В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Музыкальное исполнительство"

Зоя  Хлупина Зоя Хлупина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1719
Краткое описание
Программа "Музыкальное исполнительство" предназначена для развития творческого потенциала детей среднего и старшего возраста в области музыкального искусства и исполнительства на русских народных инструментах и является логическим продолжением образовательной программы "Основы музыкального исполнительства".

Описание

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска Первомайский Дом детского творчества

Принято Утверждаю
на заседании методического совета Директор МОУ ДОД ПДДТ
Протокол от_______2009. № ____ _____________ Р. Ткаченко
10.09.2009.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальное исполнительство»
Возраст обучающихся – 12 — 16 лет Срок реализации программы — 3 года

Составитель: Хлупина Зоя Ивановна,
педагог дополнительного образования
Мурманск 2009 Пояснительная записка
Природа с рождения закладывает в ребёнке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественным ценностям. Поток некачественной художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлёстывает подрастающее поколение, которое оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Остроту данной проблемы в определённой мере сглаживают музыкально-педагогические возможности современных учреждений дополнительного образования, решающих проблему приобщения детей к различным видам музыкальной деятельности. Одной из форм данного приобщения является оркестр русских народных инструментов, выполняющий роль путеводителя к эстетическим образам музыкального искусства. Оркестровая художественно-исполнительская деятельность, являясь формой художественного общения и пропаганды высокого искусства музыки, реализует художественный потенциал, природные креативные возможности и способности детей. Программа «Музыкальное исполнительство» предназначена для развития творческого потенциала детей среднего и старшего школьного возраста в области музыкального искусства, исполнительства на русских народных инструментах. Она реализуется в оркестре русских народных инструментов МОУ ДОД ПДДТ «Калинка». Программа разработана на основе трудов известных педагогов-музыкантов В. Чунина, А. Каргина, А. Дорожкина, В. Розанова, Н. Шахматова, а также многолетнего опыта педагогической деятельности руководителя оркестра Хлупиной З. И.и структурирована в соответствии современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.[1] Она является логическим продолжением программы «Основы музыкального исполнительства», а также основным этапом в обучении игре на народных инструментах и музыкальном воспитании детей. В процессе освоения этой программы расширяется система знаний в области музыкального искусства, совершенствуются исполнительское мастерство и техника владения инструментом, предоставляются большие возможности для реализации творческой активности и дальнейшего профессионального самоопределения. Педагогическая целесообразность программы состоит в использовании современных образовательных технологий (индивидуализация, дифференциация, педагогика сотрудничества), диагностирования результатов обучения (диагностика уровня музыкальных способностей обучающихся 1 года обучения и 3 года обучения). Новизна данной программы состоит в том, что она предоставляет широкие возможности для реализации творческих способностей обучающихся в различных формах сценической деятельности: — музыкальные викторины; — музыкальные игры на развитие чувства ритма,мелодического слуха, музыкальной памяти, на знание музыкальных терминов;
— музыкальные гостиные различной тематики: «История джаза», «Его Величество Романс», «Мелодии прошлых лет», «Музыка кино» и т. д.; — открытые занятия с элементами театрализации; — концерты к праздничным датам; — фестивали и конкурсы оркестров русских народных инструментов. Актуальность программы заключается в одном из основных принципов – сотрудничество педагога, детей и родителей. В соответствии с ним в оркестре сложилась система работы с родителями. Вид программы– модифицированная. Направленность программы: художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 3 года.

Программа рассчитана:
1 год обучения — 144 часа.
2 год обучения — 144 часа.
3 год обучения – 144 часа.
Режим занятий:
1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
2 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
Занятия проводятся по смешанному принципу: с участием всех групп инструментов: · струнные (балалайка прима, альт, контрабас; домра малая, альт, бас); · клавишные (аккордеон); · ударные (тарелки, маракасы, треугольник, кастаньеты, барабан). Для каждой группы предусмотрены сводные репетиции 1 раз в неделю по 2 часа.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.[2]
Формы организации занятий: звеньевая, сводная репетиция. Возраст обучающихся– 12 -16 лет.
Группы формируются в соответствии с уровнем музыкального развития и подготовленности обучающихся, возможен перевод из группы в группу в зависимости от качества освоения программного материала. Количество обучающихся в группах:
1 год обучения –10 человек (2 звена по 5 человек).
2 год обучения – 10 человек (2 звена по 5 человек).
3 год обучения — 10 человек (2 звена по 5 человек).
Набор: свободный.
В группу 1 года обучения принимаются дети 12-13 лет. Набор производится в свободной форме, на основании заявления родителей и обязательным предоставлением медицинской справки. Допускается зачисление в группу первого и последующих лет обучения детей, посещавших другие образовательные учреждения и имеющих соответствующих уровень подготовки.

Цель программы:
Развитие творческого потенциала детей через приобщение их к музыке, к исполнительству на русских народных инструментах.

Задачи: · расширять комплекс знаний в области музыкального искусства; · совершенствовать музыкальные способности участников оркестра (эмоциональную отзывчивость на музыкальные явления, музыкальный слух, музыкальную память, ритмического и ладового чувств); · совершенствовать навыки технически грамотного, эмоционально выразительного исполнения музыкальных произведений; · способствовать профессиональной ориентации участников оркестра; · воспитывать у обучающихся толерантность, умение работать в коллективе; · воспитывать у обучающихся любовь к искусству музыки, к русской национальной культуре.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 1 года обучения; — знания музыкальных жанров и форм, творчества русских и зарубежных композиторов-классиков; — навык технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 1 года обучения; — первоначальные навыки осознанного и технически свободного исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений; — навык выразительного исполнения музыкального произведения; — первоначальный навык подбора мелодии по слуху; — навыки работы в оркестре, ансамбле; — навыки сольного исполнения; — навыки сценической культуры.

К концу 2 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 2 года обучения; — знания музыкальных жанров и форм, творчества российских и мурманских композиторов; — навык технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 2 года обучения; — навыки осознанного и технически свободного исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений; навык выразительного исполнения музыкального произведения; — навык подбора мелодии по слуху; — навыки работы в оркестре, ансамбле; — навык сольного исполнения; — навыки сценической культуры.

К концу 3 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 3 года обучения; — знания основных компонентов музыкального языка (ритм, размер такта; высота, интервалы в аккордах; выразительные возможности аккомпанемента; динамика, агогика, артикуляция); — знания музыкальных жанров и форм, истории джаза; — навык технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 3 года обучения; — навыки осознанного, технически свободного, эмоционального исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений; — навык подбора мелодии по слуху; — навык транспонирования; — навыки работы в оркестре, ансамбле; — навык сольного исполнения; — навыки сценической культуры.
Результаты освоения программы определяются в соответствии с разработанной программой мониторинга по трем уровням: уровень теоретических знаний, уровень практической подготовки, уровень познавательной и творческой активности. Итоги результативности освоения программы подводятся два раза в год: в конце 1 полугодия и в конце учебного года.

Формы диагностики результатов:

§ наблюдение;
§ собеседование;
§ мониторинг (промежуточный, итоговый).
Формы демонстрации результатов:
· открытые занятия;
· участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
· участие в концертной деятельности и массовых мероприятиях различного уровня;
· отчетный концерт в конце года.

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Первый год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего

1. Вводное занятие

1

1

2


2. Музыкальная грамота

4

8

12


3. Техника исполнения

5

31

36


4. Работа над музыкальным произведением

5

35

40


5. Репетиционная работа


46

46


6. Концертная деятельность


6

6


7. Заключительное занятие


2

2

Итого

15

129

144

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Второй год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего

1. Вводное занятие

1

1

2


2. Музыкальная грамота

4

8

12


3. Техника исполнения

5

31

36


4. Работа над музыкальным произведением

5

33

38


5. Репетиционная работа


46

46


6. Концертная деятельность


8

8


7. Заключительное занятие


2

2


Итого

15

129

144

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Третий год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего

1. Вводное занятие

1

1

2


2. Музыкальная грамота

4

8

12


3. Техника исполнения

5

21

26


4. Работа над музыкальным произведением

4

38

42


5. Репетиционная работа


50

50


6. Концертная деятельность


10

10


7. Заключительное занятие


2

2

Итого

14

130

144

Содержание программы Первый год обучения 1. Вводное занятие (2ч)
Теория (1ч) Цели и задачи обучения, инструктаж по ТБ, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений, изученных ранее.
2. Музыкальная грамота (12ч)
Теория (4ч) Ритмическая организация звуков. Ритмическая пульсация (опорные, неопорные звуки).
Высота. Интервалы (тон и полутон). Терция, кварта. Средства выразительного исполнения музыки.Средства фразировки: динамика, артикуляция, агогика, тембровые сопоставления (vibrato). Приемы выразительного сопоставления звучания и их связь со структурой мелодии. Forte-piano, crescendo-diminuendo. Сохранение звучности.Legato. Non legato. Staccato. Равномерное движение. Основные темповые обозначения (очень медленный, протяжный — largo, медленный – lento, умеренный — andante, быстрый — allegro, умеренный — allegretto, темповые изменения poco a poco, ritenuto, фермата). Объяснение правил выполнения программных упражнений 1 года обучения. Практика (8ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов:— на использование различных динамических, артикуляционных, агогических, тембровых сопоставлений звуков и vibrato; — на сопоставление по громкости; — на плавное и отрывистое исполнение; — на равномерность движения; — на темповые изменения largo, lento, andante, allegro, allegretto, poco a poco, ritenuto, фермата; — на совершенствование навыка беглого чтения с листа. Работа по таблице «Фразировочная партитура», разделы «Темп», «Характер», «Метрическая пульсация». Работа по таблице «Интервалы», с дидактическим материалом (карточки с обозначениями интервалов). Работа по таблице «Основные темповые обозначения», с метрономом.
3. Техника исполнения (36ч)
Теория (5ч) Музыкальная терминология. Артикуляционные приемы: legato, non legato, staccato. Техника фразировки. Сопоставление “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основной принцип подбора выразительных средств.
Работа над динамикой. Сопоставление звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра.
Использование разнообразных приемов сопоставления динамики.
Небольшие отклонения (замедление, ускорение) от темпа и метра, их значение для совершенствования художественной выразительности исполнения. Распределение смысловых акцентов. Объяснение правил выполнения программных упражнений 1 года обучения. Практика (31ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений:— на правильную постановку исполнительского аппарата; — на использование различных динамических, артикуляционных, агогических приемов, тембровых сопоставлений звуков и vibrato;
— на использование различных артикуляционных приемов (legato, non legato, staccato); — на контрастное сопоставление динамических оттенков; — на небольшие отклонения (замедление, ускорение) от темпа и метра; — на распределение смысловых акцентов; — на совершенствование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху; Самостоятельная работа над музыкальным произведением.
4. Работа над музыкальным произведением (40ч)
Теория (5ч) Многообразие музыкальных жанров и форм (народное творчество). Знакомство с понятием «классическая музыка». Зарубежное и русское музыкальное наследие (Вивальди, Бах, Моцарт, Прокофьев, Свиридов и др.). Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 1 года обучения»). Практика (35ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей в процессе работы над репертуарными произведениями.
5. Репетиционная работа (46ч) Практика (46ч) Разучивание репертуарных произведений (см. «Репертуар 1 года обучения»). Свободное, осознанное, технически грамотное, яркое исполнение различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.

6. Концертная деятельность (6ч)
Практика (6ч) Участие в концертах для различных категорий слушателей. Проведение музыкальных гостиных различной тематики для родителей. Участие в фестивалях и конкурсах оркестров и ансамблей русских народных инструментов различного уровня.

7. Заключительное занятие (2ч)
Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2ч) Теория (1ч) Цели и задачи обучения, повторный инструктаж по ТБ, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений, изученных ранее.
2. Музыкальная грамота (12ч) Теория (4ч) Сочетание основных гармонических функций (двух и трех). Sempre forte иsempre piano. Чередование различных вариантов слитности и расчлененности звуков. Основные темповые обозначения (медленный темп lento, умеренный andante, moderato, быстрый vivo, темповые изменения accelerando, ritenuto, meno mosso,piu mosso). Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 2 года обучения.Практика (8ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 2 года обучения:— на сочетание основных гармонических функций; — на контрастное сопоставление динамических нюансов (sempre forte и sempre piano); на темповые измененияlento, andante, moderato, vivo, accelerando, ritenuto, meno mosso,piu mosso. Работа с таблицей-схемой «Взаимосвязь трех гармонических функций». Работа с таблицей на контрастное сопоставление динамических нюансов (sempre forte и sempre piano). Работа с таблицей «Темповые изменения», с метрономом.
3. Техника исполнения (36ч) Теория (5ч) Работа над динамикой. Освоение приемов динамики: — градация громкости в каждом из основных нюансов (sempre forte и sempre piano); — специфические приемы изменения динамики (subito forte , subito piano, sforzando, акцент). Методика освоения сложных исполнительских приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения; tremolo по одной, двум или трём струнам; — бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicato большим пальцем правой руки; двойное и одинарное; tremolo основной вид. Методика освоения рациональной аппликатуры. Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 2 года обучения.Практика (31ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 2 года обучения:На освоение сложных исполнительских приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения; tremolo по одной, двум или трём струнам; — бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicato большим пальцем правой руки; двойное и одинарное; tremolo основной вид. — на использование различных приемов динамики; — на использование рациональной аппликатуры и смены позиций; — на совершенствование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху.
Работа с таблицами «Аппликатурные принципы», «Смена позиций». Самостоятельная работа над музыкальным произведением.
4. Работа над музыкальным произведением (38ч) Теория (5ч) Многообразие музыкальных жанров и форм (симфоническая музыка). Творчество Г. Свиридова. Творчество известного мурманского композитора Г. Каликина. Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 2 года обучения»). Практика (33ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей в процессе работы над репертуарными произведениями.
5. Репетиционная работа (46ч) Практика (46ч) Разучивание репертуарных произведений (см. «Репертуар 2 года обучения»).Свободное, осознанное, технически грамотное, яркое исполнение различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.

6. Концертная деятельность (8ч) Практика (8ч) Участие в концертах для различных категорий слушателей. Проведение музыкальных гостиных различной тематики для родителей. Участие в фестивалях и конкурсах оркестров и ансамблей русских народных инструментов различного уровня.
7. Заключительное занятие (2ч) Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.

Третий год обучения
1. Вводное занятие (2ч) Теория (1ч) Цели и задачи обучения, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений, изученных ранее.
2. Музыкальная грамота (12ч) Теория (4ч) Виды мотивов (ямб, хорей, амфибрахий). Аккомпанемент. Мелодия. Основные темповые обозначения (с блеском, блестяще brillante, живо vivo, подобным образом, как раньше simile, все инструменты tutti, медленный темп adagio, быстрый presto, темповые изменения в первоначальном темпе a tempo(после ritenuto), в первоначальном темпе tempo I(meno mosso,piu mosso), свободный rubato, temporubato).Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 3 года обучения.
Практика (8ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 3 года обучения:— на виды мотивов; — для аккомпанирующей группы оркестра; — на анализ структуры мелодии (мотивы, фразы, предложения, период); на темповые измененияbrillante, vivo, simile, tutti, adagio, presto, a tempo, tempo I, rubato, temporubato. Работа со схемой «Аккомпанемент (цепочка последовательностей)». Работа с таблицей «Темповые изменения», с метрономом. 3. Техника исполнения (26ч) Теория (5ч) Методика освоения сложных исполнительских приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. Аппликатура. Освоение аппликатуры аккордов. Методика исполнения произведения в различных темпах с метроритмическими, штриховыми, аппликатурными и динамическими вариантами. Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 3 года обучения.
Практика (21ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 3 года обучения:На совершенствование сложных исполнительских приемов игры: vibratoв различных сочетаниях звукоизвлечения;
tremolo по одной, двум или трём струнам; — бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное;
tremolo основной вид. На освоение сложных исполнительских приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. На совершенствование навыков: — исполнения репертуарных произведений в различных темпах с метроритмическими, штриховыми, аппликатурными и динамическими вариантами; — игры по слуху и умения подбирать по слуху. На формирование навыков транспонирования. Самостоятельная работа над музыкальным произведением.
4. Работа над музыкальным произведением (42ч) Теория (4ч) Многообразие музыкальных жанров и форм (джазовая музыка). История джаза. Разнообразие форм джазовых произведений. Джазовые обработки известных авторов (М. Шмитс, М. Дворжак, Брукс, М. Леонов, М. Смирнов). Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 3 года обучения»). Практика (38ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей в процессе работы над репертуарными произведениями.
5. Репетиционная работа (50ч) Практика (50ч) Разучивание репертуарных произведений (см. «Репертуар 3 года обучения»).Свободное, осознанное, технически грамотное, яркое исполнение различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.
6. Концертная деятельность (10ч) Практика (10ч) Участие в концертах для различных категорий слушателей. Проведение музыкальных гостиных различной тематики для родителей. Участие в фестивалях и конкурсах оркестров и ансамблей русских народных инструментов различного уровня.
7. Заключительное занятие (2ч) Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.
Репертуар
1 год обучения
1. Русская народная песня «По Калинову мосту»
2. В. Гевиксман «Осенний вальс»
3. Обработка Пудовых «Русская кадриль»
4. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
5. А. Новиков «Смуглянка»
6. А. Шалаев «На горе-то калина»
7. В. Шаповаленко «Одинокий лебедь»
8. Е. Чугунов «Мурманский вальс»
9. Старинная полька
10. Г. Каликин «Берег вдали»
11. К. Веласкес «Бесаме-мучо»
12. Д. Самойлов «Мелодия»
13. Е. Дога «Вальс»
14. Русская народная песня «Улица широкая»
15. Э. Григ «Песня Сольвейг»
16. Э. Григ «Норвежский танец»
17. И. Шишкин «Ночь светла»
18. Д. Каччини «Ave Maria»
19. П. Мориа «Увертюра»
20. Украинская народная песня «Пасла дивка либиди»
21. Г. Каликин «Снегурочка»
22. Русская народная песня «Калинка»
23. М. Рид «Прощальный вальс»
24. В. Андреев «Листок из альбома»
25. О. Кнауб «Майский сон»
Дуэт

Наигрыши:
  1. Вальс «Над волнами»
  2. «Чеботуха»
  3. «Тимоня»
  4. «Барыня» (в 3-х вариантах)
  5. «Страдания»


Квартет
  1. В. Лушников «Я на камушке сижу»
  2. В. Дербенко «Лирическая пьеса»
  3. А. Истратов «Фантазия на русскую тему»
  4. И. Обликин «То не ветер ветку клонит»


2 год обучения
1. Б. Трояновский «Заиграй, моя волынка»
2. Обработка Пудовых «Русская кадриль»
3. Попурри на темы песен мурманских авторов
4. Г. Свиридов «Романс»
5. А. Арский «Подмосковная кадриль»
6. Ж. Гарваренц «Вечная любовь»
7. А. Корриган «Кукарача»
8. А. Петров «Утро»
9. Б. Тодоровский «Рио-Рита»
10. Л. Бетховен «Три немецких танца»
11. Р. Мануков «Вишня»
12. А. Михайлов «Волжские напевы»
13. М. Легран «Буду ждать тебя»
14. М. Леонов «Запросто»
15. М. Леонов «Рондо в русском стиле»
16. Л. Бонфа «Мелодия»
17. Н. Ризоль «Русские напевы»
18. Падеспань
19. А. Тихомиров «Барыня»
20. А. Шалаев «Волжские припевки»
21. Ш. Брукс «Однажды»
22. Штраусы «Полька- пиццикато»
23. УНП «Гаем зелененьким»
24. Г. Канаро «Испанское танго»
25. В. Андреев «Бабочка»
26. Попурри на темы песен из кинофильмов
27. З. Фибих «Поэма»
Дуэт
Наигрыши:
  1. «Под мельничкой»
  2. «Сидор»
  3. «Барыня» (в 3-х вариантах)
  4. «Сербиянка»
  5. «Марусенька»


Квартет
  1. Б. Джонсон «Когда святые маршируют»
  2. В. Диттель, Н. Рожков «Коробейники»
  3. В. Андреев, Б. Трояновский «Светит месяц»
  4. М. Леонов «Запросто»
  5. М. Смирнов «Загадка»


3 год обучения 1. А. Кальварский «Песни без слов»
2. Е. Дога «Сонет»
3. И. Шварц «Две дороги»
4. О. Строк «Мое последнее танго»
5. К. Брюн «Парижское танго»
6. М. Смирнов «Загадка»
7. А. Зацепин «Ищу тебя»
8. Г. Свиридов «Военный марш», «Романс»
9. А. Цфасман «Прощальный луч»
10. А. Шалов «Сибирская полечка»
11. Танго «Дождь идет»
12. Г. Петерсбургский «Утомленное солнце»
13. А. Тихомиров «Барыня»
14. Г. Родригес «Кумпарсита»
15. О. Строк «О, эти черные глаза»
16. С. Байнес «Судьба»
17. Р. Паулс «Вокализ»
18. Е. Розенфедьд «Счастье мое»
19. А. Шалаев «Русская метелица»
20. Н. Дворжак «Этюд»
21. С. Прокофьев «Пушкинский вальс»
22. О. Строк «Лунная рапсодия»
23. В. Биберган «Ария»
24. К. Орбалян «Шум берез»
25. И. Шварц «Белые ночи»
26. О. Хромушин «Интерлюд»
27. М. Шмитс «Этюд»
28. Д. Гершвин «Пусть грянет оркестр»
29. Русская народная песня «Желтый лист»
30. Меццакапо Болеро «Толедо»
31. И. Дунаевский «Как много девушек хороших»
32. Н. Мордасов «Давным-давно»
33. В. Андреев «Искорки»
34. Э. Дженкинсон «Танец»
35. А. Бабаджанян «Ноктюрн»
36. А. Вивальди-И. Бах «Концерт ля минор»
37. Попурри на темы песен военных лет
38. В. Калинин «Я в садочке была»
39. А. Пьяцолла «Либертанго»
40. Э Лоуренс «Цыган»

Дуэт/наигрыши/
1. «Барыня» (в 3-х вариантах)
2. «Табор»
3. «Елецкий»
4. «Семеновна»
Квартет 1. . Широков «Валенки»
2. У. Хенди «Беззаботная любовь»
3. Ш. Брукс «Однажды»
4. Д. Гершвин «Пусть грянет оркестр»
5. А. Пьяцолла «Либертанго»

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е
Образовательная программа «Музыкальное исполнительство» является логическим продолжением образовательной программы «Основы музыкального исполнительства» и следующим (основным) этапом в обучении игре на русских народных инструментах.
Она включает пять основных разделов: 1.Музыкальная грамота
2. Техника исполнения
3. Работа над музыкальным произведением
4. Репетиционная работа
5. Концертная деятельность
Музыкальная грамота В разделе «Музыкальная грамота» продолжается изучение компонентов музыкального языка: — ритмическая организация звуков (метр, ритмический рисунок, темп); — длительности нот (как система взаимоотношения звуков по продолжительности звучания); — ритмоформулы (ритмические рисунки танцевальных мелодий – польки, вальса, мазурки, танго, блюз, румба); — основные темповые обозначения (медленные, умеренные, быстрые, темповые изменения); — высотная организация нот (интервалы); — устойчивые и неустойчивые звуки; — ладовое тяготение (комплекс упражнений). Знания по теории музыки расширяются и углубляются в процессе работы над конкретными пьесами за счет усложнения исполняемых произведений.
Техника исполнения Продолжается использование специальных упражнений для отработки технических навыков игры, их цель: — развитие силы, беглости, чувствительности и уверенности пальцев; — развитие умственного динамизма, необходимого для исполнения произведений любого уровня сложности. Так как на 1 год обучения принимаются уже подготовленные дети, при работе над техникой исполнения любого произведения особое внимание необходимо уделять освоению его технических и художественных трудностей, соблюдая определенную последовательность действий: — использование дополнительного материала (упражнения, этюды); — исполнение в указанном темпе; — выявление стилевых особенностей в целом; — эмоциональное исполнение; — поиск пластического решения; — уточнение темповых и ритмических особенностей; — работа над ансамблем; — поиск нового варианта трактовки; — «выгрывание» в новый вариант трактовки; — запись на диск, анализ исполнения и доработка после прослушивания.
Работа над музыкальным произведением Работу над музыкальным произведением можно разделить в основном на три тесно связанных между собой раздела.
1. Знакомствоучастников ансамбля с пьесой: прослушивание произведения в записи; — рассказ о данном произведении и его авторе; 2. Анализ музыкального произведения: — общая характеристика музыкальных образов; — форма произведения, основные приемы письма; -выразительные средства исполнения; — особенности нотной записи; — конкретные технические трудности; 3. Исполнение музыкального произведения в целом. Яркое, эмоциональное исполнение пьесы с целью передачи музыкального образа, созданного автором, и в строгом соответствии с установленным темпом произведения, особое внимание, обращая на взаимосвязь отдельных музыкальных фраз, частей, их кульминации, которые подготавливают кульминацию всей пьесы. Репертуар всех групп коллектива включает в себя произведения русского фольклора, обработки русских народных песен известных авторов, различные по сложности исполнения классические произведения и джазовые обработки. Работа исполнителей усложняется за счет новых приемов игры, технических и художественных трудностей, использования более широкого диапазона выразительных средств. Работа над музыкальным произведением строится в ансамблях, что позволяет эффективно использовать внутригрупповую дифференциацию для разделения обучающихся по уровням подготовленности. Ансамбли исполняют различные по уровню технической сложности партии. Кроме того, на каждом занятии обучающиеся самостоятельно работают над партией. Наиболее способные могут получить сольную партию. При такой организации учебного процесса возможна реализация индивидуального подхода: в ходе самостоятельной работы педагог инструктирует каждого участника группы, помогает преодолевать технически сложные пассажи, овладевать сложными приемами игры. После отработки партии сводятся в единое произведение, исполняемое всей группой. Начинается репетиционный процесс, в ходе которого развиваются и совершенствуются технические приемы и исполнительские навыки, происходит слияние отдельных исполнителей в единый творческий коллектив. На занятиях широко используются наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, видеометод. Демонстрация носит специфическую музыкальную направленность – показ произведения педагогом или опытным солистом оркестра. Разнообразные иллюстративные материалы рассказывают о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, об истории возникновения и технических особенностях народных инструментов, об известных оркестрах и ансамблях русских народных инструментов.В ходе изучения данного раздела каждый год решаются определенные задачи: 1 год обучения
  1. Совершенствование навыков использования различных динамических, артикуляционных, агогических приемов, тембровых сопоставлений звуков и vibrato.
  2. Совершенствование навыков использования артикуляционных приемов (legato, non legato, staccato) в процессе работы над репертуарными произведениями.
  3. Совершенствование навыков контрастного сопоставления динамических оттенков в процессе работы над репертуарными произведениями.
  4. Совершенствование навыков небольших отклонений (замедление, ускорение) от темпа и метра в процессе работы над репертуарными произведениями.
  5. Развитие навыка распределения смысловых акцентов в процессе работы над репертуарными произведениями.
  6. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  7. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  8. Формирование навыков свободного, осознанного, технически грамотного, яркого исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.

2 год обучения
  1. Освоение сложных исполнительских приемов игры в процессе работы над репертуаром.
  2. Развитие навыков использования различных приемов динамики в процессе работы над репертуарными произведениями.
  3. Совершенствование навыков использования рациональной аппликатуры и смены позиций в процессе работы над репертуарными произведениями.
  4. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  5. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  6. Развитие навыков свободного, осознанного, технически грамотного, яркого исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.

3 год обучения
  1. Совершенствование навыков использования сложных исполнительских приемов игры в процессе работы над репертуарными произведениями.
  2. Совершенствование навыков исполнения репертуарных произведений в различных темпах с метроритмическими, штриховыми, аппликатурными и динамическими вариантами.
  3. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  4. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  5. Совершенствование навыков свободного, осознанного, технически грамотного, яркого исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.

Репетиционная работа Репетиция является основным звеном всей организационной, образовательной и воспитательной работы оркестра. В ходе репетиционного процесса ведется постоянный поиск приемов и методов, которые позволяли бы успешно решать творческие и воспитательные задачи, и работа над репертуаром коллектива. При подборе репертуара учитывается следующее: — художественно-эстетическая направленность и ценность пьесы; — возможность ее художественного и технически верного исполнения в оркестре. Каждая пьеса способствует: — совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у участников; — закреплению и развитию навыков ансамблевой, сольной и оркестровой игры; — развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе. Каждый год усложняются задачи, которые реализуются в ходе репетиционного процесса: 1 год обучения
  1. Совершенствование навыков работы с нотным текстом, ансамблевой и оркестровой игры; навыков работы над техническими и художественными трудностями пьесы; навыков выполнения динамических, артикуляционных, тембровых, агогических указаний автора произведения; навыков выразительного и эмоционального исполнения произведения.
  2. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  3. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  4. Итогом этой работы должно стать органичное воплощение художественного образа пьесы.
  5. Совершенствование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху.
  6. Совершенствование навыка самостоятельной работы над музыкальным произведением.
  7. Совершенствование навыков ансамблевой и оркестровой игры.

2 год обучения
  1. Совершенствованиенавыков работы над техническими и художественными трудностями репертуарных произведений.
  2. Освоение сложных исполнительских приемов игры в процессе работы над репертуаром.
  3. Развитие навыков использования различных приемов динамики в процессе работы над репертуарными произведениями.
  4. Совершенствование навыков использования рациональной аппликатуры и смены позиций в процессе работы над репертуарными произведениями.
  5. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  6. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  7. Развитие навыков свободного, осознанного, технически грамотного, яркого исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.
  8. Совершенствование навыков ансамблевой и оркестровой игры.
  9. Совершенствование навыков выполнения динамических, артикуляционных, тембровых, агогических указаний автора произведения; навыков выразительного исполнения.
  10. Совершенствование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху.
  11. Совершенствование навыка самостоятельной работы над музыкальным произведением.
  12. Совершенствование навыков сценической культуры.

3 год обучения
  1. Совершенствование исполнительских приемов и основных штрихов в процессе работы над произведениями в последовательно возрастающей степени сложности.
  2. Совершенствование навыков использования сложных исполнительских приемов игры в процессе работы над репертуарными произведениями.
  3. Совершенствование навыков исполнения репертуарных произведений в различных темпах с метроритмическими, штриховыми, аппликатурными и динамическими вариантами.
  4. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  5. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  6. Совершенствование навыков свободного, осознанного, технически грамотного, яркого исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.
  7. Совершенствование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху.
  8. Совершенствование навыка самостоятельной работы над музыкальным произведением.
  9. Совершенствование навыков ансамблевой и оркестровой игры.
  10. Совершенствование навыков сценической культуры.

Концертная деятельность
Концертное выступление — ответственный момент в жизни коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой и воспитательной работы оркестра. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах деятельности: о творческом лице коллектива, о его художественных возможностях, о репертуаре. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. На концерте пьесы исполняются, как правило, значительно эмоциональнее, музыкальная образность, раскрытая на репетиции, обогащается новыми красками, найденными непосредственно во время выступления, в момент большого творческого подъема. Концертное выступление всегда повышает уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости оркестрантов, уровень исполнительского мастерства и сценической культуры. Активная концертная деятельность коллектива является важнейшим фактором повышения исполнительского мастерства и сценической культуры его участников. Разнообразные формы массовой работы способствуют развитию интереса детей к занятиям в ансамбле, привлекают родителей к участию в жизни творческого объединения, помогают каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал, ярко раскрыть свои таланты. С целью развития познавательного интереса обучающихся в оркестре используется все разнообразие форм массовой работы: — музыкальные викторины по истории создания музыкальных инструментов и творчеству известных композиторов; — музыкальные игры на развитие чувства ритма,мелодического слуха, музыкальной памяти, на знание музыкальных терминов;
— музыкальные гостиные различной тематики: «История джаза», «Его Величество Романс», «Мелодии прошлых лет», «Музыка кино» и т. д.; — открытые занятия с элементами театрализации; — концерты к праздничным датам; — фестивали и конкурсы оркестров русских народных инструментов.
Работа с родителями Для развития интереса обучающихся к трудоёмким занятиям в оркестре необходимо вести целенаправленную работу с родителями, привлекая их ко всем творческим делам коллектива. Это направление деятельности в оркестре «Калинка» является одним из наиболее эффективных, об этом можно судить по высоким показателям сохранности контингента учащихся и посещаемости занятий. Практически все мероприятия, проводимые в этом направлении, стали многолетней традицией. В коллективе сложилась система работы с родителями, включающая: — организацию работы родительского актива (родительские собрания, заседания родительских комитетов, участие в конкурсной и концертной деятельности, в массовой работе); — открытые занятия для родителей; — индивидуальные консультации педагога; — посещения обучающихся на дому; — разнообразные массовые и познавательные мероприятия (семейные праздники, концерты, музыкальные гостиные, посещение концертов профессиональных музыкантов, чаепития с конкурсной программой и т. д.); — отчетные концерты по итогам учебного года.
Основные принципы реализации программы:
  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • постепенности в развитии природных данных обучающихся;
  • последовательности и доступности в овладении вокальной терминологией и техническими приемами;
  • систематичности и регулярности занятий;
  • целенаправленности учебного процесса;
  • взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
  • многообразия форм образовательного процесса;
  • принцип интеграции разных видов деятельности (музыки, театрализации);
  • учета индивидуальных особенностей обучающихся;
  • совместной деятельности педагога, ребенка и родителей;
  • сознательности и активности детей в процессе образовательной деятельности;
  • создания ситуации успеха.

Основные методы и формы реализации программы:
Демонстрационные:
— показ;
— пример;
— видеоиллюстрация;
— прослушивание аудиоматериалов.
Вербальные:
— объяснение;
— беседа;
— анализ;
— инструктаж.
Практические:
— упражнение;
— репетиция;
— игра;
— творческая импровизация;
— взаимоконтроль;
— самоконтроль.
Стимулирующие:
— соревнование;
— поощрение;
— конкурс.
Формы контроля результативности освоения программы:
— наблюдение;
— собеседование;
— открытое занятие;
— участие в концертной деятельности;
— участие в фестивалях и конкурсах;
— творческий отчёт в конце года.
Итоги результативности освоения программы подводятся два раза в год: в конце 1 полугодия и в конце учебного года в соответствии с разработанным мониторингом, включающим:
— таблицу результативности; — методы и формы; — контрольные вопросы и упражнения по годам обучения.
Методический комплекс: — конспекты открытых занятий;
— методические разработки;
— сценарии музыкальных гостиных;
— беседы о творчестве композиторов и известных музыкантов;
— беседы об истории создания музыкальных произведений;
— беседы об истории музыкальных инструментов;
— материалы по диагностике музыкальных способностей и художественно-исполнительских умений участников оркестра;
— дидактический материал (таблицы, схемы, карточки, стенды и т. п.);
— нотный материал (репертуарный и иллюстрационный к занятиям);
— сценарии отчетных концертов;
— аудиоматериал;
— видеоматериал;
— фотолетопись.
Техническое оснащение программы
  • учебный класс, пюпитры;
  • музыкальные инструменты: балалайки, домры, аккордеоны, контрабас, гитары, шумовые ударные, фортепиано;
  • аудиоаппаратура;
  • микрофоны;
  • актовый зал, оборудованный микшерским пультом, усилителями;
  • концертные костюмы.

Литература:
1. Андреев В.В. избранные произведения для оркестра народных инструментов. — М.: Музыка, 1960. – 10 с. 2. Андрюшенков Г. И. Начальное обучение игре на балалайке. — Л.: Музыка, 1983. – 3-94 с. 3. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. – М., 1976. – 10 с. 4. Бычков В.В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов. – М.: Советская Россия, 1988. — 96 с. 5. Вахромеев В. А. Ладовая структура русских народных песен. — М.: Музыка, 1968. – 94 с. 6. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1971. – 224 с. 7. Вопросы исполнительства на струнных инструментах: Сборник статей. Выпуск I. – СПб, 2004. – 91 с. 8. Дорожкин А. В. Самоучитель игры на балалайке. – М., 1989. – 94 с. 9. Дорожкин А. В. Путь к оркестру. – М., 1977 г. – 12 с. 10. Инструментальные ансамбли/Сост. В. А. Гевиксман. – М., 1985. – 128 с. 11. Инструментоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 95 с. 12. Канерштейн М. М. Вопросы дирижирования. — М.: Музыка, 1965. – 217 с. 13. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1987. – 160 с. 14. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982. – 96 с. 15. Леонова М.Ф. Николай Будашкин: очерк жизни и творчества. — М.: Советский композитор, 1987. – 136 с. 16. Максимов С. Е. Музыкальная грамота. — М.: Музыка, 1979. – 173 с. 17. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с. 18. Парнес Д. Г. На домре – по слуху: Самоучитель. – М., 2004. – 165 с. 19. Пересада А. Справочник балалаечника. — М.: Советский композитор, 1977. – 17 с. 20. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов.– М.: Советский композитор, 1985. -336 с. 21. Попонов В. Б. О переложении для русских народных инструментов. – М.: Советская Россия, 1986. – 96 с. 22. Розанов В. И. Инструментоведение. – М., 1974. — 135 с. 23. Розанов В. И. Русские народные инструментальные ансамбли. — Л.: Музыка, 1972. -154 с. 24. Ромм Р. Д. Изучение тональностей в ДМШ. — М.: Музыка, 1977. – 103 с. 25. Ставицкий З. И. Начальное обучения игре на домре. — Л.: Музыка, 1984. – 64 с. 26. Ступель А.М. В мире камерной музыки. — Л.: Музыка, 1970. –87 с. 27. Чайкин Н. Я. Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. – М., 1966. – 6-45 с. 28. Чунин В.С. Современный русский народный оркестр. — Л.: Музыка, 1981.- 3-91 с. 29. Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. — Л.: Музыка, 1980.- 4-149 с. 30. Шахматов Н. М. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. — Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
Литература для обучающихся:
1. Артемчук И. М. Веселый антракт. – Киев, 1989. – 183 с. 2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.– М.: Советский композитор, 1986. – 88 с. 3. Великович Э. Концерт для оркестра. — Л.: Детская литература, 1988. 4. Мильто И. П. Поговорим о музыке. – Минск, 1989. – 79 с. 5. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с. 6. Оркестр имени В.В. Андреева / Составители: А.П. Конов, Г. Н Преображенский. — Л.: Музыка, 1987. – 159 с. 7. Панкевич Г. И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987. – 112 с. 8. Панкевич Г. И. Звучащие образы. – М.: Знание, 1977. – 109 с.


Программа мониторинга результативности освоения образовательной программы
оркестра русских народных инструментов
Пояснительная записка
В целях достижения эффективности и качества обучения в творческом коллективе необходимо регулярно проводить мониторинг результативности освоения образовательных программ. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний, совершенствования умений и навыков в ходе учебного процесса. Цель мониторинга — выявление уровня развития способностей, личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам, предусмотренным в образовательной программе. Задачи: 1.Отслеживание уровня знаний, умений и навыков; 2.Контроль над выполнением образовательных программ объединения; 3.Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности; 4.Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы. Педагогический мониторинг строится на следующих принципах: — научность; — учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; — соответствие специфике образовательной программы и году обучения; — обязательность и открытость проведения; — свобода выбора методов и форм проведения.
Показатели (оцениваемые параметры) мониторинга:
1. Теоретические знания по основным разделам программы
2. Владение специальной терминологией 3. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
4. Познавательный интерес
5. Креативность
Критерии мониторинга:
1. Соответствие уровня теоретических знаний ребенка программным требованиям
2. Понимание, осмысленность и правильность использования терминологии
3. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, технически правильное использование приемов
4. Стремление к совершенствованию в сфере исполнительского искусства
5. Творческое отношение к занятиям

Содержание Организация педагогического мониторинга Первичный этап мониторингапроводится при зачислении ребенка в коллектив. Он включает анкетирование, собеседование и контрольное задание. Анкетирование включает в себя: ознакомительную анкету, которая дает необходимые официальные сведения о ребенке и его семье. Собеседование позволяет узнать о его природных задатках, уровне подготовленности и интересах на момент поступления в объединение. Контрольные задания выявляют способности, необходимые для занятий в данном коллективе. Промежуточный этап мониторинга необходим при работе на каждом занятии и на всех его этапах. Она часто проводится в скрытой форме. Наблюдения педагога за тем, как дети общаются между собой во время занятий и на перерывах, во время выездных мероприятий и на концертах, позволяют делать выводы об уровне их подготовленности, их воспитанности и коммуникабельности. Помимо наблюдений, педагог в процессе занятий задает ученикам вопросы по терминологии, из области музыкальной культуры. Чтобы выявить уровень специальных знаний, умений и навыков, он просит одного из обучающихся объяснить какой- либо термин или прием. Или же просит кого-то исполнить упражнение или этюд, а остальные должны назвать все «правильные» и «неправильные» действия. То же самое можно сделать, просматривая видеозаписи, сделанные на занятиях. Это позволяет каждому ребенку почувствовать себя почувствовать первым, что немаловажно для самооценки и ответственности воспитанников, дает возможность педагогу создавать ситуацию успеха для каждого.
Сбор всех результатов мониторинга дает полную картину о каждом ребенке и его возможностях. Конечным результатом этой работыявляется проведение итоговой аттестации.
Итоговый этап мониторинга представляет собой проверку знаний, умений и навыков, который проводится в конце 1 полугодия и учебного года. Итоговая аттестация может проводиться в различной форме. В конце полугодия — это открытый урок. В конце учебного года – отчетный концерт. Когда аттестация проводится в форме концерта, контрольные вопросы задаются в ходе зачетного урока до него, а уровень практической подготовки оценивается в ходе концерта. То есть аттестация проводиться в два этапа: практический и теоретический. Ее этапы фиксируются в «Итоговой таблице результативности освоения образовательной программы».

Первичный этап мониторинга Анкета
1. Фамилия, имя.
2. Дата и год рождения.
3. Школа, класс.
4. Домашний адрес, телефон.
5. Ф. И. О. родителей.
6. Место работы, телефон.
7. Справка о здоровье ребенка.


Контрольные вопросы и задания к образовательной программе «Основы музыкального исполнительства» Первый год обучения
1. Основы музыкальной грамоты Теория Дайте характеристику музыкального звука.
Расскажите о высотной организации звуков.
Расскажите о знаках альтерации.
Что такое длительность нот?
Расскажите о ритмической организации звуков.
Назовите правила оформления нотной записи. Каково назначение скрипичного ключа? Каково назначение нотоносца? Что такое звукоряд? Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на различение музыкальных звуков по высоте, по длительности; — упражнений на применение знаков альтерации в процессе игры. 2. Техника исполнения Теория Расскажите об истории возникновения русских народных инструментов. Расскажите об их технических возможностях и правилах эксплуатации. Назовите основные требования к посадке исполнителя и креплению инструмента. Назовите разновидности атаки звука. Дайте характеристику основным приемам игры. Назовите основные виды звукоизвлечения для струнных инструментов. Расскажите о приемах игры для домры и балалайки. Чем они отличаются? Каковы основные способы звукоизвлечения и звукообразования для клавишных инструментов. Дайте определение понятия «аппликатура». Расскажите об основных позициях рук и нумерации пальцев. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на отработку различных приемов игры для струнных инструментов; — упражнений на отработку различных приемов игры для клавишных инструментов; — упражнений на отработку различных приемов игры для ударно-шумовых инструментов; — упражнений на отработку основных видов туше (нажим, толчок, бросок); — упражнений на простую атаку звука; — упражнений на расстановку пальцев; — упражнений на беглость пальцев. 3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 1 года обучения).
Второй год обучения
1. Основы музыкальной грамоты Теория Дайте полную характеристику следующим понятиям:
«Высотная организация звуков»;
«Интервал»;
«Произвольные звуки и знаки альтерации»;
«Ритмическая организация звуков»;
«Ритмический рисунок»;
«Длительность нот и пауз»;
«Размер такта».
Практика
Технически грамотное исполнение:
— этюдов и маленьких пьес на использование знаков альтерации; — упражнений на выстукивание различных ритмических рисунков; — упражнений на определение длительности нот; — упражнений на размер такта, на сильные и слабые доли.
2. Техника исполнения Теория Назовите основные требования к работе исполнительского аппарата. Дайте характеристику основных способов звукоизвлечения для струнных. Назовите основные приемы игры для домры и балалайки. Дайте характеристику основных способов звукоизвлечения и звукообразования для клавишных. Практика
Технически грамотное исполнение:
— упражнений на использование различных приемов звукоизвлечения для струнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов; — упражнений на освоение рациональной аппликатуры при работе над репертуарными произведениями; — репертуарных произведений в ансамбле с концертмейстером; — чтения нот с листа при работе над репертуарными произведениями. 3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 2 года обучения). Третий год обучения
1. Основы музыкальной грамоты Теория Расскажите о ритме в музыке как явлении, организующем периодичность движения. Расскажите о соотношении звуков по продолжительности и развертывании во времени. Дайте определение понятия «фразировка». Дайте определение понятиям «метр», «темп». Дайте характеристику терминам «accelerando, ritenuto, a tempo». Практика
Технически грамотное исполнение:

— упражнений на метрическую пульсацию;
— упражнений на равномерное движение;
— упражнений на расстановку акцентов;
— упражнений на сильные и слабые доли такта;
— упражнений на более сложные ритмические построения:лига-связка, долгие и короткие звуки, нота с точкой, синкопа;
— упражнений на ускорение, замедление, остановку, возвращение в темп.
2. Техника исполнения
Теория Каковы способы нахождения рациональной аппликатуры в репертуарных произведениях? Каковы принципы работы над динамикой? Назовите основные способы сопоставления звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра. Расскажите об основных приемах работы над динамическими оттенками: контрастном сопоставлении основных нюансов (forte-piano, pianissimo-fortissimo, crescendo-diminuendo,subitopiano). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений и этюдов на освоение рациональных аппликатурных принципов; — упражнений на контрастное сопоставление основных нюансов при работе над репертуарными произведениями; — упражнений на ускорение, замедление, остановку, возвращение в темп.
— свободного чтения с листа. 3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 3 года обучения). Четвертый год обучения 1. Основы музыкальной грамоты Теория Расскажите о структуре мелодии. Расскажите о ритмоформулах аккомпанемента.
Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на виды мотивов, фраз, предложений;
— упражнений, этюдов, пьес с использованием простейших ритмоформул.
2. Техника исполнения
Теория Расскажите об основных артикуляционных приемах игры: legato, staccato. Какие аппликатурные схемы можно использовать на 3, 2, и 1 струнах? Расскажите об общих понятиях фразировки. Расскажите о сопоставлении “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основной принципе подбора выразительных средств. Назовите основные этапы работы над динамикой. Обозначьте основные параметры сопоставления звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра.
Назовите агогические средства, которые вы используете при игре на музыкальном инструменте. Дайте характеристику понятия «тембр». Какие выразительные средства способствуют воплощению художественного образа музыкального произведения? Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование приемов игры для домры и балалайки: pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, гитарный прием;
— упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогические. тембровых приемов; — беглого чтения с листа. 3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 4 года обучения). Контрольные вопросы и задания к образовательной программе
“Музыкальное исполнительство ”
Первый год обучения 1. Основы музыкальной грамоты
Теория
Расскажите о ритмической организации звуков.
Дайте определение ритмической пульсации.
Дайте определение следующим терминам: высота, интервалы. Расскажите о средствах выразительного исполнения музыки. Расскажите о средствах фразировки. Расскажите о приемах выразительного сопоставления звучания и их связи со структурой мелодии. Дайте определение терминам: forte-piano, crescendo-diminuendo,legato non legato staccato. Назовите основные темповые обозначения(largo, lento, andante, allegro, allegretto, poco a poco, ritenuto, фермата).
Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогических. тембровых сопоставлений звуков и вибрато; — упражнений и несложных этюдов на сопоставление по громкости; — упражнений на плавное и отрывистое исполнение; — упражнений на равномерность движения мелодии; -упражнений на медленный темпlargo, lento, andante, allegro, allegretto, poco a poco, ritenuto, фермата; — беглого чтения с листа.
2. Техника исполнения Теория
Расскажите об артикуляционных приемах legato non legato staccato.
Расскажите о технических принципах фразировки.
Расскажите о сопоставлении “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основном принципе подбора выразительных средств.
Каковы основные этапы работы над динамикой?
Как сопоставить звуки по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра?
Назовите приемы сопоставления динамики.
Каково значение для совершенствования художественной выразительности исполнения небольших отклонений от темпа и метра? Расскажите о распределении смысловых акцентов. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогических приемов, тембровых сопоставлений звуков и vibrato; — упражнений на использование различных артикуляционных приемов; — упражнений на контрастное сопоставление динамических оттенков; — упражнений на небольшие отклонения (замедление, ускорение) от темпа и метра; — упражнений на распределение смысловых акцентов. 3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 1 года обучения). Второй год обучения 1. Основы музыкальной грамоты Теория
Расскажите о сочетании основных гармонических функций. Дайте определение терминам: sempre forte и sempre piano. Расскажите о чередовании различных вариантов слитности и расчлененности звуков. Назовите основные темповые обозначения(lento, andante, moderato, vivo, accelerando, ritenuto, meno mosso, piu mosso). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на сочетание основных гармонических функций; — упражнений на контрастное сопоставление динамических нюансов (sempre forte и sempre piano); упражнений на темповые измененияlento, andante, moderato, vivo, accelerando, ritenuto, meno mosso, piu mosso. 2. Техника исполнения Теория
Назовите основные этапы работы над динамикой: — градация громкости в каждом из основных нюансов (sempre forte и sempre piano); — специфические приемы изменения динамики (subito forte, subito piano, sforzando, акцент). Назовите основные правила использования сложных приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения;
tremolo по одной, двум или трём струнам;
— бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное;
tremolo основной вид. Расскажите об основных принципах освоения рациональной аппликатуры. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных приемов динамики; — упражнений на использование рациональной аппликатуры и смены позиций; — упражнений на освоение сложных исполнительских приемов игры: 1) vibratoв различных сочетаниях звукоизвлечения; 2) tremoloпо одной, двум или трём струнам; 3) бряцание в различных вариантах штриховой игры; 4) pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное; 5)tremoloосновной вид. — игры и подбора по слуху. 3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 2 года обучения). Третий год обучения 1. Основы музыкальной грамоты Теория
Назовите виды мотивов (ямб, хорей, амфибрахий). Дайте характеристику определениям: аккомпанемент, мелодия. Дайте определение основным темповым обозначениям (brillante, vivo, simile, tutti, adagio, presto, a tempo, tempo I, rubato, temporubato). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений для аккомпанирующей группы оркестра; — упражнений на анализ структуры мелодии; упражнений на темповые измененияbrillante, vivo, simile, tutti, adagio, presto, a tempo, tempo I, rubato, temporubato. 2. Техника исполнения Теория
Назовите основные правила использования сложных приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. Дайте определение понятия «аппликатура». Каковы основные этапы работы над аппликатурой. Каково значение штриховых, аппликатурных и динамических вариантов для выразительного исполнения произведения? Практика Технически грамотное исполнение: Упражнений на совершенствование сложных исполнительских приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения;
tremolo по одной, двум или трём струнам; — бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное;
tremolo основной вид. Упражнений на освоение сложных исполнительских приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. — упражнений на использование средств выразительного исполнения; — упражнения на сочетание приемов игры в различных вариантах. — игры и подбора по слуху. 3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 3 года обучения).
В соответствии с контрольными вопросами и практическими заданиями педагог оценивает качество усвоения теоретического и практического материала, предусмотренного образовательной программой. Кроме этого, важнейшим показателем эффективности освоения программы является развитие познавательной активности и творческого отношения обучающихся к занятиям и жизни коллектива. Оценки по этим трем уровням выставляются педагогом в соответствии с таблицей мониторинга.
Таблица мониторинга результативности освоения образовательных программ оркестра русских народных инструментов «Калинка»
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Баллы Методы диагностики
I. Уровень теоретических знаний
Теоретические знания по основным разделам программы:
1. Техническая характеристика русских народных инструментов, история их создания
2. Основы музыкальной грамоты
3. Техника игры на русских народных инструментах
4. Работа над музыкальным произведением
5. Разнообразие музыкальных жанров
6. Творчество русских и зарубежных композиторов
Соответствие уровня теоретических знаний ребенка программным требованиям
Низкий уровень— ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой
Средний уровень— объем усвоенных знаний составляет более 1/2
Высокий уровень— ребенок усвоил весь объем знаний
0 — 1 2 — 3 4 — 5 Собеседование,
наблюдение,
открытый урок
Владение специальной терминологией
Понимание, осмысленность и правильность использования терминологии
Низкий уровень— ребенок частично понимает значение терминов, но избегает их употреблять
Средний уровень— понимает значение терминов, сочетает специальную терминологию с бытовой
Высокий уровень— термины употребляет осознанно, свободно ими оперирует в соответствии с их содержанием
0 -1 2 — 3 4 — 5 Собеседование, наблюдение,
открытый урок
II. Уровень практической подготовки
Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
1. Навыки правильного владения исполнительским аппаратом
2. Навыки технически грамотного исполнения программных упражнений и репертуарных произведений
3. Навыки работы над музыкальным произведением
4. Навыки выразительного исполнения музыкального произведения
5. Навыки чтения нот с листа
6. Навыки подбора мелодии на слух
7. Навыки самостоятельной работы над произведением
8. Навыки сценической культуры
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, технически правильное использование приемов
Низкий уровень— ребенок овладел менее чем 1/2 объема предусмотренных умений и навыков
Средний уровень— объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2 от предусмотренных программой
Высокий уровень— овладел всеми необходимыми умениями и навыками, технически правильно использует приемы

0 — 1 2 — 3 4 — 5 Наблюдение, контрольное задание, открытый урок, отчетный концерт, конкурс
III. Уровень познавательной и творческой активности
Познавательный интерес
Стремление к совершенствованию в сфере исполнительского искусства
Низкий уровень— ребенок с трудом овладевает необходимым объемом знаний, не может самостоятельно работать со специальной литературой; выполняет практические задания при постоянном контроле педагога, нет стремления к самосовершенствованию в данной сфере творческой деятельности
Средний уровень— имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к достижению результата в обучении, к грамотному выполнению заданий, способен к самоконтролю

Высокий уровень— проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, стремится к решению задач повышенной сложности, склонен к самоконтролю и к самоанализу, к достижению наилучшего результата в обучении
0 — 1 2 — 3 4 — 5 Наблюдение, концерт, конкурс
Креативность
Творческое отношение к занятиям
Низкий уровень — ребенок пассивен, безынициативен, не поддерживает инициативу других, неудачи способствуют снижению мотивации к обучению, отсутствует образное мышление Средний уровень— развито творческое воображение и фантазия, способность к импровизации, инициативен, проявляет живой интерес к занятиям, стремится к лидерству Высокий уровень— обладает богатым воображением, предлагает нестандартные решения, генерирует оригинальные идеи, способен ими увлечь других, обладает ярко выраженными лидерскими качествами 0 — 1 2 — 3 4 — 5 Наблюдение, концерт, конкурс




Пожаловаться 23 февраля 2013
Файлы
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru