В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Лариса Грицай Лариса Грицай
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5157
Краткое описание
          Представленные коррекционно-развивающие занятия разработаны для дошкольников с задержкой психического развития и специально направлены  на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе.      

Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)  «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6»)

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна, высшая квалификационная категория город Прокопьевск Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Одним из важных направлений подготовки детей с задержкой психического развития к школе является развитие у них познавательных процессов, что существенно влияет на качество формирования учебных умений и навыков. Представленные коррекционно-развивающие занятия специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Задачи:
· формирование познавательной активности и учебной мотивации; · развитие зрительного и слухового восприятия; · формирование произвольного внимания; · развитие зрительной и слуховой памяти; · формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи; · развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции; · формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, подчиняться словесным указаниям взрослого, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); · улучшение психофизического самочувствия детей. Занятия отличаются высокой динамичностью, так как включает интеллектуально-развивающие игры, упражнения и задания, а также целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Особую ценность представляет использование на каждом занятии кинезиологических упражнений, что оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, улучшение психологического и физического здоровья детей. Игровая методика проведения занятий является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Именно обучение в игре и через игру позволяет заинтересовать детей учебным процессом, развивает у них познавательную активность, помогает лучше усвоить любой материал. Использованием большого количества яркого красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. ТЕМА: «До свидания, лето!»
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Релаксация Мимические упражнения: «Ласковое солнышко» — Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко. Дети имитируют расслабление. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.

Зрительная память, произвольное внимание
Игра «Я фотоаппарат! »
Детям предлагается представить себя фотоаппаратом. В течение нескольких секунд они рассматривают сюжетную картинку на тему: «Лето». Затем картинка убирается, а дети перечисляют все, что удалось запомнить. — Какое время года изображено на картине? (Лето.)


сюжетная картина на тему: «Лето»

Слухо-моторная координация; слуховая память Игра «Зеленый светофор »
Дефектолог произносит ряд предложений о разных временах года; дети должны поднять зеленый светофор, когда услышат предложение о лете и повторить его. § Дует морозный ветер. § Дети купаются в реке. § Птицы улетели. § Дети катаются на лыжах. § Дети ходят в лес за ягодами. § Солнышко светит ярко и жарко. § Река покрыта льдом. § Дети загорают.

зеленые светофорики из картона на каждого ребенка
Мелкая моторика кистей и пальцев рук Пальчиковая гимнастика: « Алые цветы».
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка: Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Аналитико-синтетическая деятельность Игра «Собери цветок из частей».
Детям предлагается собрать осколочные картинки.
конверты с осколочными картинками с изображением цветов


Классификация, обобщение
Игра “Разложи на группы».
Детям предлагается разложить картинки на группы и дать название каждой группе. Картинки: роза, астра, гладиолус, пион, ромашка, незабудка, тысячелистник, крапива, подорожник, лопух, колокольчик. Обобщающие понятия: «полевые цветы», «садовые цветы», «травы».


предметные картинки
Самоконтроль, произвольность Дыхательное упражнение «Ныряльщик».
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырять в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение.
Задание: нарисовать ромашку глазами.

Переключение и распределение внимания Игра «Найди два одинаковых букета».
Детям предлагается два одинаковых букета среди шести предложенных.
рисунок с изображением шести букетов цветов, два из которых одинаковые
Анализ, сравнение Игра «Что общего и чем отличаются?»
— Назовите общие и отличительные признаки растений: береза и ромашка.
предметные картинки с изображением березы и ромашки

Образное мышление; связная речь
Составление предложений на тему: «Лето».
Детям раздаются предметные картинки (солнце, ягоды, цветы, речка, велосипед и др.) и просят составить предложение на летнюю тему. Например: Летом солнце греет жарко. Летом дети купаются в речке. Летом дети ходят в лес за ягодами и др.
предметные картинки
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: Это я.
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Зрительная память, произвольное внимание Обобщение Игра «Запомни и назови».
Дефектолог по порядку показывает картинки с изображением частей тела человека и просит детей запомнить их последовательность. Картинки меняются несколько раз. В конце дети называют все картинки одним словом «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА».

предметные картинки: голова, нога, рука, глаза, ухо, пальцы, колено, нос, губы

Объем слуховой памяти
Игра « У куклы есть…»
Дети передают по кругу куклу. Первый называет любую часть тела куклы. Второй повторяет слово, сказанное первым ребенком и свое. Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое слово и т. д.


кукла
Аналитико-синтетическая деятельность Игра «Собери куклу из частей».
Детям предлагается собрать осколочные картинки.
конверты с осколочными картинками с изображением куклы


Классификация, обобщение
Игра «Четвертый лишний».
— Назовите «лишний» предмет и объясните свой выбор. 1) голова, шапка, ладонь, шея;
2) варежки, пальцы, кулак, ухо;
3) нога, стопа, колено, сапоги;
4) глаза, нос, очки, рот.


4 карточки с предметными картинками
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение.
Задание: нарисовать тело человека глазами.


Зрительно-моторная координация; произвольное запоминание Физминутка «Запомни и выполни».
Дефектолог показывает несколько движений. Дети запоминают, а затем выполняют эти движения по памяти: 2 наклона влево,
2 наклона вправо,
3 приседания на полной ступне,
5 прыжков на двух ногах.



Мелкая моторика
Игра «Колечко».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Пространственные представления, мелкая моторика Игра «Ладошки».
Детям предлагается обвести карандашом ладошки. В центре правой ладошки нарисовать красный кружок, в центре левой – синий.
листы бумаги, цветные карандаши


Установление связей и отношений между предметами
Игра «Подбери картинки».
На доске вывешиваются картинки с частями тела. Детям раздаются предметные картинки с изображением различных предметов (пластилин, телевизор, цветы, магнитофон, конфета и др.) — Поставьте свои картинки под той частью тела, к которой они относятся, и объясните свой выбор.
картинки с частями тела: глаз, нос, язык, ухо, рука. Раздаточные картинки: пластилин, мороженое, духи, магнитофон, картина, цветы, телевизор, колокольчик, конфета, ручка
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: «Во саду ли, в огороде…»
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Психогимнастика Мимические упражнения: «Семена растений».
 - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить расслабление.

Зрительное восприятие, концентрация внимания Обобщение
— Сегодня мы отправляемся на дачу к тетушке Алене. Посмотрим, какие растения растут на ее даче, и поможем ей собрать урожай. Игра «Узнай и назови овощи». «Назовите растения, которые вырастила тетушка Алена». — Назовите одним словом эти растения? (Овощи.)

таблица с контурными и наложенными изображениями овощей
Объем слуховой памяти — Давайте поможем собрать тетушке Алене овощи в мешок. Игра «Я положил в мешок». Дефектолог начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок свеклу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок свеклу и капусту». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
мешочек
Целостность восприятия, мелкая моторика Игр. упр. «Дорисуй вторую половину». — Мышка забралась в огород и погрызла несколько овощей. Давайте сделаем их целыми.

Восприятие вкуса — Тетушка Алена очень довольна тем, что вы спасли ей овощи. И за это она вас угостила. А чем, вы должны угадать? Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи. блюдце с кусочками овощей; повязка для глаз
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение
Задание: нарисовать глазами в воздухе помидор, сначала левым глазом, затем правым.

Зрительная память

Обобщение
— Кроме овощей, тетушка Алена выращивает еще и другие плоды. Давайте посмотрим на картинку. Игра «Запомни и назови картинки». Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем разложить в такой же последовательности у себя на столе.
— Назовите одним словом эти плоды? (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете? (Апельсин, мандарин, абрикос, виноград, персик, лимон, банан…)
таблица с изображением фруктов набор предметных картинок с изображением фруктов на каждого ребенка
Слухо-моторная координация Физкультминука: «Яблонька».
У дороги яблонька стоит.
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус!
Дети сопровождают текст движениями.

Обобщение, классификация Игра «4-й лишний».
— На каждой картинке одно растение чем-то отличается от трех других. Назови лишнее растение на каждой картинке и объясни свой выбор.
4 карточки с изображением овощей, фруктов, ягод
Анализ, сравнение Игра «Что общего и чем отличаются?»
Назовите общие и отличительные признаки предметов: яблоко и мяч.
Моторная координация Упражнение «Ухо-нос».
Детям предлагается левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять местами положения рук с точностью до наоборот.
Выделение существенных признаков; связная речь Составление описательного рассказа о любимом огородном или садовом растении (овощ, фрукт, ягода). «Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о тех растениях, которые она вырастила на даче».
План-схема.
1. Что это (овощ, фрукт или ягода)?
2. Где растет?
3. Какой вкус?
4. Какой формы?
5. Какого цвета?
6. Какой на ощупь?
7. Что можно из него приготовить?
план-схема
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.
ТЕМА: «Дары леса».
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование
Релаксация Мимические упражнения: «Дубы, березы». Выставляются картинки.
— Какие это деревья? (Дубы, березы.) Вокруг себя повернись и в деревья превратись. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют тонким голосом: «и-и-и-и».

картинки с изображением дуба и березы

Образное мышление
Выставляются картинки.
— Догадайтесь по этим картинкам, куда мы отправимся сегодня на прогулку? (Мы пойдем в лес.) А как вы догадались? (В лесу растут деревья, кустарники, ягоды, грибы…) Итак, сегодня мы совершим удивительную прогулку по сказочному лесу.
картинки с изображением деревьев, кустарников, лесных ягод, грибов
Слуховое внимание Игра «Хлопни в ладоши».
— Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь дерево – хлопни в ладоши. Слова: стол, книга, береза, ромашка, тополь, осина, яблоко, елка, масло, лимон, чайник, клен, дуб, дорога, снег, рябина, липа, черемуха, малина, одуванчик.

Целостность восприятия
Игра «Сложи картинку».
Дети должны составить осколочные картинки. Затем назвать дерево, которое они составили, и назвать его части.
конверты с разрезными картинками деревьев
Наблюдательность Игр. упр. «Найди два одинаковых листочка».
— Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите среди всех нарисованных листьев два одинаковых.

рисунок с изображением шести листьев, из которых два листика одинаковые
Объем слуховой памяти Игра «Я положил в корзинку».
— Сейчас мы с вами будем собирать лесные ягоды и складывать их в корзинку. Дети передают по кругу корзинку. Дефектолог начинает игру и говорит: «Я положила в корзину бруснику». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положила в корзину бруснику и землянику». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

корзинка

Психогимнастика
Физминутка. Пантомима «Прогулка по лесу». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно) Закричали все: «Ау!» (Громко) Никто не отзывается, (Печально) Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело)
Классификация, обобщение Игра «Четвертый лишний».
-Назовите лишнюю картинку и объясните свой выбор. Земляника, брусника, голубика, яблоко.
Клен, береза, смородина, ель.
Осина, шиповник, дуб, рябина.
Крыжовник, черемуха, рябина, яблоня.
Осина, липа, дуб, сосна.

5 карточек с изображением деревьев, кустарников, фруктов, ягод
Мелкая моторика Игр. упр. «Листочки».
Детям предлагается заштриховать горизонтальными и вертикальными линиями контуры листьев.
листы бумаги с контурным изображением листьев; простые карандаши
Анализ, сравнение; связная речь Игра «Что общего и чем отличаются?»
— Назовите общие и отличительные признаки предметов: березы  и шиповника.
предметные картинки с изображением березы и шиповника
Моторная координация Упражнение «Ухо-нос».
Выделение существенных признаков, связная речь Составление описательных рассказов.
Дети выбирают картинку с изображением дерева (кустарника) и составляют рассказ- описание с опорой на план. План описания.
1. Что это?
2. Это дерево или куст?
3. Какие части у него есть?
4. Где чаще всего растет?
5. Какую пользу приносит людям?

план-схема
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия.

ТЕМА: «В гостях у лесных жителей».
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы Оборудование

Релаксация
Пантомима «Прогулка по лесу».
Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно.) Закричали все: «Ау!» (Громко.) Никто не отзывается, (Печально. Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело.)

Выделение существенных признаков
Обобщение
Игра «Кого мы встретили в лесу?» Дети отгадывают загадки. Дефектолог выставляет картинки-отгадки. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (Лиса.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж.)

— Что объединяет этих животных? Как их называют? (Они живут в лесу. Звери. Дикие животные.)

картинки с изображением зверей
Зрительное восприятие, концентрация внимания
Игра «Кто спрятался в кустах?»
Дети узнают и называют зверей. F Детям с низким уровнем развития восприятия предлагается карточка с контурными и наложенными изображениями 2-3 животных.
карточки со скрытыми и наложенными изображениями зверей
Слуховое внимание
Игра «Хлопни в ладоши». — Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову дикое животное – хлопни в ладоши. Слова: воробей, кошка, петух, еж, лиса, синица, медведь, коза, заяц, гусь, белка, волк.
Профилактика нарушений зрения Глазодвигательное упражнение «Белка». Задание: проследить глазами за тем, как скачет белка с ветки на ветку.
палочка, к концу которой прикреплена фигурка белки
Вербальное мышление (классификация, обобщение) Игра «Исключение лишнего». — Назовите лишнее слово и объясните свой выбор. · синица, белка, ворона, снегирь; · волк, собака, коза, кошка; · лошадь, корова, баран, лось; · будка, нора, дупло, берлога. F Дети с низким уровнем развития мышления называют «лишнее» слово на наглядной основе.

Моторная координация
Игра «Зарядка для белочки».
Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день, С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

Зрительная память

Игра “Угощенье для зверей”.
Детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что на ней изображено. Далее картинка убирается, а детей просят ответить на вопросы: – Назовите угощенье, которое вы видели?
– Сколько морковок?
— Какого цвета яблоки? Сколько их? F Детям с низким объемом памяти демонстрируется картинка с изображением 3-4 предметов.
сюжетная картинка с изображением: 3-х морковок, 2-х яблок (жёлтого и красного цвета), шишка, грибок
Анализ, сравнение Игра “Что общего и чем отличаются?”
— Назовите общие и отличительные признаки. · волк и коза F Дети с низким уровнем мышления повторяют ответы сверстников.
предметные картинки с изображением волка и козы

Итог.
Используемая литература:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». М.: «Гном Пресс», 2000. 3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс Центр, 1993. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.- Санкт-Петербург, Дельта, 1997. 7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро-психологическая диагностика.- М., 1993. 8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»: «Премьера»: «Аквариум», 1999. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство-Пресс» 2004.

Пожаловаться 25 ноября 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru