В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Роль имитационных упражнений в подготовке к лыжному сезону.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2

с. Обшаровка

муниципального района Приволжский

Самарской области







«Роль имитационных упражнений в подготовке к лыжному сезону»















Филёв Сергей Петрович

ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка





Актуальность

Климатические условия Самарской области, диктуют нам календарные строки практических занятий на лыжах. Даже в конце декабря количество выпавшего снега не всегда позволяет начать практические занятия по лыжной подготовке, поэтому обучение приходилось проводить в сжатые сроки.

Основной проблемой для меня было то, что часть благоприятного времени, которое необходимо отвести на практические занятия, приходится уделять теории техники лыжных ходов, то есть объяснению и показу. Разумнее проводить подготовительные занятия с использованием имитационных упражнений в осеннее - весенний период. Таким образом, зимой, остается больше времени для практических занятий лыжами.

Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из важнейших мест по значимости для физического развития учащихся. Большое оздоровительное влияние лыжной подготовки, ее прикладное значение, делает такую подготовку важной и нужной .

Обоснование программы

Программа составлена с учетом возрастных особенностей физического, умственного , эмоционального развития детей и подростков.

Проект призван сформировать у учащихся необходимые знания и умения, направленные на сохранение и развитие их индивидуального здоровья, формирование физического совершенства и готовности использования достижений физической культуры для сохранения здоровья и высокой работоспособности на долголетний период жизни.

Цель - способствовать повышению эффективности обучения лыжной подготовке учащихся с применением на уроках осеннего периода имитационных упражнений лыжника, качественному овладению умениями и навыками, повышению физической и функциональной подготовленности.

Задачи

  1. Овладение общими основами лыжной техники.

  2. Изучение способов передвижения на лыжах.

  3. Совершенствование способов передвижения на лыжах.

  4. Повышение работоспособности организма, развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости.

  5. Воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, воли к победе).

  6. Научение школьников правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.

Основные принципы проекта



  1. Принцип сознательности – предполагает четкую постановку цели работы, пути достижения этой цели, разумное применение средств и методов на уроке.

  2. Принцип активности – основа самостоятельной деятельности учащихся. Активность должна выражаться в стремлении учащихся познать теоретические основы. Активность учащихся во многом помогает учителю вести работу и вносить коррективы в процесс подготовки.



  1. Принцип наглядности – начинается с личного примера учителя в манере держаться, с его внешнего вида и умения обращаться с учащимися. наглядность это не только демонстрация кинограмм и кинокольцовок о техники лыжных ходов. Это и кинофильмы о героях-войнах, о моральном облике человека.



  1. Принцип доступности – является одним из важнейших принципов урока. Доступность рассматривается, как соблюдение определенной системы применение средств и методов тренировки с учетом закономерностей биологического развития человека, уровни его общего и физического развития, функциональной подготовленности, волевых качеств.



  1. Принцип прочности – необходим для закрепления результатов, достигаемых в обучении. В разном возрасте прочность закрепления навыков при обучении не всегда одинакова. Наиболее быстро и прочно закрепляются навыки в передвижении на лыжах и в освоении техники лыжных ходов до 12-13 лет. Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, приобретенные на определенных этапах, должны быть устойчивыми.

Основные направления проекта

Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний. Развитие физических способностей, забота о воспитании всесторонне развитого человека.

Методы работы

Наряду с методами и приемами обучения технике передвижения на лыжах в уроке применяются различные методы повышения спортивной работоспособности: равномерный, переменный, повторный, повторно-переменный, интервальный, контрольный, соревновательный.

В основу каждого метода положены определенные сочетания компонентов, регулирующих величину физической нагрузки на организм занимающихся: объем упражнений, интенсивность, продолжительность промежутков отдыха между повторениями упражнения, характер отдыха, число повторения упражнения.

Основные требования к учащимся (по реализации проекта).

Учащиеся должны знать:

- правила ТБ на уроках лыжной подготовки;

- отличия попеременных ходов от одновременных;

- отличия классических ходов от коньковых;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять ступающий шаг, скользящий шаг, поворот переступанием;

- уметь выполнять работу рук в попеременных и в одновременных ходах;

-выполнять работу ног в попеременных и в одновременных ходах;

-выполнять упражнения в целом: соединить работу рук и ног в попеременных и в одновременных ходах;

План проекта

  1. Введение

  2. История развития лыж:

а) военные годы;

б) послевоенные годы.

3. Летопись спортивных достижений советских лыжников.

4. организация и методика проведений занятий.

5. Основы обучения

6 класс:

а) имитационные упражнения к попеременному двухшажному ходу.

б) имитационные упражнения к одновременному бесшажному ходу.

в) имитационные упражнения к одновременному двухшажному ходу.



7 класс:

а) повторение ранее изученных упражнений.

б) имитационные упражнения к одновременному одношажному ходу.

в) обобщение и выводы.



Введение

Умение хорошо ходить на лыжах необходимо не только спортсмену лыжнику. Техникой быстрого передвижения на лыжах должен владеть и ученый-исследователь, и солдат-пограничник, и полярник, и охотник, и враг в сельском поселке, и работник милиции.

Не рост и не телосложение главное для лыжника. Олимпийские чемпионы Павел Колгин и его ученик Вячеслав Веделин невысокого роста, а победитель олимпиад в эстафете Евгений Беляев – гигант по сравнению с ними. Беляев сложен, как борец, а Николай Земнов – четырехкратный олимпийский чемпион – тонок и высок . Но всех их, сделал выдающимися лыжниками труд на лыжне , на лесных тропинках и в спортивных залах. Учитесь, узнавайте новое, осваивайте технику , укрепляйте волю, тренируйтесь и вы познаете радость стремительного спуска с гор и преодоления расстояния, испытаете вкус победы, а может, и горечь поражения в соревновании. Бег на лыжах поможет вам развить выносливость, укрепить мышцы, легкие, сердце, и вы полюбите лес, снежную равнину и горы, мороз и солнце.

История развития лыж:

Мы не можем узнать имя изобретателя лыж. Мало того, с большим трудом удалось определить места, где первобытный человек впервые привязал к ногам опору и ступил на снег. Это было Забайкалье и Алтай.

Снега в этих краях глубокие, и древний охотник мог выходить на промысел только в снегоступах, которые лишь отдельно напоминали современные лыжи. Доисторический охотник стягивал длинные ветки звериными жилами, а середину привязывал кожаными ремнями. Скользить на таких лыжах было невозможно , но человек не проваливался в снег.

На побережье Белого моря археологи нашли высеченные на скалах изображения лыжников. Этим изображениям более 4 тысяч лет. Жители этих мест уже ходили на лыжах с загнутыми вверх концами и отталкивались палками.

Шло время, лыжи постепенно видоизменялись и все в мире входили в быт народа. Ими стали пользоваться не только охотники. На лыжах ходили из одного селения в другое, бегали и для развлечения. Вот что писал один из иностранных путешественников, побывавший в России: « Лыжи у русских – нечто вроде продолговатых башмаков деревянных длиной почти в 6 ладоней. Подвязав их к подошвам, русские с неимоверной быстротой несутся по глубокому снегу»

Лыжи очень помогли и в ратных делах. Первое упоминание об этом относится к 1444 году. Войска татарского хана Мустафы, как гласит летопись, осадили Рязань. В помощь осажденным московский князь Василий III отправил войска на лыжах и в санях. Русские войны - лыжники, внезапно напав на неприятеля, разгромили его отряды и освободили город. В «Истории пугачёвского бунта» Александр Сергеевич Пушкин писал, что на лыжах ходили и восставшие крестьяне, и солдаты полковника Михельсона.

а) военные годы

И в Великую Отечественную войну войны-лыжники не стояли в стороне от ратного подвига советских солдат. Их боевые заслуги отмечены наградами Родины.

Владимир Мягков, Лазарь Паперник посмертно были удостоены звания « Герой Советского Союза». Любовь Кулакова была награждена посмертно орденом « Отечественной войны Iой степени»

Лыжный спорт закаляет не только волю, но и тело. Летчик – космонавт Юрий Артюхин считает, что именно благодаря занятиям лыжным спортом, ему легко удавалось справляться с космическими нагрузками.

б) послевоенные годы

В 1954г советские лыжники впервые приняли участие в чемпионате мира, проходившем во Фалуне (Швеции). Дебютанты ошеломили зарубежных специалистов. Ленинградец Владимир Кузин одержал сразу две победы. Прекрасно выступила и его землячка Любовь Баранова. Она тоже привезла на Родину две золотые награды.

Летопись спортивных достижений советских лыжников богата яркими страницами.

В мировом лыжном спорте хорошо известны имена неоднократных победителей крупнейших соревнований Галины Кулаковой, Раисы Сметаниной, Павла и Алевтины Колгиных, Вячеслава Веденина, Николая Бажукова , Сергея Савельева и многих других советских лыжников. Высоко несут знамя Российского спорта, спортсмены лыжники наших дней. По всему миру гремят имена: Владимира Смирнова, Любови Егоровой, Елены Вяльбе, Ларисы Лазутиной, Анфисы Рязцовой.

Чтобы не уронить достоинство Российского спорта, необходимо заботиться о подготовке достойной смены. Так можно больше уделить внимания подрастающему поколению. Выявлять наиболее способных, талантливых детей. Эту работу прежде всего должны взять на себя учителя физической культуры. Не остается в стороне от общей работы и наша школа. Подготовку к лыжному сезону нужно начинать осенью с 1ой четверти и завершать в 4ой четверти весной. И начинать ее нужно именно с имитационных упражнений.

Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов – это упражнение без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода ими ход в целом.

Освоив эти упражнения, доведя до автоматизма движения, похожие на передвижение на лыжах, зимой гораздо легче овладеть лыжными ходами. Имитация помогает во много раз быстрее овладеть техникой лыжных ходов. Имитационными упражнениями можно отрабатывать посадку лыжника, движение рук в попеременном и одновременном ходах (на месте и при ходьбе), движение ног в попеременном и двухшажном ходе, согласования движения рук и ног на месте и в движении, согласование движений рук и ног при торможении и поворотах.

Учащиеся нашей школы регулярно участвуют в районных соревнованиях по лыжам, лыжных эстафетах, занимая призовые места.

Наши школьники являются участниками и областных соревнований. Такого результата можно добиться в результате пристального внимания к лыжной подготовке.

Планирование уроков л.п. должно производиться с учетом климатических условий нашей области.

Для этих целей мы включаем в план занятий несколько подготовительных уроков с имитационными упражнениями.

А) В шестом классе в 1ой четверти на подготовку к лыжному сезону отводится 4 часа.

УРОК 1.

На первом уроке повторяем ранее изученные имитационные упражнения. Имитационные упражнения относящиеся к обучению попеременного двухшажного хода

  1. В положении посадки лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах.

  2. В положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе.

  3. Соединить работу рук и ног.

  4. Имитация попеременного двухшажного хода на месте. Стоя на одной ноге в положении одноопорного скольжения, маховая нога выпрямлена назад, поменять ноги прыжком.

  5. Поза подседания. Туловище наклонить вперед на 40-45 градусов, массу тела перевести на левую ногу, слегка согнутую в колене, пятку от пола не отрывать.

  6. Поза окончания отталкивания. Из положения позы подседания сделать свободным движением выпад вперед правой ногой. Голень впереди стоящей ноги отвесна, опора на пятку, другая нога с туловищем составляет прямую линию. Стопу не разворачивать.

  7. Поза скольжения. Выполнять в шаге от установленной сзади гимнастической скамейки. Из положения позы окончания отталкивания, оттолкнувшись стопой левой ноги, отвести ногу назад-вверх и поставить на гимнастическую скамейку. Массу тела в основном перенести на пятку правой ноги.

  8. Поза скольжения с граничным положением рук. Из положения позы скольжения, стоя на правой, левой на гимнастической скамейке, вынести вперед левую руку, кисть на уровне подбородка, локоть немного отведен в сторону: правую руку – назад, кисть на уровне тазобедренных суставов за спиной.



УРОК 2.

На втором уроке знакомим учащихся со следующими лыжными ходами: одновременный бесшажный ход и одновременный двухшажный ход, и имитационные упражнения к этим ходам.

Дается краткое описание каждого лыжного хода.

Одновременный бесшажный ход.:

Лыжник отталкивается только палками, ноги в отталкивании не участвуют. Скользя на обеих лыжах , он выносит палки вперёд, направляя их кольцами вниз назад. Затем быстро ставит палки на снег и сильно отталкивается, наклоняясь почти до горизонтального положения. Руки в начале отталкивания полусогнуты, кисти, двигаясь при отталкивании назад-вниз, проходят немного ниже полена, и с окончанием толчка поднимаются до тазобедренного сустава.

От учащихся при одновременных лыжных ходов требуем запоминания двух важных правил: 1) отталкивайся не только руками, но и туловищем, кисти рук должны пройти немного ниже колен. 2) ноги в коленях не сгибать

Упражнение №1.

Принять позу окончания отталкивания руками. Встав на расстоянии одной стопы от стены, спиной к ней, наклонить туловище так , чтобы кисти рук касались стены, ноги почти прямые, масса тела перенесена на пятки, взгляд направлен вперед, как бы исподлобья.

Упражнение №2 .

Принять позу начала отталкивания руками. Из положения позы окончания отталкивания, отталкиваясь от стены руками, выпрямиться и одновременно вынести руки вперёд, массу тела перенести на переднюю часть стопы. Руки немного согнуты в локтях и отведены в стороны, кисти на уровне подбородка.

Выполнять данные упражнения 5-6 раз.

Одновременный двухшажный ход.

При одновременном двухшажном ходе делают скользящий шаг, например, правой ногой, отталкиваясь левой, и одновременно выносят палки вперед . С шагом левой ногой ставят палки на снег вперед кольцами и , отталкиваясь правой ногой, начинают отталкиваться палками , наклоняя их рукоятками вперед – вниз . Заканчивается толчок палками одновременно с приставлением правой ноги и сильным наклоном туловища. Можно начинать первый шаг с левой ноги.

Имитационное упражнение к данному ходу.

Из положения позы окончания отталкивания руками на счет «Раз-два!» сделать два шага вперед, выпрямляя туловище и вынося руки вперед. По команде «Толчок» выполнить имитацию отталкивания руками с приставление маховой ноги к опорной.

УРОК 3.

На третьем уроке закрепляем изученные упражнения на прошлом уроке.



УРОК 4.

Для формирования мышечных ощущений лыжника применяем упражнения , которые выполняем с помощью лыжных эспандеров и верёвочных скакалок.

Упражнение №1.

С веревочными скакалками , закрепленными за рейку гимнастической стенки выше роста учащегося. Подбирать высоту индивидуально. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке , удерживая руками концы закрепленной за рейку скакалки.

1 – статическое напряжение мышц в различных фазах отталкивания, держать 6-7 секунд; 2- медленная имитация отталкивания руками с продвижение вперёд . Во время отталкивания плавный выдох , возвращение в исходное положения вдох.

Упражнение №2. В парах с гимнастическими палками. Стоя спиной друг к другу наклониться так , чтобы кисти рук были перед коленями. По сигналу проталкивание палок назад, преодолевая сопротивление партнера. Выполнить в начале в статическом, затем в уступающем и, наконец, в преодолевающем режимах. То же, но стоя лицом друг к другу.

В седьмом классе в 1-ой четверти на подготовку к лыжному сезону отводится 4 урока.

По программе в данном классе учащиеся обучаются одновременному одношажному ходу.

На 1 и 2 уроках повторяются ранее изученные упражнения, к попеременному двухшажному ходу, одновременному бесшажному ходу и одновременному двухшажному ходу.

На третьем уроке дается краткое описание одновременного одношажного хода и ознакомление, и разучивание имитационных упражнений к данному ходу.

Лыжник скользит на лыжах. Немного сгибая руки, он выносит палки, направляя их кольцами вперед – вниз. Вместе с постановкой палок на снег лыжник сильно отталкиваясь правой ногой, делает шаг – выпад левой ногой и переносит на нее вес тела.

Наклоняя палки вперед – вниз, он отталкивается согнутыми руками и приставляет закончившую толчок правую ногу, наклоняет туловище до горизонтального положения , руки выпрямляет.

После краткого описания одновременного одношажного хода, повторяем имитационные упражнения к одновременному бесшажному ходу. Повторяем мы эти упражнения потому что, работа рук в этих ходах одинакова и поэтому учащимся будет проще освоить упражнения к одновременному одношажному ходу.

Упражнение №1.

Имитация одновременного бесшажного хода. Из высокой стойки выполнить одновременное движение полусогнутыми руками вперед-назад с наклоном туловища.

Упражнение №2 .

То же с лыжным эспандером.

Упражнение №3.

То же с передвижение прыжками вперед на обеих ногах ( при маховом выносе рук) , слегка отталкиваясь носками.

Имитационные упражнения к одновременному двухшажному ходу.

При выносе рук вперед нога отводится назад, с приставлением ноги туловище наклоняется с одновременным движением полусогнутых рук вниз-назад.

При обучении одновременных ходов требуем запоминания двух правил:

  1. Отталкивайся не только руками, но и туловищем, кисти рук должны пройти немного ниже коленей.

  2. Ноги в коленях не сгибай.

На 4-ом уроке повторяем упражнения, изученные на третьем уроке. Так же на этом уроке выполняем имитационные упражнения с лыжным эспандером, с веревочными скакалками.

В шестом классе во второй четверти на изучение имитационных упражнений отводится 3 урока.

На первом уроке учащиеся повторяют имитационные упражнения к попеременному двухшажному ходу, к одновременному бесшажному и одновременному двухшажному ходам.

На втором уроке учащиеся совершенствуют выполнение имитационных упражнений относящихся к одновременному бесшажному ходу и к одновременному двухшажному ходу.

На третьем уроке учитель принимает зачёт по изучаемым имитацион- ным упражнениям .

В седьмом классе во второй четверти на изучение имитационных упражнении отводится так же 3 урока.

На первом уроке повторяем ранее изученные имитационные упражнения.

На втором уроке учащиеся совершенствуют выполнение имитационных упражнений, относящихся к одновременному одношажному ходу.

На третьем уроке учитель принимает зачет по выполнению имитационных упражнений, относящихся к одновременному одношажному ходу.

Практические занятия проводимые в третьей четверти, подтверждают правильность выбранной методики: подбор имитационных упражнений, кол-во часов отводимых на выполнение этих упражнений, период проведения.

Выйдя на снег, учащиеся уверенно чувствуют себя на лыжах, на много быстрее усваивают технику лыжных ходов. На уроке лыжной подготовки, больше времени отводится на развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.

В четвертой четверти в каждом классе отводится на два часа имитационные упражнения.

Выводы:

В выполнении задачи воспитания гормонично развитой личности, важное место занимает физическое развитие и состояние здоровья.

Лыжи способствуют воспитанию важнейших морально-психологических качеств. Лыжник привыкает выполнять трудную работу наедине с самим собой, проявлять терпение, волю, характер, умение преодолевать трудности и усталость.

Лыжи – циклический вид спорта, развивающий прежде всего выносливость за счёт совершенствования сердечно– сосудистой, дыхательной и других систем организма. При оптимальной нагрузке эти системы постепенно увеличивают свои возможности и позволяют организму человека сохранять высокую работоспособность и здоровье.

Большое оздоровительное влияние лыжной подготовки на организм школьников, её прикладность делают такую подготовку важной и нужной. Однако это произойдет лишь при условии, если школа сможет заложить детям необходимые умения и навыки в передвижении на лыжах уже в младшем школьном возрасте. Задача для учителя трудная, особенно при учёте лимита времени, которое отпущено учебной сеткой часов на уроки лыжной подготовки. Тем более что часто в сложных погодных условиях бесснежье и оттепели эффективность на лыжне весьма мала.

Постепенно у нас в школе сложилась система упражнений в зале и на воздухе, подводящих школьников к овладению координацией движений основных лыжных ходов и других элементов лыжной техники. Мы предваряем этими упражнениями работу с учащимися на снегу. Кроме повышения эффективности обучения это позволяет повысить теоретические знания школьников, приучает их к анализу своих действий на уроках физической культуры.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда учащиеся сознательно и активно включаются в этот процесс, понимают, что они делают и зачем. Основы знаний теоретические сведения во многом помогают решению данной задачи.





































Литература:

  1. Журнал «Физической культуры в школе» - Москва «Педагогика» 1991г стр 11; 15; 16; 17;

  2. «Лыжный спорт» Масленников И.Б. ; Капланский В.Е. – Москва « Физкультура и спорт» 1988г стр 5; 7; 8; 9; 81;82;83;84;

  3. «Физическая культура для учащихся 5-6-7 кл» Мейксона Г.Б.; Любомирского Л.Е. – Москва « Просвещение» 1988г стр. 62; 63; 64.

  4. Аввакуменков А.А. Санкт-Петербург «Методика применения имитационных упражнений лыжника на уроках физической культуры в старших классах общеобразовательной школы» 2000г



  1. « Комплексная программа по физическому воспитанию общеобразовательной школы» Москва « Просвещение» 2010г .



  1. Моисеенко М.Г. « Учебно-методическое пособие» Мичуринск 2005г
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос