В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Береги здоровье

Береги здоровье

Алсу Абзалиева
Тип материала: Программа
просмотров: 2849
Краткое описание
Решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно. Дать детям больше знаний о важности быть здоровым, помочь освоить  приемы саморегуляции и самооздоровления, которые ребенок может применять самостоятельно.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Береги здоровье..doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан.








Программа по внеурочной деятельности

Береги здоровье!”

Направление:Спортивно-оздоровительное.

(1-4 класс)







Абзалиева Алсу Галимулловна

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории.















Иж-Бобья.

2012 год.

Рабочая программа содержит:

Стр.

Титульный лист___________________________________________________1

Содержание_______________________________________________________2

1.Пояснительная записка__________________________________________ 3-9

2.Планируемые результаты _______________________________________9-16

2.1.Требований к знаниям и умениям ___________________________ 9-12

2.2.Перечисление качеств личности _____________________________12-16

2.3.Формы учёта знаний и умений_________________________________16

2.4.Формы подведения итогов ____________________________________16

3.Тематический план __________________________________________ 17-24

4.Содержание программы_______________________________________ 25-27

5. Приемы педагогической техники______________________________27-28

6.Список литературы _____________________________________________ 29

7.Приложение _________________________________________________30-35























Пояснительная записка.

Нормативное основание программы :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 22.10 09.
Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ.(в редакции Федерального закона 01.12.2007 № 309-ФЗ и 03.06.2011№121-ФЗ.)
Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» от 29.12.01г.. №916.
Федеральная Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений.
Концепция развития российского образования до 2010 года.
Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье».
Постановление Правительства РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 № 44.( в ред. « 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010. №189 )

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Среди учащихся первого класса, поступивших в школу в 2002 году было 40% детей с заболеваниями ЦНС, 60% детей с нарушениями осанки, 20 % детей с нарушением зрения. Таким образом, учитель в своей работе имеет дело в основном с уже с ослабленными детьми. По исследованиям врачей известно, что при обучении в школе, ухудшается состояние органов зрения, осанки, учащаются простудные заболевания, нарушается работа органов кровообращения.

Как помочь школьнику?

Чтобы сохранять здоровье сначала нужно понять, что содействует его ухудшению. Что конкретно в учебном процессе негативно влияет на состояние ученика, ухудшая его самочувствие? Выявив негативные факторы можно уже разработать конкретные меры по нейтрализации последствий. После наблюдений и исследований мы выделили несколько факторов, влияющих на снижение здоровья учеников в школе и сделали следующие выводы :

Таблица №1


Орган или функциявоздействия



Негативный фактор

Зрение


Постоянное искусственное освещение Постоянные дефекты освещения рабочего места Усталость

Осанка

Парты не соответствуют росту детей Привычка сидеть криво.

Недостаток двигательной активности

Простудные заболевания

Привычка дышать ртом

Некомфортная температура в классе
Недостаток кислорода

Заболевания центральной нервной системы

Психосоматическая реакция на проблемы взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Нарушение водно-солевого обмена.

Стрессы всех видов

Реакция на негативные взаимоотношения в классе Основная нагрузка на словесно-логический (левополушарный) тип мышления

Эксплуатация не всех сенсорных каналов при работе на уроке

Органы кровообращения

Недостаток двигательной активности

Нейропсихологические нарушения

Нарушение естественной закономерности работы познавательных процессов при освоении нового материала

Индивидуальные нейропсихологические нарушения у детей

Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления поможет решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно. На занятиях здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. освоить приемы саморегуляции и самооздоровления, которые ребенок может применять самостоятельно.

В разработке программы внеурочной деятельности я за основу использовала программы Л.А.Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»( издательство «ВАКО», Москва,2007), программу и методическое руководство для учителей начальной школы под редакцией В. Н. Касаткина «Педагогика здоровья»(Издательство «Линка-Пресс»,Москва,2007 год.).

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).


Программа рассчитана на 1 час в неделю ,

в год в1 классе 33 часа, во 2 классе 34 часа, в 3 классе 34 часа , в 4 классе 34часа Всего 135 часа за весь период.

Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников .

ЦЕЛИ программы:

  • знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира- с самим собой;

  • осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением ,но жизненно важных для становления его личности. Это- строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми;

  • сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

  • выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;

  • научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи;

  • воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья;

  • максимальное приближение в восприятии ребёнка ситуации игры(тренинга, урока) к реальной ситуации на улице(дороге),

  • помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она не возникла.

Основными задачами программы являются.

  • научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

  • показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного,

  • научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками;

  • научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

  • познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Актуальность физкультурно-оздоровительной работы сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном

процессе технологий спортивно-оздоровительного направления, методы

сохранения здоровья школьников определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают программу формирования и укрепления здоровья школьников в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения в области сохранения здоровья в будущем мамы и каждого папы ,которые воспитают здоровых детей – членов духовно и физически здорового общества.

Межпредметная связь.

Программа тесно связана с преподаванием предметов «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Изобразительное искусство», «Труд», «Физическое воспитание», « Русский язык» , «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Предполагаемый результат:

  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

  • Развитие физического потенциала школьников.

  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

Принципы реализации программы:

-Принцип ненанесения вреда.

-Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обу­чающихся.

-Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогиче­ских воздействий.

-Принцип приоритета активных методов обучения.

-Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

-Принцип отсроченного результата.

-Принцип контроля за результатами.
- Принцип реализации идеи сотрудничества учащихся, учителей, родителей по сохранению ЗОЖ.

-Принцип преемственности.

-Принцип дифференциации по интересам, способностям детей .

-Принцип природосообразности.

-Принцип культуросообразности.

Этапы реализации программы:

- подготовительно-организационный ( 1 класс.)
- основной : теоретический и практический(2-3 класс.)
- заключительный: итоговое анкетирование, защита проектных работ (4 класс.)

Рекомендуемые формы реализации программы:

- игры и изучение комплексов упражнений в спортивном зале и на спортплощадке на свежем воздухе, беседы о ЗОЖ, библиотечные уроки здоровья, участие в оздоровительных процедурах, проведение спортивных турниров, круглых столов, экскурсий, праздников, оздоровительных акций, разработка и участие в исследовательских и творческих проектах.


В рамках указанной программы можно выделить ещё и следующие приёмы и методы для организации внеурочной деятельности:

  • релаксация или релаксационные упражнения – упражнения на расслабление. Релаксация позволяет снимать мышечное напряжение, усталость;

  • утренняя гимнастика до занятий.

  • физкультминутки или упражнения-энергизаторы.

  • гимнастика для глаз. Путем специальных упражнений учитель своевременно предупреждает утомляемость глаз учащихся, занимается профилактикой нарушения и ухудшения зрения;

  • мозговая гимнастика. Проведения данного вида гимнастики позволяет обучающимся активизировать деятельность головного мозга;

  • самомассаж. Применение приемов массажа ладоней, точечного массажа лица;

  • минутки здоровья или валеологические минутки. Это небольшие беседы с использованием стихов, пословиц, загадок, а также обращение к жизненному опыту учащихся;

  • профилактика нарушения осанки.

  • психологический настрой

  • К данному приему можно отнести и создание ситуаций успеха в качестве элемента психологической комфортности;

  • Личностно- ориентированный подход;


Участники программы:

  1. Учащиеся начальной школы ( 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).

  2. Классные руководители.

  3. Фельдшер, закрепленный за школой.

  4. Родители.


Методы контроля за реализацией программы:

  • проведение заседаний методического совета школы;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в классе (в школе).


Основные направления программы:

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

-введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

-обеспечение двигательной активности детей;

-организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;

-пропаганда здорового образа жизни ( познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни );

-широкое привлечение учащихся к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.


Реализация в учебно–воспитательном процессе приёмов и подходов программы позволит:

  1. Снизить уровень тревожности ученика.

  2. Повысить психологическую комфортность и мотивацию обучения.

  3. Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.

  4. Преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока.

  5. Создать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.

  6. Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.

Чтобы качественно построить внеурочную деятельность педагогу необходимо иметь:

1) ТСО (магнитофон, компьютер и др.);

2) кассету или диск с записью музыки;

3) релаксационные техники и физкультминутки;

4) рисунки, картины, изображения природы;

5) траектории и упражнения для глаз;

6) содержание валеологических бесед;

7) приемы самомассажа;

8) приемы психологического настроя;

9) упражнения для мозговой гимнастики;

10) упражнения, формирующие осанку.


Реализация программы внеурочной деятельности позволит:


  1. Снизить уровень тревожности ученика.

  2. Повысить психологическую комфортность и мотивацию обучения.

  3. Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.

4.Создавать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.

5.Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.


Программа предусматривает достижение

3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни , о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, двигательной активности и оптимального режима дня; формирование ценностного отношения к здоровью как условию активной и успешной жизни.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- части своего тела и их функции; названия важнейших органов человека и их предназначения;

- на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания;

- о различии вкусовых предпочтений у людей и как это сказывается на выборе пищи;

- традиции русской кухни и её «этику»;

- о вреде переедания;

-этапы выработки, хранения и рассортировки продуктов питания;

- правила хранения основных продуктов в домашних условиях;

- наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи и начальные правила этикета;

- строение полости рта, зубов и их функции;

Учащиеся должны уметь:

- что такое пассивное курение и как его избежать;

- что алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов – это трудноизлечимые болезни.

- давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы из выражения с помощью жестов, мимики, позы;

- определять симптомы перенасыщения;

- по простейшим рецептам приготовить пищу;

- правильно обращаться с лекарствами.


Результаты второго уровня(2-3 класс) получение в условиях детского коллектива эмоционального опыта и позитивного отношения к базовым ценностям общества , в том числе и к собственному здоровью и здоровью окружающих, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в процессе практического подтверждения приобретенных знаний на первом уровне результатов, формирование потребности в систематических занятиях спортом, регулярном участии в групповых и массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- о значении звуков, зрения, обоняния и т.д. в жизни человека и их влияния на организм;

- роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения;

- какие продукты полезны для сердца, а какие нет, и почему;

- основные типы упаковки, ее влияние на качество продуктов;

- традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде;

- о существовании лекарственных и ядовитых растений, их пользе и возможном вреде;

- основные дорожные «ловушки»;

- номера телефонов служб экстренной помощи;

- о травмах, связанных с ожогами.

Учащиеся должны уметь:

- различать свои ощущения (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.) и их называть, соблюдать правила личной гигиены, внимательно относиться к людям с нарушениями зрения, слуха;

- обращать внимание на способности своих друзей, радоваться успехам других;

- соблюдать социальные нормы поведения;

- правильно пережевывать и глотать пищу, соблюдать чистоту ротовой полости;

- обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, пользуясь данными на упаковках;

- определять качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях;

- обращаться с незнакомыми растениями и плодами

- вызывать службы экстренной помощи;

- обращаться за помощью или звать на помощь при возникновении экстремальной ситуации;

- предупреждать дальнейшее развитие опасных для здоровья событий путем выхода из сложившихся обстоятельств;

- оказывать первую помощь при ожогах.


К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- что хотя вкусы у всех людей разные, это их не разъединяет;

- о взаимосвязи питания и эмоционального состояния;

- правила домашней диеты, несоблюдение которых отрицательно сказывается на желудке;

- наиболее распространенные продукты-аллергены;

- какие продукты способствуют образованию кариеса и как можно уменьшить вредное действие углеводов на зубы;

- о роли фтора в профилактике кариеса;

- чем может грозить передозировка лекарств, о вредных последствиях воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека;

- способы тушения огня;

- средства спасения утопающего на воде в теплое и зимнее время года, а также последовательность действий при спасении;

- особенности пешей и лыжной переправы по льду;

- о причинах возникновения бытовых травм.

Учащиеся должны уметь:

- осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы;

- позитивно относиться к себе, сопереживать другим – сочувствовать их неприятностям и радоваться успехам;

- применять знания при соблюдении принципов разнообразного питания;

- составлять меню с учетом основных правил домашней диеты;

- находить на упаковке следующие данные: название, дату производства, срок хранения, ингредиенты и питательную ценность веществ, входящих в состав продуктов;

- следовать усложненному рецепту;

- прогнозировать развитие ситуации на дороге;

- выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара;

- предупреждать бытовые травмы и оказывать доврачебную помощь при порезах,

синяках, занозах, носовом кровотечении.


Третий уровень результатов (4 класс)-получение школьниками самостоятельного общественного действия, а именно соблюдение правил и норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья не только на индивидуальном уровне , но и вовлечение в сферу спортивно-оздоровительного образа жизни и ближайшего окружения (семью, друзей, одноклассников, соседей и т.д.)Получить опыт самостоятельного социального действия младшие школьники могут, участвуя в организации и проведении, например, турнира семейных команд «Спортивная семья», в реализации социальных проектов.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:

- симптомы отравления, способы его предупреждения;

- различные способы постороннего влияния на человека;

- как отключить электроприбор;

- способы тушения одежды на человеке;

- способы спасения утопающих в разное время года и правила безопасности на воде.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать помощь при пищевом отравлении;

- свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления;

- делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей;

- знакомиться, слушать, убеждать, преодолевать недопонимание;

- отстаивать собственное мнение, противостоять давлению со стороны;

- соблюдать правила обхода транспорта;

- переходить улицы различных типов, перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых;

- выполнять последовательные действия по само спасению при возникновении пожара в помещении;

- оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях.

Формирование универсальных учебных действий

К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.

Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Ученик получит возможность для формирования:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.


Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.


Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника.


К концу 2 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные - умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Познавательные - сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.


Коммуникативные - умение слушать собеседника.


Ученик получит возможность для формирования:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Регулятивные - действия целеполагания, планирования, контроля.


Познавательные - сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации);

анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); синтез (составление целого из частей);

кодирование/ замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

декодирование/ считывание информации;

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.


Коммуникативные - ориентация на партнера по общению,

согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.


К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации; умение использовать наглядные модели для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.


Ученик получит возможность для формирования:

Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.


Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи ;подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.


Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения;

обосновывать и доказывать собственное мнение.


К концу 4 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.


Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.


Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.


Коммуникативные умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.


Ученик получит возможность для формирования:

Личностные - профессиональное, жизненное самоопределение.


Регулятивные целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:

преодоление импульсивности, непроизвольности;

волевая саморегуляция.


Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

анализ объектов с целью выделения признаков;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия

относительно общей схемы деятельности.


Рекомендуемые критерии оценивания

-правильность/ разумность и обоснованность ответа;

-грамотность речи.


Виды контроля:

- вводный мониторинг

- Контрольные тестирования;

- Вопросы итогового контроля;

- Решение тематических задач;

- КВНы;

- конкурсы;

- защита проектных работ.


Формы подведения итогов.

- Обобщающий урок-праздник совместно с родителями.

- Защита проектных работ.
















Таблица №2

Тематическое планирование программы

Береги здоровье ”.

1класс.

п/п

Раздел и

общее количество часов


Тема

Количество часов

Дата проведения

Теоритичес-кие занятия

Практичес-кие занятия



план

факт.

1

2

3

4

I.Самопознание через чувство и образ.




Я познаю себя.

6




2


2


5

Мы все похожие и мы все разные.


0,5


0,5





6

Человек в мире людей

0,5

0,5



7

II.Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

10



0,5

0,5

8

Пищеворение.Как это происходит.

0,5

0,5



9

10

Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма


1


1



11

12

Питание и инди-видуальное здоровье.


1


1



13

14

Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания.


1


1



15

16

Приготовление пищи.


1


1



17

III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь.

Зачем человеку нужен рот и что в нём находится

5



0,5

0,5

18

Правила ухода за зубами .

0,5

0,5



19

Как правильно чистить зубы

0,5

0,5



20

Здоровое питание –здоровые зубы

0,5

0,5



21

Как нужно беречь зубы.

0,5

0,5



22

IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами

Лекарственные препараты.

4



0,5

0,5

23

Табак

0,5

0,5



24

Алкоголизм.

0,5

0,5



25

Наркотические и токсические вещества


0,5


0,5



26

27

28

V.Безопасность детей на дорогах.

Что мешает видеть проезжую часть улицы.

7



1

2

29

30

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы.

1

1



31

Загадки “пустынной улицы”.Двор тоже улица.

0,5

0,5



32

33

Опасность на “ос-тровке безопасности.”

1

1




Итого 33






































Таблица №3

Тематическое планирование программы

Береги здоровье ”.

2класс.

п/п

Раздел и

общее количество часов


Тема

Количество часов

Дата проведения

Теоритичес-кие занятия

Практичес-кие занятия



план

факт.

1

2

3

4

I.Самопознание через чувство и образ.




Я познаю себя.

8




2


2


5

6

Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других.


1


1



7

8

Человек в мире людей


1


1




9

II.Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

8



0,5

0,5

10

Пищеворение.Как это происходит.

0,5

0,5




11

Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма


0,5


0,5




12

Питание и инди-видуальное здоровье.


0,5


0,5



13

14

Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания.


1


1



15

16

Приготовление пищи.


1


1




17

III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь.

Здоровые зубы –здоровый организм.

5



0,5

0,5

18

Строение зубов.

0,5

0,5



19

Кариес

0,5

0,5



20

Прикус и его анамалии.

0,5

0,5



21

Чистка зубов.

0,5

0,5




22

IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами

Лекарственные препараты.

4



0,5

0,5

23

Табак

0,5

0,5



24

Алкоголизм.

0,5

0,5



25

Наркотические и токсические вещества

0,5

0,5




26

27


V.Безопасность детей на дорогах.


Переход улиц.

5




1


1

28


Пешеходный переход.

0,5

0,5



29

Ловушки” на углу перекрёстка.

0,5

0,5



30

Я-пешеход.

0,5

0,5




31

VI.Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации .Модели поведения.

4



0,5

0,5


32

Как звать на помощь в экстремальной ситуации


0,5


0,5




33

Как выйти из экстремальной ситуации.


0,5


0,5



34

Травмы

0,5

0,5




Итого:34 часа




































Таблица №4

Тематическое планирование программы

Береги здоровье ”.

3класс.

п/п

Раздел и

общее количество часов


Тема

Количество часов

Дата проведения

Теоритичес-кие занятия

Практичес-кие занятия



план

факт.

1

2

3


I.Самопознание через чувство и образ.




Я познаю себя.

7




1


2

4

5


Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других.


1


1



6

7


Человек в мире людей


1


1




8

II.Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

8



0,5

0,5

9

Пищеворение.Как это происходит.

0,5

0,5




10

Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма


0,5


0,5



11

12

Питание и инди-видуальное здоровье.


1


1




13


Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания.


0,5


0,5



14

15

Приготовление пищи.


1


1




16

III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь.


Заболевание дёсен

5



0,5

0,5

17

Питание

0,5

0,5



18

Как фтор укрепляет зубы.

0,5

0,5



19

Посещение стоматолога

0,5

0,5



20

Бережное отношение к зубам.

0,5

0,5




21

IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами

Лекарственные препараты.

4



0,5

0,5

22

Табак

0,5

0,5



23

Алкоголизм.

0,5

0,5



24

Наркотические и токсические вещества

0,5

0,5




25


V.Безопасность детей на дорогах.

Что мешает видеть проезжую часть улицы.

5



0,5

0,5


26

Опасность на «островке безопасности»


0,5


0,5



27


Переход улиц.

0,5

0,5



28

Ловушки” на углу перекрёстка.

0,5

0,5



29

Я-пешеход.

0,5

0,5




30

VI.Поведение в экстремальных ситуациях

Поведение при пожаре.

5



0,5

0,5


31

Поведение при встрече с незнакомым человеком.


0,5


0,5




32

Как выйти из экстремальной ситуации.


0,5


0,5




33

Поведение при возникновеннии экстремальной ситуации на воде.


0,5


0,5



34

Травмы

1

1




Итого:34 часа



























Таблица №5

Тематическое планирование программы

Береги здоровье ”.

4 класс.

п/п

Раздел и

общее количество часов


Тема

Количество часов

Дата проведения

Теоритичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

план

факт.




1



I.Самопознание через чувство и образ.




Я познаю себя.

7




0,5


0,5

2

3


Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других.


1


1



4

5

Человек в мире людей


1


1



6

7

Обобщающий урок-праздник совместно с родителями


1


1




8

II.Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

8



0,5

0,5

9

Пищеворение.Как это происходит.

0,5

0,5




10

Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма


0,5


0,5



11

12

Питание и инди-видуальное здоровье.


1


1




13

14


Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания.


1


1



15

Приготовление пищи.


0,5


0,5





III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь.


Заболевание дёсен







Питание






Как фтор укрепляет зубы.






Посещение стоматолога






Бережное отношение к зубам.







16

17

18

19

IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами


Уроки “навыков жизни”

4




1


3


20


V.Безопасность детей на дорогах.

Что мешает видеть проезжую часть улицы.

9



0,5

0,5


21

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы


0,5


0,5




22

Загадки «пустын-ной улицы». Двор тоже улица.


0,5


0,5




23

Опасность на «островке безопасности»


0,5


0,5



24

25

Переход улиц.

1

1



26

Пешеходный переход

0,5

0,5



27

Ловушки” на углу перекрёстка.

0,5

0,5



28

Я-пешеход.

0,5

0,5




29

VI.Поведение в экстремальных ситуациях

Поведение при пожаре.

6



0,5

0,5


30

Поведение при встрече с незнакомым человеком.


0,5


0,5




31

Поведение при возникновеннии экстремальной ситуации на воде.


0,5


0,5



32

33

Травмы

1

1




34

Оказание первой медицинской помощи


0,5


0,5





Итого:34 часа





















Таблица №6

Содержание программы.

Класс

:Раздел

Содержание программы

1

Самопознание через чувство и образ.

Части тела их функции.Важнейшие органы человека.Способы выражения эмоциональных состояний спомощью жестов,мимики,позы.Правила личной гигиены.Позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела(инвалидам).

Подвижные игры,обсуждение ситуаций,рисо-вание.

Школа здорового питания

Группы продуктов питания.Вкусовые предпочтения у людей,выбор пищи.Этапы прцесса пищеварения и возможные “опасности на каждом из них. Роль основных питательных веществ для здорового развития организма. Традиции татарской кухни.О вреде переедания.Соблюдение режима питания. Правила хранения продуктов в домашних условиях.Умение по простейшим рецептам приготовить пищу.

Игры, практиеские занятия,рисование, разучивание сценок.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Строение полости рта,зубов, и их функции;регулярный и правильный уход за зубами,правила гигиены полости рта.Значимость питания для сохранения здоровья зубов.

Игры,практическая работа,сюжетно-ролевые игры ,беседы, просмотр видеофильма.

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Правильное обращение с лекарствами.Пассивное курение и как его избежать.Алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов.

Обсуждение ситуаций,подвижные игры, тестирование, ответы на вопросы,рисование, сбор лекарственных трав, приготовление фиточая.

Безопасность детей на дорогах

Движения транспорта и пешеходов.Научиться смотреть и слушать улицу.Транспортные и бытовые привычки.Навыки переключения с бытовых привычек на транспортные.

Игры,рисование,викторина,конкурсы.

2

Самопознание через чувство и образ.

Значение звуков,обаяния,зрения и т.д.Правила личной гигиены.Внимателное отношение к людям с нарушениями зрения ,слуха;Умение обращать внимание на способности своих друзей,радоваться успехам других,соблюдать социальные нормы поведения.

Игры на свежем воздухе,обсуждение ситуаций,рисование.

Школа здорового питания


Правильно пережёвывать и глотать пищу.Чистота ротовой полости.Недоброкачественные продукты.Умение определять качество продуктов.

Традиции русской кухни.Современные предпочтения в еде.

Игры,практическая работа,рисование, сервировка стола к завтраку.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Закрепление изученного. Причины и стадии развития кариеса.Виды прикуса.Чистка зубов щеткой.

Сюжетно-ролевые игры,рисование,игры,встреча с фельдшером,защита рекламных рисунков.

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Лекарственные и ядовитые растения,их польза и вред;Курение –это болезнь.Рядом опасный человек.

Обсуждение ситуаций,тестироване,рисование,

просмотр видеозаписи,инцинировки.


Безопасность детей на дорогах.

Дорожные “ловушки”.Уметь правильно переходить через улицы разных типов.Сложность движения на перекрёстке.

Игры,рисование,конкурсы,настольные тематические игры.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Три модели поведения в экстремальных ситуациях:”зови на помощь”,”уходи из ситуации”,”принимай меры по самоспасению”. Номера телефонов служб экстренной помощи.Умение обращаться за помощью.Травмы,связанные с ожогами.Первая помощь при травмах.

Игры,рисование,практическая работа,обсуждение ситуаций.

3

Самопознание через чувство и образ.

Отрицательные и положительные эмоции.Уметь осознавать свои эмоции,выражать их при помощи слов,мимики,жестов,позы.Регулирование своих эмоций.Сопереживание,сочувствие.

Игры,рисование,поездка в Ледовый дворец , на стадион.

Школа здорового питания

Взаимосвязь питания и эмоционального состояния, самочувствия.Правила домашней диеты.Вегетарианская диета.Продукты-аллергены;питательные вещества.Усложненные рецепты.

Практические занятия, игры, рисование, тесты.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Строение ппародонта,уход за дёснами.Вредное действие углеводов на зубы.Роль фтора в профилактике кариеса.Правила гигиены полости рта.

Игры,рисование,тесты,защита проектных работ,защита плакатов.

Профилактика аддиктивного поведения

Чем грозит передозировка лекарств?Последствия воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека.Восприимчивость к наркотическим веществам. Путь к зависимости может быть очень коротким.

Игры, рисование, просмотр видеофильмов, обсуждение ситуаций,занятие совместно с родителями.

Безопасность детей на дорогах.

Основные дорожные “ловушки”.Правила обхода транспорта.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.Умение прогнозировать развития ситуации на дороге. Навык “сопротивления” волнению,спешке.

Игры,рисование,практическая работа, экскурсия в город.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Способы тушения огня,эвакуация из помещения при возникновении пожара.Средства спасения утопающего в воде,последовательность действий при спасении.Особенности пешей и лыжной переправы по льду.

Причина возникновения бытовых травм. Доврачебная помощь при порезах,синяках,занозах,носовом кровотечении.

Практические занятия,игры,рисование, экскурсия на природу,встреча с пожарниками.

4

Самопознание через чувство и образ.

Внешние проявления внутренней культуры.Создавать свой положительный образ.Правила поведения.

Обсуждение ситуаций,игры на свежем воздухе,рисование.

Школа здорового питания.

Привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания.Правила здорового питания.Симптомы отравления,способы его предупреждения,организация первой помощи при отравлении.Информация на упаковке продукта.Умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей.Татарская молочная кухня.

Практические занятия, игры,защита рефератов.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Важность питания для сохранения здоровых зубов.Необходимость регулярного посещения стоматолога.

Игры,сценки,рисование,выступление перед воспитанниками детского сада.

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Правильность общения-умение знакомиться,слушать, убеждать,преодолевать недопонимание; умение отстаивать собственное мнение,противостоять давлению со стороны.Умение отказывать.

Исследовательская работа “Лекарственные травы нашей местности.”

Обсуждение ситуаций,игры,рисование,решение задач.

Безопасность детей на дорогах.

Основные дорожные “ловушки”.Правила обхода транспорта.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.Умение прогнозировать развития ситуации на дороге. Навык “сопротивления” волнению,спешке.

Закрепление знаний ,умений,на-выков.Игры,КВН,конкурсы,рисование.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Как отключить электроприборы.Способы тушения одежды на человеке.Доврачебная помрщь при укусах собак,насекомых;при попадании насекомого в ухо,при повреждении и инфицировании глаз,при отравлениях.

Решение задач, встреча с фельдшером ,игры,праздник,проектная работа.

Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

  2. Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

  3. Отсроченная отгадка: в начале занятия учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.

  4. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

  5. Лови ошибку!:

а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

  1. Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

  2. Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

  3. Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на занятии материалу.

  4. Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

  5. Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.

  6. Опрос-итог: в конце занятия учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

  7. Обсуждаем задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, чтобы новый материал был качественно закреплен.

  8. Три уровня задания: учитель одновременно задает задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).

  9. Задание массивом: любой из уровней задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).

  10. Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое задание, например, по разработке дидактических материалов.

  11. Необычная обычность: учитель дает задание необычным способом.

  12. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.

  13. Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

  1. Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

  2. Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

  1. Театрализация: разыгрывается сценка на определённую тему.

  2. «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает ,например, дорожный знак. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».

В заключении я хочу высказать мнение о том, что правильная организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления может существенно н положительно влиять на укрепление и развитие здоровья учащихся. Я считаю , что нужно так формировать воспитательные программы, что выпускник школы будет обладать навыками управления здоровьем и собственной жизнью. Так, что ребёнок после завершения образовательного учреждения имел более качественное Здоровье, чем при поступлении в нее. Здоровье, я понимаю , как Высокое Качество Жизни, то есть Здоровье - гармоничное единство физического, функционального, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного благополучия.

Литература:

Для учителя.

  1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 2005.

  2. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — Сергиев Посад, 2004.

  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005.

  4. Баранов АА. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. — 2009.

  5. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М, 2004.

  6. Кучма В.Р. Школа — друг? Не всегда // Медицинская газета. — 20.04.2005.

  7. Матвеева Н.А. и др. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Нижний Новгород: Метод, указания. — Нижний Новгород, 2003.

  8. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005.

  9. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. — М.: Лист нью, 2001.

  10. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л А. Родителям XXI века: как воспитать здорового ребенка. — М.: Знание, 2008.

  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005

  12. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007..

  13. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. (1-4классы) –М.-ВАКО,2008.

  14. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.(1-5классы) - М.-ВАКО, 2007.















Приложение. Таблица №7

Факты ,наблюдения, результаты некоторых исследований.

Рекомендации . физкультминутки и упражнения.

Средняя продолжительность занятий школьников (часы).


Вид занятия

Дни недели

Начальное звено (1-4 кл)






СОН

Понедельник

9,6

Вторник

9,5

Среда

9,5

Четверг

9,5

Пятница

9,5

Суббота

10,4

Воскресенье

10,6




ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

Понедельник

1,5

Вторник

1,6

Среда

1,6

Четверг

1,6

Пятница

1,7

Суббота

2

Воскресенье

1,7




ПРОГУЛКИ

Понедельник

2

Вторник

2

Среда

2

Четверг

2

Пятница

2,2

Суббота

3

Воскресенье

3




ТЕЛЕВИЗОР

Понедельник

1,3

Вторник

1,3

Среда

1,4

Четверг

1,4

Пятница

1,2

Суббота

1,5

Воскресенье

1,6




ЧТЕНИЕ

Понедельник

0,7

Вторник

0,7

Среда

0,7

Четверг

0,7

Пятница

0,7

Суббота

0,8

Воскресенье

0,8




РАБОТА НА

КОМПЬЮТЕРЕ

Понедельник

1,9

Вторник

1,4

Среда

1,5

Четверг

1,6

Пятница

1,8

Суббота

1,9

Воскресенье

1,12

Средненедельная нагрузка (уроки + факультативы)

1,02

4,1




ИТОГИ

Общеучебная нагрузкаа (уроки + факультативы + дом. задания)

5,7

Общая статистическая нагрузка

6,7 – 10,7


Таблица №8

Физическая подготовленность детей ( по классам).

Показатели в %

1 этап

2 этап

3 этап


1. Основная группа





2. Подготовительная группа





3. Специальная группа





4. Нарушение осанки





5. Нарушение зрения





6. Нарушение слуха





7. Плоскостопие





8. Не болевшие дети







Гигиеническая оценка режима дня школьника

Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Таблица №9

Примерный режим дня для учащегося начальной

Школы


Режимные моменты

Возраст учащихся (лет) и класс

7–9

10

11–12


I–III

IV

V–VI


Подъем, гимнастика, туалет

7:00

7:00

7:00


Завтрак

7:30

7:30

7:30


Дорога в школу

7:50

7:50

7:50


Занятия в школе

8:20

8:20

8:20


Дорога из школы

12:30

13:30

14:00


Обед

13:00

14:00

14:30


Послеобеденный отдых

13:30


Прогулка, спорт

14:30

14:30

15:00


Уроки

16:00

17:00

17:00


Прогулка

17:30


Ужин и свободное
время

19:00

19:30

19:30


Приготовление ко сну

20:00

20:30

20:30


Сон

20:30

21:00

21:00


При составлении режима особое внимание следует обращать на следующие параметры: время для сна, прием пищи (3–4 раза в день), время для прогулки и спорта (с 15:00 до 18:00) и другие параметры, которые необходимы для каждого человека индивидуально.

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы р е ж и м а:

1 – строгое его выполнение;

2 – недопустимость частых изменений;

3 – постепенность перехода к новому режиму;

4 – учет возрастных особенностей организма.


Рекомендации школьникам по профилактике и коррекции сколиоза:


1. Не носи больших тяжестей! Вес переносимых предметов распределяй равномерно на обе руки. Не советуем носить портфели в руке, дипломаты или сумки, а рекомендуем сумки и рюкзаки носить за спиной!

2. Обрати внимание на свою осанку на уроках при выполнении письменных работ. Наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, руки симметрично, туловище на 5-6 см от края стола. Высота сиденья равна длине голени со стопой + 2-3 см на каблук. Все суставы согнуты под прямым углом. Сиденье должно иметь спинку.

3.Избавься от любимой позы- сиденья за столом подложив ногу и т.д.

4.Регулярно выполняй следующие упражнения:

  • Представь себе, что с неба спущена проволока, которую зацепили за вашу голову и за которую вас тянут вверх. Теперь приведите свою осанку в соответствие с этой тягой. Подайте таз вперед и втяните живот, вы почувствуете, что ваша поясница стала более плоской и длинной.

  • Представьте ,что в передней поверхности шеи у вас третий глаз. Чтобы он ясно видел дорогу перед собой, вам придется поднять голову, развернуть плечи и чуть вздернуть подбородок, при этом ваша шея станет прямее и длиннее. Такая осанка пусть станет вашей привычкой.

  • Ходите, держа палку на плечах за спиной. Плечи должны быть при этом расслаблены, опущены, ни в коем случае не напряжены руки закинуты за палку, кисти рук свисают.

Полезно сидеть с палкой на плечах перед телевизором в течение 10-15 минут ежедневно.

Японский метод лечения сколиоза:

  • лягте на жесткую ровную постель лицом в вверх, обе руки сложите под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тяните к носу, пятки вперед. В этой позе раскачивайтесь, вибрируйте всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.

  • лягте опять на твердую постель, положите под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытяните вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелко­мелко потряхивайте, вибрируйте конечностями. Постепенно увеличивайте время до двух минут.

Значение комнатных цветов в жизни человека.


Несомненно комнатные растения играют огромную роль в жизни человека.
Комнатные цветы украшают любое помещение, очищают воздух от углекислого газа и пополняют его кислородом, успокаивают некоторых людей, а у некоторых наоборот поднимают тонус, бодрят. Поэтому каждый человек старается своё жилище украсить любимыми цветами.
Такие цветы, как «сансенверия», «толстянка», «фикус», «плющ» - улучшают воздух в современных помещениях, оснащённых новым строительным материалом. Они впитывают в себя токсины, тяжёлые металлы, химические пары от красок.
«Фиалка» - благотворно влияет на детский организм, она снимает агрессию, возбудимость, вспыльчивость. В помещении, где много этих цветов ребёнок чувствует себя спокойно, уравновешенно.
«Герань», «лимонник» - предотвращают многие простудные заболевания. Если вы хотите чтоб, ваш ребёнок меньше болел - поставьте в его комнате «герань» и каждое утро касайтесь её.
Комнатные растения - разные по своему энергетическому состоянию. Так, для спокойных, флегматичных детей благоприятны - фикус, монстера, кактус. Эти растения поднимут у них тонус, взбодрят их, улучшат настроение и общее состояние. А вот холерикам эти растения противопоказаны, они будут повышать у них возбудимость. Для таких ребят лучше в комнате поставить успокаивающие цветы: бегония, фиалка, лимонник, мята, глоксинья.
Вблизи компьютера рекомендуется поставить кактус, который будет поглощать отрицательную энергию в себя.
Вообще благоприятно воздействуют на всех людей - это циперус, цикламен, розмарин, лимонник, герань, традесканция, хлорофитум, толстянка.
- А как же быть, если у ребёнка аллергия на цветочную пыльцу?
- Для таких деток рекомендуется разводить нейтральные цветы, которые не приносят ни каких отрицательных эффектов. Это - хлорофитум, традесканция, папоротник, толстянка, циперус.
И в заключении, хочу сказать, что более положительного эффекта можно достичь только заботясь о цветах, разговаривая с ними, здороваясь с ними, тогда и растения отдадут вам всю свою положительную энергию.


Влияние цвета на психофизическое состояние школьников.


Удачный подбор тонов краски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. И хотя цветовые предпочтения тесно связаны с индивидуальными чертами характера, существуют общие закономерности влияния цвета на человека. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой) действует успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый) - наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зелёные, жёлтые) которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишён эмоционального воздействия. Для классных комнат нельзя рекомендовать какой-то один цвет, например в комнатах средних и старших школьников надо стремится создать деловую атмосферу, способствующую сосредоточенной работе. Дети разного возраста предпочитают различные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов - теплые тона (жёлтый, оранжевый), средних классов - оттенки зелёного, старшеклассники - холодные тона (серый, голубой).
Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся. Психологи; , специализирующиеся на вопросах воздействия цвета, рекомендуют для школьных помещений гамму цветов - от желтовато-зелёного, через жёлтый, до оранжевого. Синий и зелёный цвета также подходят для классных комнат, ориентированных на юг, особенно в южных регионах страны.
Комбинирование цвета стен и освещения в спортивном зале позволит создать различные функциональные зоны в нём, подчеркнуть легкость обстановки возле спортивных снарядов, выделить опасные зоны и т.д. Цвет спортивной одежды может стать ярким колористическим фактором, оживляющим обстановку урока физической культуры, и быть эффективным средством профилактики спортивного травматизма. Например, ярко-жёлтые майки вызывают у ребят прилив сил и бодрости, делают их движения более свободными и даже безопасными, привносят ассоциацию с желтой майкой лидера.


Упражнения для релаксации.


«Солнышко и тучка».

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться (на выдохе).

«Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

(ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы)

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(резко наклонить корпус вниз)


«Раскачивающееся дерево».

Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – голова и руки. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.

«Поза покоя»

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом с длительными паузами:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно



Береги здоровье. Абзалиева А.Г. конкурс Педагогический калейдоскоп.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров