Всероссийский конкурс
Педагогический калейдоскоп
Программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования
социального опыта обучающихся»
РЕАЛИЗУЕТСЯ В МОУ СОШ № 33
г. энгельса Саратовской области
Адрес учебного заведения
413100, Саратовская обл., г. Энгельс,
ул. Тельмана, д.2
http://engschool33.ucoz.ru/
engschool33@mail.ru
тел.: 8(8453)54-12-81, 54-16-85
Авторы работы учителя химии
МБОУ СОШ №33 г. Энгельса
Остроумова Елена Евгеньевна,
Агуреева Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.
С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения.
Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию. По нашему мнению, больший эффект даст сочетание внутришкольной и сетевой профилизации.
Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.
Программа дополнительного образования «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования
социального опыта обучающихся» предназначена для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Представленная программа является предметно – ориентированной, продолжительностью - 66 часа, по 2 часа в неделю.
Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, активизирует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует социальный опыт: развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей.
Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно - экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института СГТУ, учреждения начального профессионального образования – «Лицей № 34» и школы. На базе этих учреждений ребята знакомятся с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик, инженер, лаборант. На этих площадках ребята не только знакомятся со специальностями и профессиями, но и проявляют себя в них, выполняя различные социальные роли. Они, осуществляя, деятельностный подход к обучению, приобретают социальный опыт, навыки общения и азы проектно – исследовательской работы.
Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения (практикумы, проекты, исследования); демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с созданием мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты – старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.
В рамках программы предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.
Цель программы: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени, формированию социального опыта
Задачи программы:
-
Создать систему дополнительного образования, в условиях которой будет осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.
-
Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.
-
Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.
Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.
Изучение курса программы заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде конференции.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Часы всего |
из них |
Форма проведения занятий |
Образовательный продукт |
|
теория |
практика |
|||||
1 |
Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением. |
8 |
2 2 |
4 |
Беседа, использование ИКТ Экскурсии. Знакомство с профессиями, связанными с химией Киножурнал. Востребованность профессий на рынке труда |
Презентация «Химия в профессиональной деятельности человека» Ведение дневника Карта – тест на рефлексию |
2 |
Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями |
8 |
2 |
2 2 2 |
Экскурсия в медицинскую лабораторию; Экскурсия в химическую лабораторию «Lukoil». Круглый стол: «Систематизация материала о профессиях» Знакомство с работой химика лаборанта – технолога. |
Ведение дневника Ведение дневника Презентация: «Профессия химика лаборанта – технолога» Фильм. съемка видеофильма, подготовка фотоматериала. |
3 4 |
Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров. Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров. Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). |
12 |
2 2 |
2 2 2 2 |
Экскурсия - лекция с использованием ИКТ. Практическая работа «Анализ пищевых продуктов», Практическая работа «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» Лекция с использованием ИКТ. Практическая работа «Анализ натуральной кожи», Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи» |
Ведение дневника Фильм, отчет о практической работе. Презентация: «Профессия эксперта по качеству потребительских товаров |
5 |
Знакомство с профессиями: инженера – технолога, эколога, лаборанта на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ). |
12 |
2 |
2 2 2 2 2 |
Лекция с элементами беседы. Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров» Практическая работа: «Современные методы очистки воды» Проект: «Очистим воду сами» Практическая работа: «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом» Проект «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики» |
Ведение дневника Презентация по итогам практической работы. Ведение дневника Изготовление фильтра для очистки воды Ведение дневника Покрытие деревянных и пластиковых шахмат, икебаны из цветов металлом |
6 |
Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 |
12 |
2 |
2 2 2 2 2 |
Лекция с элементами беседы о профессиях Практическая работа: «Исследование качества мучных изделий» Практическая работа: «Определение витамина С в напитках» Проект: «Составление рационального меню школьника» Практическая работа: «Определение жира в продуктах питания» Проект: «Пищевые источники энергии» |
Ведение дневника Ведение дневника Ведение дневника Презентация Ведение дневника Презентация |
7 |
Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 |
10 |
|
2 2 2 2 4 |
Оформления паспорта проектов Подготовка презентации проектов Презентация итогов проектов – круглый стол Рефлексия. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Конференция с использованием ИКТ. |
Паспорт проекта Презентация Демонстрация фильма по итогам экскурсий на предприятиях Карты - рефлексии Защита проектов. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии» |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний. (8 часов)
Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.
Тема 2. Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями: (в медицинскую лабораторию;
в химическую лабораторию «Lukoil». (8 часов)
Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.
Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.
Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.
Практическая работа: «Анализ пищевых продуктов», «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.
Тема 4. Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.
Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.
Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,
Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи»
Тема 5. Знакомство с профессией: инженера - технолога на базе филиала Саратовского государственного технологического университета (СГТУ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.
Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»
Практическая работа:
«Современные методы очистки воды»
Проект: «Очистим воду сами»
Практическая работа:
«Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»
Проект:
«Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»
Тема 6. Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией, в лицее № 34, специальности: кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.
Практическая работа:
«Исследование качества мучных изделий»
Практическая работа:
«Определение витамина С в напитках»
Проект: «Составление рационального меню школьника»
Практическая работа:
«Определение жира в продуктах питания»
Проект: «Пищевые источники энергии
Тема 7. Химия в профессиях, необходимых человеку.
Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 (10 часов)
Оформления проектной документации, подготовка презентации проектов, оформление итогов и обсуждение результатов на круглом столе, проведение рефлексии. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии». Проведение итоговой конференции
Разработка итогового занятия межсетевого элективного курса:
«Химия в моей будущей профессии»
1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.
Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.
Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.
Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.
2. Учащиеся представляют компьютерные презентации о профессиях, связанных с химией:
-
химик - технолог
-
эксперт - лаборант
-
эколог
-
криминалист
-
химик - исследователь
-
химик - преподаватель
-
биохимик
-
фармаколог
Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.
3. Представление видеофильма – презентации:
«Современная химическая лаборатория»
Отчет о проведении экскурсии в лаборатории «Детская городская больница №1» г. Энгельса и лаборатории предприятия «Lukoil». Кабинет и обязанности врача – лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.
4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.
5. Учащиеся предлагают аудитории видео - репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео – презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:
-
Анализ пищевых продуктов,
-
Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,
-
Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.
Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.
6. Ответы на вопросы аудитории.
7. Заключительное слово учителя.
Представление буклета – визитки: «Химия и моя будущая профессия», подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.
Литература
-
Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М. высшая школа, 2003
-
Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977
-
Гроссе Э., Вайсмантель Х., Химия для любознательных. Л.; Химия, 1978
-
Ильчинко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. – М. Просвещение, 1986
-
Курушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М., Высшая школа, 1992
-
Научно теоретические и методические журналы «Химия в школе»
-
Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995
-
Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987
-
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для Вас – Москва, 2001
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации»
- Вебинар «Библиотечный бренд»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»