В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Лабораторные работы 6 класс.doc (Лабораторные работы (биология, 6 класс))

Ольга Петрова
Файл прикреплен к материалу: Лабораторные работы (биология, 6 класс)
Войдите для скачивания файлов




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»













Лабораторные работы по разделу

«Основные отделы царства растений»

6 класс







Составитель: Петрова Ольга Яковлевна,

учитель биологии

МБОУ «Лянторская СОШ № 4»







Введение

В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и работ по биологии закладываются с 5 класса.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:

-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

-распознавать органоиды клетки, узнавать основные формы цветкового растения, распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- составлять простейшие цепи питания.

Основными задачами лабораторного практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.


Лабораторные работы.


1. «Знакомство с водорослями».

2. «Строение мхов».

3. «Строение папоротникообразных».

4. «Споры папоротника».

5. «Сравнительная характеристика сосны и ели».

6. «Определение растений из разных семейств».















«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с водорослями».


Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией


Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат «Спирогира»;

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.


Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.


Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.




Рис.1 Спирогира Рис.2 Красные и бурые водоросли










«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Строение мхов».




Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать


Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.


Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части


Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.


Рис.1 Кукушкин лен Рис.2 Сфагнум








«Основные отделы царства растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Строение папоротникообразных».




Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности


Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.


Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.


Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.


Рис.1 Плаун, хвощ и папоротник.







«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Споры папоротника».

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

Оборудование:

  1. цифровые микроскопы;

  2. лист папоротника;

  3. препаровальная игла;

  4. инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

Ход работы.

1.Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2.Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
3.Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
4.Сделайте фотографию.
5.Переведите микроскоп на увеличение 60*.
6.Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:

  • сорус;

  • спора;

  • лист папоротника.

4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника".

Пример оформления практической работы:



«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Сравнительная характеристика сосны и ели».


Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.


Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:


Растения




Хвоя Шишки

длина


окраска


расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры


плотность


сосна














ель














Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Рис.1Сосна обыкновенная Рис.2 Ель европейская







«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Определение растений из разных семейств».


Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу



Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств;

3) лупа.



Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.



Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения (заполните таблицу).



Таблица №1 «Характеристика растений из разных семейств».

Название семейства, растения

Название класса

Формула цветка

Соцветие

Плод

Расположение листьев

1.






2.






3.






4.








Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение.

Докажите принадлежность данного растения к этому классу.









Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru