В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 КЛАСС, БАБАЙЦЕВА, 7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 КЛАСС, БАБАЙЦЕВА, 7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

Ольга Тулаева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 19510 комментариев: 1
Краткое описание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 КЛАСС, БАБАЙЦЕВА, 7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
Описание
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно — деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Нормативно-правовое обеспечение программы: — Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании»; — Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271; — Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089; — Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»; — Программа развития МБОУ гимназии №1; Образовательная программа МБОУ гимназии №1. Данная рабочая программа создана на основе Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку; авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.63 — 110) Выбор именно этой авторской программыобусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIXклассах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Основными механизмами формирования данных компетенцийявляются проектная деятельность, исследовательская деятельность, применение ИКТ.
При изучении русского языка в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения:

— технология формирования критического мышления;
— технология проблемного обучения;
— информационно-коммуникационные технологии;
— проектная технология;
— технологии личностно-ориентированного обучения

Процесс изучения русского языка в 6 классе предусматривает использование
классно-урочной системы:фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-конференции,
уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии).

Основными формами контроля являются:
1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический).
2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).. 3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
5. Тест. 6. Словарный диктант. 7. Терминологический диктант. 8. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему Виды контроля
· предварительный
· текущий
· тематический
· итоговый
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: · воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; · совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; · освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; · формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Эти цели обусловливают следующие задачи: — дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике; — развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; — формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки. Программа реализуется с использованием учебного комплекса: 1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2012 2. Русский язык. Практика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.К. Лидман – Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.- М.: Дрофа, 2008 3. Никитина Е.И. Русский язык: Русская речь 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2009 В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании обучающегося. Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам. Такой тип учебника способствует формированию у обучающихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе. Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжается изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается фор­мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное ­количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Сопоставление рабочей и авторской программвыявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Раздел лингвистики Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
Морфология Переходные и непереходные глаголы
Морфология Залоги глагола
По рекомендации психолого-педагогической службы в рабочую программу включены специальные коррекционные мероприятия. Данные мероприятия направлены на формирование тех интеллектуальные операций, которые недостаточно развиты в отдельных классах: 6А – логическая оперативная память 6Г — понятийная категоризация, пространственное мышление. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIклассе в объёме 204 часов, т.е. по 6 уроков в неделю в течение 34 учебных недель (из них 18 часов – контрольные мероприятия). Учебный план 6 классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка на 2012-2013 учебный год в 6А, 6Г предполагает изучение русского языка в объеме 238 часов, т.е. по 7 уроков в неделю, такое расширение возможно за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Данное расширение программы позволяет увеличить количество часов на изучение наиболее трудных для восприятия и усвоения тем: Наименование темы
Содержание учебного материала
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Морфемный разбор. Понятие о словообразовании. Словообразовательный разбор. Основные способы образования слов. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Правописание корней и приставок. Морфемные и словообразовательные словари
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Единицы синтаксиса. Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Знаки препинания в простом и сложном предложениях
Р/Р Текст. Признаки текста
Понятие о тексте. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Категория одушевлённости-неодушевлённости. Олицетворение как средство художественной выразительности
Падеж и склонение имён существительных
Категория падежа. Косвенные падежи. Алгоритм определения падежа. Склонение
Склонение существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний.
Три типа склонения существительных. Правописание падежных окончаний. Правописание падежных окончаний существительных на –ия, -ий, -ие
Словообразование существительных с помощью суффиксов
Существительные, образованные суффиксальным способом. Основные группы суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек; -ок, -ек; -онк-, -еньк- после шипящих; суффиксов –чик, -щик
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Морфологические и синтаксические признаки существительного. Правописание существительных. Употребление в речи
Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте
Лексический повтор. Синонимичная замена. Использование антонимов.
Глаголы переходные и непереходные

Категория переходности у глаголов
Спряжение глаголов. Окончания глаголов Iи IIспряжения
Алгоритм определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Условное наклонение
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание частицы бы с глаголами в условном наклонении
Правописание суффиксов глаголов
Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-),-ова-(-ева-)
Р/Р Повествование. Рассказ
Типы речи. Повествовать – значит рассказывать
Разряды прилагательных по значению
Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных
Полные и краткие прилагательные
Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую
Степени сравнения прилагательных
Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени, употребление прилагательных в роли определений и сказуемых
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Слитное и раздельное написание сложных прилагательных
Слитное и раздельное написание сложных прилагательных
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Правописание прилагательных. Употребление в речи
Понятие о числительном
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки числительного. Роль числительных в речи
Количественные числительные. Склонение
количественных числительных
Значение, склонение количественных числительных.
Собирательные числительные
Значение, склонение и употребление собирательных числительных
Понятие о наречии
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению
Словообразование наречий с помощью
приставок и суффиксов. Правописание наречий
Образование наречий. Правописание не с наречиями, правописание суффиксов о-е после шипящих, правописание н и нн в наречиях на о, правописание наречий с приставками с-, из, до-, в-, на-, за-, дефисное написание наречий с приставками по-, в-(во-), а также наречий, образованных повтором слов
Словообразование наречий путём перехода слов
из одной части речи в другую
Словообразование наречий путём перехода слов
из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий
Понятие о категории состояния
Значение и употребление категории состояния, синтаксическая роль
Местоимение
и другие части речи
Соотносительность местоимений с другими частями речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения
Притяжательные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Относительные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями
Определительные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Виды разбора
Алгоритмы выполнения видов разбора

Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами; различать темы широкие и узкие, составлять простой и сложный план; подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа; собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела, темы урока
Содержание учебного материала(дидактические единицы)

Требования к уровню подготовкив соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы МБОУ гимназии №1 г. Липецка

1
Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Богатство русского языка; пословицы и поговорки, писатели и деятели культуры о русском языке. Русский язык как развивающее явление.
Знать: русский язык — один из развитых языков мира, богатый и выразительный.
Уметь: правильно использовать нормы языка. Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества.
2-19.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12+3 Р/Р) + (2+1Р/Р – расширение программы)
2
Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Звуки речи и буквы. Фонетический разбор. Алфавит. Правила переноса. Нормы литературного произношения
Уметь: слышать и различать звуки, различать звуки и буквы, переносить слова, акцентировать ударные слоги, пользоваться алфавитом, орфографическими и орфоэпическими словарями.
3-6
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Морфемный разбор. Понятие о словообразовании. Словообразовательный разбор. Основные способы образования слов. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Правописание корней и приставок. Морфемные и словообразовательные словари
Уметь: осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор, видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями, производить этимологический анализ слов в практических целях.
7-8
Повторение изученного в 5 классе. Лексикология и фразеология
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка.
Уметь: пользоваться словарями, составлять планы, конспекты, подбирать синонимы и антонимы к слову, выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов, совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов, обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.
9-10
Повторение изученного в 5 классе. Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов
Уметь: узнавать самостоятельные и служебные части речи, определять их морфологические признаки, опознавать и применять орфограммы «Окончания имен существительных, прилагательных, глаголов».
11-13
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Единицы синтаксиса. Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Знаки препинания в простом и сложном предложениях
Уметь: различать и правильно интонировать предложения, находить грамматическую основу, отличать простое предложение от сложного, совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных и второстепенных членов, производить синтаксический и пунктуационный разборы, применять изученные правила пунктуации при письме.
14-15
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». Анализ диктанта.
16-17
Р/Р Темы широкие и узкие. Сочинение «Мы — пассажиры», «Если бы инспектором ГИБДД был я, то…»
18-19
Р/Р Текст. Признаки текста
Понятие о тексте. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста
Уметь: определять признаки текста, формулировать тему и основную мысль текста, предварительно осмысливать информацию, подлежащую запоминанию.
20-60.

ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (31+ 4 Р/Р)+ (5+1Р/Р – расширение программы)
20
Части речи самостоятельные и служебные
Разделы языкознания. Грамматика. Понятие о морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи
Уметь: аргументированно доказывать частеречную принадлежность слова.
21
Слово и его формы
Однокоренные слова. Форма слова. Образование формы слова. Формообразовательные морфемы. Неизменяемые слова.
Знать: формообразовательные морфемы.
Уметь: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
22
Понятие о существительном
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки существительного
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.
23-24
Р/Р Подробное изложение

25-26
Нарицательные и собственные имена существительные.
Деление имён существительных на нарицательные и собственные. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки)
Уметь: видеть орфограмму « Правописание собственных имён существительных» и применять её.
27-28
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Категория одушевлённости-неодушевлённости. Олицетворение как средство художественной выразительности
Уметь: различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, находить олицетворение в художественных текстах.
29
Род имени существительного
Категория рода. Алгоритм определения рода имени существительного. Существительные общего рода
Уметь: определять род имени существительного
30

Число имени существительного
Категория числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа
Уметь: изменять существительное по числам.
31-32
Падеж и склонение имён существительных
Категория падежа. Косвенные падежи. Алгоритм определения падежа. Склонение
Знать: падежи, падежные вопросы.
Уметь: определять падеж и склонение имени существительного, различать именительные и винительный падежи.
33-36

Склонение существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний.
Три типа склонения существительных. Правописание падежных окончаний. Правописание падежных окончаний существительных на –ия, -ий, -ие
Уметь: определять склонение имени существительного, видеть орфограмму « Правописание падежных окончаний имён существительных» и применять её.
37-39

Склонение существительных во множественном числе
Особенности склонения существительных во множественном числе. Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц
Уметь: видеть орфограмму « Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц» и применять её.
40-41
Контрольный диктант по теме «Склонение имени существительного». Анализ диктанта
42-43
Разносклоняемые имена существительные
Понятие о разносклоняемых именах существительных. Правописание суффикса –ен в существительных на –мя
Уметь: видеть орфограмму « Правописание суффикса –ен в существительных на –мя» и применять её.
44
Неизменяемые существительные
Число и падеж неизменяемых существительных
Уметь: определять число и падеж неизменяемых существительных.
45-48
Словообразование существительных с помощью суффиксов
Существительные, образованные суффиксальным способом. Основные группы суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек; -ок, -ек; -онк-, -еньк- после шипящих; суффиксов –чик, -щик
Знать: перечень суффиксов имен существительных.
Уметь: видеть орфограмму «Правописание суффиксов –ик, -ек; -ок, -ек; -онк-, -еньк- после шипящих; суффиксов –чик, -щик» и применять её.
49-51
Словообразование существительных с помощью приставок
Существительные, образованные приставочным и приставочно-суффиксальным способом. Правописание не с именами существительными
Уметь: видеть орфограмму « Правописание не с именами существительными» и применять её.
52
Образование сложных имен существительных
Существительные, образованные способом сложения. Правописание сложных имён существительных
Уметь: видеть орфограмму «Правописание сложных имён существительных» и применять её.
53
Морфологический разбор имени существительного
Порядок морфологического разбора
Уметь: выполнять морфологический разбор имени существительного.
54-55
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Морфологические и синтаксические признаки существительного. Правописание существительных. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков, употреблять одни и те же существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращёнными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных сочетаниях, использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения, употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста, систематизировать знания, обобщать.
56-57
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ диктанта
58
Р/Р Простой и сложный план. Что такое эпиграф?
План текста. Место и роль эпиграфа в тексте
Уметь: составлять простой и сложный планы текста, подбирать эпиграфы к текстам.
59-60
Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте
Лексический повтор. Синонимичная замена. Использование антонимов.
Уметь: использовать и находить лексические средства связи предложений в тексте, выделять смысловую структуру текста.
61-105.
ГЛАГОЛ ( 35+4 Р/Р)+(5+1Р/Р – расширение программы) 61
Понятие о глаголе

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глагол от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков
62
Правописание не с глаголами
Правописание не с глаголами. Приставка недо-
Уметь: видеть орфограмму « Правописание не с глаголами. Приставка недо-» и применять её.
63-64
Инфинитив. Буква ь в инфинитиве
Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Синтаксические функции инфинитивов.
Уметь: выполнять морфемный разбор инфинитива, определять его синтаксическую функцию.
65
Возвратные глаголы
Добавочные смысловые значения возвратных глаголов. Правописание -ться и -тся
Уметь: определять добавочные смысловые значения возвратных глаголов, видеть орфограмму « Правописание -ться и -тся» и применять её.
66-67
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Значение и образование глаголов совершенного и несовершенного видов. Правописание корней с чередованием гласных е-и
Уметь: определять вид глагола, видеть орфограмму «Правописание корней с чередованием гласных е-и» и применять её.
68
Глаголы переходные и непереходные. Залоги глагола
Категория переходности у глаголов
Уметь: определять переходность-непереходность у глаголов по совокупности признаков
69
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение
Изъявительное, условное, повелительное наклонения
Уметь: определять наклонение глагола
70
Времена глагола
Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение. Время и вид глагола
Уметь: определять время глагола
71-72
Прошедшее время
Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени
Знать, как изменяются глаголы в форме прошедшего времени. Уметь видеть орфограммы « Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени» и применять их.
73
Настоящее и будущее время
Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени
Уметь: изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам, находить основу настоящего (будущего) времени, употреблять глаголы настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени
74
Комплексная контрольная работа по теме «Виды глагола. Время глагола» 75
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Виды глагола. Время глагола». Лицо и число глагола.
Значение 1,2,3-ого лица. Буква ь в формах глагола 2-ого лица единственного числа
Уметь: видеть орфограмму « Буква ь в формах глагола 2-ого лица единственного числа» и применять её.
76- 83
Спряжение глаголов. Окончания глаголов Iи IIспряжения

Алгоритм определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь: определять спряжение глаголов, видеть орфограмму «Правописание безударных личных окончаний глаголов» и применять её.
84-85
Разноспрягаемые глаголы

Уметь: спрягать глаголы хотеть, бежать, есть, дать и образованные от них съесть, поесть и др.
86
Комплексная контрольная работа по теме «Спряжение глаголов» 87
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Спряжение глаголов».Р/Р Официально-деловой стиль
Общая характеристика стилей. Особенности официально-делового стиля.
Уметь: различать стили речи, составлять заявление.
88-89
Условное наклонение
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание частицы бы с глаголами в условном наклонении
Уметь: употреблять глаголы в условном наклонении, видеть орфограмму « Правописание частицы бы с глаголами в условном наклонении» и применять её.
90-91
Повелительное наклонение
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении
Уметь: употреблять глаголы в повелительном наклонении, видеть орфограмму «Правописание глаголов в повелительном наклонении » и применять её.
92
Безличные глаголы
Значение и употребление безличных глаголов в предложениях с одним главным членом. Личные глаголы в значении безличных
Уметь: находить безличные глаголы, употреблять их в устной и письменной речи.
93
Словообразование глаголов
Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Перечень продуктивных словообразовательных морфем
Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять морфемный разбор глагола.
94-96
Правописание суффиксов глаголов
Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-),-ова-(-ева-)
Уметь: употреблять глаголы в повелительном наклонении, видеть орфограмму « Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-),-ова-(-ева-)» и применять её.
97
Морфологический разбор глагола
Порядок морфологического разбора глагола
Уметь: выполнять морфологический разбор глагола.
98-99
Р/Р Повествование. Рассказ
Типы речи. Повествовать – значит рассказывать
Уметь: различать типы речи, составлять рассказы, работать по вопросам.
100-101
Р/Р Сочинение «О чем мне хочется рассказать…»

102-103
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»
Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание глаголов. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глагол от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность, различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными, употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже, употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях, правильно выбирать формы глагола для выражения разной степени категоричность при побуждении к действию, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте, употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста, строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи, систематизировать знания, обобщать.
104-105
Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта
106-146.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(33+3Р/Р)+(6 – расширение программы) 106
Понятие о прилагательном
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Роль прилагательных в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.
107-108
Р/Р Описание
Описание как тип речи. Описание природы, описание помещения, одежды, костюма. Описание книги
Уметь: различать типы речи, составлять тексты-описания
109-112
Разряды прилагательных по значению
Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных
Знать: основные особенности каждого разряда имен прилагательных.
Уметь: определять разряд имени прилагательного.
113-116
Полные и краткие прилагательные
Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую
Уметь: изменять краткие и полные прилагательные, определять их синтаксическую функцию, видеть орфограмму «Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую» и применять её.
117-118
Склонение полных прилагательных
Особенности склонения полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих
Уметь: видеть орфограммы « Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих» и применять их.
119
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий
Особенности падежных окончаний прилагательных с суффиксом –ий. Употребление этих прилагательных в роли определений. Правописание падежных окончаний имён прилагательных типалисий
Уметь: употреблять данные прилагательные в роли определений, видеть орфограмму « Правописание падежных окончаний имён прилагательных типалисий » и применять её.
120-121
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)
Правописание притяжательных прилагательных с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)
Уметь: видеть орфограмму « Правописание притяжательных прилагательных с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)» и применять её.
122-125
Степени сравнения прилагательных
Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени, употребление прилагательных в роли определений и сказуемых
Знать, что обозначают, как образуются и изменяются степени сравнения имён прилагательных.
Уметь: определять синтаксическую роль прилагательных в превосходной и сравнительной степени.
126
Комплексная контрольная работа по теме «Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения прилагательных»
127
Анализ контрольной работы. Словообразование имён прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ
Способы образования имён прилагательных
Уметь: определять способы образования прилагательных.
128-133
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Уметь: видеть орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных » и применять её.
134-135
Правописание суффиксов –к- и –ск-
Правописание суффиксов –к- и –ск-
Уметь: видеть орфограмму « Правописание суффиксов –к- и –ск-» и применять её.
136-137
Правописание не с прилагательными
Правописание не с прилагательными
Уметь: видеть орфограмму « Правописание не с прилагательными » и применять её.
138-140
Слитное и раздельное написание сложных прилагательных
Слитное и раздельное написание сложных прилагательных
Уметь: видеть орфограмму «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных » и применять её.
141
Морфологический разбор прилагательного
Порядок морфологического разбора прилагательного
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательного.
142-143
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Правописание прилагательных. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени, употреблять относительные прилагательные в значении качественных, различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных, характеризовать предмет с помощью прилагательных, правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения, согласовывать прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола, согласовывать прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода, систематизировать знания, обобщать.
144-145
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ диктанта
146-147
Р/Р Сжатое изложение 148-172
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (22)+(3 – расширение программы) 148-149
Понятие о числительном
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки числительного. Роль числительных в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным, отличать имена существительные от слов других частей речи со значением количества.
150-151
Простые, сложные и составные числительные
Разряды числительных по строению. Правописание гласнойи в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительном
Знать: деление числительных на разряды по строению.
Уметь: видеть орфограммы « Правописание гласнойи в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительном » и применять их.
152-157
Количественные числительные. Склонение
количественных числительных
Значение, склонение количественных числительных.
Уметь: склонять количественные числительные.
158-159
Синтаксические особенности количественных числительных
Особенности употребления количественных числительных в словосочетании
Уметь: употреблять имена числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний.
160-163
Собирательные числительные
Значение, склонение и употребление собирательных числительных
Уметь: склонять, употреблять собирательные числительные, употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным.
164-166
Порядковые числительные
Значение и изменение порядковых числительных. Построение словосочетаний, обозначающих праздники
Уметь: изменять порядковые числительные, правильно строить словосочетания, обозначающие праздники.
167-168
Дробные числительные
Значение и изменение дробных числительных. Синтаксическая роль
Уметь: изменять дробные числительные
169
Морфологический разбор имени числительного
Порядок морфологического разбора прилагательного
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательного.
170
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Морфологические и синтаксические признаки числительных. Правописание числительных. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным, отличать имена существительные от слов других частей речи со значением количества, употреблять имена числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний, употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным, правильно строить словосочетания, обозначающие праздники, правильно оформлять числительные в деловой письменной речи, систематизировать знания, обобщать.
171-172
Контрольный диктант по теме «Имя числительное». Анализ диктанта
173-199
НАРЕЧИЕ. КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (22+2Р/Р)+(4 – расширение программы) 173-174
Понятие о наречии
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к наречию, употреблять наречия в речи.
175-176
Р/Р Рассуждение в разных стилях речи. Сочинение — рассуждение 177-178
Степени сравнения наречий
Образование и употребление сравнительной и превосходной степени сравнения наречий
Уметь: употреблять степени сравнения наречий.
179-186
Словообразование наречий с помощью
приставок и суффиксов. Правописание наречий
Образование наречий. Правописание не с наречиями, правописание суффиксов о-е после шипящих, правописание н и нн в наречиях на о, правописание наречий с приставками с-, из, до-, в-, на-, за-, дефисное написание наречий с приставками по-, в-(во-), а также наречий, образованных повтором слов
Уметь: видеть орфограммы « Правописание не с наречиями, правописание суффиксов о-е после шипящих, правописание н и нн в наречиях на о, правописание наречий с приставками с-, из, до-, в-, на-, за-, дефисное написание наречий с приставками по-, в-(во-), а также наречий, образованных повтором слов» и применять их.
187-191
Словообразование наречий путём перехода слов
из одной части речи в другую
Словообразование наречий путём перехода слов
из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий
Уметь: различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие), видеть орфограммы « Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий » и применять их.
192-195
Понятие о категории состояния
Значение и употребление категории состояния, синтаксическая роль
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к категории состояния, отличать слова состояния от наречий
196-197
Морфологический разбор наречий, категории состояния
Порядок морфологического разбора наречия, категории состояния
Уметь: выполнять морфологический разбор наречия, категории состояния.
198
Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие. Категория состояния»
Морфологические и синтаксические признаки наречий, категории состояния. Правописание наречий. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к наречию, категории состояния, отличать слова состояния от наречий, видеть орфограммы, применять их, систематизировать знания, обобщать.
199-200
Контрольный диктант по теме «Наречие. Категория состояния». Анализ диктанта
201-226
МЕСТОИМЕНИЕ (22+2Р/Р)+(4 – расширение программы) 201
Понятие о местоимении
Общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимению по совокупности признаков.
202-203
Местоимение
и другие части речи
Соотносительность местоимений с другими частями речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения
Уметь: соотносить местоимения с другими частями речи, определять морфологические и синтаксические признаки.
204-205
Р/Р Сжатое изложение 206-207
Личные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости
Знать: перечень личных местоимений.
Уметь: отличать личные местоимения от других разрядов местоимений, изменять личные местоимения, определять синтаксическую функцию, видеть орфограммы «Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости» и применять их.
208-209
Притяжательные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Знать: перечень притяжательных местоимений.
Уметь: отличать притяжательные местоимения от других разрядов местоимений, изменять притяжательные местоимения, определять синтаксическую функцию.
210
Возвратное местоимение
Значение, изменение, роль в предложении
Уметь: отличать возвратное местоимение от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию.
211
Вопросительные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Знать: перечень вопросительных местоимений.
Уметь: отличать вопросительные местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию.
212-214
Относительные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями
Знать: перечень относительных местоимений.
Уметь: отличать относительные местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию, видеть пунктограмму « Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями» и применять ее.
215-217
Неопределённые местоимения
Значение, изменение, роль в предложении, синонимия неопределённых местоимений. Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Правописание не — в неопределённых местоимениях
Знать: перечень неопределённых местоимений.
Уметь: отличать неопределённые местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию, видеть орфограммы « Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Правописание не — в неопределённых местоимениях» и применять их.
218-220
Отрицательные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях
Знать: перечень отрицательных местоимений.
Уметь: отличать отрицательные местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию, видеть орфограмму « Правописание не и ни в отрицательных местоимениях » и применять ее.
221-222
Определительные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Знать: перечень определительных местоимений.
Уметь: отличать определительные местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию.
223-224
Указательные местоимения
Значение, изменение, роль в предложении
Знать: перечень указательных местоимений.
Уметь: отличать указательные местоимения от других разрядов местоимений, изменять, определять синтаксическую функцию.
225
Морфологический разбор местоимения
Порядок морфологического разбора местоимения
Уметь: выполнять морфологический разбор местоимения .
226
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Морфологические и синтаксические признаки местоимений. Правописание местоимений. Употребление в речи
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимению по совокупности признаков, правильно образовывать формы местоимений, использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания, использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания, пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами, систематизировать знания, обобщать.
227-228
Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта
229-234
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (6) 229
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное, прилагательное, глагол»
Имя существительное, прилагательное, глагол. Морфологические и синтаксические признаки. Употребление в речи. Правописание
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к определённой части речи по совокупности признаков, видеть орфограммы и уметь их применять.
230
Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие, категория состояния, числительное, местоимение»
Наречие, категория состояния, числительное, местоимение. Морфологические и синтаксические признаки. Употребление в речи. Правописание
Уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к определённой части речи по совокупности признаков, видеть орфограммы и уметь их применять.
231-232
Виды разбора
Алгоритмы выполнения видов разбора
Уметь: выполнять фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический виды разбора.
233-234
Итоговая комплексная контрольная работа по теме «Морфология». Анализ контрольной работы 235-238
Резервные уроки



ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
2
Подробное изложение
3
Сочинение «Мы — пассажиры», «Если бы инспектором ГИБДД был я, то…»
4
Контрольный диктант по теме «Склонение имени существительного»
5
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
6
Комплексная контрольная работа по теме «Виды глагола. Время глагола»
7
Комплексная контрольная работа по теме «Спряжение глаголов»
8
Контрольный диктант по теме «Глагол»
9
Сочинение «О чем мне хочется рассказать…»
10
Комплексная контрольная работа по теме «Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения прилагательных»
11
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
12
Сжатое изложение
13
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
14
Сочинение — рассуждение
15
Контрольный диктант по теме «Наречие. Категория состояния»
16
Сжатое изложение
17
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
18
Итоговая комплексная контрольная работа по теме «Морфология»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела Кол-во часов
Из них уроки развития речи Из них контрольные мероприятия
1
Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира 1
- -
2
Повторение изученного в 5 классе 18
4 2
3
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Имя существительное
41
5 3
4
Глагол 45
5 4
5
Имя прилагательное 42
3 3
6
Имя числительное 25
- 1
7
Наречие. Категория состояния 28
2 2
8
Местоимение 28
2 2
9
Повторение изученного в 6 классе 6
- 1
10
Резервные уроки 4

238
21
18

Объем учебного времени, отведенного на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.

Объем учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы, соответствует общему объему учебного времени.

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ 6 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ, ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами; различать темы широкие и узкие, составлять простой и сложный план; подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа; собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основная литература. Учебные и справочные пособия

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. –М.: Дрофа, 2012
2. Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс.Учебник.М.: Дрофа, 2009.
4. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/ Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. –М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература 1. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005
2. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005
4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы.– М.: Дрофа, 2005
5. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005
6. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2006
7. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци­ей С.Н. Пименевой. – М.: Дрофа, 2005
8. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. – М.: Дрофа 2004
9. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс.– М.: Дрофа, 2005
10. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс – М.: Дрофа, 2006.
11. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005
12. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001
13. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. – М.: Дрофа, 2004.
14. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 1998



Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов, отведённое на изучение темы, раздела
Календарные сроки
Примечание

По
плану

Факти-
чески

По
плану

Факти-
чески


По плану
Факти-чески

Факти-чески


1
Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
1








2-19.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12+3 Р/Р) + (2+1Р/Р – расширение программы)

18








2
Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Графика. Орфоэпия
1








3-6
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование. Орфография
4








7-8
Повторение изученного в 5 классе. Лексикология и фразеология
2








9-10
Повторение изученного в 5 классе. Морфология и орфография
2








11-13
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис и пунктуация
3








14
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
1








15
Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 5 классе»
1








16-17
Р/Р Темы широкие и узкие. Сочинение «Мы — пассажиры», «Если бы инспектором ГИБДД был я, то…»
2








18-19
Р/Р Текст. Признаки текста
2








20-60.

ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(31+ 4 Р/Р)+ (5+1Р/Р – расширение программы)

41








20
Части речи самостоятельные и служебные
1








21
Слово и его формы
1








22
Понятие о существительном
1








23-24
Р/Р Подробное изложение
2








25-26
Нарицательные и собственные имена существительные.
2








27-28
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2








29
Род имени существительного
1








30

Число имени существительного
1








31-32
Падеж и склонение имён существительных
2








33-36

Склонение существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний.
4








37-39

Склонение существительных во множественном числе
3








40

Контрольный диктант по теме «Склонение имени существительного»
1








41
Анализ контрольного диктанта по теме «Склонение имени существительного»
1








42-43
Разносклоняемые имена существительные
2








44
Неизменяемые существительные
1








45-48
Словообразование существительных с помощью суффиксов
4








49 — 51
Словообразование существительных с помощью приставок
3








52
Образование сложных имен существительных
1








53
Морфологический разбор имени существительного
1








54-55
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
2








55
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1








57
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное»
1








58
Р/Р Простой и сложный план. Что такое эпиграф?
1








59-60
Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте
2








61-105.
ГЛАГОЛ ( 35+4 Р/Р)+(5+1Р/Р – расширение программы)
45








61
Понятие о глаголе

1








62
Правописание не с глаголами
1








63-64
Инфинитив. Буква ь в инфинитиве
2








65
Возвратные глаголы
1








66-67
Глаголы совершенного и несовершенного вида
2








68
Глаголы переходные и непереходные. Залоги глагола
1








69
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение
1








70
Времена глагола
1








71-72
Прошедшее время
2








73
Настоящее и будущее время
1








74
Комплексная контрольная работа по теме «Виды глагола. Время глагола»
1








75
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Виды глагола. Время глагола». Лицо и число глагола.
1








76- 83
Спряжение глаголов. Окончания глаголов Iи IIспряжения
8








84-85
Разноспрягаемые глаголы
2








86
Комплексная контрольная работа по теме «Спряжение глаголов»
1








87
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Спряжение глаголов».Р/Р Официально-деловой стиль
1








88-89
Условное наклонение
2








90-91
Повелительное наклонение
2








92
Безличные глаголы
1








93
Словообразование глаголов
1








94-96
Правописание суффиксов глаголов
3








97
Морфологический разбор глагола
1








98-99
Р/Р Повествование. Рассказ
2








100-101
Р/Р Сочинение «О чем мне хочется рассказать…»
2








102-103
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»
2








104
Контрольный диктант по теме «Глагол»

1








105
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»
1








106-146.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬ-НОЕ(33+3Р/Р)+(6 – расширение программы)
36








106
Понятие о прилагательном
1








107-108
Р/Р Описание
2








109-112
Разряды прилагательных по значению
4








113-116
Полные и краткие прилагательные
4








117-118
Склонение полных прилагательных
2








119
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий
1








120-121
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)
2








122-125
Степени сравнения прилагательных
4








126
Комплексная контрольная работа по теме «Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения прилагательных»
1








127
Анализ контрольной работы. Словообразование имён прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ
1








128-133
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
6








134-135
Правописание суффиксов –к- и –ск-
2








136-137
Правописание не с прилагательными
2








138-140
Слитное и раздельное написание сложных прилагательных
3








141
Морфологический разбор прилагательного
1








142-143
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
2








144
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1








145
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
1








146-147
Р/Р Сжатое изложение
2








148-172
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (22)+(3 – расширение программы)
22








148-149
Понятие о числительном
2








150-151
Простые, сложные и составные числительные
2








152-157
Количественные числительные. Склонение
количественных числительных
6








158-159
Синтаксические особенности количественных числительных
2








160-163
Собирательные числительные
4








164-166
Порядковые числительные
3








167-168
Дробные числительные
2








169
Морфологический разбор имени числительного
1








170
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
1








171
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1








172
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное»
1








173-199
НАРЕЧИЕ. КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (22+2Р/Р)+(4 – расширение программы)
24








173-174
Понятие о наречии
2








175-176
Р/Р Рассуждение в разных стилях речи. Сочинение — рассуждение
2








177-178
Степени сравнения наречий
2








179-186
Словообразование наречий с помощью
приставок и суффиксов. Правописание наречий
8








187-191
Словообразование наречий путём перехода слов
из одной части речи в другую
5








192-195
Понятие о категории состояния
4








196-197
Морфологический разбор наречий, категории состояния
2








198
Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие. Категория состояния»
1








199
Контрольный диктант по теме «Наречие. Категория состояния»

1








200
Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие. Категория состояния»
1








201-226
МЕСТОИМЕНИЕ (22+2Р/Р)+(4 – расширение программы)
24








201
Понятие о местоимении
1








202-203
Местоимение
и другие части речи
2








204-205
Р/Р Сжатое изложение
2








206-207
Личные местоимения
2








208-209
Притяжательные местоимения
2








210
Возвратное местоимение
1








211
Вопросительные местоимения
1








212-214
Относительные местоимения
3








215-217
Неопределённые местоимения
3








218-220
Отрицательные местоимения
3








221-222
Определительные местоимения
2








223-224
Указательные местоимения
2








225
Морфологический разбор местоимения
1








226
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
1








227
Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1








228
Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение»
1








229-234
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ
6








229
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное, прилагательное, глагол»
1








230
Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие, категория состояния, числительное, местоимение»
1








231-232
Виды разбора
2








233
Итоговая комплексная контрольная работа по теме «Морфология»
1








234
Анализ итоговой комплексной контрольной работы по теме «Морфология»
1








235-238
Резервные уроки
4









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Галина Цветкова
4.12.2012 10:43
Здравствуйте,уважаемая Ольга Юрьевна!
К размещенному Вами материалу не добавлена папка-архив.Разместите ее на страничке, чтобы материал соответствовал техническим требованиям Портала.С уважением, Цветкова Г.В., модератор.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос