В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Основы музыкального исполнительства"

Зоя  Хлупина Зоя Хлупина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:3    просмотров: 2358
Краткое описание
Программа "Основы музыкального исполнительства" предназначена для развития природных задатков детей младшего школьного возраста в области музыкального искусства, исполнительства на русских народных инструментах и разработана на основе изучения трудов известных педагогов - музыкантов, а также на основе личного многолетнего опыта педагогической деятельности и структурирована в соответствии с современными требованиями к образовательным программам в области дополнительного образования детей.

Описание
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска Первомайский Дом детского творчества

Принято Утверждаю
на заседании методического совета Директор МОУ ДОД ПДДТ
Протокол от_______2009. № ____ _____________ Р. Ткаченко
10.09.2009.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы музыкального исполнительства»
Возраст обучающихся – 7 — 11 лет Срок реализации программы — 4 года
Составитель: Хлупина Зоя Ивановна,
педагог дополнительного образования
Мурманск 2009
Пояснительная записка
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании детей младшего школьного возраста. Дети в этот период своего развития проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении игре на музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаний, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче). В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются мелодический слух, чувство ритма, динамики, музыкальная память. Занятия музыкой формируют эстетический вкус ребенка, расширяют его кругозор, развивают его творческую активность, воспитывают любовь к музыке и искусству вообще. Программа «Основы музыкального исполнительства» предназначена для развития природных задатков детей младшего школьного возраста в области музыкального искусства, исполнительства на русских народных инструментах. Она реализуется в оркестре русских народных инструментов МОУ ДОД ПДДТ «Калинка». Программа разработана на основе трудов известных педагогов-музыкантов В. Чунина, А. Каргина, А. Дорожкина, а также многолетнего опыта педагогической деятельности руководителя оркестра Хлупиной З. И.и структурирована в соответствии современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.[1] Она является начальной ступенью в обучении детей исполнительству на русских народных инструментах и их общем музыкальном развитии. Педагогическая целесообразность программы состоит в использовании современных образовательных технологий (индивидуализация, дифференциация, педагогика сотрудничества), диагностирования результатов обучения (диагностика уровня музыкальных способностей обучающихся 1 года обучения и 4 года обучения). Новизна данной программы состоит в том, что она предоставляет широкие возможности ребенку в раннем возрасте проявить себя в познании элементарных основ музыки на доступном материале и освоить различные музыкальные инструменты: § струнные (домра, балалайка, контрабас, гитара); § клавишные (аккордеон); § ударно-шумовые (тарелки, маракасы, треугольник, кастаньеты, барабан). Актуальность программы заключается в одном из основных принципов – сотрудничество педагога, детей и родителей. В соответствии с ним в оркестре сложилась система работы с родителями. Вид программы– модифицированная. Направленность программы: художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 4 года.

Программа рассчитана:
1 год обучения — 144 часа.
2 год обучения — 144 часа.
3 год обучения – 144 часа.
4 год обучения — 144 часа.
Режим занятий:
1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
2 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
4 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (по звеньям).
Занятия проводятся по смешанному принципу: с участием всех групп инструментов: · струнные (балалайка прима, альт, контрабас; домра малая, альт, бас); · клавишные (аккордеон); · ударные (тарелки, маракасы, треугольник, кастаньеты, барабан). Для каждой группы предусмотрены сводные репетиции 1 раз в неделю по 2 часа.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.[2]
Формы организации занятий: звеньевая, сводная репетиция. Возраст обучающихся– 7 -11 лет.
Группы формируются в соответствии с уровнем музыкального развития и подготовленности обучающихся, возможен перевод из группы в группу в зависимости от качества освоения программного материала.
Количество обучающихся в группах:
1 год обучения –10 человек (2 звена по 5 человек).
2 год обучения – 10 человек (2 звена по 5 человек).
3 год обучения — 10 человек (2 звена по 5 человек).
4 год обучения — 10 человек (2 звена по 5 человек).
Набор: свободный.
В группу 1 года обучения принимаются дети 7 лет. Набор производится в свободной форме, на основании заявления родителей и обязательным предоставлением медицинской справки. Допускается зачисление в группу второго и последующих лет обучения детей, посещавших другие образовательные учреждения и имеющих соответствующих уровень подготовки.

Цель программы:
Развитие творческого потенциала детей через приобщение их к музыке, к исполнительству на русских народных инструментах.

Задачи: · формировать комплекс знаний в области музыкального искусства; · развивать музыкальные способности участников оркестра (эмоциональную отзывчивость на музыкальные явления, музыкальный слух, музыкальную память, ритмическое и ладовое чувства); · формировать у обучающихся навыки технически грамотного исполнения музыкальных произведений; · развивать у детей умение слушать и понимать музыку; · формировать эстетический вкус на примерах лучших образцов классической и современной музыки; · воспитывать любовь к музыкальному искусству, к русской национальной культуре. Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучающиеся приобретут: — элементарные знания музыкальной терминологии; — элементарные знания основных компонентов музыкального языка; — первоначальные знания истории русских народных инструментов; — знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 1 года обучения; — навыки технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 1 года обучения; — знания основных позиций рук и нумерации пальцев; — начальный навык правильной посадки и функционирования рук; — навыки использования основных способов звукоизвлечения и приемов игры для всех групп инструментов;
— первоначальные навыки контроля над качеством звука;
— первоначальный навык чтения с листа;
— первоначальные навыки работы над музыкальными произведениями;
— первоначальные навыки сценической культуры.
К концу 2 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 2 года обучения; — знания основных компонентов музыкального языка (ритм, ритмический рисунок, долгие и короткие звуки; высота); — знания истории русских народных инструментов; — навыки технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 2 года обучения; — навыки использования различных приемов игры на музыкальных инструментах всех групп; — навыки игры на основном музыкальном инструменте с освоением аппликатуры двойных нот и аккордов; — навыки использования техники смены позиций (подмена и подкладывание пальцев, скачки); — навыки контроля над качеством звука;
— навык чтения с листа — навыки игры на двух музыкальных инструментах; — навыки работы в ансамбле, в оркестре; -навыки исполнения сольной и оркестровой партий; — навыки сценической культуры.
К концу 3 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 3 года обучения; — знания основных компонентов музыкального языка (ритм, ритмическая пульсация, опорные и неопорные звуки; высота; мелодия, соединение фраз в предложение; артикуляция, динамика); — знания истории народных инструментов; — навыки технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 3 года обучения; — навыки контроля над качеством звука;
— навык свободного чтения с листа; — первоначальный навык самостоятельной работы над музыкальным произведением; — навык использования средств выразительного исполнения; — навык работы в составе оркестра; — навык исполнения сольных, ансамблевых и оркестровых произведений; — навыки сценической культуры.
К концу 4 года обучающиеся приобретут:
— знания терминологии и правил исполнения программных упражнений и музыкальных произведений 4 года обучения; — знания основных компонентов музыкального языка (ритм, метрическая пульсация; темп движения; мелодия, соединение предложений в период; аккомпанемент; динамика, артикуляция, агогика); — знания творчества русских и зарубежных композиторов; — навыки технически правильного исполнения программного материала и музыкальных произведений 4 года обучения; — навык создания художественного образа при исполнении музыкального произведения; — навыки самостоятельной работы над музыкальными произведениями; — первоначальный навык подбора мелодии по слуху; — навык беглого чтения с листа; — навыки работы в оркестре, ансамбле; — навыки сценической культуры.
Результаты освоения программы определяются в соответствии с разработанной программой мониторинга по трем уровням: уровень теоретических знаний, уровень практической подготовки, уровень познавательной и творческой активности. Итоги результативности освоения программы подводятся два раза в год: в конце 1 полугодия и в конце учебного года.

Формы диагностики результатов:

§ наблюдение;
§ собеседование;
§ мониторинг (промежуточный, итоговый).
Формы демонстрации результатов:
· открытые занятия;
· участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
· участие в концертной деятельности и массовых мероприятиях различного уровня;
· отчетный концерт в конце года.
У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Первый год обучения

Название темы Количество часов
теория практика всего


1. Вводное занятие

1

1

2


2. Основы музыкальной грамоты

5

19

24


3. Техника исполнения

5

41

46


4. Работа над музыкальным произведением

8

26

34


5. Репетиционная работа

4

30

34


6. Концертная деятельность


2

2


7. Заключительное занятие


2

2

Итого

23

121

144

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Второй год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего


1. Вводное занятие

1

1

2



2.Основы музыкальной грамоты

4

6

10



3. Техника исполнения

5

45

50



4. Работа над музыкальным произведением

5

35

40



5. Репетиционная работа

2

36

38



6. Концертная деятельность


2

2



7. Заключительное занятие


2

2


Итого

17

127

144


У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Третий год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего

1. Вводное занятие

1

1

2


2. Основы музыкальной грамоты

4

4

8


3. Техника исполнения

5

35

40


4. Работа над музыкальным произведением

5

45

50


5. Репетиционная работа


38

38


6. Концертная деятельность



4

4


7. Заключительное занятие


2

2


Итого

15

129

144

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Четвертый год обучения

Название темы

Количество часов
теория
практика всего

1. Вводное занятие

1

1

2



2. Основы музыкальной грамоты

2

6

8



3. Техника исполнения

5

35

40



4. Работа над музыкальным произведением

5

45

50



5. Репетиционная работа


38

38



6. Концертная деятельность


4

4



7. Заключительное занятие


2

2



Итого

13

131

144




Содержание программы

Первый год обучения

1. Вводное занятие (2ч)
Теория(1ч) Знакомство с детьми, выявление музыкальных способностей, распределение по инструментам. Цели и задачи обучения, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Беседа об истории возникновения народных инструментов. Практика (1ч) Первое практическое знакомство с инструментами: посадка, положение рук, звучание струнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов.
2. Основы музыкальной грамоты (24ч) Теория(5ч) Музыкальный звук. Высотная организация звуков. Произвольные звуки и знаки альтерации. Длительность нот. Ритмическая организация звуков.
Нотная запись. Скрипичный ключ. Назначение нотоносца. Звукоряд. Объяснение правил выполнения программных упражнений 1 года обучения. Практика (19ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений:— на различение музыкальных звуков по высоте, по длительности; — на выработку навыков применения знаков альтерации в процессе игры; — на освоение записи нот. Работа с ритмическими таблицами.
3. Техника исполнения (46ч) Теория(5ч) Элементарная музыкальная терминология. Техническая характеристика русских народных инструментов. Технические возможности и правила эксплуатации. Посадка. Крепление инструмента. Исходное положение рук. Контакт с инструментом. Функционирование рук. Звукоизвлечение. Основные способы звукоизвлечения (pizzicato указательным, большим пальцем, tremolo, бряцание). Разновидности атаки звука.Основные приемы игры. Основные виды туше. Приемы игры для домры и балалайки. Основные способы звукоизвлечения и звукообразования для клавишных инструментов. Аппликатура. Основная позиция руки и нумерация пальцев. Объяснение правил выполнения программных упражнений 1 года обучения. Практика (41ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений1 года обучения:— на выработку навыков посадки, крепления инструмента, исходного положения рук; — на положение руки на струне, сгиб большого пальца; — на работу с медиатором кисти правой руки; — на положение руки с распрямленными пальцами; — на выработку ощущения опоры на грифе; — предварительные пластические упражнения, имитирующие профессиональные движения; — гимнастика для рук; — на виды игровых движений для струнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов; — на отработку различных приемов игры для струнных (pizzicato указательным, большим пальцем, tremolo, бряцание), клавишных и ударно-шумовых инструментов; — с использованием forte-piano; — на отработку основных видов туше (нажим, толчок, бросок); — на простую атаку звука; — на расстановку и беглость пальцев; — на чтение нот с листа.
4. Работа над музыкальным произведением(34ч) Теория (8ч) История создания первого оркестра русских народных инструментов. Творчество В. В. Андреева. Разнообразие форм народного творчества (наигрыши, обработки русских народных песен). Работа над музыкальным произведением включает четыре основных тесно связанных этапа: Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 1 года обучения»). Практика (26ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей.
5. Репетиционная работа (34ч) Теория (4ч) Приемы игры дляструнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов. Игровые позиции пальцев и рук. Сопоставление простых ритмических рисунков с большей или меньшей длительностью звуков. Практика (30ч) Разучивание и исполнение репертуарных произведений (см. «Репертуар 1 года обучения»). Технически грамотное исполнение музыкального произведения в целом.
6. Концертная деятельность (2ч) Практика (2ч) Участие в концерте для родителей.
7. Заключительное занятие (2ч) Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.


Второй год обучения


1. Вводное занятие (2ч)
Теория (1ч) Цели и задачи обучения, повторный инструктаж по ТБ, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов.
Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений 1 года обучения.
2. Основы музыкальной грамоты (10ч) Теория (4ч) Высотная организация звуков. Интервал. Произвольные звуки и знаки альтерации. Ритмическая организация звуков. Ритмический рисунок (долгие и короткие звуки). Длительность нот и пауз. Размер такта.
Объяснение правил выполнения программных упражнений 2 года обучения.
Практика (6ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений 2 года обучения:— на выработку навыков применения знаков альтерации в процессе игры. — на выстукивание различных ритмических рисунков; — на определение длительности но; — на размер такта, на сильные и слабые доли. Работа с ритмическими таблицами. Этюды и маленькие пьески на использование знаков альтерации.
3. Техника исполнения (50ч) Теория (5ч) Элементарная музыкальная терминология. Требования к работе исполнительского аппарата. Звукоизвлечение. Основные способы звукоизвлечения для струнных (pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание). Разновидности атаки звука.Основные приемы игры. Основные виды туше. Приемы игры для домры и балалайки. Основные способы звукоизвлечения и звукообразования для клавишных инструментов. Аппликатура. Основная позиция руки и нумерация пальцев. Объяснение правил выполнения программных упражнений 2 года обучения.
Практика (45ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений 2 года обучения:— на совершенствование навыков посадки, крепления инструмента, исходного положения рук; — на совершенствование приемов звукоизвлечения для струнных (pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание), клавишных и ударно-шумовых инструментов; — на освоение рациональной аппликатуры при работе над репертуарными произведениями; — на совершенствование приемов игры на различных инструментах; на использованиеforte-piano, pianissimo-fortissimo; — на беглое чтение нот с листа; — на развитие навыков игры в ансамбле с концертмейстером. 4. Работа над музыкальным произведением (40ч) Теория (5ч) История развития исполнительства на русских народных инструментах. Значение деятельности В. В. Андреева по созданию первого оркестра русских народных инструментов. Фольклорные музыкальные инструменты и их использование в современных оркестрах и ансамблях. Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 2 года обучения»). Практика (35ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей. 5. Репетиционная работа (38ч) Теория (2ч) Приемы игры для струнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов. Игровые позиции пальцев и рук. Практика (36ч) Разучивание и исполнение репертуарных произведений (см. «Репертуар 2 года обучения»).

6. Концертная деятельность (2ч)
Практика (2ч) Участие в концерте для родителей. 7. Заключительное занятие Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей по итогам года.


Третий год обучения
1. Вводное занятие (2ч)
Теория (1ч) Цели и задачи обучения, повторный инструктаж по ТБ, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений 2 года обучения.
2. Основы музыкальной грамоты (8ч) Теория (4ч)Ритм в музыке как явление, организующее периодичность движения. Соотношение звуков по продолжительности и развертывание во времени. Понятие о фразировке. Понятия метр, темп.Ускорение, замедление и возвращение в темп (accelerando, ritenuto, a tempo). Объяснение правил выполнения упражнений 3 года обучения. Практика (4ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений 3 года обучения:— на метрическую пульсацию;
— на равномерное движение;
— на акценты;
— на сильные и слабые доли такта;
— на более сложные ритмические построения:лига-связка, долгие и короткие звуки, нота с точкой, синкопа;
— на ускорение, замедление, остановки, возвращение в темп.
Работа с таблицей «Ритм». Работа по таблице «Фразировочная партитура», разделы «Темп», «Метрическая пульсация».
3. Техника исполнения (40ч)
Теория (5ч) Музыкальная терминология. Техника посадки.
Способы звукоизвлечения и звукообразования для всех групп инструментов, pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, aрпеджиатo для струнных. Основные приемы игры для всех групп инструментов. Аппликатура. Способы нахождения рациональной аппликатуры в репертуарных произведениях (см. «Репертуар 3 года обучения»). Работа над динамикой. Сопоставление звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра. Освоение приемов динамики: контрастное сопоставление основных нюансов (forte-piano, pianissimo-fortissimo, crescendo-diminuendo,subitopiano). Объяснение правил выполнения упражнений и этюдов 3 года обучения. Практика (35ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 3 года обучения:— на различные способы звукоизвлечения (pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, aрпеджиатo); — на освоение рациональных аппликатурных принципов; — на выработку навыков контрастного сопоставления основных нюансов (forte-piano, pianissimo-fortissimo, crescendo-diminuendo,subitopiano); — на выработку навыков ускорения, замедления, остановки, возвращения в темп;
— на выработку умения различать ритмические построения в нотном тексте; — на свободное чтение с листа. Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Динамика».
4. Работа над музыкальным произведением (50ч)
Теория (5ч) Классификация инструментов русского народного оркестра: — группа балалаек (прима, альт, бас, контрабас); — группа домр (малая, альт, бас); — группа ударных народных (ложки, трещотки, рубель, кокошник); — группа металлических ударных (тарелки, треугольник, колокольчики); — группа деревянных ударных (кастаньеты, ксилофон, коробочка); — аккордеон, — баян (с пятирядной правой клавиатурой и готово-выборной системой), — тембровые гармоники — группа деревянно-духовых симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, английский рожок), — группа медных духовых симфонического оркестра (валторна, труба). Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 3 года обучения»). Практика (45ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей.

5. Репетиционная работа (38ч) Практика (38ч) Разучивание и исполнение репертуарных произведений (см. «Репертуар 3 года обучения»).
6. Концертная деятельность (4ч)
Практика (4ч) Участие в концертах для различных категорий слушателей. Проведение музыкальных гостиных различной тематики для родителей. Участие в фестивалях и конкурсах оркестров и ансамблей русских народных инструментов различного уровня.
7. Заключительное занятие (2ч) Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.

Четвертый год обучения

1. Вводное занятие (2ч)
Теория (1ч) Цели и задачи обучения, повторный инструктаж по ТБ, режим занятий и правила поведения в классе и Доме творчества. Правила эксплуатации и хранения инструментов. Практика (1ч) Повторение репертуарных произведений 3 года обучения.

2. Основы музыкальной грамоты(8ч)Теория (2ч) Структура мелодии. Ритмоформулы аккомпанемента.
Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 4 года обучения.Практика (6ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 4 года обучения:— на виды мотивов, фраз, предложений;
— на освоение простейших ритмоформул на примере упражнений, этюдов и пьес.
3. Техника исполнения (40ч)
Теория (5ч) Музыкальная терминология. Способы звукоизвлечения (pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, aрпеджиатo, гитарный прием). Артикуляционные приемы: legato; staccato. Аппликатурные схемы для 3, 2, и 1 струн. Техника фразировки. Сопоставление “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основной принцип подбора выразительных средств. Работа над динамикой. Сопоставление звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра. Использование разнообразных приемов сопоставления динамики. Агогика. Тембр. Художественный образ. Объяснение правил выполнения программных упражнений и этюдов 4 года обучения.Практика (35ч) Выполнение в соответствии с правилами программных упражнений и этюдов 4 года обучения:— на различные способы звукоизвлечения (pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, aрпеджиатo, гитарный прием); — на использование различных артикуляционных приемов; — на использование различных динамических, артикуляционных, агогических, тембровых приемов; — беглое чтение с листа. Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Артикуляция». Работа по таблицам «Аппликатурные формулы для различных инструментов». Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Структура». Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Динамика». Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Агогика» (условно). Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Тембр». Работа по таблице «Фразировочная партитура», раздел «Художественный образ».
4. Работа над музыкальным произведением (50ч)
Теория (5ч) Творчество А. Широкова и Ю. Васильева как авторов «Рассказов о русских народных инструментах» и обработок народных мелодий. Творчество современных российских композиторов (В. Шаинский, Г. Гладков, и др.).
Прослушивание, обсуждение и анализ репертуарных произведений (см. «Репертуар 4 года обучения»). Практика (45ч) Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения технических и художественных трудностей.
5. Репетиционная работа (38ч)
Практика (38ч) Разучивание и исполнение репертуарных произведений (см. «Репертуар 4 года обучения»).
6. Концертная деятельность (4ч)
Практика (4ч) Участие в концертах для различных категорий слушателей. Проведение музыкальных гостиных различной тематики для родителей. Участие в фестивалях и конкурсах оркестров и ансамблей русских народных инструментов различного уровня.
7. Заключительное занятие (2ч)
Практика (2ч) Отчетный концерт для родителей.
Репертуарный план
1 год обучения

1. Русская народная песня «Не летай, соловей»
2. Русская народная песня «Ходит зайка по саду»
3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
4. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
5. Русская народная песня «Вдоль да по речке»
6. Русская народная песня «Светит месяц»
7. Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
8. Русская народная песня «Калинка»
9. Уральская плясовая «Полянка»
10. «Тирольский вальс»
2 год обучения

1. Н. Чайкин «Пьеска»
2. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
3. Русская народная песня «Уж ты, Ванька, пригнись!»
4. Русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку»
5. Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне!»
6. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»
7. Русская народная песня «Коровушка»
8. Русская народная песня «Я на горку шла»
9. Русская народная песня «Ай, на горе дуб, дуб»
10. Русская народная песня «Калинка»
11. Русская народная песня «Утушка луговая»
12. Русская народная песня «Ах, ты, зимушка-зима!»
13. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
14. Русская народная песня «Волга-реченька глубока»
15. Н. Чайкин «Танец Снегурочки»
16. «Маленький коричневый кувшинчик»
17. Н. Чайкин «Полька»
18. В. Моцарт «Аллегретто»
19. «Уваровские частушки»
20. Ф. Кулау «Вариации»

3 год обучения
1. Русская народная песня «Калинка»
2. Русская народная песня «Утушка луговая»
3. Русская народная песня «Ах, ты, зимушка-зима!»
4. В. Шаинский «Вместе весело шагать»
5.Д. Шостакович «Полька»
6. О. Кнауб «Майский сон»
7. «Менуэт»
8. Обр. Г. Шахова «Ой, у вишнёвому садочку»
9. С. Прокофьев «Марш»
10. Н. Чайкин «Танец Снегурочки»
11. обр. В. Грачева «Хоровод»
12. обр. В. Лобова «Гусята»
13. «Маленький коричневый кувшинчик»
14. «Счастливого Рождества»
15. Б. Савельев «Если добрый ты»
16. А. Шалаев «Сказочный хоровод»
17. Ф. Кулау «Вариации»
18. Д. Самойлов «Кадриль – шутка»
19. Страдания «Досада»
20. Русская народная песня «Хуторок»
21. «Aura lee»
22. «Szta dzie weczka»

4 год обучения
1. Обработка В. Глейхмана «А я сам, а я сам»
<metricconverter w:st=«on» productid=«2. М»>2. М. Гарлицкий – В. Глейхман «Этюд»
3. Обработка Городовской «За реченькой диво»
4. Обработка В. Глейхмана «Перепелка»
<metricconverter w:st=«on» productid=«5. Г»>5. Г. Гладков «Гавот»
6. А. Савельев «Скажи, калинушка»
7. Н. Римский – Корсаков «Песня»
8. Обработка А. Суркова «Как у наших, у ворот»
9. Обработка А. Гречининова «Пойду ль я, выйду ль я»
10. И. Обликин «Родные напевы»
11. Сибирский наигрыш «Матаня»
12. «Русский наигрыш»
13. Русская народная песня «Садился наш Яшенька»
14. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
15. Русская народная песня «Подгорка»
16. Русская народная песня «По Калинову мосту»
17. А. Лепин «Полька»
18. Т. Салютринская «Русская песня»
19. А. Шалаев «На горе-то калина»
20. И. Дунаевский «Ой, цветет калина»
21. Русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку»
22. Русская народная песня «Улица широкая»
23. Русская народная песня « «Ехал казак за Дунай»

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е Образовательная программа «Основы музыкального исполнительства» является начальной ступенью в обучении детей исполнительству на русских народных инструментах и их общем музыкальном развитии. Программа включает пять основных разделов: 1. Основы музыкальной грамоты
2. Техника исполнения
3. Работа над музыкальным произведением
4. Репетиционная работа
5. Концертная деятельность Основы музыкальной грамоты Освоение музыкальной грамоты обучающимися начинается с первых занятий. Этот раздел программы включает элементарные сведения об особенностях музыкального языка, структуре музыкальных произведений, нотной записи. Знания по музыкальной грамоте приобретаются обучающимися в процессе игры на музыкальных инструментах и слушания музыки, то есть в процессе практической деятельности. Знакомство с понятием «музыкальный звук» и его характеристиками вводится в игровой форме (на основе русской народной сказки «Волк и семеро козлят»). Изучение звукоряда осуществляется практически: на основе расположения нот на грифе, а также на клавиатуре инструментов. Для лучшего усвоения расположение нот по высоте изучается в определенной последовательности: — на линейках; — между линейками; -под и над линейками; — на дополнительных линейках. Для изучения длительности нот используется практический метод: деление целого предмета на составляющие части. На втором году обучения повторяются и закрепляются знания, полученные ранее. Продолжается работа по изучению знаков альтерации. Для усвоения последовательности выставления знаков на нотоносце широко используются формы игрового обучения: — стихи-игры; — музыкальная азбука Н. Кончаловской. В течение учебного года особое внимание уделяется выработке чувства ритма, для этого применяются таблицы с различными ритмическими построениями, а также дидактические игры: «Определи по ритму», «Отгадай», «Андрей-воробей» и др. При изучении звуковысотного диапазона инструмента используется специально разработанная таблица с изображением грифа инструментов (домра, балалайка) и клавиатуры аккордеона. Для лучшего усвоения длительности нот и пауз разработана схема, параллельно отображающая длительность ноты и паузы. Для знакомства с понятиями «метр, темп, высота, ритмический рисунок, громкость, динамика, артикуляция, агогика» также используется таблица «Фразировочная партитура». На 3 и 4 годах обучения, ранее изученные понятия закрепляются при работе над более сложными музыкальными произведениями.
Техника исполнения Освоение инструмента начинается с выработки правильной посадки и постановки рук. Основные требования к посадке с инструментом:
— устойчивость; — свобода движений. Не менее важна на первом этапе работа по постановке рук. От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев. Ее правильное положение обеспечивает легкость и независимость действия, определяющих ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения. Положение левой руки обеспечивает легкость и независимость движения пальцев; ее действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков. Необходимо выработать навык постоянного взаимодействия и координации обеих рук. Для закрепления этих навыков используется таблица с рисунками и специальная гимнастика для рук В. Чунина. Для выработки красивого звукоизвлечения применяются специальные упражнения, развивающие пластику игровых движений. Для изучения способов звукоизвлечения и приемов игры используется практический показ педагога.
Работа над музыкальным произведением Работу над музыкальным произведением можно разделить в основном на три тесно связанных между собой раздела. 1. Знакомство участников ансамбля с намеченной для работы пьесой в оригинальном звучании. Рассказ о содержании пьесы, стиле, эпохе, в которую она была написана, о композиторе. 2. Анализ музыкального произведения Форма изучаемого произведения: — его составные части; — построение музыкальных фраз, мотивов и предложений. Нотный текст, ритмическая структура. 3.Исполнение музыкального произведения в целом Яркое, эмоциональное исполнение пьесы с целью передачи музыкального образа, созданного автором, и в строгом соответствии с установленным темпом произведения, особое внимание обращая на взаимосвязь отдельных музыкальных фраз, частей, их кульминации, которые подготавливают кульминацию всей пьесы. Работа над музыкальным произведением строится в ансамблях, что позволяет эффективно использовать внутригрупповую дифференциацию для разделения обучающихся по уровням подготовленности. Ансамбли исполняют различные по уровню технической сложности партии. Кроме того, на каждом занятии обучающиеся самостоятельно работают над партией. Наиболее способные могут получить сольную партию. При такой организации учебного процесса возможна реализация индивидуального подхода: в ходе самостоятельной работы педагог инструктирует каждого участника группы, помогает преодолевать технически сложные пассажи, овладевать сложными приемами игры. После отработки партии сводятся в единое произведение, исполняемое всей группой. Начинается репетиционный процесс, в ходе которого развиваются и совершенствуются технические приемы и исполнительские навыки, происходит слияние отдельных исполнителей в единый творческий коллектив. На занятиях широко используются наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, видеометод. Демонстрация носит специфическую музыкальную направленность – показ произведения педагогом или опытным солистом оркестра. Разнообразные иллюстративные материалы рассказывают о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, об истории возникновения и технических особенностях народных инструментов, об известных оркестрах и ансамблях русских народных инструментов.
Репетиционная работа Репетиция является основным звеном всей организационной, образовательной и воспитательной работы оркестра. В ходе репетиционного процесса ведется постоянный поиск приемов и методов, которые позволяли бы успешно решать творческие и воспитательные задачи, а также формируется репертуар коллектива. При подборе репертуара учитывается следующее: — художественно-эстетическая направленность и ценность пьесы; — возможность ее художественного и технического исполнения обучающимися. Каждая пьеса способствует: — совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у участников; — закреплению и развитию навыков ансамблевой, сольной и оркестровой игры; — развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе. В ходе репетиционного процесса группа каждого года обучения решает определенные задачи: 1 год обучения
  1. Постановка и функционирование правой и левой рук.
  2. Формированиеэлементарных навыков работы с нотным текстом.
  3. Формированиеэлементарных навыков унисонного звучания.
  4. Формированиеэлементарных навыков сопоставление звуков по громкости в пределах возможности инструмента.
  5. Формирование навыков контроля над качеством звука.
  6. Формирование первоначальных навыков сценической культуры.
2 год обучения:
  1. Отработка устойчивой посадки с инструментом, постановки и координации рук.
  2. Формированиенавыков работы с различными ритмическими рисунками.
  3. Формированиенавыков сопоставление звуков по продолжительности.
  4. Совершенствование навыков работы с нотным текстом.
  5. Развитие навыков ансамблевой игры.
  6. Развитие навыков контроля над качеством звука.
  7. Выработка первоначальных навыков выразительного исполнения музыкального произведения.
  8. Развитие первоначальных навыков сценической культуры.
3 год обучения:
  1. Совершенствование навыков контрастного сопоставления основных нюансов при работе над репертуарными произведениями.
  2. Совершенствование навыков ускорения, замедления, остановки, возвращения в темп при работе над репертуарными произведениями.
  3. Совершенствование умения различать ритмические построения в нотном тексте при работе над репертуарными произведениями.
  4. Развитие навыков контроля над ровностью звучания и устойчивостью ритма.
  5. Совершенствование навыков работы с нотным текстом.
  6. Совершенствование навыков ансамблевой игры.
  7. Развитие навыков оркестровой игры.
  8. Формирование навыка игры по слуху и умения подбирать по слуху.
  9. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  10. Развитие координации слуховых и двигательных навыков.
  11. Выработка навыков выразительного исполнения в работе над музыкальным образом.
  12. Развитие умения реализовывать художественно-исполнительские навыки в условиях концертного выступления.
  13. Развитие навыков сценической культуры.
4 год обучения:
  1. Развитие навыков технически грамотного, свободного исполнения различных по жанру, стилю, форме и характеру музыкальных произведений.
  2. Совершенствование навыков контрастного сопоставления основных нюансов при работе над репертуарными произведениями.
  3. Совершенствование навыков ускорения, замедления, остановки, возвращения в темп при работе над репертуарными произведениями.
  4. Совершенствование умения различать ритмические построения в нотном тексте при работе над репертуарными произведениями.
  5. Совершенствование навыков использования различных динамических, артикуляционных, агогических, тембровых приемов.
  6. Совершенствование навыков контроля над ровностью звучания и устойчивостью ритма.
  7. Совершенствование навыков работы с нотным текстом.
  8. Совершенствование навыков ансамблевой игры и оркестровой игры.
  9. Совершенствование навыков контроля над качеством звука.
  10. Совершенствование координации слуховых и двигательных навыков.
  11. Совершенствование навыков использования образно-выразительных исполнительских средств, раскрывающих замысел композитора.
  12. Совершенствование умения реализовывать художественно-исполнительские навыки в условиях концертного выступления.
  13. Совершенствование навыков сценической культуры.
В ходе репетиционного процесса происходит формирование репертуара всех групп обучения. Репертуар группы 1 года обучениявключает простейшие несложные музыкальные упражнения, попевки, элементарные мелодические пьески и народные песенки. Репертуар группы 2 года обученияусложняется по сравнению с первым за счет усложнения техники игры, использования более разнообразных приемов игры, необходимых для исполнения более трудных в техническом отношении произведений. Репертуар группы 3 года обучениявключает не только произведения русского фольклора, но и классические произведения, и несложные джазовые обработки.
Репертуар группы 4 года обучениявключает не только произведения русского фольклора, но и классические произведения, и джазовые обработки. Работа над музыкальным произведением усложняется за счет новых приемов игры, технических и художественных трудностей, использования более широкого диапазона средств выразительного исполнения.
Концертная деятельность Активная концертная деятельность коллектива является важнейшим фактором повышения исполнительского мастерства и сценической культуры его участников. Разнообразные формы массовой работы способствуют развитию интереса детей к занятиям в ансамбле, привлекают родителей к участию в жизни творческого объединения, помогают каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал, ярко раскрыть свои таланты. С целью развития познавательного интереса обучающихся необходимо использовать все разнообразие форм массовой работы: — музыкальные викторины по истории создания музыкальных инструментов и творчеству известных композиторов; — музыкальные игры на развитие чувства ритма,мелодического слуха, музыкальной памяти, на знание музыкальных терминов;
— музыкальные гостиные различной тематики: «История джаза», «Его Величество Романс», «Мелодии прошлых лет», «Музыка кино» и т. д.; — открытые занятия с элементами театрализации; — концерты к праздничным датам; — фестивали и конкурсы оркестров русских народных инструментов.
Работа с родителями Для развития интереса обучающихся к трудоёмким занятиям в оркестре необходимо вести целенаправленную работу с родителями, привлекая их ко всем творческим делам коллектива. Это направление деятельности в оркестре «Калинка» является одним из наиболее эффективных, об этом можно судить по высоким показателям сохранности контингента учащихся и посещаемости занятий. Практически все мероприятия, проводимые в этом направлении, стали многолетней традицией. В коллективе сложилась система работы с родителями, включающая: — организацию работы родительского актива (родительские собрания, заседания родительских комитетов, участие в конкурсной и концертной деятельности, в массовой работе); — открытые занятия для родителей; — индивидуальные консультации педагога; — посещения обучающихся на дому; — разнообразные массовые и познавательные мероприятия (семейные праздники, концерты, музыкальные гостиные, посещение концертов профессиональных музыкантов, чаепития с конкурсной программой и т. д.); — отчетные концерты по итогам учебного года.
Основные принципы реализации программы: · научности;
· связи теории с практикой;
· постепенности в развитии природных данных обучающихся;
· последовательности и доступности в овладении терминологией и техническими приемами;
· систематичности и регулярности занятий;
· целенаправленности учебного процесса;
· взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
· многообразия форм образовательного процесса;
· учета индивидуальных особенностей обучающихся;
· совместной деятельности педагога, ребенка и родителей;
· сознательности и активности детей в процессе образовательной деятельности;
· создания ситуации успеха.
Основные методы и формы реализации программы:
Демонстрационные:
— показ;
— пример;
— видеоиллюстрация;
— аудиоматериалы.
Вербальные:
— объяснение;
— беседа;
— анализ;
— инструктаж.
Практические:
— упражнение;
— репетиция;
— игра;
— творческая импровизация;
— взаимоконтроль;
— самоконтроль.
Стимулирующие:
— соревнование;
— поощрение;
— конкурс.
Формы контроля результативности освоения программы:
— наблюдение;
— собеседование;
— открытое занятие;
— участие в концертной деятельности;
— участие в фестивалях и конкурсах;
— творческий отчёт в конце года.
Итоги результативности освоения программы подводятся два раза в год: в конце 1 полугодия и в конце учебного года в соответствии с разработанным мониторингом, включающим: — таблицу результативности; — методы и формы; — контрольные вопросы и упражнения по годам обучения.
Методический комплекс:
— конспекты открытых занятий;
— методические разработки;
— сценарии музыкальных гостиных;
— беседы о творчестве композиторов и известных музыкантов;
— беседы об истории создания музыкальных произведений;
— беседы об истории музыкальных инструментов;
— материалы по диагностике музыкальных способностей и художественно-исполнительских умений участников оркестра;
— дидактический материал (таблицы, схемы, карточки, стенды и т. п.);
— нотный материал (репертуарный и иллюстрационный к занятиям);
— сценарии отчетных концертов;
— аудиоматериал;
— видеоматериал;
— фотолетопись.

Техническое оснащение программы
· учебный класс, пюпитры;
· музыкальные инструменты: балалайки, домры, аккордеоны, контрабас, гитары, шумовые ударные, фортепиано;
· аудиоаппаратура;
· микрофоны;
· актовый зал, оборудованный микшерским пультом, усилителями;
· концертные костюмы.

Литература:
1. Андреев В.В. избранные произведения для оркестра народных инструментов. — М.: Музыка, 1960. – 10 с. 2. Андрюшенков Г. И. Начальное обучение игре на балалайке. — Л.: Музыка, 1983. – 3-94 с. 3. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. – М., 1976. – 10 с. 4. Бычков В.В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов. – М.: Советская Россия, 1988. — 96 с. 5. Вахромеев В. А. Ладовая структура русских народных песен. — М.: Музыка, 1968. – 94 с. 6. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1971. – 224 с. 7. Вопросы исполнительства на струнных инструментах: Сборник статей. Выпуск I. – СПб, 2004. – 91 с. 8. Дорожкин А. В. Самоучитель игры на балалайке. – М., 1989. – 94 с. 9. Дорожкин А. В. Путь к оркестру. – М., 1977 г. – 12 с. 10. Инструментальные ансамбли/Сост. В. А. Гевиксман. – М., 1985. – 128 с. 11. Инструментоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 95 с. 12. Канерштейн М. М. Вопросы дирижирования. — М.: Музыка, 1965. – 217 с. 13. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1987. – 160 с. 14. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982. – 96 с. 15. Леонова М.Ф. Николай Будашкин: очерк жизни и творчества. — М.: Советский композитор, 1987. – 136 с. 16. Максимов С. Е. Музыкальная грамота. — М.: Музыка, 1979. – 173 с. 17. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с. 18. Парнес Д. Г. На домре – по слуху: Самоучитель. – М., 2004. – 165 с. 19. Пересада А. Справочник балалаечника. — М.: Советский композитор, 1977. – 17 с. 20. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов.– М.: Советский композитор, 1985. -336 с. 21. Попонов В. Б. О переложении для русских народных инструментов. – М.: Советская Россия, 1986. – 96 с. 22. Розанов В. И. Инструментоведение. – М., 1974. — 135 с. 23. Розанов В. И. Русские народные инструментальные ансамбли. — Л.: Музыка, 1972. -154 с. 24. Ромм Р. Д. Изучение тональностей в ДМШ. — М.: Музыка, 1977. – 103 с. 25. Ставицкий З. И. Начальное обучения игре на домре. — Л.: Музыка, 1984. – 64 с. 26. Ступель А.М. В мире камерной музыки. — Л.: Музыка, 1970. –87 с. 27. Чайкин Н. Я. Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. – М., 1966. – 6-45 с. 28. Чунин В.С. Современный русский народный оркестр. — Л.: Музыка, 1981.- 3-91 с. 29. Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. — Л.: Музыка, 1980.- 4-149 с. 30. Шахматов Н. М. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. — Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
Литература для обучающихся:
1. Артемчук И. М. Веселый антракт. – Киев, 1989. – 183 с. 2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.– М.: Советский композитор, 1986. – 88 с. 3. Великович Э. Концерт для оркестра. — Л.: Детская литература, 1988. 4. Мильто И. П. Поговорим о музыке. – Минск, 1989. – 79 с. 5. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с. 6. Оркестр имени В.В. Андреева / Составители: А.П. Конов, Г. Н Преображенский. — Л.: Музыка, 1987. – 159 с. 7. Панкевич Г. И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987. – 112 с. 8. Панкевич Г. И. Звучащие образы. – М.: Знание, 1977. – 109 с.
Программа мониторинга результативности освоения образовательной программы оркестра русских народных инструментов
Составитель: Хлупина Зоя Ивановна,
педагог дополнительного образования
Мурманск 2009
Пояснительная записка
В целях достижения эффективности и качества обучения в творческом коллективе необходимо регулярно проводить мониторинг результативности освоения образовательных программ. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний, совершенствования умений и навыков в ходе учебного процесса.
Цель мониторинга — выявление уровня развития способностей, личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам, предусмотренным в образовательной программе.
Задачи: 1.Отслеживание уровня знаний, умений и навыков; 2.Контроль над выполнением образовательных программ объединения; 3.Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности; 4.Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы.
Педагогический мониторинг строится на следующих принципах: — научность; — учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; — соответствие специфике образовательной программы и году обучения; — обязательность и открытость проведения; — свобода выбора методов и форм проведения.
Показатели (оцениваемые параметры) мониторинга:
1. Теоретические знания по основным разделам программы
2. Владение специальной терминологией 3. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
4. Познавательный интерес
5. Креативность
Критерии мониторинга:
1. Соответствие уровня теоретических знаний ребенка программным требованиям
2. Понимание, осмысленность и правильность использования терминологии
3. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, технически правильное использование приемов
4. Стремление к совершенствованию в сфере исполнительского искусства
5. Творческое отношение к занятиям


Содержание
Организация педагогического мониторинга Первичный этап мониторингапроводится при зачислении ребенка в коллектив. Он включает анкетирование, собеседование и контрольное задание. Анкетирование включает в себя: ознакомительную анкету, которая дает необходимые официальные сведения о ребенке и его семье. Собеседование позволяет узнать о его природных задатках, уровне подготовленности и интересах на момент поступления в объединение. Контрольные задания выявляют способности, необходимые для занятий в данном коллективе. Промежуточный этап мониторинга необходим при работе на каждом занятии и на всех его этапах. Она часто проводится в скрытой форме. Наблюдения педагога за тем, как дети общаются между собой во время занятий и на перерывах, во время выездных мероприятий и на концертах, позволяют делать выводы об уровне их подготовленности, их воспитанности и коммуникабельности. Помимо наблюдений, педагог в процессе занятий задает ученикам вопросы по терминологии, из области музыкальной культуры. Чтобы выявить уровень специальных знаний, умений и навыков, он просит одного из обучающихся объяснить какой- либо термин или прием. Или же просит кого-то исполнить упражнение или этюд, а остальные должны назвать все «правильные» и «неправильные» действия. То же самое можно сделать, просматривая видеозаписи, сделанные на занятиях. Это позволяет каждому ребенку почувствовать себя почувствовать первым, что немаловажно для самооценки и ответственности воспитанников, дает возможность педагогу создавать ситуацию успеха для каждого.
Сбор всех результатов мониторинга дает полную картину о каждом ребенке и его возможностях. Конечным результатом этой работыявляется проведение итоговой аттестации.
Итоговый этап мониторинга представляет собой проверку знаний, умений и навыков, который проводится в конце 1 полугодия и учебного года. Итоговая аттестация может проводиться в различной форме. В конце полугодия — это открытый урок. В конце учебного года – отчетный концерт. Когда аттестация проводится в форме концерта, контрольные вопросы задаются в ходе зачетного урока до него, а уровень практической подготовки оценивается в ходе концерта. То есть аттестация проводиться в два этапа: практический и теоретический. Ее этапы фиксируются в «Итоговой таблице результативности освоения образовательной программы».
Первичный этап мониторинга Анкета
1. Фамилия, имя.
2. Дата и год рождения.
3. Школа, класс.
4. Домашний адрес, телефон.
5. Ф. И. О. родителей.
6. Место работы, телефон.
7. Справка о здоровье ребенка.

Контрольные вопросы и задания к образовательной программе «Основы музыкального исполнительства»
Первый год обучения

1. Основы музыкальной грамоты Теория Дайте характеристику музыкального звука.
Расскажите о высотной организации звуков.
Расскажите о знаках альтерации.
Что такое длительность нот?
Расскажите о ритмической организации звуков.
Назовите правила оформления нотной записи. Каково назначение скрипичного ключа? Каково назначение нотоносца? Что такое звукоряд? Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на различение музыкальных звуков по высоте, по длительности; — упражнений на применение знаков альтерации в процессе игры.
2. Техника исполнения Теория Расскажите об истории возникновения русских народных инструментов. Расскажите об их технических возможностях и правилах эксплуатации. Назовите основные требования к посадке исполнителя и креплению инструмента. Назовите разновидности атаки звука.Дайте характеристику основным приемам игры. Назовите основные виды звукоизвлечения для струнных инструментов. Расскажите о приемах игры для домры и балалайки. Чем они отличаются? Каковы основные способы звукоизвлечения и звукообразования для клавишных инструментов. Дайте определение понятия «аппликатура».Расскажите об основных позициях рук и нумерации пальцев. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на отработку различных приемов игры для струнных инструментов; — упражнений на отработку различных приемов игры для клавишных инструментов; — упражнений на отработку различных приемов игры для ударно-шумовых инструментов; — упражнений на отработку основных видов туше (нажим, толчок, бросок); — упражнений на простую атаку звука; — упражнений на расстановку пальцев; — упражнений на беглость пальцев.

3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 1 года обучения).

Второй год обучения

1. Основы музыкальной грамоты Теория Дайте полную характеристику следующим понятиям:
«Высотная организация звуков»;
«Интервал»;
«Произвольные звуки и знаки альтерации»;
«Ритмическая организация звуков»;
«Ритмический рисунок»;
«Длительность нот и пауз»;
«Размер такта».
Практика
Технически грамотное исполнение:
— этюдов и маленьких пьес на использование знаков альтерации; — упражнений на выстукивание различных ритмических рисунков; — упражнений на определение длительности нот; — упражнений на размер такта, на сильные и слабые доли.

2. Техника исполнения Теория Назовите основные требования к работе исполнительского аппарата. Дайте характеристику основных способов звукоизвлечения для струнных. Назовите основные приемы игры для домры и балалайки. Дайте характеристику основных способов звукоизвлечения и звукообразования для клавишных. Практика
Технически грамотное исполнение:
— упражнений на использование различных приемов звукоизвлечения для струнных, клавишных и ударно-шумовых инструментов; — упражнений на освоение рациональной аппликатуры при работе над репертуарными произведениями; — репертуарных произведений в ансамбле с концертмейстером; — чтения нот с листа при работе над репертуарными произведениями.
3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 2 года обучения).

Третий год обучения

1. Основы музыкальной грамотыТеория Расскажите о ритме в музыке как явлении, организующем периодичность движения. Расскажите о соотношении звуков по продолжительности и развертывании во времени. Дайте определение понятия «фразировка». Дайте определение понятиям «метр», «темп». Дайте характеристику терминам «accelerando, ritenuto, a tempo». Практика
Технически грамотное исполнение:

— упражнений на метрическую пульсацию;
— упражнений на равномерное движение;
— упражнений на расстановку акцентов;
— упражнений на сильные и слабые доли такта;
— упражнений на более сложные ритмические построения:лига-связка, долгие и короткие звуки, нота с точкой, синкопа;
— упражнений на ускорение, замедление, остановку, возвращение в темп.

2. Техника исполнения
Теория Каковы способы нахождения рациональной аппликатуры в репертуарных произведениях? Каковы принципы работы над динамикой? Назовите основные способы сопоставления звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра. Расскажите об основных приемах работы над динамическими оттенками: контрастном сопоставлении основных нюансов (forte-piano, pianissimo-fortissimo, crescendo-diminuendo,subitopiano). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений и этюдов на освоение рациональных аппликатурных принципов; — упражнений на контрастное сопоставление основных нюансов при работе над репертуарными произведениями; — упражнений на ускорение, замедление, остановку, возвращение в темп.
— свободного чтения с листа.
3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 3 года обучения).

Четвертый год обучения
1. Основы музыкальной грамотыТеория Расскажите о структуре мелодии. Расскажите о ритмоформулах аккомпанемента.
Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на виды мотивов, фраз, предложений;
— упражнений, этюдов, пьес с использованием простейших ритмоформул.

2. Техника исполнения
Теория Расскажите об основных артикуляционных приемах игры: legato, staccato. Какие аппликатурные схемы можно использовать на 3, 2, и 1 струнах? Расскажите об общих понятиях фразировки. Расскажите о сопоставлении “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основной принципе подбора выразительных средств. Назовите основные этапы работы над динамикой. Обозначьте основные параметры сопоставления звуков по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра.
Назовите агогические средства, которые вы используете при игре на музыкальном инструменте. Дайте характеристику понятия «тембр». Какие выразительные средства способствуют воплощению художественного образа музыкального произведения? Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование приемов игры для домры и балалайки: pizzicato указательным, большим пальцем, двойное pizzicato, tremolo, бряцание, гитарный прием;
— упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогических. тембровых приемов; — беглого чтения с листа.
3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 4 года обучения).
Контрольные вопросы и задания к образовательной программе
“Музыкальное исполнительство ”

Первый год обучения
1. Основы музыкальной грамоты
Теория
Расскажите о ритмической организации звуков.
Дайте определение ритмической пульсации.
Дайте определение следующим терминам: высота, интервалы. Расскажите о средствах выразительного исполнения музыки.Расскажите о средствах фразировки. Расскажите о приемах выразительного сопоставления звучания и их связи со структурой мелодии. Дайте определение терминам: forte-piano, crescendo-diminuendo,legato non legato staccato. Назовите основные темповые обозначения(largo, lento, andante, allegro, allegretto, poco a poco, ritenuto, фермата).
Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогических. тембровых сопоставлений звуков и вибрато; — упражнений и несложных этюдов на сопоставление по громкости; — упражнений на плавное и отрывистое исполнение; — упражнений на равномерность движения мелодии; -упражнений на медленный темпlargo, lento, andante, allegro, allegretto, poco a poco, ritenuto, фермата; — беглого чтения с листа.
2. Техника исполнения Теория
Расскажите об артикуляционных приемах legato non legato staccato.
Расскажите о технических принципах фразировки.
Расскажите о сопоставлении “окраски” структурных групп или отдельных звуков как основном принципе подбора выразительных средств.
Каковы основные этапы работы над динамикой?
Как сопоставить звуки по их громкости в пределах возможностей инструмента, группы инструментов или всего оркестра?
Назовите приемы сопоставления динамики.
Каково значение для совершенствования художественной выразительности исполнения небольших отклонений от темпа и метра? Расскажите о распределении смысловых акцентов. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных динамических, артикуляционных, агогических приемов, тембровых сопоставлений звуков и vibrato; — упражнений на использование различных артикуляционных приемов; — упражнений на контрастное сопоставление динамических оттенков; — упражнений на небольшие отклонения (замедление, ускорение) от темпа и метра; — упражнений на распределение смысловых акцентов.
3. Работа над музыкальным произведением
Практика Технически правильное и выразительное исполнение программных произведений (репертуар 1 года обучения).
Второй год обучения
1. Основы музыкальной грамотыТеория
Расскажите о сочетании основных гармонических функций. Дайте определение терминам: sempre forte и sempre piano. Расскажите о чередовании различных вариантов слитности и расчлененности звуков. Назовите основные темповые обозначения(lento, andante, moderato, vivo, accelerando, ritenuto, meno mosso, piu mosso). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на сочетание основных гармонических функций; — упражнений на контрастное сопоставление динамических нюансов (sempre forte и sempre piano); упражнений на темповые измененияlento, andante, moderato, vivo, accelerando, ritenuto, meno mosso, piu mosso.
2. Техника исполнения Теория
Назовите основные этапы работы над динамикой: — градация громкости в каждом из основных нюансов (sempre forte и sempre piano); — специфические приемы изменения динамики (subito forte, subito piano, sforzando, акцент). Назовите основные правила использования сложных приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения;
tremolo по одной, двум или трём струнам;
— бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное;
tremolo основной вид. Расскажите об основных принципах освоения рациональной аппликатуры. Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений на использование различных приемов динамики; — упражнений на использование рациональной аппликатуры и смены позиций; — упражнений на освоение сложных исполнительских приемов игры: 1) vibratoв различных сочетаниях звукоизвлечения; 2) tremoloпо одной, двум или трём струнам; 3) бряцание в различных вариантах штриховой игры; 4) pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное; 5)tremoloосновной вид. — игры и подбора по слуху.
3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 2 года обучения).
Третий год обучения
1. Основы музыкальной грамоты Теория
Назовите виды мотивов (ямб, хорей, амфибрахий). Дайте характеристику определениям: аккомпанемент, мелодия. Дайте определение основным темповым обозначениям (brillante, vivo, simile, tutti, adagio, presto, a tempo, tempo I, rubato, temporubato). Практика Технически грамотное исполнение: — упражнений для аккомпанирующей группы оркестра; — упражнений на анализ структуры мелодии; упражнений на темповые измененияbrillante, vivo, simile, tutti, adagio, presto, a tempo, tempo I, rubato, temporubato.
2. Техника исполнения Теория
Назовите основные правила использования сложных приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. Дайте определение понятия «аппликатура». Каковы основные этапы работы над аппликатурой. Каково значение штриховых, аппликатурных и динамических вариантов для выразительного исполнения произведения? Практика Технически грамотное исполнение: Упражнений на совершенствование сложных исполнительских приемов игры: vibrato в различных сочетаниях звукоизвлечения;
tremolo по одной, двум или трём струнам; — бряцание в различных вариантах штриховой игры; pizzicatoбольшим пальцем правой руки; двойное и одинарное;
tremolo основной вид. Упражнений на освоение сложных исполнительских приемов игры: — дробь все виды; — натуральные флажолеты. — упражнений на использование средств выразительного исполнения; — упражнения на сочетание приемов игры в различных вариантах. — игры и подбора по слуху.
3. Работа над музыкальным произведением Практика Технически правильное и выразительное исполнение учебных упражнений программных произведений (репертуар 3 года обучения).

В соответствии с контрольными вопросами и практическими заданиями педагог оценивает качество усвоения теоретического и практического материала, предусмотренного образовательной программой. Кроме этого, важнейшим показателем эффективности освоения программы является развитие познавательной активности и творческого отношения обучающихся к занятиям и жизни коллектива. Оценки по этим трем уровням выставляются педагогом в соответствии с таблицей мониторинга.

Таблица мониторинга результативности освоения образовательных программ оркестра русских народных инструментов «Калинка»

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Баллы Методы диагностики
I. Уровень теоретических знаний
Теоретические знания по основным разделам программы:
1. Техническая характеристика русских народных инструментов, история их создания
2. Основы музыкальной грамоты
3. Техника игры на русских народных инструментах
4. Работа над музыкальным произведением
5. Разнообразие музыкальных жанров
6. Творчество русских и зарубежных композиторов
Соответствие уровня теоретических знаний ребенка программным требованиям
Низкий уровень — ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой
Средний уровень — объем усвоенных знаний составляет более 1/2
Высокий уровень — ребенок усвоил весь объем знаний
0 — 1
2 — 3
4 — 5
Собеседование,
наблюдение,
открытый урок
Владение специальной терминологией
Понимание, осмысленность и правильность использования терминологии
Низкий уровень — ребенок частично понимает значение терминов, но избегает их употреблять
Средний уровень — понимает значение терминов, сочетает специальную терминологию с бытовой
Высокий уровень — термины употребляет осознанно, свободно ими оперирует в соответствии с их содержанием
0 -1
2 — 3
4 — 5
Собеседование, наблюдение,
открытый урок
II. Уровень практической подготовки
Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
1. Навыки правильного владения исполнительским аппаратом
2. Навыки технически грамотного исполнения программных упражнений и репертуарных произведений
3. Навыки работы над музыкальным произведением
4. Навыки выразительного исполнения музыкального произведения
5. Навыки чтения нот с листа
6. Навыки подбора мелодии на слух
7. Навыки самостоятельной работы над произведением
8. Навыки сценической культуры
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, технически правильное использование приемов
Низкий уровень — ребенок овладел менее чем 1/2 объема предусмотренных умений и навыков
Средний уровень — объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2 от предусмотренных программой
Высокий уровень — овладел всеми необходимыми умениями и навыками, технически правильно использует приемы

0 — 1
2 — 3
4 — 5
Наблюдение, контрольное задание, открытый урок, отчетный концерт, конкурс
III. Уровень познавательной и творческой активности
Познавательный интерес
Стремление к совершенствованию в сфере исполнительского искусства
Низкий уровень — ребенок с трудом овладевает необходимым объемом знаний, не может самостоятельно работать со специальной литературой; выполняет практические задания при постоянном контроле педагога, нет стремления к самосовершенствованию в данной сфере творческой деятельности
Средний уровень — имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к достижению результата в обучении, к грамотному выполнению заданий, способен к самоконтролю
Высокий уровень — проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, стремится к решению задач повышенной сложности, склонен к самоконтролю и к самоанализу, к достижению наилучшего результата в обучении
0 — 1
2 — 3

4 — 5

Наблюдение, концерт, конкурс
Креативность
Творческое отношение к занятиям
Низкий уровень — ребенок пассивен, безынициативен, не поддерживает инициативу других, неудачи способствуют снижению мотивации к обучению, отсутствует образное мышление Средний уровень — развито творческое воображение и фантазия, способность к импровизации, инициативен, проявляет живой интерес к занятиям, стремится к лидерству Высокий уровень — обладает богатым воображением, предлагает нестандартные решения, генерирует оригинальные идеи, способен ими увлечь других, обладает ярко выраженными лидерскими качествами 0 — 1
2 — 3

4 — 5
Наблюдение, концерт, конкурс



[1]Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
[2]СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»
Пожаловаться 23 февраля 2013
Файлы
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru