В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования социального опыта обучающихся

Всероссийский конкурс

Педагогический калейдоскоп






Программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования

социального опыта обучающихся»

РЕАЛИЗУЕТСЯ В МОУ СОШ № 33

г. энгельса Саратовской области





Адрес учебного заведения

413100, Саратовская обл., г. Энгельс,

ул. Тельмана, д.2

http://engschool33.ucoz.ru/

engschool33@mail.ru

тел.: 8(8453)54-12-81, 54-16-85



Авторы работы учителя химии

МБОУ СОШ №33 г. Энгельса

Остроумова Елена Евгеньевна,

Агуреева Светлана Владимировна







Пояснительная записка


Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.

С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения.

Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию. По нашему мнению, больший эффект даст сочетание внутришкольной и сетевой профилизации.

Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.


Программа дополнительного образования «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования

социального опыта обучающихся» предназначена для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Представленная программа является предметно – ориентированной, продолжительностью - 66 часа, по 2 часа в неделю.

Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, активизирует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует социальный опыт: развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей.

Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно - экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института СГТУ, учреждения начального профессионального образования – «Лицей № 34» и школы. На базе этих учреждений ребята знакомятся с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик, инженер, лаборант. На этих площадках ребята не только знакомятся со специальностями и профессиями, но и проявляют себя в них, выполняя различные социальные роли. Они, осуществляя, деятельностный подход к обучению, приобретают социальный опыт, навыки общения и азы проектно – исследовательской работы.

Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения (практикумы, проекты, исследования); демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с созданием мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты – старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.

В рамках программы предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.

Цель программы: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени, формированию социального опыта

Задачи программы:

    1. Создать систему дополнительного образования, в условиях которой будет осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.

    2. Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.

    3. Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.


    Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.

    Изучение курса программы заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде конференции.

    Учебно-тематический план

    Тема занятия


    Часы всего

    из них

    Форма проведения занятий

    Образовательный продукт

    теория

    практика

    1


















    Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением.









    8


    2














    2











    4


    Беседа, использование ИКТ








    Экскурсии. Знакомство с профессиями, связанными с химией


    Киножурнал. Востребованность профессий на рынке труда


    Презентация


    «Химия в профессиональной деятельности человека»





    Ведение дневника





    Карта – тест на рефлексию

    2


    Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями






    8











    2

    2




    2











    2

    Экскурсия в медицинскую лабораторию;


    Экскурсия в химическую лабораторию «Lukoil».


    Круглый стол: «Систематизация материала о профессиях»



    Знакомство с работой химика лаборанта – технолога.



    Ведение дневника



    Ведение дневника



    Презентация:

    «Профессия химика лаборанта – технолога»

    Фильм.





    съемка видеофильма,

    подготовка фотоматериала.

    3
















    4

    Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ).










    Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ).








    12

    2
















    2















    2




    2












    2




    2

    Экскурсия -

    лекция с использованием ИКТ.


    Практическая работа «Анализ пищевых продуктов»,


    Практическая работа

    «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами»



    Лекция с использованием ИКТ.



    Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,


    Практическая работа

    «Оценка качества изделий из натуральной кожи»




    Ведение дневника


    Фильм,

    отчет о практической работе.



    Презентация:

    «Профессия эксперта по качеству потребительских товаров

    5

    Знакомство с профессиями:

    инженера – технолога, эколога, лаборанта

    на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ).



















    12

    2






    2







    2





    2




    2







    2

    Лекция с элементами беседы.


    Практическая работа:

    «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»


    Практическая работа:

    «Современные методы очистки воды»


    Проект: «Очистим воду сами»



    Практическая работа:

    «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»


    Проект

    «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»

    Ведение дневника



    Презентация по итогам практической работы.




    Ведение дневника





    Изготовление фильтра для очистки воды


    Ведение дневника







    Покрытие деревянных и пластиковых шахмат, икебаны из цветов металлом

    6

    Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.

    Посещение Лицея № 34











    12

    2




    2





    2





    2





    2





    2



    Лекция с элементами беседы о профессиях


    Практическая работа:

    «Исследование качества мучных изделий»


    Практическая работа:

    «Определение витамина С в напитках»


    Проект: «Составление рационального меню школьника»



    Практическая работа:

    «Определение жира в продуктах питания»



    Проект: «Пищевые источники энергии»

    Ведение дневника



    Ведение дневника





    Ведение дневника





    Презентация





    Ведение дневника





    Презентация



    7

    Химия в профессиях, необходимых человеку.

    Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ,

    лицея № 34



    10



    2



    2



    2





    2





    4


    Оформления паспорта проектов


    Подготовка презентации проектов


    Презентация итогов проектов – круглый стол



    Рефлексия. Заполнения тест – карт. Самодиагностика.


    Конференция с использованием ИКТ.


    Паспорт проекта



    Презентация



    Демонстрация фильма по итогам экскурсий на предприятиях


    Карты - рефлексии





    Защита проектов.

    Фильм – презентация:

    «Химия в моей будущей профессии»




    Содержание изучаемого курса


    Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний. (8 часов)

    Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.

    Тема 2. Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями: (в медицинскую лабораторию;

    в химическую лабораторию «Lukoil». (8 часов)

    Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.


    Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.

    Практическая работа: «Анализ пищевых продуктов», «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.


    Тема 4. Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.

    Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.

    Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,


    Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи»


    Тема 5. Знакомство с профессией: инженера - технолога на базе филиала Саратовского государственного технологического университета (СГТУ). (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.

    Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»

    Практическая работа:

    «Современные методы очистки воды»

    Проект: «Очистим воду сами»

    Практическая работа:

    «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»

    Проект:

    «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»


    Тема 6. Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 (12 часов)

    Беседа о специальностях, связанных с химией, в лицее № 34, специальности: кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.

    Практическая работа:

    «Исследование качества мучных изделий»

    Практическая работа:

    «Определение витамина С в напитках»

    Проект: «Составление рационального меню школьника»

    Практическая работа:

    «Определение жира в продуктах питания»

    Проект: «Пищевые источники энергии

    Тема 7. Химия в профессиях, необходимых человеку.

    Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 (10 часов)

    Оформления проектной документации, подготовка презентации проектов, оформление итогов и обсуждение результатов на круглом столе, проведение рефлексии. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии». Проведение итоговой конференции





    Разработка итогового занятия межсетевого элективного курса:

    «Химия в моей будущей профессии»

    1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.

    Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.

    Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.

    Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.


    2. Учащиеся представляют компьютерные презентации о профессиях, связанных с химией:

    • химик - технолог

    • эксперт - лаборант

    • эколог

    • криминалист

    • химик - исследователь

    • химик - преподаватель

    • биохимик

    • фармаколог

    Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.


    3. Представление видеофильма – презентации:

    «Современная химическая лаборатория»

    Отчет о проведении экскурсии в лаборатории «Детская городская больница №1» г. Энгельса и лаборатории предприятия «Lukoil». Кабинет и обязанности врача – лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.


    4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.


    5. Учащиеся предлагают аудитории видео - репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео – презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:

    • Анализ пищевых продуктов,

    • Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,

    • Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.

    Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.


    6. Ответы на вопросы аудитории.


    7. Заключительное слово учителя.

    Представление буклета – визитки: «Химия и моя будущая профессия», подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.
























    Литература


    1. Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М. высшая школа, 2003

    2. Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977

    3. Гроссе Э., Вайсмантель Х., Химия для любознательных. Л.; Химия, 1978

    4. Ильчинко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. – М. Просвещение, 1986

    5. Курушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М., Высшая школа, 1992

    6. Научно теоретические и методические журналы «Химия в школе»

    7. Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995

    8. Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987

    9. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для Вас – Москва, 2001
























    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Подписаться на новые
    @mail.ru
    @mail.ru
    @mail.ru