Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Михеева И.В.
директор МКОУ «Детский дом № 6»,
высшая квалификационная категория
Причины отклонений в поведении детей, оставшихся без попечения родителей.
Педагогическая коррекция.
Причины:
-
Индивидуальные особенности, психофизиологическое развитие, тип нервной системы.
-
Последствия психосоциальной, материнской, двигательной депривации
(приводит к возникновению тревожности, раздраженности, агрессивному поведению, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствие чувства уверенности).
-
Воспитание вне семьи
(возникает чувство неполноценности, тревожности, которое приводит к настороженности, к накоплению отрицательно окрашенных эмоций, развивается неадекватная самооценка, уровень притязаний).
-
Особенности жизни в закрытом детском учреждении, где дети поневоле
находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками
(создают для детей эмоциональные напряжения, тревожность, усиливающие агрессию ребенка).
-
Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему
Взрослого.
Парадокс.
-
В семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим, ценным для окружающих практически вне зависимости от своего поведения, успеваемости и т.п.
-
В детском доме ребенок должен, как правило, заслужить положительное отношение примерным поведением, выполнением его требований, хорошими отметками.
-
Специфика поведения таких детей состоит в несформированности
внутреннего, психического плана действий, а ориентация мышления,
мотивации и поведенческих реакций направлены в основном на внешнюю
ситуацию.
-
Как показывают исследования, дети из детского дома, больше чем дети из массовой школы, нуждаются в дружеской поддержке, теплых и
эмоционально насыщенных отношениях с окружающими, уважении и
поддержке со стороны взрослых, стремятся к первенству и популярности.
-
У воспитанников есть потребность в одиночестве
(она присуща всем подросткам) часто оказывается нереализуемой из-за «скученности людей» - в результате чего может формироваться негативное отношение к групповым занятиям.
-
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в детском доме на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция
(«нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
Формальное дисциплинирование таких детей, таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Эти дети нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении к ним.
Ребенку нужен друг, способный к пониманию, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Попечительская психологически обоснованная помощь должна состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям; в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным им взрослым и детям, но и к людям вообще.
-
В учреждениях интернатного типа существует определенная специфика
общения детей со сверстниками, важный момент –
-
воспитанники, плохо переносят перегрузку общением. К подростковому возрасту это начинает проявляться у них в ярко выраженном стремлении побыть одному;
-
ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Особая проблема – феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.
(В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность» именно к семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая способствует защищенности ребенка)
В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей, делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они».
От чужих они совместно обосабливаются. Проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях.
У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для «своих», а совершенно другие для «чужих».
Однако, внутри своей группы дети, живущие в детском доме, чаще всего также обосабливаются; они могут жестоко обращаться со своими сверстниками или ребенком младшего возраста.
Эта позиция формируется, прежде всего, из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признаний; из-за эмоционального нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
Для воспитанников детского дома характерно следующее:
-
- жизнь в социально замкнутом пространстве меняет мироощущение,
изменяет систему ценности и направленность личности ребенка;
-
- ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных
с повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов,
правил поведения;
-
- наблюдается доминирование защитных форм поведения в
конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособность
продуктивного, конструктивного решения конфликта. Бросается в
глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и
нежелание признать свою вину;
-
- формируются у детей различного рода «защитные реакции»
Например. Вместо умения самому справиться с трудной ситуацией –
тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде,
перекладыванию ответственности на других;
-
- у детей, воспитывающихся в детском доме, преобладающими
оказываются реакции защитного типа, не дающие возможности
овладеть ситуацией и найти конструктивное решение;
-
- серьезные дефекты волевой саморегуляции поведения, выражающиеся
в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои
действия;
-
- несформированность у детей соответствующей «дистанции» в общении
со взрослыми (агрессивность, грубость противоречат принятым нормам
взаимоотношений ребенка со взрослыми);
Сочетание агрессивности с неумением взять на себя ответственность
развивает своего рода «потребительское» отношение ко взрослым,
тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от
окружающих.
Вывод: У детей, растущих в детском доме, наблюдается не просто
отставание или недоразвитие личностных образований, а
интенсивное формирование некоторых принципиально иных
механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни
в особых условиях и, тем самым, как бы заменяющих ему личность.
Несоответствие этих механизмов социальным нормам, предъявляемым
«реальным» обществом, и приводит к отклонениям в поведении детей
из детского дома.
Типичные нарушения поведения
I. Гиперактивное поведение – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность.
Двигательная активность – повышенная потребность ребенка в движении. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.
Импульсивность – невозможность предсказать, что ребенок сделает в следующий миг; не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет (это самый шумный ребенок в детском коллективе)
Невнимательность, отвлекаемость – начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать.
Во время работы часто отвлекается; не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.
II. Демонстративное поведение – намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.
Детское кривляние – один из вариантов демонстративного поведения. Можно выделить две особенности. Во - первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.
Капризы – другой вариант демонстративного поведения – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить внимание, «взять вверх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.
III. Протестное поведение – негативизм. Строптивость, упрямство.
Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых (действие наперекор). Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых.
При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся, во что то ни стало настоять на своем. Дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьба на них не действуют.
Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… Мотивом упрямства является то, что, ребенок связан своим первоначальным решением.
Строптивость – отличает от негативизма и упрямства то. Что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.
IV. Агрессивное поведение – целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленности, страх)
Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми; причинении боли или повреждения другому человеку (грубость, «задиристость», недоброжелательность, озлобленность).
Косвенная агрессия – это «смещенное; агрессивное поведение, направленное не на источник раздражения, а на более безопасный объект, предмет для разрядки.
Вербальная агрессия выражается в ненормативной словесной форме (дети оскорбляют, дразнят, ругаются).
V. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь, то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
-
это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
-
асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Педагогическая коррекция некоторых психических отклонений в поведении детей
Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей обусловлено тремя основными факторами:
первый – профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;
второй – проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению;
третий - не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.
коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклоне-ния в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой системы, возможно в результате совместных усилий, как самого ребенка, так и воспитателей, тактика коррекционно – развивающей работы.
Гиперактивное поведение
При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:
-
эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;
-
избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»;
разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;
-
давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,
чтобы он мог его завершить;
-
поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);
-
ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;
-
оберегать ребенка от утомления. Поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;
-
предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.
Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное – подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций.
Демонстративное поведение. Капризы.
Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других – целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Младших школьников можно побуждать выражать свои чувства словами. Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»:
Ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов.
Важным для преодоления демонстративного поведения и капризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.
Агрессивное поведение.
В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно попытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого. любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка – не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить, прежде всего, уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.
Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие качества и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.
Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным (и при этом малоэффективным способом общения ребенка с миром и людьми). Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудиторией.
Важно также давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.
ЛИТЕРАТУРА
-
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И.Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия, 1995.- 209 с.
-
Быков, А.В., Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. / А.В.Быков, Т.И.Шульга, Л.Я. Олиференко. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 242 с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
-
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
-
http://www.mylect.ru/psyhologya/psihology/408-psihologiachild.html?start=9
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ