В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Древнее Двуречье

Древнее Двуречье

Наталья Семкова
Тип материала: Урок
просмотров: 9851
Краткое описание
Урок выпонен в ТРКМ. Материалы содержат конспект урока, презентацию. В приложении:текст, используемый на уроке, памятки по организации работы в группах, описание приемов ТРКМ, используемых на уроке.
Описание
Конспект урока АВТОР: Семкова Наталья Владимировна МКОУ «СОШ №10», г. Нижняя Салда, Свердловской области Предмет:История Класс: 5 Тема урока«Древнее Двуречье» Место урока в теме: изучение нового материала «Древнее Двуречье» Урок выполнен в технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель урока:
В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья

Планируемые результаты
1. ЛИЧНОСТНЫЕ
Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.
3. ПРЕДМЕТНЫЕ
· уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру
· показывать на карте местоположение Двуречья

Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Концептуальная таблица», «Кластеры».
Формы работы: парная, групповая.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Оборудование:настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК. Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационно – целевой этап.
Стадия вызова
/10 минут/
Прогнозирование темы урока.
Целеполагание.
1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать? 1.3. Сегодня мы начнем знакомитьсяс историей еще одной страны, а какойвы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4.Демонстрируется слайд сизображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос:Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР» Контрольно – оценочная деятельность.
— Кто согласен с выполненной работой?
— С чем согласны?
— Кто не согласен и с чем именно?
— Оцените работу.
— У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока
Примерные ответы:первые государства возникли в Африке и Азии.
  • Отвечают:Историю Древнего Египта.
Примерные ответы:
  • Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.
  • Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
  • Отвечают — Двуречье
  • История Двуречья
  • Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
  • Один ученик выполняет работу на доске

Расположено в …

Природа


ГОС-ВО

Религия


Письменность

Культура

Занятия жителей

2. Осмысление /20-25 минут/ 2.1.Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источникомдля 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67) 2.2. Организует работу в парах — «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения 2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске 1 группа — черты сходства 2 группа — черты различия 3 группа — текст с историческим документом 2.4.Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод. Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.5.Активизирует детей на дальнейшую работу. Задает вопросы, как называли жителей Двуречья? Чем еще моглизаниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.6.Предлагает решить задачуСЛАЙД «Реши задачу» В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 2.7.Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель:подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой /на доске -изменения в КЛАСТЕР/ Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам? Признаками, какого понятия являются все эти элементы? Предлагает сделать вывод 2.9. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья. Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ Цель:организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ /на доске -изменения в КЛАСТЕР/
  • Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
  • Работа в парахобсуждение, выделение основных характеристик
  • Запись на доске, отбор наиболее важных
Климат, почва, растительность, занятия
  • Таблица после обсуждения
ЕГИПЕТ ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ ДВУРЕЧЬЕ
теплый климат климат теплый климат разливы рек сильнее
плодородная почва плодородная
растительность
земледелие, ремесло, строительство каналов. занятия земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины
  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат,основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
  • Черты различия: разливы рек очень бурные — в Двуречье, строили дома там из глины.
  • Отвечают: шумеры

  • предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей

· Примерные ответы учеников:
— жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых
  • Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой

  • Рассматривают слайды, предполагают,что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, городаимели свои законы, армию.


  • Отвечают,что государства

  • Делают вывод: т.о. в Двуречье города были городами — государствами
  • Рассматривают слайды
  • Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была — клинопись
  • Называют — КУЛЬТУРА

  • Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты — наука, литература, архитектура, скульптура, живопись

3..Рефлексия.

литература

3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске(кластеру)и в тетрадях. ? Задание: используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»

ДВУРЕЧЬЕ

Расположено в ЗАПАДНОЙ АЗИИ

Природа

теплый климат

Разливы рек

наука

архитектура

земледелие


торговля



Занятия жителей



Культура



Письменность

клинопись



язычество

Религия


Живопись, скульптура


ремесло


Ответ предполагает:
1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат) 2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым) 3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив) 4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло) 5. Религия шумеров была … ( языческой)
Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время) Что наиболее важным было на уроке? Какая информация представляется ценной для вас? Как это может помочь в учебе? Что было интересным? Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
Актуализация знаний на изучение материала следующего урока Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание:параграф 13, рабочая тетрадь — с.13-14. Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:
Ученики, учитель, работник, разминающий глину.
Выставляются оценки за урок.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока.doc Скачать

Конспект урока


АВТОР: Семкова Наталья Владимировна

МКОУ «СОШ №10», г. Нижняя Салда,

Свердловской области

Предмет: История

Класс : 5

Тема урока «Древнее Двуречье»

Место урока в теме:

изучение нового материала

«Древнее Двуречье»


Урок выполнен в технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».


Цель урока:

В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья


Планируемые результаты

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ

  • уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

  • показывать на карте местоположение Двуречья


Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Концептуальная таблица», «Кластеры».

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.






Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно – целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/



Прогнозирование темы урока.

















Целеполагание.


1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.

1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?



1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

(Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Организует обсуждение,

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»









Контрольно – оценочная деятельность.

- Кто согласен с выполненной работой?

- С чем согласны?

- Кто не согласен и с чем именно?

- Оцените работу.

- У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения:

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока

Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.

  • Отвечают: Историю Древнего Египта.









Примерные ответы:

  • Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.

  • Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.





  • Отвечают - Двуречье

  • История Двуречья



  • Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

  • Один ученик выполняет работу на доске


















  1. Осмысление

/20-25 минут/

2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье?

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье

Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67)

2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения





2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске

1 группа - черты сходства

2 группа - черты различия

3 группа - текст с историческим документом

    1. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.





















Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/

2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу.

Задает вопросы, как называли жителей Двуречья?



Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ

Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/



2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу»

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

/на доске -изменения в КЛАСТЕР/

Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ»

Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства

ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

Признаками, какого понятия являются все эти элементы?



Предлагает сделать вывод



2.9. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем



/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/



2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья

Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

/на доске -изменения в КЛАСТЕР/
























  • Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.

  • Работа в парах обсуждение, выделение основных характеристик

  • Запись на доске, отбор наиболее важных

Климат, почва, растительность, занятия





  • Таблица после обсуждения

ЕГИПЕТ

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ДВУРЕЧЬЕ

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная


растительность


земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины



  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

  • Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

















  • Отвечают: шумеры



  • предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей









  • Примерные ответы учеников:

- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых









  • Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой



  • Рассматривают слайды, предполагают, что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, города имели свои законы, армию.





  • Отвечают, что государства



  • Делают вывод: т.о. в Двуречье города были городами - государствами





  • Рассматривают слайды

  • Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись



  • Называют - КУЛЬТУРА









  • Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись



















3. .Рефлексия.



3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

?Задание:используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»















Ответ предполагает:

1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив)

4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло)

5. Религия шумеров была … ( языческой)

Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время)

Что наиболее важным было на уроке?

Какая информация представляется ценной для вас?

Как это может помочь в учебе?

Что было интересным?

Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.


Актуализация знаний на изучение

материала следующего урока

Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких

мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14.

Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:

Ученики, учитель, работник, разминающий глину.

Выставляются оценки за урок.





приложение1.doc Скачать

Приложения.

Работа с историческим документом.

Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала­ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло­довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости­гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич­ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:

  • Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная)

  • Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

  • Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строи­ли каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Памятка по работе в группе

  1. Обсудите прочитанное;

  2. Договоритесь о том, что именно будете объяснять, как отвечать на возможные вопросы.

  3. Договоритесь о том, каким способом будете излагать материал (словами, таблицей, схемой и т.п.).

Памятка «Кластер»

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.


Памятка по работе с картой

1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.

2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.

3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.



Описание используемых на уроке приемов ТРКМ

Мозговая атака

Во время занятия учитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предположений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Этот прием, в частности, работал на данном уроке для определения ключевых понятий при составлении кластера и концептуальной таблицы.

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

На данном уроке прием работал на выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание на стадии Вызова и контроль знаний при Рефлексии

Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Этот прием был использован для сравнения двух государств: Древнего Египта и Двуречья.

Линии сравнения предложены самими учениками, которые, опираясь на знания, полученные при изучении Древнего Египта, выделили в результате обсуждения в парах.

Результатом стала сравнительная характеристика двух государств.

Используемая литература:

      1. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений : Просвещение, 2011

      2. Учебник по истории 5 класс авторы: Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Вигасин А.А. “История Древнего мира” Москва 2011 г.

      3. Источниковедение истории Древнего Востока. Москва 1984 г.

      4. Энциклопедия “Цивилизации Древнего Востока” Литвина, Зинченко, Любимов и др. Москва 2005 г.





















    урок в ТРКМ ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ.zip Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров