В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Основные направления инновационной работы на уроке СБО.

Основные направления инновационной работы на уроке СБО.

Светлана Львова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 5341 комментариев: 2
Краткое описание
Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть ознакомлены с этим направлением в социальной сфере. Эту работу имеет возможность осуществлять на своем уроке учитель СБО.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Инновации на уроках СБО.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ГКСОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида г. Коврова.







Опыт работы.




Тема: «Основные направления инновационной работы

на уроке СБО».




Учитель: Львова С.А.


Определение инновации как педагогической категории встречается в работах ряда авторов и сводится к понятию новшества, введения нового (идеи или организации) в учебно-воспитательный процесс.

Инновация в точном переводе с латинского языка не "новое", а "в новое" (in – в, nuvus – новый, обновление, новинка, изменение).

Старые и новые элементы, соединившись, могут дать как конкретизацию и дополнение, так и принципиально новую картину знания.

Любая инновация относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно не новым для другого.

Новое в педагогике — это не только идеи, подходы, методы и технологии, которые раньше не использовались.

Специфика образовательных инноваций состоит в том, что, сохраняя все характерные особенности инновационных процессов, образовательные нововведения отличаются от аналогичных процессов в других сферах тем, что и объект, подлежащий инновации, и предмет деятельности связан с личностью ученика и учителя.

Если это не учитывать, то из образовательной инновации выпадает все собственно образовательное, связанное с ребенком, самим педагогом, вся гуманистическая, гуманитарная составляющая инновационной деятельности, которая относится, в частности, и к формированию инновационного сознания учителя.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.

Понятие "нововведение" считается синонимом понятия "инновация".


Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение и есть инновационная деятельность.

Типы инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации. Инновационные образовательные технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач.


Основные направления, по которым идет инновационная работа.
1 направление – применение заданий с элементами программированного обучения:

  • Перфоконверт

  • Перфокарта

  • Тестирование, анкетирование

  • Цифровые и буквенные задания

  • Дидактическая запрограммированная игра


2 направление – применение ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности учителя СБО

  • Подготовка презентаций для демонстрации слайдов во время урока

  • Разработка компьютерных заданий и дидактических игр

  • Применение обучающих компьютерных игр

3 направление – подходы к содержанию и организации контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности школьников. Это формой безотметочного обучения на уроках СБО.

  • Самопроверка

  • Взаимопроверка

  • Система поощрения правильных ответов в виде значков и фишек

  • Диаграммное или пороговое отслеживание результатов деятельности учащихся на уроке


4 направление – интегрированное обучение

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Проведение урока совместно с предметником

  • Подготовка базы для ступенчатой интеграции учебных предметов в рамках изучаемой темы (например, практическое изучение способа вычисления процентов на уроке в 9 классе по теме: «Подоходный налог»)

  • Диагностика интеграции знаний учебных предметов на уроке СБО ( разработана карта с выдвижными стрелками ля проведения анализа знаний предметов на данном уроке)


5 направление – интерактивное обучение

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


6 направление – здоровьесберегающие технологии

7 направление - нетрадиционные уроки

Опыт проведения нетрадиционных форм урока СБО показал, что они поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения, дают возможность развивать творческую самостоятельность учеников, обучать работе с различными источниками знаний.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;

- с помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Такие уроки можно проводить в классах с различным уровнем развития учащихся.

Учащимся интересны такие уроки. Они развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако, слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


8 направление – исследовательская работа по теме: «Роль нетрадиционного урока в повышении познавательной активности учащихся на уроках СБО»

Цель исследования: применение нетрадиционных форм обучения на уроках СБО для повышения учебной мотивации.

Задачи:

Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;

Разработка нетрадиционных уроков.


Опытно-экспериментальная рабо­та 2007-2009гг.

Диагностика уровня владения навыками в социально-бытовой сфере и уровня мотивации к обучению.

Изучение мотивационной сферы учащихся.

Изучение состава учащихся в соответствии с клинико-психолого-педагогической классификацией Певзнер М.С.


9 направление – разработка, составление и апробация авторской программы факультативных занятий по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов вязанию.

Авторская программа как нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, отражает содержание знаний и умений. Это динамичная по своему характеру концепция и описание содержания и технологии деятельности субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагога) в определенной образовательной области. Является одновременно стратегическим направлением дополнительного образования и проектированием профессионального маршрута учащегося.

Программа факультативных занятий «Волшебная нить» участвовала в областном конкурсе авторских программ, реализующихся в специальных (коррекционных) школах.

Программа разработана педагогом-дефектологом Львовой Светланой Алексеевной в 2004/ 2005 учебном году. Актуальность и новизна программы связана с необходимостью обучения детей со сложной структурой дефекта. Содержание программы органично входит в систему факультативных занятий, образующих школьный компонент, и оказывает положительное влияние на обучение и воспитание детей, которые ранее считались необучаемыми. Данная категория учащихся, занимаясь по программе факультатива «Волшебная нить» получают своевременную и квалифицированную помощь в коррекции своего психофизиологического развития и получении конкретного ремесла, которое поможет им в будущем найти своё место в жизни.

При разработке программы педагог учитывал реальные и резервные возможности детей со сложной структурой дефекта. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность. Программа факультатива прошла апробацию в течение двух лет. Первыми положительными результатами являются:

участие коллективных и индивидуальных работ воспитанников факультатива в общешкольных и городских, Российских выставках детского творчества;

заметно возросший интерес детей к рукоделию;

положительная динамика уровня знаний и умений учащихся.

Анализ инновационных технологий, применяемых на уроках СБО показывает, что работа ведется в комплексе, носит системный характер, "завязывается" не на отдельном учебном предмете, одном методе обучения или форме работы, а охватывают систему обучения в целом (осуществляется перенос с одного учебного предмета на другой).

Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Урок СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащегося. Политика правительства направлена на внедрение в жизнь различных инноваций. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть ознакомлены с этим направлением в социальной сфере. Эту работу имеет возможность осуществлять на своем уроке учитель СБО. Предлагаемые мной формы работы направлены на дальнейшую успешную адаптацию и интеграцию учащихся школы VIII вида в современное общество.









Литература.


1. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. - Спб, 1997. - с. 8.
2. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., Педагогика, 1989. - с. 258.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - с. 255 - 256.
4. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. / Психологическая наука и образование. № 2, 2000. - с. 45 - 67.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. - 184 с.
Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск. - 1997. - 31 с.
6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига, Эксперимент, 2000. - 223.
7. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки. - Рига, Эксперимент, 1999. - 133 с.
8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология действий контроля и оценки на разных этапах становления и развития учебной деятельности учащихся (рукопись) - 380 с.
9. Горбов С.Ф.,Чудинова Е.В.
10. Подростковая школа развивающего обучения (цели, содержание, оргформы)./ Под ред. Б.Д. Эльконина. - М, 1999. - с. 13 (на правах рукописи).
11. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., МоиПК, 2000. - с. 15.


Обсуждение материала
Марина Гилярова
13.10.2012 23:05
Представлен опыт о различных направлениях работы на занятиях социально – бытовой ориентировки. Документ имеет четкую структурированность, выделяя основные направления в соответствующую часть текста. Автор использует современные инновационные технологии, что, безусловно, добавляет ценности данному опыту работы. Прослеживается длительная систематизация комплексного подхода к изучению данного предмета. Автор понимает, что воспитать нравственного человека можно только всем педагогическим коллективом, а не отдельно взятым преподавателем.
Данный опыт интересен многообразием форм деятельности на учебных и внеаудиторных занятиях, несет в себе актуальный и позитивный взгляд на природу формирования школьников. При условии реализации учит адекватному поведению в обществе, толерантности, здоровому образу жизни и способствует формированию общих компетенций современного нормального человека.
Опыт можно использовать в методической работе преподавателей и воспитателей образовательных учреждений.
Надежда Бандурова
6.01.2015 10:31
Спасибо за материал. Проведена большая работа!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru