В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Исследовательские формы работы в начальной школе.

Татьяна Лукьянова Татьяна Лукьянова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123  голосов:9    просмотров: 4720    комментариев: 7
Краткое описание
Кафедра  начального образования ставит перед собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.

Описание
Кафедра начального образования ставит перед собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской деятельности у младших школьников. Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования творческой личности. Учителя должны организовывать поисковую исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Младший школьный возраст является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого. Уже, начиная с 1-го класса, дети участвуют в коллективных проектах, например, ученики моего класса исследуют русское народное творчество. В данное время по теме: «Русские традиции в праздновании Нового года». Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Учитывая психологические особенности данного возраста, когда ребёнок не может самостоятельно справиться с задачей, тогда и создаются совместные проекты: дети, школа, родители. Мы разработали мегопроект, в котором несколько направлений – мини проектов.
  1. Моё имя.
  2. Моя родословная.
  3. Мой город.
  4. Русские православные праздники.
  5. Времена года в России.
Хочется остановиться на одном из этих проектов. Это исследование русского православного праздника «Рождество». Наша исследовательская работа началась в конце ноября. Детям была поставлена цель, задача и они приступили к сбору материала. Это наблюдение и получение информации в семье. Беседа с родителями, бабушками, дедушками. 1) Посещение библиотеки с родителями. 2) Подготовка костюмов, оформление к празднику. 3) Межпредметная связь с уроками: — музыки ( разучивание песен, колядок, хороводов) — изобразительного искусства ( изготовление подарков для своих родных и близких) Выставка рисунков, живописи, лепки. Этот мини-проект охватывает урочную и внеурочную деятельность, это своеобразная заочная экспедиция в прошлое нашего народа. Совершая эту экспедицию, дети исследуют предметы из различных областей знаний, идёт постоянная связь с общественными учреждениями. Где-то за 10-15 дней до праздника весь материал обрабатывается, анализируется и обобщается детьми вместе с учителем и родителями. Готовый проект показывается в школе. Он проходит в виде совместного праздника с родителями и детьми. Затем с этим проектом можно выйти в детский сад, во дворы домов. Сейчас к вашему вниманию предоставляется фрагмент этих наработок исследования празднования Рождества по православным традициям в 1 классе. Учитель: Ребята, какой сейчас месяц года? ( декабрь) Учитель: В декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу по которой приедет в Россию самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество и отмечается он в России 7 января. Рождество – это праздник который отмечают во всём мире. Люди разных стран и народов берегут традиции этого праздника. Но у нас в России Рождество имеет свои обычаи и обряды и сегодня мы поговорим о этом прекрасном празднике. — А теперь вы, ребята, расскажите, что вы узнали, как встречают на Руси Рождество? Что знают об этом ваши бабушки и дедушки? (Выступления детей) Аня:  Так, 2 тысячи лет тому назад, в далёкой стране Палестине, в городе Вифлиеме, родился Иисус, которого Бог послал спасти человечество. Со дня его рождения на земле наступила новая жизнь. Дима: Наступило Рождество! Долго ждали мы его! Послушными и скромными В пост старались быть: Не кушали скоромного, Чтоб душу не губить. Андрей: Говорят, что строгий пост
Замедляет детский рост. А я, братцы, на посту Посмотрите, как расту! Артём: Я старательно постился, Перед причащением, Я с сестрою помирился, Попросил прощения У Андрея и у Даши. И, когда я причащался, То увидел: возле Чаши Добрый Ангел улыбался. Олег: День — то сегодня какой! Всё озарено вокруг диковинным светом. В небесах горит яркая звезда. Надя: Так сегодня день святой, Пришло Рождество! Ангел с небес спустился И пропел: «Христос родился!» Никита: Над колыбелькою звезда сияет Я чувствую: она мне лучик посылает Дима: Эта звёздочка святая Светит нам на Рождество, Она смотрит, не мигая, На наше торжество. Аня: Вот так праздник Рождество! Это просто волшебство! Юля: Как чиста и светла Эта ночь Рождества! Загорается в небе заря. Мы к младенцу пришли И дары принесли….. Все: Нашей веры, надежды, любви! Рома: Зажигает звёзды ночь В полусонной тишине. Чёрный бархатный покров Расстилает по земле. Марина: Колыбель качает мать Наклонилась и поёт. Нежно смотрит на Дитя Сладкий сон к Нему зовёт.Надя: А мне, бабушка спела колыбельную, которую мама пела маленькому Иисусу.
— Божья Мать Младенца на руках качала Радовалась Сыну, тихо напевала. Лю-ли, лю-ли бай Глазки закрывай. Учитель: В Рождество на Руси всегда колядовали.  А какие колядки вы знаете? Кто может спеть? Артём: Коляда, коляда Пришла коляда Накануне Рождества Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем по дворам По проулочкам. Юля: Коляда, коляда, отворяй-ка ворота Пришла коляда, накануне Рождества С пышками, с лепёшками Со свиными ножками. Лера: Коляда, коляда, подай пирога! Подавай, не ломай, и по целому давай. Кто даст пирога – тому будет добра, Кто не даст пирога- уведём корову за рога. Илья: Бабушка — старушка, подай пирога! Не дашь пирога – мы корову за рога Не дашь ватрушки – поломаем кадушки. Не дашь хлеба – уведём деда. Все: Хозяин и хозяйка, с праздничком! Наделите, подарите колядовщиков! С амбару решетом, или с печи пирогом! Учитель: Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, гаданий и колядования. Правильно Аня рассказала, что к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста. Эти маленькие подарки раздаривали всем, кого поздравляли с праздником. В праздники на Руси в каждом доме принято было угощать гостей. Сегодня Вы наши гости. Мы хотим поздравить Вас с наступающими праздниками с Новым годом, с Рождеством! Пожелать вам добра, счастья, здоровья, благополучия. И примите от нас угощения, которые приготовили дети вместе со своими родителями. Учитывая возраст детей, многий материал приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой исследовательской работе, это только первая ступенька. Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим. Список литературы: 1.Михайлова Н.Г.Народная культура в современных условиях.//Н.Г.Михайлова М.-2000 2.Градова Е.Г. Сценарий школьного праздника «Рождество Христово» //Начальная школа. – 2006 — №11-
3.Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. «Мы бросаем скуке вызов» Изд.Феникс, 2002 4.Соколова Л.П. Воспитание детей в русских традициях. //Начальная школа. – 2003 — №1-
5.Шалаева Г.П. Новый год и Рождество. Изд.М.Астрель –СЛОВО, 2009
Пожаловаться 13 октября 2012
Файлы
Исследовательские формы работы.doc
HTML Войдите для скачивания файлов













Исследовательские формы работы

в начальной школе.

















Статью подготовила

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 49 г.Волгограда

Лукьянова Татьяна Николаевна




Кафедра начального образования ставит перед собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.

Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования творческой личности. Учителя должны организовывать поисковую исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Младший школьный возраст является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого.

Уже, начиная с 1-го класса, дети участвуют в коллективных проектах, например, ученики моего класса исследуют русское народное творчество. В данное время по теме: «Русские традиции в праздновании Нового года»

Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Учитывая психологические особенности данного возраста, когда ребёнок не может самостоятельно справиться с задачей, тогда и создаются совместные проекты: дети, школа, родители.

Мы разработали мегопроект, в котором несколько направлений – мини проектов.

  1. Моё имя.

  2. Моя родословная.

  3. Мой город.

  4. Русские православные праздники.

  5. Времена года в России.


Хочется остановиться на одном из этих проектов. Это исследование русского православного праздника «Рождество».

Наша исследовательская работа началась в конце ноября. Детям была поставлена цель, задача и они приступили к сбору материала.


Это наблюдение и получение информации в семье. Беседа с родителями, бабушками, дедушками.

  1. Посещение библиотеки с родителями.

  2. Подготовка костюмов, оформление к празднику.

  3. Межпредметная связь с уроками:

- музыки ( разучивание песен, колядок, хороводов)

- изобразительного искусства ( изготовление подарков для своих родных и близких)

Выставка рисунков, живописи, лепки.

Этот мини-проект охватывает урочную и внеурочную деятельность, это своеобразная заочная экспедиция в прошлое нашего народа.

Совершая эту экспедицию, дети исследуют предметы из различных областей знаний, идёт постоянная связь с общественными учреждениями.

Где-то за 10-15 дней до праздника весь материал обрабатывается, анализируется и обобщается детьми вместе с учителем и родителями.

Готовый проект показывается в школе. Он проходит в виде совместного праздника с родителями и детьми. Затем с этим проектом можно выйти в детский сад, во дворы домов.

Сейчас к вашему вниманию предоставляется фрагмент этих наработок исследования празднования Рождества по православным традициям в 1 классе.


Учитель: Ребята, какой сейчас месяц года? ( декабрь)

Учитель: В декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло.

Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу по которой приедет в Россию самый веселый и радостный праздник.

Главный праздник зимы – Рождество и отмечается он в России 7 января.

Рождество – это праздник который отмечают во всём мире. Люди разных стран и народов берегут традиции этого праздника. Но у нас в России Рождество имеет свои обычаи и обряды и сегодня мы поговорим о этом прекрасном празднике.


- А теперь вы, ребята, расскажите, что вы узнали, как встречают на Руси Рождество?

Что знают об этом ваши бабушки и дедушки?

(Выступления детей)

Аня:

Так, 2 тысячи лет тому назад, в далёкой стране Палестине, в городе Вифлиеме, родился Иисус, которого Бог послал спасти человечество.

Со дня его рождения на земле наступила новая жизнь.


Дима: Наступило Рождество!

Долго ждали мы его!

Послушными и скромными

В пост старались быть:

Не кушали скоромного,

Чтоб душу не губить.


Андрей: Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите, как расту!


Артём: Я старательно постился,

Перед причащением,

Я с сестрою помирился,

Попросил прощения

У Андрея и у Даши.

И, когда я причащался,

То увидел: возле Чаши

Добрый Ангел улыбался.


Олег: День - то сегодня какой!

Всё озарено вокруг диковинным светом. В небесах горит яркая

звезда.



Надя: Так сегодня день святой,

Пришло Рождество!

Ангел с небес спустился

И пропел: «Христос родился!»


Никита: Над колыбелькою звезда сияет

Я чувствую: она мне лучик посылает



Дима: Эта звёздочка святая

Светит нам на Рождество,

Она смотрит, не мигая,

На наше торжество.

Аня: Вот так праздник Рождество!

Это просто волшебство!


Юля: Как чиста и светла

Эта ночь Рождества!

Загорается в небе заря.

Мы к младенцу пришли

И дары принесли…..


Все: Нашей веры, надежды, любви!


Рома: Зажигает звёзды ночь

В полусонной тишине.

Чёрный бархатный покров

Расстилает по земле.


Марина: Колыбель качает мать

Наклонилась и поёт.

Нежно смотрит на Дитя

Сладкий сон к Нему зовёт.


Надя: А мне, бабушка спела колыбельную, которую мама пела

маленькому Иисусу.

- Божья Мать Младенца на руках качала

Радовалась Сыну, тихо напевала.

Лю-ли , лю-ли бай

Глазки закрывай.


Учитель: В Рождество на Руси всегда колядовали.

А какие колядки вы знаете? Кто может спеть?


Артём: Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам

По проулочкам.


Юля: Коляда, коляда, отворяй-ка ворота

Пришла коляда, накануне Рождества

С пышками, с лепёшками

Со свиными ножками.


Лера: Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, и по целому давай.

Кто даст пирога – тому будет добра,

Кто не даст пирога- уведём корову за рога.




Илья: Бабушка - старушка, подай пирога!

Не дашь пирога – мы корову за рога

Не дашь ватрушки – поломаем кадушки.

Не дашь хлеба – уведём деда.



Все: Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков!

С амбару решетом, или с печи пирогом!



Учитель: Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, гаданий и колядования.


Правильно Аня рассказала, что к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста. Эти маленькие подарки раздаривали всем, кого поздравляли с праздником.

В праздники на Руси в каждом доме принято было угощать гостей. Сегодня Вы наши гости. Мы хотим поздравить Вас с наступающими праздниками с Новым годом, с Рождеством! Пожелать вам добра, счастья, здоровья, благополучия. И примите от нас угощения, которые приготовили дети вместе со своими родителями.


Учитывая возраст детей, многий материал приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой исследовательской работе, это только первая ступенька.

Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим.


Список литературы:

1.Михайлова Н.Г.Народная культура в современных условиях.//Н.Г.Михайлова М.-2000

2.Градова Е.Г. Сценарий школьного праздника «Рождество Христово» //Начальная школа. – 2006 - №11-

3.Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. «Мы бросаем скуке вызов» Изд.Феникс, 2002

4.Соколова Л.П. Воспитание детей в русских традициях. //Начальная школа. – 2003 - №1-

5.Шалаева Г.П. Новый год и Рождество. Изд.М.Астрель –СЛОВО, 2009



Обсуждение материала
  • Виктория Лавриненко
    8 ноября 201208:26
    Виктория Лавриненко

    Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников очень важно, поскольку готовит их к новому этапу обучения и прививает интерес к самостоятельной работе учащихся. Проект-исследование традиций Рождества интересен в инетрепретации автора тем, что включает в работу не только учащихся, но и их родных. А сам сценарий уникален тем, что информацию для него дети подбирают самостоятельно, а значит получают определенную свободу в творческом самовыражении. Данная статья показалась мне интересной и я обязательно попробую воплотить подобный проект в своем классе.

  • Светлана Миронова
    16 ноября 201216:12
    Светлана Миронова

    По новым ФГОС , как на уроках, так и во внеурочное время остро стоит проблема развития навыков исследовательской деятельноси младших школьников. В этой работе мне понравилась организация исследовательской деятельности уже с 1-го класса, хочется отметить положительные стороны - привлечение родителей (совместное посещение библиотеки, изучение родословной, традиций русского народа).Со своими детьми я обязательно организую работу в проектной деятельности. Очень интересное направление по изучению русской православной культуры.

  • Елена Кондратьева
    22 ноября 201212:27
    Елена Кондратьева

    При изучении по новым ФГОС Основ духовно-нравственной культуры народов России очень интересной будет организация исследовательской работы по изучению православной культуры и традиций нашего народа. Материал интересен. Положительно то, что к исследовательской деятельности привлекаются дети и родители уже с первого класса. Желаю учителю удачи в работе!

  • Alina Speech
    1 декабря 201218:38
    Alina Speech

    Данная тема по-настоящему актуальна в современном образовательном процессе. Уже с первого класса необходимо приучать детей к поисково-исследовательской, творческой деятельности. Автор статьи взяла интересную идею для проектной работы. Изучение культуры и возрождение православных обычаев на сегодняшний день как никогда важны. У детей возникает возможность проникнуться традициями народа, ощутить радость сотворчества, прочувствовать единение с коллективом. К тому же, возникают необходимые навыки для последующей учебной деятельности. Статья безусловно полезна и подает хорошие идеи для организации проектной деятельности в начальной школе.

  • 1 декабря 201221:08
    Evgenia Gerland

    [JUSTIFY]Младший шкoльный возpаст - благoпpиятный и значимый пеpиoд для выявления и pазвития твopческого пoтенциала личности, так как в этом вoзpасте закладываются основы твoрческой и обpазовательной траектоpии, психологическая база пpодуктивной деятельности, фopмируется комплекс ценностей, качеств, спосoбностей, потpебностей личности, лежащих в основе ее твoрческого oтношения к действительности. Пoэтому исследовательская деятельность, как веpно замечает автоp статьи, спoсобствует pазвитию заложенной в каждом pебенке твoрческой активнoсти, воспитывает у него необходимые для этогo качества.[/JUSTIFY]

  • Валерия Александрова
    2 декабря 201210:32
    Валерия Александрова

    Очень интересная статья! Попробуем воплотить подобную идею в нашем классе.

  • 2 декабря 201222:00
    светлана

    Спасибо за интересную статью! Обязательно попробую со своим классом.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru