В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299



Урок во 2-м классе

русскому языку







по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»















Посмитняя Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУСОШ №23 пос.Кучугуры



2012

Разработка урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умения УУД

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;

  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;

  • уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;

  • алгоритм проверки парной согласной;

  • карточки с заданиями;

  • сигнальные карточки;

  • карточки для самооценки.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок -

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

  • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Орфографическая зарядка.

- Итак, в путь.

- Остановка в городе Слов.

- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).

Постановка проблемы урока

- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

- Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

  • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

- В течение урока мы ответим на вопросы:

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

3. Выявление места и причин затруднения.

Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

Работа в группах.

Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…

Вывод.

- Встаньте те, у кого нет ошибок.

- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

На доске образец написания слов с парной согласной.

ГРИБ ГОЛУБКА

ЗУБ ЗАКЛАДКА

ГЛАЗ РЕДКИЙ

- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).

-Давайте составим схему слов к первому столбику.

Пар.сог.

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Давайте составим схему слов ко второму столбику.

Пар.сог.

-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Вывод: - Ответим на вопросы:

- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

Где надо проверять? в корне, на конце слова

Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем после согласного слышался гласный звук

Физминутка.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.

Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать проект.

- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.

Спор согласных.

- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.

И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

Правило-вывод.

Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

  • Прочитать слово

  • Выделить корень

  • Определить парную согласную

  • Подобрать проверочное слово

- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).

2. Всё перетрут терпение и … (труд).

3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).

4. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Автобус)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

Работа в группах.

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

8.Включение в систему знаний и повторений.

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Игра «Будь внимательным»

-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.



Самостоятельная работа. Исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .

- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

- Где находится парная согласная? (В середине слова.)

- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Работа с текстом.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.

- Жители этого города составили для вас текст.

- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)

- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)

- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.

Лёд стал крепким.

Был сильный мороз.

Пруд замёрз.

- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)

- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

- Какой частью речи они являются?

- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.

- Запишите это предложение под диктовку.

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

- С чем вы сегодня познакомились?

- Вернёмся к целям нашего урока?

- Почему мы достигли поставленных целей?

- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?













































Литература

1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.

2. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы,

- записать рассказ



Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …



Карточка 2 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы

- составить предложение из слов,

- записать рассказ

1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. .

2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры.

3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

















Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru