Стебель - опора и транспортная магистраль.
Краткое описание
план урока биологии по формированию универсальных учебных действий с использованием деятельностного подхода в обучении.
Описание
Чарикова Ирина Викторовна,
г.Лабытнанги, ЯНАО, Тюменская область,
МОУСОШ УИП №3
Биология, 6 класс
А.А.Вахрушев. учебник «О тех, кто растет, но не бегает» биология 6 класс.
Продолжительность урока – 40 минут.
План урока.
13. Хронометраж урока: 1. Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 мин.) 2. Совместное открытие знаний. работа в группах (1. Стебель – опора листьев и цветков 2. стебель связывает листья, цветки и корни 3. Молодой стебель образован клетками, появившимися на верхушке) – (5 мин.) 3. Практическая работа и работа с текстом в парах (20 мин.) 4. Самостоятельное применение знаний. работа в группах по задачам из практикума (7 мин.) 5. Итог урока, рефлексия (3 мин)
14. Задания ученикам: 1. Проблема, обсуждение. Этап актуализации знаний – викторина – соревнование между рядами: 1. какие виды листорасположения вы знаете (очередное, супротивное, мутовчатое) 2. каково значение проводящих тканей? ( проводят водные растворы минеральных и органических веществ) 3. как называются клетки, проводящих тканей? (сосуды ксилемы, ситовидные трубки флоэмы) 4. как называются клетки механических тканей, их значение? (волокна, служат опорой, придают прочность) 5.Что такое камбий, его значение? (образовательная ткань, за счет него стебель растет в толщину). По рядам с 1 по 5 парты продвигается бланк ответов, его заполняют ученики, сидящие за соответствующией номеру вопроса парты. Бланки сдают учителю, правильные ответы на мониторе. Работа в группах ( по рядам, задания на карточках)
1 ряд: рассмотрите гербарные образцы. Объясните, как стебель выносит листья к свету? Все ли стебли достаточно прочные, чтобы держать листья и цветки? Какие способы используют растения, чтобы не тратить вещество на создание прочного стебля?
2 ряд. рассмотрите травянистые побеги комнатных растений. Найдите выступающие с нижней стороны листьев жилки – ответвления от стебля. Для чего они нужны растению? Стебли покрыты кожицей (эпидермой). Какова ее функция? Какие образования должны быть в кожице для дыхания внутренних слоев клеток стебля? Какую функцию могут выполнять зеленые клетки стебля? Предложите вариант расположения сосудистых пучков в стебле.
3 ряд: Рассмотрите одревесневающие и молодые побеги комнатных растений. Обсудите вопросы. В какой части начинает формироваться стебель у ветки? Клетки какой ткани находятся в этой части? В какую ткань превратятся клетки верхнего слоя? Клетки среднего слоя? Клетки центральной части? Предложите варианты расположения ксилемы и флоэмы в сосудистом пучке стебля.
Выполнение практической работы по инструктивной карточке ( в парах). Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы «Строение стебля» (слой – особенности строения клеток – функции).
Социализация. Сравнение выполненной работы с эталоном. (части таблицы развешаны вразнобой в кабинете, ученики, названные учителем, должны найти необходимые части и вывесить их на доске, составить единую таблицу). Самостоятельное применение знаний, работа в группах (6)по обсуждению задач. Задача 1.Садоводы удаляют часть ветвей, не только чтобы избавить дерево от засохших и больных ветвей, но и чтобы разредить крону, обеспечить достаточную освещенность всех листьев. Садоводы знают, что если отрезать тонкую ветвь у конца, то сильнее всего будет развиваться ветвь из ближайшей к срезу почки. Как это объяснить? Задача 2. сообразите, в какое время драли с лип лыко? Задача 3. Предположите гипотезы, почему ивовый прут корзинщики заготавливают осенью. Задача 4. какой прок дереву от того, что прочность древесины у комля больше прочности в середине ствола? Задача 5. ветку герметично соединили резиновой трубкой с насосом. Ветку погрузили под воду и вытолкнули из насоса воздух. На поверхности погруженных в воду листьев появились пузыри. Доказывает ли это наличие непрерывной череды трубок в стебле и листьях? Доказывает ли это наличие путей переноса воздуха в стебле? Какая из одинаковых веток дольше не увянет в вазе с водой: продутая таким образом или нетронутая? Почему? Задача 6. весной, в пору распускания листьев через ранки на коре березы под давлением выходит сладковатый сок. Откуда он берется, по флоэме или ксилеме он течет и что заставляет его двигаться? Придумайте эксперимент, позволяющий выяснить это наверняка.
15.Итоги урока, Рефлексия. Что нового я узнал на уроке, какие трудности возникали, как я справлялся с ними. Вопрос классу: кто недостаточно хорошо понял материал урока, требуется повторение – поднимите правую руку. Кто хорошо усвоил материал урока, разобрался во всех вопросах, обсуждаемых на уроке – поднимите обе руки, аплодисменты.
16.формы контроля и оценки общих результатов урока. Самоконтроль, взаимоконтроль, афиширование ответов, социализация в группе.
17. Домашнее задание. Читать параграф 46., устно ответить на? в конце параграфа. Творческое: нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных условиях, неблагоприятных условиях. Нарисуйте спилы деревьев, растущих к северу от высокой каменной стены, в густом лесу, на поле. Подумайте, как определить возраст дерева, не спилив его. Почему у саксаула, растущего в пустынях средней Азии, за год может образоваться несколько годичных колец?
18. литература. А.А.Вахрушев. биология 6 класс. Учебник, методические рекомендации для учителя, задачник-практикум к учебнику; А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии 6 класс.
г.Лабытнанги, ЯНАО, Тюменская область,
МОУСОШ УИП №3
Биология, 6 класс
А.А.Вахрушев. учебник «О тех, кто растет, но не бегает» биология 6 класс.
Продолжительность урока – 40 минут.
План урока.
- тема: Стебель – опора и транспортная магистраль.
- тип: формирование новых знаний
- Форма: урок – исследование.
- Цели:1.(относительно учащихся) изучить материал, выполнить исследование, научиться выполнять опыты, работать с приборами (микроскопом), овладеть методами изучения и объяснения данных явлений ( передвижения растворов по стеблю), проявить и развить свои способности, научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы, организовать свою учебу по выбранной теме;2(относительно педагога).актуализировать и углубить знания о побеге, жизненных формах растений, видах стеблей, сформировать представление о внутреннем и внешнем строении стебля, о тканях стебля; выявить взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями, роль внешней среды на рост и развитие стебля.
- формы организации: сочетание групповой, коллективной, индивидуальной работы
- оборудование: комнатные растения, гербарии, таблица «Стебель липы», микропрепарат «Стебель липы», микроскопы (на каждый стол), веточки деревьев, скальпели, лупы (на каждый стол), презентация.
- Главная проблема урока: Какой стебель лучше: травянистый или древесный? Лена считает, что травы расходуют вещество экономнее, чем деревья, — стебли у них тонкие и зеленые и они наверняка усваивают энергию света. Деревья же расходуют полезные вещества на создание древесины. Биолог утверждает, что деревья не тратят запасы впустую – прошлогодние одревесневшие стебли позволяют им поднять листья выше, вырваться из тени. Как разрешить спор? какие доказательства нужны, чтобы убедить Лену?
- круг реальных объектов действительности: гербарии, комнатные растения, живые веточки деревьев.
- способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов: учебное сотрудничество в процессе выполнения практической работы «строение стебля»; наблюдение, сравнение
- умение работать с текстом, структурирование текста в таблицу, выделять главное, сравнивать, анализировать, аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника; знать правила техники безопасности при работе со скальпелем, с микроскопом и микропрепаратами
- образовательный продукт: таблица «строение стебля», рисунки к практической работе.
13. Хронометраж урока: 1. Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 мин.) 2. Совместное открытие знаний. работа в группах (1. Стебель – опора листьев и цветков 2. стебель связывает листья, цветки и корни 3. Молодой стебель образован клетками, появившимися на верхушке) – (5 мин.) 3. Практическая работа и работа с текстом в парах (20 мин.) 4. Самостоятельное применение знаний. работа в группах по задачам из практикума (7 мин.) 5. Итог урока, рефлексия (3 мин)
14. Задания ученикам: 1. Проблема, обсуждение. Этап актуализации знаний – викторина – соревнование между рядами: 1. какие виды листорасположения вы знаете (очередное, супротивное, мутовчатое) 2. каково значение проводящих тканей? ( проводят водные растворы минеральных и органических веществ) 3. как называются клетки, проводящих тканей? (сосуды ксилемы, ситовидные трубки флоэмы) 4. как называются клетки механических тканей, их значение? (волокна, служат опорой, придают прочность) 5.Что такое камбий, его значение? (образовательная ткань, за счет него стебель растет в толщину). По рядам с 1 по 5 парты продвигается бланк ответов, его заполняют ученики, сидящие за соответствующией номеру вопроса парты. Бланки сдают учителю, правильные ответы на мониторе. Работа в группах ( по рядам, задания на карточках)
1 ряд: рассмотрите гербарные образцы. Объясните, как стебель выносит листья к свету? Все ли стебли достаточно прочные, чтобы держать листья и цветки? Какие способы используют растения, чтобы не тратить вещество на создание прочного стебля?
2 ряд. рассмотрите травянистые побеги комнатных растений. Найдите выступающие с нижней стороны листьев жилки – ответвления от стебля. Для чего они нужны растению? Стебли покрыты кожицей (эпидермой). Какова ее функция? Какие образования должны быть в кожице для дыхания внутренних слоев клеток стебля? Какую функцию могут выполнять зеленые клетки стебля? Предложите вариант расположения сосудистых пучков в стебле.
3 ряд: Рассмотрите одревесневающие и молодые побеги комнатных растений. Обсудите вопросы. В какой части начинает формироваться стебель у ветки? Клетки какой ткани находятся в этой части? В какую ткань превратятся клетки верхнего слоя? Клетки среднего слоя? Клетки центральной части? Предложите варианты расположения ксилемы и флоэмы в сосудистом пучке стебля.
Выполнение практической работы по инструктивной карточке ( в парах). Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы «Строение стебля» (слой – особенности строения клеток – функции).
Социализация. Сравнение выполненной работы с эталоном. (части таблицы развешаны вразнобой в кабинете, ученики, названные учителем, должны найти необходимые части и вывесить их на доске, составить единую таблицу). Самостоятельное применение знаний, работа в группах (6)по обсуждению задач. Задача 1.Садоводы удаляют часть ветвей, не только чтобы избавить дерево от засохших и больных ветвей, но и чтобы разредить крону, обеспечить достаточную освещенность всех листьев. Садоводы знают, что если отрезать тонкую ветвь у конца, то сильнее всего будет развиваться ветвь из ближайшей к срезу почки. Как это объяснить? Задача 2. сообразите, в какое время драли с лип лыко? Задача 3. Предположите гипотезы, почему ивовый прут корзинщики заготавливают осенью. Задача 4. какой прок дереву от того, что прочность древесины у комля больше прочности в середине ствола? Задача 5. ветку герметично соединили резиновой трубкой с насосом. Ветку погрузили под воду и вытолкнули из насоса воздух. На поверхности погруженных в воду листьев появились пузыри. Доказывает ли это наличие непрерывной череды трубок в стебле и листьях? Доказывает ли это наличие путей переноса воздуха в стебле? Какая из одинаковых веток дольше не увянет в вазе с водой: продутая таким образом или нетронутая? Почему? Задача 6. весной, в пору распускания листьев через ранки на коре березы под давлением выходит сладковатый сок. Откуда он берется, по флоэме или ксилеме он течет и что заставляет его двигаться? Придумайте эксперимент, позволяющий выяснить это наверняка.
15.Итоги урока, Рефлексия. Что нового я узнал на уроке, какие трудности возникали, как я справлялся с ними. Вопрос классу: кто недостаточно хорошо понял материал урока, требуется повторение – поднимите правую руку. Кто хорошо усвоил материал урока, разобрался во всех вопросах, обсуждаемых на уроке – поднимите обе руки, аплодисменты.
16.формы контроля и оценки общих результатов урока. Самоконтроль, взаимоконтроль, афиширование ответов, социализация в группе.
17. Домашнее задание. Читать параграф 46., устно ответить на? в конце параграфа. Творческое: нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных условиях, неблагоприятных условиях. Нарисуйте спилы деревьев, растущих к северу от высокой каменной стены, в густом лесу, на поле. Подумайте, как определить возраст дерева, не спилив его. Почему у саксаула, растущего в пустынях средней Азии, за год может образоваться несколько годичных колец?
18. литература. А.А.Вахрушев. биология 6 класс. Учебник, методические рекомендации для учителя, задачник-практикум к учебнику; А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии 6 класс.
21 октября 2012
Файлы
TcarikovaIV_biologia.rar
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Основы развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФООП»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»