В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Наша жизнь в наших руках

Наша жизнь в наших руках

Алёна Евдокимова
Тип материала: Урок
просмотров: 2164
Краткое описание
Способствовать расширению знаний детей об автономном  существовании человека в природных условиях.
Описание
Урок на тему:  « Наша жизнь в наших руках»
Разработал учитель русского языка и литературы Евдокимова Алёна Александровна

Предмет: Литература
Класс: 6
Продолжительность урока: 40 минут
Количество уроков: 1

Учебник: Коровина, Полухина, Коровин: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях [Учебник + CD]


ЯНАО, Приуральский район, с. Белоярск, 2012 г. Цель: Способствовать расширению знаний детей об автономном
существовании человека в природных условиях.

Задачи:
1.Прививать детям постоянное стремление пополнять знания,
развивать их активность и умение логически мыслить.
2. Показать, как знания и умения могут помочь человеку выжить в
тяжёлых условиях, не теряться в чрезвычайной ситуации.
3. Помочь детям поверить в себя и свои знания.
4. Убедить учащихся в том, что к любому пребыванию на природе и
организации отдыха необходимо готовиться очень серьёзно.

Оборудование: Аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь»;
иллюстрации А.Лебедева и И.Ильинского к роману Д.Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»,
С.Сюхина «Васюткино озеро».

Все участники разделены на два отряда, каждый из которого придумывает себе название и девиз.
Ход урока:
Эпиграф (на доске)
Человек – творец своей жизни.

1.Работа с эпиграфом.
 - Кто такой творец? (создатель)
 - Почему человек является создателем своей жизни?
 - Согласны ли вы со словами, записанными на доске?
2.Слово учителя.
Сегодня наш классный час посвящён очень важной теме: «Безопасности жизни человека в чрезвычайных ситуациях». Но вы наверно знаете, что чрезвычайная ситуация может возникнуть внезапно и потребовать от вас решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы сориентируетесь, примете решение и выберете правильный способ действий, тем больше у вас будет шансов остаться живыми, здоровыми и невредимыми. Но лучше всего научиться предвидеть возможность появления опасной ситуации.
— Как вы думаете, комфортно ли будет чувствовать себя самый ловкий индеец на улицах большого города, не имея представления о правилах дорожного движения? Свой ответ обоснуйте.
Современный горожанин может оказаться таким же беспомощным, когда он оказывается в природных условиях: один на один с полями и лесами, а тем более с тайгой, тундрой, горами или пустыней – если он не обладает достаточными знаниями, умениями и навыками. Поэтому сегодня мы отправимся в поход, и попытаемся проверить, обладаем ли мы всеми ранее перечисленными качествами или нет.
Наш поход начинается с приветствия командами друг друга (ребята оглашают название команд и свой девиз).

*Задания для первого тура.
За каждый правильный ответ отряд получает по 1 баллу.
1. Какие 3 важнейшие задачи должен решить человек, если он окажется один на один с природой?
— Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения
или перегрева в зависимости от погодных условий.
— Найти воду.
— Суметь воспользоваться «подножным кормом».

2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы выжить в чрезвычайной ситуации?
3. Перечислите, с какими видами опасности можно встретиться в тундре, в лесу?
4. Как можно защититься от диких животных?
5. Какие способы добывания огня вы знаете?
6. Почему при разжигании костра крупные поленья подкладываются во вторую очередь (после лучины, щепок, бумаги)?
7. Почему нельзя отходить от костра, пока он окончательно не прогорит, и угли не будут залиты водой?
8. Какое воздействие оказывает на человека недостаток воды? Сколько времени можно прожить без воды?
(от 3 до 10 дней)
9. Какие способы получения пресной воды вам известны?
10. Приведите основные способы добывания пищи в тундре, в лесу?
11. Как действует на человека недостаток пищи? Сколько дней полного голодания он может выдержать?
 (Месяц и больше, если есть вода.)
12. Назовите съедобные растения нашей местности, и расскажите, как их правильно готовить.

13. Назовите наиболее характерные виды повреждений, которые могут возникнуть в походе.
14. Каковы приёмы оказания первой помощи при порезах и ссадинах?
15. Как построить в лесу обыкновенный шалаш?
16. Расскажите о правилах ориентирования на местности.
Подводятся итоги первого тура.

*Второй тур. Конкурс командиров.
Задание:
Представьте, что каждый из вас остался один в лесу. К счастью, в вашем рюкзаке оказались полезные предметы: топор, компас, зеркало, пакет, спички, бумага, нож, котелок, аптечка, верёвка, леска с крючком. Расскажи, какие из этих предметов вам понадобятся и для чего?
Подведение итогов второго тура (максимальное количество 11б.)

3.Слово учителя.
— Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно ни произошло, серьёзно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселённой местности, например, в пище и воде, порой превращается в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, а чаще от другого – наличия или отсутствия водоёмов, съедобных растений, животных, а также от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное – многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию и насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел. Ведь люди подчас гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трёх шагах находится источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, где полно дичи, и становятся жертвами укусов ядовитых змей и насекомых, не зная, как оказать первую помощь. Помни: в основе успеха в борьбе с силами природы лежит умение человека выжить.
— Что обозначает слово ВЫЖИТЬ?
Оно всегда употребляется в конкретном смысле – «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».
Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Положение оказавшегося наедине с природой человека сложно ещё и потому, что чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно.
— Скажите, что может явиться причиной автономии?
— Представьте себя на месте человека, волею судьбы оказавшегося в подобной ситуации.
Какие чувства в первое мгновение вы бы испытали?
Наверно вы со мной согласитесь, что любой страх, любая боль и неприятность переживаются гораздо легче, если кто-то находится рядом.
Звучит аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь».
— Почему с другом в пути легче?
Очень сложной оказывается ситуация вынужденного одиночества. Любой человек может потерять ориентировку в лесу, горах, пустыне и оказаться в незнакомой местности без спичек, компаса и запаса продуктов. Оставшись в одиночестве, он испытывает на себе воздействие не только холода, жары или стихийных сил, но и страха за свою жизнь. Страх может породить панику, бессистемное поведение. И человек может наделать массу ошибок, которые приведут к трагическим последствиям.
Оказавшись в сложной ситуации на природе, постарайтесь не потерять самообладания. Начинайте свои действия с анализа обстановки. Как только вы начнёте действовать, страх и паника покинут вас. При реализации своего плана выживания никогда не спешите: экономьте силы и ресурсы (продукты питания, воду). Запомните – в любой ситуации побеждает лишь тот, кто уверен в себе и борется за жизнь до конца. Жизнь того стоит! Вот как написал в своём сонете В.Шекспир:
«Трусы умирают много раз до смерти,
Доблестный умирает только раз…»
За жизнь надо бороться до тех пор, пока дышишь. И пока есть хоть малейший шанс выжить – его надо использовать.

*Задания для третьего тура.
1. Вспомните народные пословицы и поговорки об одиночестве, дружбе и взаимовыручке.
2. Назовите приметы, помогающие определить погоду на следующий день.
3. Приведите примеры литературных произведений, в которых повествуется о героях, оказавшихся в экстремальной ситуации.
(Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»,
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» )
4. Что послужило причиной того, что Робинзон Крузо и Васютка оказались в сложившихся условиях? 5. Какие разумные действия предпринял герой книги Д.Дефо Робинзона Крузо, для того чтобы выжить? 6. Какие решения пришлось принять Васютке для спасения своей жизни, после того, как он заблудился? 7. Расскажите, чем питались Робинзон Крузо на необитаемом острове и Васютка в тайге? 8. Почему Робинзон Крузо носил на острове тёплую одежду из козьих шкур? 9. Как удалось Робинзону Крузо подать сигнал проплывающему мимо острова кораблю? 10. Как Васютка выбрался к реке? 11. Что помогло Робинзону Крузо не потерять человеческий облик? 12. Сколько дней Васютка был в тайге? 13. Что делал Робинзон Крузо для того, чтобы знать, сколько времени он провёл на острове? 14. Попытайтесь словесно описать одного из героев (Робинзона Крузо или Васютку). — А теперь посмотрите на иллюстрации и скажите, совпадает ли ваше представление героев с тем, как художники изобразили их. Если нет, то почему они не совпадают? Подсчёт результатов, награждение победителей.  4.Подведение итогов. — Что нового вы узнали сегодня? — Что должен знать и уметь любой человек?  Давайте обратимся к теме нашего урока « Наша жизнь в наших руках!» Как вам кажется, доказали мы, что жизнь человека во многом зависит от него самого.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос