В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования социального опыта обучающихсяПрограмма доп образования Остроумова. Агуреева

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

Всероссийский конкурс

Педагогический калейдоскоп






Программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования

социального опыта обучающихся»

РЕАЛИЗУЕТСЯ В МОУ СОШ № 33

г. энгельса Саратовской области





Адрес учебного заведения

413100, Саратовская обл., г. Энгельс,

ул. Тельмана, д.2

http://engschool33.ucoz.ru/

engschool33@mail.ru

тел.: 8(8453)54-12-81, 54-16-85



Авторы работы учителя химии

МБОУ СОШ №33 г. Энгельса

Остроумова Елена Евгеньевна,

Агуреева Светлана Владимировна







Пояснительная записка


Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.

С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения.

Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию. По нашему мнению, больший эффект даст сочетание внутришкольной и сетевой профилизации.

Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.


Программа дополнительного образования «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования

социального опыта обучающихся» предназначена для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Представленная программа является предметно – ориентированной, продолжительностью - 66 часа, по 2 часа в неделю.

Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, активизирует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует социальный опыт: развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей.

Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно - экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института СГТУ, учреждения начального профессионального образования – «Лицей № 34» и школы. На базе этих учреждений ребята знакомятся с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик, инженер, лаборант. На этих площадках ребята не только знакомятся со специальностями и профессиями, но и проявляют себя в них, выполняя различные социальные роли. Они, осуществляя, деятельностный подход к обучению, приобретают социальный опыт, навыки общения и азы проектно – исследовательской работы.

Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения (практикумы, проекты, исследования); демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с созданием мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты – старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.

В рамках программы предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.

Цель программы: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени, формированию социального опыта

Задачи программы:

    1. Создать систему дополнительного образования, в условиях которой будет осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.

    2. Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.

    3. Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.


    Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.

    Изучение курса программы заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде конференции.

    Учебно-тематический план

    Тема занятия


    Часы всего

    из них

    Форма проведения занятий

    Образовательный продукт

    теория

    практика

    1


















    Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением.









    8


    2














    2











    4


    Беседа, использование ИКТ








    Экскурсии. Знакомство с профессиями, связанными с химией


    Киножурнал. Востребованность профессий на рынке труда


    Презентация


    «Химия в профессиональной деятельности человека»





    Ведение дневника





    Карта – тест на рефлексию

    2


    Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями






    8











    2

    2




    2











    2

    Экскурсия в медицинскую лабораторию;


    Экскурсия в химическую лабораторию «Lukoil».


    Круглый стол: «Систематизация материала о профессиях»



    Знакомство с работой химика лаборанта – технолога.



    Ведение дневника



    Ведение дневника



    Презентация:

    «Профессия химика лаборанта – технолога»

    Фильм.





    съемка видеофильма,

    подготовка фотоматериала.

    3
















    4

    Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ).










    Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ).








    12

    2
















    2















    2




    2












    2




    2

    Экскурсия -

    лекция с использованием ИКТ.


    Практическая работа «Анализ пищевых продуктов»,


    Практическая работа

    «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами»



    Лекция с использованием ИКТ.



    Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,


    Практическая работа

    «Оценка качества изделий из натуральной кожи»




    Ведение дневника


    Фильм,

    отчет о практической работе.



    Презентация:

    «Профессия эксперта по качеству потребительских товаров

    5

    Знакомство с профессиями:

    инженера – технолога, эколога, лаборанта

    на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ).



















    12

    2






    2







    2





    2




    2







    2

    Лекция с элементами беседы.


    Практическая работа:

    «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»


    Практическая работа:

    «Современные методы очистки воды»


    Проект: «Очистим воду сами»



    Практическая работа:

    «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»


    Проект

    «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»

    Ведение дневника



    Презентация по итогам практической работы.




    Ведение дневника





    Изготовление фильтра для очистки воды


    Ведение дневника







    Покрытие деревянных и пластиковых шахмат, икебаны из цветов металлом

    6

    Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.

    Посещение Лицея № 34











    12

    2




    2





    2





    2





    2





    2



    Лекция с элементами беседы о профессиях


    Практическая работа:

    «Исследование качества мучных изделий»


    Практическая работа:

    «Определение витамина С в напитках»


    Проект: «Составление рационального меню школьника»



    Практическая работа:

    «Определение жира в продуктах питания»



    Проект: «Пищевые источники энергии»

    Ведение дневника



    Ведение дневника





    Ведение дневника





    Презентация





    Ведение дневника





    Презентация



    7

    Химия в профессиях, необходимых человеку.

    Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ,

    лицея № 34



    10



    2



    2



    2





    2





    4


    Оформления паспорта проектов


    Подготовка презентации проектов


    Презентация итогов проектов – круглый стол



    Рефлексия. Заполнения тест – карт. Самодиагностика.


    Конференция с использованием ИКТ.


    Паспорт проекта



    Презентация



    Демонстрация фильма по итогам экскурсий на предприятиях


    Карты - рефлексии





    Защита проектов.

    Фильм – презентация:

    «Химия в моей будущей профессии»




    Содержание изучаемого курса


    Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний. (8 часов)

    Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.

    Тема 2. Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями: (в медицинскую лабораторию;

    в химическую лабораторию «Lukoil». (8 часов)

    Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.


    Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.

    Практическая работа: «Анализ пищевых продуктов», «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.


    Тема 4. Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.

    Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,


    Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи»


    Тема 5. Знакомство с профессией: инженера - технолога на базе филиала Саратовского государственного технологического университета (СГТУ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.

    Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»

    Практическая работа:

    «Современные методы очистки воды»

    Проект: «Очистим воду сами»

    Практическая работа:

    «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»

    Проект:

    «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»


    Тема 6. Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией, в лицее № 34, специальности: кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.

    Практическая работа:

    «Исследование качества мучных изделий»

    Практическая работа:

    «Определение витамина С в напитках»

    Проект: «Составление рационального меню школьника»

    Практическая работа:

    «Определение жира в продуктах питания»

    Проект: «Пищевые источники энергии

    Тема 7. Химия в профессиях, необходимых человеку.

    Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 (10 часов)

    Оформления проектной документации, подготовка презентации проектов, оформление итогов и обсуждение результатов на круглом столе, проведение рефлексии. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии». Проведение итоговой конференции





    Разработка итогового занятия межсетевого элективного курса:

    «Химия в моей будущей профессии»

    1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.

    Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.

    Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.

    Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.


    2. Учащиеся представляют компьютерные презентации о профессиях, связанных с химией:

    • химик - технолог

    • эксперт - лаборант

    • эколог

    • криминалист

    • химик - исследователь

    • химик - преподаватель

    • биохимик

    • фармаколог

    Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.


    3. Представление видеофильма – презентации:

    «Современная химическая лаборатория»

    Отчет о проведении экскурсии в лаборатории «Детская городская больница №1» г. Энгельса и лаборатории предприятия «Lukoil». Кабинет и обязанности врача – лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.


    4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.


    5. Учащиеся предлагают аудитории видео - репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео – презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:

    • Анализ пищевых продуктов,

    • Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,

    • Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.

    Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.


    6. Ответы на вопросы аудитории.


    7. Заключительное слово учителя.

    Представление буклета – визитки: «Химия и моя будущая профессия», подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.
























    Литература


    1. Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М. высшая школа, 2003

    2. Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977

    3. Гроссе Э., Вайсмантель Х., Химия для любознательных. Л.; Химия, 1978

    4. Ильчинко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. – М. Просвещение, 1986

    5. Курушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М., Высшая школа, 1992

    6. Научно теоретические и методические журналы «Химия в школе»

    7. Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995

    8. Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987

    9. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для Вас – Москва, 2001
























    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Образовательные вебинары
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru