В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Причастие как часть речи.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Причастие как часть речи.

Людмила Костюнина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:8просмотров: 8530
Краткое описание
Работа представляет собой план-конспект урока по русскому языку в 7 классе  на тему"Причастие как часть речи " с использованием ИКТ. Цель работы- выявление новых форм работы на уроках русского языка
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
План-конспект Причастие как часть речи измен..doc Скачать

Приложение 1


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Причастие как часть речи.

__________________________



Костюнина Людмила Вячеславовна


Г. Егорьевск МОУ СОШ № 5


Учитель русского языка и литературы


Русский язык


7 класс


Причастие как часть речи( первый урок в серии уроков по теме «Причастие»)


Русский язык учебник под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской



  1. Цель урока: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, морфологическими и синтаксическими признаками причастия.

9. Задачи:

- обучающие

  • научить учащихся находить причастия в тексте, выделять их среди других частей речи

-развивающие

  • развивать навыки синтаксического разбора предложений,

  • умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

-воспитательные

  • воспитывать чувство патриотизма

  • воспитывать чувство любви и уважения к родному языку

  1. Тип урока: Урок изучения нового материала

  2. Формы работы учащихся

  • фронтальный опрос

  • выборочная работа

  • самостоятельная работа с последующей проверкой

  • работа с интерактивной таблицей (приложение 2)

  1. Необходимое техническое оборудование

мультимедиа проектор ,интерактивная доска(экран), колонки, компьютер

  1. Структура и ход урока










Таблица 1.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5


6

1.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку.



  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Наличие школьных принадлежностей, необходимых для работы на уроке

  2. Приветствие учащихся.






Учащиеся проверяют необходимые для урока принадлежности. Психологически настраиваются на урок

1 мин


2.












3


Проверка домашнего задания











Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.



Выборочная работа с текстом упр. 47. В качестве дополнительного задания найти прилагательные и глаголы в тексте, указать их морфологические признаки и синтаксическую роль. Учитель подводит уч-ся к формулировке темы урока.




Акцентирует внимание на морфологических признаках глагола и прилагательного. Просит обобщить материал.

















Уч-ся работают с заглавием текста, орфограммами, обосновывают выбор написания. Комментируют

дополнительное грамматическое задание. Указывают род, падеж и число прилагательных, вид, спряжение, время глагола.




Учащиеся называют признаки прилагательного

(постоянные и непостоянные), глагола

(постоянные и непостоянные)



3 мин








2 мин

4.

Освоение нового материала. (Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний).




Синтаксическая пятиминутка

Учитель диктует высказывание М.В. Ломоносова (демонстрирует портрет М.В.Ломоносова), просит учащихся оформить высказывание в виде прямой речи (одного вызывает к доске), составить схему предложения, выполнить синтаксический разбор предложения.


«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

Учащиеся записывают в тетрадях высказывание в следующем виде:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»,- сказал М.В. Ломоносов.

Составляют схему прямой речи, выполняют разбор сложного предложения (выделяют грамматические основы двух простых предложений, дают характеристику предложению

(повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное)







4 мин

5










6

Сообщение темы, цели и задач урока мотивация учения(начало)








Освоение нового материала (продолжение)





Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения (продолжение)














Постановка проблемного вопроса: О какой части речи пишет М.В.Ломоносов?

Учитель, выслушав высказывания, предлагает учащимся приблизиться к разгадке, сыграв и в игру «Третий лишний»

На доске записаны ряды слов.(открывается шторка) Учащимся предлагается убрать лишнее:

  • смеющийся, смешной, смехотворный

  • убежать, убегающий, убегать

Мотивировать свой выбор. Учитель просит поставить вопрос к выделенным словам, указать, от каких слов они образованы.

Учитель сообщает, что это причастие, самостоятельная часть речи, с которой они будут работать в течение нескольких уроков.






Учащиеся высказывают свои предположения.









Учащиеся в каждой строке отмечают лишнее: смеющийся, убегающий. Мотивируют свой выбор.

Сообщают, что данные слова отвечают на вопрос КАКОЙ? и образованы от ГЛАГОЛА


1 мин










2 мин

6







Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия.

3 ( слайд 1)





Интерактивная таблица № 1

Глагол и причастие


Интерактивная таблица № 2

Прилагательное и причастие






Предлагает обратиться к модулю № 3 (1 слайд) и рассмотреть анимацию

(толстая книга и падающая книга), обращая внимание на то, как проявляется признак предмета у прилагательного и у причастия. И признаки какой части речи еще проявляются у причастия..

Учитель предлагает учащимся рассмотреть сначала интерактивную таблицу № 1 Глагол и причастие, затем интерактивную таблицу № 2 Прилагательное и причастие.

Сделать выводы о морфологических признаках причастия, обратиться к высказыванию М.В.Ломоносова


Обращение к учебнику. Учитель предлагает учащимся сформулировать определение причастия , а также вернуться к высказыванию М.В. Ломоносова о причастии..



Учащиеся, рассмотрев анимацию, делают вывод, что признак у прилагательного постоянный, а у причастия временный

(проявляющийся во времени -падающий). И это глагольный признак у причастия.



Учащиеся, рассмотрев интерактивные таблицы, делают выводы о том, что у причастия есть признаки и от глагола, и от прилагательного


Учащиеся формулируют правило, пользуясь представленным материалом, отмечают точность высказывания М.В.Ломоносова.




3 мин












5 мин











2 мин

7.















8

Первичная проверка понимания














Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип

4 (слайд 2)

Учитель, опираясь на текст ЭОР № 4 слайда 2, предлагает выполнить выборочную работу в тетрадях (прилагательные и причастия)

Учитель контролирует работу учащихся


После написания обращает внимание на текст и предлагает одному ученику выделить сначала прилагательные, а потом причастия, пользуясь своими записями. Проверить работу, нажатием « проверить»


Работа по определению синтаксической роли причастий. Учитель предлагает выполнить упражнение 54. Найти причастия и подчеркнуть их как члены предложения. Закрепить знания о синтаксической роли причастий











Учащиеся выписывают в две колонки:

Прилагательные

Вечный, многогранный, могучий, легкомысленный, бесчисленные, горячей, страстной

Причастия

Овладевшего, умудренного, встречающихся, созданы, брезгующий


Один учащийся выполняет работу у доски.

Учащиеся выполняют упр. 54

Подчеркивают причастия как члены предложения

(определения)

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Учащиеся закрепляют знания, что причастия чаще всего являются определениями

5 мин










5 мин







9.

Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений

Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип

4 (слайд 1 )


Текст «Проверь себя. Причастие»

Учитель организует поисковую работу обучающихся. В тексте предлагает найти причастия по признакам. (выполнить эту работу устно)


Учитель контролирует эту работу, по завершении обращается к тексту, выделяя названные учащимися слова. Нажимает «Проверить». В случае неверного ответа обращается еще раз к тексту.


Учащиеся просматривают текст, по характерным признакам находят причастия.



Аргументируют свой выбор.

5 мин

10.


Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.( рефлексия)













Учитель обращается к классу с вопросом, что нового узнали, с какой частью речи познакомились на этом уроке. В чем особенности данной части речи. Что не удалось усвоить.



Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


3 мин

11.

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.


Учитель обращается к классу о результатах работы учащихся на уроке, предлагает оценить друг друга. А затем приступает к оцениванию. Выставление оценок за домашнюю работу, включая и устные ответы, за работу у доски по теме урока (2 ученика), оценка за синтаксический разбор предложения, оценивание отдельных учеников за выборочную работу, выставление оценки ученикам, работающим с текстом заключительного задания у доски. Комментирование оценок

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.


1 мин

12.

Подведение итогов урока


Учитель подводит итог урока. Темы урока. Что удалось выполнить, реализовать. Нацеливает на последующее закрепление материала, самостоятельную работу учащихся дома






Учащиеся делают выводы, учитывают замечания с целью их исправления на последующих уроках по теме «Причастие»

2 мин

13.


Постановка домашнего задания



Учитель акцентирует внимание учащихся на закреплении полученных знаний в устной форме (работа с таблицами учебника и с определением), а также в письменной форме (в виде письменного упражнения). Подводит учащихся к необходимости выполнить все грамматически задания по тексту с целью проверки и закрепления знаний, полученных на уроке, а также в качестве подготовки к освоению последующих тем по причастию. Домашнее задание упр. 5 7 (списать текст, найти причастия и определить глагольные признаки (вид и время)Комментирование домашнего задания.









Учащиеся принимают участие в комментировании домашнего задания с учетом полученных на уроке знаний.

1 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Причастие как часть речи( первый урок)

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Интерактивная таблица «Глагол и причастие»

Локальный автономный

ЭОР,

мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf


2

«Интерактивная таблица «Прилагательное и причастие»


Локальный автономный ЭОР, мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf


3

«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия.


Локальный автономный ЭОР, модуль информационного типа

Слайд 1

анимация

http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html

4

«Понятие о причастии. Морфологические признаки. П2»

Локальный автономный ЭОР, модуль практического типа


Слайд 1- Статичный текст

Слайд 2 -Интерактивный текст


http://fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html


Используемая литература:

  1. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т, Баранова, и др. «Русский язык. 7 класс» /Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  2. Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. /Т.Н. Роговик. - М.: «Экзамен», 2004.

  3. Изложения по русскому языку: 7 класс/ Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  4. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь– 2 –е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2008.

  5. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах./Н.М. Скоркина. – Волгоград. Издательство «Учитель АСТ». 2002.

  6. Интернет-ресурсы (см. приложение)


План-конспект Причастие как часть речи измен.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос