В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Образовательная программа внеурочной деятельности (авторская) «Почемучка»

Образовательная программа внеурочной деятельности (авторская) «Почемучка»

Лариса Александровна
Тип материала: Программа
просмотров: 9097
Краткое описание
Для учителей начальных классов при работе во внеурочной деятельности
Описание
«Почемучка» является программойнаучно-познавательной направленности, предполагает ознакомительныйуровень освоения знаний и практических навыков. Программа детского творческого объединения по научно-познавательному направлению «Почемучка» предназначена для обучающихся 1-2 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте 7 — 9 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут в 1 классе и 2 раза в неделю по 40 минут во 2 классе, всего 134 часа (66 ч. и 68 ч.)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Почемучка на 2 года - копия.doc Скачать

Ж д ы р ё в а Л. А. ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевск Самарская область

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 15

Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области



«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ №15

_______ Ю.А. Ивашова

« » ______________ 2012 г.

Программа принята на основании

решения педагогического совета ГБОУ ООШ №15

Протокол № ______ от_________________ 2012 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(авторская)

«Почемучка»



Учитель Ждырёва Лариса Александровна



г. Новокуйбышевск

2012 год

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего нас мира, раскрыть многие его “тайны”. В результате у ребят не складываются целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий, а значит, большая часть представлений будет результатом детского мифотворчества. Понятия, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь. На начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую, нерасчлененную картину мира. Решить названную проблему поможет интегрированный курс «Почемучка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением, основу содержания которого составляют «Естествознание», «Обществознание», «Физика», «История», как это и предполагает ФГОС нового поколения.

Направленность программы

«Почемучка» является программой научно-познавательной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков.

Программа курса разработана в соответствии:

  • Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266 -1 "Об образовании";

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;

  • Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ ООШ № 15;

  • Учебного плана ГБОУ ООШ № 15

Программа детского творческого объединения по научно-познавательному направлению «Почемучка» предназначена для обучающихся 1-2 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте 7 - 9 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут в 1 классе и 2 раза в неделю по 40 минут во 2 классе, всего 134 часа (66 ч. и 68 ч.)

Актуальность программы


Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи развития личности.

Умение видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств человека, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, вузах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна программы


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Данная программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, применение широкого комплекса различного дополнительного материала по окружающему миру. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность, способствует использованию ими методов и приемов самостоятельной работы, что, в свою очередь, является фактором успешного развития творческого начала.

Занятия проводятся во внеурочное время, обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги), обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • системность

  • занимательность; научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность и доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Педагогическая целесообразность

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем окружающий нас мир, как много разнообразных «Почему?» хранит он в себе. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. В процессе изучения окружающего мира школьники могут увидеть “волшебство родной природы”, найти ответы на вопросы: «Что такое…?», «Почему и зачем это происходит?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?». Воспитание интереса к окружающему миру должно пробуждать у учащихся: стремление расширять свои знания, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Программа обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Цель и задачи программы:

  • осознание ме­ста человека в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания программы явля­ются:


  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, его противоречивости;

  • формировать уважительное отношение к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в разных источниках, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;



Ценностные ориентиры содержания курса


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

  • Свобода как выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно и социально-нрав­ственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Формы проведения занятий

  • Исследование, дискуссия, смотр знаний,

  • Экскурсия, КВН, устные журналы на природоведческую тематику и т.д..

На занятиях можно использовать:

  • решение кроссвордов, ребусов, занимательных и экологических задач;

  • конкурсы, задания «А знаете ли вы, что…?;

  • рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;

  • создание макетов, моделей,

  • викторины для почемучек, конкурсы знатоков, загадки и т.д.;

  • работа справочного бюро;

  • показ рисунков, по которым дети называют правило (например, правила поведения в библиотеке);

  • дидактические и ролевые игры

  • просмотр кинофильмов, мультпрограмм, видеороликов природоведческого содержания;

  • беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека неживой природы; изготовление простейших моделей из разных материалов, организация выставок работ учащихся;

  • выпуск газет, информационных уголков «Это интересно знать», «Ответы на ваши вопросы»;

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ребёнка.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

  • формировать основы российской гражданской иден­тичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;

  • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;

  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать лич­ностный смысл учения;

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • формировать установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активно использовать речевые средства и средства ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


Предметные результаты:


  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,

  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности



Программа внеурочной деятельности «Почемучка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.













Контрольно-диагностические материалы

1 год обучения

Раздел «Моя малая Родина»


  1. Краткосрочный проект «Моя малая Родина»

  2. Фотоконкурс «Любимый уголок моего края»

  3. Выставка работ обучающихся

______________________________________________________________________________________________________________________


Раздел «Что такое…?»


    1. Изготовление моделей планет, комет по выбору обучающегося.

    2. Выставка работ обучающихся

    3. Тест к разделу «Что такое…?»

    1. Допиши предложение.

    Наша планета называется ________________________.

    • Какую форму имеет Земля?

    а) круглая б) овальная в) плоская

    3. Глобус – это …

    а) план; б) модель Земли; в) карта.

    4. Обведи кружком буквы правильных ответов.

    Земля вращается вокруг … а) своей оси; б) других планет; в) Солнца.

    5. Обведи нужную букву.

    Главным источником света и тепла на Земле является …

    а) Луна; б) Солнце; в) звезды.

    6. Где можно увидеть лёд? Зачеркни лишнее.

    На реке, в луже, в стакане, в морозильной камере.

    7. Что такое полярная ночь? Обведи верный ответ

    а) Когда темно всю ночь б) когда светло всю ночь в) когда днем темно, а ночью светло

    8. Где можно спрятаться во время грозы?

    а) Под высоким деревом. б) В зарослях кустарника в) Возле металлического забора.

    9. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?

    а) открытую поляну б) берег реки в) хвойный молодняк г) березовую рощу

    10. Нарисуй вулкан и гейзер

    11. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.

    а) 7; б) 9; в) 11.

    12. Допиши предложение.

    Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из ___________________________________.

    13. Что такое оазис

    а) место без воды б) островок растительности в) обман зрения

    14. При пожаре нужно звонить по телефону:

    а) 01 б)02 в)03 г)04

    15.Чего нельзя делать при пожаре?

    а) Громко кричать б) Убегать из квартиры в) Пользоваться лифтом д) Дышать через мокрое полотенце.

    IV. Творческий конкурс «Составление ребусов»

    V. Викторина «Явления природы».

    VI. Выпуск информационных листов, плакатов.

    _________________________________________________________________________________________________________


    Раздел «Почему и зачем это происходит?»


      1. Изготовление модели корабля.

      2. Выставка работ обучающихся.

      3. Тест к разделу «Почему и зачем это происходит?»

      1. Какие спасательные средства всегда есть на корабле? Зачеркни лишнее.

      Спасательный плот, шлюпка, каюта, спасательный круг, спасательный нагрудник.

      1. Зачем строят корабли? Обведи буквы правильных ответов.

      а) чтобы перевозить пассажиров; б) чтобы ловить рыбу; в) чтобы изучать космические тела; г) чтобы вести исследования;

      д) чтобы совершать прогулки; е) чтобы защищать морские границы Родины.

      3. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:

      а/ сутулый, крепкий, неуклюжий, веселый б/ горбатый, бледный хилый, низкий в/ стройный, сильный, ловкий, статный

      1. 1 От чего зависит осанка человека?

      а) от скелета и мышц б) от связок и сухожилий в) от хрящей и костей

      1. Что управляет деятельностью всего организма?

      а) скелет б) нервная система в) мышцы

      1. Главный поставщик энергии для нашего тела:

      а) углеводы б) жиры в) белки г) витамины

      1. Человек познает мир с помощью

      а/ мышления, психологии, разума, воображения б/ психологии, памяти, воображения в/ восприятия, памяти, мышления, воображения

      1. Какое значение имеет для человека кровь?

      а) помогает увидеть место пореза б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тел

      в) помогает при лечении болезней г) поддерживает вертикальное положение тела

      8. Что происходит с пищей в желудке?

      а) пережевывание пищи б) переваривание в) перемешивание с желудочным соком

        1. Творческий конкурс «Сочини сказку «Почему останавливается самокат?»

        2. Изготовление модели Солнца.

        3. Изготовление модели снежинки.

        4. Выпуск информационных листов «Береги свое здоровье»

        _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        2 год обучения

        Раздел «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?»


        1. Проект «Книга - наш лучший друг»

        2. Творческий конкурс «Сочини сказку «Жители льдины»

        3. Выпуск информационных листов, плакатов «Электричество – это опасно»

        4. Выставка работ обучающихся

        5. Тест к разделу «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?»

        1. Выбери правильное утверждение:

        а) Ноль градусов - это отсутствие температуры воздуха. б) Ноль градусов - это самая низкая температура воздуха.

        с) Ноль градусов - это граница между градусами тепла и холода. д) Ноль градусов - это самая высокая температура воздуха.

        2. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?

        а) твердое б) жидкое в) газообразное г) любое

        3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.

        Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.

        4. Почему хлеб – всем голова? Обведи нужную букву.

        а) хлеб бывает круглым, похожим на голову; б) хлеб – главный продукт питания человека;

        в) зёрна – главная часть хлебных растений.

        5. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

        а) вода с поверхности испарилась

        б) вода впиталась в поверхность пола

        в) вода осталась на подошвах обуви учеников

        6. Что такое погода?

        а) холодно, тепло, жарко. б) это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

        в )Гроза, метель, вьюга.

        7. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

        а) песок, глина; б) гранит, торф; в) каменный уголь, поваренная соль.

        8. Что такое лед?

        а) Вода в твердом состоянии б) Вода в жидком состоянии в) Вода в газообразном состоянии

        VI. Кроссворд «Царство льда и снега»

        1. Образования похожее на накипь, встречающееся на островных камнях. 2. Ими питаются рачки.

        3. Наземные животные питающиеся рыбой. 4. Зона, расположенная на островах Арктики.

        5. Островные птицы с необычными клювами. 6. Разноцветное полярное явление.

        7. Полярное цветковое растение. 8. Огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами.


        Раздел «Где и когда?»


        1. Тест по разделу «Где и когда?»

        1. Как часто нужно мыть всё тело мылом и мочалкой?

        а) Ежедневно. б) Не реже одного раза в неделю. в) Не реже одного раза в месяц. г) Один раз в год.

        2. Для чего мы ходим в библиотеку?

        А) побеседовать с товарищем б) взять необходимую книгу в) познакомиться с новыми друзьями

        3. Подчеркни одной чертой те изделия, которые раньше были растениями. Двумя чертами - те, которые были полезными ископаемыми:

        льняное полотенце; глиняный кувшин; золотые украшения; книга; хлопчатобумажная рубашка; железная сковорода;

        стекло; строительный кирпич.

        4. Что включает в себя экономика?

        А) транспорт, торговля, сельское хозяйство б) сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля

        в) торговля, транспорт, промышленность.

        5. Какие вещества растворяет вода?

        а) мел, б) сахар, в) глина

        6. Какое время человек может прожить без воды?

        а)Несколько минут б) Несколько часов в) Несколько дней

        7. Найди верное высказывание.

        а) Воду в реках загрязняют животные, обитающие в них б) Воду в реках загрязняют растения, растущие по берегам реки

        в) Воду в реках загрязняют выбросы с заводов и фабрик

        8. Найди верное высказывание.

        а) Безопасно пить воду из реки б) Безопасно пить кипяченую воду в) Безопасно пить воду из-под крана.

        II. Выпуск информационного листа «Когда появляются микробы? »

        III.Кроссворды


        1. Часть тела, где находится позвоночник 2. Искусственные волосы 3. Им режут хлеб, колбасу 4. Им забивают гвозди

        5. Маленький фиолетовый фрукт 6. Большая хищная птица 7. Из него стреляют 8. Игрушка для девочек 9. Шкаф с выдвижными ящиками для белья

        10. Птица с длинными ногами и клювом, ест лягушек 11. Из неё идёт дождик 12. Маленький мост 13. Развесистое дерево, растёт у воды

        14. Небольшое озеро для купания 15. Курочка, которая несёт золотые яички 16. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный

        17. Летом серый, зимой белый 18. Сказочная старая злая баба, живет в лесу 19. Разноцветная полоса после дождя 20. Сын короля

        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        Раздел «Почему это происходит?»


        1. Тест по разделу «Почему это происходит?»

        1. Допиши предложение.

        Вещества, которые содержатся в овощах и фруктах – это __________________.

        1. Почему надо есть овощи и фрукты? Обведи нужную букву.

        а) они вкусные и сладкие; б) они красивые разноцветные; в) они полезные и в них много витаминов.

        3. Зачем нужно знать свой организм?

        а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

        в) чтобы умело использовать свои возможности

        4. Какова главная роль органов чувств человека?

        а) Органами чувств мы думаем. б). С помощью органов чувств человек чувствует всё, что происходит вокруг.

        в) Органы чувств украшают человека. г) Органы чувств не нужны, так как они иногда болят.

        5. Напиши синонимы к слову здоровье. Сравни с ребятами в классе.

        6. Что полезно для закаливания?

        а) Целый день лежать на солнце. б) Долго купаться в холодной воде. в) Стоять под дождём. г) Перед сном мыть ноги прохладной водой.

        7. Вести здоровый образ жизни — это значит:

        а) соблюдать чистоту б) много двигаться в) подолгу сидеть у компьютера г) правильно питаться

        8. Что вредит здоровью?

        а) Утренняя зарядка б) Игры на свежем воздухе в) Долгое просиживание у телевизора г) Занятия физкультурой.

        II. Изготовление модели градусника

        III.Выпуск информационных листов, плакатов «Береги свое здоровье»

        IV. Кроссворд «Наше питание»

        По горизонтали:

        1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня; 2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге; 5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям; 8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок; 9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах; 10. Орган пищеварения, выделяющий желчь.

        По вертикали:

        1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах; 3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком; 4. Желание есть; 6. Как назвать одним словом – огурец, лук, помидор; 7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

        1. Чайнворд «Вкусные загадки»



        Ответы Чайнворд «Вкусные загадки»

        1. Крыжовник 2. Капуста 3. Арахис 4. Сахар 5. Редька 6. Абрикос 7. Свекла 8. Апельсин 9. Навага 10. Ананас 11. Суп 12. Подосиновик 13. Крем 14. Молоко 15. Омлет 16. Творог 17. Грейпфрут 18. Тыква 19. Антрекот 20. Торт 21. Тортинка 22. Арбуз 23. Земляника 24. Алыча













        Тематическое планирование. Содержание программы.

        1 год обучения

        Часы

        Часы по теме

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        Раздел «Моя малая Родина» 12 часов

        1-2

        2

        Что мы знаем о своей семье?

        Проект «Моя малая Родина»

        Учащиеся осваивают первоначальные умения: вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать в паре, группе: выбирать для себя необходимый уровень задания, использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку;






        Оценивать жизненные ситуации ( свои и поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

        применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;

        считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

        Делать предварительный отбор источников информации;

        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;






        Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

        проговаривать последовательность действий на уроке;

        учиться высказывать своё предположение (версию);

        корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.


        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

        слушать и понимать речь других;

        выразительно читать и пересказывать текст;

        учитывать разные мнения.

        описывать объект: передавать его внешние характеристики;

        учитывать разные мнения.

        приводить убедительные доказательства.

        3-6

        4

        Что мы знаем о своем городе?

        Экскурсия в музей истории города Новокуйбышевска

        Экскурсия в музей НПЗ

        7-10

        4

        Что мы знаем о своем крае?

        Экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина


        11-12

        2

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Моя малая родина».

        Фотоконкурс «Любимый уголок моего края»

        Презентация проекта «Моя малая Родина».

        Часы

        Часы по теме

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        Раздел «Что такое…?» 28 часов

        13-14

        2

        Что такое звук?

        Экскурсия в школьный кабинет физики

        Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы «Что такое…?»; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать; отвечать на итоговые вопросы;

        работать в паре, группе: выбирать для себя необходимый уровень задания, использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку;







        моделировать форму планет, спутников, комет, астероидов.


        Оценивать жизненные ситуации ( свои и поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

        объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

        самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);



        в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

        применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;

        считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

        делать предварительный отбор источников информации;

        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;







        сравнивать и группировать предметы и их образы;

        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

        Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

        проговаривать последовательность действий на уроке;

        учиться высказывать своё предположение (версию);

        отличать верно выполненное задание от неверного;

        оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

        анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.



        осуществлять итоговый и пошаговый контроль

        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

        слушать и понимать речь других;

        выразительно читать и пересказывать текст;

        учитывать разные мнения.

        совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);









        описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

        учитывать разные мнения.

        приводить убедительные доказательства.

        15-16

        2

        Что такое атмосферное давление и давление в воде?

        17-18

        2

        Что такое гроза и гром?

        19

        1

        Что такое лавина?

        20-22

        3

        Что такое огонь?

        Экскурсия в пожарную часть г. Новокуйбышевска

        23-25

        3

        Что такое воздух?

        Экскурсия в экологический центр

        26

        1

        Что такое озеро?

        27

        1

        Что такое оазис?

        28

        1

        Что такое вулканы и гейзеры?

        29-30

        2

        Что такое полярный день и полярная ночь?

        Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

        31

        1

        Что такое электризация?

        32-33

        2

        Что такое планеты и искусственные спутники?

        34-35

        2

        Что такое метеориты, астероиды и кометы?

        36-37

        2

        Что такое нефть?

        38-40

        3

        Экскурсия в экологический центр.

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что такое…?»

        Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

        обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



        Раздел «Почему и зачем это происходит?» 26 часов

        Часы

        Часы

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        41-42

        2

        Почему корабль не тонет?

        Понимать учебную задачу и стремить­ся её выполнить; Высказывать предположения о причине землетрясения; сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца; работать в паре: моделировать форму Солнца, проводить взаи­мопроверку; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках, модели;

        сочинять и рассказывать сказку по рисунку; осуществлять самопро­верку;

        обсуждать, почему и как следует беречь сердце, зубы, глаза;

        высказывать предположения о причине возникновения заболеваний,

        участвовать в ролевой игре; форму­лировать правила о том, как заботиться о своем здоровье;

        работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания

        Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;



        считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;

        объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильные;

        проявлять творческое отношение к процессу обучения.

        осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.

        Делать предварительный отбор источников информации;



        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

        осуществлять анализ, синтез

        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

        Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала;

        отличать верно выполненное задание от неверного;

        анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;

        формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную си­туацию.


        Выразительно читать и пересказывать текст;

        описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

        приводить убедительные доказательства;

        учитывать разные мнения.

        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

        43-45

        3

        Почему предметы падают на землю?

        Экскурсия в центральную библиотеку им. Пушкина

        46-47

        2

        Почему земля трясётся?

        48-49

        2

        Почему солнце село, а еще светло?




        50

        1

        Почему снежинки все время разные?

        51-52

        2

        Почему останавливается самокат. Сила трения.

        53-54

        2

        Почему я двигаюсь и могу стоять прямо?

        Экскурсия в школьный мед.кабинет

        55-56

        2

        Почему мне нужно есть и почему мне бывает плохо?

        57-58

        2

        Зачем бьётся мое сердце?

        59-60

        2

        Зачем выделяется слюна?

        61

        1

        Зачем я потею?

        62-63

        2

        Почему я чувствую боль?

        64-66

        3

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем это происходит?»


        Экскурсия в центральную детскую библиотеку


        отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения по данной теме.










        Тематическое планирование. Содержание программы.

        2 год обучения

        Часы

        Часы по теме

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        Раздел «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?» 43 часа

        Часы

        Часы

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихс

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        1-3

        3

        Как предсказывают погоду?

        Экскурсия в экологический центр

        Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать в паре: рас­сказывать по схеме о том, как работают градусник, батарейка, откуда берутся стекло, песок, эл. ток, моделировать градусник; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; выбирать для себя необходимый уровень задания,

        запомнить ТБ при обращении с электроприборами;

        обсуждать необходимость экономии воды;


        фор­мулировать выводы, рас­сказывать по схеме о том, как устроены водопады, как делают хлеб, молочные продукты, карамель и т.д.;






        моделировать книгу, журнал;



        отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятиях.



        работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания



        Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;















        считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;



        проявлять творческое отношение к процессу обучения.

        осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.



        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

        делать предварительный отбор источников информации;





        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;



        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;



        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.














        Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

        проговаривать последовательность действий на уроке;

        учиться высказывать своё предположение (версию);



        отличать верно выполненное задание от неверного;

        оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

        анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.







        осуществлять итоговый и пошаговый контроль



        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

        слушать и понимать речь других;

        выразительно читать и пересказывать текст;



        описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

        приводить убедительные доказательства.

        учитывать разные мнения.

        4

        1

        Как работает батарейка?

        5

        1

        Как работает градусник?

        6-8

        3

        Как образуются льдины?

        Экскурсия в центральную детскую библиотеку

        9

        1

        Откуда берётся стекло?

        10

        1

        Откуда берется песок?

        11-13

        3

        Откуда берётся электрический ток? Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

        14

        1

        Куда девается вода, когда высыхает? (Три состояния воды)

        15-17

        3

        Как устроены водопады? Экскурсия в экологический центр

        18

        1

        Откуда берется соль?

        19

        1

        Откуда берутся яйца в магазине?

        20-23

        4

        Как делают хлебобулочные изделия? Экскурсия на хлебокомбинат

        24

        1

        Как делают молочные продукты?

        25

        1

        Как делают карамель?

        26-28

        3

        Как делают книги, журналы? Экскурсия в издательство газеты «Наше время»

        29-32

        4

        Как сделать самодельную книгу? Проект «Книга - наш лучший друг»

        33

        1

        Как делают обои?

        34-36

        3

        Как делают телепрограммы? Экскурсия на Новокуйбышевское телевидение

        37-39

        3

        Как устроены наши глаза? Экскурсия в офтальмологический кабинет

        40-43

        4

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

        Проект «Книга - наш лучший друг»

        Экскурсия в экологический центр

        выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их, обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения учащихся.

        Раздел «Где и когда?» 12 часов

        Часы

        Часы

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        44-46

        3

        Когда появились деньги?

        Экскурсия в сбербанк России

        Понимать учебную задачу; анализировать иллюстрации, работать в паре;

        рас­сказывать по схеме о том, для чего нужно ходить в библиотеку;


        соблюдать личную гигиену; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы.




        Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;



        считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности.



        Делать предварительный отбор источников информации;



        осуществлять анализ, синтез



        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.




        Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

        выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала.

        осуществлять итоговый и пошаговый контроль



        Слушать и понимать речь других;

        выразительно читать и пересказывать текст;

        описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

        учитывать разные мнения.

        приводить убедительные доказательства.

        47

        1

        Где найти в море пресную воду?


        48-50

        3

        Когда нужно ходить в библиотеку?

        Экскурсия в центральную детскую библиотеку

        51-53

        3

        Когда появляются микробы?

        Экскурсия в экологический центр

        54-55

        2

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

        Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

        обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.









        Раздел «Почему это происходит?» 13 часов

        Часы

        Часы

        Тематическое планирование

        Характеристика деятельности учащихся

        Личностные УУД

        Познавательные УУД

        Регулятивные УУД

        Коммуникативные УУД

        56-58

        3

        Почему нужно заниматься спортом? Экскурсия в ФОК «Октан»

        Понимать учебную задачу и стремить­ся её выполнить; Высказывать предположения почему нужно есть фрукты и заниматься спортом,

        Высказывать предположения почему человек не видит ночью

        Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;


        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

        Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;


        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;


        59-60

        2

        Почему нужно есть фрукты и овощи?

        61-62

        2

        Почему я чувствую боль?

        63

        1

        Почему появляется «гусиная кожа»?

        64-65

        2

        Почему я не вижу ночью?

        66-68

        3

        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему это происходит?»

        Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

        отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения по данной теме.


















        Краткое описание содержания занятий

        1 год обучения

        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое описание

        Раздел «Моя малая родина» 12 часов

        1-2

        2


        Что мы знаем о своей семье? Проект «Моя малая Родина»

        Систематизировать знания детей о семье, дополнить новой информацией, познакомить с понятием родословная; ввести понятие «малая Родина». Ввести понятие проект, познакомить обучающихся с видами проектов, с этапами работы над проектом.

        3-6

        4


        Что мы знаем о своем городе? Экскурсия в музей истории города Новокуйбышевска Экскурсия в музей НПЗ

        Систематизировать знания детей о своем городе, дополнять новой информацией; изучить промышленные предприятия города, памятники культуры. Фотоконкурс «Любимый уголок моего края»

        7-10

        4


        Что мы знаем о своем крае?

        Экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина

        Систематизировать знания детей о своей области и городе, дополнять новой информацией; ввести понятие «малая Родина», полезные ископаемые Самарской области, промышленные предприятия города, памятники культуры.


        11-12

        2


        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Моя малая родина». Презентация проекта «Моя малая Родина».

        Презентация проекта «Моя малая Родина», представление результатов проектной деятельности, выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Подведение итогов фотоконкурса «Любимый уголок моего края», выставка работ учащихся.

        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое описание

        Раздел «Что такое…?» 28 часов

        13-14

        2


        Что такое звук? Экскурсия в школьный кабинет физики

        Познакомить детей с разнообразными звуками, как они рождаются, какие бывают звуки? Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        15-16

        2


        Что такое атмосферное давление и давление в воде?

        Познакомить детей с атмосферным давлением и давлением в воде, с помощью каких приборов определяют; развивать умение пользоваться разными приборами для определения погоды. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        17-18

        2


        Что такое гроза и гром?

        Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое гроза и почему она возникает, с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Выпуск информационных плакатов, выставка работ обучающихся.

        19

        1


        Что такое лавина?

        Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое лавина и почему она возникает, с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Ввести в словарь детей новое слово – лавина. Просмотр видеосюжета по теме занятия . Викторина «Явления природы»

        20-22

        3


        Что такое огонь? Экскурсия в пожарную часть г. Новокуйбышевска

        Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое огонь и почему он возникает, с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Просмотр видеосюжета по теме занятия. Выпуск информационного листа и плакатов, выставка работ обучающихся. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        23-25

        3


        Что такое воздух? Экскурсия в экологический центр

        Уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; Просмотр видеосюжета по теме занятия. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.

        26

        1


        Что такое озеро?

        Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашего края и его богатствах; дать представление об озерах Самарской области; Просмотр видеосюжета по теме занятия. КВН «Природный мир Самарской области»

        27

        1


        Что такое оазис?

        Ввести в словарь детей новое слово – оазис.

        Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        28

        1


        Что такое вулканы и гейзеры?

        Познакомить детей с природным явлением – вулкан, причиной его извержения; изготовление модели гор, выставка работ обучающихся. Познакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. Ввести в словарь детей новые слова – вулканы, гейзеры. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        29-30

        2


        Что такое полярный день и полярная ночь? Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; обмен впечатлениями от посещения библиотеки им. А.С. Пушкина. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        31

        1


        Что такое электризация?

        Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, познакомить детей с причиной проявления статического электричества, закрепить правила безопасного поведения при обращении с электроприборами в быту. Выпуск информационного листа и плакатов, выставка работ обучающихся. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        32-33

        2


        Что такое планеты и искусственные спутники?

        Обобщить и расширить представления детей о работе человека в космосе, о планетах солнечной системы и искусственных спутниках, космических путешествиях. Расширить тематический словарь: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, инопланетяне. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Изготовление модели планет по выбору обучающегося, выставка работ обучающихся..

        34-35

        2


        Что такое метеориты, астероиды и кометы?

        Обобщить представления детей о работе человека в космосе, о планетах солнечной системы и искусственных спутниках, космических путешествиях. Расширить тематический словарь: метеориты, астероиды, кометы. Изготовление модели кометы. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        36-37

        2


        Что такое нефть?

        Рассказать что такое нефть, для чего она нужна, познакомить снефтеперерабатывающими предприятиями нашего города, закрепить понятия “полезные ископаемые”, «месторождение»; рассказать о природных богатствах родного края. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».

        38-40

        3


        Экскурсия в экологический центр. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что такое…?»


        Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Творческий конкурс по разделу «Составление ребусов», представление выполненных работ. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии в экологический центр.

        Раздел «Почему и зачем это происходит?» 26 часов


        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое описание

        41-42

        2


        Почему корабль не тонет?

        Проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Изготовление модели корабля, выставка работ обучающихся.


        43-45

        3


        Почему предметы падают на землю? Экскурсия в центральную библиотеку им. Пушкина

        В доступной для детей форме познакомить с ученым И. Ньютоном и его открытием закона всемирного тяготения; познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        46-47

        2


        Почему земля трясётся?

        Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях; познакомить с зонами распространения землетрясений; углубить и систематизировать знания детей о чрезвычайных ситуациях. Выпуск информационных плакатов, выставка работ обучающихся.


        48-49

        2


        Почему солнце село, а еще светло?

        Раскрыть значение и роль солнца для живой и неживой природы; сформировать образное представление о Солнце как о ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; просмотр видеосюжета по теме занятия. Изготовление модели Солнца, выставка работ обучающихся.


        50

        1


        Почему снежинки все время разные?

        Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей; изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. Изготовление модели снежинки, выставка работ обучающихся.


        51-52

        2


        Почему останавливается самокат. Сила трения.

        Способствовать формированию представления о силе трения; показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике; убедиться в факте пользы и вреда силы трения; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. творческий конкурс «Сочини сказку «Почему останавливается самокат?» и представление выплненных работ


        53-54

        2


        Почему я двигаюсь и могу стоять прямо? Экскурсия в школьный мед.кабинет

        Дать детям представления о строении собственного тела, особенностях опорно–двигательного аппарата; расширять представления о своем организме, о его строении, устный журнал «Мой организм». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.

        55-56

        2


        Почему мне нужно есть и почему мне бывает плохо?

        Проект «Береги своё здоровье»

        Дать детям представления о строении собственного тела; продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека. Выпуск информационного листа, плакатов, выставка работ.


        57-58

        2


        Зачем бьётся мое сердце?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма; обучать правилам сохранения здорового сердца, смоделировать работу "сильного" тренированного сердца и "слабого" нетренированного.


        59-60

        2


        Зачем выделяется слюна?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».


        61

        1


        Зачем я потею?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении, о соблюдении личной гигиены, выпуск информационной газеты «для чего нужно соблюдать личную гигиену», просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».


        62-63

        2


        Почему я чувствую боль?

        Дать детям представления о строении собственного тела; продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; учить детей правилам поведения в быту; мультпрограмма для детей «Почемучка». Выпуск информационных листов и плакатов «Береги свое здоровье», выставка работ обучающихся.


        64-66

        3


        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем это происходит?» Экскурсия в центральную детскую библиотеку

        Проект «Береги своё здоровье


        Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся.

        Просмотр видеопрограммы «Почему и зачем?»

        Презентация проекта «Береги своё здоровье». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        Краткое описание содержания занятий

        2 год обучения


        Раздел «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?» 43 часа


        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое описание

        1-3

        3


        Как предсказывают погоду?

        Экскурсия в экологический центр

        Формировать знаний детей о явлениях природы в разное время года, вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые погодные явления, ввести в словарь детей новые слова – метеоролог, синоптик; познакомить учащихся с профессиями метеоролога и синоптика, Просмотр видеосюжета по теме занятия. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        4

        1


        Как работает батарейка?

        Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, для чего нужна батарейка как она устроена. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».



        5

        1


        Как работает градусник?

        Познакомить детей с устройством термометра, для чего мы его используем, научить с его помощью определять температуру тела, воды, воздуха; Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Изготовление модели градусника, выставка работ учащихся


        6-8

        3


        Как образуются льдины?

        Экскурсия в центральную детскую библиотеку

        Познакомить детей со свойствами воды, снега, льда (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Обобщить знания о том, где и как образуются льдины? Просмотр видеосюжета по теме занятия. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии. Творческий конкурс «Сочини сказку «Жители льдины», подведение итогов конкурса.



        9

        1


        Откуда берётся стекло?

        Познакомить детей с историей появления стекла, со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования, уточнить представления детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

        Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».


        10

        1


        Откуда берется песок?

        Познакомить детей с особенностями песка и найти проявления этих свойств в повседневной жизни, откуда он берётся. Как используют песок в самарской области. Детский обучающий фильм: «Приключения Адибу: Миссия на планете Земля».


        11-13

        3


        Откуда берётся электрический ток?

        Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

        Раскрыть роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; просмотр видеосюжета по теме занятия. Выпуск информационного листа, плакатов «Электричество – это опасно». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        14

        1


        Куда девается вода, когда высыхает? (Три состояния воды)

        Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний); сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.


        15-17

        3


        Как устроены водопады?

        Экскурсия в экологический центр

        Создать целостное представление о водопаде, как о природном явление; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; Детский обучающий фильм: «Приключения Адибу: Миссия на планете Земля». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        18

        1


        Откуда берется соль?

        Расширить представление детей о свойствах соли; познакомить с технологией добычи соли; для чего человеку соль; где он её может использовать и в каких целях; просмотр видеосюжета по теме занятия.


        19

        1


        Откуда берутся яйца в магазине?

        Познакомить учащихся с ролью яйца в питании человека; откуда берутся яйца; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».


        20-23

        4


        Как делают хлебобулочные изделия?

        Экскурсия на хлебокомбинат

        Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        24

        1


        Как делают молочные продукты?

        Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательных компонентах ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить учащихся с питательной ценностью молока и молочных продуктов.


        25

        1


        Как делают карамель?

        Познакомить учащихся с технологией изготовления карамели; расширить представление детей об ассортименте изделий из карамели; Детский обучающий фильм «Семья Почемучек».


        26-28

        3


        Как делают книги, журналы?

        Экскурсия в издательство газеты «Наше время»

        Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством книг, журналов; с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала; ввести в словарь детей новые слова – рукопись, редактор, издательство. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        29-32

        4


        Как сделать самодельную книгу? Проект «Книга - наш лучший друг»

        Расширять знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении); познакомить детей с книгами-самоделками; изготовление книг-самоделок «Книжка своими руками», выставка работ учащихся; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка».



        33

        1


        Как делают обои?

        Закрепить знания об основных и составных цветах; порядке расположения цветов в спектре. Показать новые способы нетрадиционного рисования: ладошками, пальцами, подручными предметами и т.д.; познакомить с технологией изготовления обои; Детский обучающий фильм «Семья Почемучек».


        34-36

        3


        Как делают телепрограммы? Экскурсия на Новокуйбышевское телевидение

        Показать на примерах роль телевидения в нашей жизни; познакомить с созданием телепрограмм; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        37-39

        3


        Как устроены наши глаза?

        Экскурсия в офтальмологический кабинет

        Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь; расширять словарь: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза". Выпуск информационного листа, плакатов. Выставка работ обучающихся.

        Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.


        40-43

        4


        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

        Проект «Книга - наш лучший друг»


        Экскурсия в экологический центр


        Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся, представление результатов проектной деятельности,

        Просмотр видеопрограммы «Как, откуда и куда?»


        Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.




        Раздел «Где и когда?» 12 часов


        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое содержание

        44-46

        3


        Когда появились деньги?

        Экскурсия в сбербанк России

        Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег; обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами; обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        47

        1


        Где найти в море пресную воду?


        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; какая вода пресная; учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь; обогащать представления детей о водных ресурсах Земли.


        48-50

        3


        Когда нужно ходить в библиотеку?

        Экскурсия в центральную детскую библиотеку

        Дать детям представления о библиотеке, зачем нужна домашняя библиотека; о правилах для читателей, посещающих библиотеку, о роли книги в жизни человека; активизировать словарный запас (библиотекарь, читатели, формуляр).

        Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        51-53

        3


        Когда появляются микробы?

        Экскурсия в экологический центр

        Дать детям некоторые представления о микробах, об их свойствах; узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; закрепить правила личной гигиены. Выпуск информационного листа, плакатов, выставка работ учащихся. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        54-55

        2


        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

        Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Просмотр видеопрограммы «Где и когда?»


        Раздел «Почему это происходит?» 13 часов


        Часы

        Часы по теме

        Дата

        Тематическое планирование

        Краткое описание

        56-58

        3


        Почему нужно заниматься спортом?

        Экскурсия в ФОК «Октан»

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении, показать значение спорта в жизни людей, необходимость вести ЗОЖ ; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Конкурс рисунков «Спорт в жизни человека».

        Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.



        59-60

        2


        Почему нужно есть фрукты и овощи?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; уточнить знания о назначении витаминов, их свойствах; Выпуск информационного листа и плакатов, выставка работ обучающихся.

        61-62

        2


        Почему я чувствую боль?

        Дать детям представления о строении собственного тела; продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; учить детей правилам поведения в быту; мультпрограмма для детей «Почемучка».


        63

        1


        Почему появляется «гусиная кожа»?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; познакомить с выражением «гусиная кожа», что оно обозначает; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы.


        64-65

        2


        Почему я не вижу ночью?

        Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека; выяснить значение сна в жизни человека; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. Выпуск информационного листа, плакатов, выставка работ обучающихся.

        КВН «Береги свое здоровье!»


        66-68

        3


        Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему это происходит?»


        Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина


        Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся.

        Просмотр видеопрограммы «Почему и зачем?»

        Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.








        Основные требования к результатам освоения

        образовательной программы внеурочной деятельности «Почемучка»


        Ученик научится:


        • различать объекты неживой и живой природы, изученные физические явления;

        • различать предметы старинного и современного обихода и природные материалы, из которых они изготовлены;

        • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего города;

        • выполнять правила личной гигиены;

        • устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира;

        • соблюдать правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

        • вести наблюдения в природе под руководством учителя;

        • подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа, живая - неживая, классы животных, группы растений).


        Ученик получит возможность научиться:


        • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

        • отвечать на вопросы «Как? Зачем? Почему? Откуда?» и т.д., предусмотренные программой курса «Почемучка»;

        • осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

        • соблюдать правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

        • заботиться о своем здоровье;

        • соблюдать правила здорового образа жизни;

        • соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами;

        • взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.





        Оборудование для обеспечения программы


        Для осуществления образовательного процесса по программе «Почемучка» необходимы следующие принадлежности:

        • наличие карточек с играми и заданиями

        • географические и исторические карты;

        • гербарии, коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

        • наличие текстов для работы на занятиях;

        • подборка видеофрагментов, мультпрограмм;

        • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

        • компьютер, принтер, сканер; проектор, интерактивная доска;

        • набор ЦОР.

        Литература для педагога

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);


        1. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение 2011

        2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

        3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 1-4 классы, Издательский дом «Федоров» 2011 год

        4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. 2011, Издательство: Баласс

        5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Методические рекомендации: 1 класс М.: Просвещение 2011 год

        6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М. Просвещение 2010

        7. Янгиманская И.С. Знание и мышление школьника –М. Просвещение, 2011.


        Литература для обучающихся


        1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 1-4 классы, Издательский дом «Федоров» 2011 год

        2. Зотов В.В. Лесная мозаика. М., Просвещение, 2009г.


        1. Игонина Г.С. Наша Родина — Россия: кроссворды, ребусы, головоломки: пособие для учителя. М.: Просвещение 2011 год

        2. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом. М., Лесная промышленность, 2010 г


        1. Трафимова Г. В. Книга для чтения «Тайны близкие и далёкие», Издательский дом «Федоров» 2012 год

        2. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров». 2011

        3. Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

        4. Чутко Н.Я. «Я - гражданин России. Я - моя страна - мой мир», Издательский дом «Федоров» 2012 год.














        12 -ИСПРАВИЛА


        Пожелания.

        1. По оформлению: везде должно быть единообразие: в формулировании результатов обучения должны стоять либо глаголы неопределенной формы, либо отглагольные существительные – какая-либо одна форма.

        2. По содержанию:

          • Разобраться, в соответствии с ФГОС НОО, какие результаты обучения личностные, какие предметные, какие метапредметные познавательные;

          • Диагностические материалы должны служить инструментом измерения степени сформированности каких-то определенных умений. Каких? Желательно это прописать для каждого теста или др. материала;

          • «Знать и уметь» – это, все-таки, знаниево-центристский, а не компетентностный подход. Поэтому желательно добавить к этим результатам еще и «владеть (способами действий)»;

          • А еще лучше спланировать два уровня владения способами действий: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».




        А вообще мне понравилась проработанность Вашей программы.

        С уважением, Светлана Павловна Зубова.

        Почемучка на 2 года - копия.zip Скачать
        Обсуждение материала
        Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
        Подписаться на новые Расписание вебинаров
        Задать вопрос