В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Модифицированная программа внеурочной деятельности «Дисграфия, её профилактика и устранение» 1-3 классы

Елена Харькова Елена Харькова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:2    просмотров: 6676
Краткое описание
    Цели  программы:
     1. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
     2. Активизация речевой и мыслительной деятельности.
     3. Формирование орфографической зоркости.
    

Описание
Пояснительная записка. Нарушение письма является весьма распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. По данным профессора М.Е. Хватцева, которые относятся к 50-м годам прошлого века, у 6% учащихся массовых школ была выявлена дисграфия [46]. Н.В. Разживина приводит данные за <metricconverter productid=«2005 г» w:st=«on»>2005 г. — 50% младших школьников в той или иной мере допускают на письме специфические ошибки [36]. «Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и последующего отклоняющегося поведения учащихся»[36]. Проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано, во-первых, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, а во-вторых, с увеличением количества учащихся, у которых выявляется дисграфия. Была разработана программа внеурочной деятельности «Профилактика и коррекция дисграфии». При планировании курса обращалось внимание на тематическое планирование логопеда и тематическое планирование по русскому языку и чтению в данном классе. Основой курса является программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой «Логопедия», а также использовался материал методического пособия «Юным умникам и умницам» О. Холодовой. В коррекционной работе были использованы упражнения по самомассажу рук М.С. Аммосовой [1], пальчиковая гимнастика В.В. Цвынтарного [47] и В.Н. Черняковой [48] а также штриховка по методике Е.Н. Потаповой [34], работа с различными трафаретами, изографами, графические диктанты. При разработке тематического планирования для 3 классов использовались упражнения, рекомендованные Л.Н. Ефименковой. Программа рассчитана на 3 года. 34 занятия (1 раз в неделю) в год по 40 — 35 минут. Форма работы:фронтальная и индивидуальная. Формы контроля: диагностика, результаты контрольных точек по русскому языку и чтению.  Возраст детей – 7-11 лет. Ожидаемый результат:применение методики по коррекции дисграфии Е.В. Мазановой: 1.повысит качество устной и письменной речи. 2.активизирует речевую и мыслительную деятельности. 3.сформирует орфографическую зоркость. При разработке тематического планирования учитывались возрастные, психологические и специфические особенности учащихся младших классов. Условные обозначения в календарно-тематическом планировании даны согласно концепции Е.В. Мазановой. Примерная модель занятий. 1. Орг. момент. (1-2 минуты). 2. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты, из пособия О. Холодовой). «Качания головой», «Ленивые 8», «Шапка для размышлений». 3. Разминка (из пособия О. Холодовой, 3 минуты). Создаёт у детей определенный положительный эмоциональный фон. Подготавливает интерес к активной учебно-познавательной деятельности. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики (3 минуты). На выбор учителя: штриховка, самомассаж, пальчиковая гимнастика. 5. Физ.минутка. 6. Задания по тетрадям Мазановой Е.В. ( 15 минут). 7. Графический диктант или работа с изографами (10 минут). 8. Итоги (1-2 минуты).
1 класс (34 часа). Календарно-тематическое планирование. 1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 8 часов. 2. Развитие звукового анализа — 3 часов. 3. Слоговой анализ – 3 часов. 4. Ударение – 2 часа. 5. Слог – 1 часа. 6. Звукобуквенный анализ – 3 часов. 7. Развитие пространственного восприятия – 1 часа. 8. Развитие зрительного восприятия – 2 часа. 9. Развитие слухового восприятия – 1 час. 10. Разделительные ь и ъ – 3 часов. 11. Работа над памятью – 3 часов. 12. Диагностика – 1 часа. 13.Заголовок текста. Работа с деформированным текстом – 2 часа. Тематическое планирование. 1 четверть (8часов). 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. Схема тела. 3.Развитие зрительного и слухового восприятия. Схема тела. Геометрическая форма. 4.Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма. 5. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [и] — [ы]. 6. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [с] — [сь]. 7. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [к] — [кь]. 8. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [т] — [ть]. 2 четверть (7 часов). 9. Развитие звукового анализа. Звуки [р] — [л]. 10. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [в] — [вь]. 11. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [п] — [пь]. 12. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [з] — [зь]; звуки [с] — [сь]. 13. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [б] — [бь]; звуки [п] — [пь]. 14. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [д] — [дь]; звуки [т] — [ть]. 15. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [а] — [я]. 3 четверть (9 часов). 16. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [г] — [гь]; [к] — [кь]. Слог. 17. Слог. Развитие зрительной памяти. Мягкий знак. 18. Звукобуквенный анализ слова. Работа над памятью. 19.Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] — [ш]; [ж] — [з]. 20Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] — [ш]; [ж] — [з]. 21. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] — [ш]; [ц] — [с]. 22 Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [ш] — [щ]; [ч] — [щ]. 23. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [в] — [ф]. 24.Развитие слухового восприятия. Гласные и согласные звуки. 4 четверть (10 часов). 25. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти и восприятия. 26. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги. 27. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги. 28. Работа над памятью. Слово. 29. Работа над памятью. Слово. Предложение. 30. Работа над памятью. Предложение. Текст. 31-32. Диагностика. 33-34. Заголовок текста. Работа с деформированным текстом. 2 класс (34 часов). Календарно-тематическое планирование. 1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 2 часа. 2. Развитие звукового анализа — 3 часов. 3. Работа над зрительным образом букв — 4 часов. 4. Слоговой состав слова – 2 часа. 5. Упражнения в переносе слов.– 1 часа. 6. Ь -смягчающий, Ь -разделительный.– 2 часа. 7. Разделительные ь и ъ.– 2 часа. 8. Безударные гласные.– 2 часа. 9. Части речи. – 10 часов. 10. Состав слова. Однокоренные слова. – 5 часов 11. Диагностика – 1 час. Тематическое планирование. 1 четверть (9 часов). 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма. 3. Развитие звукового анализа. 4. Развитие звукового анализа. 5. Развитие звукового анализа. 6. Буквы Л-М; л-м. 7. Буквы К-Н; к-н. 8.Буквы Н-П; н-п. 9. Буквы С-Е; с-е. 2 четверть (7 часов). 10.Слоговой состав слова. 11. Слоговой состав слова. 12. Упражнения в переносе слов. 13. Ь -смягчающий, Ь -разделительный. 14. Ь -смягчающий, Ь -разделительный. 15. Твёрдый знак. 16. Разделительные ь и ъ. 3 четверть (12часа). 17-18. Безударные гласные. 19-20. Предмет (существительные). 21-22. Действие (глагол). 23-24.Признак (прилагательные). 26-26. Предмет. Действие. Признак. 27-28. Предлоги. 4 четверть (6 часов). 29. Родственные и однокоренные слова. 30. Корень слова. 31. Приставка. 32.Дифференциация предлогов и приставок… 33. Суффикс. 34. Диагно 3 класс (34 часов). Календарно-тематическое планирование. 1.Работа над предложением и текстом – 9 часов. 2. Состав слова — 8 часов. 3. Безударные гласные в корне слова — 2 часа. 4. Разделительные ь и ъ.– 2 часа. 8. Существительное. Склонение.– 7 часов. 9. Части речи. – 10 часов. 10. Части слова. Однокоренные слова. – 2 часа 11. Работа над устной речью – 3ч. 12. Диагностика – 1 час. Тематическое планирование. 1 четверть (9 часов). 1. Работа над предложением и текстом. Составление предложений по схемам. Интонация. 2. Работа над предложением и текстом. Составление предложений. Интонация. Развитие слухового восприятия. 3. Работа над предложением и текстом. Главные и второстепенные члены предложения. Развитие слухового внимания и памяти. 4. Работа над предложением и текстом. Составление рассказа по серии картинок. Игра «Редактор». 5. Работа над предложением и текстом. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. Составление рассказа и сказки по серии картинок. 6. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Работа над сказками. 7. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Составление и запись рассказа по картинке. 8. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания по плану. 9. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания. Составление и запись рассказа – сравнения. 2 четверть (8 часов). 10-11. Состав слова. Корень слова. 12-13. Состав слова. Родственные слова. 14-15. Состав слова. Приставка. 16. Состав слова. Суффикс. 17. Состав слова. Приставка. Суффикс. 3 четверть (11часа). 18-19. Безударные гласные в корне слова 20-21. Разделительные ь и ъ. 22-23. Существительное (предмет). 24. Существительное (падежи). 25. В.п. 26. Р.п. 27. Д.п. 28. Т.п. 4 четверть (5 часов). 29. Имя прилагательное. 30. Глагол. 31. Последовательный пересказ. Рассказы-описания. 32 Краткий пересказ. Выборочный рассказ 33. Устные сочинения. 34. Диагностика. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся 1. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с. 2. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с. 3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с. 4. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с. 5. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с. для учителя 1. Аммосова М.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед. – 2004. — №6. – С. 78-82. 2. Буцыкина Т.П., Вартопетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед. – 2005. — №3. – С. 84-94. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997 – 25 с. 4. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 224с. 5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с. 6. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М: ЭКСИМО – Пресс, 2001. — 80 с. 7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М.: Просвещение, 1990. – 49 с. 8. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками// Логопед. – 2005. — №2. – С. 53-60. 9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.- 35с. 10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., — 1995. – 275с. 11. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1997. – 252 с. 12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 221с. 13. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989. – 211с. 14. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. – Санкт-Петербург, «Союз», 2004. 218 с. 15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303с. 16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 17. Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников// Школьный логопед. – 2005. — №2. С. 67-77. 18. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов – на Дону, 1998. 245 с.13 19. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с. 20. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с. 21. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с. 22. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с. 23. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с. 24. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. – 2004. — №3 –С.39-46. 25. Микфельд Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников// Логопедия. – 2004. — №4. –С. 42-53. 26. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С. – Петербург: Стройлеспечать. 1990. 27. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2004. — №2. – С. 4-14. 28. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. –2004. — №4. –С. 13-25. 29. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы// Дефектология. – 1995. — №3. – С.16-19. 30. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1986 – 135 с. 31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001 – 286 с. 32. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с ФФН речи// Логопед в детском саду. – 2004. — №3. – С. 29-36. 33. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ Под ред. Иншаковой О.Б… – Москва – Воронеж, 2001. – 215 с. 34. Потапова Е.Н. Радость познания. – Москва: Просвещение, 1990 – 95с. 35. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи// Логопедия. – 2004. -№1. – С. 63 – 70. 36. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией// Практическая психология и логопедия. – 2005. — №3. – С. 50-55. 37. Савина Л.П., Крылова Т.В. Большой букварь в играх, сказках, стихах, загадках, — М.: «АСТ», 1999. – 192 с. 38. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с. 39. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. М.: Просвещение, 1985. – 73с. 40. Словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400с. 41. Тараканова А.А. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно-логопедической работы// Практическая психология и логопедия. – 2005. — №3. – С. 48-50. 42. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Просвещение, 1969–80 с. 43. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с. 44. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. – 2000. – 45 с. 45. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методические пособия для 2,3,4 классов. 46. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т./Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. — Том 2. – 502 с. 47. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997. – 52с. 48. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи// Логопед. – 2005. — №2. – С. 61-70. 49. Шалавина М.Л. Методология исследовательской работы. – Новокузнецк, -1994. 65с. 50. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. – М.: АРКТИ, 1997. – 214с. 51. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 57с. 52. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста// Логопедия – 2004. – №2. – С. 60-70.
Пожаловаться 02 ноября 2012
Файлы
Программа Дисграфия, её профилактика и устранение.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Программа Дисграфия, её профилактика и устранение.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru