Береги здоровье
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Программа по внеурочной деятельности
“Береги здоровье!”
Направление:Спортивно-оздоровительное.
(1-4 класс)
Абзалиева Алсу Галимулловна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории.
Иж-Бобья.
2012 год.
Рабочая программа содержит:
Стр.
Титульный лист___________________________________________________1
Содержание_______________________________________________________2
1.Пояснительная записка__________________________________________ 3-9
2.Планируемые результаты _______________________________________9-16
2.1.Требований к знаниям и умениям ___________________________ 9-12
2.2.Перечисление качеств личности _____________________________12-16
2.3.Формы учёта знаний и умений_________________________________16
2.4.Формы подведения итогов ____________________________________16
3.Тематический план __________________________________________ 17-24
4.Содержание программы_______________________________________ 25-27
5. Приемы педагогической техники______________________________27-28
6.Список литературы _____________________________________________ 29
7.Приложение _________________________________________________30-35
Пояснительная записка.
Нормативное основание программы :
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования №373 от 22.10 09.
Закон
РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ.(в
редакции Федерального закона 01.12.2007 №
309-ФЗ и 03.06.2011№121-ФЗ.)
Концепция укрепления
здоровья детского и подросткового
населения России.
Постановление
Правительства РФ «Об общероссийской
системе мониторинга состояния физического
здоровья населения, физического развития
детей, подростков и молодёжи» от
29.12.01г.. №916.
Федеральная Междисциплинарная
программа «Здоровье» для средних
образовательных учреждений.
Концепция
развития российского образования до
2010 года.
Приоритетные национальные
проекты «Образование» и
«Здоровье».
Постановление Правительства
РФ «О введении в действие
санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002
№ 44.( в ред. « 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010. №189 )
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Среди учащихся первого класса, поступивших в школу в 2002 году было 40% детей с заболеваниями ЦНС, 60% детей с нарушениями осанки, 20 % детей с нарушением зрения. Таким образом, учитель в своей работе имеет дело в основном с уже с ослабленными детьми. По исследованиям врачей известно, что при обучении в школе, ухудшается состояние органов зрения, осанки, учащаются простудные заболевания, нарушается работа органов кровообращения.
Как помочь школьнику?
Чтобы сохранять здоровье сначала нужно понять, что содействует его ухудшению. Что конкретно в учебном процессе негативно влияет на состояние ученика, ухудшая его самочувствие? Выявив негативные факторы можно уже разработать конкретные меры по нейтрализации последствий. После наблюдений и исследований мы выделили несколько факторов, влияющих на снижение здоровья учеников в школе и сделали следующие выводы :
Таблица №1
Орган или функциявоздействия |
Негативный фактор |
Зрение |
Постоянное искусственное освещение Постоянные дефекты освещения рабочего места Усталость |
Осанка |
Парты не соответствуют росту детей Привычка сидеть криво. Недостаток двигательной активности |
Простудные заболевания |
Привычка дышать ртом Некомфортная
температура в классе |
Заболевания центральной нервной системы |
Психосоматическая реакция на проблемы взаимоотношений с учителем и одноклассниками. Нарушение водно-солевого обмена. Стрессы всех видов Реакция на негативные взаимоотношения в классе Основная нагрузка на словесно-логический (левополушарный) тип мышления Эксплуатация не всех сенсорных каналов при работе на уроке |
Органы кровообращения |
Недостаток двигательной активности |
Нейропсихологические нарушения |
Нарушение естественной закономерности работы познавательных процессов при освоении нового материала Индивидуальные нейропсихологические нарушения у детей |
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления поможет решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно. На занятиях здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. освоить приемы саморегуляции и самооздоровления, которые ребенок может применять самостоятельно.
В разработке программы внеурочной деятельности я за основу использовала программы Л.А.Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»( издательство «ВАКО», Москва,2007), программу и методическое руководство для учителей начальной школы под редакцией В. Н. Касаткина «Педагогика здоровья»(Издательство «Линка-Пресс»,Москва,2007 год.).
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа рассчитана на 1 час в неделю ,
в год в1 классе 33 часа, во 2 классе 34 часа, в 3 классе 34 часа , в 4 классе 34часа Всего 135 часа за весь период.
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников .
ЦЕЛИ программы:
-
знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира- с самим собой;
-
осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением ,но жизненно важных для становления его личности. Это- строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми;
-
сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
-
выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;
-
научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи;
-
воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья;
-
максимальное приближение в восприятии ребёнка ситуации игры(тренинга, урока) к реальной ситуации на улице(дороге),
-
помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она не возникла.
Основными задачами программы являются.
-
научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
-
показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного,
-
научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками;
-
научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
-
познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий спортивно-оздоровительного направления, методы
сохранения здоровья школьников определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают программу формирования и укрепления здоровья школьников в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения в области сохранения здоровья в будущем мамы и каждого папы ,которые воспитают здоровых детей – членов духовно и физически здорового общества.
Межпредметная связь.
Программа тесно связана с преподаванием предметов «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Изобразительное искусство», «Труд», «Физическое воспитание», « Русский язык» , «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Предполагаемый результат:
-
Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
-
Развитие физического потенциала школьников.
-
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
-
Повышение приоритета здорового образа жизни.
-
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
-
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Принципы реализации программы:
-Принцип ненанесения вреда.
-Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
-Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
-Принцип приоритета активных методов обучения.
-Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
-Принцип отсроченного результата.
-Принцип
контроля за результатами.
- Принцип
реализации идеи сотрудничества учащихся,
учителей, родителей по сохранению ЗОЖ.
-Принцип преемственности.
-Принцип дифференциации по интересам, способностям детей .
-Принцип природосообразности.
-Принцип культуросообразности.
Этапы реализации программы:
- подготовительно-организационный
( 1 класс.)
- основной : теоретический и
практический(2-3 класс.)
- заключительный:
итоговое анкетирование, защита проектных
работ (4 класс.)
Рекомендуемые формы реализации программы:
- игры и изучение комплексов упражнений в спортивном зале и на спортплощадке на свежем воздухе, беседы о ЗОЖ, библиотечные уроки здоровья, участие в оздоровительных процедурах, проведение спортивных турниров, круглых столов, экскурсий, праздников, оздоровительных акций, разработка и участие в исследовательских и творческих проектах.
В рамках указанной программы можно выделить ещё и следующие приёмы и методы для организации внеурочной деятельности:
-
релаксация или релаксационные упражнения – упражнения на расслабление. Релаксация позволяет снимать мышечное напряжение, усталость;
-
утренняя гимнастика до занятий.
-
физкультминутки или упражнения-энергизаторы.
-
гимнастика для глаз. Путем специальных упражнений учитель своевременно предупреждает утомляемость глаз учащихся, занимается профилактикой нарушения и ухудшения зрения;
-
мозговая гимнастика. Проведения данного вида гимнастики позволяет обучающимся активизировать деятельность головного мозга;
-
самомассаж. Применение приемов массажа ладоней, точечного массажа лица;
-
минутки здоровья или валеологические минутки. Это небольшие беседы с использованием стихов, пословиц, загадок, а также обращение к жизненному опыту учащихся;
-
профилактика нарушения осанки.
-
психологический настрой
-
К данному приему можно отнести и создание ситуаций успеха в качестве элемента психологической комфортности;
-
Личностно- ориентированный подход;
Участники программы:
-
Учащиеся начальной школы ( 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).
-
Классные руководители.
-
Фельдшер, закрепленный за школой.
-
Родители.
Методы контроля за реализацией программы:
-
проведение заседаний методического совета школы;
-
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в классе (в школе).
Основные направления программы:
-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
-введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
-обеспечение двигательной активности детей;
-организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;
-пропаганда здорового образа жизни ( познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни );
-широкое привлечение учащихся к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Реализация в учебно–воспитательном процессе приёмов и подходов программы позволит:
-
Снизить уровень тревожности ученика.
-
Повысить психологическую комфортность и мотивацию обучения.
-
Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.
-
Преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока.
-
Создать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.
-
Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.
Чтобы качественно построить внеурочную деятельность педагогу необходимо иметь:
1) ТСО (магнитофон, компьютер и др.);
2) кассету или диск с записью музыки;
3) релаксационные техники и физкультминутки;
4) рисунки, картины, изображения природы;
5) траектории и упражнения для глаз;
6) содержание валеологических бесед;
7) приемы самомассажа;
8) приемы психологического настроя;
9) упражнения для мозговой гимнастики;
10) упражнения, формирующие осанку.
Реализация программы внеурочной деятельности позволит:
-
Снизить уровень тревожности ученика.
-
Повысить психологическую комфортность и мотивацию обучения.
-
Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.
4.Создавать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.
5.Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.
Программа предусматривает достижение
3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни , о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, двигательной активности и оптимального режима дня; формирование ценностного отношения к здоровью как условию активной и успешной жизни.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- части своего тела и их функции; названия важнейших органов человека и их предназначения;
- на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания;
- о различии вкусовых предпочтений у людей и как это сказывается на выборе пищи;
- традиции русской кухни и её «этику»;
- о вреде переедания;
-этапы выработки, хранения и рассортировки продуктов питания;
- правила хранения основных продуктов в домашних условиях;
- наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи и начальные правила этикета;
- строение полости рта, зубов и их функции;
Учащиеся должны уметь:
- что такое пассивное курение и как его избежать;
- что алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов – это трудноизлечимые болезни.
- давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы из выражения с помощью жестов, мимики, позы;
- определять симптомы перенасыщения;
- по простейшим рецептам приготовить пищу;
- правильно обращаться с лекарствами.
Результаты второго уровня(2-3 класс) получение в условиях детского коллектива эмоционального опыта и позитивного отношения к базовым ценностям общества , в том числе и к собственному здоровью и здоровью окружающих, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в процессе практического подтверждения приобретенных знаний на первом уровне результатов, формирование потребности в систематических занятиях спортом, регулярном участии в групповых и массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- о значении звуков, зрения, обоняния и т.д. в жизни человека и их влияния на организм;
- роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения;
- какие продукты полезны для сердца, а какие нет, и почему;
- основные типы упаковки, ее влияние на качество продуктов;
- традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде;
- о существовании лекарственных и ядовитых растений, их пользе и возможном вреде;
- основные дорожные «ловушки»;
- номера телефонов служб экстренной помощи;
- о травмах, связанных с ожогами.
Учащиеся должны уметь:
- различать свои ощущения (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.) и их называть, соблюдать правила личной гигиены, внимательно относиться к людям с нарушениями зрения, слуха;
- обращать внимание на способности своих друзей, радоваться успехам других;
- соблюдать социальные нормы поведения;
- правильно пережевывать и глотать пищу, соблюдать чистоту ротовой полости;
- обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, пользуясь данными на упаковках;
- определять качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях;
- обращаться с незнакомыми растениями и плодами
- вызывать службы экстренной помощи;
- обращаться за помощью или звать на помощь при возникновении экстремальной ситуации;
- предупреждать дальнейшее развитие опасных для здоровья событий путем выхода из сложившихся обстоятельств;
- оказывать первую помощь при ожогах.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- что хотя вкусы у всех людей разные, это их не разъединяет;
- о взаимосвязи питания и эмоционального состояния;
- правила домашней диеты, несоблюдение которых отрицательно сказывается на желудке;
- наиболее распространенные продукты-аллергены;
- какие продукты способствуют образованию кариеса и как можно уменьшить вредное действие углеводов на зубы;
- о роли фтора в профилактике кариеса;
- чем может грозить передозировка лекарств, о вредных последствиях воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека;
- способы тушения огня;
- средства спасения утопающего на воде в теплое и зимнее время года, а также последовательность действий при спасении;
- особенности пешей и лыжной переправы по льду;
- о причинах возникновения бытовых травм.
Учащиеся должны уметь:
- осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы;
- позитивно относиться к себе, сопереживать другим – сочувствовать их неприятностям и радоваться успехам;
- применять знания при соблюдении принципов разнообразного питания;
- составлять меню с учетом основных правил домашней диеты;
- находить на упаковке следующие данные: название, дату производства, срок хранения, ингредиенты и питательную ценность веществ, входящих в состав продуктов;
- следовать усложненному рецепту;
- прогнозировать развитие ситуации на дороге;
- выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара;
- предупреждать бытовые травмы и оказывать доврачебную помощь при порезах,
синяках, занозах, носовом кровотечении.
Третий уровень результатов (4 класс)-получение школьниками самостоятельного общественного действия, а именно соблюдение правил и норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья не только на индивидуальном уровне , но и вовлечение в сферу спортивно-оздоровительного образа жизни и ближайшего окружения (семью, друзей, одноклассников, соседей и т.д.)Получить опыт самостоятельного социального действия младшие школьники могут, участвуя в организации и проведении, например, турнира семейных команд «Спортивная семья», в реализации социальных проектов.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- симптомы отравления, способы его предупреждения;
- различные способы постороннего влияния на человека;
- как отключить электроприбор;
- способы тушения одежды на человеке;
- способы спасения утопающих в разное время года и правила безопасности на воде.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать помощь при пищевом отравлении;
- свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления;
- делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей;
- знакомиться, слушать, убеждать, преодолевать недопонимание;
- отстаивать собственное мнение, противостоять давлению со стороны;
- соблюдать правила обхода транспорта;
- переходить улицы различных типов, перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых;
- выполнять последовательные действия по само спасению при возникновении пожара в помещении;
- оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях.
Формирование универсальных учебных действий
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
К концу 2 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.
Коммуникативные - умение слушать собеседника.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные - действия целеполагания, планирования, контроля.
Познавательные - сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); синтез (составление целого из частей);
кодирование/ замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
декодирование/ считывание информации;
умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативные - ориентация на партнера по общению,
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.
Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации; умение использовать наглядные модели для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.
Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи ;подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения;
обосновывать и доказывать собственное мнение.
К концу 4 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации;
синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные – умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные – целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
преодоление импульсивности, непроизвольности;
волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;
коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия
относительно общей схемы деятельности.
Рекомендуемые критерии оценивания
-правильность/ разумность и обоснованность ответа;
-грамотность речи.
Виды контроля:
- вводный мониторинг
- Контрольные тестирования;
- Вопросы итогового контроля;
- Решение тематических задач;
- КВНы;
- конкурсы;
- защита проектных работ.
Формы подведения итогов.
- Обобщающий урок-праздник совместно с родителями.
- Защита проектных работ.
Таблица №2
Тематическое планирование программы
“Береги здоровье ”.
1класс.
№ п/п |
Раздел и общее количество часов |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Теоритичес-кие занятия |
Практичес-кие занятия |
|
|
|||
план |
факт. |
|||||
1 2 3 4 |
I.Самопознание через чувство и образ. |
Я познаю себя. |
6 |
|
|
|
2 |
2 |
|||||
5 |
Мы все похожие и мы все разные. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
6 |
Человек в мире людей |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
7 |
II.Школа здорового питания |
Питание и эмоциональное состояние |
10 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
8 |
Пищеворение.Как это происходит. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
9 10 |
Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма |
1 |
1 |
|
|
|
11 12 |
Питание и инди-видуальное здоровье. |
1 |
1 |
|
|
|
13 14 |
Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания. |
1 |
1 |
|
|
|
15 16 |
Приготовление пищи. |
1 |
1 |
|
|
|
17 |
III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь. |
Зачем человеку нужен рот и что в нём находится |
5 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
18 |
Правила ухода за зубами . |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
19 |
Как правильно чистить зубы |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
20 |
Здоровое питание –здоровые зубы |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
21 |
Как нужно беречь зубы. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
22 |
IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами |
Лекарственные препараты. |
4 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
23 |
Табак |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
24 |
Алкоголизм. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
25 |
Наркотические и токсические вещества |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
26 27 28 |
V.Безопасность детей на дорогах. |
Что мешает видеть проезжую часть улицы. |
7 |
|
|
|
1 |
2 |
|||||
29 30 |
Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. |
1 |
1 |
|
|
|
31 |
Загадки “пустынной улицы”.Двор тоже улица. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
32 33 |
Опасность на “ос-тровке безопасности.” |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого 33 |
|
|
Таблица №3
Тематическое планирование программы
“Береги здоровье ”.
2класс.
№ п/п |
Раздел и общее количество часов |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Теоритичес-кие занятия |
Практичес-кие занятия |
|
|
|||
план |
факт. |
|||||
1 2 3 4 |
I.Самопознание через чувство и образ. |
Я познаю себя. |
8 |
|
|
|
2 |
2 |
|||||
5 6 |
Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других. |
1 |
1 |
|
|
|
7 8 |
Человек в мире людей |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
II.Школа здорового питания |
Питание и эмоциональное состояние |
8 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
10 |
Пищеворение.Как это происходит. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
11 |
Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
12 |
Питание и инди-видуальное здоровье. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
13 14 |
Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания. |
1 |
1 |
|
|
|
15 16 |
Приготовление пищи. |
1 |
1 |
|
|
|
17 |
III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь. |
Здоровые зубы –здоровый организм. |
5 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
18 |
Строение зубов. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
19 |
Кариес |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
20 |
Прикус и его анамалии. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
21 |
Чистка зубов. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
22 |
IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами |
Лекарственные препараты. |
4 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
23 |
Табак |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
24 |
Алкоголизм. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
25 |
Наркотические и токсические вещества |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
26 27 |
V.Безопасность детей на дорогах. |
Переход улиц. |
5 |
|
|
|
1 |
1 |
|||||
28 |
Пешеходный переход. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
29 |
“Ловушки” на углу перекрёстка. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
30 |
Я-пешеход. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
31 |
VI.Поведение в экстремальных ситуациях |
Экстремальные ситуации .Модели поведения. |
4 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
32 |
Как звать на помощь в экстремальной ситуации |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
33 |
Как выйти из экстремальной ситуации. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
34 |
Травмы |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого:34 часа |
Таблица №4
Тематическое планирование программы
“Береги здоровье ”.
3класс.
№ п/п |
Раздел и общее количество часов |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Теоритичес-кие занятия |
Практичес-кие занятия |
|
|
|||
план |
факт. |
|||||
1 2 3 |
I.Самопознание через чувство и образ. |
Я познаю себя. |
7 |
|
|
|
1 |
2 |
|||||
4 5 |
Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других. |
1 |
1 |
|
|
|
6 7 |
Человек в мире людей |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
II.Школа здорового питания |
Питание и эмоциональное состояние |
8 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
9 |
Пищеворение.Как это происходит. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
10 |
Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
11 12 |
Питание и инди-видуальное здоровье. |
1 |
1 |
|
|
|
13 |
Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
14 15 |
Приготовление пищи. |
1 |
1 |
|
|
|
16 |
III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь. |
Заболевание дёсен |
5 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
17 |
Питание |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
18 |
Как фтор укрепляет зубы. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
19 |
Посещение стоматолога |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
20 |
Бережное отношение к зубам. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
21 |
IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами |
Лекарственные препараты. |
4 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
22 |
Табак |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
23 |
Алкоголизм. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
24 |
Наркотические и токсические вещества |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
25 |
V.Безопасность детей на дорогах. |
Что мешает видеть проезжую часть улицы. |
5 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
26 |
Опасность на «островке безопасности» |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
27 |
Переход улиц. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
28 |
“Ловушки” на углу перекрёстка. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
29 |
Я-пешеход. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
30 |
VI.Поведение в экстремальных ситуациях |
Поведение при пожаре. |
5 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
31 |
Поведение при встрече с незнакомым человеком. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
32 |
Как выйти из экстремальной ситуации. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
33 |
Поведение при возникновеннии экстремальной ситуации на воде. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
34 |
Травмы |
1 |
1 |
|
|
|
Итого:34 часа |
Таблица №5
Тематическое планирование программы
“Береги здоровье ”.
4 класс.
№ п/п |
Раздел и общее количество часов |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Теоритичес-кие занятия |
Практичес-кие занятия |
план |
факт. |
|||
|
|
|||||
1 |
I.Самопознание через чувство и образ. |
Я познаю себя. |
7 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
2 3 |
Мы все похожие и мы все разные.Я познаю других. |
1 |
1 |
|
|
|
4 5 |
Человек в мире людей |
1 |
1 |
|
|
|
6 7 |
Обобщающий урок-праздник совместно с родителями |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
II.Школа здорового питания |
Питание и эмоциональное состояние |
8 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
9 |
Пищеворение.Как это происходит. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
10 |
Питательные ве-щества и их значение для роста и развития организма |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
11 12 |
Питание и инди-видуальное здоровье. |
1 |
1 |
|
|
|
13 14 |
Производство , хра-нение и распростра-нение продуктов питания. |
1 |
1 |
|
|
|
15 |
Приготовление пищи. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
III.Ослепитель-ная улыбка на всю жизнь. |
Заболевание дёсен |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Питание |
|
|
|
|
|
|
Как фтор укрепляет зубы. |
|
|
|
|
|
|
Посещение стоматолога |
|
|
|
|
|
|
Бережное отношение к зубам. |
|
|
|
|
|
16 17 18 19 |
IV.Профилак-тика аддиктив-ного поведения и случайных отравлений ле-карственными препаратами |
Уроки “навыков жизни” |
4 |
|
|
|
1 |
3 |
|||||
20 |
V.Безопасность детей на дорогах. |
Что мешает видеть проезжую часть улицы. |
9 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
21 |
Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
22 |
Загадки «пустын-ной улицы». Двор тоже улица. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
23 |
Опасность на «островке безопасности» |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
24 25 |
Переход улиц. |
1 |
1 |
|
|
|
26 |
Пешеходный переход |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
27 |
“Ловушки” на углу перекрёстка. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
28 |
Я-пешеход. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
29 |
VI.Поведение в экстремальных ситуациях |
Поведение при пожаре. |
6 |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|||||
30 |
Поведение при встрече с незнакомым человеком. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
31 |
Поведение при возникновеннии экстремальной ситуации на воде. |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
32 33 |
Травмы |
1 |
1 |
|
|
|
34 |
Оказание первой медицинской помощи |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого:34 часа |
Таблица №6
Содержание программы.
Класс |
:Раздел |
Содержание программы |
1 |
Самопознание через чувство и образ. |
Части тела их функции.Важнейшие органы человека.Способы выражения эмоциональных состояний спомощью жестов,мимики,позы.Правила личной гигиены.Позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела(инвалидам). Подвижные игры,обсуждение ситуаций,рисо-вание. |
Школа здорового питания |
Группы продуктов питания.Вкусовые предпочтения у людей,выбор пищи.Этапы прцесса пищеварения и возможные “опасности на каждом из них. Роль основных питательных веществ для здорового развития организма. Традиции татарской кухни.О вреде переедания.Соблюдение режима питания. Правила хранения продуктов в домашних условиях.Умение по простейшим рецептам приготовить пищу. Игры, практиеские занятия,рисование, разучивание сценок. |
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь. |
Строение полости рта,зубов, и их функции;регулярный и правильный уход за зубами,правила гигиены полости рта.Значимость питания для сохранения здоровья зубов. Игры,практическая работа,сюжетно-ролевые игры ,беседы, просмотр видеофильма. |
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. |
Правильное обращение с лекарствами.Пассивное курение и как его избежать.Алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов. Обсуждение ситуаций,подвижные игры, тестирование, ответы на вопросы,рисование, сбор лекарственных трав, приготовление фиточая. |
|
Безопасность детей на дорогах |
Движения транспорта и пешеходов.Научиться смотреть и слушать улицу.Транспортные и бытовые привычки.Навыки переключения с бытовых привычек на транспортные. Игры,рисование,викторина,конкурсы. |
|
2 |
Самопознание через чувство и образ. |
Значение звуков,обаяния,зрения и т.д.Правила личной гигиены.Внимателное отношение к людям с нарушениями зрения ,слуха;Умение обращать внимание на способности своих друзей,радоваться успехам других,соблюдать социальные нормы поведения. Игры на свежем воздухе,обсуждение ситуаций,рисование. |
Школа здорового питания |
Правильно пережёвывать и глотать пищу.Чистота ротовой полости.Недоброкачественные продукты.Умение определять качество продуктов. Традиции русской кухни.Современные предпочтения в еде. Игры,практическая работа,рисование, сервировка стола к завтраку. |
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь. |
Закрепление изученного. Причины и стадии развития кариеса.Виды прикуса.Чистка зубов щеткой. Сюжетно-ролевые игры,рисование,игры,встреча с фельдшером,защита рекламных рисунков. |
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. |
Лекарственные и ядовитые растения,их польза и вред;Курение –это болезнь.Рядом опасный человек. Обсуждение ситуаций,тестироване,рисование, просмотр видеозаписи,инцинировки. |
|
|
Безопасность детей на дорогах. |
Дорожные “ловушки”.Уметь правильно переходить через улицы разных типов.Сложность движения на перекрёстке. Игры,рисование,конкурсы,настольные тематические игры. |
Поведение в экстремальных ситуациях. |
Три модели поведения в экстремальных ситуациях:”зови на помощь”,”уходи из ситуации”,”принимай меры по самоспасению”. Номера телефонов служб экстренной помощи.Умение обращаться за помощью.Травмы,связанные с ожогами.Первая помощь при травмах. Игры,рисование,практическая работа,обсуждение ситуаций. |
|
3 |
Самопознание через чувство и образ. |
Отрицательные и положительные эмоции.Уметь осознавать свои эмоции,выражать их при помощи слов,мимики,жестов,позы.Регулирование своих эмоций.Сопереживание,сочувствие. Игры,рисование,поездка в Ледовый дворец , на стадион. |
Школа здорового питания |
Взаимосвязь питания и эмоционального состояния, самочувствия.Правила домашней диеты.Вегетарианская диета.Продукты-аллергены;питательные вещества.Усложненные рецепты. Практические занятия, игры, рисование, тесты. |
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь. |
Строение ппародонта,уход за дёснами.Вредное действие углеводов на зубы.Роль фтора в профилактике кариеса.Правила гигиены полости рта. Игры,рисование,тесты,защита проектных работ,защита плакатов. |
|
Профилактика аддиктивного поведения |
Чем грозит передозировка лекарств?Последствия воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека.Восприимчивость к наркотическим веществам. Путь к зависимости может быть очень коротким. Игры, рисование, просмотр видеофильмов, обсуждение ситуаций,занятие совместно с родителями. |
|
Безопасность детей на дорогах. |
Основные дорожные “ловушки”.Правила обхода транспорта.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.Умение прогнозировать развития ситуации на дороге. Навык “сопротивления” волнению,спешке. Игры,рисование,практическая работа, экскурсия в город. |
|
Поведение в экстремальных ситуациях. |
Способы тушения огня,эвакуация из помещения при возникновении пожара.Средства спасения утопающего в воде,последовательность действий при спасении.Особенности пешей и лыжной переправы по льду. Причина возникновения бытовых травм. Доврачебная помощь при порезах,синяках,занозах,носовом кровотечении. Практические занятия,игры,рисование, экскурсия на природу,встреча с пожарниками. |
|
4 |
Самопознание через чувство и образ. |
Внешние проявления внутренней культуры.Создавать свой положительный образ.Правила поведения. Обсуждение ситуаций,игры на свежем воздухе,рисование. |
Школа здорового питания. |
Привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания.Правила здорового питания.Симптомы отравления,способы его предупреждения,организация первой помощи при отравлении.Информация на упаковке продукта.Умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей.Татарская молочная кухня. Практические занятия, игры,защита рефератов. |
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь. |
Важность питания для сохранения здоровых зубов.Необходимость регулярного посещения стоматолога. Игры,сценки,рисование,выступление перед воспитанниками детского сада. |
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. |
Правильность общения-умение знакомиться,слушать, убеждать,преодолевать недопонимание; умение отстаивать собственное мнение,противостоять давлению со стороны.Умение отказывать. Исследовательская работа “Лекарственные травы нашей местности.” Обсуждение ситуаций,игры,рисование,решение задач. |
|
Безопасность детей на дорогах. |
Основные дорожные “ловушки”.Правила обхода транспорта.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.Умение прогнозировать развития ситуации на дороге. Навык “сопротивления” волнению,спешке. Закрепление знаний ,умений,на-выков.Игры,КВН,конкурсы,рисование. |
|
Поведение в экстремальных ситуациях. |
Как отключить электроприборы.Способы тушения одежды на человеке.Доврачебная помрщь при укусах собак,насекомых;при попадании насекомого в ухо,при повреждении и инфицировании глаз,при отравлениях. Решение задач, встреча с фельдшером ,игры,праздник,проектная работа. |
Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:
-
Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
-
Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
-
Отсроченная отгадка: в начале занятия учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
-
Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
-
Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
-
Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
-
Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
-
Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на занятии материалу.
-
Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
-
Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
-
Опрос-итог: в конце занятия учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
-
Обсуждаем задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, чтобы новый материал был качественно закреплен.
-
Три уровня задания: учитель одновременно задает задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
-
Задание массивом: любой из уровней задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).
-
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое задание, например, по разработке дидактических материалов.
-
Необычная обычность: учитель дает задание необычным способом.
-
Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
-
Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
-
Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
-
Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
-
Театрализация: разыгрывается сценка на определённую тему.
-
«Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает ,например, дорожный знак. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».
В заключении я хочу высказать мнение о том, что правильная организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления может существенно н положительно влиять на укрепление и развитие здоровья учащихся. Я считаю , что нужно так формировать воспитательные программы, что выпускник школы будет обладать навыками управления здоровьем и собственной жизнью. Так, что ребёнок после завершения образовательного учреждения имел более качественное Здоровье, чем при поступлении в нее. Здоровье, я понимаю , как Высокое Качество Жизни, то есть Здоровье - гармоничное единство физического, функционального, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного благополучия.
Литература:
Для учителя.
-
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 2005.
-
Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — Сергиев Посад, 2004.
-
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005.
-
Баранов АА. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. — 2009.
-
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М, 2004.
-
Кучма В.Р. Школа — друг? Не всегда // Медицинская газета. — 20.04.2005.
-
Матвеева Н.А. и др. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Нижний Новгород: Метод, указания. — Нижний Новгород, 2003.
-
Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005.
-
Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. — М.: Лист нью, 2001.
-
Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л А. Родителям XXI века: как воспитать здорового ребенка. — М.: Знание, 2008.
-
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
-
Касаткин В.Н. Педагогика здоровья.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007..
-
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. (1-4классы) –М.-ВАКО,2008.
-
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.(1-5классы) - М.-ВАКО, 2007.
Приложение. Таблица №7
Факты ,наблюдения, результаты некоторых исследований.
Рекомендации . физкультминутки и упражнения.
Средняя продолжительность занятий школьников (часы).
Вид занятия |
Дни недели |
Начальное звено (1-4 кл) |
СОН |
Понедельник |
9,6 |
Вторник |
9,5 |
|
Среда |
9,5 |
|
Четверг |
9,5 |
|
Пятница |
9,5 |
|
Суббота |
10,4 |
|
Воскресенье |
10,6 |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Понедельник |
1,5 |
Вторник |
1,6 |
|
Среда |
1,6 |
|
Четверг |
1,6 |
|
Пятница |
1,7 |
|
Суббота |
2 |
|
Воскресенье |
1,7 |
|
ПРОГУЛКИ |
Понедельник |
2 |
Вторник |
2 |
|
Среда |
2 |
|
Четверг |
2 |
|
Пятница |
2,2 |
|
Суббота |
3 |
|
Воскресенье |
3 |
|
ТЕЛЕВИЗОР |
Понедельник |
1,3 |
Вторник |
1,3 |
|
Среда |
1,4 |
|
Четверг |
1,4 |
|
Пятница |
1,2 |
|
Суббота |
1,5 |
|
Воскресенье |
1,6 |
|
ЧТЕНИЕ |
Понедельник |
0,7 |
Вторник |
0,7 |
|
Среда |
0,7 |
|
Четверг |
0,7 |
|
Пятница |
0,7 |
|
Суббота |
0,8 |
|
Воскресенье |
0,8 |
|
РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ |
Понедельник |
1,9 |
Вторник |
1,4 |
|
Среда |
1,5 |
|
Четверг |
1,6 |
|
Пятница |
1,8 |
|
Суббота |
1,9 |
|
Воскресенье |
1,12 |
|
Средненедельная нагрузка (уроки + факультативы) |
1,02 4,1 |
|
ИТОГИ |
||
Общеучебная нагрузкаа (уроки + факультативы + дом. задания) |
5,7 |
|
Общая статистическая нагрузка |
6,7 – 10,7 |
Таблица №8
Физическая подготовленность детей ( по классам).
Показатели в % |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
|
1. Основная группа |
|
|
|
|
2. Подготовительная группа |
|
|
|
|
3. Специальная группа |
|
|
|
|
4. Нарушение осанки |
|
|
|
|
5. Нарушение зрения |
|
|
|
|
6. Нарушение слуха |
|
|
|
|
7. Плоскостопие |
|
|
|
|
8. Не болевшие дети |
|
|
|
|
Гигиеническая оценка режима дня школьника
Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.
Таблица №9
Примерный режим дня для учащегося начальной Школы |
|
||||
Режимные моменты |
Возраст учащихся (лет) и класс |
||||
7–9 |
10 |
11–12 |
|
||
I–III |
IV |
V–VI |
|
||
Подъем, гимнастика, туалет |
7:00 |
7:00 |
7:00 |
|
|
Завтрак |
7:30 |
7:30 |
7:30 |
|
|
Дорога в школу |
7:50 |
7:50 |
7:50 |
|
|
Занятия в школе |
8:20 |
8:20 |
8:20 |
|
|
Дорога из школы |
12:30 |
13:30 |
14:00 |
|
|
Обед |
13:00 |
14:00 |
14:30 |
|
|
Послеобеденный отдых |
13:30 |
– |
– |
|
|
Прогулка, спорт |
14:30 |
14:30 |
15:00 |
|
|
Уроки |
16:00 |
17:00 |
17:00 |
|
|
Прогулка |
17:30 |
– |
– |
|
|
Ужин
и свободное |
19:00 |
19:30 |
19:30 |
|
|
Приготовление ко сну |
20:00 |
20:30 |
20:30 |
|
|
Сон |
20:30 |
21:00 |
21:00 |
|
При составлении режима особое внимание следует обращать на следующие параметры: время для сна, прием пищи (3–4 раза в день), время для прогулки и спорта (с 15:00 до 18:00) и другие параметры, которые необходимы для каждого человека индивидуально.
О с н о в н ы е п р и н ц и п ы р е ж и м а:
1 – строгое его выполнение;
2 – недопустимость частых изменений;
3 – постепенность перехода к новому режиму;
4 – учет возрастных особенностей организма.
Рекомендации школьникам по профилактике и коррекции сколиоза:
1. Не носи больших тяжестей! Вес переносимых предметов распределяй равномерно на обе руки. Не советуем носить портфели в руке, дипломаты или сумки, а рекомендуем сумки и рюкзаки носить за спиной!
2. Обрати внимание на свою осанку на уроках при выполнении письменных работ. Наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, руки симметрично, туловище на 5-6 см от края стола. Высота сиденья равна длине голени со стопой + 2-3 см на каблук. Все суставы согнуты под прямым углом. Сиденье должно иметь спинку.
3.Избавься от любимой позы- сиденья за столом подложив ногу и т.д.
4.Регулярно выполняй следующие упражнения:
-
Представь себе, что с неба спущена проволока, которую зацепили за вашу голову и за которую вас тянут вверх. Теперь приведите свою осанку в соответствие с этой тягой. Подайте таз вперед и втяните живот, вы почувствуете, что ваша поясница стала более плоской и длинной.
-
Представьте ,что в передней поверхности шеи у вас третий глаз. Чтобы он ясно видел дорогу перед собой, вам придется поднять голову, развернуть плечи и чуть вздернуть подбородок, при этом ваша шея станет прямее и длиннее. Такая осанка пусть станет вашей привычкой.
-
Ходите, держа палку на плечах за спиной. Плечи должны быть при этом расслаблены, опущены, ни в коем случае не напряжены руки закинуты за палку, кисти рук свисают.
• Полезно сидеть с палкой на плечах перед телевизором в течение 10-15 минут ежедневно.
Японский метод лечения сколиоза:
-
лягте на жесткую ровную постель лицом в вверх, обе руки сложите под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тяните к носу, пятки вперед. В этой позе раскачивайтесь, вибрируйте всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.
-
лягте опять на твердую постель, положите под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытяните вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелкомелко потряхивайте, вибрируйте конечностями. Постепенно увеличивайте время до двух минут.
Значение комнатных цветов в жизни человека.
Несомненно
комнатные растения играют огромную
роль в жизни человека.
Комнатные цветы
украшают любое помещение, очищают воздух
от углекислого газа и пополняют его
кислородом, успокаивают некоторых
людей, а у некоторых наоборот поднимают
тонус, бодрят. Поэтому каждый человек
старается своё жилище украсить любимыми
цветами.
Такие цветы, как «сансенверия»,
«толстянка», «фикус», «плющ» - улучшают
воздух в современных помещениях,
оснащённых новым строительным материалом.
Они впитывают в себя токсины, тяжёлые
металлы, химические пары от красок.
«Фиалка»
- благотворно влияет на детский организм,
она снимает агрессию, возбудимость,
вспыльчивость. В помещении, где много
этих цветов ребёнок чувствует себя
спокойно, уравновешенно.
«Герань»,
«лимонник» - предотвращают многие
простудные заболевания. Если вы хотите
чтоб, ваш ребёнок меньше болел - поставьте
в его комнате «герань» и каждое утро
касайтесь её.
Комнатные растения -
разные по своему энергетическому
состоянию. Так, для спокойных, флегматичных
детей благоприятны - фикус, монстера,
кактус. Эти растения поднимут у них
тонус, взбодрят их, улучшат настроение
и общее состояние. А вот холерикам эти
растения противопоказаны, они будут
повышать у них возбудимость. Для таких
ребят лучше в комнате поставить
успокаивающие цветы: бегония, фиалка,
лимонник, мята, глоксинья.
Вблизи
компьютера рекомендуется поставить
кактус, который будет поглощать
отрицательную энергию в себя.
Вообще
благоприятно воздействуют на всех людей
- это циперус, цикламен, розмарин,
лимонник, герань, традесканция, хлорофитум,
толстянка.
- А как же быть, если у ребёнка
аллергия на цветочную пыльцу?
- Для
таких деток рекомендуется разводить
нейтральные цветы, которые не приносят
ни каких отрицательных эффектов. Это -
хлорофитум, традесканция, папоротник,
толстянка, циперус.
И в заключении,
хочу сказать, что более положительного
эффекта можно достичь только заботясь
о цветах, разговаривая с ними, здороваясь
с ними, тогда и растения отдадут вам всю
свою положительную энергию.
Влияние цвета на психофизическое состояние школьников.
Удачный
подбор тонов краски стен, потолков и
школьного оборудования не только имеет
эстетическое значение, но и существенным
образом влияет на эмоциональное состояние
школьников, их самочувствие и
работоспособность. И хотя цветовые
предпочтения тесно связаны с индивидуальными
чертами характера, существуют общие
закономерности влияния цвета на человека.
Цвета коротковолнового спектра (синий,
голубой) действует успокаивающе,
длинноволнового (красный, оранжевый) -
наоборот, возбуждающе, а средневолновой
участок спектра содержит цвета
психофизического равновесия (зелёные,
жёлтые) которые воздействуют на психику
положительно, повышают трудоспособность.
Белый цвет значительно усиливает
освещенность, отражает до 80% цвета, но
лишён эмоционального воздействия. Для
классных комнат нельзя рекомендовать
какой-то один цвет, например в комнатах
средних и старших школьников надо
стремится создать деловую атмосферу,
способствующую сосредоточенной работе.
Дети разного возраста предпочитают
различные цветовые гаммы в окраске стен
класса: учащиеся младших классов - теплые
тона (жёлтый, оранжевый), средних классов
- оттенки зелёного, старшеклассники -
холодные тона (серый, голубой).
Правильно
сформированная цветовая гамма школьных
помещений повышает внимание учащихся.
Психологи; , специализирующиеся на
вопросах воздействия цвета, рекомендуют
для школьных помещений гамму цветов -
от желтовато-зелёного, через жёлтый, до
оранжевого. Синий и зелёный цвета также
подходят для классных комнат,
ориентированных на юг, особенно в южных
регионах страны.
Комбинирование цвета
стен и освещения в спортивном зале
позволит создать различные функциональные
зоны в нём, подчеркнуть легкость
обстановки возле спортивных снарядов,
выделить опасные зоны и т.д. Цвет
спортивной одежды может стать ярким
колористическим фактором, оживляющим
обстановку урока физической культуры,
и быть эффективным средством профилактики
спортивного травматизма. Например,
ярко-жёлтые майки вызывают у ребят
прилив сил и бодрости, делают их движения
более свободными и даже безопасными,
привносят ассоциацию с желтой майкой
лидера.
Упражнения для релаксации.
«Солнышко и тучка».
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться (на выдохе).
«Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
(ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы)
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(резко наклонить корпус вниз)
«Раскачивающееся дерево».
Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – голова и руки. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.
«Поза покоя»
Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Международный вебинар "Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения"
- Проектирование программы внеурочной деятельности на уроках ОБЖ в условиях ФГОС основного и среднего общего образования
- Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и ОБЖ в соответствии с ФГОС ООО