В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа профориентационной деятельности

Программа профориентационной деятельности

Арман Григорян
Тип материала: Программа
просмотров: 4302
Краткое описание
Формирование у обучающихся  внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения  обучающихся
Описание
######

Программа профориентационной деятельности


Паспорт программы
Наименование программы

Программа профориентационной деятельности

Разработчики программы Григорян Арман Фрунзикович – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Руководитель НОУ «ПОКОЛЕНИЕ»
Основные исполнители программы МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края
Сроки выполнения и этапы реализации Программы 2011-2012 гг.
Организационная деятельность;
Анализ ситуации, организация работы проектной группы по разработке программы, коррекция подпрограмм и определение механизмов реализации.
2012-2013 гг.
Реализация ведущих направлений Программы. Полномасштабная реализация Программы, подведение итогов и анализ результатов по 2 этапу.
Цель программы Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Основные задачи Программы
  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями для построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • содействие установлению равного доступа к полноценному образованию и трудоустройству разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширение возможности социализации обучающихся и обеспечение преемственности общего и профессионального образования, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ начального/среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • повышение удовлетворенности родителей и школьников состоянием профориентационной работы среди обучающихся образовательных учреждений Западного учебного округа;
  • оказание содействия трудоустройству подростков;
развитие научно-технического и творческого потенциала;
  • повышение квалификации педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора и карьеры;
  • создание информационно-методического обеспечения системы комплексной профессиональной ориентации молодежи (создание электронного банка данных диагностических методик, технологий, программ активизации профессионального самоопределения обучающихся, электронного банка колледжей, ВУЗов и предприятий как социальных партнеров в организации первичного профессионального самоопределения учащихся и формировании системы непрерывного профессионального образования);
  • внедрение результатов научно-методической и экспериментальной работы по проблемам профессиональной ориентации в практику;
  • Организация Службы Информационно-Методической Поддержки, обеспечивающей создание единого информационного пространства профессионального выбора на основе анализа образовательных запросов, потребностей рынка труда, методических наработок; мониторинг реализации Программы, создание, ведение и актуализацию следующих баз данных;
  • Привлечение родителей к реализации Программы;
  • Обеспечение условий каждому учащемуся для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории.
Объем и источники финансирования Текущее бюджетное финансирование
Ожидаемые результаты реализации Программы Повышение эффективности работы образовательных учреждений по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Целевые индикаторы
  • Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.
  • 100% образовательных учреждений, осуществляющих внедрение современных технологий, форм и методов формирования профессионального самоопределения учащихся.
  • Наличие системы диагностики профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов.
  • 100% охват учащихся 9 классов системой предпрофильной подготовки.
  • Расширение возможности получения дополнительного образования в области профориентации (включая дистанционные формы) детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Ежегодное участие школьников в работе секции «Мой профессиональный выбор» в рамках районной конференции исследовательских и проектных работ.
  • Позитивная динамика корреляции выбора профильных предметов и профильных экзаменов в вуз


Реалии рыночной экономики указывают на то что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, потребуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Выше перечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях. Для развития адаптационного потенциала молодого человека всегда была важна роль семьи. В новых социально-экономических условиях опыт родителей, очевидно недостаточен для обеспечения адаптационных процессов ребенка. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека должно стать система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников. В последнее время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство. В связи с этим, оказание учащейся молодежи помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является задачей государственной важности. Показатели эффективности профориентационной работы: — достаточная информация о профессии и путях ее получения; — потребность в обоснованном выборе профессии; — уверенность обучающегося, воспитанника ОУ в социальной значимости труда; — степень самопознания обучающегося, воспитанника ОУ; — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Критерии
Показатели
9 класс
10-11 классы
Когнитивный
(К)
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально
го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.
4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный
(М-Ц)
1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК.
Деятельностно-практический (Д-П)
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.
2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: · индивидуальный характерлюбого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); · направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности(предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Практическая значимость

Показатель Результаты реализации Программы
1. Практическая значимость
1.1 Создание и отработка функционирования организационной структуры взаимодействия социальных партнеров по реализации Программы.
1.2 Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.
1.3 Разработка и реализация баз данных и информационных сервисов.
1.4 Сбор данных и информационное наполнение Банка социальных партнеров, Банка профессий и специальностей, Справочника профессиональных заведений, Системы оценки возможностей приема, Портфеля личных достижений обучающихся, воспитанников Банка методических разработок.
1.6 Получение обучающимися, воспитанниками оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб.
1.7 Повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся, воспитанников.
1.8 Увеличение доступности информационных сервисов через компьютерные классы, медиатеки и информационные киоски.
2. Теоретическая значимость
2.1 Сформулированы методические основы взаимодействия социальных партнеров.
2.2 Выработаны показатели эффективности реализации Программы.
2.3 Разработаны алгоритмы функционирования баз данных и информационных сервисов.
2.4 Разработаны технологии формирования банка методических разработок.
2.5.Разработаны методические основы использования баз данных и информационных сервисов при формировании индивидуальной жизненного и профессионального самоопределения. 2.7. Определен научно-методический уровень элективных курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение, профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа социального партнерства с вузами новое.doc Скачать

Программа профориентационной деятельности


Паспорт программы


Наименование программы

Программа профориентационной деятельности


Разработчики программы

Григорян Арман Фрунзикович – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Руководитель НОУ «ПОКОЛЕНИЕ»

Основные исполнители программы

МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края

Сроки выполнения и этапы реализации Программы

2011-2012 гг.

Организационная деятельность;

Анализ ситуации, организация работы проектной группы по разработке программы, коррекция подпрограмм и определение механизмов реализации.

2012-2013 гг.

Реализация ведущих направлений Программы. Полномасштабная реализация Программы, подведение итогов и анализ результатов по 2 этапу.

Цель программы

Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Основные задачи Программы

  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями для построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • содействие установлению равного доступа к полноценному образованию и трудоустройству разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширение возможности социализации обучающихся и обеспечение преемственности общего и профессионального образования, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ начального/среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  • повышение удовлетворенности родителей и школьников состоянием профориентационной работы среди обучающихся образовательных учреждений Западного учебного округа;

  • оказание содействия трудоустройству подростков;

развитие научно-технического и творческого потенциала;

  • повышение квалификации педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора и карьеры;

  • создание информационно-методического обеспечения системы комплексной профессиональной ориентации молодежи (создание электронного банка данных диагностических методик, технологий, программ активизации профессионального самоопределения обучающихся, электронного банка колледжей, ВУЗов и предприятий как социальных партнеров в организации первичного профессионального самоопределения учащихся и формировании системы непрерывного профессионального образования);

  • внедрение результатов научно-методической и экспериментальной работы по проблемам профессиональной ориентации в практику;

  • Организация Службы Информационно-Методической Поддержки, обеспечивающей создание единого информационного пространства профессионального выбора на основе анализа образовательных запросов, потребностей рынка труда, методических наработок; мониторинг реализации Программы, создание, ведение и актуализацию следующих баз данных;

  • Привлечение родителей к реализации Программы;

  • Обеспечение условий каждому учащемуся для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории.

Объем и источники финансирования


Текущее бюджетное финансирование


Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение эффективности работы образовательных учреждений по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Целевые индикаторы


  • Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.

  • 100% образовательных учреждений, осуществляющих внедрение современных технологий, форм и методов формирования профессионального самоопределения учащихся.

  • Наличие системы диагностики профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов.

  • 100% охват учащихся 9 классов системой предпрофильной подготовки.

  • Расширение возможности получения дополнительного образования в области профориентации (включая дистанционные формы) детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  • Ежегодное участие школьников в работе секции «Мой профессиональный выбор» в рамках районной конференции исследовательских и проектных работ.

  • Позитивная динамика корреляции выбора профильных предметов и профильных экзаменов в вуз



Реалии рыночной экономики указывают на то что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, потребуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Выше перечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях.

Для развития адаптационного потенциала молодого человека всегда была важна роль семьи. В новых социально-экономических условиях опыт родителей, очевидно недостаточен для обеспечения адаптационных процессов ребенка. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека должно стать система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников.

В последнее время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство.

В связи с этим, оказание учащейся молодежи помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является задачей государственной важности.



Показатели эффективности профориентационной работы:


- достаточная информация о профессии и путях ее получения;

- потребность в обоснованном выборе профессии;

- уверенность обучающегося, воспитанника ОУ в социальной значимости труда;

- степень самопознания обучающегося, воспитанника ОУ;

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Критерии

Показатели

9 класс

10-11 классы

Когнитивный

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П)

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.


В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).





Практическая значимость



Показатель

Результаты реализации Программы

1. Практическая значимость

1.1 Создание и отработка функционирования организационной структуры взаимодействия социальных партнеров по реализации Программы.

1.2 Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.

1.3 Разработка и реализация баз данных и информационных сервисов.

1.4 Сбор данных и информационное наполнение Банка социальных партнеров, Банка профессий и специальностей, Справочника профессиональных заведений, Системы оценки возможностей приема, Портфеля личных достижений обучающихся, воспитанников Банка методических разработок.

1.6 Получение обучающимися, воспитанниками оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб.

1.7 Повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся, воспитанников.

1.8 Увеличение доступности информационных сервисов через компьютерные классы, медиатеки и информационные киоски.

2. Теоретическая значимость

2.1 Сформулированы методические основы взаимодействия социальных партнеров.

2.2 Выработаны показатели эффективности реализации Программы.

2.3 Разработаны алгоритмы функционирования баз данных и информационных сервисов.

2.4 Разработаны технологии формирования банка методических разработок.

2.5.Разработаны методические основы использования баз данных и информационных сервисов при формировании индивидуальной жизненного и профессионального самоопределения.

2.7. Определен научно-методический уровень элективных курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение, профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников.



Социальное партнерство с вузами

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос