Программа работы школьного клуба «Знаменщики и барабанщики в истории России»
Данная программа углубляет и систематизируют знания учащихся по обществознанию, развивает индивидуальные познавательные интересы, позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Программа является приложением к авторской методической разработке Болтуновой Г.Е. «Знаменные группы в школах».Пояснительная записка: Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Частью развития личности является выработка у детей уважения и любви к своей стране, к её законам и символам, т.к. без этого невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символов России» от 01.02.02 № 271, необходимо организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации, и их популяризации. Общеобразовательные программы по Истории Отечества, литературы, обществознания не дают глубокого освещения вопросов о государственной символике, а опыт показывает, что дети проявляют серьезный интерес к данной теме, поэтому возникла потребность в создании кружка, на занятиях которого ученики смогут на расширенном уровне изучить историю государственной символики России и практически применить эти знания. Программа кружка способствует воспитанию патриотов и граждан России – нового поколения людей, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У детей формируется понимание сущности и значения государственной символов, понимание значимости исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними. Изучение данного курса направлено на:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитание гражданственности и уважении ценностей, закрепленных Конституцией России.
- Освоение знаний о создании, развитии и становлении государственной символики нашего государства, Московской области, города Москвы.
- Углубление знаний учащихся, полученных на уроках истории и обществознания.
Основные задачи кружка: 1. Углубление и систематизация знаний учащихся, полученных при изучении курса истории Отечества, обществознания. 2. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся. 3. Способствование решению задач воспитательного характера. 4. Создание в школе действующего знаменного расчета. В результате прохождения программы обучающиеся должны:
1. иметь представление о государственных символах, символах Москвы и Московской области
2. знать основные понятия и термины, этапы исторического становления главных символов государства, включая символы Москвы и Московской области
3. уметь работать с различными источниками информации, уметь анализировать найденную информацию с разных точек зрения, аргументировать свою точку зрения.
4. уметь описывать государственные символы и награды
5. на высоком уровне представлять школу и район в качестве знаменной группы на мероприятиях различного уровня.
Основные формы и методы изучения курса поискового и исследовательского характера. Значительно возрастает доля самостоятельной работы учащихся, специфической чертой курса становится коммуникативно-ориентированное обучение. Проблемными методами целесообразно изучать вопросы влияния Византии, православия на государственную символику. Предлагаемая программа воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серьёзно изучать предмет на достаточно высоком содержательном уровне, может послужить основой для повышения квалификации учителей истории и обществознания. Материалы исследовательских работ учащихся послужат основой для подготовки и проведения классных часов в школе. Знания и практические умения могут быть использованы не только для создания и функционирования знаменного расчета, как на школьном, так и на районном и городском уровне, но и могут оказать существенную помощь при участии в олимпиадах, при подготовке исследовательских работ. Возможно дальнейшее расширение программы до трех лет, используя идею исследовательских проектов. Возможно исследовать проблему истории возникновения и существования знаменных групп в пионерских дружинах московских школ в советский период и преемственности в наши дни.
Программа кружка «Знаменщики и барабанщики в истории России» 1 год ( 144 часа) I Вводное занятие 1 час. 1) Федеральные законы о государственных символах России. Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн России II Тема 1. Государственные гербы, знаки и эмблемы. Практика – строевая подготовка знаменного расчета. 50 часов. 1) Геральдика как наука. 2) Эмблемы древнерусских князей, родовые знаки. 3) Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства. 4) Двуглавый орел. Трансформации герба. 5) Всадник, поражающий змея. 6) Изменения государственного герба в период 16-17 века. 7) Российский герб при Петре 1 и его преемниках. 8) Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года. 9) Герб России в период от Февраля к Октябрю. 10) Герб СССР и РСФСР. 11) Герб Российской федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья. 12) Гербы учебных заведений. Герб школы II Тема 2. Устав ВС РФ. Приемы обращения со знаменем (теория и практика) — 42 часа 1) Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем 2) Отработка приемов обращения со знаменем III Тема 3. Знамёна, стяги, флаги. Практика – действия знаменного расчета. 50 часов. 1) Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги. 2) Знамена Древности и средневековой Европы. 3) Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного. 4) Знамёна первой русской флотилии. 5) Знамена в правлении Петра 1. 6) Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века. 7) Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века. 8) Красные знамёна революции. 9) Флаги РСФСР и СССР. 10) Государственные флаги в 20 веке. 11) Штандарт Президента Российской Федерации. 12) Боевые знамена. Знамя Победы. 13) Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы Тематическое планирование курса. 1год (144 часа).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля | |
Теор. | Практ. | |||
1. |
Вводное занятие. Федеральные законы о государственных символах России. Общее знакомство с государственными символами России День государственного флага Российской Федерации – 22 августа Геральдика — наука о гербах. | 1 | ||
Тема 1. Государственные гербы, знаки, эмблемы (50 часов). | ||||
2. | Геральдика как наука | 1 | 3 | Участие знаменного расчета в школьных мероприятиях |
3. | Эмблемы древнерусских князей. Родовые знаки | 1 | 3 | |
4. | Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства. | 1 | 3 | |
5. | Двуглавый орел. Трансформации герба. | 1 | 3 | |
6. | Всадник, поражающий змея | 1 | 3 | |
7. | Изменения государственного герба в период XVI-XVII века. | 1 | 3 | |
8. | Российский герб при Петре I и его преемниках | 1 | 3 | |
9. | Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года. | 1 | 3 | |
10. | Герб России в период от Февраля к Октябрю. | 1 | 3 | |
11. | Герб СССР и РСФСР | 1 | 3 | |
12. | Герб Российской Федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья | 1 | 3 | |
13. | Гербы учебных заведений. Герб школы | 1 | 5 | |
Тема 2. Знамена, стяги, флаги (42 часа) | ||||
14. | Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем | 2 | 10 | |
15. | Отработка приемов обращения со знаменем | 2 | 28 | |
Тема 2. Знамена, стяги, флаги (25часов) | ||||
16. | Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги. | 1 | 1 | Участие знаменного расчета в школьных, районных и городских мероприятиях |
17. | Знамена Древности и средневековой Европы. | 1 | 1 | |
18. | Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного. | 1 | 1 | |
19. | Знамёна первой русской флотилии. | 1 | 1 | |
20. | Знамена в правление Петра 1. | 1 | 1 | |
21. | Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века. | 1 | ||
22. | Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века. | 1 | ||
23. | Красные знамёна революции. | 1 | ||
24. | Флаги РСФСР и СССР. | 1 | 1 | |
25. | Государственные флаги в 20 веке. | 1 | 1 | |
26. | Штандарт Президента Российской Федерации. | 1 | 1 | |
27. | Боевые знамена. Знамя Победы. | 1 | 2 | |
28. | Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы. | 1 | 2 | |
Итоговое обобщение (1 час) | ||||
Итого – 144 часа |
1. |
Вводное занятие. Федеральные законы о государственных символах России. Общее знакомство с государственными символами России День государственного флага Российской Федерации – 22 августа Геральдика — наука о гербах. | 1 | ||||||
Тема 1. Знаменные группы: история и современность. Действия знаменных групп. (82 часа) | ||||||||
2. | Знаменщики в древности. Хоругвеносцы. Полковые знаменосцы. | 1 | Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях | |||||
3. | Знаменщики при Петре I. | 1 | ||||||
4. | Хорунжие. Прапорщики. | 1 | ||||||
5. | Знаменщики в Советской России. | 1 | ||||||
6. | Пионерская знаменная группа. | 1 | 5 | |||||
7. | Современные военные знаменщики. | 1 | 5 | |||||
8. | Знаменщики Президентского полка | 1 | 3 | |||||
9. | Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем | 1 | 10 | |||||
10. | Знаменная группа школы | 1 | 50 | |||||
Тема 2. Гимны. (60 часов) | ||||||||
11. | Древние гимны. | 1 | Участие в конкурсе на создание гимна школы Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях | |||||
12. | Национальные гимны Европы 16 века. | 1 | ||||||
13. | Первые гимны России. Канты. Виватные канты. | 1 | ||||||
14. | «Преображенский марш». «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш господь в Сионе». «Боже, царя храни!» | 1 | ||||||
15. | «Марсельеза». Гимн международного рабочего движения «Интернационал». | 1 | ||||||
16. | «Союз нерушимый» — гимн СССР. «Россия, священная наша держава…» — гимн России. | 1 | 1 | |||||
17. | Гимн Москвы. | 1 | 1 | |||||
18. | Гимн нашей школы. | 1 | 3 | |||||
19. | Знаменная Группа Школы | 1 | 46 | |||||
Итоговое обобщение (1 час) | ||||||||
Итого – 144 часа | ||||||||
- Алярд К. Книга о флагах.
- Арсентьев Ю.В. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске 17 века
- Вилинбахов Г.В. Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец
- Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской федерации в школе: Методические рекомендации.
- Конституция РФ
- Лакиер А. Б Русская геральдика
- Лебедев В. Большой государственный герб России
- Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн
- Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»
- Соболева Н.А. Русские печати.
- Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации». От 25 декабря <metricconverter productid=«200 г» w:st=«on»>200 г .
- Дегтярев А.Я. История флага: Легенды, факты, споры
- Золин П.М. Герб, гимн, Флаг и столица нашей Родины.
- А.А. Щелоков. Увлекательная геральдика. (Энциклопедия коллекционера), изд. ЭКСМО, 2006.
- Слейтер. С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия, ЭКСМО,2005.
- П.Н.Краснов «Душа армии» — http://az.lib.ru/k/krasnow_p_n/text_0220.shtml
Методические рекомендации
к организации в образовательных учреждениях знаменных групп и отрядов барабанщиков
Москва - 2011
Автор – Болтунова Галина Емельяновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 922(408), руководитель клуба "Знаменщики и барабанщики в истории России"
Боевые знамёна, боевые знамёна!
Вы - сердца батальонов, полков, эскадронов.
От обстрелов, кинжальных боёв
рукопашных
Вы отцовскою кровью горячей окрашены.
Вы рассветом вставали над Орлом и над
Прагой,
Над сожжённой Хатынью, павшим
Рейхстагом.
Вы в боях никогда не гнались за наградами,
Сколько раз вас солдаты державшие падали.
И бессмертье своё, ордена и медали
В те мгновения вам навсегда отдавали...
Барабаны ударили, бьют барабаны,
И выносят знамёна бойцы-ветераны!
На линейке ребята серьёзнее стали,
Хоть войну они только по фильмам и знали.
Боевые знамёна, горящие стяги,
Вам сегодня на верность клянёмся в
присяге.
Мы клянёмся на честность, клянёмся на
совесть,
Что себя мы для подвигов будем готовить.
Вместе с вами по жизни пойдём
непреклонно,
Боевые знамёна, боевые знамёна!
Свою методичку мне хотелось бы начать с такого эпизода: совсем недавно, просматривая видеозапись школьного "Последнего звонка", мои друзья удивились такому факту: в зал, где в парадном строе замерли выпускники, под звуки "Встречного марша" знаменная группа вносит Флаг Российской Федерации, Флаг города-героя Москвы, Знамя школы, звучит гимн России. Начинается торжество. Кто-то, возможно, скажет, что это какой-то анахронизм, пережиток прошлого. Ведь все это уже было и стоит ли повторяться на новом витке истории? А если посмотреть с другой стороны? Не возрождение ли это национальных традиций, гордости за свою Родину, наш народ? Согласитесь, что данный ритуал помогает нашим учащимся осознать свою принадлежность именно к школе № 408, понять свою значимость, укрепиться в том, что они - равные среди равных. Школе № 408 повезло. В ней всегда были живы традиции благодаря ее директору, ее учителям, ее ученикам, ее выпускникам.
Нами было выбрано приоритетное направление деятельности, стержень, на основе которого можно выстроить воспитательную систему школы – воспитание гражданина и патриота в соответствии с государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, принятой 16.02.2001 г. Правительством Российской Федерации.
Определена цель: это создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Поставлены следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы по патриотическому воспитанию школьников.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном знамени
ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
1.Знамя школы является символом чести, патриотизма, уважения к истории школы и ее заслугам по воспитанию подрастающего поколения. Знамя школы служит напоминанием каждому школьнику о славных традициях школы, заложенных в разные годы ее выпускниками.
2.Знамя вручается школе в торжественной обстановке от имени Министерства образования Российской Федерации руководителем Восточного окружного управления образования города Москвы.
3.Знамя школы состоит из двустороннего полотнища, древка и прикрепленного к нему в верхней части шнура с двумя кистями.
Полотнище знамени прямоугольное, размером: по длине – 150 см, по ширине – 100 см; изготовлено из сложенного вдвое красного шелкового фая и по краям с трех сторон обшито золотистой шелковой бахромой.
На лицевой стороне полотнища надпись:
Государственное общеобразовательное учреждение, средняя школа № 408
Высота букв надписи – шесть сантиметров.
На обратной стороне полотнища в центре изображение герба ГОУ СОШ № 408 (диаметром 46 см).
Изображение эмблемы школы выполнено в цвете. Все надписи на полотнище выполнены желтой краской (под золото).
Древко знамени деревянное длиной 220 см, круглого сечения диаметром 2,8 см. Древко окрашено в темно-коричневый цвет, лакировано и имеет на верхнем конце анодированный плоский наконечник (высотой 18 см).
Шнур знамени крученый, изготовлен из золотистого шелка с двумя кистями по концам. Длина шнура 125 см.
4.Постоянное место нахождения знамени школы – служебный кабинет заместителя директора школы по ВР.
5.Знамя выносится торжественно знаменной группой (знаменосец и два ассистента) и устанавливается на месте проведения торжественных мероприятий и других официальных церемоний:
-
День знаний;
-
День учителя;
-
Годовщина Битвы под Москвой;
-
День школы;
-
День космонавтики;
-
День рождения Г. Титова;
-
День Победы;
-
Последний звонок;
-
Вручение аттестатов выпускникам школы.
В других случаях – по распоряжению директора школы.
6.Знамя сохраняется за школой на все время ее существования, независимо от изменения ее наименования.
7.В случае ликвидации школы знамя передается на хранение в ВОУ МДО.
Положение о знаменной группе и отряде барабанщиков
ПОЛОЖЕНИЕ
о знаменной группе ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
-
В знаменную группу школы входят Разводящий знаменной группы (далее РЗГ), три знаменосца и шесть ассистентов.
-
Командиром знаменной группы (далее КЗГ) может быть знаменосец или ассистент. КЗГ выбирается полным составом знаменной группы и утверждается Советом школы.
-
Знаменная группа утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся средней и старшей школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
-
Дублирующий состав знаменной группы утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся средней и старшей школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
-
Знаменная группа вносит Государственный Флаг РФ, Флаг Москвы и Знамя школы на торжественные мероприятия, в соответствии с Положением о школьном знамени.
-
На месте прохождения знаменной группы устанавливается знаменная зона, движение в которой запрещается.
-
Знаменная группа несет ответственность:
-
за сохранность школьного знамени и флагов;
-
за соблюдение ритуалов у школьного знамени и флагов;
-
за уважительное и бережное отношение к школьному знамени и флагам.
-
Торжественная передача знамени новой знаменной группе школы происходит в День последнего звонка.
Разъяснения
к Положению о знаменных группах
-
Знамена всегда хранятся в знаменной комнате (знаменной зоне служебного кабинета заместителя директора по ВР) в специальной стойке. Брать знамена разрешается только знаменосцам. Вынос знамен за пределы школы разрешается только по решению Совета школы.
-
На торжественных мероприятиях знамена выносятся по звуки "Встречного марша". Выводит знаменную группу самый младший (по возрасту) барабанщик или разводящий знаменной группы.
-
Знаменная группа состоит из 10 человек – разводящего знаменной группы (РЗГ), 3 знаменосцев и 6 ассистентов. Существует резервный состав знаменной группы. Группа выносит знамена на торжественные сборы, парады, смотры.
-
Знаменная группа имеет форму:
-
Черные брюки или юбки
-
Белые офицерские рубашки
-
Черные галстуки с двуглавым орлом
-
Черные пилотки с желтым кантом
-
Белые перчатки
-
Красные с золотой каймой и кистями перевязи и панталеры знаменных групп
-
Аксельбанты (золото) с одним или двумя наконечниками
-
Белые погоны с желтым кантом
-
Черные ботинки или туфли
-
-
Перевязь для ношения знамени:
-
Перевязь для ношения Знамени знаменщиком (панталёр) состоит из длинного и короткого плечевых ремней и кожаного стаканчика для установления нижнего конца древка Знамени. Плечевые кожаные ремни шириной 80 мм обтягиваются шелковой тканью и обшиваются по краям золотистым галуном шириной 12-15 мм.
-
Перевязь для ассистентов такая же, как для знаменщика, но вместо кожаного стаканчика пришивается кисть золотистого цвета.
-
-
Знаменосцы и ассистенты выбираются из числа учащихся старше 12 лет. Кандидатов на данные должности выдвигает предыдущий состав знаменной группы.
-
Смена знаменной группы происходит только после утверждения ее Советом школы. Знаменосцем и ассистентом можно быть до 11 класса включительно.
-
Командир знаменной группы выбирается из числа знаменосцев Советом школы. Командир знаменной группы никогда не становится часовым возле знамен.
-
После Прощания со знаменем знаменная форма остается в собственности выпускника.
ПОЛОЖЕНИЕ
об отряде барабанщиков ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
1.В отряд барабанщиков школы входят Командир отряда барабанщиков, выводящий барабанщик и 16 маршевых.
2.Отряд барабанщиков утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся младшей и средней школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
3.Отряд барабанщиков сопровождает вынос Государственного Флага РФ, Флага Москвы и Знамени школы на торжественные мероприятия, в соответствии с Положением о школьном знамени и отряде барабанщиков.
5.Отряд барабанщиков несет ответственность:
-за сохранность школьных барабанов;
-за соблюдение ритуалов с барабанами у школьного знамени и флагов;
-за уважительное и бережное отношение к школьным барабанам.
6.Торжественная передача барабанов новым барабанщикам школы происходит в День последнего звонка.
Разъяснения
к Положению об отряде барабанщиков
Знаменную группу сопровождает отряд барабанщиков. В отряде 18 человек. 2 главных – командир и барабанщик, выводящий знаменную группу. 10 барабанщиков сопровождают вынос знамен "Знаменным маршем", а самый младший выводит знаменную группу. Школьные барабаны хранятся на стойке в знаменной комнате (знаменной зоне служебного кабинета заместителя директора по ВР). Брать их могут только барабанщики и инструкторы барабанщиков, обучающие младших ребят.
Барабанщики проводят торжественные мероприятия, линейки, праздники. Без выводящего барабанщика знаменная группа не может выносить знамена. Барабанщики следят за состоянием барабанов и ремонтируют их по мере необходимости.
Барабанщики имеют свою форму:
-
Черные брюки или юбки
-
Белые рубашки
-
Белые перчатки
-
Белые ленты с золотым кантом
-
Белые аксельбанты
-
Белые с золотом пилотки
-
Черные ботинки или туфли
Барабанщики отряда выбираются из учащихся от 10 лет. Вопросы, связанные с кандидатами и передачей барабанов решаются на общем собрании отряда барабанщиков путем прямого голосования.
Командир отряда барабанщиков назначается из действующего состава отряда Советом школы. Командир отряда барабанщиков отвечает за проведение праздников, обучение младших и дисциплину внутри отряда.
Барабанщики и знаменосцы пользуются правом выбрать себе замену и передать барабан и знамя на торжественной общешкольной линейке.
Ритуал приема знамени
Знаменосец, принимая знамя, произносит
клятву:
Я
(имя, фамилия), знаменосец знаменной
группы, торжественно клянусь: бережно
хранить знамя школы, Государственный
флаг РФ и Флаг города-героя Москвы, четко
выполнять все правила обращения со
знаменем и флагом, оправдать оказанное
мне доверие.
Знамена и флаги хранятся в знаменной комнате, в специальной знаменной стойке в зачехленном виде или под прозрачным покрытием.
Ритуал приема барабана
Барабанщик, принимая барабан, произносит
клятву:
Я
(имя, фамилия), барабанщик отряда
барабанщиков, торжественно клянусь:
бережно хранить барабан, четко выполнять
все правила обращения с барабаном,
оправдать оказанное мне доверие.
Барабаны хранятся в знаменной комнате, в барабанной стойке, в зачехленном виде.
Прощание со знаменем школы
Но самое удивительное и волнующее событие случается, когда школу покидают знаменосцы и ассистенты – 11-тиклассники.
Последний звонок. Вынесены знамена. Очень коротко из-за нарастающей жары, но не менее тепло и душевно обращаются к выпускникам, родителям и гостям директор школы Шманова И.А., глава управы "Ивановское", почетные гости, преподаватели, родители и, конечно, младшие школьники. Особенно проникновенно звучат слова напутствия теперь уже во взрослую жизнь.
Кончились приветствия, и снова словами команд начинается самая трогательная часть этих торжеств - смена знаменной группы и прощание со Знаменем школы. Можно понять волнение знаменосца и ассистентов. Это им - самым "строевым" и успевающим учащимся в течение нескольких лет доверялся торжественный вынос Государственного флага Российской Федерации, Флага города-героя Москвы и Знамени школы на всех многочисленных мероприятиях. По ним оценивалась ветеранами и общественностью города школа № 408. Звучит барабанная дробь, в зал входят новые знаменосцы и ассистенты - теперь уже лучшие во всех отношениях ученики 7-9-х классов. Происходит передача Знамени и, застыв в строю, 11-й класс прощается со Знаменем школы.
Новая знаменная группа, чеканя шаг, выносит знамена. В памяти выпускников этот торжественный, полный доброты и душевности день останется навсегда. И вряд ли кто-либо из выпускников, какую бы дорогу в жизни они не избрали, не будет спустя годы с улыбкой и любовью рассматривать школьные фотографии. Один из пришедших в школу бывших знаменосцев, как бы в подтверждение этого, поделился, что он до сих пор достает иногда из шкафа и надевает свою знаменную форму, гордясь тем, что был знаменосцем, и одновременно грустя, что все это для него уже закончилось.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении 1 окружного смотра – конкурса знаменных групп
«Равнение на Флаг!»
1. Общие положения
1. 1. Цели и задачи:
Смотр знаменных групп проводится с целью:
-формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
-формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять свои гражданские обязанности.
1. 2. Время и место проведения.
Окружной смотр знаменных групп проводится 4 – 8 мая 2010 года на площади перед ДК им. Косырева.
1. 3. Участники окружного смотра-конкурса.
В конкурсе знаменных групп принимают участие знаменные группы школ округа.
2.Порядок проведения окружного конкурса
2.1. Заявка. Руководители знаменных групп предоставляют заявку в методический кабинет в ОМЦ до 15 апреля 2010 года по следующей форме:
Школа
Название группы
Руководитель
ФИО |
Класс |
Дата рождения |
Специальность |
Виза врача |
2.2. Условия смотра. В конкурсе принимают участие знаменные группы всех типов школ округа.
Состав знаменной группы: 10 человек (3+3+3+1) (при наличии знамени школы) или 7 человек (3+3+1), если знамя школы отсутствует.
Форма одежды:
-
Уставная форма знаменных групп ВС РФ;
-
Форма знаменных групп, утвержденная Положением о знаменной группе школы;
-
Возможно использование атрибутики: эмблемы.
2.3. Критерии смотра - конкурса:
-
- наличие формы и атрибутики
-
- мастерство, слаженность действий
-
- движение в шеренге, в колонне
-
- строевой шаг группы
-
- четкость выполнения команд
-
- смена караула
-
- знание символики РФ
-
- внешний вид
2.4. Оргкомитет.
Для организации и проведения смотра создается окружной оргкомитет, который координирует деятельность на местах, определяет состав судейства (жюри), оказывает консультативную помощь коллективам школ в проведении смотра, принимает решения по вопросам поощрения участников.
2.5. Состав жюри.
К работе в составе жюри привлекаются представители ОМЦ, окружного военкомата, заместители директоров школ округа по ВР, преподаватели ОБЖ школ округа, методисты центра "Ивановское", представители ДК им. Косырева, а также ветераны войны и труда, воины-интернационалисты.
3. Подведение итогов
3.1.Руководство проведением конкурса.
Общее руководство проведением конкурса осуществляется Молодежным центром "Ивановское" и ОМЦ ВОУ г. Москвы. Смотр проводится согласно программе (см. приложение № 1).
3.2.Награждение.
Знаменные группы, занявшие 1, 2, 3 места награждаются дипломами и памятными подарками. Участники, награждаются грамотами ВОУ МДО и Молодежного центра "Ивановское".
Приложение № 1
ПРОГРАММА
1 районного смотра – конкурса знаменных групп «Равнение на Флаг!»
1 тур смотра. Торжественная линейка.
Рапорт о готовности знаменных групп
Приветственные речи почетных гостей
Возложение цветов к мемориалу
2 тур смотра. Смотр-конкурс
1 конкурс «Визитная карточка» Рапорт командира знаменной группы о составе группы
2 конкурс «Строевой смотр»
Строевой шаг, смена караула, действия разводящего, коллективные действия, слаженность: построение группы
3 конкурс «Знатоки символики»
Каждой знаменной группе будут заданы вопросы по государственной символике РФ. Вопросы помещаются на сайт ОМЦ.
Приложение №2
Содержание 2 конкурса «Строевой смотр»
Выход знаменных групп начинается с дорожки напротив ДК им. Косырева. После слов командующего смотром: «Под знамена Российской федерации, Города-героя Москвы и школы ____ – СМИРНО! Равнение на знамена!», разводящий знаменной группы подает команду: «Шагом марш!»
При выходе на площадь по команде разводящего знаменной группы (РЗГ): «Нале-во!» группа делает поворот в движении и движется в строю из двух шеренг в направлении жюри. Не доходя до жюри 5-6 шагов, по команде РЗГ: «Стой!» группа останавливается. Затем следует команда РЗГ: «Кру-гом!». РЗГ делает поворот налево, становится в голову второй шеренги. По команде КЗГ: «Напра-во! Шагом марш!» группа в колонну по одному уходит в район ожидания, а знаменная группа в количестве 3-х человек остается на месте. По команде военрука: «Флаг Российской Федерации – Внести!» РЗГ подает команду: «Шагом марш!» и движется знаменной группе, становится в затылок. РЗГ командует: «Налево!» и строевым шагом становится в центр знаменной группы, лицом к фронту. По команде РЗГ: «Шагом марш!» группа выдвигается на исходную точку.
Положение знамени – как указано в строевом Уставе «Положение боевого знамени для движения торжественным маршем»
Победители примут участие в городском смотре-конкурсе церемониальных отрядов «Выше знамёна, Россия!».
Приложение № 3
Регламент конкурса
-
Организуется:
-
В двух группах: «А» (полная программа) и «Б» (упрощённая программа)
-
С обязательностью подачи заявки на участие с указанием, в какой группе, и какой конкретно коллектив заявляется в конкурс не позднее даты, указанной в положении.
-
С разрешением участвовать в конкурсе выпускникам организаций и коллективов прошлых лет.
-
Участниками группы «Б» (допускается исполнение программы одной знамённой группой и сменным знаменосцем) выполняется:
-
Вынос знамени в парадном положении;
-
Смена сзади;
-
Преклонение знамени «от ноги» и «от бедра»;
-
Вынос знамени в походном положении.
Участники группы «Б» могут выполнить по своему желанию некоторые элементы из программы группы «А», которые будут оценены и засчитаны в случае их качественного исполнения.
-
Участниками группы «А» (требуется наличие двух полных смен знамённой группы) выполняется:
-
Вынос знамени в парадном положении с поворотом по одному и фронтом в движении;
-
Смена сзади;
-
Преклонение знамени «от ноги» и «от бедра», «с колена»;
-
Смена спереди;
-
Показ (представление) знамени;
-
Смена сзади или спереди (по выбору группы)
-
Вынос знамени в походном положении;
-
Передача знамени с разводящим другой знамённой группе.
Участники группы «А» могут выполнить по своему желанию дополнительные элементы, например «смену просачивание», которые будут оценены и засчитаны в случае их качественного исполнения.
-
Оценивается
-
Полное выполнение программы соответствующей группы;
-
Чёткость выполнение элементов;
-
Правильность (по составным частям элементов) исполнения выносов знамени, преклонений, показа, смен;
-
Внешний вид группы: аккуратность, единообразие формы (однотипность и однотонность) и правильность использования знамённой формы;
-
Строевая стойка знамённой группы.
-
Баллы снижаются за:
-
Отсутствие галстуков и форменных рубашек (любого варианта) у группы;
-
Неправильно одетая знамённая форма (не через то плечо)
-
Сбои шага при передвижении
-
Неправильная отмашка у ассистентов.
-
Сбои при поворотах (не через то плечо, в разные стороны и т.п.)
-
Хват знамени не за оконечность древка и не вертикальное положение знамени при выносе знамени в парадном положении.
-
Неправильное положение рук знаменосца при выносе знамени
-
Неправильное положение рук знаменосцев в момент смены караула при смене сзади
-
Серьёзные (хорошо видные) сбои равнения знамённой группы при исполнении элементов
-
Наличие шевеления (поправок) в группе в процессе выполнения элементов.
-
Действия знаменосцев (хват знамени), который может привести к падению знамени при сменах и т.п.
-
Невыполнение ассистентами команд разводящего
-
Протяжки при исполнении программы по вине самих групп
-
Нечёткое (в разнобой) выполнение элементов
-
Ошибки в последовательности исполнения элемента
-
Разнобой двух групп при передаче знамени
-
Неаккуратность и разномастность формы
-
Допускается, но со снижением баллов:
-
Пополнение состава группы из числа других коллективов в случае выбытия из строя ассистентов по форс-мажорным причинам накануне смотра, но не более двух и с обязательным оповещением жюри до начала выступления.
-
Упрощение элемента передача знамени без ущерба для его общего содержания, заранее оговоренное с жюри.
-
Не считается ошибками (не оценивается):
-
Отсутствие полной знамённой формы (перевязи и панталеры)
-
Факт заимствования знамённой формы у других коллективов
-
Выполнение смен «автоматом» (без разводящего)
-
Начало выполнения выноса знамени с шагов на месте
-
Прохождение мимо знамени с прижатыми руками при сменах знамени
-
Склонены ли головы группы при преклонении знамени.
Итак, зачем же нужна знаменная группа в образовательном учреждении?…
Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Частью развития личности является выработка у детей уважения и любви к своей стране, к её законам и символам, т.к. без этого невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.
В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символов России» от 01.02.02 № 271 , необходимо организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации, и их популяризации.
Формирование в школах, лицеях и колледжах знаменных групп и отрядов барабанщиков способствует воспитанию патриотов и граждан России – нового поколения людей, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У детей формируется понимание сущности и значения государственной символов, понимание значимости исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними.
Гатчина, Владивосток, Луга, Кострома, Саров, Рубцовск, Выборг, Могилев, Барнаул, Раменское… Под звуки победных маршей, под шелест знамен десятки знаменосцев и ассистентов на огромных просторах нашей Родины чеканят шаг по тем же дорогам, по которым проходили их деды и отцы. История твердым шагом идет по стране, по нашей памяти. И гордо и широко над Знаменами, над парадным строем мальчишек и девчонок, над трибунами Ветеранов летит песня:
Полки идут стеной
Красиво держат строй,
И гордо шелестят знамёна.
Комбат и рядовой - единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России – удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска,
И пусть военная дорога далека,
Мы будем верою и правдою служить России!!!
В бесстрашии атак
Спасли мы Русский флаг
И дом родной и наши песни.
А коль придет беда,
С тобою мы тогда Отчизну заслоним, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России - удивительной стране,
Где солнце новое встает на небе синем
Плечо к плечу идут Российские войска,
И пусть военная дорога нелегка,
Мы будем верою и правдою служить России!!!
Москва, 2012 год
Программа работы школьного клуба
«Знаменщики и барабанщики в истории России»
Для 6 – 11 классов общеобразовательных школ
288 часов (144 часа в год)
Автор: Болтунова Г.Е.
Данная программа углубляет и систематизируют знания учащихся по обществознанию, развивает индивидуальные познавательные интересы, позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Программа является приложением к авторской методической разработке Болтуновой Г.Е. «Знаменные группы в школах».
Пояснительная записка:
Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Частью развития личности является выработка у детей уважения и любви к своей стране, к её законам и символам, т.к. без этого невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.
В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символов России» от 01.02.02 № 271 , необходимо организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации, и их популяризации.
Общеобразовательные программы по Истории Отечества, литературы, обществознания не дают глубокого освещения вопросов о государственной символике, а опыт показывает, что дети проявляют серьезный интерес к данной теме, поэтому возникла потребность в создании кружка, на занятиях которого ученики смогут на расширенном уровне изучить историю государственной символики России и практически применить эти знания.
Программа кружка способствует воспитанию патриотов и граждан России – нового поколения людей, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У детей формируется понимание сущности и значения государственной символов, понимание значимости исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними.
Изучение данного курса направлено на:
-
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитание гражданственности и уважении ценностей, закрепленных Конституцией России.
-
Освоение знаний о создании, развитии и становлении государственной символики нашего государства, Московской области, города Москвы.
-
Углубление знаний учащихся, полученных на уроках истории и обществознания.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию ценностных ориентаций учащихся в современных условиях и формирование целостного представления о символах государства, области, города.
Основные задачи кружка:
-
Углубление и систематизация знаний учащихся, полученных при изучении курса истории Отечества, обществознания.
-
Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся.
-
Способствование решению задач воспитательного характера.
-
Создание в школе действующего знаменного расчета.
В результате прохождения программы обучающиеся должны:
-
иметь представление о государственных символах, символах Москвы и Московской области
-
знать основные понятия и термины, этапы исторического становления главных символов государства, включая символы Москвы и Московской области
-
уметь работать с различными источниками информации, уметь анализировать найденную информацию с разных точек зрения, аргументировать свою точку зрения.
-
уметь описывать государственные символы и награды
-
на высоком уровне представлять школу и район в качестве знаменной группы на мероприятиях различного уровня.
Основные формы и методы изучения курса поискового и исследовательского характера. Значительно возрастает доля самостоятельной работы учащихся, специфической чертой курса становится коммуникативно-ориентированное обучение. Проблемными методами целесообразно изучать вопросы влияния Византии, православия на государственную символику.
Предлагаемая программа воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серьёзно изучать предмет на достаточно высоком содержательном уровне, может послужить основой для повышения квалификации учителей истории и обществознания.
Материалы исследовательских работ учащихся послужат основой для подготовки и проведения классных часов в школе.
Знания и практические умения могут быть использованы не только для создания и функционирования знаменного расчета, как на школьном, так и на районном и городском уровне, но и могут оказать существенную помощь при участии в олимпиадах, при подготовке исследовательских работ.
Возможно дальнейшее расширение программы до трех лет, используя идею исследовательских проектов. Возможно исследовать проблему истории возникновения и существования знаменных групп в пионерских дружинах московских школ в советский период и преемственности в наши дни.
Программа кружка "Знаменщики и барабанщики в истории России"
1 год ( 144 часа)
-
-
Федеральные законы о государственных символах России. Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн России
-
-
Тема 1. Государственные гербы, знаки и эмблемы. Практика – строевая подготовка знаменного расчета. 50 часов.
-
Геральдика как наука.
-
Эмблемы древнерусских князей, родовые знаки.
-
Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства.
-
Двуглавый орел. Трансформации герба.
-
Всадник, поражающий змея.
-
Изменения государственного герба в период 16-17 века.
-
Российский герб при Петре 1 и его преемниках.
-
Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года.
-
Герб России в период от Февраля к Октябрю.
-
Герб СССР и РСФСР.
-
Герб Российской федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья.
-
Гербы учебных заведений. Герб школы
-
Тема 2. Устав ВС РФ. Приемы обращения со знаменем (теория и практика) -
42 часа
-
Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем
-
Отработка приемов обращения со знаменем
-
Тема 3. Знамёна, стяги, флаги. Практика – действия знаменного расчета.
50 часов.
-
Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги.
-
Знамена Древности и средневековой Европы.
-
Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного.
-
Знамёна первой русской флотилии.
-
Знамена в правлении Петра 1.
-
Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века.
-
Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века.
-
Красные знамёна революции.
-
Флаги РСФСР и СССР.
-
Государственные флаги в 20 веке.
-
Штандарт Президента Российской Федерации.
-
Боевые знамена. Знамя Победы.
-
Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы
Тематическое планирование курса.
1 год (144 часа).
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Формы контроля |
|
Теор. |
Практ. |
|||
1. |
Вводное занятие. Федеральные законы о государственных символах России. Общее знакомство с государственными символами России День государственного флага Российской Федерации – 22 августа Геральдика - наука о гербах. |
1 |
|
|
Тема 1. Государственные гербы, знаки, эмблемы (50 часов). |
||||
2. |
Геральдика как наука |
1 |
3 |
Участие знаменного расчета в школьных мероприятиях |
3. |
Эмблемы древнерусских князей. Родовые знаки |
1 |
3 |
|
4. |
Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства. |
1 |
3 |
|
5. |
Двуглавый орел. Трансформации герба. |
1 |
3 |
|
6. |
Всадник, поражающий змея |
1 |
3 |
|
7. |
Изменения государственного герба в период XVI-XVII века. |
1 |
3 |
|
8. |
Российский герб при Петре I и его преемниках |
1 |
3 |
|
9. |
Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года. |
1 |
3 |
|
10. |
Герб России в период от Февраля к Октябрю. |
1 |
3 |
|
11. |
Герб СССР и РСФСР |
1 |
3 |
|
12. |
Герб Российской Федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья |
1 |
3 |
|
13. |
Гербы учебных заведений. Герб школы |
1 |
5 |
|
Тема 2. Знамена, стяги, флаги (42 часа) |
||||
14. |
Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем |
2 |
10 |
|
15. |
Отработка приемов обращения со знаменем |
2 |
28 |
|
Тема 2. Знамена, стяги, флаги (25часов) |
||||
16. |
Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги. |
1 |
1 |
Участие знаменного расчета в школьных, районных и городских мероприятиях |
17. |
Знамена Древности и средневековой Европы. |
1 |
1 |
|
18. |
Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного. |
1 |
1 |
|
19. |
Знамёна первой русской флотилии. |
1 |
1 |
|
20. |
Знамена в правление Петра 1. |
1 |
1 |
|
21. |
Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века. |
1 |
|
|
22. |
Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века. |
1 |
|
|
23. |
Красные знамёна революции. |
1 |
|
|
24. |
Флаги РСФСР и СССР. |
1 |
1 |
|
25. |
Государственные флаги в 20 веке. |
1 |
1 |
|
26. |
Штандарт Президента Российской Федерации. |
1 |
1 |
|
27. |
Боевые знамена. Знамя Победы. |
1 |
2 |
|
28. |
Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы. |
1 |
2 |
|
Итоговое обобщение (1 час) |
||||
Итого – 144 часа |
2 год (144 часа)
-
Вводное занятие 1 час.
-
Федеральные законы о государственных символах России. Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн России
-
-
Тема 1. Знаменные группы: история и современность. Практика – отработка действий знаменного расчета. 82 часа
-
Знаменщики в древности. Хоругвеносцы. Полковые знаменосцы.
-
Знаменщики при Петре I.
-
Хорунжие. Прапорщики.
-
Знаменщики в Советской России.
-
Пионерская знаменная группа.
-
Современные военные знаменщики.
-
Знаменщики Президентского полка
-
Знаменная группа школы
-
-
Тема 2. Гимны. Практика – участие в создании гимна школы, отработка действий знаменного расчета. 60 часов.
-
Древние гимны.
-
Национальные гимны Европы 16 века.
-
Первые гимны России. Канты. Виватные канты.
-
«Преображенский марш». «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш господь в Сионе». «Боже, царя храни!»
-
«Марсельеза». Гимн международного рабочего движения «Интернационал».
-
«Союз нерушимый» - гимн СССР. «Россия, священная наша держава…» - гимн России.
-
Гимн Москвы.
-
Гимн нашей школы.
-
Итоговое обобщение. 1 час.
-
-
1. |
Вводное занятие. Федеральные законы о государственных символах России. Общее знакомство с государственными символами России День государственного флага Российской Федерации – 22 августа Геральдика - наука о гербах. |
1 |
|
|
|||
Тема 1. Знаменные группы: история и современность. Действия знаменных групп. (82 часа) |
|||||||
2. |
Знаменщики в древности. Хоругвеносцы. Полковые знаменосцы. |
1 |
|
Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях |
|||
3. |
Знаменщики при Петре I. |
1 |
|
||||
4. |
Хорунжие. Прапорщики. |
1 |
|
||||
5. |
Знаменщики в Советской России. |
1 |
|
||||
6. |
Пионерская знаменная группа. |
1 |
5 |
||||
7. |
Современные военные знаменщики. |
1 |
5 |
||||
8. |
Знаменщики Президентского полка |
1 |
3 |
||||
9. |
Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем |
1 |
10 |
||||
10. |
Знаменная группа школы |
1 |
50 |
||||
Тема 2. Гимны. (60 часов) |
|||||||
11. |
Древние гимны. |
1 |
|
Участие в конкурсе на создание гимна школы Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях |
|||
12. |
Национальные гимны Европы 16 века. |
1 |
|
||||
13. |
Первые гимны России. Канты. Виватные канты. |
1 |
|
||||
14. |
«Преображенский марш». «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш господь в Сионе». «Боже, царя храни!» |
1 |
|
||||
15. |
«Марсельеза». Гимн международного рабочего движения «Интернационал». |
1 |
|
||||
16. |
«Союз нерушимый» - гимн СССР. «Россия, священная наша держава…» - гимн России. |
1 |
1 |
||||
17. |
Гимн Москвы. |
1 |
1 |
||||
18. |
Гимн нашей школы. |
1 |
3 |
||||
19. |
Знаменная Группа Школы |
1 |
46 |
|
|||
Итоговое обобщение (1 час) |
|||||||
Итого – 144 часа |
Литература для учителя:
-
Алярд К. Книга о флагах.
-
Арсентьев Ю.В. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске 17 века
-
Вилинбахов Г.В. Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец
-
Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской федерации в школе: Методические рекомендации.
-
Конституция РФ
-
Лакиер А. Б Русская геральдика
-
Лебедев В. Большой государственный герб России
-
Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн
-
Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»
-
Соболева Н.А. Русские печати.
-
Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации». От 25 декабря 200 г.
-
Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
-
Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
-
Шатилов В.М. Знамя Победы.
-
Шевяков Т. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX - начала XX в., Астрель, 2002
Литература для учащихся:
-
Дегтярев А.Я. История флага: Легенды, факты, споры
-
Золин П.М. Герб, гимн, Флаг и столица нашей Родины.
-
А.А. Щелоков. Увлекательная геральдика. (Энциклопедия коллекционера), изд. ЭКСМО, 2006.
-
Слейтер. С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия, ЭКСМО,2005.
-
П.Н.Краснов "Душа армии" - http://az.lib.ru/k/krasnow_p_n/text_0220.shtml
Болтунова Галина Емельяновна Приложение к авторской методической разработке "Знаменные группы в школах"
ГБОУ СОШ № 922 г. Москва
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Создание подвижных форм из картона как вид конструирования в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»