В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа курса "Мы живем на земле Сталинградской" (военно-патриотическое воспитание)

Программа курса "Мы живем на земле Сталинградской" (военно-патриотическое воспитание)

Краткое описание
Gовышение уровня знаний учащихся о героическом прошлом родного края (Сталинград-Волгоград, Городищенский район, село Карповка) периода ВОВ.
Описание
Актуальность. Тема актуальна, потому что в настоящее время каждый современный человек должен знать героическое прошлое своей «малой» родины, уметь добыть и донести до окружающих полученные знания и вызвать чувство гордости на конкретных подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной войны на Сталинградской земле.  Сейчас в курсе школьных программ практически не уделяется время военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а если материал есть, то он разрознен и неполон, его необходимо обобщить и расширить, поэтому и была создана программа военно-патриотического направления «Отряд юных следопытов». Материал программы может использоваться в разных образовательных областях: естествознание — уроки «Окружающего мира», филология – уроки «Литературного чтения», «Русского языка», искусство — уроки «ИЗО», «Технологии», «Музыки»; в таких формах внеурочной деятельности как утренники, тематические вечера, вечера встреч с участниками ВОВ, детьми Сталинграда и т.д. В программе может использоваться материал из художественной и документальной литературы, архивов, Интернета, кино- и фотодокументов, рассказов очевидцев и членов семьи. Цель программы:повышение уровня знаний учащихся о героическом прошлом родного края (Сталинград-Волгоград, Городищенский район, село Карповка) периода ВОВ. Задачи: 1) привлечь учащихся к изучению героического прошлого родного края; 2) познакомить учащихся с фактами исторических событий периода ВОВ на территории Волгоградской области, Городищенского района и села Карповка; 3) воспитывать чувство патриотизма; 4) подготовить отряд юных экскурсоводов по теме «Героическое прошлое родного края» Отличительная особенность: Подготовка юных экскурсоводов по изучению героического прошлого города Сталинграда (Мамаев Курган, Панорама Сталинградской битвы, площадь Павших борцов и т.д.), Городища и Городищенского района (районный краеведческий музей, мемориал «Солдатское поле», братская могила – парк в центре р.п. Городища, место гибели Гули Королевой в с. Паньшино, мемориальный комплекс в с. Россошка, памятник Николаю Сердюкову в р.п. Новый Рогачик), села Карповка и близлежащих сел: х. Дмитриевка, с. Новоалексеевка, с. Жирноклеевка (братские могилы и обелиски). Форма:комбинированная (теория + практическая деятельность + посещение музеев и мест боевой славы). Обучаться могут школьники начальной и основной школы (в смешанных группах). Режим:занятия проводятся2 часа в неделюв классе с использованием современных компьютерных технологий, а также музеях, местах боевой славы (мемориалы, памятники, братские могилы), на дому у ветеранов ВОВ, вдов, детей военного Сталинграда. Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие. Ожидаемые результаты Личностные результаты: сформировать положительное отношение к героическому прошлому своей «малой» родины, к наследию, оставленному нашими дедами и прадедами, уважительное отношение к мемориалам, памятникам, братским могилам, ветеранам ВОВ и другим участникам военных событий. Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков по нахождению, применению и эффективному использованию различных источников (энциклопедии, справочники, архивы, Интернет, художественная литература и т. д.). Уметь создавать свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательские работы). Предметные результаты: 1 уровень(ЗУНы) – учащиеся должны иметь представление о военных событиях во время Великой Отечественной войны в селе Карповка и городе Сталинграде (Волгограде); уметь выделять главное из источника; приобрести навыки работы с историческим материалом. 2 уровень– уметь общаться с людьми (ветеранами ВОВ, вдовами, детьми военного Сталинграда, учителями, родителями и др.); самостоятельно вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. 3 уровень– члены «Отряда юных следопытов» должны уметь подводить итоги своей деятельности в различных формах: самопрезентация, презентация, выставка, экскурсия, конференция, конкурсы экскурсоводческого мастерства и т. п. Программа считается усвоенной, если ребенок посетил более половины занятий и принял участие не менее, чем в двух конкурсах или открытых мероприятиях и сделал 3 из 5 зачетных работы. Программа считается усвоенной на «отлично», если ребенок победил не менее, чем в двух или трех конкурсах.Краткое описание тем программы: 1. Вводное занятие. Героическое прошлое родного края периода ВОВ. — Исторические справки о боевых событиях 1942-1943г.г. на территории Волгоградской области, Городищенского района, с. Карповка. 2. Краткая история боевых действий на территории села Карповка и города Сталинграда во время ВОВ. — Встречи с ветеранами Сталинградской битвы: Майдановым П. Е., Бережновым И. М.; вдовами ветеранов: Гнетецкой М. Н., Княжеченко Т. Г.; детьми Сталинграда: Скоробогатченко Р. И., Фомиченко В. В. 3. Ознакомление с мемориалами, памятниками, братскими могилами Городищенского района, с.Карповка и г. Волгограда. Посещение музеев. — Поездки на Мамаев Курган, Панораму Сталинградской битвы, площадь Павших борцов (Волгоград); поездки на мемориал «Солдатское поле» (Городище), мемориальный комплекс в с. Россошки, памятник Гуле Королевой (с. Паньшино), уход за братскими могилами и обелисками в селах: Карповка, Дмитриевка, Жирноклеевка, Новоалексеевка 4. Подвиги воинов, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы. — ознакомление с литературой, в которой описаны подвиги героев-земляков: Михаила Паникахи, Николая Сердюкова, защитников Дома Павлова и т.д., посещение краеведческих музеев в п. Новый Рогачик, п. Городище, г. Волгограда. Сбор материалов из местных источников, районных и областных архивов, бесед с участниками сталинградских событий и т.д. 5. Подготовка компьютерной презентации по местам боевой славы города Волгограда и села Карповка. — приведение в порядок материалов, полученных в ходе экскурсий, походов по местам боевой славы, посещения ветеранов ВОВ, военных вдов, детей Сталинграда и их родственников, переписка. 6. Итоговая конференция по Сталинградской битве. — Подведениее итога 4-летней работы в виде докладов, презентаций, отчетов-сценариев, выставок, рисунков и т. д.
Литература: 1. Зайцев В. «За Волгой земли для нас не было», записки снайпера, современник, Москва, 1981г. 2. Горский В. А. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, М., Просвещение, 2010г. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., Просвещение, <metricconverter productid=«2010 г» w:st=«on»>2010 г. 4. Гуммер И., Харин Ю. «Герои великой битвы», очерки, Волгоградское книжное издательство, 1962г. 5. Алексеем М. «Мой Сталинград» (Воспоминания), М., «Дружба народов», 2000г. 6. Абдулин М. «160 страниц из солдатского дневника» (Летопись Великой Отечественной), М., «Молодая гвардия», <metricconverter productid=«1985 г» w:st=«on»>1985 г. 7. Мавродиев В. Е. «Свет Великой Победы» (Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области), издательская группа «Вика — плюс», Волгоград 2007г. 8. Некрасов В. «В окопах Сталинграда», М., «Художественная литература», 1990г. 9. Нетета П. П. «Твердыни мужества», изд. «Донбасс», 1981г. 10. Овчинникова Л. П. «Женщины в солдатских шинелях», серия «Подвиг Сталинграда бессмертен», Волгоград. 1987г. 11. Сборник «Самые трудные дни», серия «Подвиг Сталинграда бессмертен», Ниж-Волж. кн. изд., 1975г. 12. Сергеев А. П., Абалихин Б. С., Каден Г. С. «Родная земля Волгоградская», Ниж-Волж. кн. изд., Волгоград, 1975г. 13. Смирнов Б. А. «Небо моей молодости» (Военные мемуары), М., Военное изд., 1990г. 14. Чуйков В. И. «Гвардейцы Сталинграда идут на Запад» (Воспоминания), М., Изд. «Советская Россия», 1972г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конкурс знатокоов истории Сталинградской битвы.docx Скачать


КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ





Рекомендации. Конкурс проводится в форме интеллектуальной игры (брейн-ринг) среди учащихся 9-11 классов образовательных учреждений. Может использоваться в системе дополнительного образования и во внеурочной работе в школе. Количество участников; от 2 до 8 команд, по 5 человек в каждой. Одновременно могут играть только две команды.

Право нажимать кнопку за игровым столом принадлежит капитану команды. Он же называет имя и фамилию человека, который отвечает на вопрос. Отвечать имеет право тот, кто первый выдвинул версию ответа, принятую всей командой.

Жюри фиксирует правильные ответы участников игры и по ее итогам называет лучших знатоков истории Сталинградской битвы.

Вопросы на карточках разделены по степени сложности, для того чтобы ведущий мог ориентироваться в процессе игры: если за игровыми столами не очень сильные команды, то задаются вопросы легкие или средней степени сложности, если сильные - задаются более сложные вопросы.

Содержание конкурса включает: даты, события; персоналии; исторические места Сталинградской битвы.

Педагогические возможности: привлечение учащихся образовательных учреждений к изучению истории Сталинградской битвы, появление лучших знатоков; пропаганда активных методов обучения и воспитания, содействие сплочению усилий педагогов, родителей, общественности в воспитании у учащихся гражданственности, уважительного отношения к истории города.

Оборудование для игры: карточки с вопросами различной степени сложности; указатели с названиями команд и другой реквизит для проведения игры в форме брейн-ринга (звуковой сигнал для ответа).



Вопросы 1-ой степени сложности



1. Кто возглавил 64-ю армию в период Сталинградской битвы?

Генерал-лейтенант Чуйков В.И. (с 28.07. 1942г.); генерал-лейтенант Шумилов М. С. (с 31.12.1942г.)



2. После поражения под Сталинградом в Германии была проведена «тотальная мобилизация». Что это означало?

Призыв в армию подростков с 17 лет и мужчин старших возрастов; снятие брони со специалистов занятых в военной промышленности; мобилизация на заводы женщин, инвалидов и подростков 14-16 лет; более широкое использование рабочих из зависимых стран и военнопленных.



3. Когда Паулюс был произведен в генерал-фельдмаршалы?

В ночь с 30 на 31 января 1943г.



4. Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда», и сколько примерно человек были ею награждены?

Президиум Верховного Совета СССР учредил ее 22 декабря 1942г, ею были награждены более 760 тыс. человек.





5. Что общего в боевой биографии генерал-майора Колпакчи В.Я., генерал-лейтенанта Лопатина А.И., генерал-майора Крылова Н.И., генерал-лейтенанта Чуйкова В.И.?

Они командовали 62-й армией в период Сталинградской битвы.



6. Войска каких фронтов осуществляли контрнаступление под Сталинградом?

Юго-Западного, Донского и Сталинградского.



7. Упорные бои велись в Сталинграде за каждый дом, улицу, цех, пролет, этаж, подвал. Этот дом на площади имени 9-го Январи немцы штурмовали 58 дней. Под каким названием он вошел в историю Сталинградской битвы?

Дом Павлова.



8. Во время Сталинградской битвы появилось новое название - «Лог смерти». Где он находился и почему был так назван?

Овраг у завода «Баррикады». Он был назван так потому, что во время ноябрьских боев 1942г. здесь погибло множество людей.



9. В период Сталинградской битвы союзники СССР (Англия и США) провели операцию против немецко-итальянских войск, которую в западной печати долгое время называли более значительней чем Сталинградская битва. Что это была за операция? Каковы были я масштабы?



В Северней Африке под Эль-Аламейном с 23 октября по 4 ноября 1942г. Операция шла 11 суток, потери составили 55 тыс. человек, под Эль-Аламейном корпус генерала Роммеля имел 80 тыс. человек. (Для сравнения. Сталинградская битва шла 200 дней, во время неё погибло в 14-15 раз больше людей, немецкие войска насчитывали под Сталинградом более 1 млн. человек).



10. Она была посмертно награждена орденом Ленина и навечно зачислена в бригаду сталеплавильной печи № 12 родного завода. (О каком человеке идет речь?

О первой в стране женщине-сталеваре Ольге Ковалевой.



11. Он стал самым тяжелым днем для сталинградцев. Вражеские танки, прорвав оборону наших войск на Дону, внезапно появились у Мечетки, севернее тракторного завода. И одновременно сталинградское небо почернело от вражеских самолетов. В считанные часы центр города стал неузнаваемым: рушились дома, улицы потонули в дыму и пламени. О каком дне Сталинградской битвы идет речь?

23 августа 1942г.



Вопросы 2-й степени сложности



12. Под каким названием в историю Сталинградской битвы вошла территория города, находящаяся южнее завода «Баррикады», где сейчас построены новые жилые дома и вырос на берегу Волги парк?

«Остров Людникова».





13. Сразу после войны началось восстановление разрушенного города. Какая улица Волгограда была отстроена первой? Улица Мира.

14. Какие виды самолетов находились на вооружении Красной Армии и немецкой армии в период Сталинградской битвы?

На вооружении Красной Армии - бомбардировщики (Пе-2), штурмовики (Ил-2), истребители (МиГ-3, Як-1, Ла-5); немецкой — бомбардировщики (Jи-87), истребители (Ме-109), разведчики (Fw-190).



15. Скажите, что связывает одну из самых высоких наград Международной Лиги Красного Креста (медаль имени Флоренс Найтингейл) и Сталинградскую битву?

На сегодняшний день известно 12 имен медицинских сестер, удостоенных за Сталинградскую битву медали Флоренс Найтингейл - одной из самых высоких наград Международной Лиги Красного Креста.



16. Командующий 62-ой армии генерал В.И. Чуйков восхищался мужеством молодых защитников Сталинграда. Он сказал: «Когда 62-ая армия, с треском выбив немцев, снова с высоко поднятыми знаменами пройдет через весь Сталинград, лучшую улицу в городе мы назовем...» Как вы думаете, какое название ей хотел дать В.И. Чуйков?

Комсомольская.



17. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?

О Мамаевом кургане.



18. В 1941 году в 60 городах прифронтовой зоны были созданы особые органы власти - городские комитеты обороны. Кто входил в состав Сталинградского комитета обороны?

Первый секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. С. Чуянов, председателъ исполкома областного Совета депутатов трудящихся И. Ф. Зименков, начальник областного управления НКВД Воронин А.И., военный комендант города Г.М. Кобызев, с декабря 1941г. - В.Х. Демченко.



19. Какой вид оружия по приказу Городского комитета обороны за 15 дней (с 5 по 20 августа 1942 г.) должны были освоить и начать изготовлять заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», «Коммунист» и Саратовский завод им. Фрунзе?

Минометы.



20. 31 июля 1942 года коллективу завода за перевыполнения плана было присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. О каком заводе идет речь, и что он выпускал во время войны?

Тракторный завод, выпускавший танки и моторы.





21. 30 сентября 1942 года в выступлении по берлинскому радио Гитлер заявил: «Сталинград взят!». По приказанию Гитлера был изготовлен специальный литографический камень с текстом листовок «Сталинград пал?» Что случилось с этим камнем, и где он сейчас хранится?

Его бросили в Харькове при отступлении, и теперь он хранится в музее-панораме «Сталинградская битва».



22. Кто возглавил делегацию, направленную командующим 64-ой армии М.С. Шумиловым 31 января 1943 года для предъявления ультиматума командованию 6-ой немецкой армии с предложением Паулюсу отдать распоряжение о капитуляции северной группы войск?

Генерал-майор И.А. Ласкин, начальник штаба 64-ой армии.



23. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал армии А.М. Василевский, генерал-полковник И.Ф. Ватутин, генерал-полковник К.К. Рокоссовский - участники Сталинградской битвы. А что еще объединяет этих людей?

Они стали первыми кавалерами ордена Суворова. Причем эти награды были вручены именно за победу под Сталинградом.



24. По указу Президиума Верховного Совета СССР, ему, как дважды Герою Советского Союза, на родине при жизни был установлен бронзовый бюст. В 1967 году на открытии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы именно ему была предоставлена честь зажечь факел от Вечного огня, горящего на могиле защитников Сталинграда, и доставить его на священную землю Мамаева кургана. О каком известном человеке идет речь?

Это был летчик В. С. Ефремов. На проспекте им. В.И. Ленина, в сквере напротив здания медицинской академии, в 1952 году ему был установлен бронзовый бюст.



Вопросы 3-й степени сложности



25. Эскизы какого художника были использованы при изготовлении медали "За оборону Сталинграда"? В создании каких орденов и медалей он принимал участие?

Николай Иванович Москалев. Он принимал участие в создании орденов Славы и Богдана Хмельницкого (в соавторстве с графиком С. Панченко), медалей за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя, Москвы, Кавказа, «Партизану Отечественной войны».





26. 9 мая 1970 года, когда советский народ отмечал 25-летие Победы над Германией, на площади Героев на Мамаевом кургане была заложена капсула-обращение к потомкам. Когда ее вскроют и прочтут письмо?

9 мая 2045 года.



27. Одна из трагических страниц Сталинградской битвы - это судьбы людей, замученных в лагерях, устроенных фашистами на волжской земле. Скажите, сколько таких лагерей было на территории Сталинградской области и сколько из них отмечены памятными знаками, памятниками, стелами?

47 лагерей. Памятными знаками отмечены три: в х. Вертячем, в поселке Максима Горького и в Гослесопитомнике у станции Карповской.

28.31 октября 1942 года в газете "Сталинградская правда" был опубликован рисунок М. Вайсборда «Крест, да не тот». Под ним подпись: «Журналист:

- Многие ли солдаты вашей дивизии имеют кресты за Сталин¬град?

Генерал:

- Судите сами...»

О каких крестах идет речь?

О крестах над могилами погибших под Сталинградом немцев.



29. Военные историки называют Сталинградскую битву «Каннами XX века». В чем сходство Сталинградской битвы со сражением близ селения Канны в 216 г. до н.э.?

В этом сражении карфагенский полководец Ганнибал ударами войск с флангов взял в клещи войско римлян. Это был первый в военной истории «котел». Во главе римского войска стоял консул Паулюс.



30. В Сталинградской области развернулась работа в помощь фронту: выпускались танки, артиллерийские тягачи, орудия, миномёты, автоматы, аэросани, реактивные минометы, подводные лодки, бронекатера и др. А как вы думаете: что производили два кирпичных завода и завод железобетонных изделий?

Бетонные авиабомбы.



31. В 1943 году жители одного из городов мира, испытавшие на себе ужасы варварской бомбардировки немецкой авиации, собрали 2 тысяч фунтов стерлингов на покупку медикаментов для сталинградцев. Благодаря этой материальной помощи многих раненых удалось спасти. Скажите, из какого города пришла такая материальная поддержка?

Из английского города Ковентри.





32. Во время Сталинградской битвы у немцев появилось новое оружие. Как оно называлось, и какое отношение к нему имел профессор А.П. Александров?

Неконтактная магнитная мина. Лаборатория Ленинградского физико-технического института, возглавляемая А.П. Александровым, смогла полностью обеспечить защиту кораблей от неконтактных мин с магнитным взрывателем.



33. Известно, что контрнаступление Красной армии началось 19 ноября 1942г. Назовите первоначальную дату контрнаступления, назначенную Сталиным и Ставкой. Кто и почему настоял на перенесении срока контрнаступления?

Первоначальной датой контрнаступления было 6-7 ноября 1942г., но из-за неподготовленности советских войск командующие фронтов Н. Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский и А.И. Еременко настояли на другой дате -19 ноября 1942г.



34. Какой инструмент позволял одновременно создавать укрепления и обстреливать неприятеля?

Миномет-лопата. Находится в музее-панораме «Сталинградская битва» (во втором зале).

35. 30 января 1943г. в ставку Гитлера командующий армией Паулюс отправил телеграмму: «Русские в дверях нашего бункера. Мы уничтожаем оборудование» - и добавил буквы «GL». Что они обозначали?

«GL» - буквы международного радиошифра, означавшего, что радиостанция работать больше не будет.



Источник: Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва: метод. пособие с электронным приложением / под общ. ред. А.Н. Вырщикова. – М. : Глобус, 2008. – С.154-160.

9


Программа Мы живем на земле Сталинградской.doc Скачать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карповская средняя общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»







КУРСА


«Мы живем на земле Сталинградской»


(Военно-патриотическое воспитание)


Возраст детей: 6,5-10 лет


Срок реализации: 4 года



Автор: учитель начальных классов Касимова Вера Афанасьевна
















с. Карповка

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НАПРАВЛЕНИЕ КУРСА: ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ


Актуальность

Тема актуальна, потому что в настоящее время каждый современный человек должен знать героическое прошлое своей «малой» родины, уметь добыть и донести до окружающих полученные знания и вызвать чувство гордости на конкретных подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной войны на Сталинградской земле.

Сейчас в курсе школьных программ практически не уделяется время военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а если материал есть, то он разрознен и неполон, его необходимо обобщить и расширить, поэтому и была создана программа военно-патриотического направления «Отряд юных следопытов».

Материал программы может использоваться в разных образовательных областях: естествознание - уроки «Окружающего мира», филология – уроки «Литературного чтения», «Русского языка», искусство - уроки «ИЗО», «Технологии», «Музыки»; в таких формах внеурочной деятельности как утренники, тематические вечера, вечера встреч с участниками ВОВ, детьми Сталинграда и т.д.

В программе может использоваться материал из художественной и документальной литературы, архивов, Интернета, кино- и фотодокументов, рассказов очевидцев и членов семьи.

Цель программы: повышение уровня знаний учащихся о героическом прошлом родного края (Сталинград-Волгоград, Городищенский район, село Карповка) периода ВОВ.


Задачи:

1) привлечь учащихся к изучению героического прошлого родного края;

2) познакомить учащихся с фактами исторических событий периода ВОВ на территории Волгоградской области, Городищенского района и села Карповка;

3) воспитывать чувство патриотизма;

4) подготовить отряд юных экскурсоводов по теме «Героическое прошлое родного края»

Отличительная особенность.

Подготовка юных экскурсоводов по изучению героического прошлого города Сталинграда (Мамаев Курган, Панорама Сталинградской битвы, площадь Павших борцов и т.д.), Городища и Городищенского района (районный краеведческий музей, мемориал «Солдатское поле», братская могила – парк в центре р.п. Городища, место гибели Гули Королевой в с. Паньшино, мемориальный комплекс в с. Россошка, памятник Николаю Сердюкову в р.п. Новый Рогачик), села Карповка и близлежащих сел: х. Дмитриевка, с. Новоалексеевка, с. Жирноклеевка (братские могилы и обелиски).


Форма: комбинированная (теория + практическая деятельность + посещение музеев и мест боевой славы).

Обучаться могут школьники начальной и основной школы (в смешанных группах).

Режим: занятия проводятся 2 часа в неделю в классе с использованием современных компьютерных технологий, а также музеях, местах боевой славы (мемориалы, памятники, братские могилы), на дому у ветеранов ВОВ, вдов, детей военного Сталинграда.


Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,

частично-поисковые, исследовательские, творческие.


Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

сформировать положительное отношение к героическому прошлому своей «малой» родины, к наследию, оставленному нашими дедами и прадедами, уважительное отношение к мемориалам, памятникам, братским могилам, ветеранам ВОВ и другим участникам военных событий.


Метапредметные результаты:

освоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков по нахождению, применению и эффективному использованию различных источников (энциклопедии, справочники, архивы, Интернет, художественная литература и т. д.). Уметь создавать свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательские работы).


Предметные результаты:

1 уровень (ЗУНы) – учащиеся должны иметь представление о военных событиях во время Великой Отечественной войны в селе Карповка и городе Сталинграде (Волгограде); уметь выделять главное из источника; приобрести навыки работы с историческим материалом.

2 уровень – уметь общаться с людьми (ветеранами ВОВ, вдовами, детьми военного Сталинграда, учителями, родителями и др.); самостоятельно вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

3 уровень – члены «Отряда юных следопытов» должны уметь подводить итоги своей деятельности в различных формах: самопрезентация, презентация, выставка, экскурсия, конференция, конкурсы экскурсоводческого мастерства и т. п.

Программа считается усвоенной, если ребенок посетил более половины занятий и принял участие не менее, чем в двух конкурсах или открытых мероприятиях и сделал 3 из 5 зачетных работы.

Программа считается усвоенной на «отлично», если ребенок победил не менее, чем в двух или трех конкурсах.

Мы живем на земле Сталинградской

Учебно-тематический план

п/п

ТЕМЫ

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Героическое прошлое родного края периода ВОВ.


2


1


1

2

Краткая история боевых действий на территории села Карповка и города Сталинграда во время ВОВ.


8


3


5

3

Ознакомление с мемориалами, памятниками, братскими могилами с. Карповка и г. Волгограда. Посещение музеев.


10


3


7

4

Подвиги воинов, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы.


14



4


10

5

Физическая подготовка следопыта

15

___

15

6

Подготовка компьютерной презентации по местам боевой славы города Волгограда и села Карповка.


15


5


10

7

Итоговая конференция по Сталинградской битве.

4

1

3


Итого:

68

17

51


Краткое описание тем программы:

  1. Вводное занятие. Героическое прошлое родного края периода ВОВ.

- Исторические справки о боевых событиях 1942-1943г.г. на территории Волгоградской области, Городищенского района, с. Карповка.

  1. Краткая история боевых действий на территории села Карповка и города Сталинграда во время ВОВ.

- Встречи с ветеранами Сталинградской битвы: Майдановым П. Е., Бережновым И. М.; вдовами ветеранов: Гнетецкой М. Н., Княжеченко Т. Г.; детьми Сталинграда: Скоробогатченко Р. И., Фомиченко В. В.

  1. Ознакомление с мемориалами, памятниками, братскими могилами Городищенского района, с.Карповка и г. Волгограда. Посещение музеев.

- Поездки на Мамаев Курган, Панораму Сталинградской битвы, площадь Павших борцов (Волгоград); поездки на мемориал «Солдатское поле» (Городище), мемориальный комплекс в с. Россошки, памятник Гуле Королевой (с. Паньшино), уход за братскими могилами и обелисками в селах: Карповка, Дмитриевка, Жирноклеевка, Новоалексеевка

  1. Подвиги воинов, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы.

- ознакомление с литературой, в которой описаны подвиги героев-земляков: Михаила Паникахи, Николая Сердюкова, защитников Дома Павлова и т.д., посещение краеведческих музеев в п. Новый Рогачик, п. Городище, г. Волгограда. Сбор материалов из местных источников, районных и областных архивов, бесед с участниками сталинградских событий и т.д.

  1. Подготовка компьютерной презентации по местам боевой славы города Волгограда и села Карповка.

- приведение в порядок материалов, полученных в ходе экскурсий, походов по местам боевой славы, посещения ветеранов ВОВ, военных вдов, детей Сталинграда и их родственников, переписка.

6. Итоговая конференция по Сталинградской битве.

- Подведениее итога 4-летней работы в виде докладов, презентаций, отчетов-сценариев, выставок, рисунков и т. д.



Литература:

  1. Зайцев В. «За Волгой земли для нас не было», записки снайпера, современник, Москва, 1981г.

  2. Горский В. А. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, М., Просвещение, 2010г.

  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., Просвещение, 2010 г.

  4. Гуммер И., Харин Ю. «Герои великой битвы», очерки, Волгоградское книжное издательство, 1962г.

  5. Алексеем М. «Мой Сталинград» (Воспоминания), М., «Дружба народов», 2000г.

  6. Абдулин М. «160 страниц из солдатского дневника» (Летопись Великой Отечественной), М., «Молодая гвардия», 1985 г.

  7. Мавродиев В. Е. «Свет Великой Победы» (Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области), издательская группа «Вика - плюс», Волгоград 2007г.

  8. Некрасов В. «В окопах Сталинграда», М., «Художественная литература», 1990г.

  9. Нетета П. П. «Твердыни мужества», изд. «Донбасс», 1981г.

  10. Овчинникова Л. П. «Женщины в солдатских шинелях», серия «Подвиг Сталинграда бессмертен», Волгоград. 1987г.

  11. Сборник «Самые трудные дни», серия «Подвиг Сталинграда бессмертен», Ниж-Волж. кн. изд., 1975г.

  12. Сергеев А. П., Абалихин Б. С., Каден Г. С. «Родная земля Волгоградская», Ниж-Волж. кн. изд., Волгоград, 1975г.

  13. Смирнов Б. А. «Небо моей молодости» (Военные мемуары), М., Военное изд., 1990г.

  14. Чуйков В. И. «Гвардейцы Сталинграда идут на Запад» (Воспоминания), М., Изд. «Советская Россия», 1972г.

Программа Мы живем на земле Сталинградской.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос