В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Фирдания Ришатовна Басирова, учитель начальных классов МБОУ Гимназия с.Большой Сардек Кукморского муниципального района РТ


https://edu.tatar.ru/upload/anketas/221115.jpg




В моей педагогической практике часто встречались дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в обычном классе ОУ общего типа. В целях обеспечения освоения детьми указанной категории в полном объеме образовательных программ, я разработала рабочую программу для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.









Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Гарантии прав таких детей на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании», а также в Федеральных законах от 24.11.1995№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В качестве основной задачи в области реализация прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образование всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Кто же поможет ребенку раскрыть его индивидуальные особенности, поможет в выборе жизненного пути, создаст условия для самоопределения и самореализации, для овладения способами преодоления трудностей? Наверное, помощь сегодня может прийти только из сферы образования.

Кто в школе может заняться такой работой профессионально? Проблемы воспитания в школе традиционно решал классный руководитель. Им следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана

с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление учащимся с ограниченными возможностями здоровья особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи. Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.

Для того чтобы внедрить в жизнь то, что было описано выше, учителя должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.



Цели:

Помочь каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный себе способ успешно адаптироваться в жизни.

Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов.

Задачи:

Определить положительные возрастные потребности и интересы ребёнка.

Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.

Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности.

Учитывать положительное воздействие общественного мнения.

Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Основные направления:

Развитие эстетической культуры

Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного.

Интеллектуальное развитие

Цель: формировать целостность научной картины мира.

Саморазвитие

Цель: формировать самосознание, становление активной позиции.

Развитие патриотизма и гражданственности

Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краю.

Развитие нравственности

Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру.

Развитие творчество

Цель: развивать творческие способности.

Здоровьесберегающее развитие

Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.

Методы и приемы по основным направлениям:

индивидуальные развивающие занятия,

психологические тренинги,

беседы,

тестирование,

анкетирование,

диагностирование,

консультации,

поручения,

просмотры фильмов,

изучение литературы,

участие в проектной деятельности,

посещение семьи.



Содержание



Раздел I. «Общие сведения об учащемся»


Социальная карта на учащегося.

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося.

Характеристика на учащегося составленная учителем.



Раздел II. «Общие сведения о семье учащегося»


АНКЕТА «Первое знакомство с семьей ученика».

Карта обследования семьи учащегося.



Раздел III. «Учебная деятельность»


Учебная карта.

Табель успеваемости и посещаемости по четвертям.

Текущий контроль за учёбой, поведением учащегося.

Педагогические наблюдения и выводы об индивидуальной работе с учащимся.



Раздел IV. «Индивидуальная работа»


План индивидуальной работы с учащимся.

Акты обследования жилищно-бытовых условий семьи учащегося.
















Раздел I. «Общие сведения об учащемся»


Социальная карта на учащегося


  1. Жилищные условия.


Ребенок проживает: с матерью,

с отцом,

с бабушкой,

с дедушкой.

С другими ближайшими родственниками (указать родство):

с сёстрами,

с братьями.

Количество членов в семье.

Ребенок проживает: отдельная квартира,

собственный дом,

коммунальная квартира.

Отношения с соседями.


  1. Учебное место учащегося.


Своя комната.

Свой детский уголок.

Свой письменный стол.

Условия для занятия.


  1. Материальное положение семьи.


  1. Дополнительная информация.


Реестр

Дата внесения

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Класс

Диагноз

Выраженные ограничения

Дата снятия

























Характеристика особенностей межличностного общения учащегося



  1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный,

отверженный)


  1. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)


  1. Стиль отношений со сверстниками.

(спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый, обособленный)


  1. Пользуется ли авторитетом в коллективе?

(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы,

не пользуется авторитетом)


  1. Имеет ли друзей?

(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников,

старше себя, меньше себя, ни с кем не дружит)


  1. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?

(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, не

участвует)


  1. Как выполняет общественные поручения?

(с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от

поручений)


  1. С кем чаще всего бывают конфликты?

(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями

и родственниками)













Психолого-педагогическая характеристика на учащегося составленная учителем


Ф. И. О.__________________________________________________________

школа ___________________________________________________________

год рождения_____________________________________________________

класс ____________________________________________________________

домашний адрес___________________________________________________

дата заполнения____________________________________________________


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ


1. Время пребывания в данном коллективе.

2. Краткая характеристика отношений в семье (комфортность, полная, неполная семья, характеристика отношений между родителями.)

3. Состояние здоровья (группа здоровья, хронические заболевания.)


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА


1. Характеристика сенсорно-перцептивной деятельности ученика (зрение, слух, моторика.)

2. Характеристика развития памяти (объем памяти, особенности запоминания учебного материала, соотношение видов памяти.)

3. Особенности развития мышления ___________________________________


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ


1. Общая характеристика нравственных, эмоциональных, интеллектуальных чувств.

2.Акцентуацияхарактера (тревожный, повышено-возбудимый, агрессивный, неуверенный.)

3.Особенности развития произвольности психических процессов (способность к волевому усилию, произвольность, непроизвольность внимания, наличие осознаваемых целей, самоконтроль.)


IV. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Тип темперамента________________________________________________

2. Структура характера (основные черты характера, эгоцентризм, альтруизм)

3. Способности (общие, специальные, музыкальные, художественные, математические и др.)

4. Характеристика межличностного общения ребенка (статус в общении, активный, пассивный, изолированный.)


V. СЕМЬЯ

1. Члены семьи.

2. Жилищные условия.

3. Отношение в семье к ребенку (обожание, забота, дружба, доверие, независимость, бесконтрольность.)


VI. ЗДОРОВЬЕ

1. Особенности физического развития.

2. Особые недостатки.

3.Заболевания.


VII. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА


1. Вступает ли в конфликтные отношения с родителями, с учениками, с учителями (нет, да, часто, редко)?

2. Черты какого темперамента преобладают?

3. Какую роль выполняет в общественном труде (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель)?

4. Проявляет ли положительные качества и формы поведения:

уважение к старшим, внимательность, чуткость, доброту, скромность, трудолюбие, добросовестность и т. д. (нет, если да, то редко; часто или всегда)?

5. Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения: грубость, индивидуализм, эгоизм, зазнайство, упрямство, лживость, беспечность и т. д. (нет, да, часто, иногда)?

6. Вредные привычки.


VIII. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА В КОЛЛЕКТИВЕ


1. Какое положение занимает в коллективе (лидер, популярный, непопулярный, изолированный, отверженный)?

2. Какие общественные поручения выполняет?

3. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?

4. Как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?

5. Стремится ли воздействовать на товарищей, воспитывать их (нет, редко, часто)?

6. Имеются ли близкие друзья, кто они?


IX. УЧЕНИЕ


1. Какое отношение проявляет к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное)?

2. Каков уровень развития внимания (высокий, средний, низкий)?

3. Как запоминает материал (быстро, медленно)?

4. Как забывает материал (быстро, медленно)?

5. Каков уровень развития мышления (высокий, средний, низкий)?

6. Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?

7. Память: а) слуховая; б) зрительная; в) словесно-логическая

8. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?

9. Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?

10. Как относится к требованиям учителей и их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно-положительно, активно-отрицательно, пассивно-отрицательно, безразлично)?


X. ТРУД


1. Как относится к трудовому обучению (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?

2. Как овладевает трудовыми навыками (быстро, средне, медленно)?

3. Участвует ли в общественно полезном труде (всегда, часто, редко, не участвует)?

4. Участвует ли в труде семьи (имеет постоянные поручения, выполняет отдельные поручения, не участвует)?


XI. ДОСУГ


1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний (да, нет, если да, то к какой)?

2. Проявляет ли потребность к творческой деятельности: технической, литературной изобразительной, музыкальной и т.д. (да, нет)?

3. Участвует ли в работе кружков, секций, факультативов (в каком) (да, нет)?

4. Читает ли периодическую печать?

5. Какое любимое занятие в свободное время?


XII.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

1. Какими профессиями интересуется?

2. Имеет ли устойчивое профессиональное направление (нет; если да, то кем хочет быть)?

3. Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)?

4. Осведомлен ли о требованиях избранной профессии к человеку (да, частично, нет)?



Раздел II «Общие сведения о семье учащегося

Анкета «Первое знакомство с семьей ученика»

1. Ф.И.О. матери и отца (лиц, их занимающих)__________________________

2. Образование матери и отца (лиц, их занимающих)_____________________

3. Место работы, должность, контактный телефон матери и отца(лиц, их занимающих)_______________________________________________________

4. Члены семьи, живущие вместе с учеником____________________________

5. Материально-бытовые условия(отдельная комната, наличие рабочего места _____________________________________________________________

6. Семейные традиции (дни рождения, праздники и.т.д.)__________________

7. Увлечения членов семьи(спорт, рыбалка, рукоделие, искусство и.т.д.)_____

8. Увлечения ребенка, кружки, секции__________________________________

9. Обязанности ребенка по дому_______________________________________

10. Кто в основном занимается воспитанием ребенка_____________________

11. Методы воспитания (уговоры, убеждения, требования, наказания, поощрения и.т.д.) __________________________________________________

12. Друзья ребенка, ходят в гости______________________________________

13. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы__________


Анкета для родителей о состоянии здоровья ребенка

1. Ф.И.О. вашего ребенка.

2. Год рождения.

3. Диагноз.

4. Имеющие указания, рекомендованные врачом.

5. Как чувствует себя ваш ребенок в школе?

Анкета «Ваш ребенок»

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешает ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Как складывается отношения с учителями у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?


С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать различные анкетирования с родителями


Раздел III . «Учебная деятельность»


Учебная карта

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Мнение учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием




Предметы, вызывающие трудности




Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно





Оказание помощи в учебе со стороны родителей


Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен



Оказывается эпизодическая помощь (указать по каким)



Оказывается постоянная помощь




Табель посещаемости и успеваемости


Предметы


Всего пропусков

По болезни

Без причины

Оценки

I чет.

Оценки

II чет.

Оценки

III чет.

Оценки

IV чет.

Русский язык








Литература








Татарский

язык








Татарская литература








Математика








Информатика








История








Окружающий мир








Иностранный язык








Технология








ИЗО








Физкультура








ОБЖ








Всего








По болезни








Без причины









ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

за учёбой учащегося _______________________

(Ф.И.О.)

в 200__ - 200__ учебном году.


Дата

Предмет

Проблема

Принятые меры



















ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

за поведением учащегося _______________________

(Ф.И.О.)

в 200__ - 200__ учебном году.


Дата

Проблема

Принятые меры

















ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ


Какие изменения личностных качеств учащегося произошли за период обучения

_________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________





Раздел IV. «Индивидуальная работа»


Карта на учащегося


1. Ф.И.О. ученика (цы).

2. Класс.

3. Дата (число, месяц, год) и место рождения.

4. Домашний адрес, телефон, код подъезда.

5. Семья ребенка:

Мать (Ф.И.О., место работы, контактный телефон, образование),

Отец (Ф.И.О., место работы, контактный телефон, образование).

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка.

Состав семьи, её структура.

Жилищно-бытовые условия.

Взаимоотношение в семье.

Наличие отклонений от норм поведения в семье.

Культурный уровень семьи.

Воспитательный потенциал семьи.

6. Группа здоровья ребенка, заболевания.

7. Характер ребенка.

8. Качества личности ребенка(положительные, отрицательные).

9. Положение ребенка в коллективе.

10. Учебная деятельность:

Успеваемость,

уровень знаний.

мотивация обучения.


План индивидуальной работы

(I вариант)


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1

Изучение личности учащегося, составление характеристики


Классный руководитель,

психолог


2

Изучение жилищно-бытовых условий


Классный руководитель,

соц. педагог


3

Посещение на дому


Классный руководитель,

соц. педагог


4

Вовлечение в систему дополнительного образования


Классный руководитель



5

Контроль за учёбой, выполнением д/з


Классный руководитель,

соц. педагог


6

Контроль поведения в школе


Классный руководитель,

соц. педагог


7

Включение учащегося в группу реабилитации для занятий


Классный руководитель,

соц. педагог


8

Посещение уроков с целью выявления трудностей в учёбе


Классный руководитель,

соц. педагог


9

Проведение бесед о здоровье, о правилах поведения


Классный руководитель,

психолог



План индивидуальной работы

(II вариант)


Учащиеся получают индивидуальные задания с указанием срока их сдачи: 
– при этом они могут обращаться за помощью, как к учителю, так и к одноклассникам.

Обычно выявляются следующие пробелы:

при решении примеров на действия с обыкновенными и десятичными дробями;
– при решении примеров на тождественные преобразования;
– при решении квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к ним;
–  при решении неравенств и систем неравенств.

Изменить методы обучения:

использовать конкретные учебные материалы;
– преподавать по одному шагу за один раз;
– разнообразить методы обучения.

Обеспечить дополнительные занятия:

дополнительная помощь от учителя;
– корректирующие программы;
– помощь одноклассников.

Формировать уверенность в себе:

акцентировать улучшения в учебе;
– мотивировать на учебу;
– демонстрировать свою веру;
– признавать трудность задач;
– опираться на объективные данные;
– ограничивать время выполнения задачи.

Напоминать прошлые успехи:

анализировать прошлые успехи;
– разрешать повторять прошлый успех.

Признавать достижения:

одобрение вслух;
– одобрительные записи в дневник.

Все задания сдаются, разбираются учителем, и после чего, вновь корректируется план ликвидации пробелов.


Акт


обследования семейных и жилищно-бытовых условий учащегося



Цель обследования________________________________________________


Ф.И.О. ученика (цы)_______________________________________________


Кем посещена семья_______________________________________________


Семья проживает по адресу_________________________________________


Состав семьи______________________________________________________


Семья занимает____________________________________________________


Санитарное состояние______________________________________________


Место для занятий, отдыха, сна ребенка_______________________________


Заключение________________________________________________________


Дата посещения «___» ________г.


Члены комиссии: классный руководитель _______ ___________

учителя _______ ___________

________ ___________














Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы

на 20___- 20____ учебный год


Пояснительная записка

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами. Уроки должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. Организация и проведение занятий в СМГ всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы учащихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся. 
Для учащихся СМГ более сложны и методика, и организация занятий. Такие учащиеся занимаются по специально разработанным программам. «Программа по физической культуре для обучающихся в СМГ» предназначена для проведения специально организованных занятий с обучающимися 1-4 классов общеобразовательной школы, по состоянию здоровья отнесённых к специальной медицинской группе. 
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу, и подгруппу «Б» - обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями. 
Настоящее пособие, разработано исходя из условий и возможностей данного образовательного учреждения, где группы комплектуются по полу и возрасту и рассчитано на учителей физической культуры, не имеющих специальную подготовку. Предлагаемый вариант программы рекомендован для занятий с учащимися среднего звена.


Комплектование специальных медицинских групп

  Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Однако, при комплектовании спец. мед. групп школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. 
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся. 
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток. 
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. Засчитывается количество выполненных упражнений. 
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей. 
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого. 
Комплектование СМГ к предстоящему учебному году осуществляется на основе учёта состояния здоровья, показателей физической подготовки и функционального исследования, проводимого в апреле-мае текущего года. 
Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Посещение их учениками обязательно. 
Школьные уроки обязательно должны дополняться системой домашних занятий, проведением спортивно - массовых мероприятий, физкультминуток на уроках. 

Основные задачи физического воспитания обучающихся специальных медицинских групп

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. 
2. Улучшение показателей физического развития. 
3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков. 
4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок. 
5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма. 
6. Воспитание волевых качеств, а также воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой: 
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок; 
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащегося, с учётом имеющегося у него заболевания.


Методические рекомендации по организации специальных медицинских групп

Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений 
при различных заболеваниях


п/п 

Виды упражнений

 Заболевания

1

С максимальным усилием

Сердечно – сосудистая система

2

С максимальной задержкой дыхания

Сердечно – сосудистая система

3

С резким ускорением темпа

Органы дыхания

4

С максимальным статическим напряжением

Сердечно – сосудистая система

5

Толчковые прыжки, прыжки в глубину

Заболевания почек Органы зрения 
Искривление позвоночника 
Органы пищеварения

6

Упражнения в равновесии на повышенной опоре

Нарушения нервной системы

7

Упражнения на мышцы брюшного пресса

Органы пищеварения

8

Акробатические упражнения с повышенной сложностью

Органы зрения 
Искривление позвоночника

9

Ограниченное время игр

Нарушения нервной системы

Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе начальной школы, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов. 
С начала занятий в СМГ обучать самих учащихся подсчёту частоты сердечных сокращений перед уроком, после каждой части занятия и после урока. 
В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков утомляемости у учащихся индивидуально дозировать физическую нагрузку различными приёмами. 
На занятиях должна быть небольшая степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких учащихся необходимо дать им отдохнуть. 
При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику. При появлении средних признаков утомления у всего класса учителю необходимо перестроить план занятия следует ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между выполнением упражнений. Важное при проведении медико-биологических наблюдений определение внешних признаков утомления.

Внешние признаки утомления


Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка

Степень выраженности утомления

Низкая 
(небольшое утомление)

Средняя 
(среднее утомление)

Сильная 
(выраженное утомление)

Цвет лица, шеи, выражение лица

Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное

Значительное покраснение лица, выражение его напряженное 

Резкое покраснение или побледнение кожи, страдальческое выражение лица

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Общая сильная потливость (выделение соли на коже, майке) 

Характер дыхания

Несколько учащенное, ровное

Резко учащенное

Резко учащенное, поверхностное, аритмичное (вплоть до одышки) 

Движение, внимание

Бодрые, задания выполняются чётко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения

Моторное возбуждение или заторможенность. Глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей

Самочувствие, жалобы

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту.


Организация учебного процесса

Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Поэтому недопустимо проведение занятий СМГ совместно с основной и подготовительной группами. Занятие состоит из четырёх частей. 
Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса. 
Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания » нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма. 
Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока. 
Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС. 
В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания. 
Учащиеся СМГ освобождены от выполнения практических нормативов. Но к числу обязательных требований по отдельным видам спорта относятся: лёгкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, прыжки в высоту и длину; гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнения на осанку, ОРУ, акробатические элементы, упражнения на равновесия, упражнения на гимнастических снарядах (если они не противопоказаны). В начале учебного года все занимающиеся в СМГ проходят этап первичной адаптации. Значительное место отводится ОРУ. Нагрузка регулируется за счёт темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, за счёт использования гимнастических снарядов и выбора исходного положения. 
Уровень функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Поэтому основой комплекса являются физические упражнения, способствующие созданию мышечного корсета, который будет надёжной защитой для позвоночника. Эти упражнения одновременно окажут тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нём участвовали все отделы грудной клетки, мышца передней стенки живота и диафрагмы. 
На первом этапе занятий следует ограничить упражнения со сложной координацией, с длительным настуживанием. На следующих этапах занятий следует вводить упражнения с гимнастическими палками, мячами, на гимнастической стенке танцевальные и игровые элементы. Интенсивность занятий должна регулироваться дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Одновременно развиваются такие качества как выносливость, ловкость, быстрота и гибкость. 
Средствами для развития этих качеств являются: циклические виды спорта - ходьба на лыжах, плавание; подвижные игры – волейбол, баскетбол, настольный теннис. К урокам лыжной подготовки допускаются дети, не отстраненные по состоянию здоровья от занятий зимними видами спорта. 
С начала занятий следует учить детей правилам самоконтроля и рекомендовать им вести дневник самоконтроля. Занятия в СМГ проводить под регулярным медицинским наблюдением. 
В зависимости от местных условий, наличия и состояния учебно-материальной базы, а главное особенностей контингента учащихся, можно добиться значительных результатов. 
Контроль и оценка стимулирует стремление учащихся к совершенствованию, повышает их активность на занятиях. При этом, оценивая достижения учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей. Контроль за физической подготовленностью учащихся следует проводить два раза в год: в сентябре-октябре и в апреле-мае. Кроме оценок за физическую подготовленность, ставится оценка за «освоение знаний и двигательных умений».

Содержание программы 
1-2 класс

I. Теоретический раздел: 
основы знаний о физической культуре

  Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры. 
Способы самостоятельного измерения ЧСС. Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Правила подготовки мест для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды, инвентаря и гигиенические требования к ним. Безопасность при занятиях физическими упражнениями, бытовой и уличный травматизм. 
II. Практический раздел: 
развитие двигательных способностей. 
Гимнастика. 
1. Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и обратно. Размыкание приставными шагами влево, вправо. 
2. Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами и без предметов. Упражнения для осанки, упражнения для укрепления брюшного пресса и мышц спины. Упражнения для развития гибкости и координации движений. Упражнения на дыхание и расслабление мышц. 
3. Висы и упоры. Вис присев, вис лёжа, вис на нижней жерди, подтягивание из виса лёжа, вис прогнувшись (используя перекладину, брусья, бревно, скамейку, гимнастическую стенку). 
4. Упражнения в равновесии. Ходьба на носках, приставными шагами, выпадами. Повороты на носках на 180. Приседания. Равновесие на одной ноге. Соскок и мягкое приземление (перевёрнутая скамейка, низкое бревно).

5. Акробатика. Кувырок вперёд, назад, «мост» из положения лёжа, стойка на лопатках. 
6. Лазание по гимнастической стенке, через препятствие, по канату. 
Комбинации из ранее изученных упражнений.

  Лёгкая атлетика. 
Бег по прямой. Равномерный бег 4 мин. Беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, семенящий бег). Низкий старт. Высокий старт. Челночный бег 3х10 м. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в длину, способом согнув ноги. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча с места способом из-за спины через плечо на дальность, в цель.

  Спортивные игры. 
Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановки двумя шагами и прыжком. Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча правой, левой рукой. Броски в кольцо. 
Волейбол. Упражнения без мяча. Стойка волейболиста. Передвижения и перемещения по площадке. 
Упражнения с мячом. Передача мяча сверху двумя руками на месте. Передача мяча в парах на месте и после перемещения.

Лыжная подготовка. 
Повороты переступанием. Попеременный двушажный ход. Спуск в основной стойке, высокой стойке. Подъём наискось «полу ёлочкой». Торможение «плугом». Передвижение на лыжах до 400 м. 

 3-4 класс 
I. Теоретический раздел: 
основы знаний о физической культуре

  Двигательный режим как условие формирования физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль физических упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Режим нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой. 
Деление физических упражнений на развитие физических способностей: выносливости, скоростно-силовых, координации движений, быстроты реакции, ловкости, гибкости. Рациональное питание. 
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, на соревнованиях и спортивных играх.

  II. Практический раздел: 
развитие двигательных способностей.

  Гимнастика. 
1.Строевые упражнения. Перестроение из одной шеренги в две, три. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Изменение скорости движения по команде «Шире шаг!», «Короче шаг!». Соблюдение дистанции. 
2.Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами, без предметов. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для предупреждения плоскостопия. Упражнения в различных исходных положениях – сидя, лёжа, стоя. Специальные упражнения в зависимости от заболевания. Упражнения в парах. 
3.Висы и упоры. Мальчики: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок. Девочки: наскок прыжком на нижнюю жердь; размахивание изгибами; вис лёжа; вис присев. Передвижение в висе.

4.Упражнения в равновесии. Ходьба с грузом на голове по линии, канату, гимнастической скамейке, низкому бревну. Разновидности ходьбы. Повороты на носках в полуприсяду. Пробежка. Соскок прогнувшись и мягкое приземление со страховкой. 
5.Акробатика. Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Кувырок назад в «полу шпагат». Два кувырка вперёд слитно. «Мост» из положения стоя с помощью. 
6. Лазание по канату в два приёма. 
7. Ходьба, в чередовании с лёгким бегом. Ходьба с выполнением упражнений в движении. Ходьба с изменением направления и скорости движения по сигналу. Ходьба с преодолением препятствий (скамейки, мячи, гимнастические палки).

  Лёгкая атлетика. 
Медленный бег до 3 минут. Преодоление полосы препятствий. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжок в длину, способом согнув ноги. Отталкивание. Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния  

  Спортивные игры.

  Баскетбол. Ведение мяча правой, левой рукой с изменением направления и скорости. Передача и ловля мяча двумя руками от груди в шаге, со сменой мест. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча после ведения. Учебная игра. 
Волейбол. Перемещения приставными шагами вправо, влево. Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Приём мяча снизу двумя руками.

  Лыжная подготовка. 
Одновременный одношажный, двушажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Поворот на месте. Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 500 м.



Список литературы:


Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Москва, 1982 .

Альманах психологических тестов. Москва, 1986.

Паскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Москва, 1995.

Власова Т. А. Лубовский В. И. и др. Дети с задержкой психического развития. Москва, 1984.

Демьянов 10. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. Спб., 1999.

Сарпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995.

Чарковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Москва, 1998.

Битяиова М. Р. Работа психолога в начальной школе. Москва, 1998.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва 1956.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. Москва, 1969.

ЛурияА. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологичсский анализ решения задач. N4., 1966.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. Москва, 1996.

Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. Москва, 1999.

Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Москва, 1972.

Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. Москва, 1972.

Шевченко Н. К.   Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектологии. 1998. №5







Использованные ресурсы:

1.«Справочник Классного руководителя» за 2006 год. Рубрика: разбираем сложные ситуации. (сайт www.klass.resobr.ru)

2. «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». Рубрика: работа социального педагога с детьми группы риска. (сайт http://www.ppoisk.com/)



3. «Деятельность социального педагога в образовательном учреждении» Сост.Н.И. Еременко.–.Волгоград:Изд.Корифей,2007 г. (очень полезная в работе книга)



4. Картинки на школьную тему – http://www.sunhome.ru/search/

.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров