В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Ольга Тулаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 15342
Краткое описание
КОНСПЕКТ УРОКА  С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. В ходе урока планируется реализация следующих целей:
1.Познакомить  учащихся  с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. Научить употреблять  обобщающие слова  в предложении.
3.Изучить пунктограмму ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»
4. Воспитывать ответственное отношение  к близким людям.
Описание

1. Тулаева Ольга Юрьевна
2. 1 квалификационная категория
3. г. Липецк
4. МБОУ гимназия №1
5. Русский язык, 5 класс
6. УМК под ред. Бабайцевой В.В.
7. Обобщающее слово при однородных членах предложения
8. 40 минут
9. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал

10. Цели урока:
1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2. Употребление обобщающих слов в предложении. 3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения» 4. Воспитание ответственного отношения к близким людям. 11.Ход урока.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Учитель читает строки:

Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!

2) . ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ · Что вам известно об однородных членах предложения?
· Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
· Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.
· Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
· Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!

Найдите однородные члены предложения.
Объясните постановку знаков препинания.
Какими членами предложения являются данные однородные члены?
Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)
В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)
Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)

Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.

3) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА · запись темы урока;
· сообщение целей урока.
4) ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задание:
Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.
1. Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.
Задание:
Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.
2. Мама сказала надеть теплые вещи.
Задание:
Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.
3. Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.
· В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?
· Каким членом предложения являются обобщающие слова?

5) ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.

  1. Тут засмеялись ………..: и дети, и родители.
  2. Моя бабушка постоянно говорит: «Будь отличным …………: и в учёбе, и в труде!»
  3. В поздний час собрались ……. : братья, сестры, отец и мать.
4. ………: утром, вечером, днем и ночью – наши мамы беспокоятся о нас.
Слова для справок: всегда, все, зрители, везде.


Проверка упражнения:
Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?

6) СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.

  1. О: О, О, О, О .

  2. О, О, О, О О .

  3. 0: О, О, О —….

Обобщающее слово при однородных членах предложения

1. Обобщающее слово — это слово, которое является общим
обозначением находящихся при нём однородных членов.
2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:
всё;
всегда;
везде;
всюду.
4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове»:




Работа с опорным материалом:
· проверка 1-3 пункта;
· объяснение пунктограммы (4 пункт);
· закрепление пунктограммы:

Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы. 2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду. 3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое.

7) РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)
Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.

2. Чтение текста
(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.
(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.
(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.
(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.
(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7)Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.
(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затемпошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.
(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.
(12) — Митя, помоги-ка мне, — попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери — и его душу обдало леденящим холодом.
(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16)Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащаярана.
(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо — в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19)Одно только знали эти руки — работу.(20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.
(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом.(22)Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.
(23)Но надо было работать. (24) Война…
(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:
— Осторожней, сынок!
(29) — Я нечаянно, — виновато и испуганно отозвался Митя.
Задания к тексту
1. Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?
2. Сформулируйте основную мысль текста.
3. Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
4. Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
5. Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
6. Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.

Проверка
8) ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. 9) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ опорный материал;

упражнение 294;

орфоэпический словарь.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методические рекомендации по использованию презентации .docx Скачать

Методические рекомендации по использованию презентации

  1. Количество слайдов - 33

  2. Среда (редактор), в которой выполнена презентация - Microsoft Office PowerPoint - 2007

  3. Цель использования презентации – наглядное сопровождение урока



Обобщающее слово при однородных членах предложения.docx Скачать

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов



  1. Тулаева Ольга Юрьевна

  2. 1 квалификационная категория

  3. г. Липецк

  4. МБОУ гимназия №1

  5. Русский язык, 5 класс

  6. УМК под ред. Бабайцевой В.В.

  7. Обобщающее слово при однородных членах предложения

  8. 40 минут

  9. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал


  1. Цели урока:

1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2. Употребление обобщающих слов в предложении.

3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»

4. Воспитание ответственного отношения к близким людям.


11.Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель читает строки:

Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!


  1. . ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

  • Что вам известно об однородных членах предложения?

  • Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?

  • Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.

  • Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

  • Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!


Найдите однородные члены предложения.

Объясните постановку знаков препинания.

Какими членами предложения являются данные однородные члены?

Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)

В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)

Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)



Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.



  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

  • запись темы урока;

  • сообщение целей урока.

  1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание:

Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.

  1. Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.

Задание:

Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.

  1. Мама сказала надеть теплые вещи.

Задание:

Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.

  1. Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.

  • В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?

  • Каким членом предложения являются обобщающие слова?


  1. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.

  1. Тут засмеялись ………..: и дети, и родители.

  2. Моя бабушка постоянно говорит: «Будь отличным …………: и в учёбе, и в труде!»

  3. В поздний час собрались ……. : братья, сестры, отец и мать.

4. ………: утром, вечером, днем и ночью – наши мамы беспокоятся о нас.

Слова для справок: всегда, все, зрители, везде.



Проверка упражнения:

Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?


  1. СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.

Обобщающее слово при однородных членах предложения



1. Обобщающее слово - это слово, которое является общим

обозначением находящихся при нём однородных членов.

2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • всё;

  • всегда;

  • везде;

  • всюду.

  1. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :



  1. О : О, О, О, О .

  2. О , О, О, О О .

  3. 0 : О, О, О — ... .



Работа с опорным материалом:

  • проверка 1-3 пункта;

  • объяснение пунктограммы (4 пункт);

  • закрепление пунктограммы:


Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.



  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1. Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)

Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.


2. Чтение текста

(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.

(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.

(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.

(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.

(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.

(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.

(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.

(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.

(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.

(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.

(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.

(23)Но надо было работать. (24) Война…

(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:

- Осторожней, сынок!

(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.


Задания к тексту

  1. Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?

  2. Сформулируйте основную мысль текста.

  3. Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.

  4. Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.

  5. Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.

  6. Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.



Проверка

  1. ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

опорный материал;

упражнение 294;

орфоэпический словарь.



приложение к уроку обобщающее слово при однородных членах предложения.doc Скачать

Работа с текстом


Орфоэпический словарь

Поднялось, поднялась, поднялся;

принял, приняла;

зубчатый;

кровоточащий.



(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.

(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.

(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.

(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.

(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.

(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.

(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.

(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.

(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.

(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.

(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.

(23)Но надо было работать. (24) Война…

(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:

- Осторожней, сынок!

(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.








Обобщающее слово при однородных членах предложения


1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.

2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • ..

4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :

  1. О : О, О, О, О .

  2. О , О, О, О — О .

  3. О : О, О, О — ... .


1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.




Обобщающее слово при однородных членах предложения


1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.

2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • ..

4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :

1. О : О, О, О, О .

  1. О , О, О, О — О .

  2. О : О, О, О — ... .


1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.


обобщающее слово при однородных членах предложения, 5 кл, В.В. Бабайцева.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров