В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая учебная программа "Культура и психология профессионального общения"

Рабочая учебная программа "Культура и психология профессионального общения"

Наталья Лебедкова
Тип материала: Программа
просмотров: 6996
Краткое описание
Рабочая программа "Культура и психология профессионального общения" разработана для профессии НПО: 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
психология 250109.01.doc Скачать



Программа учебной дисциплины

Культура и психология профессио­нального общения









2011 г.




Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии начального профессионального образования (далее НПО):

250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.


Организация-разработчик: БОУ Омской области СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий»


Разработчик: Лебедкова Н.В., преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ






1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕ­НИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессио­нальной образовательной программы в соответствии с ФГОС по про­фессии НПО:

250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16668 – Плодоовощевод; 15415 – Овощевод; 19524 – Цветовод.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной об­разовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  2. свободно общаться с людьми, выслушивать их, аргументировать свою точку зрения;

  3. создавать атмосферу доброжелательности в процессе общения;

  4. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличност­ного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  1. взаимосвязь общения и деятельности;

  2. цели, функции, виды и уровни общения;

  3. виды социальных взаимодействий;

  4. техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убежде­ния;

  5. этические принципы общения;

  6. источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисци­плины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


практические занятия

15

контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

20

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины культура и психология профессио­нального общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоя­тельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные за­кономерности процесса обще­ния


13


Тема 1.1.

Характеристика процесса общения

Содержание учебного материала

1

2

Введение. Предмет курса, основные понятия и определения.

Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.

Практическая работа:

  1. Методы исследования общения.

1


Тема 1.2. Структура и функции общения

Содержание учебного материала

2

2

Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура обще­ния: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координацион­ная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния

Виды общения. Уровни общения. Вербальное общение. Невербальное общение.

Практические занятия:

  1. Определение видов общения (выполнение решения задач).

2


Контрольные работы: Тестирование «Общение: структура и функции».

2



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовка сообщения:

- «Взаимосвязь общения и деятельности».

- «Искусство комплимента».

2. Проведение исследования «Особенности общения в современном мире».

3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(5)


Раздел 2. 

Восприятие и познание людьми друг друга


15


Тема 2.1.

 Взаимодействие в общении  


Содержание учебного материала

2

2

Виды социальных взаимодействий.

Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы».

Практические занятия:

  1. Методы исследования умения взаимодействовать.

  2. Типы социальных ролей (выполнение решения задач). Определение стиля взаимодействия.

  3. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подража­ния».  Их роль в процессе общения.

2


Тема 2.2.

 Этика общения

Содержание учебного материала

2

2

Этика общения и культура общения.

Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.

Ценности общения. Этические принципы общения.

Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические прин­ципы общения.

Практические занятия:

1. Исследование нравственной культуры личности обучающихся.

2


Контрольные работы: Тестирование «Виды и механизмы социальных взаимодействий»

2



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовка доклада:

- «Общие этические принципы делового общения»

- «Особенности этикета в разных стра­нах»

- «Основные правила делового этикета»

- «Речевой этикет»

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(5)


Раздел 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении


12


Тема 3.1. Индивидуальные особенности личности

Содержание учебного материала

2

2

Темперамент. Характер. Воля. Способности – важное условие успеха.

Практические занятия:

1. Выполнение тестовых заданий: Тесты «Тип темперамента», «Опросник Юнга», «Волевой ли вы человек?», «Эмоциональная чувственность».

2


Тема 3.2. Эмоции и воля

Содержание учебного материала

2

2

Эмоции: настроение, аффект, страсть. Виду чувств.

Контрольные работы: Тестирование «Темперамент. Характер. Эмоции».

2



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Вопросы для самостоятельного изучения:

- В чем состоит важное отличие эмоций от чувств?

- Всегда ли реакция человека соответствует воздействию?

- Как эмоции проявляются внешне?

- Какое значение в жизни человека играют эмоции?

- Покажите на примерах связь эмоциональных реакций с их физиологическим проявлением.

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(4)


Раздел 4. Опти­мизация про­цесса общения


18


Тема 4.1.

Методы развития коммуникативных способностей

Содержание учебного материала

2

2

Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и ин­тересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Тех­ники влияния и противодействия.

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повыше­ние коммуникативной компетентности.

Практические занятия:

  1. Разработка правил эффективного общения.

2


Тема 4.2. Природа и социальная роль конфликтов.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизон­тальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные.

Практические занятия:

  1. Выполнение тестовых заданий: «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)»

2


Тема 4.3. Способы и правила разрешения конфликтов

Содержание учебного материала

2


2

Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;

 г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов.

Практические занятия:

  1. Анализ поведения в конфликтной ситуации (выполнения решения психологических задач).

  2. Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению кон­фликта.

2



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы :

  1. Подготовка рефератов:

- «Социальные и культурные барьеры общения».

- «Стратегии и тактики поведения в конфликте».

- «Принципы и методы управления межличностными конфликтами».

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(6)


Итоговое занятие

Содержание учебного материала

2

2

Зачет

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося,

в том числе:

60


обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

40


самостоятельной работы обучающегося

20


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисцип­лины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного каби­нета.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя,

  • рабочие места в соответствии с числом учащихся,

  • наглядные пособия,

  • бумага А4,

  • маркеры,

  • ватманы,

  • цветные карточки,

  • скотч.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным про­граммным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

    1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2006. – 192 с.

Дополнительные источники:

      1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2009. – 576 с.

      2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2006.

      3. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М., 1996.

      4. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2008.

      5. Лабунская В.А. Невербальное общение. – Р-н-Д, 1986.

      6. Лисина М.И. Общение, личность и психика / Под ред. Рузской А.Г. – М. 2007.

      7. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.

Периодические издания:

1. www. psychologies.ru – психологический журнал «Психология. Найти себя и жить лучше».

Интернет источники:

1. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология"

2. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь"

3. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук."

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществля­ется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестиро­вания, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Применять техники и приемы эф­фективного общения в профессио­нальной деятельности

Практические занятия, индивидуаль­ные задания

Свободно общаться с людьми, вы­слушивать их, аргументировать свою точку зрения

Индивидуальные задания

Создавать атмосферу доброжела­тельности в процессе общения

Практические занятия, индивидуаль­ные задания

Использовать приемы саморегуля­ции поведения в процессе межлич­ностного общения

Практические занятия, индивидуаль­ные задания

Знания:


Взаимосвязь общения и деятельно­сти

Практические занятия, контрольная работа

Цели, функции, виды и уровни об­щения

Практические занятия, контрольная работа

Виды социальных взаимодействий

Практические занятия, индивидуальные задания

Техники и приемы общения, пра­вила слушания, ведения беседы, убеждения

Практические занятия, индивидуаль­ные задания

Этические принципы общения

Практические занятия, индивидуаль­ные задания

Источники, причины, виды и спо­собы разрешения конфликтов

Практические занятия, индивидуаль­ные задания






психология 250109.01.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос