой и Трудовой славы во главе с лектором. В Комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, учащиеся нашей и других школ города, других городов, районов Удмуртской Республики, администрация города, республики. Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. Практика: Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок. Воспитание уверенности во время выступления перед посетителями музейной комнаты. Тема 2. Разработка классного часа Практика: Сбор информации по теме. Составление рассказа для экскурсовода. Пробное выступление. Тема 3. Проведение классных часов Практика: Проведение классных часов, обзорных экскурсий для посетителей комнаты боевой и трудовой славы. v История школы №1 v Блокада Ленинграда v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г — День начала наступления советских войск под Москвой v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований. Госпиталя в г. Воткинске. Воткинск в годы ВОВ
v Игра «Собери солдата на фронт»

ЛИТЕРАТУРА 1. Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы России. Информационные материалы. Методические рекомендации патриотического воспитания на уроках. – М.: Глобус, 2007 г
2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. — М.: ООО «Глобус». 2007г 3. Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи.- Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010. 4. История Удмуртии в школе. — Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007 5. Методические разработки Станции Юных туристов и Эколого-биологического центра г. Воткинска 6. В помощь школьному музею. Методическое пособие. — Ижевск: Госкомиздот УАССР, 1988 7. Методическое пособие по описанию музейных предметов. Ижевск: Национальный музей УР имени К. Герда, 2009 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Вещественные источники, хранящиеся в школьной музейной комнате «Боевой и трудовой славы»
2. Компьютер, проектор для показа презентаций, для показа ресурсов с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на компьютере должен быть установлен Flach— проигрыватель.
3. Фильм «7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – проведение военного парада на Красной площади в Москве»
http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%207%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%201941#d=431678057&sig=53286c0e76&i=OZ-BFJBxpI0&s=youtube

4. Презентация «Блокада Ленинграда»
http://present.griban.ru/file/147-blokada-leningrada.html
Пожаловаться 25 февраля 2013
Файлы
педагогический калейдоскоп.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Патриот (2).rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru