В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа "Музыкальный инструмент - аккордеон" для учащихся 1-5(6) классов основного курса обучения

Рабочая программа "Музыкальный инструмент - аккордеон" для учащихся 1-5(6) классов основного курса обучения

Ольга Ежак
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 25641 комментариев: 1
Краткое описание
       Для дифференцированного обучения учащихся программа предусматривает два направления обучения: общее эстетическое и академическое, что способствует более продуктивному обучению и развития интереса к занятиям на разных уровнях физического и музыкального развития детей.
Описание


Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область) Муниципальное образование Берёзовский район Комитет культуры и СМИ Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Хулимсунтская детская школа искусств»

Программа рассмотрена «Утверждаю»
на заседании Директор МОУ ДОД
педагогического совета «Хулимсунтская детская школа искусств»
« ___»____2012 г _____________
Протокол№ « ___» _____2012г.
Рабочая программа
«Музыкальный инструмент – аккордеон для учащихся 1-5(6) классов основного курса обучения (модифицированная)
Количество часов: 68
Возраст детей: 9-15 лет (пятилетнее обучение) Обучение в 6 классе – от 14 лет Срок реализации 5лет Автор-составитель: Ежак Ольга Ивановна педагог дополнительного образования

п. Хулимсунт 2012 г.

Содержание
Стр.
Пояснительная записка_________________________________________________ ___3

Предполагаемый результат_________________________________________________ 4
Организация учебного процесса­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________4
Учёт успеваемости_________________________________________________ _______4

Общее эстетическое направление обучения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________5

Академическое направление обучения обучение______________________________ 7 Начальный этап обучения. Первый класс____________________________________8
Второй этап обучения. Второй и третий класс________________________________12
Содержание работы во втором классе_______________________________________13 Содержание работы в третьем классе________________________________________14 Третий этап обучения. Четвёртый и пятый класс_____________________________ 15 Содержание работы в четвёртом классе______________________________________16 Содержание работы в пятом классе_________________________________________17
Примерные репертуарные списки___________________________________________18

Список рекомендуемых сборников__________________________________________20

Материально – техническое оснащение______________________________________22

Методическое обеспечение________________________________________________22
Пояснительная записка Образовательная программа по классу «Музыкальный инструмент-аккордеон» разработана в соответствии с учебными планами МОУ ДОД «Школа искусств» п. Хулимсунт на основе типовых программ: Министерства Культуры СССР «Аккордеон» для ДМШ — Москва, 1979г. Министерства Культуры СССР «Музыкальный инструмент — аккордеон» для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) — Москва, 1988г.; ГОУ СПб ДМШ им. В.В.Андреева «Программа по баяну и аккордеону» — СПб, 2006 г. Программа обучения игре на аккордеоне предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию их эстетических взглядов и идеалов. Школа искусств призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека, прививать им интерес и любовь к музыкальному искусству, развивать способности творчески воспринимать музыку и эстетически на неё реагировать. Программа рассчитана на пять лет. Возраст детей от 9 до 15 лет, обучение в 6 классе – от 14 до17 лет. Обучение ведётся во взаимной связи с другими предметами школы искусств (сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, оркестр). Программа адаптирована с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе аккордеона, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся. В зависимости от уровня музыкального и физического развития учащихся программа разработана в двух направлениях: академическое и общее эстетическое. Огромное значение предаётся формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительного искусства, необходимых учащимся в их творческой деятельности. Программа предполагает подготовку наиболее одарённых детей к продолжению профессионального образования. Цель образовательной деятельности: «Удовлетворение образовательных потребностей детей, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания» Задачи класса специального аккордеона
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда;
  • организация досуга через концертную деятельность;
  • прививать интерес к учёбе
  • дифференцированный подход к ученику;
  • развитие творческих навыков;
  • анализировать процесс обучения;
  • формирование и развитие эстетического воззрения и художественного вкуса;
  • формирование определённых качеств личности для творческой активности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости, индивидуальности;
  • прививать необходимые музыкально-исполнительские навыки;
  • подготовка наиболее одарённых детей к продолжению профессионального образования;
Предполагаемый результат По окончанию школы, наряду с практическими навыками владения инструментом, выпускник будет
  • достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений;
  • накопит свой репертуар для музицирования;
  • владеть и уметь применять знания основ теории музыки;
  • иметь навык индивидуальной и ансамблевой игры;
  • иметь сформированный эстетический вкус;
  • иметь сформированные прочные личностные качества музыканта-исполнителя (целеустремлённость, самообладание, исполнительская воля, активность, индивидуальность, самостоятельность);
  • иметь возможность продолжать развивать интерес и любовь к занятиям музыкой;
  • уметь создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье.
  • иметь оценочное суждение, своё мнение на любой вид музыкального искусства;
  • являться носителем культуры государства;
Для учащихся выпускников, поступающих в средние специальные учебные заведения искусства предъявляются более сложные требования. Репертуар наиболее одарённых учащихся отличается значительными произведениями крупной формы, изучением более сложной формы полифонии, этюдов на различные виды техники. У этих учащихся к концу окончания курса должен быть высокий исполнительский уровень, повышенная потребность в музыке, самостоятельность оценочных суждений, воспитан эстетический вкус. Класс профессиональной ориентации использован для всестороннего развития, углубления и закрепления всех полученных ранее навыков и знаний. Организация учебного процесса Одна из главных задач — гармоническое развитие технических и художественных навыков учащихся, подчиняя работу над техникой правдивому раскрытию художественного замысла изучаемого произведения. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок 45 минут, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако в первые годы обучения (1,2 класс.) наряду с традиционной, индивидуальной формой проведения урока, предусмотрено также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая — либо его часть) используется для работы с двумя — тремя учениками одновременно. Это даёт возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтению нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся. С первого урока внимательно и точно нужно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. В повседневной работе в классе по специальности надо прививать интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях зарубежных композиторов. При разучивании музыкальных произведений большое внимание уделять вопросам постановки (посадке, положению инструмента и рук во время исполнения), а также обращаю большое внимание на аппликатуру, которая устанавливается им в наиболее удобной и целенаправленной последовательности. На уроках необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения. Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми произведениями. На протяжении всех лет обучения производится планомерная и систематическая работа над всеми разделами музыкально — технического развития учащихся. Процесс овладения инструментом требует неустанного творческого труда. Поэтому особенно важно приучать ученика трудиться упорно и настойчиво. Интерес, увлечённость и творческое отношение к работе за инструментом являются залогом успешного продвижения в учёбе. Для успешной организации работы своего класса нужно продумывать и планировать внеклассные мероприятия с разнообразной тематикой, концерты, посвящённые знаменательным датам и др. мероприятия. В старших классах выявляется часть учащихся, которых можно рассматривать как потенциальных будущих профессионалов. Показателем профессиональных данных, наряду с общими музыкальными способностями, является хорошая музыкальная память и исполнительские данные, инициативное творческое отношение к исполняемым произведениям. Большое внимание в классе уделяется учащимся с удовлетворительными данными, в будущем эти учащиеся, которых большинство, должны быть всесторонне развитыми культурными слушателями, людьми, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. Важно следить, чтобы интерес к музыке, творчеству у учеников в процессе занятий возрастал, чтобы искусство становилось им всё более необходимым, и они ясно осознавали его огромные знания в жизни каждого человека. Учёт успеваемости Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе. На выпускные экзамены выносится четыре произведения различных форм и жанров. В течение учебного года учащиеся экзаменационного класса выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. В течение года для показа на академических концертах ученик готовит 3 – 4 произведений различных по жанру и форме (в том числе ансамблевых). Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху на доступном для ученика уровне осуществляю во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного год. Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся проводятся со 2 класса, по проверке остальных навыков и умении–с 3 класса. Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. Учащиеся всех классов оцениваются на индивидуальном уроке по 5–бальной системе. Возможен вариант оценивания на академических концертах по 10-бальной системе. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: — оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения; — оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков; — другие выступления ученика в течение учебного года. Для дифференцированного обучения учащихся программа предусматривает два направления обучения: общее эстетическое и академическое, что способствует более продуктивному обучению и развития интереса к занятиям на разных уровнях физического и музыкального развития детей. Общее эстетическое направление обучения Это направление рассчитано на обучение учащихся, которые по развитию и субъективным причинам не могут освоить полный объём знаний, соответствующих достаточно высокому уровню требований, действующей Программы Министерства культуры России для школ искусств. Это дети с ограниченными музыкально-слуховыми и двигательными возможностями, или дети со слабым здоровьем. Цель направления: Воспитать гармонически развитую личность, подготовленного слушателя, активного потребителя культурного наследия, способного обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования. Задачи: — привитие интереса и любви к музыкальному искусству — развитие художественного вкуса, умение чувствовать и передавать прекрасное — развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков — исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров и стилей — воспитание навыков домашнего музицирования — накопление музыкальных впечатлений Содержание работы: -освоение посильного материала в лёгкой обработке или в виде облегчённого переложения произведения — развитие слуха, ритма, памяти — изучение гамм — игра в ансамбле — чтение нот с листа — подбор по слуху — целенаправленное слушание музыки (концерты, записи) с последующим обсуждением — организация тематических вечеров (беседы о музыкантах, знакомство с творчеством композиторов различных эпох, знакомство с другими видами искусства) Форма урока: индивидуальный, реже групповой. Форма контроля успеваемости: — академические концерты (2 раза в году с оценкой) — контрольные уроки (с анализом результата развития) — творческие вечера -тематические викторины — концерты для родителей Уровень подготовки учащихся выпускного классаоценивается во время выступления на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы, зачётах по технической подготовке, проверке музыкальной грамотности, общешкольных и классных концертах. Учёт успеваемости общего эстетического направления
Первое полугодие Второе полугодие
месяц выступления учащихся месяц Выступления учащихся
сентябрь классный (тематический) концерт с произведениями из раннее выученного репертуара (пьеса, ансамбль, обработка или переложение популярной музыки, любое любимое произведение). Февраль-март контрольный урок по проверке технической подготовки учащихся с исполнением двух бемольных мажорной и минорной гамм.
октябрь контрольный урок по проверке уровня технической подготовки учащихся, с исполнением двух диезных мажорных и минорных гамм. апрель Выступление учащихся на зачёте по проверке музыкальной грамотности (конкурс, эстафета, КВН и т. д.) с исполнением самостоятельно выученного произведения.
ноябрь Выступление учащихся на закрытом академическом концерте с программой:
  • виртуозная пьеса;
· обработка народной пьесы.
май Выступление учащихся на переводном экзамене с программой:
  • пьеса современного или русского композитора;
  • произведение для домашнего музицирования.
декабрь Выступление учащихся на тематическом концерте (по усмотрению педагога)
Академическое направление обучения обучение Это направление охватывает активную массу учащихся, обладающих хорошими музыкальными данными и имеющими всестороннее развитие, увлечённых музыкой, исполнительством на музыкальных инструментах и ориентированных на профессиональное обучение. Цель направления: Воспитание гармонически развитой личности, и высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной гражданской позицией – не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками. Форма урока: индивидуальный, реже групповой. Форма контроля успеваемости: — академические концерты (2 раза в году с оценкой) — контрольные уроки (с анализом результата развития) -технический зачёт — подбор по слуху — творческие вечера -тематические викторины — концерты для родителей Уровень подготовки учащихся выпускного классаоценивается во время выступления на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы, зачётах по технической подготовке, проверке музыкальной грамотности, общешкольных и классных концертов. Учёт успеваемости
Первое полугодие Второе полугодие
месяц Выступление учащихся месяц Выступление учащихся
октябрь Технический зачёт с исполнением мажорных и минорных гамм со всеми рекомендуемыми по классам техническими формулами. февраль Технический зачёт с исполнением бемольных мажорных и минорных гамм со всеми рекомендуемыми по классам техническими формулами.
Ноябрь Академический концерт
  • виртуозная пьеса
  • народная обработка песни или танца
март Зачёт по проверке музыкальной грамотности (конкурс, эстафета, КВН) с исполнением самостоятельно выученных произведений.
декабрь Выступление учащихся на общешкольных (юбилейных, творческих мероприятиях, праздниках, фестивалях и прочих) мероприятиях апрель Переводной экзамен
  • пьеса современного композитора или джазовая пьеса
  • произведение полифонического склада
май Выпускные экзамены. Отчётный концерт. Концерт на родительском собрании.
Начальный этап обучения. Первый класс Цель: Создание фундамента, на котором построится всё дальнейшее развитие ученика. Самый трудный и ответственный этап в работе Содержание работы в первом классе Годовые требования: В течение года ученик может выучить четыре- пять этюдов и 10 – 12 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен, пьесы). Гаммы: ДО, СОЛЬ, ФА мажор каждой рукой в одну октаву; Гамма ля минор (натуральный, гармонический, мелодический вид) правой рукой в одну октаву. А также короткие мажорные арпеджио правой рукой. Упражнения на основные виды техники, составленные Л. Колчевым. За год учащийся сможет: Знать – устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основы звукоизвлечения и др. Уметь -ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах аккордеона, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые пьески и песни; Овладеть— техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения. Основные задачи, решаемые на уроке в первом классе. У учащихся первого класса необходимо формировать Ø Элементарные музыкально – слуховые представления (пение знакомых песен, слушание простых попевок, песенок, пьес, исполняемых педагогом), навыки распознавания несложных мелодий. Развивать умение определять характер музыки (весёлый, грустный, ласковый, спокойный), различать мелодию и ритм незнакомых песен. Ø Определять по слуху направления движения мелодии (выше, ниже – «тоньше», «толще»). Ø Накопление простейших музыкальных впечатлений. Ø Кратко ознакомить с устройством аккордеона; показать его художественные возможности. Ø Сообщение сведений о строении правой и левой клавиатур (название рядов и клавишей на них, расположение соответствующих каждой клавише звуков, различных октав, диапазон инструмента). Ø Изучение условных обозначений басов и готовых аккордов левой клавиатуры, демонстраций их звучания; функции левой и правой рук при игре на аккордеоне. Посадка учащегося и постановка инструмента (общее положение корпуса, ног, рук, кистей и пальцев, учёт физических особенностей и развития конкретного ученика; правильное пользование ремнями аккордеона и т.д.). Соотнесение конкретных нотных знаков с реальным звучанием их на инструменте. Ø Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре инструмента. Приобретение умений элементарного звукоизвлечения (совместное движение меха и нажим клавишей). Ознакомление с общими аппликатурными закономерностями для аккордеона. Положение правой руки на клавиатуре инструмента при исполнении гаммаобразных мелодических последовательностей. Ø Формирование элементарных навыков ведения меха (плавно, ровно, активно). Смена направлений движения меха – быстро, «мягко», без толчков. Постепенное освоение части диапазона (на более октавы) правой рукой. Воспроизведение звучания различных длительностей нот (четверть, половинная, целая, восьмая). Смена направления движения меха (на тактовой черте) при «произнесения» их. Овладение основными уровнями динамического звучания (форте, пиано). Ø Формирование начальных навыков разбора нотного текста, восприятие звучания инструментальной музыки. Ø Усвоение основных способов звукоизвлечения (удар, нажим) правой рукой, овладение начальными двигательными и игровыми навыками (игра ровным звуком нон легато и легато гаммаобразных последовательностей правой рукой), свобода (не напряженность) исполнительского аппарата. Ø Вслушивание в звуки (высота, протяжённость, тембр и др.). Отработка навыков ведения меха и смена направлений его движения на упражнениях (плавное и активное движение левой рукой, равномерное усилие на сжим и разжим, незаметная смена направлений его движения, совмещение смены направлений движения меха со снятием звучания). Ø Начальное освоение левой клавиатуры (извлечение смежных звуков на основном ряду, чередование басов и аккордов). Исполнение упражнений и элементарных песен двумя руками вместе, контроль над качеством звука (певучий, мягкий, напевный). Ø Освоение части мажорного звукоряда левой рукой. Естественность и рациональность движений (рук, пальцев). Координация движений правой и левой рук при игре на инструменте. Овладение основными приёмами аккомпанемента (мягкое чередование баса и аккорда, отрывистое их исполнение). Ø Приобретение навыков игры мелодических последовательностей левой рукой (не более 3-4 звуков). Исполнение полного мажорного звукоряда левой рукой (применение наиболее сильных 2, 3 и 4-го пальцев). Ø Выработка первичных умений оценивать более сложные, незнакомые музыкальные произведения (характер музыки). Овладение различными динамическими градациями звучания инструмента в упражнениях и пьесах (форте, пиано, меццо — форте, меццо – пиано). Ø Приобретение начальных умений смены направлений движения меха внутри построений. Применение упражнений на выполнение различных видов штрихов (легато, нон легато, стаккато). Ø Ознакомление с альтерированным звукорядом на правой клавиатуре инструмента. Ø Освоение положения правой руки при арпеджированном движении мелодии. Приобретение навыков перехода из одного положения правой руки в другое (гаммаобразные и арпеджированные последовательности). Ø Воспитание аппликатурной дисциплины; частичное самостоятельное нахождение рациональной аппликатуры. Ø Использование специальных упражнений на координацию мышечных движений. Отработка в упражнениях исполнения крещендо и диминуэндо. Осознанная игра песен и пьес с соблюдением несложных динамических изменений (крещендо, диминуэндо и другие элементы выразительности). Ø Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес. Ø Эпизодическое применение стаккато в процессе исполнения. Начальное освоение более сложных приёмов звукоизвлечения и штрихов (портаменто, акцент). Ø Приобретение навыков исполнения шестнадцатых нот и четверти с точкой. Включение в репертуар подвижные песни и пьесы. Ø Развитие технических навыков аккомпанемента (исполнение мажорных секст и кварт секстаккордов левой рукой). Ø Усовершенствование навыков владения основными штрихами (легато, нон легато, стаккато). Развитие подвижности пальцев обеих рук (игра гамм восьмыми нотами в умеренном темпе). Ø Освоение большего диапазона правой рукой (до двух октав). Ø Выработка ощущения метрической пульсации (игра мажорного звукоряда с соотнесением сильных и слабых долей). Постепенное усложнение технических приёмов левой рукой: элементарное овладение «репетиционной» техникой ( чередование 2-го и 3-го пальцев в медленном темпе), применение минорных секст- и кварт секстаккордов. Частичное применение двойных нот правой рукой. Ø Формирование начальных навыков самостоятельного выучивания небольших песен и пьесок (умение читать незнакомый музыкальный текст). Развитие слуховой активности (игра пьесы с различных, заранее намеченных мест и др.). Ø Самоконтроль за качеством звука. Исполнение простых по содержанию и форме пьес, песен и т. п. С минимальным тематическим развитием и ясной художественной образностью. Достижение доступной для данного ученика выразительности исполнения (яркое выявление мелодии, игра певучим звуком, хорошим legato и т. п.). Ø Соблюдение и утверждение основных правил постановки аккордеониста – исправление недочётов в постановке рук, положении инструмента, посадке, устранение аппликатурных неточностей и т. п. Ø Ознакомление с минорным ладом (игра минорного натурального звукоряда правой рукой). Ø Развитие музыкально-слуховых представлений (подбор по слуху знакомых несложных одноголосных мелодий правой рукой и элементарного сопровождения левой, формирование навыков чтения нот с листа в игре каждой рукой отдельно и двумя руками вместе). Ø Воспитание слуховой памяти, внимания, развитие восприимчивости к музыке. Ø Совершенствование приобретённых музыкально – исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте. Примерная программа переводного академического концерта учащихся первого класса
Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа
1. П.Лондонов «Школа игр на аккордеоне» Г.Беренс.Этюд. Cdur 1. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» К.Черни. Этюд. C dur
2. Г.Бойцова «Юный аккордеонист» Т.Хренников «Колыбельная» 2. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» А.Латышев. В мире сказок (Детская сюита)
3. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» «Частушка» 3. П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне» Н.Чайкин. «Танец Снегурочки»
Второй этап обучения. Второй и третий класс Цель:Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний. Дальнейшее развитие способности понимать, воспринимать, совершенствовать. Опираясь на знания и умения, приобретённые на начальном этапе обучения, учащийся сможет: Овладеть— минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на аккордеоне, необходимыми для занятий; Знать — основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы второго класса), некоторые виды многоголосия, приёмы и способы достижения выразительной игры на инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирование; Уметь — свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т.п., звуковысотных и временных особенностей мелодии. Сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые произведения, играть в ансамблях, оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития. Давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальное произведение. А также читать ноты с листа, подбирать знакомые мелодии. Основные задачи, решаемые на уроках во втором и третьем классе. Ø Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков, приобретённых на 1 году обучения. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку. Формирование и развитие слуховых навыков. Дальнейшее развитие чувства лада, метроритма. Ø Воспитание навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Исправление исполнительских недочётов (в извлечении звука, постановке, ведении меха, смене направлений его движения ). Ø Сообщение элементарных понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, метроритм и д.р.), подведение к пониманию их художественно выразительного значения. Ø Овладение исполнительскими штрихами «акцент», «сфорцандо»; исполнение цезур. Совершенствование навыков ведения меха и смены направлений его движения. Ø Совершенствование техники игры двойными нотами и аккордами (легато, стаккато, нон легато, портаменто и др.), развитие свободы исполнительского аппарата. Работа по упорядочению ритмики и динамики (ощущение сильной доли такта). Ø Разъяснение более сложных понятий из области музыки. Ø Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, выработка аппликатурных приёмов, дальнейшее развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Ø Воспитание волевых качеств и самоконтроля. Уяснение значения интонации в выражении музыкальной мысли. Ø Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Ø Формирование умений пользоваться методом сравнения (различие, сходство и др.). Ø Выработка аппликатурной дисциплины (овладение систематизированной аппликатурой в гаммах и арпеджио), приспособление к особенностям звукоизвлечения при их игре. Ø Знакомство с основами многоголосия. Ø Исполнение несложных полифонических произведений, ознакомление с различными видами полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная). Ø Овладение пальцевым и кистевым стаккато (однозвучные мелодические последовательности, двойные ноты, октавы, аккорды). Ø Постепенное обучение коллективному исполнению (элементарное музицирование в ансамбле). Упрочение навыков чтения нот с листа и транспонирование в др. тональности, развитие навыков подбора по слуху знакомых песен и танцев. Ø Понимание художественной исполнительской цели. Осуществление контроля над выразительностью, технической чёткостью и ритмичностью игры. Ø Развитие музыкальности (чувство лада, способность к слуховому представлению, музыкально- ритмическое чувство и др.) Ø Совершенствование технической оснащённости (частичное использование при игре большого пальца правой руки, более длительных арпеджио, скачков, более широкое применение двойных нот, аккордов, октав и др.). Развитие беглости пальцев. Ø Расширение приёмов репетиционной техники левой руки (сочетание репетиционной аппликатуры с др. её вариантами), равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре аккордеона. Ø Формирование навыков самостоятельности в решении различных музыкально-исполнительских задач (нахождение правильной и удобной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком и фразой, незаметной смены направлений движения меха, нахождение нужных приёмов игры и т.д.). Сообщения о творчестве композиторов, об эпохе, в которой были созданы исполняемые произведения. Ø Привитие интереса к процессу обучения, к содержанию учебной работы. Формирование навыков слушания исполняемого произведения с начала до конца, обучение мысленному «проигрыванию» разучиваемых пьес. Ø Осмысленная, выразительная игра (умение осознать средства художественной выразительности, при помощи которых создан конкретный художественный образ). Ø Свободное владение выученным материалом. Ø Дальнейшее развитие пальцевой беглости, ловкости и изящества движений рук. Ø Изучение основ музыкально-исполнительской техники игры на аккордеоне. Содержание работы во втором классе Годовые требования: В течение года учащийся сможет выучить: 16-18 произведений: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы; 6-8 пьес различного характера, 2 ансамбля; Гаммы ДО, СОЛЬ, ФА, РЕ мажор двумя руками в одну-две октавы; Гаммы ля, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву; Тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях. Упражнения на развитие техники. Примерная программа переводного академического концерта учащихся второго класса
Общее эстетическое обучение
Академическое обучение

Программа Программа
1 . П.Лондонов «Школа игр на аккордеоне» А. Спадавеккиа. «Добрый жук» 1 . Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» А. Лемуан. Этюд. C dur
2. « Белолица – круглолица» рус. нар. песня 2. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Эд Джон. Граф Кабра.
3. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» А.Салин.Этюд. a moll 3. М. Глинка. Полифоническая пьеса
Содержание работы в третьем классе Годовые требования: В течение года учащийся может выучить не менее четырёх этюдов; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 6-8 пьес различного характера различной степени завершённости; 2 ансамбля. Читать с листа произведения из репертуара первого класса; Транспонирование несложных мелодий в выученные тональности; Гаммы ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ мажор, ФА, СИ бемоль, МИ бемоль мажор двумя руками в две октавы; Гаммы ля, ми минор 3-ёх видов двумя руками в две октавы; Гаммы ре, соль минор каждой рукой отдельно в две октавы; Тонические трезвучия аккордами с обращениями, короткие арпеджио в этих же тональностях каждой рукой отдельно в одну-две октавы. Упражнения. Примерная программа переводного академического концерта учащихся третьего класса
Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа
1. П. Лондонов «Школа игр на аккордеоне» Г.Беренс. Этюд. a -moll 1. П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне» М. Двилянский. Этюд a-moll.
2. П. Лондонов «Школа игр на аккордеоне» Л. Келер. Тирольская песня. 2. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Л.О.Анцати. Вальс – мюзет.
3. « Альбом для аккордеониста» вып.3 «Неделька» рус. нар. песня 3. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Г. Гендель. Чакона.
Третий этап обучения. Четвёртый и пятый класс Цель:Совершенствование усвоенных специальных умений и навыков. Усложнение и углубление музыкально-художественного материала. Расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач. Опираясь на знания и умения, приобретённые на втором этапе обучения, углубляя и совершенствуя их, учащийся сможет: Овладеть -расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований; Знать -специфические особенности звукообразование на аккордеоне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приёмы различного туше и уравновешивания звучания правой и левой клавиатур аккордеона, условные обозначения регистров, закономерность построения музыкальной формы (схемы), строение крупных музыкальных форм (сложная трёхчастная форма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений, значение художественной формы в выражении содержания музыки, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки; Уметь -различать выразительные средства музыкального языка. Понимать их значение в создании конкретного художественного образа. Активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, её содержание и идейно-эмоциональную направленность. Раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности. Оценивать музыку в единстве содержания и формы, рационально, активно, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями. Находить необходимые приёмы работы над музыкальным произведением, намечать примерный исполнительный план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио), в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкальные произведения по программе курса. Содержание работы в четвёртом классе Годовые требования: В течение года учащийся может выучить: 14-16 произведений: 4 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 4-6 пьес различного характера; 2 ансамбля; чтение с листа из репертуара второго класса; транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности; гаммы мажорные и минорные до 4-ёх знаков в ключе двумя руками в две октавы; тонические трезвучия аккордами с обращениями; арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях. Упражнения на различные виды техники. Примерная программа переводного академического концерта четвёртого класса
Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа
1. В.Грачёв.Этюд. а-moll. Сборник «Хрестоматия аккордеониста ДМШ 3-4 класс». Ю. Акимов и А. Талакин. 1. Ю. Акимов «Хрестоматия ДМШ 3-4 класс» Беренс. Этюд Fdur
2. П. Лондонов «Школа игр на аккордеоне» Л. Келер. Тирольская песня. 2. В.Завальный «Музыкальный калейдоскоп» «Юмореска»
3. 2. А Даргомыжский. Казачок. Сборник «Хрестоматия аккордеониста ДМШ 3-4 класс». Ю. Акимов и А. Талакин. 3. Э. Хауг. Прелюдия из «Скандинавской сюиты» В. Бажилин.
Содержание работы в пятом классе Годовые требования: В течение года обучения учащийся может выучить: 10-12 произведения. 2 этюда; 1 полифоническое произведение; 1 произведение крупной формы; 4-6 пьес различного характера; 2 ансамбля; чтение с листа произведений из репертуара второго — третьего класса; транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности; гаммы мажорные и минорные до 5-ти знаков в ключе двумя руками в две октавы; тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях; хроматическая гамма двумя руками. Рекомендуемая программа выпускного экзамена
Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа
1. К.Черни.Этюд.A-dur. Сборник « Школа игры на аккордеоне» М. Мирек 1. А. Попов. Этюд. fmollСборник « Школа игры на аккордеоне» П. Лондонов.
2. Вебер. Сонатина. Сборник « Хрестоматия аккордеониста 4-5 класс» 2. 2. И. С. Бах. Инвенция. №13 a-moll. Сборник «И.Бах. Инвенции»
3. « Ты сказала приди, приди…» укр. нар. песня обработка Л.Бубенцова. Сборник « Народные песни Составитель О. Денисов 3. Вариации на тему народной песни «Посею лебеду на берегу» в обработке В.Иванова
4. Сборник «Школа игры на аккордеоне» П. Лондонов Е. Дога. Ручейки. Сборник « Школа игры на аккордеоне» В. Бажилин
Примерные репертуарные списки: Бах И.С. «Двухголосная инвенция» ре минор Бах И.С. «Двухголосная инвенция» Фа мажор Бах И.С. «Прелюдия и фуга ля минор» (Маленькие прелюдии и фуги) Бах И.С. «Прелюдия и фугетта Соль мажор» (Маленькие прелюдии и фуги) Холминов А. «Фуга» Бетховен Л. «Рондо-каприччиозо» Клементи М. «Сонатина» Соль мажор I часть Скарлатти Д. «Пастораль» Скарлатти Д. «Соната» до минор Фросини П. «Вариации» на тему мелодии «Карнавал в Венеции» Яшкевич И. «Сонатина в старинном стиле» I часть Пьесы различного жанра Бажилин Р. «Карамельный аукцион» Бажилин Р. «Листок из песен военных лет» Бажилин Р. «Московский синдром» на тему песни Хренникова Т. «Московские окна» Бажилин Р. «Упрямая овечка» Бухвостов В. «Мазурка» Векслер Б. «Испанский танец» Векслер Б. «Фестивальный вальс» Власов В. «Босса-нова» Власов В. «Шаги» Дербенко Е. «Вечерняя баллада» Дербенко Е. «Воспоминание о Париже» Дербенко Е. «Лирический вальс» Дербенко Е. «Музыкальный привет» Дербенко Е. «Старый трамвай» Дога Е. «Ручейки» Дриго Р. «Медленный вальс» Зеленецкий В. «Осенняя хора» Карамышев Б. «Виртуозная пьеса» Кола Йожеф «Перпетум мобиле» Коломбо Ж. Дука Ц. «Соперницы» Концертное танго «Море улыбок» Крейслер Ф. «Прекрасный розмарин» Монти В. «Чардаш» Мотов В. Две пьесы: «Интермеццо», «Колобок» Петров А. «Вальс». Из музыки к кинофильму «Берегись автомобиля Рохлин Е. «Веретено» Свиридов Г. «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Стенгач К. обработка Дмитриева В. «Галоп» Фоменко В. «В стиле регтайм» Фоссен А. «Летящие листья» Шахов Г. Четыре пьесы: «Юные фигуристы», «На лодочке», «Романс» «Тик-так» Шостакович Д. «Испанский танец». Из музыки к кинофильму «Овод» Штраус И. «Трик-трак». Полька Народные песни Паницкий И. Вариации на тему русской народной песни «Полосынька» Паницкий И. Вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровныя» и «Светит месяц» Ризоль Н. Вариации на тему украинской народной песни «Дощик» Русская народная песня. Обработка Бухвостова В. «Неделька» Русская народная песня. Обработка Иванова В. «Ах вы, сени, мои сени» Русская народная песня. Обработка Мотова В. «Ах, Самара-городок» Русская народная песня. Обработка Мотова В. «Ехал на ярмарку ухарь-купец» Русская народная песня. Обработка Мотова В. «Стоит орешина кудрявая» Русская народная песня. Обработка Суркова А. «То не ветер ветку клонит Русская народная песня. Обработка Суркова А. «Как у наших у ворот» Русская народная песня. Обработка Суханова А. «Куманёчек, побывай у меня» Русская народная песня. Обработка Шендерёва Г. «Во сыром бору тропина» Сурков А. Вариации на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла» Украинская народная песня. Обработка Чайкина Н. «У Харькови дощ иде» Этюды Беренс Г. «Этюд» ля минор Беренс Г. «Этюд» Соль мажор Бургмюллер Ф. «Этюд» До мажор Бухвостов В. «Этюд» ля минор Герц.Г. «Этюд» Си-бемоль мажор Двилянский М. «Этюд» до минор Лак Т. «Этюд» ля минор Лёв И. «Этюд» Фа мажор Лешгорн А. «Этюд» Фа мажор Лешгорн А. «Этюд» соль минор Ляпунов С. «Этюд» си минор Мотов В. «Этюд» Ми мажор Мотов В. «Этюд» ля минор Мотов В. «Этюд» ре минор Холминов А. «Этюд» Фа мажор Шахов Г. «Этюд» до минор Шахов Г. «Этюд» ля минор Шахов Г. «Этюд» ля минор Шитте Л. «Этюд» ре минор Эк Г. «Этюд» Соль мажор Список рекомендуемых сборников Предмет «Музыкальный инструмент – аккордеон» 1. Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста» 3-5 класс ДМШ, выпуск 9. — Москва: «Музыка», 1980 г. 2. Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. — Москва: «Музыка», 1979 г. 3. Алёхин В. – составитель сборника «Полифонические пьесы для баяна» выпуск 5. — Москва: «Советский композитор», 1978г. 4. Бажилин Р. – составитель сборника «Аккордеон в джазе». – Москва: Издательство Катанского В., 2000г. 5. Бажилин Р. – составитель сборника «Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет» — Москва: Издательство Катанского В., 2000г. 6. Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 4. – Москва: Издательство Катанского В., 2005г 7. Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – Москва: Издательство Катанского В., 2000г. 8. Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. — Москва: Издательство Катанского В., 2002г. 9. Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона «В стиле популярной музыки» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г. 10. Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» — Москва: Издательство Катанского В., 2002г. 11. Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». – Москва: Издательство Катанского В., 2004г. 12. Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». — Москва: Издательство Катанского В., 2004г. 13. Бах И.С. «Инвенции для фортепиано» Редакция Бузони Ф. – Москва: «Музыка», 1991г. 14. Бережков В. «Пьесы для баяна» – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004г. 15. Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита» аккордеон, баян – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г. 16. Бойцова Г.«Юный аккордеонист» 1, 2 часть – Москва: «Музыка», 1994г. 17. Бушуев Ф. – составитель сборника «Сонатины и вариации для баяна», выпуск 11 — Москва: «Советский композитор», 1979г. 18. Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. – Москва: Издательство Катанского В., 2001г. 19. Власов В. «Альбом для детей и юношества» — Санкт-Петербург: «Композитор», 2000г. 20. Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1. Составитель сборника В.Ушаков. — Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г. 21. Гаврилов Л.В. «Этюды для баяна». – Москва: «Советский композитор», 1985г. 22. Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. – Москва: «Музыка», 1983г. 23. Двилянский Е. – составитель сборника «Мой друг – баян», выпуск 19. — Москва: «Композитор», 1994. 24. Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор «Хрестоматия аккордеониста» издание второе, 2 курс музыкальных училищ – Москва: «Музыка», 1985г. 25. Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия аккордеониста» 2 курс музыкальных училищ. — Москва: «Музыка», 1981г. 26. Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 – Москва: «Музыка», 1991г. 27. Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. – Москва: «Советский композитор», 1989г. 28. Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 20. – Москва: «Советский композитор», 1987г. 29. Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. – Москва: «Советский композитор», 1989г. 30. Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – Москва: «Советский композитор», 1990г. 31. Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона – Москва: «Музыка», 1985г. 32. Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1981г. 33. Дербенко Е. «Детская музыка для баяна» Шесть сюит – Москва: «Музыка», 1989г. 34. Дербенко Е. «Альбом для юношества» — Тула, Тульская типография, 2000г. 35. Дербенко Е. «Сюита в классическом стиле в семи частях» для баяна ДМШ — Москва: «Престо», 1996г. 36. Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г. 37. Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г. 38. Дмитриев А. и Лихачёв Ю. – составители сборника «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона – Ленинград: «Музыка», 1990г. 39. Доренский А. «Виртуозные пьесы», педагогический репертуар баяниста, выпуск 3, 4-5 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г. 40. Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г. 41. Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 1-3 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г. 42. Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 3-5 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г. 43. Дранга Ю. – составитель сборника «Концертный репертуар аккордеониста», выпуск 1 – Москва: «Музыка», 1990 г. 44. Завальный В. «Музыкальная мозаика», альбом для детей и юношества (для баяна и аккордеона). Составление и исполнительская редакция Родина В. – Москва: «Кифара», 1999г. 45. Коробейников А. «Альбом для детей и юношества», пьесы для баяна и аккордеона, часть 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г. 46. Коробейников А. «Детский альбом» для баяна и аккордеона. – Москва: «Русское музыкальное товарищество», 2004г. 47. Кузнецов В. «Популярные мелодии» в обработке для баяна.- Санкт-Петербург: «Музыка», 1992г. 48. Куликов В. «Ча-ча-ча», популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. – Москва: « Музыка», 1994г. 49. Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1985г. 50. Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 15. – Москва: «Советский композитор», 1986г. 51. Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 3. – Москва: «Музыка», 1986г. 52. Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 7 – Москва: «Музыка», 1990г. 53. Лихачёв М. «Лунная серенада», джазовые пьесы для аккордеона (баяна). — Санкт-Петербург: «Композитор», 2006г. 54. Лихачёв С. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для баяна или аккордеона», выпуск 2. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2002г. 55. Лихачёв С. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для баяна или аккордеона», выпуск 1. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2002г. 56. Лихачёв Ю. – составитель сборника «Полифонические пьесы И.С. Баха и его сыновей» в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона — Ленинград: «Музыка», 1988г. 57. Лондонов П. «Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона». – Москва: «Советский композитор», 1985г. 58. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1990г. 59. Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1989г. 60. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Советский композитор», 1987г. 61. Медведев С. «Браво, маэстро!» пьесы для аккордеона – Санкт-Петербург: «Союз художников», 2004г. 62. Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне» – Москва: «Советский композитор», 1987г. 63. Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г. 64. Павин С. «Народные песни и танцы» в обработке для аккордеона – Москва: «Советский композитор», 1985г. 65. Паницкий И.Я. «Концертные пьесы для баяна» — Москва: «Музыка», 1980г. 66. Пономарёва Т.Б. – составитель сборника «Карусель», сборник детских сочинений для баяна или аккордеона – Санкт-Петербург: ДМШ им. Андреева, 2006г. 67. Солохин Б. «Пьесы для аккордеона» — Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г. 70. Талакин «Хрестоматия аккордеониста», этюды 4-5 класс – Москва: «Музыка», 1988 г. 71. Талакин А. «Аккордеонисту-любителю», выпуск 24 – Москва: «Советский композитор», 1990г. 72. Ушаков В. — составитель сборника «Композиции для аккордеона», выпуск 3. — Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г. 73. Фролов Е. Детская сюита для баяна «Приключения Буратино» — Санкт-Петербург: «Композитор», 2002г. 74. Юхно С. «Популярная музыка для аккордеона (баяна), 3-4 класс ДМШ — Санкт-Петербург: «Союз художников», 2004г. Методическое обеспечение В наличии школы и библиотеке учителя имеются все необходимые нотные сборники. Материально – техническое оснащение Инструменты: аккордеоны – «WELTMEISTER 3/4 », «WELTMEISTER 4/4 » Стулья, пюпитры, подставки для ног.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Ивлева Юлия
30.09.2012 20:06
Уважаемая Ольга, пожалуйста перезагрузите вашу замечательную и объёмную программу в виде файла Word, а на странице Портала оставьте только пояснительную записку или аннотацию.
С ув. модератор.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров