Рабочая программа 4 класс "Начальная школа 21 века"
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МОУ «СОШ
__________/Е.В.Шевченко/ по УВР МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»
Протокол № 1 от р.п. Духовницкое» ________/Т.А.Фролова /
« 28» августа 2011г. _________/Н.В.Темлюкова/ Приказ № 327
«29» августа 2011 г. от «1» сентября 2011г
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «22» августа 2011 г
2011 – 2012 учебный год
4 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Математика.
Пояснительная записка.
Статус документа
Примерная программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Основные содержательные линии
В Примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур»
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
• создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
• обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Задачи курса и особенности их реализации:
• курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала;
• развитие математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным линиям курса: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия и отношения, алгебраическая пропедевтика, элементы геометрии;
• в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
В основу подбора содержания обучения положены методологические принципы:
• анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
• возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
• взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
• обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
• обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
• развитие интереса к занятиям математикой.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы
Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел.
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики. Римские цифры: I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число.
Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия.
Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
последовательность чисел в пределах 100 000;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
таблицу умножения и деления однозначных чисел;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
пользоваться изученной математической терминологией;
выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах);
решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
оценки величины предметов на глаз;
самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Учащиеся должны:
называть: классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать:
-
многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
-
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
-
соотношения между единицами массы: 1 т=1000 кг, 1 ц=100 кг, 1 т=10 ц;
применять:
-
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
-
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;
-
знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
-
читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
-
выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
-
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона ( в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
-
решать арифметические текстовые задачи разных видов.
Учебно-тематическое планирование по математике.
Класс 4 «а».
Учитель: Шевченко Е.В.
Количество часов:
Всего – 170 часов, в неделю – 5 часов.
Планирование контрольных уроков, тестов – 14 часов.
Административных контрольных уроков –4 часа.
Планирование составлено на основе «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».
Учебник – «Математика» авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2010год.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Десятичная система счисления. |
3 |
2 |
Чтение и запись многозначных чисел. |
11 |
3 |
Сложение многозначных чисел. |
7 |
4 |
Вычитание многозначных чисел. |
7 |
5 |
Построение прямоугольника. |
3 |
6 |
Скорость. Задачи на движение. |
10 |
7 |
Координатный угол. Графики. Диаграммы. Таблицы |
5 |
8 |
Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения. |
7 |
9 |
Многогранник. |
3 |
10 |
Распределительные свойства умножения. |
9 |
11 |
Тонна. Центнер. |
3 |
12 |
Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на встречное движение. |
8 |
13 |
Умножение многозначного числа на однозначное. |
6 |
14 |
Умножение многозначного числа на двузначное. |
3 |
15 |
Умножение многозначного числа на трехзначное. |
7 |
16 |
Задачи на движение в одном направлении. |
3 |
17 |
Высказывания и их значения. |
5 |
18 |
Составные высказывания. |
11 |
19 |
Деление суммы на число. |
5 |
20 |
Деление на 1000, 10000, 100000. |
2 |
21 |
Деление на однозначное число. |
6 |
22 |
Деление на двузначное число. |
6 |
23 |
Деление на трехзначное число. |
7 |
24 |
Деление отрезка на равные части. |
2 |
25 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 |
5 |
26 |
Угол и его обозначение. Виды углов. |
5 |
27 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 |
5 |
28 |
Виды треугольников. |
2 |
29 |
Точное и приближенное значения величины. |
8 |
30 |
Повторение. |
6 |
|
Итого: |
170 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика,4 класс. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, 2010 г.
Учебно-методический комплект:
• Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010 («Начальная школа XXI века»);
• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф , 2010 («Начальная школа XXI века»);
• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2010,с изменениями («Начальная школа XXI века»);
• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2010,с изменениями («Начальная школа XXI века»).
-
«Дружим с математикой» рабочая тетрадь для дифференцированного обучения.
Авторы: В. Н Рудницкая, Е.Н. Кочурова
Оборудование и приборы:
Карточки с заданиями для 4 класса.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Телевизор с DVD проигрывателем.
Демонстрационные измерительные инструменты (треугольник и транспортир).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (Палетка, квадрат).
Демонстрационные таблицы по темам 4 класса.
• Геометрические фигуры и величины. (Учебно-методическое пособие)
1. Точки. Линии. Многоугольники.
2. Периметр многоугольника.
3. Площадь геометрических фигур.
4. Угол. Виды углов.
5. Величины.
6. Единицы времени.
7. Единицы длины. Единицы массы.
8. Единицы площади.
9. Скорость. Время. Расстояние.
• Таблица « Единицы измерения».
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по математике
4 «а» класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»
Шевченко Елены Викторовны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
2011-2012 учебный год
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
I полугодие |
79 часов |
|
|
|
|
|
|
|
I четверть |
41 час |
|
|
|
|
|
|
|
Десятичная система счисления. |
3 часа |
|
|
|
|
|
|
1. |
Десятичная система счисления. |
1 |
2.09 |
|
Римская система записи чисел |
Вводный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
2 |
Римская система записи чисел |
1 |
5.09 |
|
Знакомство с понятием «десятичная система счисления». Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых |
Повторение |
взаимоконтроль |
|
3 |
Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел |
1 |
6.09 |
|
|
Тренировочный |
Фронтальный опрос. |
|
|
Чтение |
11 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда |
1 |
7.09 |
|
Знакомство с классами и разрядами многозначного числа в пределах миллиарда. Чтение и запись многозначных чисел. |
Изучение нового |
Практическая работа. |
|
5 |
Способ чтения многозначного числа. Запись многозначного числа |
1 |
8.09 |
Работа с интерактивной доской |
|
Изучение нового |
Взаимоконтроль |
|
6 |
Чтение и запись многозначных чисел. |
1 |
9.09 |
|
|
|
Взаимопроверка работа в варах |
|
7 |
Запись и чтение многозначных чисел в пределах миллиарда. |
1 |
12.09 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
8 |
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
13.09 |
|
|
Тренировочный |
Работа в парах |
|
9 |
Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда. |
1 |
14.09 |
|
|
Закрепление знаний, умений и навыков. |
Самостоятель ная работа. Арифм. Диктант |
|
10 |
Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. |
1 |
15.09 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Практическая работа. |
|
11 |
Сравнение многозначных чисел |
1 |
16.09 |
|
|
Комбинированный. |
Взаимоконтроль |
|
12 |
Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<», «>» |
1 |
19.09 |
|
Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<», «>» |
Тренировочный |
Фронтальный опрос.. |
|
13 |
Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. Сравнение многозначных чисел. Самостоятельная работа |
1 |
20.09 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. Самостоятельная работа |
|
14 |
Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел» |
1 |
21.09 |
Работа с интерактивной доской |
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
|
Сложение многозначных чисел и вычитание многозначных чисел. |
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Устные приёмы сложения многозначных чисел. |
1 |
22.09 |
|
|
Комбинированный |
Промежуточ ный контроль. |
|
16 |
Письменные приёмы сложения многозначных чисел. |
1 |
23.09 |
|
|
Комбинированный |
Самостоятель ная работа. |
|
17 |
Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел |
1 |
26.09 |
|
|
Тренировочный |
Текущий. |
|
18 |
Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. |
1 |
27.09 |
|
Знакомство с алгоритмом письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений |
Комбинированный |
Практическая работа: измерение массы с помощью весов. |
|
19 |
Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. |
1 |
28.09 |
|
|
Комбинированный |
взаимоконтроль. |
|
20 |
Устные приёмы вычитания многозначных чисел. |
1 |
29.09 |
|
|
Повторительно-обобщающий. |
Текущий |
|
21 |
Письменные приёмы вычитания многозначных чисел. |
1 |
30.09 |
|
|
Комбинированный |
Текущий |
|
22 |
Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел |
1 |
3.10 |
|
|
Комбинированный |
Текущий |
|
23 |
Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. |
1 |
4.10 |
|
Знакомство с алгоритмом письменного вычитания многозначных чисел |
Комбинированный |
Текущий |
|
24 |
Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда |
1 |
5.10 |
|
|
комбинированный |
Работа в парах |
|
25 |
Сложение и вычитание многозначных чисел. |
1 |
6.10 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
26 |
Сложение и вычитание многозначных чисел. |
1 |
7.10 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
27 |
Контрольная работа по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.» |
1 |
10.10 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
28 |
Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». |
1 |
11.10 |
|
|
комбинированный |
Работа в парах |
|
|
Построение прямоугольника. |
3 |
|
|
|
|
|
|
29 |
Построение прямоугольников |
1 |
12.10 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
30 |
Построение прямоугольников на нелинованной бумаге |
1 |
13.10 |
|
Построение прямоугольника с данными длинами сторон |
Комбинированный |
Текущий. |
|
31 |
Закрепление построения прямоугольников на нелинованной бумаге. Контрольный устный счет. |
1 |
14.10 |
Работа с интерактивной доской |
|
контрольный |
Проверочная работа. Тесты. |
|
|
Скорость. Задачи на движение. |
10 |
|
|
|
|
|
|
32 |
Скорость. Понятие скорости. |
1 |
17.10 |
|
Прибор «спидометр» |
комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
33 |
Единицы скорости |
1 |
18.10 |
|
Ознакомление с новой величиной – скорость. Единицы скорости и их обозначения. |
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
34 |
Решение простых задач на нахождение скорости. |
1 |
19.10 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
35 |
Упражнение в решении задач на нахождение скорости |
1 |
20.10 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
36 |
Задачи на движение. Нахождение скорости. |
1 |
21.10 |
|
Три вида задач на нахождение: – скорости, если известны путь и время; – пути, если известны скорость и время; – времени, если известны путь и скорость |
Комбинированный |
Текущий. |
|
37 |
Задачи на движение. Нахождение пути |
1 |
24.10 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
38 |
Задачи на движение Нахождение времени. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение» |
1 |
25.10 |
|
|
Тренировочный Комбинированный |
Текущий. Самостоятельная работа. |
|
39 |
Повторение пройденного за 1 четверть |
1 |
26.10 |
|
|
Тренировочный Комбинированный |
Текущий. |
|
40 |
Итоговая контрольная работа за 1 четверть |
1 |
27.10 |
Работа с интерактивной доской |
|
Контрольный |
Контрольная работа. |
|
41 |
Коррекция знаний. Упражнения в решении задач на движение. |
1 |
28.10 |
|
|
Комбинированный |
Работа в парах |
|
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
I полугодие |
79 часов |
|
|
|
|
|
|
|
II четверть |
38 часов |
|
|
|
|
|
|
|
Координатный угол. Графики. Диаграммы. Таблицы. |
5 часов |
|
|
|
|
|
|
1 (42) |
Координатный угол, координаты точки. |
1 |
7.11 |
|
Диаграмма |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
2 (43) |
Графики, диаграммы, таблицы. Чтение. |
1 |
8.11 |
|
Координатный угол. Чтение и запись координат |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
3 (44) |
Чтение графиков, диаграмм, таблиц |
1 |
9.11 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
4 (45) |
Построение точки с указанными координатами. |
1 |
10.11 |
Работа с интерактивной доской |
Графики, диаграммы, таблицы. Их значение для передачи информации |
Комбинированный |
Фронтальнталь ный опрос. |
|
5 (46) |
Построение простейших графиков, таблиц. Контрольный устный счет. |
1 |
11.11 |
|
|
Комбинированный |
|
|
|
Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения. |
7 часов |
|
|
|
|
|
|
6 (47) |
Переместительное свойство сложения |
1 |
14.11 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
7 (48) |
Переместительное свойство умножения |
1 |
15.11 |
|
Обобщение представлений о переместительном свойстве сложения и умножения, о сложении с нулем |
Комбинированный |
Текущий. |
|
8 (49) |
Переместительное свойство сложения и умножения |
1 |
16.11 |
|
|
Комбинированный |
Практическая работа |
|
9 (50) |
Сочетательное свойство сложения |
1 |
17.11 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
|
|
10 (51) |
Сочетательное свойство умножения. |
1 |
18.11 |
|
|
Тренировочный. |
взаимоконтроль |
|
11 (52) |
Применение переместительного и сочетательного свойства сложения и умножения |
1 |
21.11 |
|
Обобщение представлений о сочетательном свойстве сложения и умножения, о сложении с нулем |
Комбинированный |
Работа в парах. |
|
12 (53) |
Сочетательное и переместительное свойство сложения и умножения. Контрольный устный счет. |
1 |
22.11 |
|
|
Комбинированный |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|
|
Многогранник. |
3 |
|
|
|
|
|
|
13 (54) |
Понятие о многогранниках. |
1 |
23.11 |
|
Многогранник |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
14 (55) |
Вершины, ребра и грани многогранника |
1 |
24.11 |
|
Элементы многогранника – грани, вершины, ребра |
Комбинированный |
Текущий. |
|
15 (56) |
Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами |
1 |
25.11 |
|
Представление о многограннике. Отработка навыка изображения многогранника на чертежах, обозначения их буквами |
комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
|
Распределительные свойства умножения. |
9 |
|
|
|
|
|
|
16 (57) |
Распределительные свойства умножения |
1 |
28.11 |
|
Распределительные свойства умножения |
Комбинированный |
Работа в парах |
|
17 (58) |
Распределительное свойство умножения относительно сложения. |
1 |
29.11 |
Работа с интерактивной доской |
Обобщение представлений о распределительном свойстве умножения относительно сложения и относительно вычитания |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
18 (59) |
Распределительное свойство умножения относительно вычитания. |
1 |
30.11 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
19 (60) |
Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. Самостоятельная работа |
1 |
1.12 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Самостоятель ная работа |
|
20 (61) |
Умножение на 1000, 10 000, 100 000. |
1 |
2.12 |
|
|
Комбинированный |
Работа в парах |
|
21 (62) |
Решение задач. Закрепление изученного по теме « Умножение на 1000, 10 000, 100 000». |
1 |
5.12 |
|
Знакомство с правилами умножения на 1000, 10000, 100000 |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
22 (63) |
Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 000… |
1 |
6.12 |
|
|
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
23 (64) |
Контрольная работа по теме: «Свойства арифметических действий. Умножение на 1000, 10 000, 100 000…» |
1 |
7.12 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Практическая работа. |
|
24 (65) |
Коррекция знаний. Повторение изученного по теме: «Свойства арифметических действий. Умножение на 1000, 10 000, 100 000…» |
1 |
8.12 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Тонна. Центнер. |
3 |
|
|
|
|
|
|
25 (66) |
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. |
1 |
9.12 |
|
Тонн. Центнер |
Комбинированный |
Текущий. |
|
26 (67) |
Соотношения между единицами массы: тонной и центнером |
1 |
12.12 |
|
Единицы массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массы: т ц |
Комбинированный |
Самостоятельная работа. |
|
27 (68) |
Решение задач с использованием единиц массы |
1 |
13.12 |
|
|
Тренировочный. |
Фронтальный опрос |
|
|
Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на встречное движение. |
8 |
|
|
|
|
|
|
28 (69) |
Задачи на движение в противоположных направлениях |
1 |
14.12 |
|
Противоположные напавления |
Комбинированный |
Работа в парах |
|
29 (70) |
Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях |
1 |
15.12 |
|
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения направление движения, пройденный путь, время, скорость) |
Комбинированный |
Практическая работа. |
|
30 (71) |
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях |
1 |
16.12 |
Работа с интерактивной доской |
Встречное движение |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
31 (72) |
Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях |
1 |
19.12 |
|
|
Комбинированный |
Практическая работа. |
|
32 (73) |
Упражнение в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение» |
1 |
20.12 |
|
|
Тренировочный |
Самостоятельная работа |
|
33 (74) |
Решение задач на движение |
1 |
21.12 |
|
|
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
34 (75) |
Итоговая контрольная работа за первое полугодие. |
1 |
22.12 |
|
|
контрольный |
Контрольная работа |
|
35 (76) |
Коррекция знаний |
1 |
23.12 |
|
|
|
взаимопроверка |
|
|
Умножение многозначного числа на однозначное. |
6 |
|
|
|
|
|
|
36 (77) |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
1 |
26.12 |
|
Повторение и закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное |
Комбинированный |
Текущий. Практическая работа |
|
37 (78) |
Умножение многозначного на однозначное число. |
1 |
27.12 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. Практическая работа. |
|
38 (79) |
Умножение вида 404 х 7, 480 х 9. |
1 |
28.12 |
|
|
Тренировочный. |
|
|
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
II полугодие |
91 часов |
|
|
|
|
|
|
|
III четверть |
51 часов |
|
|
|
|
|
|
|
Умножение многозначного числа на однозначное. |
|
|
|
|
|
|
|
1 (80) |
Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число. |
1 |
12.01 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. Взаимоконтроль |
|
2 (81) |
Умножение многозначного числа на однозначное. Проверка с помощью калькулятора |
1 |
13.01 |
|
Калькулятор, микрокалькулятор |
Тренировочный |
Текущий. |
|
3 (82) |
Умножение многозначного на однозначное число. Контрольный устный счет. |
1 |
16.01 |
|
|
Комбинированный |
Арифм. диктант |
|
|
Умножение многозначного числа на двузначное. |
3 |
|
|
|
|
|
|
4 (83) |
Умножение многозначного числа на двузначное |
1 |
17.01 |
|
|
Комбинированный |
Работа в парах. |
|
5 (84) |
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Самостоятельная работа |
1 |
18.01 |
|
Развернутая запись |
Комбинированный |
Текущий. |
|
6 (85) |
Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора |
1 |
19.01 |
|
Упрощённая запись |
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Умножение многозначного числа на трехзначное. |
7 |
|
|
|
|
|
|
7 (86) |
Письменный алгоритм умножения на трехзначное число |
1 |
20.01 |
|
Знакомство с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число |
Тренировочный. |
Фронтальный опрос |
|
8 (87) |
Умножение многозначного числа на трехзначное. |
1 |
23.01 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
9 (88) |
Выполнение развернутых записей умножения |
1 |
24.01 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
10 (89) |
Выполнение упрощенных записей умножения. |
1 |
25.01 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
11 (90) |
Умножение многозначного числа на трехзначное |
1 |
26.01 |
|
|
Комбинированный |
Практическая работа |
|
12 (91) |
Контрольная работа № 6 по теме: «Умножение многозначных чисел» |
1 |
27.01 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа. |
|
13 (92) |
Коррекция знаний. Алгоритм умножения на многозначное число. |
1 |
30.01 |
|
|
|
|
|
|
Задачи на движение в одном направлении. |
3 |
|
|
|
|
|
|
14 (93) |
Задачи на движение в одном направлении |
1 |
31.01 |
|
Решение задач. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (направление движения, пройденный путь, время, скорость |
Тренировочный |
Текущий. Практическая работа |
|
15 (94) |
Решение задачи на движение. |
1 |
1.02 |
|
|
Комбинированный |
Практическая работа |
|
16 (95) |
Задачи на движение в одном направлении |
1 |
2.02 |
|
|
Тренировочный. |
Текущий. |
|
|
Высказывания и их значения. |
5 |
|
|
|
|
|
|
17 (96) |
Ознакомление с истинными и ложными высказываниями |
1 |
3.02 |
|
Элементы математической логики. Истинные и ложные высказывания. Значения высказываний: И
(истина), |
Комбинированный |
Текущий. |
|
18 (97) |
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что» |
1 |
6.02 |
|
|
Тренировочный. |
Тематическая работа, тест. |
|
19 (98) |
Таблицы истинности составных высказываний. Обозначения |
1 |
7.02 |
|
|
Комбинированный. |
Текущий. |
|
20 (99) |
Знакомство с составными высказываниями |
1 |
8.02 |
|
составные высказывания |
Комбинированный |
Логические задачи |
|
21 (100) |
Логические связки «или», «и» |
1 |
9.02 |
|
Логические связки «или», «и» |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
|
Составные высказывания. |
11 |
|
|
|
|
|
|
22 (101) |
Логические возможности |
1 |
10.02 |
|
Логические возможности, таблицы логических возможностей |
Тренировочный. |
Текущий. |
|
23 (102) |
Составление таблиц логических возможностей |
1 |
13.02 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
24 (103) |
Решение задачи составлением таблицы |
1 |
14.02 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
25 (104) |
Решение задач способом перебора вариантов |
1 |
15.02 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
26 (105) |
Самостоятельное составление логических таблиц |
1 |
16.02 |
|
|
Тренировочный |
Логические задачи |
|
27 (106) |
Решение задач способом перебора вариантов |
1 |
17.02 |
|
|
Тренировочный |
|
|
28 (107) |
Задачи на перебор вариантов |
1 |
20.02 |
|
перебор |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
29 (108) |
Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей |
1 |
21.02 |
|
Логические таблицы |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
30 (109) |
Самостоятельное составление логических таблиц |
1 |
22.02 |
|
|
Комбинированный |
Самостоятель ная работа. |
|
31 (110) |
Контрольная работа №7 по теме: «Простые и составные высказывания. Решение задач» |
1 |
24.02 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
32 (111) |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
25.02 |
|
|
Закрепление ЗУН |
Текущий. |
|
|
Деление суммы на число. |
5 |
|
|
|
|
|
|
33 (112) |
Правило деления суммы на число. |
1 |
27.02 |
|
Знакомство с правилом деления суммы на число |
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
34 (113) |
Правило деления суммы на число. Решение задач |
1 |
28.02 |
|
|
|
Самостоятель ная работа. |
|
35 (114) |
Деление суммы на число: закрепление Контрольный устный счет. |
1 |
29.03 |
|
Делимое, делитель, частное |
Тренировочный |
Практическая работа |
|
36 (115) |
Запись свойств деления с помощью переменных. |
1 |
1.03 |
|
|
Тренировочный |
Текущий. |
|
37 (116) |
Запись свойств деления с помощью переменных: закрепление |
1 |
2.03 |
|
Числовые выраже ния |
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Деление на 1000, 10000, 100000. |
2 |
|
|
|
|
|
|
38 (117) |
Деление на 1000, 10000, 100000 |
1 |
5.03 |
|
Знакомство с правилами деления на 1000, 10000, 100000 |
Комбинированный |
Текущий. |
|
39 (118) |
Деление на 1000, 10000, 100000. Сокращение частного. Самостоятельная работа |
1 |
6.03 |
Работа с интерактивной доской |
Сокращение частного |
Повторительно-обобщающий |
Проверочная работа. |
|
|
Деление на однозначное число. |
6 |
|
|
|
Тренировочный |
Текущий. |
|
40 (119) |
Деление на однозначное число |
1 |
7.03 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
40 (119) |
Проверка правильности выполнения деления |
1 |
9.03 |
|
Остаток |
Тренировочный |
Текущий. |
|
41 (120) |
Деление на однозначное число. Алгоритм |
1 |
12.03 |
|
|
Тренировочный |
Текущий. |
|
42 (121) |
Деление на однозначное число |
1 |
13.03 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
43 (122) |
Проверочная работа по теме: Деление на однозначное число, на 1000, 10000, 100000, деление суммы на число |
1 |
14.03 |
|
|
Контрольный |
Проверочная работа |
|
44 (123) |
Деление на однозначное число, на 1000, 10000, 100000, деление суммы на число |
1 |
15.03 |
|
|
Закрепление ЗУН |
Работа в парах |
|
|
Деление на двузначное число. |
6 |
|
|
|
|
|
|
45 (124) |
Алгоритм деления на двузначное число. |
1 |
16.03 |
|
Знакомство с алгоритмом деления на двузначное число. Предварительное определение числа цифр в частном. Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел |
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
46 (125) |
Деление на двузначное число |
1 |
19.03 |
|
|
Комбинированный |
Самостоятель ная работа. |
|
47 (126) |
Деление многозначного числа на двузначное |
1 |
20.03 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
48 (127) |
Деление на двузначное число; высказывания и их значения |
1 |
21.03 |
|
|
Комбинированный |
Взаимопроверка |
|
50 (129) |
Итоговая контрольная работа за 3 четверть по теме: Деление на однозначное и двузначное число. |
1 |
22.03 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
51 (130) |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
23.03 |
|
|
Закрепление ЗУН |
Работа в парах |
|
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
II полугодие |
91 часа |
|
|
|
|
|
|
|
IV четверть |
40 часов |
|
|
|
|
|
|
|
Деление на трехзначное число. |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 (131) |
Деление на трехзначное число |
1 |
4.04 |
|
Знакомство с алгоритмом деления на трехзначное число. Проверка умений делить многозначные числа на двузначное и трехзначное числа |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
2 (132) |
Деление на трехзначное число: алгоритм действия |
1 |
5.04 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный опрос |
|
3 (133) |
Деление на трехзначное число: алгоритм действия |
1 |
6.04 |
|
|
Комбинированный |
Самостоятель ная работа. |
|
4 (134) |
Деление на трехзначное число. Периметр прямоугольника |
1 |
9.04 |
|
Периметр Р |
Комбинированный |
Текущий. |
|
5 (135) |
Деление на трехзначное число. Площадь прямоугольника |
1 |
10.04 |
Работа с интерактивной доской |
Площадь S |
Комбинированный |
Работа в парах |
|
6 (136) |
Алгоритм деления на трехзначное число. |
1 |
11.04 |
|
|
Тренировочный |
Практическая работа |
|
7 (137) |
Контрольная работа № 9 по теме: «Деление на трехзначное число. Периметр и площадь прямоугольника» |
1 |
12.04 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
|
Деление отрезка на равные части. |
2 |
|
|
|
|
|
|
8 (138) |
Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки |
1 |
13.04 |
|
Алгоритм построения точки, являющейся серединой отрезка |
Комбинированный, повышенной сложности. |
Текущий. |
|
9 (139) |
Деление отрезка на 4 и 8 равных частей |
1 |
16.04 |
|
Отработка умений делить отрезки и измерять их длину |
Комбинированный, повышенной сложности. |
Текущий. |
|
|
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 |
5 |
|
|
|
|
|
|
10 (140) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7 |
1 |
17.04 |
Работа с интерактивной доской |
равенство |
Комбинированный |
Текущий. |
|
11 (141) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х · 5 = 15 |
1 |
18.04 |
|
Алгоритм решения уравнения: разбивка выражения, записанного в одной или обеих частях равенства, на части; упрощение выражений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий |
Комбинированный |
|
|
12 (142) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х – 5 = 7 |
1 |
19.04 |
|
|
Тренировочный. |
Самостоятель ная работа. |
|
13 (143) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х : 5 = 15 |
1 |
20.04 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
14 (144) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий |
1 |
23.04 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Угол и его обозначение. Виды углов. |
5 |
|
|
|
|
|
|
15 (145) |
Угол и его обозначение. Контрольный устный счет. |
1 |
24.04 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
16 (146) |
Угол и его обозначение. Градус. |
1 |
25.04 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный опрос Практическая работа |
|
17 (147) |
Угол и его обозначение. Транспортир. |
1 |
26.04 |
Работа с интерактивной доской |
|
Тренировочный. |
Самостоятель ная работа. |
|
18 (148) |
Классификация углов: острый, прямой, тупой |
1 |
27.04 |
|
Единица величины угла – градус. Построение угла заданной величины с помощью транспортира. Сравнение углов по их градусным мерам. Виды углов |
Комбинированный |
Текущий. |
|
19 (149) |
Умение находить каждый вид угла и давать обоснования |
1 |
30.04 |
|
|
Тренировочный. |
Работа в парах. |
|
|
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
20 (150) |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16 |
1 |
2.05 |
|
Граф |
Комбинированный |
Текущий. |
|
21 (151) |
Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16 |
1 |
3.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
22 (152) |
Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2 |
1 |
4.05 |
|
|
Закрепление знаний, умений и навыков. |
Текущий. |
|
23 (153) |
Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х = 28 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, |
1 |
5.05 |
|
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий |
Комбинированный |
Текущий. |
|
24 (154) |
Контрольная работа по теме «Решение уравнений». |
1 |
7.05 |
|
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий |
Контрольный |
Контрольная работа |
|
|
Виды треугольников. |
2 |
|
|
|
|
|
|
25 (155) |
Классификация треугольников по величинам их углов |
1 |
8.05 |
Работа с интерактивной доской |
Классификация треугольников: а) по величинам их углов; б) по длинам их сторон |
Комбинированный |
Текущий. |
|
26 (156) |
Классификация треугольников по длинам их сторон. Практическая работа. |
1 |
10.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Точное и приближенное значения величины. |
8 |
|
|
|
|
|
|
27 (157) |
Точное и приближенное значения величины |
1 |
11.05 |
|
Понятие о приближенных значениях величины. Знак «» |
Комбинированный |
Текущий. |
|
28 (158) |
Понятие о приближенных значениях величины |
1 |
14.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
29 (159) |
Выполнение записи приближенного значения величины с использованием знака. |
1 |
15.05 |
|
|
Тренировочный |
Самостоятель ная работа |
|
30 (160) |
Расширение знаний об измерениях величин |
1 |
16.05 |
|
|
Комбинированный |
Взаимоконтроль |
|
31 (161) |
Усвоение алгоритмов построения отрезка, равного данному Практическая работа по построению отрезков |
1 |
17.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
32 (162) |
Проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка и величины угла |
1 |
18.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
33 (163) |
Контрольная работа : «Письменные приёмы вычислений. Построение отрезка, равного данному |
1 |
21.05 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
34 (164) |
Анализ контрольной работы. |
1 |
22.05 |
|
Построение отрезка, равного данному |
Комбинированный |
Текущий. |
|
|
Повторение. |
6 |
|
|
|
|
|
|
35 (165) |
Повторение изученного в 4 классе. Контрольный устный счет. |
1 |
23.05 |
Работа с интерактивной доской |
|
Комбинированный |
Самоконтроль. Самостоятель ная работа |
|
36 (166) |
Повторение изученного в 4 классе |
1 |
24.05 |
|
|
Комбинированный |
Текущий. |
|
37 (167) |
Итоговая контрольная работа по тексту дирекции школы за 4 класс |
1 |
25.05 |
|
|
Контрольный |
Контрольная работа |
|
38 (168) |
Анализ контрольной работы |
1 |
28.05 |
|
|
Комбинированный |
|
|
39 (169) |
Диагностическое обследование |
1 |
2905 |
|
|
Контрольный |
Тестовая проверочная работа |
|
40 (170) |
Тренировочные упражнения по выявленным пробелам в знаниях |
1 |
30.05 |
|
|
Систематизация ЗУН |
Работа в парах. |
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МОУ «СОШ
__________/Е.В.Шевченко/ по УВР МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»
Протокол № 1 от р.п. Духовницкое» ________/Т.А.Фролова /
« 28» августа 2011г. _________/Н.В.Темлюкова/ Приказ № 327
«29» августа 2011 г. от «1» сентября 2011г
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «22» августа 2011 г
2011 – 2012 учебный год
Русский язык.
Пояснительная записка.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Цели: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
-
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;
-
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
-
- развитие устной и письменной речи учащихся;
-
-развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя обучающихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи – нахождение, вычисление и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Грамотное письмо и правильная речь является обязательным атрибутом общей культуры человека.
Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
-разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование курса позволяет:
-
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-
Решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-
Сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
-
Избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в Примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
Фонетика (1 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие. (повторение изученного в 2-3 классах на основе введения фонетического анализа слова).
Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение . Перенос.
(повторение изученного в 2-3 классах на основе введения фонетического анализа слова).
Состав слова (1 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Способ образования слов при помощи приставок. Основа слова. (повторение изученного во2 классе на основе введения разбора слова по составу)
Синтаксис (18 часов)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол. Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам (настоящее, будущее, прошедшее время). Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения (4 часа)
Словосочетание ( 7 часов)
Сложное предложение (5 часов)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Развитие речи (29 ч)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки 35 часов
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.
Класс 4
Учитель: Шевченко Е.В.
Количество часов
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных уроков, тестов -14 ч.
Административных контрольных уроков 5 ч.
Планирование составлено на основе программы «Начальная школа XXI века»
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
I |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) |
54 ч |
|
1 |
Фонетика |
1 ч. |
|
2. |
Состав слова. |
1 ч. |
|
3. |
Морфология. |
52 ч. |
|
|
Повторение. |
|
|
|
Глагол. |
|
|
|
Наречие. |
|
|
|
Имя числительное. |
|
|
4. |
Синтаксис. |
16 ч. |
|
|
Синтаксический анализ простого предложения. |
|
|
|
Словосочетание. |
|
|
|
Сложное предложение. |
|
|
II |
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма) |
52 ч. |
|
III |
«Развитие речи» . |
29 ч. |
|
IV |
Повторение |
|
|
V |
Резервные уроки |
35 ч. |
|
|
Итого: |
170 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения.
«Начальная школа XXI века».
Министерство образования Российской Федерации Федеральный компонент Государственного стандарта Общего образования (начальное образование) Москва – 2004 года.
Учебники:
Русский язык, 4 класс (1 – 2 части).
Авторы: Иванов, С. В., Евдокимова, А. О.,
Кузнецова, М. И.,Петленко, Л. В.,Романова, В. Ю., 2010 год
Рабочие тетради:
«Пишем грамотно», 4 класс, №1, №2.
Автор: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова., 2010 год;
«Учусь писать без ошибок» рабочая тетрадь для дифференцированного обучения,
4 класс.
Автор: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова., 2010 год;
«Запоминаем слова с непроверяемым написанием»
Автор: С.Ю.Михайлов. 2010 год
Список литературы.
-
«Русский язык».Методика обучения. 4 класс. Авторы : Иванов С.В., Кузнецова М.И. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2010год.
-
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. Авторы: Романова В.Ю., Петленко Г.В. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2010 год.
-
Сборник программ к комплекту «Начальная школа 21 века» издательство «Вентана- Граф» Москва 2010 год.
-
«Русский язык».Комментарии к урокам. 4 класс. Авторы : Иванов С.В., Кузнецова М.И. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2010 год.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
значимые части слова;
признаки изученных частей речи;
типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
4 «а» класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»
Шевченко Елены Викторовны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
2011-2012 учебный год
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
I полугодие |
79 часов |
|
|
|
|
|
|
|
I четверть |
41 час |
|
|
|
|
|
|
1. |
Повторение. Пишем письма. |
1 |
2.09 |
|
Понятие письмо, текст |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
2 |
Повторяем фонетику и словообразование. |
1 |
5.09 |
|
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости согласные, их различение |
Повторение |
Фронтальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа |
|
3 |
Вспоминаем изученные орфограммы. |
1 |
6.09 |
|
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, правописание слов |
Повторение |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
4 |
Вспоминаем изученные орфограммы. |
1 |
7.09 |
Работа с интерактивной доской |
Парные, непроизносимые, удвоенные согласные в корне слова, правописание слов |
Повторение |
Письмо с комментированием, самостоятельная работа |
|
5 |
Диагностическое
исследование |
1 |
8.09 |
|
Знаки препинания при однородных членах, имя существительное, склонение имен существительных, имя прилагательное |
Контрольный Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
Самостоятельная работа, самопроверка |
|
6 |
Повторение по теме «Вспоминаем изученные орфограммы». |
1 |
9.09 |
|
Письмо |
Повторение |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
7 |
Повторяем признаки имени существительного. |
1 |
12.09 |
|
Род имени существительного, имена существительные 1, 2 и 3 склонения |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа |
|
8 |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. |
1 |
13.09 |
Работа с интерактивной доской |
Безударные окончания имён существительных 1-го склонения |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
9 |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. |
1 |
14.09 |
|
Безударные окончания имён существительных 2-го склонения |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
10 |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. |
1 |
15.09 |
|
Безударные окончания имён существительных 3-го склонения |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
11 |
Входная контрольная работа. Диктант. |
1 |
16.09 |
|
Письмо, текст |
Контрольный |
Диктант, самопроверка |
|
12 |
Письмо. |
1 |
19.09 |
|
Письмо, текст |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
|
13 |
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
20.09 |
|
Морфологический разбор имени существительного |
Изучение нового материала |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
14 |
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
21.09 |
Работа с интерактивной доской |
Морфологический разбор имени существительного |
Комбинированный |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
15 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
22.09 |
|
Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения |
Повторение |
Комментированное письмо, объяснительный диктант |
|
16 |
Списывание. |
1 |
23.09 |
|
Списывание текста |
Контрольный |
Списывание (2 варианта), самопроверка |
|
17 |
Текст. Совершенствование речевых умений. Рассуждение. |
1 |
26.09 |
|
Текст, главная мысль, заголовок |
Изучение нового материала |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
18 |
Диктант (текущий). Тема: повторение изученных в 3-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных. |
1 |
27.09 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных и имен прилагательных |
Контрольный |
Диктант, самопроверка |
|
19 |
Работа над ошибками допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
28.09 |
|
|
Закрепление ЗУН |
Работа в парах |
|
20 |
Проверяем признаки имени прилагательного. |
1 |
29.09 |
|
Род, число и падеж имен прилагательных |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
21 |
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. |
1 |
30.09 |
|
Безударные окончания имен прилагательных |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, объяснительный диктант, взаимопроверка |
|
22 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
03.10 |
презентация |
Морфологический разбор имени прилагательного |
Изучение нового материала |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка |
|
23 |
Текущая
контрольная работа |
1 |
04.10 |
|
Фонетика, словообразование, морфология; морфологический разбор имен существительных и прилагательных |
Контрольный |
Контрольная работа (3 варианта на выбор), самопроверка |
|
24 |
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. |
1 |
5.10 |
Работа с интерактивной доской |
Безударные окончания имен прилагательных |
Повторение |
Текущий. |
|
25 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
6.10 |
|
Морфологический разбор имени прилагательного |
Закрепление |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка |
|
26 |
Текст. |
1 |
7.10 |
|
Текст. Заголовок, основная мысль текста |
Изучение нового материала |
Фронтальный, индивидуальный опрос |
|
27 |
Буквы о-ё после шипящих и ц |
1 |
10.10 |
|
Буквы о-ё после шипящих и ц |
Закрепление |
Комментированное письмо |
|
28 |
Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». |
1 |
11.10 |
|
Мягкий знак в конце слов после шипящих |
Повторение |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
29 |
Повторяем местоимение. |
1 |
12.10 |
|
Общее представление о местоимении, личные местоимения, значение и употребление в речи |
Повторение |
Фронтальный опрос, объяснительный диктант |
|
30 |
Орфограммы приставок. |
1 |
13.10 |
презентация |
Гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках |
Закрепление |
Письмо с комментированием |
|
31 |
Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. |
1 |
14.10 |
|
Разделительные Ъ и Ь знаки |
Закрепление |
Объяснительный диктант |
|
32 |
Контрольная работа. Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения. |
1 |
17.10 |
|
Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения |
Контрольный |
Контрольная работа (3 варианта по выбору), самопроверка |
|
33 |
Разбор по членам предложения. |
1 |
18.10 |
Работа с интерактивной доской |
Синтаксический разбор простого предложения |
Изучение нового материала |
Фронтальный опрос, письмо с комментированием |
|
34 |
Синтаксический анализ предложения. |
1 |
19.10 |
|
Синтаксический анализ предложения |
Закрепление |
Фронтальный опрос, письмо с комментированием |
|
35 |
Синтаксический анализ предложения. |
1 |
20.10 |
|
Синтаксический анализ предложения |
Закрепление |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
36 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
21.10 |
|
Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Закрепление |
Фронтальный опрос, письмо с комментированием |
|
37 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
24.10 |
|
Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях |
Закрепление |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
38 |
Синтаксический анализ предложения. |
1 |
25.10 |
|
Синтаксический анализ предложения |
Закрепление |
Фронтальный опрос, письмо под диктовку |
|
39 |
Деление текста на абзацы. |
1 |
26.10 |
|
Текст, план и заголовок текста |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
40 |
Итоговый диктант « Утром» по теме: «Повторение изученных орфограмм, знаки препинания при однородных членах предложения». |
1 |
27.10 |
|
Правописание слов |
Контрольный |
Итоговый диктант за 1 четверть с орфографическим заданием, самопроверка |
|
41 |
Работа над ошибками допущенных в контрольном диктанте. |
|
28.10 |
|
|
Закрепление ЗУН |
Работа в парах |
|
№ |
Содержание. (Тема урока) |
Количество часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия и термины |
Тип урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
I полугодие |
79 часов |
|
|
|
|
|
|
|
II четверть |
38 часов |
|
|
|
|
|
|
1 (42) |
Глагол |
1 |
7.11 |
|
Глагол, значение и употребление |
Изучение нового материала |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
2 (43) |
Глагол как часть речи. |
1 |
8.11 |
|
Глагол, значение и употребление |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка |
|
3 (44) |
Правописание приставок в глаголах. |
1 |
9.11 |
|
Приставки |
Комбинированный |
Комментированное письмо |
|
4 (45) |
Правописание не с глаголами. |
1 |
10.11 |
|
Правописание не с глаголам |
Контрольный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
5 (46) |
Изложение. |
1 |
11.11 |
|
Изложение текста, заголовок, план текста |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
6 (47) |
Вид глагола. |
1 |
14.11 |
Работа с интерактивной доской |
Несовершенный и совершенный виды глаголов |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, объяснительный диктант |
|
7 (48) |
Начальная форма глагола Личные формы глагола. |
1 |
15.11 |
|
Начальная форма глагола; вопросы что делать? и что сделать? Личные формы глагола |
Изучение нового материала Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка |
|
8 (49) |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
1 |
16.11 |
|
Правописание глаголов 2 лица единственного числа |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
9 (50) |
Текущая контрольная работа. Тема: глагол |
1 |
17.11 |
|
Глагол |
Контрольный |
Текущая контрольная работа (3 варианта), самопроверка |
|
10 (51) |
Лицо и число глагола. |
1 |
18.11 |
|
1, 2 и 3 лицо глагола, единственное и множественное число |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, комментированное письмо |
|
11 (52) |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
1 |
21.11 |
Работа с интерактивной доской |
Правописание глаголов 2 лица единственного числа |
Закрепление |
Фронтальный опрос, |
|
12 (53) |
Описание. |
1 |
22.11 |
|
Текст-описание |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
13 (54) |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
1 |
23.11 |
|
Правописание глаголов начальной и личной формы |
Комбинированный |
Фронтальный, индивидуальный опрос, объяснительный диктант |
|
14 (55) |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
1 |
24.11 |
|
Правописание глаголов начальной и личной формы |
Закрепление |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
15 (56) |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
1 |
25.11 |
презентация |
Правописание глаголов начальной и личной формы |
Закрепление |
Самостоятельная работа |
|
16 (57) |
Диктант (текущий). Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах». |
1 |
28.11 |
|
ь после шипящих в глаголах, -тся, -ться в глаголах |
контрольный |
Текущий диктант, самопроверка |
|
17 (58) |
Работа над ошибками. Учимся писать изложение. |
1 |
29.11 |
|
Изложение текста, заголовок и план текста |
Комбинированный |
|
|
18 (59) |
Связь абзацев в тексте. |
1 |
30.11 |
|
|
Комбинированный |
Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа |
|
19 (60) |
Изложение « Олимпийские игры» |
1 |
1.12 |
|
Изложение текста, заголовок и план текста |
Контрольный |
Обучающее изложение, самопроверка |
|
20 (61) |
Спряжение глаголов. |
1 |
2.12 |
Работа с интерактивной доской |
Спряжение глаголов |
Комбинированный |
Фронтальный, индивидуальный опрос, комментированное письмо, взаимопроверка |
|
21 (62) |
Спряжение глаголов. |
1 |
5.12 |
|
Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения |
Комбинированный |
Фронтальный, индивидуальный опрос, комментированное письмо, взаимопроверка |
|
22 (63) |
Правописание глаголов. Словарный диктант. |
1 |
6.12 |
|
Правописание глаголов начальной формы, не с глаголами |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
|
23 (64) |
Приём противопоставления в тексте. |
1 |
7.12 |
Работа с интерактивной доской |
Текст (сочинение) |
Комбинированный |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
|
24 (65) |
Списывание «Первый урок» с заданием. |
1 |
8.12 |
|
Списывание текста |
Контрольный |
Списывание, самопроверка |
|
25 (66) |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
1 |
9.12 |
|
Безударные окончания глаголов |
Комбинированный |
Комментированное письмо |
|
26 (67) |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
1 |
12.12 |
|
Безударные окончания глаголов |
Комбинированный |
Объяснительное письмо |
|
27 (68) |
Правописание безударных окончаний глаголов |
1 |
13.12 |
|
Безударные окончания глаголов |
Закрепление |
Самостоятельная работа |
|
28 (69) |
Диагностическое обследование № 2 «Глагол» |
1 |
14.12 |
|
Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов |
Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа, самопроверка |
|
29 (70) |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
1 |
15.12 |
|
Безударные окончания глаголов |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
|
30 (71) |
Роль слов в тексте. |
1 |
16.12 |