Психологическая игра «В поисках святого Грааля»
Цели:
-
формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия;
-
осознание детьми ценности собственных успехов;
-
формирование положительного образа будущего.
-
Материалы: магнитофон;
-
записи ирландской музыки;
-
свеча;
-
карточки с заданиями;
-
ключи;
-
чаша Грааля;
-
минеральная вода или сок;
-
сухие ветки;
-
тесьма или банты;
-
ножницы;
-
цветная бумага;
-
картон;
-
клей;
-
четыре башни, изображенные на ватмане.
Ход игры:
Приветствие в круге.
Звучит музыка. Ведущий читает легенду о рыцаре Персивале.
Ведущий. В 1122 году седьмого дня первого месяца весны по дороге, удаляющейся от Западного Уэльса, двигался человек на гнедом рысаке. Его принадлежность к рыцарскому ордену выдавал серебристый плащ с родовым гербом на правом боку. Широкий плащ скрывал статную фигуру и могучие плечи, а капюшон -миловидные черты юного лица и светлые кудри рыцаря.
Неожиданно впереди показалась чёрная фигура пешего странника. Им оказался старец в чёрном плаще с резным посохом в руках. Он встретил рыцаря поклоном.
-
Приветствую тебя, добрый путник, - произнёс рыцарь с ответным поклоном. - Я осмелился догнать тебя, ибо мне показалось, что нас ожидает одна дорога, а вдвоём коротать её всегда веселее, нежели одному. Позволь предложить тебе моего коня, так как вижу я, что в почтенном возрасте твоём долгий путь больше тяготит тебя, чем развлекает. А моим ногам давно пора размяться.
-
Благодарю тебя, рыцарь Персиваль, - отвечал странник, - с радостью приму твоё предложение на некоторое время, хотя и не ждёт нас с тобой одна дорога.
-
Ты знаешь моё имя, старец, и мою дорогу? Удивительно!
-
Я знаю не только твоё имя (о нём рассказал мне твой плащ), но и твой род, и то, что ждёт тебя, рыцарь, - продолжал странник.
-
Ты говоришь чудные вещи, старец, ведь я и сам не знаю, куда лежит мой путь, - снова удивился рыцарь. - Но может быть, пока не пришло нам время расставаться, ты расскажешь мне о том, что знаешь?
-
С радостью, Персиваль. Ты - рыцарь древнего рода, об этом говорят могучие корни дерева на твоём гербе. Весь род твой велик и славен, пышны дела его и заслуги, как крона этого дерева. И твоя судьба не исключение, Персиваль. Жизнь твоя предназначена для великих дел. Славой и подвигами будет увенчан трудный путь, который затеял ты.
-
Прости, добрый старец, но я не понимаю, о чём ты говоришь, что ждёт меня, что за путь ты пророчишь мне?
-
Ты всё узнаешь в своё время, рыцарь Персиваль. Иди с достоинством по избранному пути, не бойся трудностей, и ты будешь вознаграждён. Иди гордо вперёд, и тебе будет сопутствовать удача. Прощай!
И чёрный странник стал быстро удаляться, пока совсем не слился с темнотой ночью. А под ногами рыцаря лежала бесконечная дорога...
Ведущий. Мы приветствуем добрых и отважных рыцарей и их прекрасных спутниц, что решились сегодня отправиться в неизвестный доселе путь. Что ждёт каждого из вас на этом пути, какие трудности встретятся вам, куда путь приведёт -никто не знает. Поэтому сейчас у вас есть возможность ещё раз оценить свои силы и принять решение: отправиться в путь сейчас или отложить путешествие до лучших времён. Тем же, кто примет решение идти, предстоит пройти этот путь до конца (ребята, решившие принять участие в игре, делятся на 2 команды, после чего обе команды объявляются рыцарствами).
Дайте имя своему рыцарству и придумайте девиз, «оторый будет отражать основные качества рыцарей, основные нравственные принципы.
После небольшого обсуждения рыцарства представляются. Далее ведущий объявляет правила игры:
-
Главная цель - добраться до финиша и «найти то, не знаю что».
-
Рыцарства проходят все этапы.
-
За успешное выполнение задания на каждом этапе команда получает ключ.
-
Полученные ключи позволяют открыть башни, в одной из которых находится главная цель трудного пути.
Задание «СВИТОК»
(время выполнения 5 минут) Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелёгкую минуту? Это вы должны определить сами. Вам даётся список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор (дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему):
-
мешок золота;
-
1 кг мяса;
-
соль;
-
сахар;
-
дисциплинированность;
-
3 фляги воды;
-
сознание общественного долга;
-
книга;
-
5 батонов хлеба;
-
целеустремлённость;
-
нож;
-
спички;
-
справедливость;
-
общительность;
верёвка; -
посуда для пищи;
-
замкнутость;
-
самостоятельность;
-
критичность;
-
спальный мешок;
-
мыло;
-
предметы личной гигиены;
-
внимательность.
Задание «КАРЕТА»
(время выполнения 5 минут)
Ведущий. Какой будет ваша дорога - широкой или узкой, лёгкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средства передвижения (выбор на карточках: карета, русская тройка, лодка). Вам необходимо изобразить выбранное средство передвижения: каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считается выполненным, если команда проделала определённый путь, не рассыпавшись.
Задание «РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»
(время выполнения 10 минут)
Ведущий. Сейчас вам предстоит участие в рыцарском турнире. Кто же такой рыцарь? (Обсуждение.) Важным качеством любого рыцаря было уважение к женщине. Как мог рыцарь выразить его? Возможно, для этого и существовал рыцарский турнир, на котором мужчины бились за прекрасную даму. Победитель делал подарок прекраснейшей даме. Рыцари, сейчас вам предстоит сделать подарок и объяснить его выбор (критерии для оценки подарков детям не называются).
-
Подарок поможет его обладательнице в личностном росте.
-
Подарок останется на всю жизнь, он не может быть использован в течение короткого времени.
-
Подарок подчёркивает лучшие качества получательницы.
Команда, успешно выполнившая задание, получает ключ.
Задание «ЗАМОК ГЕРОЯ»
(время выполнения 10 минут) Ведущий. Человек развивается лишь тогда, когда созидает, когда творит. Вы прошли часть пути - малую, но достаточную для того, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свои лучшие качества снова и постройте замок (аппликация из цветной бумаги). Главное условие - во время выполнения задания нельзя разговаривать друг с другом. За успешное выполнение - ключ.
Задание «МУДРАЯ СОВА»
(время выполнения 3 минуты) Ведущий. Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком отважным и сильным, нужно ещё быть образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать свои силы. Выбирайте одну из задач (детям даются на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст):
-
Торье говорил: «Путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня». А что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: Должен ждать, когда будут готовы его спутники.)
-
Эпиктет говорил: «Человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». А когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: Кто не осуждает ни себя, ни других.)
За успешное выполнение - ключ.
Задание «ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ»
(время выполнения 1 минута) Ведущий. Путешествуя, мы забредали в другие селения, города и даже страны. Иногда мы останавливаемся перед выбором - куда идти: в страну лилипутов или в страну великанов? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падёт на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие решения 1 минута.
Задание «ВЕЛИКИЙ МЕРЛИН»
(время выполнения 3 минуты)
Ведущий. Встречали ли вы в своей жизни людей мудрых? Для выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач. Дети выбирают одну из карточек с задачей и решают её:
1. Жил как-то один испанский король, который очень гордился своим происхождением. Также он был известен своей жестокостью к слабым. Однажды он со своей свитой шёл через поле в Арагоне, где задолго до этого погиб в бою его отец. На поле он увидел святого человека, собирающего огромную гору костей. Подойдя к нему,король спросил:
-
Что вы делаете здесь?
-
Моё почтение Вашему Величеству, - сказал святой человек. - Когда я узнал, что сюда приедет король Испании, я решил найти кости вашего отца, чтобы вручить их вам. Но как я ни искал, я не смог найти их. Почему? (Ответ: Они такие же, как и кости бедняков, нищих и рабов.)
2. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
-
Ну, а кто же из строителей самый главный? Поднялся каменщик:
-
Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
-
Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
-
Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы я знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, это был?., (врач, погонщик верблюдов, мореход, кузнец, гончар, ткач?)
Правильный ответ: кузнец.
Подозвал к себе каменщика царь Соломон и спросил:
-
Кто сделал твой инструмент?
-
Конечно кузнец.
-
А твой, - обратился он к плотнику.
-
Кто же, как не кузнец, - ответил плотник.
-
Ну, а твои лопату и кирку? - спросил у землекопа.
-
Ты сам знаешь, что кузнец, - ответил землекоп.
Тогда Соломон подошёл к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала:
- Вот главный
строитель
храма, - сказал
Соломон и поднёс
ему чашу, пол
ную
вина.
Задание «ДЕРЕВО УСПЕХОВ»
(время выполнения 10 минут)
Ведущий. Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдуманной и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить своё желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибли. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».
Наверное, эта фраза была слишком мудрёной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке. Так или иначе, но сейчас вы сможете сделать то чудесное дерево сами.
Это - общее дерево успехов. Вспомните сейчас все ваши успехи и достижения. Каждая тесёмка будет символизировать названную вами общую или личнуюпобеду. Каждый вспоминает о каком-то достижении, берёт тесёмку, громко называет это достижение и завязывает тесёмку на дереве (дети выполняют задание).
Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми победами.
«ФИНИШ»
(время выполнения 10 минут)
Ведущий. Ваш путь почти завершён. В одной из этих башен находится то, что вы ищете, вернее ключ к этому. Право открыть башни и найти то, что вы ищете, принадлежит рыцарству, получившему большее количество ключей.
Прежде чем узнать, есть ли это в данной башне, надо ответить на вопрос, который является паролем для открытия башни.
Вопросы:
Башня Удовольствия: Вам понравился этот путь?
Башня Деятельности: Как добиться цели?
Башня Власти: Можете ли вы влиять на свой путь?
Башня Неудачи: Ваше отношение к неудаче? Что делать, если вас настигнет неудача?
После ответов на вопросы оба рыцарства снова садятся в общий круг. Ведущий выносит чашу Грааля с налитой в неё жидкостью (сок или минеральная вода). Каждому участнику предлагается сделать глоток волшебной воды из чаши Грааля и назвать урок, который он получил во время игры. Чаша передаётся по кругу.
«ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ»
Ведущий читает легенду о воине света.
Ведущий. Воин света знает, что иные минуты имеют свойство повторяться. Часто сталкивается он с трудностями, которые некогда уже преодолевал, и оказывается в сложном положении, из которого уже выходил с честью, и это смущает его дух: ему кажется, что если всё повторяется, то он топчется на одном месте, не в силах двинуться вперёд. «Я ведь проходил через это», - сетует он сердцу своему. «Проходил, - отвечает ему сердце. - Но так и не прошёл». И воин тогда сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью - научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу.
Литература
-
А. Микляева. Я - подросток. Мир Эмоций. - СПб.: Речь. 2003.
-
По реке жизни. Школьный психолог №№ 25, 26, 2004.
-
Школа волшебников (Программа по формированию системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания). Школьный психолог № 47, 2003.
-
Культура эмоций. Школьный психолог № 2, 2004.
-
В поисках Святого Грааля. Школьный психолог № 29, 2003.
-
Планета моего класса. Школьный психолог №№ 34,35,2003.
Журнал «Классный руководитель» № 3, 2008
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Имитации художественных эмалей в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Особенности занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра, трудности и их решение, возможности и результативность»