В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Людмила Иванова Войдите для скачивания файлов

129051.docx_html_4186f8eb.png


























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Школа этикета»



Возраст обучающихся – 8-13 лет

Срок реализации программы – 3 месяца

Численность обучающихся в группе – 6 человек





Педагог, реализующий программу:

Иванова Людмила Викторовна,

воспитатель




Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А.П. Чехов

Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Школа этикета» предназначена для реализации в ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону».

Программа имеет социально-педагогическую и естественнонаучную направленность, создает условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.

На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, способной не только приобретать знания, но и реализовывать их на примере собственного поведения и отношения к людям. Поэтому в России приоритетной в системе образования является развитие ребёнка: личностное, познавательное, общекультурное.

Направленность дополнительной образовательной программы предполагает, опираться на понимание приоритетности воспитательной работы, основана на комплексном подходе к подготовке воспитанников «новой информации», умеющего жить в современном обществе: компетентного, мобильного, уметь достойно вести себя в любой обстановке, готового к принятию решения, умеющего эффективно взаимодействовать с обществом. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических данной программы, позволяют значительно расширить и углубить знания воспитанников об этических нормах, правилах поведения.

Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях. Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать другого, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Актуальностью данной программы является необходимость воспитания у детей нравственности и культуры поведения. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Еще одной актуальностью данной дополнительной образовательной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

Данная программа поможет детям выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Цель программы:

создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

- образовательные: познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.

- развивающие: развивать у детей навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям, воспитанию чувства коллективизма, взаимоуважения, взаимодоверия и понимания.

- воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе;

- развить коммуникативные качества личности;

Отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых (8-13 лет) наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа адресована воспитанникам 8-13 лет. Условия набора воспитанников: в группу принимаются все желающие.



Срок реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 месяца обучения, количество часов – 24 часа (по 2 часа в неделю). Продолжительность занятия 35 минут в зависимости от психологической готовности к обучению, физическому, интеллектуального уровня готовности воспитанников к освоению образовательной программы.


Формы занятий

фронтальная (одновременная работа со всеми воспитанниками)

групповая (организация работы в группах);

индивидуально-фронтальная (индивидуальное выполнение заданий воспитанниками).

- презентации;

- рассказ;

- ознакомительная беседа;

-коллективная рефлексия;

- анкетирование;

- занятия с элементами игры;

- сказко-терапия.

Методы организации образовательного процесса:

словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);

наглядный (презентации);

практический (практические работы, постановка эксперимента);

аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);

исследовательский (проектно-исследовательская деятельность).

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 30 мин.


Ожидаемыми (прогнозируемыми) результатами освоения данной программы являются:

К концу обучения учащийся должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- владеть этикетной терминологией, навыками культуры поведения в школе, на уроке, в гостях, общественных местах;

- расширит представления о навыках культуры поведения, общения с людьми;

- будет стремиться применять моральные принципы и нормы поведения в повседневной жизни;

- будет иметь представления элементарных определений, которые должны применяться в любых ситуациях: вежливость, доброжелательность, предупредительность, скромность, справедливость.

- будет обучен правилами поведения дома, в общественных местах.

- будет понимать сущность общения, потребности человека в человеке.

- будет активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения;

- будет освоен опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Способы определения результативности:

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение, отзывы педагогов;

- педагогический анализ результатов анкетирования.

Критерии освоения программы

В результате освоения данной программы воспитанники должны:

- знать/понимать:

- в процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания воспитанника.

- уметь

пользоваться правилами поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах;

пользоваться этикетными выражениями прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.

применять контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику

оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;

соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

использовать доброжелательный тон в общении.












Контроль качества освоения

дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикет»


С целью определения степени освоения учебного материала, предусмотренного содержанием данной программы, была разработана следующая система аттестации воспитанников:


Вид аттестации

Цели аттестации

Форма аттестации

Входной контроль

Определение первичного уровня знаний воспитанников по программе «Школа этикета ».

Входной контроль знаний: анкетирование

(приложение №2)

Итоговая аттестация

Оценка степени овладения практическими навыками, перечень которых был определен задачами программы.

Отзывы педагогов

Оценка степени усвоения теоретического материала, определенного содержанием данной программы.

Итоговый контроль знаний: анкетирование

(приложение №2)



Шкала оценки степени освоения учебного материала


Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов. Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных воспитанниками по завершению программы проверяются анкетированием.

При анкетировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Степень освоения программы

90% и более

Учебный материал освоен в полном объеме — высокий уровень освоения программы

75% - 89%

Освоена большая часть содержания программы — средний уровень освоения программы

50%- 74%

Содержание программы усвоено частично — низкий уровень освоения программы


Формы подведения итогов реализации:

- анкетирование

- отзывы педагогических работников.



Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикета»


п/п

Название раздела

Количество занятий

Аттестация

Общее

кол-во

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Дисциплина и культура поведения.

5

2

3

Первичное анкетирование

2

Общие правила этики.

5

2

3


3

Этикет воспитанника.

6

2

4


4

Выполнение режима дня.

6

2

4

5

Этикет общения в коллективе.

2


2

Итоговое анкетирование.


Всего:

24

8

16
















Тематический план

дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикета»


п/п

Тематика занятий

Количество занятий

Виды, формы контроля

Общее количес-тво

Теорети-ческая часть

Практи-ческая часть


Дисциплина и культура поведения в школе.

5

2

3


1

Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

1


1

Входной контроль знаний - анкетирование

2

«Откуда появился термин «этикет». Показ презентации «Что такое этикет».

1

1



3

«Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть».

1


1


4

«Поведение в школе».

1


1


5

«Правила поведения на уроке».

1

1



Общие правила этикета.

5

2

3


6

«Этикет внешнего вида».

1

1



7

«Правила личной гигиены».

1


1


8

«Не только платье красит человека».

1


1


9

«Почитай родителей своих».

1


1


10

«Миром правит доброта».

1

1



Этикет воспитанника

6

2

4


11

«Как вести себя за столом».

1


1


12

«Зачем быть вежливым?

1


1


13

«В стране вежливых слов».

1


1


14

«Правила поведения для воспитанных детей».

1

1



15

«Правила эффективного общения».

1

1



16

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».

1


1


Выполнение режима дня

6

2

4


17

«Режим дня школьника».

1

1



18

«Делу время, а потехе час».

1


1


19

«Если хочешь быть здоровым -закаляйся».

1


1


20

«Учёба-наш главный труд!».

1


1


21

«Режим и здоровье».

1


1


22

«Значимость выполнения режима дня».

1

1




Этикет общения





23

«Давайте говорить друг другу комплименты».

1


1


24

Анкетирование по завершению программы.

1


1

Итоговый контроль знаний-анкетирование воспитанников

Итого

24

8

16










Содержание

дополнительной общеразвивающей программы

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»

Занятие № 1

Тема: «Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование воспитанников».

Цель: 

 Познакомить воспитанников с инструктажа по ТБ

Задачи:

- Познакомить воспитанников с инструктажем по технике безопасности; сформировать у них понимание необходимости выполнения инструктажа по ТБ . - Организовать знакомство воспитанников с правилами поведения на занятии,

- Формировать дисциплину у воспитанников.  

- Воспитывать доброжелательную атмосферу на занятии.

- Провести анкетирование воспитанников.


Занятие № 2

Тема: «Откуда появился термин этикет»

Цель:

  • Способствовать формированию понятий об этикете.

  • Задачи:

  • Расширить представления воспитанников об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.

  • Развивать логическое мышление, память.

  • Воспитывать у воспитанников чувство доброжелательности, чуткости и уважения к личности другого человека.


Занятие № 3

Тема: « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».


Цель:

воспитывать навыки культурного поведения, деликатность, вежливость, нравственные качества;

Задачи:

  • повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание и т.д.;

  • воспитывать добрые чувства к близким, к окружающим людям, внимание друг к другу, заботливое отношение к друзьям и близким;

  • воспитывать потребность соблюдения правил культурного поведения;

  • развивать речь, внимание, воображение;

  • познакомить детей с пословицами и поговорками о доброте, дружбе, здоровье.

Занятие № 4

Тема: « Поведение в школе»


Цель:

Ознакомить учащихся с основными правилами поведения в школе. Задачи:

Сформировать навыки культуры поведения в школе.

Воспитать культуру поведения в школе.

Занятие № 5

Тема: «Правила поведения на уроке».


Цель:  

актуализировать знания детей о правилах культурного поведения на уроке.

Задачи занятия:

- Формировать навыки культуры поведения младших

- развивать внимание, память, мышление;

- развитие связной речи;

- учить навыкам контроля и самоконтроля за произношением.

- Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.


Занятие № 6

Тема: «Этикет внешнего вида».


Цель: 

 Расширить представления детей об опрятности и аккуратности.

Задачи.

Научить основам эстетического отношения к своей внешности.

дать понять детям, что внешность человека играет не последнюю роль в жизни.

Продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил.

Развивать эстетическое восприятие, чувство меры.

Воспитывать умение быть опрятным, аккуратно относиться к вещам.

Занятие № 7

Тема: «Правила личной гигиены»


Цели: 

Формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены.

Задачи:

Познакомить учащихся с правилами личной гигиены.

Убедить учащихся в необходимости беречь здоровье, укреплять здоровье, соблюдать правила личной гигиены.

Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, силу воли.


Занятие № 8

Тема: «Не только платье красит человека».


Цель:

- воспитать потребность в соблюдении правил гигиенического и профилактического ухода за телом.

Задачи:

- познакомить воспитанников с историей мыла;

- формировать привычку соблюдать правила личной гигиены ежедневно;

- воспитать потребность в ухаживании за телом.


Занятие № 9

Тема: «Почитай родителей своих».


Цель:

- воспитать уважение и любовь к близким;

Задачи:

- раскрыть понятия «почитание», «уважение»;

- воспитать чувства почтения и любви к родителям, послушание и благодарность к ним;

-развить способность у учащихся воспринять Божьи заповеди, как ценность человеческой жизни.


Занятие № 10

Тема: «Миром правит доброта!!

Цель:

познакомить детей с правилами приветствия, рассказать историю этих правил;

Задачи:

довести да сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям;

приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе;

учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев. развивать связную речь, мышление;

воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.


Занятие №11

Тема: «Как вести себя за столом»

Цели: 

добиться уяснения воспитанниками правил поведения во время приёма пищи;

Задачи :

проработать правила хорошего тона за столом.

сформировать представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.

Занятие № 12

Тема: «Зачем быть вежливым?"»


Цель: 

закрепить знания о доброте и вежливых словах.

Задачи:
- развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;
- развивать любознательность, наблюдательность, активность;
- развивать произвольные движения, сплоченность коллектива;
- закрепить имена пальчиков, развитие мелкой моторики, учить согласовывать слова с действиями;
- воспитывать в детях внимание к своему здоровью;
- создание положительных эмоций;
- снижение эмоционального напряжения.


Занятие № 13

Тема: «В стране вежливых слов»


Цель:

-формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов;

Задачи:

-расширение активного словаря;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам.

Занятие № 14

Тема: «Правила поведения для воспитанных детей».


Цель: формировать у воспитанников понятие общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Данные цели реализуются посредством следующих задач:

1. Образовательные:

  • учить новым правилам поведения

  • способствовать закреплению знаний, умений и навыков по привитию правил поведения и общих норм безопасности;

  • формировать эстетическое воспитание, общечеловеческие ценности, положительные качества обучающихся;

  • развивать сообразительность,любознательность,мышление,внимание,память,речь;

  • расширять кругозор учащихся в области духовно-нравственной направленности;

2. Развивающие:

  • развивать умение планировать свою работу;

  • умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развивать коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • прививать интерес к занятиям внеурочной деятельностью;

  • формировать чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи и самостоятельности;

4. Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья школьников;

  • организовать двигательную активность.


Занятие № 15

Тема: "Правила эффективного общения".

Цель:

  развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Установление и поддержание эффективного контакта.

Снятия скованности и замкнутости, снятие эмоционального напряжения. Развитие связной речи.

Формирование у детей самоконтроля за речью.

Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми.

Занятие № 16

Тема: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро»

 Цель: 

продолжать знакомить с этикетом в гостях;

Задачи:

дать понятие о вежливых словах;

вызывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Занятие №17

Тема: «Режим дня школьника»

Цель:

сформировать у воспитанников понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека.

Задачи:

Развивать навыки здорового образа жизни.

Ознакомить воспитанников с понятием режима дня.

Способствовать развитию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Занятие № 18

Тема: «Делу время, потехе час»

Цель:

дать понятие, что такое время;

Задачи:

ознакомить воспитанников с понятием времени;

развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.

Занятие № 19

Тема: "Если хочешь быть здоров - закаляйся"

Цель:

рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека,

Задачи:

Выработать у детей стратегию безопасного поведения.

Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.

Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.

Воспитывать умение работать в группе.

заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;

пропагандировать здоровый образ жизни;


Занятие № 20

Тема: «Учеба- наш главный труд».

Цель:

расширить представление о ценности учения. Учение - главный труд школьника.

Задачи:

-развивать положительную мотивацию к учебе;
-развивать умение ставить цели и достигать их;
-воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Занятие № 21

Тема: «Режим и здоровье».

Цель:

формирование представления о режиме дня, умения самостоятельно планировать дела с учётом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек.
Задачи:
• Раскрыть взаимозависимость здоровья и режима дня;
• Научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее здоровье;
• Привить навыки здоровьесберегающего поведения;
• Формирование убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел;

Занятие № 22

Тема: «Значимость выполнения режима дня»


Цель: учащийся научится составлять режим дня.

Задачи:

Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения

Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня.

Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.

Учить ценить время.


Занятие № 23

Тема: ««Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: 

развивать коммуникативные навыки общения; создать в группе теплую, дружелюбную атмосферу.

Задачи:

Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов, отличать похвалу от лести.

Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.

Развивающая: развитие речи: обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.

Занятие № 24


Тема: «Итоговое занятие».

Цель:

определить уровень освоения материала программы.

Задачи:

Итоговая диагностика знаний, полученных в результате освоения курса.

Обобщить и закрепить знания.



Методическое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»


Дидактические материалы

- Инструкция по технике безопасности (Приложение № 1)

-анкета (Приложение № 2)

-карточка «Личная гигиена» (Приложение № 3)

Информационное обеспечение:

-обучающий мультфильм: «Мой Додыр»; «Зеркальце» (Приложение № 4)

-фонограмма «Звуки леса» (Приложение № 4)

Мультимедийные презентации:

«Что такое этикет?» (Приложение № 4)


Список использованной литературы:


  1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  2. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..

  3. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..

  4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  5. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..

  6. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..

  7. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..

  8. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  9. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..

  10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..

  11. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.

  12. СмирновН.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.




















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru