В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Лариса Грицай
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 5705
Краткое описание
          Представленные коррекционно-развивающие занятия разработаны для дошкольников с задержкой психического развития и специально направлены  на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе.      
Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)  «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6»)

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна, высшая квалификационная категория город Прокопьевск Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Одним из важных направлений подготовки детей с задержкой психического развития к школе является развитие у них познавательных процессов, что существенно влияет на качество формирования учебных умений и навыков. Представленные коррекционно-развивающие занятия специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Задачи:
· формирование познавательной активности и учебной мотивации; · развитие зрительного и слухового восприятия; · формирование произвольного внимания; · развитие зрительной и слуховой памяти; · формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи; · развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции; · формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, подчиняться словесным указаниям взрослого, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); · улучшение психофизического самочувствия детей. Занятия отличаются высокой динамичностью, так как включает интеллектуально-развивающие игры, упражнения и задания, а также целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Особую ценность представляет использование на каждом занятии кинезиологических упражнений, что оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, улучшение психологического и физического здоровья детей. Игровая методика проведения занятий является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Именно обучение в игре и через игру позволяет заинтересовать детей учебным процессом, развивает у них познавательную активность, помогает лучше усвоить любой материал. Использованием большого количества яркого красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. ТЕМА: «До свидания, лето!»
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Релаксация Мимические упражнения: «Ласковое солнышко» — Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко. Дети имитируют расслабление. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.

Зрительная память, произвольное внимание
Игра «Я фотоаппарат! »
Детям предлагается представить себя фотоаппаратом. В течение нескольких секунд они рассматривают сюжетную картинку на тему: «Лето». Затем картинка убирается, а дети перечисляют все, что удалось запомнить. — Какое время года изображено на картине? (Лето.)


сюжетная картина на тему: «Лето»

Слухо-моторная координация; слуховая память Игра «Зеленый светофор »
Дефектолог произносит ряд предложений о разных временах года; дети должны поднять зеленый светофор, когда услышат предложение о лете и повторить его. § Дует морозный ветер. § Дети купаются в реке. § Птицы улетели. § Дети катаются на лыжах. § Дети ходят в лес за ягодами. § Солнышко светит ярко и жарко. § Река покрыта льдом. § Дети загорают.

зеленые светофорики из картона на каждого ребенка
Мелкая моторика кистей и пальцев рук Пальчиковая гимнастика: « Алые цветы».
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка: Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Аналитико-синтетическая деятельность Игра «Собери цветок из частей».
Детям предлагается собрать осколочные картинки.
конверты с осколочными картинками с изображением цветов


Классификация, обобщение
Игра “Разложи на группы».
Детям предлагается разложить картинки на группы и дать название каждой группе. Картинки: роза, астра, гладиолус, пион, ромашка, незабудка, тысячелистник, крапива, подорожник, лопух, колокольчик. Обобщающие понятия: «полевые цветы», «садовые цветы», «травы».


предметные картинки
Самоконтроль, произвольность Дыхательное упражнение «Ныряльщик».
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырять в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение.
Задание: нарисовать ромашку глазами.

Переключение и распределение внимания Игра «Найди два одинаковых букета».
Детям предлагается два одинаковых букета среди шести предложенных.
рисунок с изображением шести букетов цветов, два из которых одинаковые
Анализ, сравнение Игра «Что общего и чем отличаются?»
— Назовите общие и отличительные признаки растений: береза и ромашка.
предметные картинки с изображением березы и ромашки

Образное мышление; связная речь
Составление предложений на тему: «Лето».
Детям раздаются предметные картинки (солнце, ягоды, цветы, речка, велосипед и др.) и просят составить предложение на летнюю тему. Например: Летом солнце греет жарко. Летом дети купаются в речке. Летом дети ходят в лес за ягодами и др.
предметные картинки
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: Это я.
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Зрительная память, произвольное внимание Обобщение Игра «Запомни и назови».
Дефектолог по порядку показывает картинки с изображением частей тела человека и просит детей запомнить их последовательность. Картинки меняются несколько раз. В конце дети называют все картинки одним словом «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА».

предметные картинки: голова, нога, рука, глаза, ухо, пальцы, колено, нос, губы

Объем слуховой памяти
Игра « У куклы есть…»
Дети передают по кругу куклу. Первый называет любую часть тела куклы. Второй повторяет слово, сказанное первым ребенком и свое. Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое слово и т. д.


кукла
Аналитико-синтетическая деятельность Игра «Собери куклу из частей».
Детям предлагается собрать осколочные картинки.
конверты с осколочными картинками с изображением куклы


Классификация, обобщение
Игра «Четвертый лишний».
— Назовите «лишний» предмет и объясните свой выбор. 1) голова, шапка, ладонь, шея;
2) варежки, пальцы, кулак, ухо;
3) нога, стопа, колено, сапоги;
4) глаза, нос, очки, рот.


4 карточки с предметными картинками
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение.
Задание: нарисовать тело человека глазами.


Зрительно-моторная координация; произвольное запоминание Физминутка «Запомни и выполни».
Дефектолог показывает несколько движений. Дети запоминают, а затем выполняют эти движения по памяти: 2 наклона влево,
2 наклона вправо,
3 приседания на полной ступне,
5 прыжков на двух ногах.



Мелкая моторика
Игра «Колечко».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Пространственные представления, мелкая моторика Игра «Ладошки».
Детям предлагается обвести карандашом ладошки. В центре правой ладошки нарисовать красный кружок, в центре левой – синий.
листы бумаги, цветные карандаши


Установление связей и отношений между предметами
Игра «Подбери картинки».
На доске вывешиваются картинки с частями тела. Детям раздаются предметные картинки с изображением различных предметов (пластилин, телевизор, цветы, магнитофон, конфета и др.) — Поставьте свои картинки под той частью тела, к которой они относятся, и объясните свой выбор.
картинки с частями тела: глаз, нос, язык, ухо, рука. Раздаточные картинки: пластилин, мороженое, духи, магнитофон, картина, цветы, телевизор, колокольчик, конфета, ручка
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: «Во саду ли, в огороде…»
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Психогимнастика Мимические упражнения: «Семена растений».
 - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить расслабление.

Зрительное восприятие, концентрация внимания Обобщение
— Сегодня мы отправляемся на дачу к тетушке Алене. Посмотрим, какие растения растут на ее даче, и поможем ей собрать урожай. Игра «Узнай и назови овощи». «Назовите растения, которые вырастила тетушка Алена». — Назовите одним словом эти растения? (Овощи.)

таблица с контурными и наложенными изображениями овощей
Объем слуховой памяти — Давайте поможем собрать тетушке Алене овощи в мешок. Игра «Я положил в мешок». Дефектолог начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок свеклу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок свеклу и капусту». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
мешочек
Целостность восприятия, мелкая моторика Игр. упр. «Дорисуй вторую половину». — Мышка забралась в огород и погрызла несколько овощей. Давайте сделаем их целыми.

Восприятие вкуса — Тетушка Алена очень довольна тем, что вы спасли ей овощи. И за это она вас угостила. А чем, вы должны угадать? Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи. блюдце с кусочками овощей; повязка для глаз
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение
Задание: нарисовать глазами в воздухе помидор, сначала левым глазом, затем правым.

Зрительная память

Обобщение
— Кроме овощей, тетушка Алена выращивает еще и другие плоды. Давайте посмотрим на картинку. Игра «Запомни и назови картинки». Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем разложить в такой же последовательности у себя на столе.
— Назовите одним словом эти плоды? (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете? (Апельсин, мандарин, абрикос, виноград, персик, лимон, банан…)
таблица с изображением фруктов набор предметных картинок с изображением фруктов на каждого ребенка
Слухо-моторная координация Физкультминука: «Яблонька».
У дороги яблонька стоит.
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус!
Дети сопровождают текст движениями.

Обобщение, классификация Игра «4-й лишний».
— На каждой картинке одно растение чем-то отличается от трех других. Назови лишнее растение на каждой картинке и объясни свой выбор.
4 карточки с изображением овощей, фруктов, ягод
Анализ, сравнение Игра «Что общего и чем отличаются?»
Назовите общие и отличительные признаки предметов: яблоко и мяч.
Моторная координация Упражнение «Ухо-нос».
Детям предлагается левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять местами положения рук с точностью до наоборот.
Выделение существенных признаков; связная речь Составление описательного рассказа о любимом огородном или садовом растении (овощ, фрукт, ягода). «Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о тех растениях, которые она вырастила на даче».
План-схема.
1. Что это (овощ, фрукт или ягода)?
2. Где растет?
3. Какой вкус?
4. Какой формы?
5. Какого цвета?
6. Какой на ощупь?
7. Что можно из него приготовить?
план-схема
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.
ТЕМА: «Дары леса».
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Релаксация Мимические упражнения: «Дубы, березы». Выставляются картинки.
— Какие это деревья? (Дубы, березы.) Вокруг себя повернись и в деревья превратись. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют тонким голосом: «и-и-и-и».

картинки с изображением дуба и березы

Образное мышление
Выставляются картинки.
— Догадайтесь по этим картинкам, куда мы отправимся сегодня на прогулку? (Мы пойдем в лес.) А как вы догадались? (В лесу растут деревья, кустарники, ягоды, грибы…) Итак, сегодня мы совершим удивительную прогулку по сказочному лесу.
картинки с изображением деревьев, кустарников, лесных ягод, грибов
Слуховое внимание Игра «Хлопни в ладоши».
— Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь дерево – хлопни в ладоши. Слова: стол, книга, береза, ромашка, тополь, осина, яблоко, елка, масло, лимон, чайник, клен, дуб, дорога, снег, рябина, липа, черемуха, малина, одуванчик.

Целостность восприятия
Игра «Сложи картинку».
Дети должны составить осколочные картинки. Затем назвать дерево, которое они составили, и назвать его части.
конверты с разрезными картинками деревьев
Наблюдательность Игр. упр. «Найди два одинаковых листочка».
— Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите среди всех нарисованных листьев два одинаковых.

рисунок с изображением шести листьев, из которых два листика одинаковые
Объем слуховой памяти Игра «Я положил в корзинку».
— Сейчас мы с вами будем собирать лесные ягоды и складывать их в корзинку. Дети передают по кругу корзинку. Дефектолог начинает игру и говорит: «Я положила в корзину бруснику». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положила в корзину бруснику и землянику». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

корзинка

Психогимнастика
Физминутка. Пантомима «Прогулка по лесу». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно) Закричали все: «Ау!» (Громко) Никто не отзывается, (Печально) Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело)
Классификация, обобщение Игра «Четвертый лишний».
-Назовите лишнюю картинку и объясните свой выбор. Земляника, брусника, голубика, яблоко.
Клен, береза, смородина, ель.
Осина, шиповник, дуб, рябина.
Крыжовник, черемуха, рябина, яблоня.
Осина, липа, дуб, сосна.

5 карточек с изображением деревьев, кустарников, фруктов, ягод
Мелкая моторика Игр. упр. «Листочки».
Детям предлагается заштриховать горизонтальными и вертикальными линиями контуры листьев.
листы бумаги с контурным изображением листьев; простые карандаши
Анализ, сравнение; связная речь Игра «Что общего и чем отличаются?»
— Назовите общие и отличительные признаки предметов: березы  и шиповника.
предметные картинки с изображением березы и шиповника
Моторная координация Упражнение «Ухо-нос».
Выделение существенных признаков, связная речь Составление описательных рассказов.
Дети выбирают картинку с изображением дерева (кустарника) и составляют рассказ- описание с опорой на план. План описания.
1. Что это?
2. Это дерево или куст?
3. Какие части у него есть?
4. Где чаще всего растет?
5. Какую пользу приносит людям?

план-схема
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: «В гостях у лесных жителей».
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование

Релаксация
Пантомима «Прогулка по лесу».
Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно.) Закричали все: «Ау!» (Громко.) Никто не отзывается, (Печально. Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело.)

Выделение существенных признаков
Обобщение
Игра «Кого мы встретили в лесу?» Дети отгадывают загадки. Дефектолог выставляет картинки-отгадки. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (Лиса.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж.)

— Что объединяет этих животных? Как их называют? (Они живут в лесу. Звери. Дикие животные.)

картинки с изображением зверей
Зрительное восприятие, концентрация внимания
Игра «Кто спрятался в кустах?»
Дети узнают и называют зверей. F Детям с низким уровнем развития восприятия предлагается карточка с контурными и наложенными изображениями 2-3 животных.
карточки со скрытыми и наложенными изображениями зверей
Слуховое внимание
Игра «Хлопни в ладоши». — Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову дикое животное – хлопни в ладоши. Слова: воробей, кошка, петух, еж, лиса, синица, медведь, коза, заяц, гусь, белка, волк.
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение «Белка». Задание: проследить глазами за тем, как скачет белка с ветки на ветку.
палочка, к концу которой прикреплена фигурка белки
Вербальное мышление (классификация, обобщение) Игра «Исключение лишнего». — Назовите лишнее слово и объясните свой выбор. · синица, белка, ворона, снегирь; · волк, собака, коза, кошка; · лошадь, корова, баран, лось; · будка, нора, дупло, берлога. F Дети с низким уровнем развития мышления называют «лишнее» слово на наглядной основе.

Моторная координация
Игра «Зарядка для белочки».
Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день, С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

Зрительная память

Игра “Угощенье для зверей”.
Детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что на ней изображено. Далее картинка убирается, а детей просят ответить на вопросы: – Назовите угощенье, которое вы видели?
– Сколько морковок?
— Какого цвета яблоки? Сколько их? F Детям с низким объемом памяти демонстрируется картинка с изображением 3-4 предметов.
сюжетная картинка с изображением: 3-х морковок, 2-х яблок (жёлтого и красного цвета), шишка, грибок
Анализ, сравнение Игра “Что общего и чем отличаются?”
— Назовите общие и отличительные признаки. · волк и коза F Дети с низким уровнем мышления повторяют ответы сверстников.
предметные картинки с изображением волка и козы

Итог.
Используемая литература:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». М.: «Гном Пресс», 2000. 3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс Центр, 1993. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.- Санкт-Петербург, Дельта, 1997. 7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро-психологическая диагностика.- М., 1993. 8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»: «Премьера»: «Аквариум», 1999. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство-Пресс» 2004.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru