В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие нравственно-патриотических чувств и художественного творчества дошкольников посредством ознакомления с изобразительными мотивами старинной русской вышивки и кубанской вышивкой

Развитие нравственно-патриотических чувств и художественного творчества дошкольников посредством ознакомления с изобразительными мотивами старинной русской вышивки и кубанской вышивкой

Ольга Бакулевич
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4711 комментариев: 1
Краткое описание
  Представленные в пособии методические материалы: планы, конспекты занятий, дидактические игры по ознакомлению с символикой русской и кубанской вышивки окажут помощь педагогам дошкольных учреждений в решении вопросов эстетического, нравственно-патриотического воспита¬ния, эмоционального и познавательного развития воспитанников
Описание

Развитие нравственно-патриотических чувств и художественного творчества дошкольников посредством ознакомления с изобразительными мотивами старинной русской вышивки и кубанской вышивкой

Автор – педагог дополнительного образования МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №232» Бакулевич Ольга Анатольевна


ВВЕДЕНИЕ.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопри­мечательностях малой родины, мы помогаем ему установить положитель­ные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой. Верный путь к повышению качества воспитания и обучения — это опора на красоту окружающего мира, культурные ценности.
Научить до­школят чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – важная задача в воспитании ребенка дошкольного возраста. Древние мыслители отмечали, что только через освое­ние культуры своего народа лежит путь к нравственности. Традиционную культуру Кубани можно назвать живой, связующей нитью между поколе­ниями, она сравнима с деревом жизни, объединяющим прошлое, настоя­щее и будущее. Цель данной работы — развитие у детей интереса и любви к традиционной культуре, умение видеть и наслаждаться красотой, желание творить, а также воспитание нравственности детей.
Представленные в пособии методические материалы: планы, конспек­ты занятий, дидактические игры по ознакомлению с символикой русской и кубанской вышивки окажут помощь педагогам дошкольных учреждений в решении вопросов эстетического, нравственно-патриотического воспита­ния, эмоционального и познавательного развития воспитанников
_________________________________________________ ____________________________________________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


СРЕДНЯЯ ГРУППА
Октябрь Помещение на по­лочку красоты вы­шитого изделия, краткая беседа «Знакомство с вы­шивкой». • Воспитывать эстетическое восприятие предме­та, учить видеть его красоту.
• Воспитывать у детей интерес к народному твор­честву, уважение к труду мастеров, желание зна­комиться с народно-декоративным искусством.
Ноябрь Наблюдение про­цесса вышивания «Марья-искусница». • Продолжать воспитывать эстетическое воспри­ятие вышитых изделий.
• Продолжать воспитывать уважение к труду мас­терицы.
• Развивать наблюдательность, внимание, терпе­ние на примере труда вышивальщицы.
Январь Комплексное по­знавательное заня­тие
«В гости к бабуш­ке». • Знакомить детей с особенностями быта кубан­ских казаков.
• Развивать представление детей о жилище-хате, ее интерьере. Закреплять название и назначение пред­метов быта: лавка, печь, прялка, сундук, самовар, лампа.
• Познакомить детей с символикой кубанской вы­шивки: солнце, мать сыра-земля, линия жизми, ли­ния дождя.
• Знакомство с понятием «оберег».
• Прививать любовь к кубанской песне.
Март Рисование узоров вышивки (что за­помнилось) «Сде­лаем куклам прият­ное». • Продолжить знакомство с вышивкой.
• Воспитывать эстетический вкус, желание доста­вить удовольствие куклам.
• Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству.
• Учить детей рисовать символы кубанской вы­шивки, выбирать цвета для рисования символов.
Май Помещение в уго­лок ряжения выши­того взрослым из­делия (фартук, ру­баха и т.д.) «Из ис­тории костюма». • Расширять представление о кубанской народной одежде, ее названии и назначении.
• Закреплять знание детей об украшении одежды казаков, использовать понятие «оберег».
• Воспитывать интерес у детей к родной культуре.
• Продолжать воспитывать интерес к вышивке, развивать художественный вкус и творческие спо­собности.

_________________________________________________ ____________________________________________

Конспекты занятий (средняя группа)

ПОМЕЩЕНИЕ НА ПОЛОЧКУ КРАСОТЫ ВЫШИТОГО ИЗДЕЛИЯ, КРАТКАЯ БЕСЕДА.
Материалы к занятию: полочка красоты, вышитое изделие сал­феточка или полотенце и такое же без вышивки.
На полочку красоты в групповой комнате помещается вышитый пред­мет (вышивка должна быть художественно выполнена) — салфеточка или полотенце, фартучек и т.д.
После того как дети заметили появление нового предмета, воспита­тель подходит к полочке берет салфеточку (к примеру) в руки и восхищен­но говорит:
— Какая прелесть! Для чего такая красота нам нужна?
Стелить на стол? А сверху можно вазочку с цветами поставить.
Правильно. Так что это?
Салфеточка!
А какая красивая! Из чего она сделана?
Из материи, из ткани, верно. А вот у меня еще одна салфеточка есть (показывает точно такую, но не вышитую салфетку). Какая вам салфеточка больше нравиться? Эта? Почему? Узоры на ней? А как вы думаете как эти узоры на салфетке сделаны? Нарисованы? Нет? Приглядитесь внима­тельно — это ниточки, да? Эти узоры вышиты цветными нитками. Какого цвета ниточки?
Красные, черные, а сама салфеточка белая.
Чудесная салфеточка! Давайте поставим ее на нашей полочке и будем любоваться.

_________________________________________________ ____________________________________________

НАБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЫШИВАНИЯ.
Материалы к занятию: цветные нитки, сплетенные в косу, игла, пяльцы, наперсток, неоконченное вышитое изделие.

В ближайшие дни воспитатель приглашает в группу взрослого (маму, бабушку одного из детей, сотрудника ДОУ) увлеченного и владеющего тех­никой вышивания. Хорошо, если такой взрослый принесет свои изделия и сможет побеседовать с детьми. Наблюдение процесса вышивания нельзя навязывать детям, это может быть организовано так: взрослый приходит в группу, садиться и вышивает. Дети будут подходить по мере того, как за­метят взрослого, заинтересуются и будут наблюдать те, кому действительно интересно. Желательно поддерживать с детьми живую беседу, дети должны свободно общаться со взрослыми, друг с другом, задавать вопро­сы. Нужно обратить внимание, с какой любовью взрослый вышивает, как ловко работает иглой, как аккуратно сплетены в косу или разложены в ко­робочке цветные нитки, как их много. А какой сам взрослый? (Веселый, ра­достный, приветливый) т.е. знакомясь с трудом взрослых, необходимо ви­деть в первую очередь человека, человека- творца. Хорошо в это время петь песни (или сам взрослый, или вместе с детьми). Дети будут с интере­сом наблюдать труд взрослого следить за результатом его труда (но если этот результат далек, неощутим, ребенок утрачивает интерес к нему).
_________________________________________________ ____________________________________________

КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «В ГОСТИ К БАБУШКЕ»
Примерный ход занятия.
Материалы к занятию: Вышитая кофта для «бабушки», элементы костюма, сундук с вышитыми изделиями; для создания внутреннего уб­ранства хаты: деревянный стол со скамейками, глиняная посуда, прялка, вышитый почти до конца рушник (в работе — в пяльцах), плетень, макет весеннего дерева с розовыми цветами, игрушки- домашние животные.
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке Марии Ивановне в станицу. Спрашивает детей, на чем можно было бы поехать? (Дети перечисляют транспортные средства)
В: А на чем казаки ездили, когда не было машин? На конях, верно. По­смотрите, на этой картине казак скачет на лошади, ноги поставил в стремена. Давайте и мы с вами отправимся в гости верхом на лошадях, а чтобы дорога была короче и веселее, споем песню « Ой при лужку». (Поют песню.)
В: «Вот мы и приехали! Проходите к хате, постучимся.
Выходит бабушка, дети здороваются с ней, бабушка отвечает: «Ой, здравствуйте, гости дорогие, проходите. Какие же вы красивые, веселые, как хорошо, что вы приехали меня навестить!»
Дети рассматривают убранство горницы, обо всем расспрашивают. Бабушка рассказывает о назначении некоторых вещей. Дети интересуются, что у бабушки хранится в сундуке — показывает 3-4 вышитых вещи, неза­конченную работу — рушник. Дети восхищаются красотой вышитых вещей, обращают внимание на то, что кофточка у бабушки тоже вышитая. Дети рассматривают узоры, называют какие фигуры они разглядели — квадрати­ки, узоры, полоски, волнистая линия, рожки. Бабушка обращает внимание на то, что все эти фигуры вышиты крестиком, дает детям потрогать вы­шивку пальчиками, погладить, Какая она? Выпуклая, шершавая. А ткань? Мягкая, гладкая. Что жестче — ткань или нитки? Верно, нитки, они называ­ются «мулине» Бабушка говорит о том, что нитки эти особенные, крепкие и цвет стойкий, при стирке не линяют.
Бабушка обращает внимание детей на расположение узоров на своей рубашке (вокруг шеи, на рукавах, на груди, по подолу), говорит о том, что раньше вещи не только для красоты вышивали, люди верили, что эти узо­ры будут оберегать человека от болезни. А что у нас чаще всего болит? Горлышко, грудь, руки, — вот и узоры расположены в этих местах.
После беседы бабушка предлагает детям выйти во двор, посмотреть, на ее сад, на животных, что живут у нее во дворе. Дети «выходят» и все обращают внимание, что в саду расцвело дерево. Дети вспоминают и поют песню «В саду дерево цветет».
Бабушка хвалит детей, предлагает отгадать, кто живет у нее во дворе:

«Хвост с узорами, сапоги со шпорами». (Петух)
«У нашей бабуси

Сидит зверь в кужуси,
возле печки греется, без водички моется».
(Кот)

«Собой не птица, Петь не поет,
Кто к хозяину идет, Она знать дает». (Собака)

«Квохчет, детей созывает, всех под крылышко собирает». (Курица)

«Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». (Цыплята)

«Среди двора стоит копна Впереди вилы, сзади метла». (Корова)

По мере отгадывания загадок появляется животное — игрушка, послед­ним «выбегает» черный баран.
Бабушка: Ох, и непоседа у меня этот баран, такой проказник! Даже песню про него сочинили!
Дети: А мы знаем эту песню.
Песня — игра: «Черный баран».
Воспитатель говорит, что детям пора уже возвращаться в детский сад, там их ждут куклы.
Бабушка угощает детей молоком из глиняного кувшина, прощается с ними, приглашает еще приезжать к ней в гости.

_________________________________________________ ___________________________________________
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

РИСОВАНИЕ УЗОРОВ ВЫШИВКИ: «СДЕЛАЕМ КУКЛАМ ПРИЯТНОЕ».
Материалы к занятию: ткань разнообразных форм, фломастеры, вышитые изделия (полотенца, салфетки, рубашки и т.д.).
Воспитатель вспоминает с детьми как они побывали в гостях у бабуш­ки Марии Ивановны, спрашивает, что им больше всего запомнилось. Предлагает детям сделать сюрприз для их кукол — разрисовать салфетки в кукольный уголок, полотенца, подзоры на кровать теми узорами вышивки, что запомнились детям. Воспитатель раздает детям на выбор накрахма­ленную белую ткань полоски, квадраты, прямоугольники и фломастеры. Дети рисуют, затем украшают кукольный уголок.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Октябрь Чтение русской на­родной сказки «Ва­силиса Прекрас­ная», в обработке И. Карнауховой. Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за богатую народными та­лантами Россию, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное чтение сказки. Познакомить детей со старинными предметами: лукошко, горшок, чугунок, донус прялки, словарь, лучина, кадка.
Развивать эстетический вкус, восприятие предме­тов народных промыслов, учить видеть их красоту. Введение понятия «оберег», «берегиня».
Ноябрь Изобразительная деятельность. Коллективная ра­бота: коллаж по сказке «Василиса Прекрасная». 1)Учить детей использовать и сочетать в работе различные материалы.
Развивать возражения и творческие способности детей.
Закреплять цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения апплика­ции.
Формировать навыки работать совместно. Закреплять приемы резания и аккуратно пользо­ваться клеем.
Декабрь Познавательное занятие «Птицы на русской народной вышивке». Продолжать знакомить детей с мотивами русской народной вышивки.
Познакомить детей со значением птицы в вышив­ке, рассказать о птице Сирин, сравнить ее с Жар-птицей, Финистом, павой, голубкой. Вспомнить ри­сунки и песни, в которых встречаются эти птицы.
Январь Познавательное занятие. «Кубанская вы­шивка». Учить детей различать символику узоров кубан­ской и старинной русской вышивки, познакомить со значением цвета в вышивке. Учить видеть связь событий, происходящих в жиз­ни, и узором на вышивке.
Продолжать развивать наблюдательность и па­мять.
Воспитывать у детей любовь и уважение к кубан­скому казачьему краю, к своей малой родине.
Февраль Рисование. «Укра­сим костюмы ка­заку и казачке». Продолжать прививать детям интерес к кубанской вышивке.
Учить детей украшать костюмы элементами кубан­ской вышивки, располагать элементы узоров. Закрепить понятие «оберег», его значение. Закрепить умение детей использовать элементы вышивки при украшении костюмов по собственно­му желанию, работать с кистями разных размеров. Воспитывать интерес к народному творчеству, умение творчески подходить к работе.
Март Дидактическая иг­ра «Чудесный ме­шочек». Закреплять знание простейших символов кубан­ской вышивки.
Продолжить воспитывать интерес к вышивке. Учить понимать связь народного творчества с пе­сенным фольклором.
Апрель Познавательное занятие. «Образ солнца в узорах вышивки». Продолжать развивать творческие способности детей на материале народно-прикладного искусст­ва (вышивки, фольклора). Познакомить с композицией узора на рисунке. Закрепить знание детей других символов кубан­ской вышивки.
Май Итоговое занятие комплексное «Край родной, навек люби­мый» (познаватель­ное и рисование). Выявить знания детей о родном крае, о русской народной вышивке, о символике кубанской вышив­ки.
Закрепить умение детей передавать композицию в сюжетном рисунке, изображая характерные для Кубани сцены трудовой деятельности, праздники. Формировать умение передавать в рисунках глав­ное и существенное цветом, формой расположе­ния на листе.
_________________________________________________ ____________________________________________

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ:
«СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СТАРИННОЙ РУССКОЙ ВЫШИВКЕ,
СИМВОЛЫ УЗОРОВ ВЫШИВКИ».


Примерный ход занятия.

Материалы к занятию
: игра «Символы русской вышивки», подбор­ка открыток, фотографий вышитой одежды, предметов быта, клубок красных ниток.
Воспитатель приглашает детей сесть поудобнее, показывает им крас­ный клубочек ниток: «Дети, сегодня из страны сказок прикатился к нам волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, послушайте:
Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да ле­сам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений — из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обя­зательно вышить полотенце, которое называлось: «рушник». Этим полотен­цем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чу­десные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшеб­ной силой охранять благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украша­ли вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские — по вороту.
Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и бо­лезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь. Помни­те, мы с вами читали сказку о Василисе Прекрасной и уже познакомились с этим словом, — «оберег»?
У меня на столе — красивая коробочка, украшенная орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в ней?
Воспитатель достает подборку иллюстраций, фотографий, открыток с изображением вышитых изделий (старинная вышивка).
Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изде­лия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный — цвет земли.
Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни жи­вотные, ни растения. Земля — наш дом и наша кормилица.
Продолжая рассматривать иллюстрации, дети выделяют повторяю­щиеся элементы, а воспитатель рассказывает, что они означают ( исполь­зуя отдельные карточки из д/игры «Символы русской вышивки»).
Крест, ромб, круг, квадрат- символы солнца. Волнистая линия — вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия — все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла — голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.
Женская фигурка — этот знак называется «Мать — Сырая Земля». Зигза­гообразная линия — тоже линия дождя, или линия жизни. Прямая линия-прямая, светлая дорога.
Елочка — дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.
Кроме этих символов, на вышивке множество изображений зверей, птиц, о них мы будем говорить, когда вы немного подрастете. Вот сколько секретов открыл нам красный клубок- колобок. В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры что-то означают кроме украшения, а вы теперь знае­те и сможете рассказать своим близким и даже сами попробуете кто захо­чет вышить что-нибудь.

_________________________________________________ ____________________________________________
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Игра представляет собой карточки с изображением простейших сим­волов русской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ.
Игра служит для лучшего запоминания символов вышивки и в целом для развития памяти.




_________________________________________________ ____________________________________________

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «РИСОВАНИЕ УЗОРОВ НА ОДЕЖДЕ ДЛЯ ПЛОСКОСТНЫХ КУКОЛ, ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КУКОЛЬНОГО УГОЛКА».
Материалы к занятию: «Символы узоров вышивки»- д/ игра; трафаре­ты одежды- рубахи, фартуки, плоскостные куклы из картона, прямоуголь­ные, квадратные листы белой бумаги, фломастеры, образцы узоров.
Примерный ход занятия.
Воспитатель обращается к детям: «Дети, прихожу я сегодня в группу, а у кукол наших работа кипит. Подслушали они, как мы с вами говорили о вышивке, о ее тайнах и решили себе наряды вышитые завести, да скатер­ти, салфетки в свой кукольный уголок вышить. Накроили рубашек, фарту­ков, салфеток, а вот с узорами ничего не получается, — каракули какие-то. Поможем куклам?» Дети сами выбирают, что бы они хотели украсить узо­рами вышивки, при необходимости используют образцы узоров, затем на­ряжают своих кукол, украшают кукольный уголок.

Карточки: последовательность рисования узоров вышивки:



_________________________________________________ ___________________________________________

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫШИВКОЙ.
ОБРАЗ СОЛНЦА В УЗОРАХ ВЫШИВКИ
»

Материалы к занятию: «посылка», клубок ниток, письмо Марьи-искусницы, вышитые изделия (салфетки, рубашка, рушник, «Чудесный мешочек» (символы русской вышивки, зеркало, корзина с необходимыми материалами для практической работы на каждого ребенка, накрахма­ленный рушник 10 х <metricconverter productid=«25 см» w:st=«on»>25 см
, карандаш черный и красный или фломастер, конверт с адресом д/сада.
Ход занятия
Дети входят под пение песни «Радуйся», приветствуют гостей. Воспи­татель обращается к детям:
«Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. Я ее без вас не стала открывать. Вы хотите узнать, что там лежит?» (Открывает посыл­ку, вынимает клубок ниток и письмо). «Ребята, письмо!» Давайте прочита­ем от кого же оно и что это за клубочек? Читает: «Дорогие дети! Я узнала, что вы очень любите свой родной край, Кубань. Стараетесь, как можно больше узнать о том, как жили ваши дедушки и бабушки (казаки и казачки), чем они занимались. И сами вы уже многое умеете делать своими руками, даже вышивать учитесь, поэтому я и приготовила вам сюрприз. Жду вас к себе в гости. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам волшебный клубо­чек, он покажет вам дорогу к моему дому.
Марья- искусница
Воспитатель: Ну что дети, принимаем приглашение. Ребята, дорога нам предстоит дальняя, а кто скажет, что надо делать, чтобы путь не был утомительным и долгим.
Дети: — Можно рассказывать истории, байки веселые.
— Можно петь песни.
Воспитатель: Правильно, ребята, казаки, отправляясь в дальний по­ход, ехали на лошадях и пели песни, они так и называются «походные». Давайте мы с вами запоем песню и тоже отправимся в путь
Вот наконец-то и домик на опушке. Подойдем поближе, постучимся (стучат).
Выходит «Марья- искусница», дети здороваются с ней она отвечает: «Добро пожаловать гости дорогие, давненько вас поджидаю! Милости про­сим в гости в мою светелку. Ребята, а как вы думаете, почему эта комната так называется?
Дети: Она самая светлая, самая красивая.
М.И.- Нашу светелку освещают электрические люстры, а кто скажет, как освещалась хата в давние времена.
Дети: Лучина, свечи и т.д.
М.И. — Скажите, а зачем нужен был хороший свет?
Дети: Чтобы девушки могли рукодельничать.
М.И. — А кто знает, какие предметы нужны для рукоделия?
Дети: Прялка, веретено, спицы, иглы, пяльцы, нитки и т.д.
М.И. — А как вы думаете, что хранится в этом красивом сундуке. Этот сундук не прост, он открывается, тогда, когда вы вспоминаете пословицы, поговорки о труде, рукоделии.
Дети вспоминают. Сундук открывается, и дети рассматривают выши­тые изделия.
М.И. Вот салфеточки, вот рушник, а вот рубаха вышитая… Посмотрите дети как красиво! А как вы думаете, почему на рубашке узоры вышиты по вороту, рукавах, по низу?
Дети: В старину вещи не только для красоты вышивались. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды, старались защитить са­мые важные части тела, которые часто болят это: горло, руки, грудь.
М.И. Правильно, ребята, по народному поверию вышивка делала кос­тюм нарядным, но и оберегала его от зла и беды, она так и называется «оберег». Вышитыми изделиями украшали дома на стол стелили скатерки, кровать застилали простыней с нарядным краем или подзором, красивыми рушниками украшали стены, окно, божницу.
Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и красивое жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак.
М.И. Понятие «Писать» в древности означало «украшать», «изобра­жать», чернила, заменяла нить, а бумагу — холст. «Строчить письмо» зна­чило вышивать один за другим символические знаки. На Кубани любили вышивать красным и черным цветом. Как вы думаете, почему?
Дети: Красный цвет — это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Черный цвет — это цвет Земли. Земля — это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты. Люди с уважением относятся к земле, и называют ее «матушкой».
М.И.- На вышивках использовался специальный знак «мать — сыра -земля», а Солнце изображали кругом или кругом с расходящимися лучами прямыми или косыми крестами, кругом с крестом внутри.
А теперь потрогайте вышивку пальчиком — какая она? Гладкая? Нет, не гладкая, выпуклая. Если присмотреться то вы увидите узоры, состоящие из крестиков. Этот способ вышивания называется — вышивка крестиком, а сам крест это знак солнца. А вы еще знаете, какие — ни будь узоры, которые использовались в старинной вышивке? Знаете? Давайте проверим. У меня есть чудесный мешочек, вот какой красивый, (показывает детям), в нем лежат карточки с символами вышивки. Сейчас вы будете по очереди вы­нимать карточки и называть какой это знак.
Проводится игра «Чудесный мешочек»
М.И. — Дети вы обратили внимание, как часто повторялся знак солнца, потому, что люди очень любят солнце. Издавна все доброе и хорошее срав­нивают с солнцем. Мама ласково называет своего ребенка «солнышком».
Знаете, ребята, в каждом из нас живет маленькое солнышко. Давайте мы, сейчас подарим друг другу теплые лучики доброты. Становитесь в круг, возь­митесь за руки и посмотрите, друг на друга ласково, улыбнитесь так, чтобы каждый почувствовал, как ему становится хорошо. А теперь скажите друг дру­гу, нашим гостям и всему живому на земле «Мир вам и солнце»
М.И. — Молодцы дети, вы настоящие «волшебники».
Иногда на вышивках изображали солнце, которое разъезжает по небу на крылатых конях в образе девушки, на голове которой солнечный диск. И есть у солнца две вечно юные сестры — заря утренняя и заря вечерняя. По легенде солнце живет в золотом дворце, а в саду растут золотые и сереб­ряные деревья (показ).
Солнце изображали в виде чудесной птицы — павы, или жар птицы, и когда она летит над землей, то она роняет на землю перья-лучи (показ).
Молодцы дети порадовали вы меня. Пора и мне свой сюрприз препод­нести, приготовила я для вас вот такие рушники. Знаете что такое «руш­ник». Правильно, полотенце. Оно человека всю жизнь сопровождает от рождения до смерти. В старину рушники вышивали узорами и дарили са­мым близким людям на счастье. А вы бы хотели подарить рушники нашим гостям? Я вам помогу это сделать. (Садятся за столы). Давайте сначала рассмотрим, как узор на рушнике располагается. Сложим рушник пополам и загладим серединочку. Сравним обе половинки, какой узор на одной по­ловинке, точно такой же и на другой. Как в зеркале отражается. Я даже вам зеркальце приготовила, чтобы сравнить.
Проводится опыт с зеркалом
— Попробуем и мы нанести узоры на свои рушники карандашами. Вы­шивальщицы тоже сначала наносят рисунок на ткань, а потом вышивают. Все сложили рушники пополам, нашли серединочку. А теперь каждую по­ловинку украсим узором, только не забывайте, какой узор нанесли на одну половинку, точно такой же и на другую.
Дети рисуют узоры. (Звучит фонограмма, дети подпевают). Дарят рушники гостям.
Воспитатель: «Марьюшка, ребята устали сидеть, давай-ка, поиграем с ними пусть отдохнут, подвигаются.
П/и «Кривой петух»
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в группу. Да­вайте поблагодарим Марью-искусницу за гостеприимство и за науку.
Дети благодарят Марьюшку, прощаются с гостями, уходят.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Октябрь Беседа о вышивке (повторе­ние: вспомнить понятие «оберег», символику, цвета узоров). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (см. занятие №4 старшая группа). • Продолжать учить детей рассматри­вать вышитые изделия, выделяя эле­менты (символы) узора.
• Закреплять символы вышивки.
• Продолжать воспитывать интерес к вышивке.
Ноябрь Посещение экспозиции Краснодарского Государст­венного историко-археологического музея. «Истории из бабушкиного сундука». Рассматривание вышитых изделий. • Продолжать знакомить детей с осо­бенностями быта кубанских казаков, их
труду.
• Воспитывать у детей интерес к народ­ному творчеству.
• Учить видеть красоту и назначение вышитых изделий.
Декабрь Изобретательная деятель­ность: декоративное рисова­ние «Украсим рушник узора­ми вышивки».Дидактическая игра «Найди ошибку.» • Закрепить знания полученные на экс­курсии.
• Учить детей понимать закономерность расположения узоров на рисунке.
• Познакомить детей с назначением вышитого полотенца, вспомнить его ста­ринное название «рушник».
Январь «Дерево жизни». • Знакомство с Деревом Жизни, его символом.
• Закрепить знание русских народных сказок.
• Учить узнавать дерево жизни на вы­шитых изделиях.
Февраль Образ солнца в узорах вы­шивки • Закрепить знание детей о символах солнца.
• Учить находить знак солнца на выши­тых изделиях.
• Продолжать воспитывать эстетиче­ское восприятие вышитых изделий.
• Обогатить словарь детей пословица­ми, загадками, поговорками о солнце.
Март Кони и птицы в устном на­родном творчестве • Вспомнить сказки, песни, былины о конях и птицах.
• Учить узнавать птиц Феникс, Алконост и птицу Сирин.
• Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству.
Апрель Ручной труд: вышивание в подарок близким салфетки в технике креста простейшие узоры. • Учить вышивать простейшие узоры крестом, правильно пользоваться инст­рументами для вышивки (игла, напер­сток, пяльцы).
• Воспитывать аккуратность, терпение.
• Учить с детьми пословицы, поговорки, загадки о рукоделии,
Май Литературная викторина «Преданья старины глубо­кой» (Связь полотняного и устного фольклора). • Выявить знания детей о народном ис­кусстве Кубани (истории вышивки, сим­волике, фольклоре).
• Закрепить знание русских народных сказок.
• Закрепить через дидактическую игру символы вышивки.
• Развивать интерес к народному твор­честву, фольклору.
БЕСЕДЫ О ВЫШИВКЕ.
1-я беседа.
— Дети, вы любите нарядные платья, костюмы, скатерти и полотенца? Всегда люди любили красиво одеваться и поэтому украшали свою одежду вышивкой и кружевами.
Была на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да по лесам. Собирать букеты цветов, слушать пенье птиц, журчанье ручьев. Что не увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений, из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали и они укра­шать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они обязатель­но должны были вышить полотенце, которое называлось «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, красные углы, стены во время свадь­бы. И красовались на том рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышиты рушник обладает вол­шебной силой — охранять благополучие и счастье в семье. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечье, мужские — по вороту и гуди. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег», от слова «беречь».

2 -я беседа.
— В старые времена, также как и сейчас светило солнце, росли деревья и травы, цвели цветы, а в лесах жили птицы и звери. И всю эту красоту люди отражали в своих вышивках. Только не совсем обычно, а геометри­ческими рисунками. Поэтому и называлась такая вышивка — геометриче­ский орнамент. Такой орнамент возник, как результат передачи образов солнца, звезд, рек, цветов. Крест — огонь. Ромб, круг, квадрат — солнце. Волнистая линия — вода.
Изображения мифологического характера — человека, зверей, птиц. Та­кие фигурки называли берегинями, потому что люди наделяли их волшеб­ной силой. Они должны были беречь людей и их жилища от всяких бед.
_________________________________________________ ____________________________________________

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ. ТЕМА: ВЫШИВКА. УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО.

В Краснодарском музее — заповеднике хранится более 3-х тысяч экс­понатов, характеризующих традиционный быт и культуру населения Куба­ни 19 начало 20 в.в.
К основным видам народного декоративного творчества Кубани отно­сится ткачество, вышивка, кружеплетение.
Все предметы, которые мы сейчас называем памятниками народного искусства имели утилитарное значение. Многими нарядно украшенными вещами украшали интерьер, народные праздники, предназначались для подарков к свадьбе и другим знаменательным событиям.
Жизнь каждого народа на протяжении всей истории развития его ярко отражается в его искусстве.
ВЫШИВКА — народное традиционное искусство. Вышивкой украшали в основном предметы праздничного домашнего обихода, входящие в состав девичьего приданного: полотенца, подзоры простыней, скатерти. Полотен­цами украшали окна, иконы, зеркала, фотографии, красные углы, во время свадеб украшали одежду. По поверью вышитое полотенце обладало маги­ческой способностью сохранять благополучие и счастье семьи.
Особенно использовалась вышивка в народной одежде. Рубахи укра­шали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью, у мужчин по вороту.

В 19, начало 20 века вышивка обычно использовалась на тонком хол­сте домашнего изготовления ( лен, хлопок), в меньшей степени на тканях фабричного производства.
Вышивали красными, черными нитками, иногда и другим цветом. Тех­нические приемы русской и славянской вышивки разнообразны. Они могут быть разделены на две основные группы:
1. вышивка по сплошной ткани ( золотое шитье, крест, двусторонний шов, роспись, гладь, верхошов).
2. вышивка по разреженной ткани: строчка, мережка. Вышивка самое развитое искусство среди народного творчества. Холст, игла, нитки были в каждом доме.
Узоры народной вышивки вырабатывались в соответствии с предме­тами одежды, внутреннего убранства жилищ, отсюда рождались их формы, выбор материала и техники.
Народный орнамент возникает из жизненных впечатлений человека, его общения с природой, осмысливание этих впечатлений и превращает их в зрительный образ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ возник как результат передачи обра­зов солнца, звезд, рек, цветов; крест — огонь; ромб, круг, квадрат — солнце, волнистая линия — вода.
Изображения мифологического характера. Зооморфные изображения фигур человека, зверей, птиц, барсы, орлы. Вышивка ворота, плеч, рук -тоже могла быть своеобразным оберегом. Для окраски нитей обычно поль­зовались растительными красками: корнями и листьями.
Многие образы вышивки тесно соприкасались с фольклором. Так об­раз коня соответствует народной поэзии:

Шею- то несет высоко гоголем / Гриву- то несет широко полымем / Хвост несет, будто дорожку мечет.

В славянской вышивке, в геометрическом орнаменте преобладали прямоугольники, ромбы, квадраты, перекрестья, углы, полосы, леандровый орнамент креста.
УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО. С древних пор люди использовали в быту до­машние ткани, выполненные вручную на ткацком станке. Наиболее древ­ним и самым распространенным способом украшения ткани было узорное ткачество и набойка. В узорном ткачестве преобладал геометрический ор­намент. В далеком прошлом ромбы, квадраты, кресты были условными знаками — символами.
Красный цвет был особенно любим. Красный означал — красивый. На­род наделил этим словом все доброе, хорошее и красивое.
_________________________________________________ ____________________________________________
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АППЛИКАЦИЯ «УКРАСИМ РУШНИК УЗОРАМИ ВЫШИВКИ»

(Занятие проводится после посещения экспозиции музея «Истории из бабушкиного сундука»)
Материалы к занятию: зеркало, вышитый рушник, белье полоски накрахмаленной ткани (заготовки рушников), фломастеры, образцы рушников.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми вспоминают посещение выставки, что больше всего запомнилось. Воспитатель спрашивает детей, как называли в стари­ну вышитое полотенце? Почему рушник»? (от украинского слова «руш»-рука) Какое значение имел рушник в жизни человека? (Он сопровождал его от рождения до смерти: новорожденного заворачивали в вышитый мамой рушник, рушники вышивала невеста к свадьбе, одаривала жениха и всю женихову родню, украшали помещение, вытирали каждый день руки, лицо, и когда человек умирал, рушник провожал его в последний путь.) Воспита­тель обращает внимание на то, как расположен узор на рушнике. Если сложить рушник пополам (вдоль или поперек), то мы увидим, что узор од­ной половины в точности повторяет узор второй половины, как отражение в зеркало. Проводится опыт с зеркалом. Чтобы выяснить, как поняли дети закономерность расположения узора на рушнике, проводится д\ игра «Найди ошибку». Воспитатель спрашивает детей, хотелось бы им пода­рить вышитый красивый рушник своим близким — маме, бабушке или сест­ренке? Предлагает детям нанести узоры на приготовленные полоски тка­ни, чтобы потом вышить их.
Воспитатель тоже выбирает себе полоску ткани и вместе с детьми вы­полняет работу.
_________________________________________________ ____________________________________________

ЦИКЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БЕСЕД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ МОТИВАМ РУССКОЙ ВЫШИВКИ.
«ДРЕВО ЖИЗНИ»
(не путать с генеалогическим деревом)
Дети, давайте с вами вспомним сказки, в которых упоминаются чудес­ные деревья.
«Сказка о молодильных яблочках и живой воде»:
«Царь очень устал и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если старику съесть это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу -будет видеть»
«Мороз Иванович» (Одоевский):
«Идет дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве зо­лотые яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят: — Мы яблочки наливные, спелые, корнем дерева питаемся, студеной водой обмываемся, кто нас с дерева стрясет, тот нас и себе возьмет»
«Крошечка- Хаврошсчка» (р.н.с.)
«Хаврошечка все слушала, и все делала, что коровушка завещала: го­лодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду по­ливала, и выросла яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листья висят золотые, веточки гнуться серебряные, кто ни едет мимо останавливается, кто проходит близко, тот заглядывается.»
«Жадная старуха» (р.н.с.)
«Жил старик со старухой. Пошел в лес дрова рубить, сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: — Не руби меня мужичок! Что тебе надо, все сделаю!»
— Вот сколько сказок мы вспомнили, в которых говорится о чудных де­ревьях. Оказывается, дети, в старинной русской вышивке тоже есть изо­бражение чудо-дерева. Называется это изображение «Древо жизни». С ним связана старинная легенда:

«Далеко- далеко, на окиян-море стоит чу­десный дуб, поднимается он от земли до неба. Дерево то златовидно в ог­ненной красоте, оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех деревьев и плоды тоже, исходит от него сладкое благоухание, и оно как бы является центром Вселенной. На вершине его сияет птица-солнце, а пло­ды его охраняют дивные птицы, которые поют «песни царские». По-другому это дерево называли «мировым деревом». Считалось, что оно со­единяет небо, землю и подземный мир.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение древа жизни на вышивках и говорит о том, что подобные изображения встречаются на ставнях старинных домов, в росписи дверей или мебели, показывает де­тям фотографии из журналов. В конце беседы воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им легенда и дает задание на дом: нарисовать, как дети представили себе дерево жизни по легенде.
_________________________________________________ ____________________________________________
ОБРАЗ СОЛНЦА В УЗОРАХ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается.»
«Встану я рано, бело да румяно, Умоюсь росой, расчешу золотые косы.»
Дети отгадывают: «Солнце». А как еще можно ласково произнести это слово? — Солнышко, без солнца невозможна жизнь на земле, оно согревает землю, дает свет. Издавна люди поклонялись солнцу, воспевали в песнях, сочиняли заклички; сказки о нем. Солнце представлялось людям то ходя­щей по небу красной, (блестящей) девушкой, то «божьей дочкой» или бо­гиней, появляющейся на небе в пурпурной одежде зари и в сиянии лучей. На вышивках женские фигурки, выполненные красной нитью из геометри­ческих фигур, усыпанные солярными (солнечными) знаками, изображают солнце. Если руки фигурки подняты, это- весеннее солнце («дева»); если опущены — осеннее солнце (или «мать»)
В узорах народной вышивки есть многочисленные изображения«девы», держащей в поднятых руках чудо — птиц, отмеченных солярными знаками.
В народных русских сказках утренняя заря представлялась в образе блестящей златокрылой птицы, а одно из преданий повествует, что у Солнца есть две вечно юные сестры — заря утренняя и заря вечерняя. Они — свет, рождаемый солнцем, поэтому постоянно, находятся при божестве и прислуживают ему. (Воспитатель показывает детям этот мотив).
Само солнце люди тоже представляли в виде птицы, потому что дви­жется по небу подобно птице. Златокрылая, огненная, светозарная птица -солнце, жар — птица или птица — пава, как ее называли в народе ,- то сидит на «дубе-стародубе», то летит над землей и роняет из своего хвоста пе­рья- лучи. Птица — солнце связана с весенней порой года. На вышивках птица эта всегда изображена с поднятыми крыльями и расправленными перьями, со знаками солнца, света, огня и плодородия, -дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило « резвеевсех на свете». В народном поэтическом мышлении образ утреннего ве­сеннего солнца связывался не только с птицей, но и ретивым огнедыша­щим конем. Предание гласит, что солнце разъезжает по небу на подобных птицам крылатых конях. Конь с птицей часто изображаются вместе. Сол­нечные кони в народном представление- существа фантастические -шерсть у этих «сивок-златогривок» серебряная, хвост и грива золотые-«золотая шерстинка, серебряная спинка», «из ноздрей пламя пышет, ис­кры летяг».
Воспитатель рассматривает с детьми изображения коней на вышив­ках, обращает внимание детей на необычные, словно проросшие ве­точками растений хвосты солнечных коней. Оказывается, лошадь в давние времена была воплощением божества растительности, с ее хвостом свя­зывалось представление о плодородии. В конце беседы воспитатель предлагает найти на вышивке изображения солнца, рассказать о них, дает детям задание на дом: вспомнить сказки, загадки, песни, в которых гово­риться о волшебных птицах, конях, попробовать самим придумать сказку о волшебном коне или птице.
_________________________________________________ ____________________________________________


КОНИ, ПТИЦЫ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
Воспитатель напоминает детям о домашнем задании: Вспомнить сказ­ки, былины о конях; птицах, попробовать самим сочинить сказку. Дети на­зывают сказки; «Сивка бурка» (русская народная сказка), «Конек- Горбу­нок» (Ершов),« Марья — Моревна» (русская народная сказка), «Иван Мень­шой — разумом большой», «Илья Муромец и Соловей — разбойник», «Свято-гор — богатырь», описывают сказочных коней, рассказывают свои сказки, показывают рисунки. Аналогично дети вспоминают сказки, где упоминают­ся вольные птицы: «Иван- Царевич и Серый волк» (Жар-птица, русская на­родная сказка), «Финист- Ясный сокол», «Федот- стрелок», «Сказка о царе Салтане» (А.С. Пушкин), «Сказка о Золотом Петушке» (А.С. Пушкин), «Сказка о молодильных яблоках», «Конек Горбунок» (Ершов).
Вспоминают кубанские песни: «Ой при лужку», «Маруся», «Два голубка».
Рассматривают детские рисунки к сказкам, иллюстрации художников, росписи изделий народно-прикладного искусства. Воспитатель показывает иллюстрацию художника Ст. Ковалева из книги «Жар- Птица» (изд. «Урал-пресс», Пермь, 1992г.» и рассказывает о птицах, сидящих на ветвях чудес­ной яблони: «Стоит на краю света высокая-высокая гора, растет на верши­не той горы волшебная яблоня с молодильными яблоками. На верхних ветвях ее сидят птицы Феникс и Алконост, птицы счастья и радости. Легче, веселее жить на земле от их песен. На нижних ветвях сидит и дремлет птица Сирин- птица печали.
А в корнях той яблони таятся два кувшина- с живой и мертвой водой. Вот какие чудесные птицы, кони живут в русском фольклоре и не только в устном, но и полотняном, вышитом. В заключение беседы воспитатель со­общает детям, что скоро у них состоится викторина «Преданья старины глубокой..», где они смогут посоревноваться в знании сказок, пословиц, пе­сен, знании образов русской вышивки.
_________________________________________________ ____________________________________________

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
(Связь устного и «полотняного» фольклора)

1. Какому сказочному персонажу принадлежат слова: «Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный. Опечалился чему? — Говорит она ему.» («Царевна- Лебедь»-А.С. Пушкин.)
«Ах, стрелец-молодец, не срывай моей буйной головушки, не своди меня с белого света, лучше возьми меня живую, принеси в свой дом, поса­ди на окошечко, и смотри: как только найдет на меня дремота, в ту самую пору ударь меня правой рукой наотмашь и добудешь себе великое сча­стье.» («Федот-Стрелец»- голубка-девица) «Кому я нужен, тот меня найдет, но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков истоп­чешь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных по­рвешь» (Финист-Ясный сокол)
«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку! («Золотой Петушок» А.С. Пушкин)

2. Как в сказках называли птицу счастья: Гамаюн, Алконост, Грифон, Могол, Феникс, Говорун, Сирин? (Феникс)

3. Что означают изображения птиц на старинной русской вышивке? (Утреннее или весеннее солнце)

4. О ком говорится в старинной загадке: «Золотая шерстинка, сереб­ряна щетинка, из ноздрей пламя пышет, искры летят?» Ответ найдите сре­ди узоров русской вышивки. (Конь)

5. Послушайте отрывки из сказок и вспомните, кто был хозяином этих коней: «Бурушка — Косматушка с горы на гору перескакивает, реки — озера перепрыгивает, холмы перелетает.» (Илья Муромец)
«Выйди за околицу — говорит конь — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — Я тут и буду» (Иванушка дурачок). «Вставай, — говорит пчелка — кобылицы все соб­раны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся; пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты укради его и в глухую полночь уходи из дому.» (Иван — Царе­вич, р.н. сказка« Марья-Марьевна»)

6. Отгадайте загадки:
«Зимой и летом одним цветом»
«Никто не пугает, а вся дрожит» (осина)
«Белые овечки бегают по свечке» (верба)
«Изба белена, а маковка зелена» (береза)
Муз. Пауза: Хоровод «Во поле береза стояла»
7.0 каком дереве нам рассказали узоры русской вышивки? (Древо жизни)

8. Назовите сказки, в которых упоминаются чудные деревья. ( см. бе­седу «Древо жизни)

9. Д/и «Символы русской вышивки»
_________________________________________________ ____________________________________________

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО С ОБЕРЕГАМИ»
Материал: рубашки (3), сарафан (2), шапочки, иллюстрации с обе­регами, фартук, свистульки.
Ребята, скажите, какое сейчас время года (осень). Правильно, осень. Послушайте, какая есть загадка про осень: «Всех наградила, все погубила». А как вы думаете, чем всех наградила осень? (урожаем). А почему гово­риться в загадке, что осень все загубила? (потому что с деревьев опадают листья, трава засохла, птицы улетают в теплые края, медведь, еж готовят­ся к спячке, белка готовит запасы). Правильно, а что делают осенью люди? (запасают себе на зиму овощи и фрукты, заготавливают сено, дрова). Пра­вильно, славно трудились люди летом, богатый урожай созрел осенью. Надо все успеть убрать в подвалы, кладовки для хранения. А что же склады­вают в подвалы и кладовки? (картофель, лук, морковь, свеклу). А как заготав­ливают фрукты? (Варят варенье, компоты). Молодцы, все правильно. Вот есть такая поговорка: «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна»
Потрудились люди осенью, убрали урожай, а длинной холодной зимой люди будут отдыхать. Натопят жарко печи, и будут шить, вязать, выши­вать. А что же вышивают люди? Они вышивали свою одежду. Посмотрите, как красиво вышиты рубашки, фартуки. А как вы думаете, зачем люди вы­шивали свою одежду? (чтобы было красиво). Сейчас я вам расскажу сек­рет этой вышивки. Но сначала вы сами подумайте и скажите, что у вас ча­ще всего болит, когда вы простудитесь? (горло, грудь...). А когда холодно, что ваши мамы на вас надевают (пальто, шапку, кофту, штаны). Правиль­но, все это надо для того, чтобы защитить наше горло, плечи, грудь, ноги. Вот поэтому вышивка на одежде находится на тех местах, через которые болезнь забирается в человека (какого цвета нитки?). Посмотрите внима­тельно, вышивка на воротнике, груди, рукавах, подоле. И тайна этой вы­шивки в том, что люди раньше верили, что вышивка оберегает человека от болезни и бед, и поэтому вышивали те места, которые закрывали самые уязвимые места для болезни, т.е. горло, грудь, плечи, живот, ноги. И вы­шивка эта называется — ОБЕРЕГОМ. Как вы думаете, почему она так назы­вается? (добиться от детей ответа). А еще дети делали вот такие сви­стульки. Это тоже обереги. Ранней весной был такой праздник «Свистунья ». Дети выходили на край деревни и свистели в эти свистульки с деревни злых духов, все болезни, т. е. оберегали
жителей деревни от несчастий. Вот вы и узнали секрет вышивки, что такое обереги. Посмотрите, а вот у наших ребят тоже рубашки с маленьки­ми оберегами на груди, рукавах. Давайте сейчас Дима будет дедом… (рас­пределяю роли на драматизацию сказки " Репка "). Показываем детям сказку. По окончании предлагаю детям приготовить из репки вкусную кашу (с-р игра «Семья»).
_________________________________________________ ____________________________________________

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «БЕРЕГИНЯ»

Дети, вспомните, кто такая Берегиня?! Правильно. У нее есть имя -Рожаница. А называют ее так вот почему: раньше, древние люди думали, что живет на небе «Госпожа рождения », святая госпожа живых существ. В узорах народной вышивки есть многочисленные изображения «девы», дер­жащей в поднятых руках чудо — птицу, отмеченную солярными знаками. В народных русских сказках утренняя заря представлялась в образе блестя­щей, златокрылой птицы. Если Берегиня изображена с поднятыми руками -это Дева, с опущенными — это мать. Дева — это весеннее, рождающее Солнце. Мать — осеннее солнце, когда уже пора убирать урожай. В конце занятия вспомним с детьми загадки про солнце, сказки, в которых «живет солнечная дева».
Дать детям задание: Нарисовать дома Берегиню и придумать про нее сказку. 

_________________________________________________ ____________________________________________

ЗАНЯТИЕ «ЗНАКОМСТВО С СИМВОЛАМИ — ЛЬВЫ, ОЛЕНИ, ОРЕЛ».
— Дети, на прошлых занятиях я вам рассказывала о сказочных птицах и конях. Сегодня я вам расскажу о других животных из сказок. Давайте рас­смотрим с вами несколько мотивов русской народной вышивки, (дети рас­сматривают таблицы с изображением льва, оленя, орла). Посмотрите, ка­кой красивый олень. В русской вышивке он встречается реже, чем конь. Олени на узорах то предстоят дереву жизни, то попарно запряженные, как птицы или кони в повозку, символизируют движение солнца, а рога упо­добляются солнечному сиянию.
Встречаются на русских вышивках и загадочные двуглавые орлы. Орел в народном сознании был воплощением небесного огня. Часто в узо­рах два орла с поднятыми крыльями, срастаются в одну двуглавую птицу, своим зубчатым контуром похожую на лучистый круг — солнце. Часто та двуглавая птица прорастает тоненькими веточками растений.
Встречается в узорах вышивок еще один удивительный и загадочный зверь — лев. В охранительной позе, обычно с поднятой лапой и в окружении птиц. Он предстоит перевернутому изображению рожаницы. Лев в вышив­ках часто усыпан солнечными знаками. А какие это знаки? Изогнутый хвост льва оканчивается петушиной головой, солнечным или растительным сим­волом. По представлению народа в хвосте животного заключалась его си­ла. Столь необычный хвост у вышитого льва указывает, по видимому, на его связь с плодородием.
Вот как много я вам рассказала о других удивительных животных, ко­торые изображаются в народных вышивках. Попробуйте найти мне изо­бражение в керамике и народной росписи. ( обращает внимание детей на таблицы с дымковской, городецкой и др. росписей)
А теперь постарайтесь вспомнить в каких сказках живут эти животные?

_________________________________________________ ____________________________________________

БЕСЕДА «КАЗАКИ».
Дети вы знаете кто такие казаки?
Это смелые, гордые, русские люди. Они жили на границах земли рус­ской и защищали матушку — Русь от набегов врагов. Для этого давным -давно пришли они на Кубань. Построили себе такие хаты (показать), рас­тили хлеб, сажали сады, а если нападал враг, садились на своих быстрых коней, брали свои острые сабли и, не жалея жизни, ехали на битву с вра­гом. А враг нападал часто, сжигал казачьи хаты, топтал хлеб, рубил дере­вья. Трудно было казакам жить. Часто приходилось тосковать, горевать русскому воину. Не зря говорили добрые люди о трудной жизни казаков. «Казак куда хочет скачет, никто за ним не плачет. Дождь его умоет, терен его расчешет, а высушит ветер». Надо было на Кубани обзаводиться на­дежным жильем и доброй пашней. Вот и решили построить на Кубани го­род — крепость. Назвали его — Екатеринодар. Очень много времени протек­ло с тех пор. В этом году 1993 исполняется нашему городу — 200 лет. По­смотрите, ребята, на эти фотографии, им уже почти 100 лет. Давно нет этих людей, а фотографии остались. Какие красивые лица, какие они стройные, подтянутые. Это форма у них такая (рассмотреть казачью фор­му). Берегли казаки свою честь. Уважали старших, не жалели жизни своей, защищая Родину. Выручали друг друга из беды, презирали трусов. Когда мальчику исполнялось 4 года, его впервые сажали на коня и после этого называли его не «дитятей, а отроком», т. е. теперь этот маленький мальчик должен сам отвечать за свои поступки. И считалось очень плохо, если он сваливал свою вину на другого, говорил: «Это он научил меня так делать, это он велел, он первый сделал ». Старшие тогда говорили «плохой из тебя получится казак» (Почему?). А вам уже сколько лет? Вы уже давно отроки, тоже должны отвечать за свои поступки. Скажите, а у вас есть такие фото­графии. Если есть, спросите мам и пап, кто на этих фотографиях? Вы должны знать своих предков. А если можно, принесите фотографии в дет­ский сад, чтобы и мы посмотрели на дедушек и бабушек. Только фотогра­фии заверните, чтобы не испачкать и не измять. Это память, а память надо беречь. Я уже вам рассказывала, какие казаки были дружные, всегда вы­ручали друг друга из беды. У них и пословица такая была: „Сам погибай, а товарища выручай “. 
_________________________________________________ ____________________________________________

«ПТИЦЫ НА РУССКИХ ВЫШИВКАХ»



Дети, в прошлый раз я вам рассказывала о Берегинях на старинных русских узорах. /Предложить детям вспомнить, что они о них знают/
А сейчас послушайте и скажите, в какой сказке живет эта птица? «По­вадилась к царю Выславу в сад летать жар — птица, на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она каждую ночь и сади­лась на любимую Выслава — царя яблоню „/Иван -царевич и Серый волк/
Какие сказка вы знаете, в которых живет жар — птица?
Каких еще волшебных птиц вы знаете?
В каких сказках они живут?
Волшебные птицы живут не только в сказках, но и в народных песнях. Вот послушайте:
Летит птица, летит птица. Летит сиза голубица, Птица села на крыш, цо, Что это за птица? Колечком бренчит? Птица отвечала:
“Во беседе девиц много, молодцев пришло довольно, молодежи счету нет, единой дочки твоей нет»
(народная песня)
А какие вы знаете песни о птицах?
Но не только птицы живут в сказках и песнях. Они живут в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Вот полюбуйтесь на.сделанных из глины и разукрашенных птиц.
Как называются такие игрушки?/ Дымковская/
А вот птицы нарисованные на посуде. Вы должны знать название этой росписи. / Гжельская/
А вот эта птица нарисованна на прялке. Эта роспись называется Го­родецкая. В другой раз я подробнее расскажу об этой росписи, а вы сами попробуете нарисовать таких птиц.
Теперь давайте рассмотрим птиц на русских народных вышивках.
Златокрылая, огненная, светозарная птица — солнце — жар — птица или пава-птица, как ее называли в народе, то сидит на «дубе — стародубе» то летит над землей и роняет из своего хвоста перья — лучи. Птица — солнце связана с вешней порой года: одна из загадок особо подчеркивает рас­правленные во стороны перья — лучи, которыми весной согревает она вся­кое зелье, что произрастает на земле. На вышитых вещах эта птица всегда изображена с поднятыми крыльями и расправленными перьями со знаками солнца, огня и плодородия. А какие это знаки, давайте вспомним / Дети вспоминают солярные знаки, рассказывают о цвете/.
Ну вот, сегодня мы с вами узнали многое о волшебных птицах. Попро­буйте дома придумать сказку про волшебную птицу и нарисовать ее. Из лучших сказок и рисунков мы сделаем альбом, который назовем «Сказоч­ные птицы».
_________________________________________________ ____________________________________________

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Казак и в беде не плачет
Хорошего казака видать издалека
Терпи казак, атаманом будешь
Плох тот казак, который не собирается стать атаманом
Казак сам голодает, а конь его сыт
Казак без коня, что солдат без ружья
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает
Казак донской — что карась озерной: и прян и солен
Казаки — дети: много поедят и малым наедятся
На удачу казак на лошадь садится, на удачу казака и конь бьет
Пришли казаки с Дону, да прогнали казаки ляхов до дому
Казаки глаза и уши армии
Ничто на свете за так и просто даром не дается
Бог не без милости, а казак не без доли: то худая, то хорошая — все будет
Был бы конь, а уздечку найдем
Паны дерутся, а холопов чубы трещат
Атаманом артель красна
Без беды друга не узнаешь
В веселый час и смерть не страшна
Гарцевал пан, да с коня упал
Где тревога — туда и дорога, где ура — туда нам пора
Доброе братство — лучшее богатство
Дорога воля — гони врага с поля
Дружный табун волков не боится
Казак и в гривку прихватит, чтоб сильнее ударить
Казаку конь себя дороже
Кляча и в золотой узде — не конь
Конь познается при горе, а друг при беде
Коня положили, да зайца уходили
Коня правят уздою, а человека умом
Косу острят на траву, а меч на главу
Либо пан, либо пропал
Либо полковник, либо покойник
Лучше одному погибнуть, нежели всем
Семь лет мак не родил, а голоду не было
Степного коня на конюшне не удержишь
_________________________________________________ _________________________________________________ _______________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Москва, «Советская Россия», 1990г.
2. Новое в содержании работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. КЭЦРО, Краснодар, 1990г.
3. Традиционная культура и дети. КЭЦРО, Краснодар, 1994г.
4. «Искусство вышивки на Кубани» — очерк старшего научного сотруд­ника отдела истории дореволюционного общества О.Г. Слобченко. (Краеведческий музей, библиотека).
5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Аникин В.П. Детство. Москва. 1991г. ,•
6. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Батурина Г.И. Ку­зина Г.Ф.
7. Плясовые попевки Кубани. Бойко И.Н. Краснодар, отрада, 1993г.
8. Песнь Жар-птицы. Рассказ о народных праздниках. Миловский А.С. Москва, 1987г.
9. Народное искусство России. Альбом. Москва, 1983г.
10. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Москва, 1992г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Татьяна Куприяненко
8.05.2013 17:56
Спасибо, Ольга Анатольевна за богатейший материал по приобщению дошкольников к народному искусству, развитие интереса к кубанской вышивке. Творческих успехов.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос