В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Концептуальный план социально - исторического проекта «Школьные миниатюры»

Концептуальный план социально - исторического проекта «Школьные миниатюры»

Татьяна Царяпина
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2998 комментариев: 1
Краткое описание
Создание социально - исторического проекта  «Школьные миниатюры», посвященного 30-летию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 с углубленным изучением иностранных языков». Побуждение творческой активности детей; улучшение и углубление их контактов с педагогом; обогащение учебного процесса, включая краеведческую работу; практическое знакомство с познавательными музейными технологиями.
Описание
Концептуальный план социально — исторического проекта «Школьные миниатюры», посвященного 30-летию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» Автор: Царяпина Т.Н., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,руководитель Комплексного музея МАОУ СОШ №2 УИИЯМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»г. Ноябрьск, ЯНАО«Учительство есть высочайшая связь,которую только возможно достичь внаших земных облачениях. Нас ведутУчителя, и мы стремимся к совершенствув нашем почитании Учителя».Н.К.Рерих.
Актуальность экспозиционно-выставочного проекта:В МАОУ СОШ №2 УИИЯ города Ноябрьска в течение 7 лет ведет свою работу Комплексный музей МАОУ СОШ №2 «Ремид», деятельность которого способствует развитию интереса учащихся к их учебной деятельности, уважению к труду учителей и их собственному учебному труду. При этом они приобретают коммуникативный опыт, развивают культуру человеческих отношений, необходимые для сотрудничества с другими людьми. Творческий коллектив единодушно считает, что данная тема имеет непреходящую ценность в воспитательном процессе образовательного учреждения, т.к. поможет учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории своего города, страны. При подготовке проекта учащиеся включаются в разные виды деятельности: поиск материалов об истории школы; общение с ветеранами педагогического труда, учителями, представителями педагогических династий, выпускниками школы и участниками различных исторических событий; работа с архивными материалами, документальными источниками. Такого рода деятельность позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему нравственных ценностей, способствующих формированию гражданственности и патриотизма. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность выпускников школы, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта. Другая важная сторона деятельности музея, связанная с развитием социального опыта учеников, состоит в том, что музей помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников. На базе школы действуют педагогические классы, нацеленные на воспитание у учащихся качеств, необходимых современному учителю, на развитие интереса к учительской профессии. Для таких классов выставка истории школы может стать настоящей творческой лабораторией. Авторы считают, что данная экспозиция будет интересна самим педагогам, т.к. даст им возможность проанализировать собственную деятельность, сравнить ее с деятельностью других и поделиться своим опытом в процессе общения, а также взрослым посетителям и детям – живым информаторам и свидетелям отражаемых на выставке событий. Идея выставки построена на основе книги Казанского О.А. Игры в самих себя. 2-е изд.-М.: Роспедагенство, 1995г. Тексты взяты из книги Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение.1983г.Цели и задачи экспозиционно-выставочного проекта:b Показать место истории школы в истории развития города.b Показать историю развития школы через историю отдельно взятого человека (педагога, ученика), раскрывая при этом значимость человеческого фактора в воспитании и образовании подрастающего поколения.b обозначить единство союза «Учитель-Ученик» — «той связующей серебряной нити, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека».b Показать роль школы в формировании личности, участвующей в процессе функционирования и развития города.b Побуждение творческой активности детей; улучшение и углубление их контактов с педагогом; обогащение учебного процесса, включая краеведческую работу; практическое знакомство с познавательными музейными технологиями.Во все времена человечество среди других профессий высоко ставило и прославляло Учителя. Наука воспитателя требует глубоких знаний, широкой подготовленности, крепких нравственных устоев. Около трех десятков лет поддерживают лучшие традиции народного образования ноябрьские учителя. Среди них педагоги МАОУ СОШ №2, одной из первых школ города. Благодаря терпению этих людей, добросовестному труду, творческой самоотдаче, юные северяне не только получают первоначальные знания, опыт, но и учатся понимать и ценить красоту окружающего мира, различать добро и зло. Многие выпускники школы работают сегодня в городе на предприятиях газодобывающей отрасли, история развития которой вместила в себя маленькую историю МАОУ СОШ №2.Что за государство – школа, которую ругают, критикуют и без которой невозможно существование цивилизованного духовно-нравственного общества? Кто же такие сегодняшние учителя и сегодняшние дети? Отличаются ли они от тех поколений, с которыми связана 30-летняя история школы? Что их объединяет? Игде та связующая серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека? На эти и другие вопросы мы попытались ответить, создавая проект «Школьные миниатюры».Выставка соединяет в себе научную обстоятельность и достоверность с образным изложением реальных событий. Язык экспозиции простой. Это открытый и прямой диалог со зрителем. Его основа – фотографии, документы и предметы, отражающие 30-летний период истории, который нельзя еще назвать историческим, но в который вместился большой и важный период жизни целого коллектива: период становления, творчества, осознания ценности своей жизни, целенаправленное стремление к успеху. Это и событийный ряд, связанный с историей страны: прибытие на Ямал первого президента страны Б.Н. Ельцина, выступление учащихся на открытие первого фонтана нефти, прибытие на Север первого поезда и т.д.Данная трактовка материала предлагает поразмышлять над памятью и ее непрерывностью, над соотношением события и истории.
Архитектурное решение выставки. Выставка представляет собой пространственную композицию, созданную с помощью музейных предметов, символов, архитектурно-художественных средств, выполняющих одновременно функции витрин. Настенный пояс экспозиции начинается в 1 м. от пола и не поднимается выше 2-х м., что позволяет осуществить свободный доступ к представленному на выставке материалу и взрослых, и детей любого возраста. Так как коллекция довольно объемная, творческая группа стремилась создать экспозиционное пространство не забитым, «легким» как для усвоения материала, так и для его визуального осмотра. Для этого предусмотрены мобильные стенды в виде «раскладушек», «гармошек», интерактивные информ-трансформеры.В дальнейшем передвижные выставки, расширяющие тематический диапазон выставки, органично вольются в структуру экспозиции.
Предметная основа выставки. В выставке используется коллекция, отражающая педагогический процесс в МАОУ СОШ №2: фото — и видеоматериалы, документальные источники, интерактивные экспонаты, предметы, несущие в себе определенную смысловую нагрузку и раскрывающие тему «Школа».Принцип построения экспозиции:соединение методов показа: образно-сюжетного, комплексно-тематического.
Структура выставки. Выставка состоит из следующих разделов, связанных между собой сюжетной линией. Названия разделов носят условный характер и в экспозиции не будут обозначены.
  1. «Действующие лица».
  2. «На пороге взросления».
  3. «Уроки творчества».
  4. «Опять приходишь к старой школьной двери».
  5. «Картинки из прошлого».
  6. «Эпилог».
В разделах выставки используются интерактивные задания на тему: «Из истории одного предмета», «Отыщи себя в этой звездной команде», «Нарисуй лицо своей школы», «Собери пазлы и ты узнаешь, как начинается первый школьный день», «Собери портфель» и т.д.I. Часть – «Вводная»: «Действующие лица».Цель и задачи: введение в тему, обозначение всепроникающего единства «Учитель-Ученик» — «той связующей серебряной нити, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека». «Учитель – это, прежде всего, вечный ученик.Когда Учитель перестает быть учеником,он перестает быть Учителем.В первой части экспозиции мы вводим собирательный образ – «Я», где я – это зрелый человек – «Учитель», который думает, размышляет, вспоминает. И «Я» — Ученик, определяющийся с выбором кто Я?, зачем Я?, что такое «мое Я» через сколько-нибудь лет?Экспозиционное решение: планшет-стенд с изображением людей разного возраста: детей и взрослых. Планшет находится за стеклом (полупрозрачное, с зеркальным эффектом, где каждый посетитель видит свое отражение), с надписью:
Я – это Я! Кто Я?Я еще не совсем знаю, но…Это Я — ученик иУчитель – тот, кто всему дает название и помогает мне стать самим собой. II. Часть — «На пороге взросления»Цели, задачи: показать детство, как процесс преобразования растущего человека, где рядом с ребенком, на пути взросления, находятся люди, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт, стремящиеся сделать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.Экспозиционный замысел раздела — это апеллирование к чувствам посетителя, к его памяти — момент волнующего, трепетного, ожидания встречи с человеком, стремящимся познать тайну детской души, науку педагогического мастерства, видящего в каждом ребенке своего учителя и воспитателя. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям. Связующим звеном вводного и первого раздела является ступенька – символический элемент «взросления» маленького человека.«Начальная школа. Первое сентября. 1-й класс» — звонит первый звонок. Какой учащийся не мечтал оказаться на месте счастливчика, оказавшегося «избранным». Учительница первая моя… строгая или добрая? Веселая или сердитая? Реальные фотографии учителей «спрятаны» за портретами, изображенными первоклашками. По представлению детей, можно догадаться о каком учителе идет речь, и тут же познакомиться с реальным человеком – прототипом детского героя.В этой части выставки важно не только просмотреть информацию, но и стать самому участником событий: собрать пазлы, присесть на скамеечку, взять со шкафчика альбом и полистать, и вспомнить…А можно взять в руки желаемый колокольчик и осуществить свою давнюю мечту.Предметная основа: фотографии первых учителей, школьная форма с белым фартучком, школьный звонок, детские сочинения и рисунки на тему «Моя учительница», воспоминания выпускников о первом школьном празднике, альбомы, освещающие жизнь начальной школы.Интерактивные кубики – стилизованная детская азбука с познавательной информацией: фотографиями ребят, отучившихся в школе с первого по одиннадцатый класс, текстовками, отражающими деятельность учреждения на протяжении 20 лет. С помощью кубиков можно моделировать «картинки» прошлое-настоящее, прошлое-будущее и т.д.
III. Часть «Уроки творчества».Я. — Откуда беретсяЗвук флейты?Учитель. – Из воздуха.Я. – Но ведь я все время в нем – и ничего.Учитель. – А ты найдисвое место, ивоздух удивится, чтоты есть. Цели, задачи: Представить школу — как процесс взросления ребенка, как жизнь человека, переходящую из одного качественного состояния в другое, более высокое.Наличие наглядного материала, аттрактивных предметов позволяет развить интерес у посетителя к деятельности школы — месту, где зримо соединены прошлое, настоящее и будущее, творцами, которых, являются люди и время, где в центре всей учебно — воспитательной работы стоит ребенок – его личность, его внутренний мир, его инстинктивное влечение к прекрасному.Экспозиционное решение: Разделы соединяет интерактивная дорожка, по которой посетитель должен пройти. Идти по ней трудно, но увлекательно. Впереди — образовательный школьный лабиринт, в котором можно со входаначать игру и перемещаясь по коридорам и классам закончить ее у школьного выхода. Школьная дверь, на которой висит табличка — приглашение совершить веселое увлекательное экскурсионное путешествие по школе, не выходя за пределы музея. Указатели «предметных кабинетов» и задания, находящиеся внутри каждого мини-раздела, позволяют задать поиск – движение по виртуальному маршруту, где встречаются и педагоги, и учащиеся, и наполняющие пространство школы «говорящие» предметы. Своеобразным «уроком творчеств является школьная доска с обращением к посетителю «Напиши, что ты думаешь о своей школе» или «Изобрази лицо своей школы» (посетитель может сесть за стол и нарисовать «лицо школы» и прикрепить к доске).Основная текстовка раздела:Я. — Позвольте, если это творчество, причем тут уроки? Учитель. – «Все, что зовет вверх – учитель, — так говорят на Востоке. Ведь возможно «научить смыслу свободно творящей жизни», открыть себя, познакомиться с самим собой, с тем, кого ты еще не знал раньше, и опять же соединить несоединимое в самом себе. Проведение «уроков творчества» – это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единение чувства и разума.IV. Часть «Урок физического совершенствования личности».Текст о физическом совершенствовании личности Статистические данные, фотографии спортивных достижений, информация о культивируемых видах спорта, фото-сюжеты демонстрируют возникновение и динамику развития спортивной жизни школы. Спортивные награды, вымпелы, кубки спортивный инвентарь являются предметной демонстрацией этого развития.V. Часть «И, вспоминая прошлое, опять приходишь к старой школьной двери». Цель, задачи: «Погрузить» взрослого посетителя – бывшего школьника в воспоминания о недавнем прошлом, о людях с которыми так или иначе пришлось соприкоснуться; дать возможность узнать что-то новое о своем городе, о школе, сравнить…Экспозиционное решение: История школы, представлена в хронологической последовательности в виде возрастающей кривой, на которой обозначены года 1982-2012 и размещены карманы для вкладышей – планшеток, на которых отражены значимые события школы (можно взять в руки и разместить на графике в хронологической последовательности). График располагается в объемном пространстве на фоне фото-коллажа, отражающего школьные будни. Здесь же мы попытались использовать прием старого сборника: заглянуть в мир мыслей знакомых людей (Учителей), попытаться угадать, почувствовать по ним жизнь и характер школы, поэтому в фото-коллаж вписаны воспоминания, размышления учителей. Посетитель сам становится участником событий, дополняя событийный ряд и выполняя на выставке определенные задания: принеси, дополни, размести, напиши и т.д. Введение интерактивных элементов позволит значительно увеличить эмоциональное воздействие и творческую активность в ситуации «посетитель — участник».Фотоизображение молодого человека, спешащего куда-то…(изображение слегка размытое, что создает эффект «движения») с надписью: «Учитель. — Прислушайся к себе. Это, наверное, первый серьезный выбор в твоей жизни, и от этого зависит твой дальнейший путь, твоя дорога, по которой тебе идти» является переходным элементом к подразделу «Выпускники», гдесобраны визитки выпускников МАОУ СОШ №2 УИИЯ, работающих на предприятиях города с информацией о времени окончания школы, месте работы и должности. Интерактивный момент «Оставь информацию о себе: какую школу окончил ты, где учишься или кем работаешь» позволит непосредственно на экспозиции провести поисковую работу и собрать дополнительную информацию о выпускниках школ.Визуальный ряд дополняют «картинки из прошлого»: школьная парта старого образца, выполняющая функцию витрины, за которую можно присесть, прочесть текстовки, просмотреть фотографии; когда-то узаконенная школьная форма, изображение строящейся в поселке первой школы; фотографии людей: строителей, школьников, учителей. На запотевшем окне кто-то играет в крестики-нолики…«Погружение в прошлое» для посетителя своего рода игра, и мы поддерживаем этот игровой характер, создавая ситуацию «А помнишь ли ты…?!». Использование видеосюжетов, раскрывающих историю школы, является основным элементом в этой игре. Ученический портфель, из которого выглядывают школьные предметы: тетради, линейки, книги, ручки и т.д. – интерактивный мини-раздел, своеобразная переменка, позволяющая посетителю расслабиться и в то же время в игровой форме расширить свои познания о школьных атрибутах.Из «Путешествия в прошлое» посетитель выходит чуть-чуть другим: что-то воспринимает по-новому, что-то видит другими глазами. В процессе игры обостряются чувства, воспоминания, появляется возможность сравнивать свои ощущения учащегося и бывшего школьника.Предметный ряд: компьютер, ранец, коллекции школьных предметов: тетради, учебники, документы школьного самоуправления, объяснительные записки, детские сочинения, спортивные атрибуты, школьная парта старого образца, школьная форма, фотографии строителей, школьников, учителей, газета «Пионерская правда», пионерские и комсомольские атрибуты, журналы, значки, знамена и вымпелы, информация о первых учителях, директоре, воспоминания учителей о строительстве школы и первых годах, фотографии первого школьного выпуска и др.V. Часть «Эпилог» — заключительный этап выставки, где становится ясно: то, что только что происходило, когда-то заканчивается. Наступает время, когда нужно делать выводы: кто Я, какой Я, способен ли Я быть ответственным за другого, зачем Я пришел на эту землю, что Я сделаю своей сущностью из того, что создано человечеством, и что Я оставлю после себя. Какую роль в становлении личности сыграл или играет мой Учитель.Учитель. — Да, урок заканчивается. У тебя будет еще очень много уроков. Это начало…Я. — …И продолжение меня.Я уверен, что есть дорога, которая грустит по мне.Быть может, она длиноюВ один шаг,Но все равноЭто моя дорога.
Ведущие текстовки:Текст: Учитель проходит через всю нашу историю. Учительство представляет собой основу человеческой культуры, без которой она практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области нашего труда, творчества, образования обязательно присутствует Учитель. Текст: Добрый вечер, мой старый письменный стол! Каждый раз, расставаясь с детьми, я спешил к тебе, чтобы осмыслить события прожитого дня и создать в своем воображении день предстоящий. Наклонившись над тобой и погрузившись в груду тетрадей и рисунков, которые лежат на твоих плоских плечах, я составлял упражнения и задания для своих школьников, разыгрывал в своем воображении проект педагогического дня. День становится педагогическим не тогда, когда он несет воспитателя, как несет река щепку, а тогда, когда сам воспитатель управляет им так же, как управляет лодкой человек, плывущий по реке к цели. А река эта – жизнь.Текст: Начальная школа. Первое сентября. 1–й класс. Звонит первый звонок. Кокой учащийся не мечтал оказаться на месте счастливчика, оказавшегося «избранным»…Момент волнующего, трепетного, ожидания встречи с человеком, стремящемся познать тайну детской души, науку педагогического мастерства, видящегося в каждом ребенке своего учителя и воспитателя. Учительница первая моя… строгая или добрая? Веселая или сердитая? Сегодня ты можешь взять в руки колокольчик и вспомнить свой день — первое сентября. Не забудь свои воспоминания оставить на бумаге и принести в школьный музей.
Текст: Я. Юный, не определившийся, не знающий, кем буду в жизни. Я ищу свой путь, настойчиво проверяю на прочность каждую известную истину.
Я. Взрослый, опытный Учитель, который находится рядом с юными и ищущими.
Вот два вектора нашей жизни. Будут ли они направлены в нужном направлении? От этого зависит многое. Вот векторы движутся навстречу друг другу.
Учитель дает знания, направляет, корректирует, подсказывает, вдохновляет к самообразованию, самопознанию, самоизменению.
Ученик слушает, вникает, спорит, не соглашается, ищет, находит и не находит то, что искал, но упрямо идет вперед, к самосовершенствованию. Он не похож на потерявшийся, унесенный ветром в неизвестном направлении осенний листок. Ученик – бутон, который непременно раскроется, потому что рядом с ним трудолюбивый и терпеливый, любящий свое дело Садовник – Учитель.Текст: Основные вехи истории МАОУ СОШ №2 УИИЯОсень 1978 год. Работники Ноябрьского газопромыслового управления по добыче и транспортировке газа приступили к строительству в Ноябрьске средней школы №2;
15 августа 1979 год. Издан приказ о назначении первого директора СШ №2 Пухнаревич В.И. Состоялось открытие школы;
1989 год. Присвоен статус школы с углубленным изучением иностранного языка;
1991 год. На должность директора педагогический коллектив школы №2 избрал Гноевого В.М;
1993 год. Сформирован Центр воспитательной работы;
1994 год. Введен второй иностранный язык — немецкий;
1996 год. Принято решение о строительстве пристроя к существующему зданию школы. Создано детское объединение «Воробей». Началась работа по программе реабилитации здоровья детей г.Ноябрьска и Ноябрьского региона «Здоровье с детства». Появился школьный театр «Пигмалион». Создано ученическое самоуправление «Школьная дума»;
1997 год. Разработан проект нового корпуса школы с учебным и реабилитационным блоками. В штатное расписание введены ставки медицинских работников;
1998 год. Началось строительство пристроя к основному зданию школы. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом конкурса «Школа года – 98»;
1999 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом конкурса «Школа года — 99»;
2000 год. Комитет по образованию администрации г.Ноябрьска определил школу №2 как базовую по выполнению раздела «Здоровье» городской Программы развития образования;
2001 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года»;
2004 год. Две экспериментальные программы объединены в одну — «Здоровье». МОУ СОШ №2 присвоен диплом первой степени в окружном конкурсе «Школа — территория здоровья». Завершено строительство нового корпуса с реабилитационным блоком;
2005 год. Состоялось открытие нового корпуса МОУ СОШ №2. Создан комплексный музей МОУ СОШ №2. Директором МОУ СОШ №2 назначен Нефедов О.Ю… Коллектив МОУ СОШ №2 завоевал первое место в ЯНАО в конкурсе «Школа – территория здоровья»;
2006 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Получен грант Президента РФ;
2007 учебный год - медаль «За вклад в развитие образования»;
2008 учебный год — школа занесена в городскую Книгу Почета «Золотой фонд образования города Ноябрьска»;
2009 учебный год — за высокие результаты инновационной деятельности школа занесена Всероссийскую книгу Почета;
2009 учебный год — Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;
2010 год – диплом II степени окружного этапа Всероссийского конкурса «школы здоровья в Ямало-Ненецком автономном округе: содействовать здоровью – повышать качество жизни» (приказ департамента образования ЯНАО №1005 от 13.10.2010г.;
2011 год проект образовательной программы школы стал призером окружного конкурса проектов руководителей общеобразовательных учреждений «Директор – 2010».

Текст: «Едва ли возможно перечислить все профессии на земле. Со многими из них мы редко сталкиваемся, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество – учитель. Во всех народах мира слово «учитель» обозначает не только того, кто учит читать и писать, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт. Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Сначала учителей приглашали из-за рубежа. Как раз в это время народное образование начало зарождаться. Из истории известно, сколько тягот пришлось пережить учителями. Они подвергались гонениям, испытывать нужду. Но именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов в послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Благодаря учителям началось развитие национальных языков в России, в том числе письменности, литературы; сформировались нравственные нормы общения людей. Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть жизни. А именно с учениками. Лично я считаю, что нашим учителям сегодня совсем непросто. Их работа требует большого внимания, терпения, знаний и умений. Бывает, что дома я жалуюсь на кого-нибудь из учителей, на что родители мне отвечают: «Радуйся, что в твоей жизни есть люди, которые могут тебя чему-то научить». Конечно, ребята понимают, что облегчить работу учителям во многом могут их подопечные. Сегодня значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество». Марина Ракина, 10 «А» класс.Используемая литература1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983г.
2. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд.-М.: Роспедагенство, 1995г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
концепция выставки Школьные миниатюры.doc Скачать




Концептуальный план

социально - исторического проекта «Школьные миниатюры»,

посвященного 30-летию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»



Автор: Царяпина Т.Н.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель Комплексного музея МАОУ СОШ №2 УИИЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением иностранных языков»

г. Ноябрьск, ЯНАО



"Учительство есть высочайшая связь,

которую только возможно достичь в

наших земных облачениях. Нас ведут

Учителя, и мы стремимся к совершенству

в нашем почитании Учителя".

Н.К.Рерих.


Актуальность экспозиционно-выставочного проекта:

В МАОУ СОШ №2 УИИЯ города Ноябрьска в течение 7 лет ведет свою работу Комплексный музей МАОУ СОШ №2 «Ремид», деятельность которого способствует развитию интереса учащихся к их учебной деятельности, уважению к труду учителей и их собственному учебному труду. При этом они приобретают коммуникативный опыт, развивают культуру человеческих отношений, необходимые для сотрудничества с другими людьми. Творческий коллектив единодушно считает, что данная тема имеет непреходящую ценность в воспитательном процессе образовательного учреждения, т.к. поможет учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории своего города, страны. При подготовке проекта учащиеся включаются в разные виды деятельности: поиск материалов об истории школы; общение с ветеранами педагогического труда, учителями, представителями педагогических династий, выпускниками школы и участниками различных исторических событий; работа с архивными материалами, документальными источниками. Такого рода деятельность позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему нравственных ценностей, способствующих формированию гражданственности и патриотизма.

Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность выпускников школы, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта. Другая важная сторона деятельности музея, связанная с развитием социального опыта учеников, состоит в том, что музей помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников. На базе школы действуют педагогические классы, нацеленные на воспитание у учащихся качеств, необходимых современному учителю, на развитие интереса к учительской профессии. Для таких классов выставка истории школы может стать настоящей творческой лабораторией.

Авторы считают, что данная экспозиция будет интересна самим педагогам, т.к. даст им возможность проанализировать собственную деятельность, сравнить ее с деятельностью других и поделиться своим опытом в процессе общения, а также взрослым посетителям и детям – живым информаторам и свидетелям отражаемых на выставке событий.

Идея выставки построена на основе книги Казанского О.А. Игры в самих себя. 2-е изд.-М.: Роспедагенство, 1995г. Тексты взяты из книги Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение.1983г.


Цели и задачи экспозиционно-выставочного проекта:

  • Показать место истории школы в истории развития города.

  • Показать историю развития школы через историю отдельно взятого человека (педагога, ученика), раскрывая при этом значимость человеческого фактора в воспитании и образовании подрастающего поколения.

  • обозначить единство союза «Учитель-Ученик» - «той связующей серебряной нити, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека».

  • Показать роль школы в формировании личности, участвующей в процессе функционирования и развития города.

  • Побуждение творческой активности детей; улучшение и углубление их контактов с педагогом; обогащение учебного процесса, включая краеведческую работу; практическое знакомство с познавательными музейными технологиями.

Во все времена человечество среди других профессий высоко ставило и прославляло Учителя. Наука воспитателя требует глубоких знаний, широкой подготовленности, крепких нравственных устоев.

Около трех десятков лет поддерживают лучшие традиции народного образования ноябрьские учителя. Среди них педагоги МАОУ СОШ №2, одной из первых школ города. Благодаря терпению этих людей, добросовестному труду, творческой самоотдаче, юные северяне не только получают первоначальные знания, опыт, но и учатся понимать и ценить красоту окружающего мира, различать добро и зло. Многие выпускники школы работают сегодня в городе на предприятиях газодобывающей отрасли, история развития которой вместила в себя маленькую историю МАОУ СОШ №2.

Что за государство – школа, которую ругают, критикуют и без которой невозможно существование цивилизованного духовно-нравственного общества? Кто же такие сегодняшние учителя и сегодняшние дети? Отличаются ли они от тех поколений, с которыми связана 30-летняя история школы? Что их объединяет? И где та связующая серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека? На эти и другие вопросы мы попытались ответить, создавая проект «Школьные миниатюры».

Выставка соединяет в себе научную обстоятельность и достоверность с образным изложением реальных событий. Язык экспозиции простой. Это открытый и прямой диалог со зрителем. Его основа – фотографии, документы и предметы, отражающие 30-летний период истории, который нельзя еще назвать историческим, но в который вместился большой и важный период жизни целого коллектива: период становления, творчества, осознания ценности своей жизни, целенаправленное стремление к успеху. Это и событийный ряд, связанный с историей страны: прибытие на Ямал первого президента страны Б.Н. Ельцина, выступление учащихся на открытие первого фонтана нефти, прибытие на Север первого поезда и т.д. Данная трактовка материала предлагает поразмышлять над памятью и ее непрерывностью, над соотношением события и истории.


Архитектурное решение выставки. Выставка представляет собой пространственную композицию, созданную с помощью музейных предметов, символов, архитектурно-художественных средств, выполняющих одновременно функции витрин. Настенный пояс экспозиции начинается в 1 м. от пола и не поднимается выше 2-х м., что позволяет осуществить свободный доступ к представленному на выставке материалу и взрослых, и детей любого возраста. Так как коллекция довольно объемная, творческая группа стремилась создать экспозиционное пространство не забитым, «легким» как для усвоения материала, так и для его визуального осмотра. Для этого предусмотрены мобильные стенды в виде «раскладушек», «гармошек», интерактивные информ-трансформеры.

В дальнейшем передвижные выставки, расширяющие тематический диапазон выставки, органично вольются в структуру экспозиции.


Предметная основа выставки. В выставке используется коллекция, отражающая педагогический процесс в МАОУ СОШ №2: фото - и видеоматериалы, документальные источники, интерактивные экспонаты, предметы, несущие в себе определенную смысловую нагрузку и раскрывающие тему «Школа».


Принцип построения экспозиции:

соединение методов показа: образно-сюжетного, комплексно-тематического.


Структура выставки. Выставка состоит из следующих разделов, связанных между собой сюжетной линией. Названия разделов носят условный характер и в экспозиции не будут обозначены.

  1. «Действующие лица».

  2. «На пороге взросления».

  3. «Уроки творчества».

  4. «Опять приходишь к старой школьной двери».

  5. «Картинки из прошлого».

  6. «Эпилог».


В разделах выставки используются интерактивные задания на тему: «Из истории одного предмета», «Отыщи себя в этой звездной команде», «Нарисуй лицо своей школы», «Собери пазлы и ты узнаешь, как начинается первый школьный день», «Собери портфель» и т.д.


I. Часть – «Вводная»: «Действующие лица».

Цель и задачи: введение в тему, обозначение всепроникающего единства «Учитель-Ученик» - «той связующей серебряной нити, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека».

«Учитель – это, прежде всего, вечный ученик.

Когда Учитель перестает быть учеником,

он перестает быть Учителем.

В первой части экспозиции мы вводим собирательный образ – «Я», где я – это зрелый человек – «Учитель», который думает, размышляет, вспоминает. И «Я» - Ученик, определяющийся с выбором кто Я?, зачем Я?, что такое «мое Я» через сколько-нибудь лет?

Экспозиционное решение: планшет-стенд с изображением людей разного возраста: детей и взрослых. Планшет находится за стеклом (полупрозрачное, с зеркальным эффектом, где каждый посетитель видит свое отражение), с надписью:


Я – это Я! Кто Я?

Я еще не совсем знаю, но…

Это Я - ученик

и

Учитель – тот, кто всему дает название и помогает мне стать самим собой.


II. Часть - «На пороге взросления»

Цели, задачи: показать детство, как процесс преобразования растущего человека, где рядом с ребенком, на пути взросления, находятся люди, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт, стремящиеся сделать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.

Экспозиционный замысел раздела - это апеллирование к чувствам посетителя, к его памяти - момент волнующего, трепетного, ожидания встречи с человеком, стремящимся познать тайну детской души, науку педагогического мастерства, видящего в каждом ребенке своего учителя и воспитателя.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям. Связующим звеном вводного и первого раздела является ступенька – символический элемент «взросления» маленького человека.

«Начальная школа. Первое сентября. 1-й класс» - звонит первый звонок. Какой учащийся не мечтал оказаться на месте счастливчика, оказавшегося «избранным». Учительница первая моя… строгая или добрая? Веселая или сердитая? Реальные фотографии учителей «спрятаны» за портретами, изображенными первоклашками. По представлению детей, можно догадаться о каком учителе идет речь, и тут же познакомиться с реальным человеком – прототипом детского героя.

В этой части выставки важно не только просмотреть информацию, но и стать самому участником событий: собрать пазлы, присесть на скамеечку, взять со шкафчика альбом и полистать, и вспомнить…А можно взять в руки желаемый колокольчик и осуществить свою давнюю мечту.

Предметная основа: фотографии первых учителей, школьная форма с белым фартучком, школьный звонок, детские сочинения и рисунки на тему «Моя учительница», воспоминания выпускников о первом школьном празднике, альбомы, освещающие жизнь начальной школы.

Интерактивные кубики – стилизованная детская азбука с познавательной информацией: фотографиями ребят, отучившихся в школе с первого по одиннадцатый класс, текстовками, отражающими деятельность учреждения на протяжении 20 лет. С помощью кубиков можно моделировать «картинки» прошлое-настоящее, прошлое-будущее и т.д.


III. Часть «Уроки творчества».

Я. - Откуда берется

Звук флейты?

Учитель. – Из воздуха.

Я. – Но ведь я все время в нем –

и ничего.

Учитель. – А ты найди

свое место, и

воздух удивится, что

ты есть.


Цели, задачи: Представить школу - как процесс взросления ребенка, как жизнь человека, переходящую из одного качественного состояния в другое, более высокое.

Наличие наглядного материала, аттрактивных предметов позволяет развить интерес у посетителя к деятельности школы - месту, где зримо соединены прошлое, настоящее и будущее, творцами, которых, являются люди и время, где в центре всей учебно - воспитательной работы стоит ребенок – его личность, его внутренний мир, его инстинктивное влечение к прекрасному.

Экспозиционное решение: Разделы соединяет интерактивная дорожка, по которой посетитель должен пройти. Идти по ней трудно, но увлекательно. Впереди - образовательный школьный лабиринт, в котором можно со входа начать игру и перемещаясь по коридорам и классам закончить ее у школьного выхода. Школьная дверь, на которой висит табличка - приглашение совершить веселое увлекательное экскурсионное путешествие по школе, не выходя за пределы музея. Указатели «предметных кабинетов» и задания, находящиеся внутри каждого мини-раздела, позволяют задать поиск – движение по виртуальному маршруту, где встречаются и педагоги, и учащиеся, и наполняющие пространство школы «говорящие» предметы.

Своеобразным «уроком творчеств является школьная доска с обращением к посетителю «Напиши, что ты думаешь о своей школе» или «Изобрази лицо своей школы» (посетитель может сесть за стол и нарисовать «лицо школы» и прикрепить к доске).

Основная текстовка раздела:

Я. - Позвольте, если это творчество, причем тут уроки? Учитель. – «Все, что зовет вверх – учитель, - так говорят на Востоке. Ведь возможно «научить смыслу свободно творящей жизни», открыть себя, познакомиться с самим собой, с тем, кого ты еще не знал раньше, и опять же соединить несоединимое в самом себе. Проведение «уроков творчества» – это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единение чувства и разума.


IV. Часть «Урок физического совершенствования личности».

Текст о физическом совершенствовании личности

Статистические данные, фотографии спортивных достижений, информация о культивируемых видах спорта, фото-сюжеты демонстрируют возникновение и динамику развития спортивной жизни школы. Спортивные награды, вымпелы, кубки спортивный инвентарь являются предметной демонстрацией этого развития.

V. Часть «И, вспоминая прошлое, опять приходишь к старой школьной двери».

Цель, задачи: «Погрузить» взрослого посетителя – бывшего школьника в воспоминания о недавнем прошлом, о людях с которыми так или иначе пришлось соприкоснуться; дать возможность узнать что-то новое о своем городе, о школе, сравнить…

Экспозиционное решение: История школы, представлена в хронологической последовательности в виде возрастающей кривой, на которой обозначены года 1982-2012 и размещены карманы для вкладышей – планшеток, на которых отражены значимые события школы (можно взять в руки и разместить на графике в хронологической последовательности). График располагается в объемном пространстве на фоне фото-коллажа, отражающего школьные будни. Здесь же мы попытались использовать прием старого сборника: заглянуть в мир мыслей знакомых людей (Учителей), попытаться угадать, почувствовать по ним жизнь и характер школы, поэтому в фото-коллаж вписаны воспоминания, размышления учителей. Посетитель сам становится участником событий, дополняя событийный ряд и выполняя на выставке определенные задания: принеси, дополни, размести, напиши и т.д. Введение интерактивных элементов позволит значительно увеличить эмоциональное воздействие и творческую активность в ситуации «посетитель - участник».

Фотоизображение молодого человека, спешащего куда-то…(изображение слегка размытое, что создает эффект «движения») с надписью: «Учитель. - Прислушайся к себе. Это, наверное, первый серьезный выбор в твоей жизни, и от этого зависит твой дальнейший путь, твоя дорога, по которой тебе идти» является переходным элементом к подразделу «Выпускники», где собраны визитки выпускников МАОУ СОШ №2 УИИЯ, работающих на предприятиях города с информацией о времени окончания школы, месте работы и должности. Интерактивный момент «Оставь информацию о себе: какую школу окончил ты, где учишься или кем работаешь» позволит непосредственно на экспозиции провести поисковую работу и собрать дополнительную информацию о выпускниках школ.

Визуальный ряд дополняют «картинки из прошлого»: школьная парта старого образца, выполняющая функцию витрины, за которую можно присесть, прочесть текстовки, просмотреть фотографии; когда-то узаконенная школьная форма, изображение строящейся в поселке первой школы; фотографии людей: строителей, школьников, учителей. На запотевшем окне кто-то играет в крестики-нолики…

«Погружение в прошлое» для посетителя своего рода игра, и мы поддерживаем этот игровой характер, создавая ситуацию «А помнишь ли ты…?!». Использование видеосюжетов, раскрывающих историю школы, является основным элементом в этой игре. Ученический портфель, из которого выглядывают школьные предметы: тетради, линейки, книги, ручки и т.д. – интерактивный мини-раздел, своеобразная переменка, позволяющая посетителю расслабиться и в то же время в игровой форме расширить свои познания о школьных атрибутах.

Из «Путешествия в прошлое» посетитель выходит чуть-чуть другим: что-то воспринимает по-новому, что-то видит другими глазами. В процессе игры обостряются чувства, воспоминания, появляется возможность сравнивать свои ощущения учащегося и бывшего школьника.

Предметный ряд: компьютер, ранец, коллекции школьных предметов: тетради, учебники, документы школьного самоуправления, объяснительные записки, детские сочинения, спортивные атрибуты, школьная парта старого образца, школьная форма, фотографии строителей, школьников, учителей, газета «Пионерская правда», пионерские и комсомольские атрибуты, журналы, значки, знамена и вымпелы, информация о первых учителях, директоре, воспоминания учителей о строительстве школы и первых годах, фотографии первого школьного выпуска и др.


V. Часть «Эпилог» - заключительный этап выставки, где становится ясно: то, что только что происходило, когда-то заканчивается. Наступает время, когда нужно делать выводы: кто Я, какой Я, способен ли Я быть ответственным за другого, зачем Я пришел на эту землю, что Я сделаю своей сущностью из того, что создано человечеством, и что Я оставлю после себя. Какую роль в становлении личности сыграл или играет мой Учитель.


Учитель. - Да, урок заканчивается. У тебя будет еще очень много уроков.

Это начало…

Я. - …И продолжение меня.

Я уверен, что есть дорога, которая грустит по мне.

Быть может, она длиною

В один шаг,

Но все равно

Это моя дорога.


Ведущие текстовки:

Текст: Учитель проходит через всю нашу историю. Учительство представляет собой основу человеческой культуры, без которой она практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области нашего труда, творчества, образования обязательно присутствует Учитель.

Текст: Добрый вечер, мой старый письменный стол! Каждый раз, расставаясь с детьми, я спешил к тебе, чтобы осмыслить события прожитого дня и создать в своем воображении день предстоящий. Наклонившись над тобой и погрузившись в груду тетрадей и рисунков, которые лежат на твоих плоских плечах, я составлял упражнения и задания для своих школьников, разыгрывал в своем воображении проект педагогического дня. День становится педагогическим не тогда, когда он несет воспитателя, как несет река щепку, а тогда, когда сам воспитатель управляет им так же, как управляет лодкой человек, плывущий по реке к цели. А река эта – жизнь.


Текст: Начальная школа. Первое сентября. 1–й класс. Звонит первый звонок. Кокой учащийся не мечтал оказаться на месте счастливчика, оказавшегося «избранным»…

Момент волнующего, трепетного, ожидания встречи с человеком, стремящемся познать тайну детской души, науку педагогического мастерства, видящегося в каждом ребенке своего учителя и воспитателя. Учительница первая моя… строгая или добрая? Веселая или сердитая? Сегодня ты можешь взять в руки колокольчик и вспомнить свой день - первое сентября. Не забудь свои воспоминания оставить на бумаге и принести в школьный музей.


Текст: Я. Юный, не определившийся, не знающий, кем буду в жизни. Я ищу свой путь, настойчиво проверяю на прочность каждую известную истину.

Я. Взрослый, опытный Учитель, который находится рядом с юными и ищущими.

Вот два вектора нашей жизни. Будут ли они направлены в нужном направлении? От этого зависит многое. Вот векторы движутся навстречу друг другу.

Учитель дает знания, направляет, корректирует, подсказывает, вдохновляет к самообразованию, самопознанию, самоизменению.

Ученик слушает, вникает, спорит, не соглашается, ищет, находит и не находит то, что искал, но упрямо идет вперед, к самосовершенствованию. Он не похож на потерявшийся, унесенный ветром в неизвестном направлении осенний листок. Ученик – бутон, который непременно раскроется, потому что рядом с ним трудолюбивый и терпеливый, любящий свое дело Садовник – Учитель.


Текст: Основные вехи истории МАОУ СОШ №2 УИИЯ

Осень 1978 год. Работники Ноябрьского газопромыслового управления по добыче и транспортировке газа приступили к строительству в Ноябрьске средней школы №2;

15 августа 1979 год. Издан приказ о назначении первого директора СШ №2 Пухнаревич В.И. Состоялось открытие школы;

1989 год. Присвоен статус школы с углубленным изучением иностранного языка;

1991 год. На должность директора педагогический коллектив школы №2 избрал Гноевого В.М;

1993 год. Сформирован Центр воспитательной работы;

1994 год. Введен второй иностранный язык - немецкий;

1996 год. Принято решение о строительстве пристроя к существующему зданию школы. Создано детское объединение «Воробей». Началась работа по программе реабилитации здоровья детей г.Ноябрьска и Ноябрьского региона «Здоровье с детства». Появился школьный театр «Пигмалион». Создано ученическое самоуправление «Школьная дума»;

1997 год. Разработан проект нового корпуса школы с учебным и реабилитационным блоками. В штатное расписание введены ставки медицинских работников;

1998 год. Началось строительство пристроя к основному зданию школы. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом конкурса «Школа года – 98»;

1999 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом конкурса «Школа года - 99»;

2000 год. Комитет по образованию администрации г.Ноябрьска определил школу №2 как базовую по выполнению раздела «Здоровье» городской Программы развития образования;

2001 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года»;

2004 год. Две экспериментальные программы объединены в одну - «Здоровье». МОУ СОШ №2 присвоен диплом первой степени в окружном конкурсе «Школа - территория здоровья». Завершено строительство нового корпуса с реабилитационным блоком;

2005 год. Состоялось открытие нового корпуса МОУ СОШ №2. Создан комплексный музей МОУ СОШ №2. Директором МОУ СОШ №2 назначен Нефедов О.Ю.. Коллектив МОУ СОШ №2 завоевал первое место в ЯНАО в конкурсе «Школа – территория здоровья»;

2006 год. Коллектив МОУ СОШ №2 стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Получен грант Президента РФ;

2007 учебный год - медаль «За вклад в развитие образования»;

2008 учебный год - школа занесена в городскую Книгу Почета «Золотой фонд образования города Ноябрьска»;

2009 учебный год - за высокие результаты инновационной деятельности школа занесена Всероссийскую книгу Почета;

2009 учебный год - Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;

2010 год  – диплом II степени окружного этапа Всероссийского конкурса «школы здоровья в Ямало-Ненецком автономном округе: содействовать здоровью – повышать качество жизни» (приказ департамента образования ЯНАО №1005 от 13.10.2010г.;

2011 год проект образовательной программы школы стал призером окружного конкурса проектов руководителей общеобразовательных учреждений «Директор – 2010».


Текст: «Едва ли возможно перечислить все профессии на земле. Со многими из них мы редко сталкиваемся, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество – учитель. Во всех народах мира слово «учитель» обозначает не только того, кто учит читать и писать, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт. Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Сначала учителей приглашали из-за рубежа. Как раз в это время народное образование начало зарождаться. Из истории известно, сколько тягот пришлось пережить учителями. Они подвергались гонениям, испытывать нужду. Но именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов в послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Благодаря учителям началось развитие национальных языков в России, в том числе письменности, литературы; сформировались нравственные нормы общения людей.

Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть жизни. А именно с учениками.

Лично я считаю, что нашим учителям сегодня совсем непросто. Их работа требует большого внимания, терпения, знаний и умений. Бывает, что дома я жалуюсь на кого-нибудь из учителей, на что родители мне отвечают: «Радуйся, что в твоей жизни есть люди, которые могут тебя чему-то научить». Конечно, ребята понимают, что облегчить работу учителям во многом могут их подопечные. Сегодня значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество».

Марина Ракина, 10 «А» класс.

Используемая литература


  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983г.

  2. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд.-М.: Роспедагенство, 1995г.



Обсуждение материала
Наталья Дулатова
24.01.2013 08:28
Уважаемая Татьяна!
Ваша работа была бы особенно интересна и полезна для педагогов дополнительного образования. Если бы Вы разместили ее в объединении ДО, ею могли бы воспользоваться больше специалистов.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос