В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Пишите письма

Пишите письма

Светлана Колонтаевская
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 26138
Краткое описание
Учить школьников писать письма.
Показать значение переписки в жизни человека.
Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.  
Развивать речевую культуру.
Описание
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 353821 Краснодарский край, Красноармейский район,  ст. Ивановская, ул. Красная 129, тел. 94-2-36
IXВсероссийский конкурс «Лучший урок письма» Методическая разработка проведения Урока письма
Выполнила КОЛОНТАЕВСКАЯ С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 18
Ст. Ивановская 2011 …Письмо придает прочность летучему  слову, побеждает пространство и время. Я.К.Грот Цели урока: Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека. Показать значение переписки в жизни человека. Развивать речевую культуру. Оборудование: Компьютер, презентация «Пишите письма», раздаточный материал (письма, образец заполнения конвертов). Цели урока: · Формирование умения написания письма, используя законы эпистолярного жанра. · Развитие устной и письменной речи. · Воспитание грамотного адресата и адресанта. · дать определение понятию «эпистолярное творчество», познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними; · научить учащихся писать частные письма, соблюдая этику их составления; · материалом урока привлечь внимание учащихся к эпистолярному жанру как к письменному виду человеческого общения, таким образом продолжая формировать в них коммуникативные навыки; повысить культуру письменного общения. Ход урока 1. Организация класса
2. Актуализация знаний
Начнем урок с загадок:
а/ Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)
б/ Синий домик у ворот.
Там дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
Говорят, что в эту дверь
По утрам влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят —
Во все стороны летят!(Почтовый ящик)
в/ Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Письмо)
3. Постановка учебной задачи
Ø Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Ø Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать его историю и, главное, научиться правильно составлять письма.
Все реже пишем и получаем мы письма. Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. И ты (ой, как неохота!) садишься за письмо. И пишешь...
Ø Ребята, любите ли вы писать и получать письма?
Ø Как часто вы их пишете и получаете?
Ø Какие современные средства общения, помимо бумажных писем, вы знаете?
Ø Могут ли электронные письма, sms заменить традиционные?
Ø Опишите своё состояние при получении или ожидании письма.
Ø Приведите примеры из литературы, где письма играют немаловажную роль?
4. Из истории письма.

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ПИСЬМО?
Письмо – величайшее достижение человечества.
Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на коже, восковых дощечках, бересте, бумаге. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им “отправители”. Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, ЭТО БЫЛО КАК ВОЛШЕБСТВО, ВОЗНИКЛО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ К УСТНОЙ РЕЧИ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, чувствами, переживаниями, делиться открытиями. Благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили еще до нашей эры. ВОПРОСЫ: Ø Зачем людям потребовалось письмо? Спишите эпиграф урока и дайте его толкование. Ø Что изменилось в жизни людей с изобретением письма? Ø Запишите фразу, которая стоит перед текстом («Письмо – величайшее достижение человечества».) Как вы ее понимаете?
 Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?
ВЫВОД: Письмо — это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.
О чем можно сообщить в письме? (Предположения детей).
5. Правила письменного общения Когда люди не могут поговорить, они пишут друг другу. И не важно, будет это письмо, сообщение по электронной почте или смс. Существуют правила письменного общения. О них мы и поговорим сегодня. Сначала давай определимся — что и кому ты будешь писать? Поздравительные открытки Сейчас на многих из них напечатан готовый текст. Но дарить открытку в таком виде нельзя. Иначе создастся впечатление, что у подарившего не было времени, и он на бегу купил первую попавшуюся открытку и подарил. Самое малое, что нужно сделать, — написать обращение в начале открытки и подписаться в конце. И не забудь поставить дату. А лучше всего — напиши ещё несколько слов от себя. Это всегда самое ценное — те слова. которые наши родные пишут нам своей рукой, от сердца. а не те. которые, пусть и звучат красиво, но напечатаны не кому-то конкретно. Старайся писать красивым аккуратным почерком, чтобы не создалось впечатление, что поздравление «нацарапано» в спешке, лишь бы получилось побыстрее. Важно и чем ты будешь писать. Это зависит от бумаги, из которой сделана открытка. Если поверхность по­ристая, шершавая, то писать можно чем угодно, конечно, кроме карандаша. — записи, сделанные им, недолговечны. Если же бумага гладкая, то, скорее всего, фломастеры и гелевые ручки не подойдут: надпись будет долго сохнуть и даже может смазаться. После того как напишешь поздравление, не закрывай сразу открытку, иначе твой текст может отпечататься на дру­гой стороне открытки и она станет грязной и небрежной. Письма  Начинаем письмо всегда с приветствия и обращения («Здрав­ствуй, дорогая бабушка!», «Привет, Игорь!», и т.д.) Обязательно поинтере­суйся, как дела, самочувствие у того, кому ты пишешь. Особенно, если это бабушка или дедушка, то есть люди в возрасте, у которых, как правило, всегда есть проблемы со здоровьем. Твоё внимание к их заботам будет им приятно. Напиши новости о себе. Старайся рассказать побольше хороше­го 14 радостного, а на проблемах долго не останавливайся. Поверь, на рас­стоянии всё воспринимается острее. Твоя проблема может быть незначи­тельной, а родные, находясь от тебя вдали, воспримут её втрое глубже и бу­дут напрасно беспокоиться, ведь помочь они всё равно не смогут! Закан­чивая письмо, не забудь об элементарных правилах вежливости. Обяза­тельно пожелай всего хорошего, здоровья и т.д. И не забудь написать не­сколько нежных слов, адресованных близким. Например: «Скучаю, целую, твой внук», «Люблю, целую, не болейте. Ваша внучка». И, конечно же, под­пишись в конце письма. Поставь дату. Письмо может идти долго, а адресат должен знать, когда оно написано, независимо оттого, когда оно пришло. Телеграмма Её используют, когда нужно что-либо срочно сообщить. Слов должно быть немного, но, прежде чем отправлять телеграмму, прочитай её ещё Раз и подумай – верно ли поймут смысл получатели. Например, сын написал маме, живущей в другом городе: «Мама, я жив-здоров, подробности напишу в письме. Твой сын». Но денег не хватило, и. так как в телеграмме оплачивается каждое слово, он решил сократить текст. Получилось: «Жив. Подробности письмом». Бедная мама подумала, что с сыном что-то случилось. А всё потому, что он не перечитал окончательный текст теле­граммы и не задумался о том, как мама воспримет её. Смс Если у тебя есть мобильный телефон, то ты, конечно же. знаешь, что такое пресловутые смски, и сам пишешь их. Эти три буквы имеют вполне конкретное значение и расшифровываются в переводе с английского как система коротких сообщений (short message sistem). Поэтому и использо­вать эту службу нужно по назначению: если срочно нужно что-либо сообщить, перенести встречу на другое время, а позвонить ты не можешь, и т.д. Но не используй эту службу как средство общения, а то многие напишут «как дела?». получат ответ «нормально» и считают, что поддерживают дружбу таким образом. А некоторые и с праздниками так поздравляют — ведь это занимает меньше времени. Не ленись — позвони. Это будет куда приятнее! Теперь ты знаешь, как правильно письменно общаться. И не забывай главное правило: получив любое из перечисленных писем — смс, электрон­ное письмо или обычное — обязательно нужно ответить на него. Учитель:

Ø Обменяемся впечатлениями. Какие мысли появились после услышанного?
Ø Напишите еще раз слово «письмо» и подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, запах, звук и т.д.
6. Как писать частные письма

Цель: обучить учащихся основным правилам составления частных писем.
Частные письма — дело частное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.
Узелки на память.
1. Сроки ответа. (Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее: не позднее чем через 3-5 дней после получения. Если нет времени, напишите хотя бы несколько строк. Следует ответить на каждый вопрос письма. Если вы состоите с кем-либо в постоянной переписке, то никаких твердых сроков для ответа не существует, так как каждый пишет, когда у него есть время и желание. Но и здесь медлить нежелательно).
2. Формат письма. (Даже для того, чтобы написать несколько фраз, нужно использовать целый лист бумаги. Бумага должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Письмо складывается текстом внутрь).
3. Конверт. (Формат конверта должен быть таким, чтобы письмо свободно поместилось в него. Клеевой край не смачивают языком.
Во-первых, это негигиенично, во-вторых — неэстетично).
4. Адрес. (Адрес должен быть точным и аккуратно написанным. Написав обратный адрес, вы экономите время своего адресата, который мог его затерять. Также письмо может возвратиться обратно по каким-либо причинам, без обратного адреса оно просто затеряется).
5. Текст письма. (В письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым. Частные письма, поздравления, выражение благодарности, соболезнования пишут от руки. На машинке печатать письмо лучше при деловой переписке. Старайтесь писать без ошибок, в письме они бросаются в глаза. Затрудняют чтение неправильно поставленные или пропущенные знаки препинания. Иногда неправильно поставленный знак может придать фразе противоположное значение).
6. Дата. (В правом верхнем углу на первой странице или в конце письма поставьте дату).
7. Подпись. (Обязательно ставьте подпись под своим письмом).
8. Обращение к адресату. (Начинайте письмо с обращения «Здравствуй...», «Добрый день...», «Дорогой...», «Милый...». В письме обращения «Ты» и «Вы» пишутся с большой буквы. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов, пожеланиями «Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.).
9. Постскриптум (P.S.). (Если случайно забыли что-то написать, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает «после написанного» (постскриптум).
10. Главное содержание. (Главное в письме — это содержание и стиль. Помните: что написано пером, не вырубишь топором. Не садитесь за письмо в плохом настроении).
Результат; учащиеся должны усвоить этику составления частного Письма.
Работа с раздаточным материалом.
Задание: ознакомиться с образцом заполнения конверта; следуя образцу, оформить свой конверт.
Цель; формирование навыка оформления конверта.
Этикет написания письма
Ученик: Этикет составления писем существовал еще во времена античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.
Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, — чтобы почерк был четким. Чтобы твой друг не тратил время и силы, пытаясь разобрать небрежно написанные буквы. И строчки чтобы не ползли “вниз”, а лист бумаги был аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.
Письмо начинается с обращения “здравствуй”, “добрый день”, “привет”. К близким людям обращайся так, как обращаешься всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее. Если же ты отвечаешь на чье-то письмо, поторопись: ответ нужно отправить не позже 5–7 дней после того, как получил послание. Заставить человека ждать, проявить равнодушие — невежливо.
Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Пусть и письмо и шутки будут только твоими, “настоящими”. Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например: “всего доброго”, “счастливо”, “до свидания”.
Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым — имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут-то в голову и приходит самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.
Но вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но может быть и так: кто-то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Ведь воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко и “никто все равно ничего не узнает”.
 Давайте коротко сформулируем правила написания письма:
· Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;
· Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;
· В-третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.
Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.
Кого мы называем адресатом?
Дети: “Адресат” — тот, кому адресовано письмо.
Учитель: “Адресат” переводится с немецкого языка как “получатель”. Назовите возможных адресатов личного письма.
Учитель: Что такое адрес?
Дети: Надпись на письме указывает получателя и место назначения.
Учитель: Правильно. «Адрес» — от французского слова, означающего “надпись”.
Учитель: Есть ли правила написания адреса?
(Предположения детей)

 Правила написания адреса
1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.
2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.
3. Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта).
4. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.
Например:
194804, с.Ясная Горка.
Чаплинский р-он
Херсонская обл.
Шубину Ивану Петровичу.
В адресе письма, отправляемого в город, после почтового индекса следует название улицы, номера дома и квартиры, наименование населенного пункта (города), района, затем области. Далее фамилия, имя, отчество получателя.
Например:
641848, ул. Кирова, д.12, кв.7,
г.Зеленый Бор,
Шадринского р-на,
Курганской обл.
Зотеевой Марине Ивановне.
Если населенный пункт — областной город, то наименование области опускается; сразу же за названием улицы, номерами дома и квартиры следует наименование населенного пункта.
Например:
117630, ул.Обручева, д.27, корп.8.
г. Москва.
Безрукову Николаю Львовичу.
(Все примеры демонстрируются на больших конвертах.)
7. Письмо другу (подруге).

Напишем небольшое личное письмо другу (подруге).

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА 1) Вступление (форма обращения к адресату, слова приветствия, дата, место). 2) Основная часть (деловая или сугубо личная информация; раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях; вопросы к адресату; благодарность; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым). 3) Заключение (просьба писать письма; приветы, прощание, концовка, подпись, дата и место написания, если они не были указаны в начале письма) 4) Р.S. – постскриптум (лат. post scriptum – после написанного.) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ, используемые в письмах родным и близким
Форма обращения к адресату, слова приветствия Здравствуйте, мои дорогие папа и мама!
Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях Я хочу рассказать вам, как идет жизнь в школе (дома)… У меня много новостей. Расскажу обо всем по порядку…
Вопросы к адресату Как вы живете? Какие у вас новости? Как ваше здоровье?
Благодарность Спасибо за письмо…Спасибо за подарок…
Просьба писать письма Напишите мне поскорее. Я буду ждать.
Приветы, прощание Передавайте привет… До свидания! До скорой встречи!
Концовка, подпись. Дата и место написания, если они не были указаны в начале письма Целую в щечку… Любящий(ая) вас… 8 февраля <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г.
8. Итог урока (дети читают свои письма)
Письмо — не бездушный носитель информации, оно может многое рассказать о своем авторе, о его настроении, характере. Но для того, чтобы получать интересные письма, нужно самому овладеть искусством их написания. 9. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:
§ «Письмо о своей родной местности»;
§ «Письмо на космическую орбиту», тема посвящена Году российской космонавтики;
§ «Мама, папа, я — спортивная семья», тема посвящена Олимпийским играм в Сочи 2014 года;
§ «Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны;
§ «Герой нашего времени»;
§ «Учусь у М.В. Ломоносова», тема посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Использованная литература 1. Денисова Е. Письмо как средство общения //ж. «Педагогический вестник Кубани».№2,2007.С.25. 2. Детская энциклопедия. Этикет. М., 2005. 84 с. 3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., «Просвещение», 2000. 4. Музиянова Л. Учимся писать письма //ж. «Воспитание школьников»,№1, 2008. 5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., «Азбуковник», <metricconverter productid=«1999 г» w:st=«on»>1999 г. С. 93.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
urok picma.doc Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

353821 Краснодарский край, Красноармейский район,

ст. Ивановская, ул. Красная 129, тел. 94-2-36





IX Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»


Методическая разработка проведения Урока письма











Выполнила КОЛОНТАЕВСКАЯ С.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 18









Ст. Ивановская

2011


Письмо придает прочность летучему

слову, побеждает пространство и время.

Я.К.Грот




Цели урока:

Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.

Показать значение переписки в жизни человека.

Развивать речевую культуру.


Оборудование:

Компьютер, презентация «Пишите письма», раздаточный материал (письма, образец заполнения конвертов).

Цели урока:

  • Формирование умения написания письма, используя законы эпистолярного жанра.

  • Развитие устной и письменной речи.

  • Воспитание грамотного адресата и адресанта.

  • дать определение понятию "эпистолярное творчество", познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;

  • научить учащихся писать частные письма, соблюдая этику их составления;

  • материалом урока привлечь внимание учащихся к эпистолярному жанру как к письменному виду человеческого общения, таким образом продолжая формировать в них коммуникативные навыки; повысить культуру письменного общения.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация знаний

Начнем урок с загадок:

а/ Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)

б/ Синий домик у ворот.
Там дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
Говорят, что в эту дверь
По утрам влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят —
Во все стороны летят! (Почтовый ящик)

в/ Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

3. Постановка учебной задачи

  • Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

  • Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать его историю и, главное, научиться правильно составлять письма.

Все реже пишем и получаем мы письма. Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. И ты (ой, как неохота!) садишься за письмо. И пишешь...

  • Ребята, любите ли вы писать и получать письма?

  • Как часто вы их пишете и получаете?

  • Какие современные средства общения, помимо бумажных писем, вы знаете?

  • Могут ли электронные письма, sms заменить традиционные?

  • Опишите своё состояние при получении или ожидании письма.

  • Приведите примеры из литературы, где письма играют немаловажную роль?

4. Из истории письма.

(Проецируется на экране и сопровождается рассказом учителя о письменности, о значении письма в развитии общества.)



ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ПИСЬМО?

Письмо – величайшее достижение человечества.

Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на коже, восковых дощечках, бересте, бумаге. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им “отправители”.

Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, ЭТО БЫЛО КАК ВОЛШЕБСТВО, ВОЗНИКЛО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ К УСТНОЙ РЕЧИ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, чувствами, переживаниями, делиться открытиями.

Благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили еще до нашей эры.

ВОПРОСЫ:

  • Зачем людям потребовалось письмо? Спишите эпиграф урока и дайте его толкование.

  • Что изменилось в жизни людей с изобретением письма?

  • Запишите фразу, которая стоит перед текстом («Письмо – величайшее достижение человечества».) Как вы ее понимаете?

Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?

ВЫВОД: Письмо — это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

О чем можно сообщить в письме? (Предположения детей).

5. Правила письменного общения


ПИШИТЕ ПИСЬМА...

Когда люди не могут поговорить, они пишут друг другу. И не важно, будет это письмо, сообщение по электронной почте или смс. Существуют правила письменного общения. О них мы и поговорим сегодня.

Сначала давай определимся — что и кому ты будешь писать?

Поздравительные открытки

Сейчас на многих из них напечатан готовый текст. Но дарить открытку в таком виде нельзя. Иначе создастся впечатление, что у подарившего не было времени, и он на бегу купил первую попавшуюся открытку и подарил. Самое малое, что нужно сделать, - написать обращение в начале открытки и подписаться в конце. И не забудь поставить дату. А лучше всего — напиши ещё несколько слов от себя. Это всегда самое ценное — те слова. которые наши родные пишут нам своей рукой, от сердца. а не те. которые, пусть и звучат красиво, но напечатаны не

кому-то конкретно. Старайся писать красивым аккуратным почерком, чтобы не создалось впечатление, что поздравление «нацарапано» в спешке, лишь бы получилось побыстрее. Важно и чем ты будешь писать. Это зависит от бумаги, из которой сделана открытка. Если поверхность по­ристая, шершавая, то писать можно чем угодно, конечно, кроме карандаша. — записи, сделанные им, недолговечны. Если же бумага гладкая, то, скорее всего, фломастеры и гелевые ручки не подойдут: надпись будет долго сохнуть и даже может смазаться. После того как напишешь поздравление, не закрывай сразу открытку, иначе твой текст может отпечататься на дру­гой стороне открытки и она станет грязной и небрежной.

Письма

Начинаем письмо всегда с приветствия и обращения («Здрав­ствуй, дорогая бабушка!», «Привет, Игорь!», и т.д.) Обязательно поинтере­суйся, как дела, самочувствие у того, кому ты пишешь. Особенно, если это бабушка или дедушка, то есть люди в возрасте, у которых, как правило, всегда есть проблемы со здоровьем. Твоё внимание к их заботам будет им приятно. Напиши новости о себе. Старайся рассказать побольше хороше­го 14 радостного, а на проблемах долго не останавливайся. Поверь, на рас­стоянии всё воспринимается острее. Твоя проблема может быть незначи­тельной, а родные, находясь от тебя вдали, воспримут её втрое глубже и бу­дут напрасно беспокоиться, ведь помочь они всё равно не смогут! Закан­чивая письмо, не забудь об элементарных правилах вежливости. Обяза­тельно пожелай всего хорошего, здоровья и т.д. И не забудь написать не­сколько нежных слов, адресованных близким. Например: «Скучаю, целую, твой внук», «Люблю, целую, не болейте. Ваша внучка». И, конечно же, под­пишись в конце письма. Поставь дату. Письмо может идти долго, а адресат должен знать, когда оно написано, независимо оттого, когда оно пришло.

Телеграмма

Её используют, когда нужно что-либо срочно сообщить. Слов должно быть немного, но,прежде чем отправлять телеграмму, прочитай её ещё

Раз и подумай – верно ли поймут смысл получатели. Например, сын написал маме, живущей в другом городе: «Мама, я жив-здоров, подробности напишу в письме. Твой сын». Но денег не хватило, и. так как в телеграмме оплачивается каждое слово, он решил сократить текст. Получилось: «Жив. Подробности письмом». Бедная мама подумала, что с сыном что-то случилось. А всё потому, что он не перечитал окончательный текст теле­граммы и не задумался о том, как мама воспримет её.

Смс

Если у тебя есть мобильный телефон, то ты, конечно же. знаешь, что такое пресловутые смски, и сам пишешь их. Эти три буквы имеют вполне конкретное значение и расшифровываются в переводе с английского как система коротких сообщений (short message sistem). Поэтому и использо­вать эту службу нужно по назначению: если срочно нужно что-либо сообщить, перенести встречу на другое время, а позвонить ты не можешь, и т.д. Но не используй эту службу как средство общения, а то многие напишут «как дела?». получат ответ «нормально» и считают, что поддерживают дружбу таким образом. А некоторые и с праздниками так поздравляют — ведь это занимает меньше времени. Не ленись — позвони. Это будет куда приятнее!

Теперь ты знаешь, как правильно письменно общаться. И не забывай главное правило: получив любое из перечисленных писем — смс, электрон­ное письмо или обычное — обязательно нужно ответить на него.

Учитель:


  • Обменяемся впечатлениями. Какие мысли появились после услышанного?

  • Напишите еще раз слово «письмо» и подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, запах, звук и т.д.

Виды писем:


  • личные,

  • деловые,

  • официальные.

По окончании беседы учащимся предлагается переписать в тетрадь разновидности писем, предварительно спроецированных на доску:

1- обычное письмо (более подробный разговор о нем пойдет позже);

2 - почтовые открытки (посылаются, если нет времени написать письмо или необходимо передать какое-либо краткое сообщение. Так как почтовую открытку могут прочесть посторонние, в ней не пишут ничего такого, что могло бы заинтересовать любопытных. Никаких замечаний и упреков. Приглашение в гости, поздравления с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка не посылают открытым письмом. В таких случаях открытку вкладывают в конверт или посылают телеграмму);

3 - благодарственное письмо (посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу);

4 - извинение (посылается тем, кого вы обидели. Хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение.

Вежливость требует, чтобы извинения были приняты и чтобы об этом было сообщено в ответном письме);

5 - напоминание (пишется тому, кто забыл о своем долге или затягивает его выполнение. Напоминание обязательно посылают в конверте и пишут в вежливом тоне, даже если есть право предъявить свои требования в законном порядке, например, об уплате долга, возвращении одолженной вещи и т.д.);

6 - рекомендательное письмо (его дают только тому, кого хорошо знают. В нем коротко говорят о способностях рекомендуемого; в меру необходимости, о личных данных);

7 - соболезнования (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье. Это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта. Соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным);

8 - официальное письмо (заявления, для которых нет специальных бланков. Обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно) ;

9 - анонимные письма (о них говорить не стоит, так же как и читать их. Человек, который не ставит своей подписи под тем, что написал, вряд ли способен понять степень своей непорядочности);

10 - визитные карточки (лицам, которым приходится общаться с представителями различных учреждений и чужими людьми, необходимо иметь визитную карточку. Во-первых, она экономит время: на ней имеются все необходимые данные - название учреждения, должность, адрес, номер телефона. Размеры и форма визитной карточки могут быть разными. Получивший визитную карточку благодарит кивком головы и протягивает в ответ свою. Визитные карточки носят в специальном отделении бумажника).

Результат: учащиеся должны уяснить разницу между существующими видами писем и понять, что ни один вид письма не может быть заменен другим.

Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло к месту назначения.

Слайд: Археологические раскопки свидетельствуют о том, что эпистолярное творчество существует с давних времен. Самая древняя письменность - восточная.

Еще во времена античности существовал этикет составления писем. Так, письма того периода начинались с имени отправителя, затем следовало имя адресата и приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и лишь затем шел текст.

Материал, на котором писали письма, также с течением времени менялся. Письма писались на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте и начиная с 15 века - на бумаге.

Сообщения учащихся: Сообщение 1. "Папирус". Сообщение 2."Пергамент".

Слово учителя:

Употребляемую в наше время обычную форму письма, так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.

6. Как писать частные письма

Цель: обучить учащихся основным правилам составления частных писем.

Частные письма - дело частное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.

Узелки на память.

(На доске проецируется план "узелков", который учащиеся записывают в тетрадь. Каждый пункт плана предварительно оговаривается с учащимися).

План:

1. Сроки ответа. (Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее: не позднее чем через 3-5 дней после получения. Если нет времени, напишите хотя бы несколько строк. Следует ответить на каждый вопрос письма. Если вы состоите с кем-либо в постоянной переписке, то никаких твердых сроков для ответа не существует, так как каждый пишет, когда у него есть время и желание. Но и здесь медлить нежелательно).

2. Формат письма. (Даже для того, чтобы написать несколько фраз, нужно использовать целый лист бумаги. Бумага должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Письмо складывается текстом внутрь).

3. Конверт. (Формат конверта должен быть таким, чтобы письмо свободно поместилось в него. Клеевой край не смачивают языком.

Во-первых, это негигиенично, во-вторых - неэстетично).

4. Адрес. (Адрес должен быть точным и аккуратно написанным. Написав обратный адрес, вы экономите время своего адресата, который мог его затерять. Также письмо может возвратиться обратно по каким-либо причинам, без обратного адреса оно просто затеряется).

5. Текст письма. (В письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым. Частные письма, поздравления, выражение благодарности, соболезнования пишут от руки. На машинке печатать письмо лучше при деловой переписке. Старайтесь писать без ошибок, в письме они бросаются в глаза. Затрудняют чтение неправильно поставленные или пропущенные знаки препинания. Иногда неправильно поставленный знак может придать фразе противоположное значение).

6. Дата. (В правом верхнем углу на первой странице или в конце письма поставьте дату).

7. Подпись. (Обязательно ставьте подпись под своим письмом).

8. Обращение к адресату. (Начинайте письмо с обращения "Здравствуй...", "Добрый день...", "Дорогой...", "Милый...". В письме обращения "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов, пожеланиями "Счастливо!", "Всего доброго" и т.д.).

9. Постскриптум (P.S.). (Если случайно забыли что-то написать, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает "после написанного" (постскриптум).

10. Главное содержание. (Главное в письме - это содержание и стиль. Помните: что написано пером, не вырубишь топором. Не садитесь за письмо в плохом настроении).

Результат; учащиеся должны усвоить этику составления частного Письма.

Работа с раздаточным материалом.

Задание: ознакомиться с образцом заполнения конверта; следуя образцу, оформить свой конверт.

Цель; формирование навыка оформления конверта.

Этикет написания письма

Ученик: Этикет составления писем существовал еще во времена античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.

Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, - чтобы почерк был четким. Чтобы твой друг не тратил время и силы, пытаясь разобрать небрежно написанные буквы. И строчки чтобы не ползли “вниз”, а лист бумаги был аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.

Письмо начинается с обращения “здравствуй”, “добрый день”, “привет”. К близким людям обращайся так, как обращаешься всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее. Если же ты отвечаешь на чье-то письмо, поторопись: ответ нужно отправить не позже 5–7 дней после того, как получил послание. Заставить человека ждать, проявить равнодушие — невежливо.

Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Пусть и письмо и шутки будут только твоими, “настоящими”. Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например: “всего доброго”, “счастливо”, “до свидания”.

Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым — имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут-то в голову и приходит самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы "P.S." и после них пишут все забытое.

Но вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но может быть и так: кто-то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Ведь воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко и “никто все равно ничего не узнает”.

Давайте коротко сформулируем правила написания письма:

  • Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

  • Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;

  • В-третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

Кого мы называем адресатом?

Дети: “Адресат” — тот, кому адресовано письмо.

Учитель: “Адресат” переводится с немецкого языка как “получатель”. Назовите возможных адресатов личного письма.

Учитель: Что такое адрес?

Дети: Надпись на письме указывает получателя и место назначения.

Учитель: Правильно. "Адрес" — от французского слова, означающего “надпись”.

Учитель: Есть ли правила написания адреса?

(Предположения детей)



Правила написания адреса

  1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.

  2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.

  3. Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта).

  4. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.





Например:

194804, с.Ясная Горка.

Чаплинский р-он

Херсонская обл.

Шубину Ивану Петровичу.

В адресе письма, отправляемого в город, после почтового индекса следует название улицы, номера дома и квартиры, наименование населенного пункта (города), района, затем области. Далее фамилия, имя, отчество получателя.

Например:

641848, ул. Кирова, д.12, кв.7,

г.Зеленый Бор,

Шадринского р-на,

Курганской обл.

Зотеевой Марине Ивановне.

Если населенный пункт — областной город, то наименование области опускается; сразу же за названием улицы, номерами дома и квартиры следует наименование населенного пункта.

Например:

117630, ул.Обручева, д.27, корп.8.

г. Москва.

Безрукову Николаю Львовичу.

(Все примеры демонстрируются на больших конвертах.)

7. Письмо другу (подруге).


Напишем небольшое личное письмо другу (подруге).


ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА


  1. Вступление (форма обращения к адресату, слова приветствия, дата, место).

  2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях; вопросы к адресату; благодарность; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым).

  3. Заключение (просьба писать письма; приветы, прощание, концовка, подпись, дата и место написания, если они не были указаны в начале письма)

  4. Р.S. – постскриптум (лат. post scriptum – после написанного.)



РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,

используемые в письмах родным и близким


Форма обращения к адресату, слова приветствия

Здравствуйте, мои дорогие папа и мама!


Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях

Я хочу рассказать вам , как идет жизнь в школе (дома)…

У меня много новостей. Расскажу обо всем по порядку…

Вопросы к адресату

Как вы живете? Какие у вас новости? Как ваше здоровье?

Благодарность

Спасибо за письмо…Спасибо за подарок…

Просьба писать письма

Напишите мне поскорее. Я буду ждать.

Приветы, прощание

Передавайте привет…

До свидания! До скорой встречи!

Концовка, подпись. Дата и место написания, если они не были указаны в начале письма

Целую в щечку… Любящий(ая) вас…

8 февраля 2006 г.


8. Итог урока (дети читают свои письма)


Письмо - не бездушный носитель информации, оно может многое рассказать о своем авторе, о его настроении, характере. Но для того, чтобы получать интересные письма, нужно самому овладеть искусством их написания.



9. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:


  • «С чего начинается Родина?»;

  • «Письмо на космическую орбиту», тема посвящена Году российской космонавтики;

  • «Мама, папа, я - спортивная семья», тема посвящена Олимпийским играм в Сочи 2014 года;

  • «Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны;

  • «Герой нашего времени»;

  • «Учусь у М.В. Ломоносова», тема посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
































Использованная литература


  1. Денисова Е. Письмо как средство общения //ж. «Педагогический вестник Кубани».№2,2007.С.25.

  2. Детская энциклопедия. Этикет. М., 2005. 84 с.

  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., «Просвещение», 2000.

  4. Музиянова Л. Учимся писать письма //ж. «Воспитание школьников»,№1, 2008.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., «Азбуковник», 1999 г. С. 93.








Письмо о своей родной местности.doc Скачать

Здравствуйте, мои дорогие бабушка и дедушка!


Как вы поживаете? Надеюсь, хорошо.

Спасибо вам за тот чудный набор для рисования, который вы мне прислали. Благодаря этому набору я занял 1 место в конкурсе художников.

Я хочу рассказать вам о своей жизни в нашей станице. У меня есть много разных и интересных новостей, но обо всем по порядку.

С тех пор, как мы переселились в Ивановскую – эту прекрасную станицу, мы начали жить станичной жизнью. По будням я хожу в школу, которая находится недалеко от нашего дома.

Учусь на одни «пятёрки». В классе у меня много друзей, с которыми мне интересно общаться. Мама и папа каждый день ездят на работу, а возвращаются поздно вечером.

Ивановская славится своим земледелием, а именно выращиванием капусты. Нет ни одного дома, в котором бы не выращивали эти ценные овощи. На днях мы тоже решили заняться земледелием. На огороде уже нет свободного места, всё засажено овощами.

В станице есть много разных достопримечательностей, которые славятся своей историей и красотой.

Недавно из районной газеты мы узнали, что краевая государственная телерадиокомпания «Новое телевидение Кубани» и газета «Вольная Кубань» работали над проектом «Семь жемчужин Кубани».

От каждого района были выдвинуты претенденты на звание «Жемчужина Кубани». Краевые эксперты выбрали путём общенародного голосования из них семь, включая и три объекта нашей станицы.

Красный лес, в котором сохранились кавказские олени и дикие кабаны.

Православный храм «Всех Скорбящих радостей», являющийся памятником деревянного зодчества.

Раскопки золотоордынского города Шакрак.

Но кроме выдвинутых на всеобщее обозрение есть просто красивые места, где отдыхаешь и душой, и телом.

Красивый парк, в котором я развлекаюсь вместе с друзьями. Там я катаюсь на роликах и качелях. В нём и находится храм «Всех Скорбящих радостей».

Огромный лиман, в котором плавают лебеди. Я каждый вечер хожу туда, чтобы полюбоваться закатом солнца.

Бескрайние степи, обработанные людьми. Поля, засеянные пшеницей.

Рисовые чеки с водой.

Приезжайте к нам. Я вас познакомлю со всей красотой этой старинной казачьей станицы, славящейся своими традициями. Познакомлю со своими друзьями и открою некоторые секреты земледелия.

До скорой встречи, мои любимые бабушка и дедушка! Передавайте от меня привет всем знакомым!

20.04.10. Вас любящий внук Ваня



Р.S. В Ивановской ведутся раскопки старинного города Шакрак. Это золотоордынский город. Я бывал там с одноклассниками, наблюдал нелёгкий труд учёных. Там уже нашли старинные монеты.

urok picma.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос