Рабочая учебная программа по биологии для 7 класса (на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 94» ____________Н.И. Гранкина Приказ №___ от «___»_____________2012г. |
Программа принятак работе педагогическим советомМБОУ «СОШ № 94»Протокол № 1 от «30»августа 2012 г. |
|
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей Естественнонаучного цикла Протокол № __ от «__» августа 2012г. |
Рабочая учебная программа
по биологии для 7 класса
Рабочая учебная программа составлена на основе программ |
|
основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой |
Составитель программы: учитель МБОУ «СОШ № 94» Шаравина О.А. |
Новокузнецк, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы //сост. И.Б.Морзунова.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2011.-254, [2] с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых
организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Тематическое планирование включает региональный компонент. Часть вопросов регионального компонента носит экологовалеологичесую направленность.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»! класс. - М.: Дрофа, 2011. -64с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Захаров В.Б. , Сонин Н.И. « Биология. Многообразие живых организмов» 7класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2011.-247с.;
Тетради с печатной основой: Захаров В.Б. Сонин Н.И. класс: Биология. Многообразие живых организмов 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2011.- 272с.;
А также методических пособий для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы //сост. И.Б.Морзунова.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2011.-254, [2] с
Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин. « Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс .-М.: дрофа, 2006 гг.
Огородова Н. Б., Сысолятина Н. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений.— М.:Дрофа, любое издание.
Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тетрадь для оценки качества знаний, в 2 ч.— М.: Дрофа, любое издание.
Гуленков С. И., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тестовые задания. — М.: Дрофа, любое издание.
Сонин Н. И., Семенцова В. Н., Мишакова В.Н. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: дидактические карточки_задания.— М.: Дрофа, любое издание.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Тематический план
№ |
Тема |
Планир. |
КТП |
Л/Р |
П/Р |
Экск. |
Тест. |
1 |
Введение |
3 |
3 |
|
|
|
|
2 |
Раздел 1.Царство Прокариоты |
3 |
4 |
|
|
|
1 |
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов |
3 |
4 |
|
|
|
1 |
|
3 |
Раздел 2. Царство Грибы. |
4 |
4 |
3 |
1 |
|
2 |
Тема 2.1 Общая характеристика грибов |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
Тема 2.2 Отдел Лишайники |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Раздел 3. Царство Растения |
16 |
17 |
8 |
1 |
|
1 |
Тема 3.1 Общая характеристика растений |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 3.2 Низшие растения |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Тема 3.3 Высшие растения |
4 |
5 |
3 |
|
|
|
|
Тема 3.4 Голосеменные растения |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные |
6 |
6 |
2 |
1 |
|
1 |
|
5 |
Раздел 4. Царство животных |
37 |
39 |
11 |
1 |
1 |
2 |
Тема 4.1 Общая характеристика животных |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.2 Подцарство одноклеточные |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Тема 4.3 Подцарство многоклеточные животные |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные |
3 |
3 |
1 |
|
|
|
|
Тема 4.5 Тип плоские черви |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 4.6 Тип Круглые черви |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви |
3 |
3 |
|
|
|
1 |
|
Тема 4.8 Тип Моллюски |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Тема 4.9 Тип Членистоногие |
7 |
8 |
3 |
|
|
1 |
|
Тема 4.10 Тип Иглокожие |
|
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.11Тип Хордовые. Бесчерепные. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.12 Тип Позвоночные (Черепные) Надкласс Рыбы |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Тема 4.13 Класс Земноводные |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 4.15 Класс Птицы |
4 |
4 |
2 |
|
|
|
|
Тема 4.16 Класс Млекопитающие |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Раздел 5. Царство Вирусы |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
Вирусы |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Заключение |
1 |
2 |
|
|
|
1 |
|
Итого |
66+4 резерв |
70 |
22 |
2 |
1 |
7 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие живых
организмов. 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория
Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (4 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (4 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организа
ции и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Вводное тестирование.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Л.р.№1 «Строение плодового тела шляпочного гриба».
Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора».
Л.Р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников, различные представители
лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и
лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни
человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (17 ч)
Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.
Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных
биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Л.р. №4 Строение спирогиры».
Тема 3.3. ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (5 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и
плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей,
схемы строения папоротника; древние папоротниковидные,
схема цикла развития папоротника, различные представите
ли папоротниковидных.
Л.р.№5 «Строение мха кукушкин лен»
Л.р.№6 «Строение мха сфагнум».
Л.р. №7 «Строение хвоща».
Л.р.№8 «Строение папоротника».
Тема 3.4. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Л.р.№9 «Строение шишки сосны».
Л.Р.№10 «Многообразие голосеменных».
Тема 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства
однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.
Л.р.№10 «Семейство Розоцветные (шиповник)».
Л.р.№11 «Строение злакового растения (пшеница)».
П.Р.№1 «Распознавание растений Кемеровской области по гербарному материалу».
Тестовая проверка знаний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишай
ников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);
— объяснять происхождение растений и основные этапы
развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (39 ч)
Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отли
чающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни
человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории
туфельки, представители различных групп одноклеточных.
Л.р.№12 «Строение и жизнедеятельность инфузории – туфельки».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.
Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Л.р.№13 «Строение и поведение пресноводной гидры».
Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви.
Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червейпаразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение
кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.
Л.р.№14 «Внешнее строение кольчатого червя».
Тестовый контроль знаний.
Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйст
венной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Л.р.№15 «Строение раковины моллюска».
Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (8 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на
примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.
Л.р.№16 «Внешнее строение речного рака»
Л.р.№17 «Внешнее строение насекомого»
Л.Р. №18 «Многообразие членистоногих».
Тестовый контроль знаний учащихся
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).
НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Л.р.№19 «Внешнее строение рыбы».
Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структно функциональ
ная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб
и земноводных.
Л.р.№20 «Внешнее строение лягушки».
Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурнофункциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хаме
леоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земно
водных и рептилий.
Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Л.р. №21 «Внешнее строение птицы».
Л.Р. №22 «Строение перьев птиц».
Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурнофункциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельнос
ти человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку
млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы
строения рептилий и млекопитающих.
П.Р. №2 «Распознавание животных Кемеровской области, определение их систематического положения и значения в жизни человека».
Л.р. №21 « Строение скелета млекопитающих».
Экскурсия «Многообразие млекопитающих Кемеровской области (посещение Краеведческого музея).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и
способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах
опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (3 ч)
ВИРУСЫ (3 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания
гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности
Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Заключение (1 час)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Тестовый контроль знаний.
Личностные результаты обучения
— Развитие и формирование интереса к изучению
природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способ
ностей;
— воспитание бережного отношения к природе, фор
мирование экологического сознания;
— признание высокой ценности жизни, здоровья своего и
других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Практическая часть |
Дата проведения (по плану/ по факту) |
Прим. |
|
7А |
7Б |
||||
|
|
||||
Введение (3ч.) |
|
||||
|
Мир живых организмов. Уровни организации живого. |
|
|
|
|
|
Ч. Дарвин и происхождение видов. |
|
|
|
|
|
Многообразие организмов и их классификация. |
|
|
|
|
Раздел 1. Царство Прокариоты (4 часа) |
|
||||
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических клеток (4 часа) |
|
||||
|
Общая характеристика прокариот. |
|
|
|
|
|
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль природе и практическое значение. |
|
|
|
|
|
Подцарства бактерий. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. |
|
|
|
|
|
Вводное тестирование. |
Тестовая работа. |
|
|
|
Раздел 2 Царство грибы(4 часа) |
|
||||
Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа) |
|
||||
|
Царство грибы. Особенности организации, их роль в природе и в жизни человека. |
Л.р.№1 «Строение плодового тела шляпочного гриба». Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора». |
|
|
|
|
Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. |
Л.Р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». |
|
|
|
|
Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. |
|
|
|
|
Тема 2.2 Отдел Лишайники (1 час) |
|||||
|
Отдел Лишайники. Общая характеристика. |
|
|
|
|
Раздел 3 Царство Растения (17 часов) |
|||||
Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа) |
|||||
|
Общая характеристика царства Растения. |
|
|
|
|
|
Систематика растений. |
|
|
|
|
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа) |
|||||
|
Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. |
|
|
|
|
|
Многообразие водорослей их роль в природе и практическое значение. |
Л.р. №4 Строение спирогиры». |
|
|
|
Тема 3.3 Высшие растения. (5 ч.) |
|
||||
|
Общая характеристика подцарства Высшие растения. |
|
|
|
|
|
Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. |
Л.р.№5 «Строение мха кукушкин лен» Л.р.№6 «Строение мха сфагнум». |
|
|
|
|
Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. |
|
|
|
|
|
Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. |
Л.р. №7 «Строение хвоща». |
|
|
|
|
Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе, практическое значение. |
Л.р.№8 «Строение папоротника». |
|
|
|
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа) |
|||||
|
Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. |
Л.р.№9 «Строение шишки сосны». |
|
|
|
|
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. |
Л.Р.№10 «Многообразие голосеменных». |
|
|
|
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов) |
|||||
|
Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. |
|
|
|
|
|
Размножение покрытосеменных растений. |
|
|
|
|
|
Класс Двудольные. Характеристика особенностей семейства Розоцветные, Крестоцветные и Пасленовые. |
Л.р.№10 «Семейство Розоцветные (шиповник)». |
|
|
|
|
Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаковые, Лилейные. |
Л.р.№11 «Строение злакового растения (пшеница)». |
|
|
|
|
Роль Покрытосеменных в биоценозах, жизни человека. |
П.Р.№1 «Распознавание растений Кемеровской области по гербарному материалу». |
|
|
|
|
Повторительно – обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. |
Тестовая проверка знаний. |
|
|
|
Раздел 4. Царство животные. (39ч.) |
|
||||
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час) |
|
||||
|
Общая характеристика царства Животные. |
|
|
|
|
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные. (2ч.) |
|||||
|
Особенности организации одноклеточных, их классификация. |
|
|
|
|
|
Многообразие и значение одноклеточных животных. |
Л.р.№12 «Строение и жизнедеятельность инфузории – туфельки». |
|
|
|
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные. (1ч.) |
|
||||
|
Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. |
|
|
|
|
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные. (3ч.) |
|
||||
|
Особенности организации кишечнополостных. |
Л.р.№13 «Строение и поведение пресноводной гидры». |
|
|
|
|
Особенности жизнедеятельности кишечно-полостных. |
|
|
|
|
|
Многообразие кишечно-полостных, их значение в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
Тема 4.5 Тип Плоские черви. (2ч.) |
|
||||
|
Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви. |
|
|
|
|
|
Плоские черви – паразиты. |
|
|
|
|
Тема 4.6 Тип Круглые черви. (1ч.) |
|
||||
|
Тип Круглые черви, особенности их организации. |
|
|
|
|
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви. (3ч.) |
|
||||
|
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. |
Л.р.№14 «Внешнее строение кольчатого червя». |
|
|
|
|
Многообразие кольчатых червей. |
|
|
|
|
|
Повторительно – обобщающий урок по темам: Тип кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви. |
Тестовый контроль знаний. |
|
|
|
Тема 4.8 Тип Моллюски. (2ч.) |
|
||||
|
Особенности организации моллюсков, их происхождение. |
Л.р.№15 «Строение раковины моллюска». |
|
|
|
|
Многообразие моллюсков их значение в природе. |
|
|
|
|
Тема 4.9 Тип Членистоногие. (8ч.) |
|
||||
|
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. |
Л.р.№16 «Внешнее строение речного рака» |
|
|
|
|
Многообразие ракообразных, их роль в природе. |
|
|
|
|
|
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. |
|
|
|
|
|
Многообразие паукообразных, их роль в природе. |
|
|
|
|
|
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. |
Л.р.№17 «Внешнее строение насекомого» |
|
|
|
|
Размножение и развитие насекомых. |
|
|
|
|
|
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. |
Л.Р. №18 «Многообразие членистоногих». |
|
|
|
|
Тестовый контроль знаний учащихся по теме: Тип членистоногие. |
Тестовый контроль знаний учащихся. |
|
|
|
Тема 4.10 Тип Иглокожие. (1ч.) |
|
||||
|
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе. |
|
|
|
|
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные (1ч.) |
|
||||
|
Особенности строения хордовых. Бесчерепные животные. |
|
|
|
|
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2часа) |
|||||
|
Подтип Позвоночные. Рыбы водные позвоночные. |
Л.р.№19 «Внешнее строение рыбы». |
|
|
|
|
Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение. |
|
|
|
|
Тема 4.13 Класс земноводные. (2ч.) |
|
||||
|
Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. |
Л.р.№20 «Внешнее строение лягушки». |
|
|
|
|
Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. |
|
|
|
|
Тема 4.14 Класс пресмыкающиеся. (2ч.) |
|
||||
|
Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. |
|
|
|
|
|
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. |
|
|
|
|
Тема 4.15 Класс птицы. (4ч.) |
|
||||
|
Класс Птицы. Происхождение, деление на группы. |
|
|
|
|
|
Особенности их строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных |
Л.р. №21 «Внешнее строение птицы». |
|
|
|
|
Особенности организации птиц, связанные с полетом |
Л.Р. №22 «Строение перьев птиц». |
|
|
|
|
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
Тема 4.16 Класс млекопитающие. (4ч.) |
|
||||
|
Класс Млекопитающие. Происхождение, деление на группы. |
П.Р. №2 «Распознавание животных Кемеровской области, определение их систематического положения и значения в жизни человека». |
|
|
|
|
Особенности строения, жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных. |
Л.р. №22 Строение скелета млекопитающих |
|
|
|
|
Плацентарные млекопитающие. |
|
|
|
|
|
Экскурсия «Многообразие млекопитающих Кемеровской области (посещение Краеведческого музея). |
Экскурсия. |
|
|
|
Раздел 5. Царство Вирусы. (1ч.) |
|||||
|
Вирусы. |
|
|
|
|
Заключение (2 часа) |
|||||
|
Особенности организации живых организмов. Итоговый тестовый контроль знаний учащихся |
Тестовый контроль знаний. |
|
|
|
|
Повторение, обобщение изученного, Подведение итогов. |
|
|
|
|
Учебно-методическая литература:
-
Баландин С.А. Справочник студента. М.: Филологическое сообщество «Слово», 2001
-
Биология. Справочник школьника и студента под ред. З.Брема и И.Мейнке. М.: Дрофа, 1999
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. М.: АСТ-Пресс Школа, 2003
-
Бровкина Е.Н., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. М.: Дрофа, 2005
-
Валич Г.Л., Кржановский В.А. Биология. Полный курс. Ботаника. М.: Оникс 21 век, 2002
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. В 3-х частях: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Школа-Пресс, 2001
-
Козлова Т.А., Кумченко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008
-
Кочаргина В.А. Биология 5 – 6 класс. М.: Просвещение, 1988
-
Лернер Г.И. Биология 7 – 8 классы: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. М.: Эксмо, 2007
-
Ляшенко Н.В., Попова Е.В., Артеменко В.П., Маслак Е.Н. Биология. 6 – 11 классы: секреты эффективности современного урока. Волгоград: Учитель, 2011
-
Никишов А.И., Косорукова Л.А. «Дидактический материал по ботанике». М.: ТОПИКАЛ, 1994
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведения 5 класс. Биология 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2006
-
Резникова В.З. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Животные ч.1. М.: Школа-Пресс, 2001
-
Сергеев В.Ф., Добровольский А.А. Готовимся к экзамену по биологии. М.: Рольф, 2000
-
Степанчук Н.А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии учёных. Волгоград: Учитель, 2010
-
Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. М.: Рольф, 2001
-
Шухрал Л.И. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Животные ч.2. М.: Школа-Пресс, 2001
-
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
-
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»