Занятие внеурочной деятельности "Шахматная нотация"
Цель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Сопроводительная информация:1. Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна2. Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №33. Внеурочное занятие «Шахматная школа» 4. Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное 5. Класс 1 класс6. Форма проведения: кружковое занятие7. Продолжительность занятия: 40 мин8. Тема урока Шахматная нотация
Конспект занятияЦель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позицийЗадачи:
Личностные: |
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. |
Познавательные: |
Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. |
Регулятивные: |
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. |
Коммуникативные: |
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.Литература:
1. Книга «Шахматы для детей, родителей и учителей», авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург
Разработала:
Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области
Ход урока.
Этап урока | Содержание урока | ||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. | ||||||||||||||
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. |
1.Отгадайте ребус — Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») 2.Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» — спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматнаянотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. 3.Формулирование темы урока и постановка целей — Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами? | ||||||||||||||
3.Изучение нового материала. |
1.Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. Король живёт на улице «b» в доме № 7. Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4. Ладья живёт на улице «е» в доме № 5. Слон живёт на улице «f» в доме № 8. Конь живёт на улице «g» в доме № 2. Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Кр — Король С — Слон Ф — Ферзь К — Конь Л — Ладья п. — пешка Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. 2. Игра «Шахматный почтальон» — Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. | ||||||||||||||
4.Физминутка |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Семь – желаем знаний новых всем! Восемь – быть внимательными просим. | ||||||||||||||
5. Изучаем правила шахматной нотации |
Правила шахматной нотации Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать? Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
Начинаем с белых: Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6. С фигурами, кажется, всё. Что дальше? Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся: пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3. Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7; пп. b7, c6, f7, g6, h7. Несколько полезных советов: Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше… пока на доске не останется фигур. Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии. Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:
Не расстраивайтесь, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! | ||||||||||||||
5.Практическая работа |
1. Дидактическая игра «Дождик» — А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. — На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
| ||||||||||||||
6. Играем в шахматы |
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру. | ||||||||||||||
7. Рефлексия |
Продолжите: Я узнал… Я научился… | ||||||||||||||
— Удалось ли нам достичь поставленные цели? — Что помогло вам в достижение успеха? |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Сопроводительная информация:
-
Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна
-
Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №3
-
Внеурочное занятие «Шахматная школа»
-
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
-
Класс 1 класс
-
Форма проведения: кружковое занятие
-
Продолжительность занятия: 40 мин
-
Тема урока Шахматная нотация
Конспект занятия
Цель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Личностные: |
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. |
Познавательные: |
Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. |
Регулятивные: |
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. |
Коммуникативные: |
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
Литература:
-
Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург
Разработала:
Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области
Ход урока.
Этап урока |
Содержание урока |
||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. |
||||||||||||||
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. |
1.Отгадайте ребус
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») 2.Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.
В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами? |
||||||||||||||
3.Изучение нового материала. |
1.Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.
Король живёт на улице «b» в доме №
7.
Теперь
запишем покороче — на шахматном языке.
Приняты такие сокращения: Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.
- Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. |
||||||||||||||
4.Физминутка |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Семь – желаем знаний новых всем! Восемь – быть внимательными просим. |
||||||||||||||
5. Изучаем правила шахматной нотации |
Правила шахматной нотации Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать? Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.
Начинаем
с белых:
Чёрные
фигуры запиши самостоятельно в своей
тетрадке, а затем сверь с нашей
записью.
Несколько
полезных советов: Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:
Обязательно укажите имена и фамилии противников — кто с кем играл. Не расстраивайтесь, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! |
||||||||||||||
5.Практическая работа |
1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.
Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
|
||||||||||||||
6. Играем в шахматы |
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.
|
||||||||||||||
7. Рефлексия |
Продолжите: Я узнал… Я научился… |
||||||||||||||
- Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»