В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Путешествие в край, говорящих зверей.

Файл прикреплен к материалу: Путешествие в край, говорящих зверей.
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов




Амосова Валентина Александровна

квалификационная категория – первая



место проживания: с. Старая Брянь

Заиграевского района Республики Бурятия



  • название учебного заведения:

МБОУ «Старобрянская сош»



  • литература



  • тема «Путешествие в край говорящих зверей»




  • 6 класс



  • продолжительность занятия 45 мин;




http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif















Тема: «Путешествие в край говорящих зверей»

Пояснительная записка

Басни — это благодатный литературный материал как для нравственно-эстетического воспитания, так и для развития творческих способностей учащихся. Этот жанр доступен любому школьнику, начиная с малышей и заканчивая старшеклассниками. Дети с удовольствием читают их по ролям, инсценируют, учат наизусть...

Младшие подростки подхватывают эту эстафету, но их возраст наряду с драматизацией и выразительным чтением требует уже больше аналитической деятельности.

Урок, предлагаемый вашему вниманию, построен как игра-путешествие, отвечает возрастным особенностям шестиклассников и позволяет привлечь к его подготовке и заинтересовать значительную часть класса. В игре дети в занимательной форме повторяют особенности басни как жанра, знакомятся с тремя вариантами басни на один и тот же сюжет (причем каждый дается с соответствующим национальным и временным оформлением), а затем переходят к сопоставительному анализу басен Эзопа, Лафонтена и Крылова.

Роль ведущего для облегчения подготовки занятия и осуществления контроля за ходом действия может исполнять сам учитель (или ученик старшего класса). Каждую инсценировку готовим с отдельной группой учащихся, не связывая их до урока между собой, чтобы не утратить детский интерес. Все остальное: оформление, костюмы — самостоятельная творческая работа ребят.

«Представление» Эзопа (максимум простоты в костюме: старый плащ-накидка, взлохмаченная шевелюра и т.п.);

Лафонтена (завитой парик, жабо, панталоны до колен с бантиками, трость и т.п.);

Крылова (простой кафтан, шейный платок-галстук, поднятый воротничок и т.п.).

Тексты басен положим на каждую парту. Можно там же поместить и вопросы, которые будут обсуждаться в ходе анализа: это сделает анализ более эффективным.

Домашнее задание закрепит умения, полученные в ходе урока: сопоставить басни Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лиса и Виноград».

Занятие начинается с небольшого игрового вступления.


Сценарий

Входит девочка с котом на руках (игрушечным, разумеется), навстречу ей — мальчик. Учитель в момент их обмена репликами перевоплощается: накидывает плащ, надевает шапочку с пером наподобие тирольской, «вооружается» планшетом и биноклем (набор атрибутов может быть и другим). Сначала он будто наблюдает за детьми со стороны, потом подходит к ним поближе и вмешивается в их разговор.

Мальчик. Опять ты со своим котом носишься!

Девочка. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.

Мальчик. Мышей ему надо ловить — вот что!

Девочка. У нас нет мышей.

Учитель (подходит) Какой у тебя славный котик! Как его зовут?

Девочка. Васька.

Учитель. Васька! Да он у вас не из Края ли Говорящих Зверей?

Девочка. Нет, мне его подружка подарила на день рождения. Это сын ее кошки Муськи. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышала про такой.

У ч и т е л ь. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?

Мальчик. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет — и все у тебя будет на блюдечке!..

Учитель. Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.

Мальчик. Это почему же? Там все на свете есть!

Учитель. Все да не все. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе, записано и снято на аудио- и видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Среди них немало известнейших писателей: Гауф, Перро, Андерсен, Киплинг, Уайльд...

Девочка. Да ведь это все сказочники!

Учитель. Конечно, сказочники, но и не только они. И великие баснописцы тоже: Эзоп, Лафонтен, Крылов... Именно им лучше всего известен Край Говорящих Зверей.

Мальчик. А где же этот край находится?

Учитель. В Стране Басен на континенте Чудес.

Девочка и м а л ь ч и к (хором). Никогда не слыхали!

Учитель. Не слыхали — не беда. Теперь вот узнали. А басни читали?

(Вопрос может быть обращен ко всему классу.)

Девочка. Конечно, читали! «Стрекоза и Муравей», например, «Слон и Моська», «Мартышка и Очки»...

Мальчик. Еще «Волк и Ягненок».

Учитель. Вот и чудесно! Хотите своими глазами увидеть Край Говорящих Зверей?

Мальчик. Еще бы!

Девочка. А это не опасно?

Мальчик. Что ты! Звери-то не обыкновенные!.. А как туда попасть?

Учитель. Очень просто. Ведь я служу литературным егерем и постоянно помогаю охотникам за сюжетами — поэтам, писателям и любителям словесности, желающим познать тайны художественного

творчества. Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей, достаточно выбрать из предложенных вам портретов тех зверей и птиц, которые стали героями басен. (Учащимся даются рисунки или фотографии медведя, лисы, осла, кенгуру, вороны, петуха, жирафа, попугая, фламинго, льва, журавля, дикобраза, обезьяны, панды и т.п. Дети делают выбор.) Отлично! Полдела

сделано. Теперь осталось объяснить, что такое басня — и мы на месте.

Девочка. Басня — это литературное произведение, в котором в иносказательной форме рассказывается какой-нибудь поучительный случай из жизни. И в конце

обязательно есть нравоучение — мораль. Мальчик. В басне часто вместо людей действуют звери, птицы, растения, предметы. (Ответы могут дополняться

другими учениками.)

Девочка. Как интересно! Мальчик. Еще бы! А ты боишься! Но мы уже выбрали Край Говорящих Зверей. Туда и пойдем. Куда все охотники за сюжетами ходят.

Звучит мелодия из «Карнавала животных» К.Сен-Санса или «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского, которая будто переносит всех участников в Край Говорящих Зверей.

Учитель. Вот мы и на месте. Появляется Эзоп.

Девочка. Ой, какой страшный!

Мальчик. Кто это? Учитель. Тс-с! Это главный хранитель Края Говорящих Зверей. Он уже больше двух тысяч лет живет здесь и все знает про этих зверей и птиц, все их повадки и законы. Он может рассказать о них множество историй: ведь именно он стал первым известнейшим баснописцем на Земле.

Мальчик. Значит, это Эзоп?! Учитель. Он — собственной персоной! Но тише, сюда идут, а нам нельзя обнаруживать своего присутствия. Кажется, он не один. У него сегодня гости. Появляется Лафонтен. Девочка. А это кто? Учитель. Это его знаменитый ученик из Франции — месье Лафонтен. Он часто бывает здесь, потому что любит басни Эзопа и пересказывает их по-своему, на французский лад, придавая героям и их речи национальные черты. Появляется Крылов.

Мальчик. Глядите, еще один гость!

Девочка. Ой, я, кажется, знаю, кто это. Это дедушка Крылов. В Петербурге, в Летнем саду, ему стоит памятник. Как похож!

Мальчик. Он тоже ученик Эзопа?

Учитель. Конечно! Все баснописцы так или иначе ученики этого древнего грека, а он, между прочим, в свое время был всего лишь рабом. Но внимание! Сейчас вы увидите рождение басни. Смотрите, баснописцы уже затаились в кустах. (Учащиеся, исполняющие роли Эзопа, Лафонтена и Крылова, собираются в сторонке с бумагой и перьями в руках, что-то записывают.) Спрячемся и мы! (Учитель и дети садятся за парты.)

Выходит ученик, играющий Ворона ; (его голову украшает шапочка с огромным желтым клювом), усаживается с «головкой сыра» на воображаемом дереве, всеми жестами и движениями выражает радость. Сбоку подкрадывается Лисица с пушистым хвостом. В этой инсценировке персонажи должны быть именно вороном и лисицей, в последующих инсценировках они принимают очеловеченный вид.

Лисица. Кажется, этому болвану сегодня крупно повезло. Экая добрая головка сыру! Будет несправедливо, если она достанется простофиле и олуху в то время, когда есть более достойные... (Указывает на себя.) Надо восстановить справедливость. (Обращается умильным голосом к Ворону.) О небо! Какой молодец передо мной! Какие перья! Блеск металла, бархат ночи! А клюв?.. Да нет, орлу далеко до этой царственной осанки, гордого взора... Все прекрасно, только почему-то молчит красавец... Да есть ли у него голос? Может, из-за этого он не владыка птичьего царства? Ведь будь у него могучий голос, никогда бы не бывать орлу царем птиц! Ах, какая досада...

Ворон (внимательно слушавший Лисицу - торжествующе). Каррр!

Сыр падает, Лисица хватает его и отбегает на приличное расстояние, облизывается, надкусывает сыр, поглаживает себя по животу.

Лисица. Н-да, голос у тебя мощный, но ума к нему недостает — это факт. Вот потому-то ты и не царь!

Ворон (жалобно). Карр! (Опускает стыдливо голову.)

Ворон и Лисица удаляются, а баснописцы выходят из укрытия.

Эзоп. Видите, как бывает. Не верь врагам — проку не выйдет.

Лафонтен. Веселая история! Как же ты ее расскажешь, учитель?

Эзоп. Да попросту! Как все было, так и расскажу, у меня, как и положено в рассказе, будет завязка: «Удалось Ворону раздобыться куском сыра, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице». Потом дадим действию развиться: «Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка». Теперь подойдем к пику действия — кульминации: «Попался Ворон на удочку. Решил он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр». Ну вот и развязка: «Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало"». И в заключение, как и положено, поучение: «Не верь врагам — проку не выйдет».

Лафонтен. Браво, учитель! Все гениальное просто. Нам всегда есть чему учиться у великой Эллады. Только в нашей благословенной Франции все выглядело бы несколько иначе.

Эзоп. А как?

Лафонтен. А вот так.

Появляется Ворон в жилете, плаще, шляпе с пером. Усаживается на «дерево» поудобней, обкладывает себя с боков подушками, подвязывает под подбородок салфетку, вооружается вилкой и ножом, готовясь вкусить аппетитный сыр. Но тут выходит Лис в костюме, отдаленно напоминающем о прежнем блеске: потертый плащ, разбитые башмаки, на которых, однако, прицеплены бантики, щегольская шляпа с пером, на богу шпага.

Лафонтен

Дядюшка Ворон, сидя на дереве, j

Держал в своем клюве сыр. Дядюшка Лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь.

Лис (снимает шляпу, раскланивается и расшаркивается, что потом повторяет не раз во время своей речи; прижимает лапу к сердцу; то отходит от Ворона, то приближается к нему с поклонами).

Добрый день, благородный Ворон! Что за вид у вас! Что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья, — То вы — Феникс наших дубрав!


Лафонтен.

Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, (но поздно!), Что другого урока ему не понадобится

Эзоп. Складно, ничего не скажешь. Только народ Эллады таких расшаркиваний, поклонов и витиеватой речи не поймет.

Лафонтен. Конечно, Эллада не Франция. (С чувством.)

Эллада, мать искусств, за это ей хвала. Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли Они до колосков всю ниву обобрали. Доныне вымысел — свободная страна.

Вот я и пользуюсь вымыслом. Если я напишу так же просто, как ты, учитель, меня упрекнут в дурном тоне, примитиве, скажут, что для простолюдинов сочинил. И так наш король Людовик меня не жалует. (Обращается к Крылову.) А ты что, брат Жанно, помалкиваешь? Признавайся, как эту историю ты расписал.

Крылов. Я-то? По-нашенски, по-русски. Вот слушайте и глядите.

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только все

не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Появляется Ворона, напоминающая одеждой купчиху, обвязанная добротной цветной шалью, румяная, дородная, с корзиной, из которой выглядывают разные

припасы, а больше всего — сыр. Ворона не спеша усаживается на «дереве», то и дело любуясь корзиной и сыром.

Крылов

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала;

Появляется Лиса, похожая на цыганку, украшенная бусами, серьгами, с сумочкой под мышкой.

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Лиса оглядывается по сторонам, тянет ), носом воздух, обегает вокруг «дерева», I, облизывается.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки! я

(Протягивает Вороне зеркальце ручкой, вертит им перед ней.)

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!

(Прижимает лапы к сердцу.)

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Крылов.

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, — (Ворона пыжится, прихорашивается, «крыльями» поправляет шаль, смотрится в зеркальце Лисы.)

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона (ликующе). Карррр! (Сыр падает, Лисица хватает его и убегает.) Крылов.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Лафонтен. Смело, Жанно, очень смело. Но зато как живописно! И характеры, характеры!..

Эзоп. Думаю, что и моему народу это бы понравилось. Он любит острое словцо...

Крылов. Спасибо, господа любезные. Только у меня что-то от этого ароматного сырного духа аппетит разыгрался. Не сыскать ли нам еще одну глупую ворону и не отобедать ли за ее счет?

Эзоп. Хорошая мысль. Но вы обижаете хранителя Края Говорящих Зверей. Думаете, мне нечем вас угостить в таком славном месте? Пойдемте, гости дорогие, для эллинов гости — самые желанные люди. Угощу вас на славу!

Уходят.

Мальчик, девочка и учитель выходят из «укрытия».

Учитель. Вот вы и увидели, как рождается басня. Интересно было?

Девочка и мальчик (хором). Очень!

Учитель. Как вы думаете, а если бы то, что вы видели, было творческим конкурсом, кто бы стал его победителем?

Мальчик. Ясно, Крылов!

Учитель. Почему же ясно? Французы вряд ли бы с тобой согласились. А.С.Пушкин очень точно сказал по этому поводу: «Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочесть ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих народов. Некто справедливо заметил, что простодушие... есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться; Лафонтен и Крылов — представители духа своих народов».

Девочка. А Эзоп?

Учитель. А Эзопа мы можем назвать отцом басни, как Геродота называют отцом истории, а Эсхила — отцом трагедии. Вот так-то, мои юные друзья. Теперь пора и в обратный путь.

Девочка. Жалко! Я бы еще хотела посмотреть, как рождаются басни.

Учитель. В другой раз. Да вон у тебя Васька на руках, а он тоже герой басни, и басню про него ты можешь увидеть даже у себя дома. Нужно только не прозевать.

Девочка. Правда? Это будет здорово!

Учитель. Надеюсь, мы не зря совершили сегодня путешествие в Край Говорящих Зверей. И вам будет что рассказать своим одноклассникам. Раздайте им тексты трех басен, которые вы недавно слышали, и вместе с ними и с учителем попробуйте сопоставить их, чтобы увидеть своеобразие каждой.

Мальчик. Посмотрим, что у нас выйдет.

Снова включается мелодия Сен-Сан-са или Мусоргского, как бы завершая игру-путешествие. Под нее мальчик и де вочка раздают тексты ученикам, а учитель в это время принимает свой обычный вид.

Далее начинается конкретная аналитическая деятельность, которая опирается на следующие вопросы и задания.

Что одинаково во всех трех баснях? (Это повествование-рассказ на один и тот же сюжет.)

В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа? (Это поэтические басни.)

Найдите в каждой басне мораль-поучение.

В какой из них она высказана слишком прямо, резко, «в лоб» и потому значение ее как бы сужено?

А где мораль имеет более широкий смысл и словно растворяется во всем тексте басни?

В басне Эзопа прямое предупреждение и своего рода руководство к действию: «Не верь врагам — проку не выйдет». То есть вынесен конкретный урок из конкретной ситуации.

У Лафонтена вывод шире: «...Всякий льстец / Кормится от тех, кто его слушает», то есть льстецы живут за счет тех, кому льстят. У Крылова же вывод еще более расширен: «...в сердце льстец всегда отыщет уголок», а значит, добьется всего, чего захочет. Таким образом, в баснях Лафонтена и Крылова мораль «растворена» во всем поэтическом тексте и имеет более обобщенное, расширительное значение.

Чем басня Лафонтена отличается от басни Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса Лафонтена и Лисицы Крылова.

У Лафонтена все происходит будто в придворном кругу, его герои изъясняются изысканным литературным языком:

Добрый день, благородный Ворон! Что за вид у вас! Что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья, — То вы — Феникс наших дубрав!

Крыловские герои пользуются живой разговорной речью, в которой много обращений (голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, близехонько, глазки, шейка, голосок и т.п.), просторечных слов (позадумалась, перушки, в зобу дыханье сперло, была такова и т.п.), метких образных выражений («Вещуньина с похвал вскружилась голова...», «И говорит так сладко, чуть дыша...»). Мы будто слышим героев русских народных сказок.

Кроме того, Крылов не только передает обольстительную речь Лисицы и внутреннее самодовольство польщенной похвалами Вороны, но и выразительно рисует их поведение, дает персонажам меткие характеристики, благодаря чему мы отчетливо видим всю картинку:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша...

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло...

Какие слова и выражения помогают нам увидеть Лисицу и Ворону? (Лисица — «плутовка», она идет «на цыпочках», «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит», говорит с придыханием, «сладко, чуть дыша», всем своим видом стараясь показать мнимое благоговение перед «царь-птицей». У Вороны же от такой сладкой лести «вскружилась голова» и «в зобу дыханье сперло» — теперь и она почти не дышит от самолюбования и гордости. Сравните с Вороном Лафонтена, который простодушно поверил придворному льстецу и в ответ на его дифирамбы захотел «блеснуть и голосом». Ворона просто каркнула от полноты чувств, а «Ворону этого показалось мало», и он решил подтвердить льстивую речь дядюшки Лиса...)

В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» очень хорошо охарактеризовал эти особенности басен Лафонтена: «...Он рассказывает с чувством о своей родине; он хочет и вас заставить полюбить ту сторону, которая ему так мила и знакома; он говорит с вами не для того, чтоб быть вашим наставником, но для того, что ему весело говорить; не ищите в баснях его морали — ее нет! — но вы найдете в них его душу, которая вся изливается перед вами в прелестных чувствах, в простых, для всякого ясных, мыслях, без умысла, без искусства; вы слышите милого младенца, исполненного высокой мудрости, научаясь любить его, становитесь сами и лучше и довольнее собственным бытием и нечувствительно находите все вокруг себя прекрасным».

А вот что поэт говорит о Крылове: «Он искусен в живописи — имел дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя; каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные; читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».

Согласны ли вы с Жуковским? Почему?

Теперь, когда вы успешно завершили сопоставительный анализ басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, думаю, вам нетрудно будет выполнить аналогичное задание самостоятельно, только теперь сопоставить предстоит басни «Лисица и Виноград», которые написали те же авторы. I


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос