В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования

Юлия Волкова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 36651
Краткое описание
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования творческого объединения «Рукодельница» ГБОУ СОШ №1148 имени Ф.М. Достоевского
Тема занятия: «История кружева, его виды и техника изготовления».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: знакомство с видами и особенностями кружева.
Описание
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Волковой Юлии Николаевны Творческое объединение «Рукодельница» ГБОУ СОШ №1148 имени Ф.М. Достоевского Тема занятия:«История кружева, его виды и техника изготовления». Тип занятия:изучение нового материала. Цель:знакомство с видами и особенностями кружева. Задачи: · овладение учащимися знаниями о кружеве, его особенностях; · развитие аналитических способностей, формирование умения различать виды кружева; · воспитание эстетического вкуса у учащихся; Формы работы:фронтальная, коллективная (групповая). Методы обучения:объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником, исследовательский метод обучения, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения. Используемые средства:мультимедийная установка, презентация об истории кружева и его особенностях, конверты с заданиями и образцами изделий кружева, цветные таблички с номерами групп, индивидуальные стикеры – бейджи с номером и цветом группы (к примеру, 4 группы по 5 человек, цвета – красный, синий, желтый, зеленый; по пять индивидуальных стикеров каждого цвета). Подготовка аудитории к занятию:расстановка парт осуществляется с учетом групповой работы, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры. На стол каждой группы ставится табличка с номером (каждый номер на бумаге разного цвета), лист бумаги А3, фломастеры, бланки оценочных листов. В мешочек складываются индивидуальные стикеры. При входе каждый ученик вытягивает из мешочка стикер и располагается в группе с соответствующим цветом. Стикер исполняет функции бейджика. Ход занятия: 1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия. Знакомство с этапами занятия. 2. Этап изучения нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации. Из истории кружева… Мы живем в век молниеносных изменений, поэтому важной целью образования становится сохранение связи с культурным и творческим наследием. Для этих целей прекрасно подходит тема «кружево». То не лебеди летят над берегом, То не снежинки водят хоровод, То меж пальцев вьётся, вьётся нитка белая, То девчонка кружево плетёт. В старину «кружевом» или «круживом» называли самые различные виды нарядных отделок — плетёных, тканных, выложенных из тесьмы, окружающих края одежды — это воротники, манжеты, подолы и т.д… Нередко кружевом называли и кованные из железа, вырезанные из камня, кости и дерева украшения жилища, предметов быта. Например: резные ставни и наличники окон, костяные пластины со сквозной резьбой, которыми облицовывались деревянные шкатулки и ларцы Впоследствии кружевом стали называть только прозрачные плетёные из ниток изделия. Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом. «Идёт зима, сыплет снег свою пряжу, на еловых иголочках кружева плетёт...» — так образно говорят о зимней поре, и кружево представляется белоснежным, холодным, с кристально-строгими узорами. Между тем рисунок кружева часто бывает мягким, плавным, с текучими очертаниями. Главное декоративное качество кружева — это его ажурность. Прозрачный фон контрастно сочетается с плотным рисунком, или же узор плавно, незаметно перетекает в фон, словно растворяясь в нём. Кружево — это текстильное изделие, оптический эффект которого вызван просвечиванием фона сквозь разреженные участки между плотными орнаментальными рисунками.Кружево бывает ручное и машинное. Упоминания о ручном кружеве встречаются в исторических документах уже в ХП! столетии, но столь древние кружева не сохранились. Но в музеях хранятся образцы XVI века из Испании и Франции. Носили в те времена кружевную одежду и мужчины и женщины. Эта мода была по карману только очень богатым людям, потому что выплетались кружева главным образом из золотых и серебряных пряденых ниток и стоили очень дорого. В XVII — XVIII веках кружева распространились и в другие страны, их стали выплетать из тонких и прочных шёлковых, льняных И х/б нитей. Кружева применяют для отделки одежды и белья в виде окаймления (полосы, прошвы, зубчатые бордюры) или вставок (квадраты, треугольники, овалы), а так же для изготовления дорожек, салфеток, покрывал и т.д.. В крестьянском обиходе в качестве украшения полотенец, рубах и передников были распространены кружева с несложными геометрическими узорами. Они выплетались из довольно толстой льняной нити. Суровые или отбеленные они нередко сочетались с цветными, главным образом с красными и синими. Такие кружева были дополнительным украшением праздничного крестьянского женского костюма, а так же предметов крестьянского обихода — полотенец, скатертей и Т.д., гармонируя с их красочными тканями и вышитыми узорами. Кружева, как и другие предметы быта, созданные человеком, тесно связаны с художественной культурой своего времени. Вид кружев зависит от вкусов и моды, от требований к одежде и оформлению помещений. Моде «подчиняются» все кружевные изделия, будь то занавески, покрывала, одежда или её атрибуты. Если сравнить, например кружева на переднике крестьянки и воротнике богатой дамы, будет видна зависимость от требований к одежде. Если сравнить кружева XIX и ХХ века, увидим связь с эпохой. Особенности кружева. Кружеву присущи три фактора — орнамент, структура и техника. Построение орнамента, его членение на отдельные мотивы и стилевая характеристика могут быть весьма различными. Формы орнамента заимствованы из геометрии, растительного и (реже) животного мира, иногда встречаются и архитектурные элементы. Под структурой понимается чёткость рисунка на фоне ажурного грунта. Любая структура, независимо от технологии, является заданной. Соединение элементов рабочей нитью соответствующей линейной плотности должно осуществляться через определённые промежутки. При слишком больших промежутках средняя часть кружева провисает, а стороны растягиваются. Такое кружево не только не красиво, но и не прочно. Эта проблема решается в зависимости от техники выработки тремя способами. Первый способ состоит в том, что плотно закреплённые элементы рисунка (цветы, листья или усики) через определённые промежутки соприкасаются друг с другом с помощью соединительных нитей, входящих в рисунок, и образуют обычно на месте соприкосновения маленькую соединительную (вспомогательную) бриду. Второй способ — соединение с помощью брид. Постепенно совершенствуясь, вспомогательные бриды со временем превратились в декоративный элемент и стали составной частью кружевного орнамента, и часто украшаются фестонами и маленькими дужками. Третий способ состоит в применении сетки. Введение сетки в кружевной орнамент вызвало полное изменение структуры. Вследствие усовершенствования технологии выработки количество сетчатых структур возросло, и, в конце концов, возник декоративный сетчатый грунт, который может размещаться как внутри орнаментных фигур, так и между ними. Кружева без фоновой сетки с соединением орнамента по первому и второму способу именуют открытым кружевом, а с фоновой сеткой — закрытым. Техника— это способ получения переплетения, методика подготовки и выработки кружев. Переплетением называют способ соединения одной или нескольких нитей с целью получения текстильного полотна. Техника изготовления влияет на структуру и орнамент кружева. Обратное влияние невозможно, так как технология является базисом, от неё зависят возможности реализации определённых форм структуры и рисунка. 3. Этап самостоятельной поисковой деятельности. Техника изготовления кружева и виды кружева. Чтобы познакомиться с ними поближе, мы объединились в группы. Нам предлагается интересное творческое задание. На столе каждой группы лежит конверт, в нем материал о двух видах кружева и образцы изделий этих видов. Группе необходиом изучить материал и придумать интересное объяснение (используя ватман, фломастеры и образцы изделий) про сходства и различия данных видов. На работу дается 7 минут. Материалы, находящиеся в конвертах. 1. Узелковое кружево (макраме). Это самое древнее рукоделие известное на земле. Его история исчисляется тысячелетиями. Первый узел появился, когда впервые возникла необходимость соединить две нити — растительное волокно, травы, полоски шкур. «Макраме» в переводе с арабского — это платок украшенный плетёным кружевом. Необходимость закрепить торчащие концы в начале и в конце выделки ткани привела к возникновению нескольких способов — обшиванию края с его подгибкой, обработке кромки вышивкой и соединение узлами двух или нескольких соседних нитей. Как ни далёк этот вид отделки края от кружева, данная технология, постепенно совершенствуясь, навсегда вошла в практику. Она дала начало плетению на колюшках и макраме, где кружево всегда вырабатывается из большого количества нитей. Узел образуется в результате переплетения между собой 2-х нитей. Существуют простые и двойные узлы. В простых узлах нити переплетаются только один раз, в двойных — два раза. Сочетание узлов в разных вариантах и направлениях даёт возможность создавать разнообразнейшие узоры. Макраме — чрезвычайно интересная работа и весьма многообразная, потому что она применяется для массы предметов как украшение и отделка. Кроме того, работы макраме необыкновенно прочны, что тоже немало способствовало распространению их. 2. Кружево фриволите. Слово «фриволите» заимствовано из французского языка. Итальянцы называют этот вид кружева «oochi», т.е. «глаза», за характерную для него форму глазков. Встречается и ещё одно название: «челночное кружево» — по употребляемому для его выработки инструменту. Первоначально челноки были больше и употреблялись с более грубой, чем теперь нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее.Кроме челнока употребляется ещё один вспомогательный инструмент — вязальный крючок, а иногда — достаточно толстая швейная игла. Техника изготовления основана исключительно на узловязании. Нить подаётся с маленькой шпульки, размещённой в корпусе челнока и перерабатывается обеими руками. Существует плетение одним и двумя челноками. Кружево фриволите с обеих сторон смотрится одинаково: оно не имеет изнанки. Его, как правило, симметричный рисунок прост, но изящен, чёток и имеет характер филигранного. Кроме основных его элементов кружочков и дужек из узловых цепочек — все прочие встречаются очень редко. Посредством дополнительного шитья иглой можно внутри глазков нанести сетку или паутинку. Такое кружево получается похожим на гипюр. Бридовые соединения встречаются только в виде коротких переходных участков или перекрученных глазков. 3. Кружево плетёное на коклюшках. Изделия кузнеца создаются под грохот молота по наковальне, труд ткачихи сопровождает мерный стук набилок. Гончар работает под тихое жужжание вращающегося круга. И только кружевница извлекает из своего рабочего инструмента — коклюшек — нежные мелодичные звуки, напоминающие журчание ручейка. Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на неё кружевом, мастерица перебирает в руках палочки — коклюшки из звонкого сухого дерева. От булавок, обозначающих каждую деталь, каждый поворот узора, веером тянуться к коклюшкам нитки. Быстрая пара нитей перебегает от булавки к булавке, строит элементы плетения — ровную ленту «полотнянки», ажурную «сетку», шнурочек «плетешка» и напоминающие форму зерна «насновки». В прошлом певучий перезвон коклюшек раздавался в крестьянских горницах, в боярских теремах, в монастырских кельях. Для крестьянского производства было характерно численное кружево, которое выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Конечно, в силу своей трудоёмкости, оно не могло иметь места среди крепостного населения, кружевоплетением занимались главным образом государственные крестьяне. В XIX веке в России было популярно Михайловское численное кружево, простое, плотное и яркое по расцветке. Его национальное разнообразие привело впоследствии к широкому применению его в быту обеспеченных классов и даже к вывозу за границу. Кроме численного кружева существует так же и сколочное, которое выполняется по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, который закреплён на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими кружево. По сколкам плели кружева «сцепное» и «многопарное» . В сцепном кружеве узор выкладывается «вилюшкой» — плотно сплетённой полосой, изгибы которой заполняются лёгкими прозрачными решётками. Элементы кружева соединяются между собой крючком, сцепляются. Наиболее сложным и трудоёмким способом исполнения является многопарный, названный так в силу большого числа пар коклюшек, доходящих до 150, им выполняются наиболее тонкие и изысканные кружева. Отличительная особенность этой техники — фон, в виде прозрачной решётки, на которой вырисовываются фигуры узора. Это была гордость помещичьих мастерских XVIII-XIX вeкoв. Кружевоплетение — одно из самых трудоёмких видов народного искусства. За внешней лёгкостью, с которой кружевницы перебирают коклюшки, скрыты напряжённая работа, высокая требовательность к чистоте и красоте плетения. Зато итогом этой работы становится безупречное по форме и согретое душевной теплотой кружево. 4. Кружево, вязанное крючком. Работа крючком и спицами относится к области вязания. Различие между двумя этими способами состоит, во-первых, в обусловленных этими приёмами формах образования и соединения петель. История крючка не выяснена точно, одни считают, что крючок был известен ещё в древнем мире, другие — что он появился в средние века. Одни утверждают, что вязание крючком появилось на Востоке, другие — в Европе. Вязание крючком имеет ряд преимуществ по сравнению с вязанием спицами: скорость вязания значительно выше, его легче держать в руке; элементы вязки, узоры и фактура полотна получаются более богатыми и разнообразными, изделия более упругими и прочными. Всем известно, что вязаное изделие гораздо эластичнее, чем изделие, полученное пошивом из ткани или плетением на коклюшках. Вязание представляет собой непрерывное переплетение только одной рабочей нити. Минимальная структурная единица — петля. Для выработки кружева употребляются следующие способы: простое вязание крючком, тунисское, вязание филе и квадратиков, вязание по вилке и с планочкой, ирландское вязание. Простое вязание крючком— это способ (часто именуемый так же немецким) представляет собой основу для всех работ вязания крючком (кроме тунисского). При тvнисскомвязании для получения одного петельного ряда требуется провязать два: один ряд справа налево и другой — в обратном направлении. Из-за этой особенности петлеобразования в кружевах возникает совсем иная структура переплетения, чем при обычном вязании крючком. Ещё одной отличительной чертой этого способа, называемого так же «Виктория», является то, что набранные петли остаются на крючке до тех пор, пока петельный ряд не будет закончен, как это делается при вязании на спицах. По этому для тунисского вязания требуется длинный, равномерной толщины крючок Особенностью вязания филе и квадратиков является построение фоновой сетки из квадратиков. Этот способ вязания чисто кружевной и для него требуется патронка — рисунок, показывающий порядок работы в натуральную величину. Заполнения образовываются из вертикальных столбиков с одинаковыми интервалами между ними, сторона которых равна стороне квадратиков. Дужки, глазки, различная высота столбиков, их расположение в виде крестиков или звёздочек — всё это придаёт чисто геометрическому рисунку своеобразную прелесть. При вязании С вилочкой требуется дополнительный инструмент — вилка. Она представляет собой U-образную дужку из стальной проволоки, концы которой разведены на довольно значительное расстояние. Вязание с планочкой позволяет получить удлинённые бриды. Планочка из различного материала должна соответствовать по ширине размеру будущих петель и брид. Ирландское вязание— один из совершеннейших технологических способов, созданных специально для получения кружева. Такое кружево так же прочно, как шитое. Хотя оно вследствие присущей всем петлям объёмности не может быть столь нежным и изящным, как шитое, и всегда кажется грубее последнего, оно даёт оригинальный и порой очень сильный оптический эффект. Второе название этого способа — гипюровое вязание крючком. У ирландцев кружевные элементы орнамента изготавливают по отдельности, а затем, расположив их на выполненном, на кальке рисунке, соединяют отдельными бридами, группой брид, сеткой.Особенностью этого способа является возможность вырабатывать отдельные детали рисунка друг над другом. Богатая декоративная сетка из брид, одинарных ниток, обработка края дужками, резкий контраст между плотными, выпуклыми и разреженными плоскими участками характектерны для лучших образцов ирландского кружева. 5. Кружево на спицах. Доля кружев в изделиях, полученных способом ручного вязания на спицах, невелика. Но можно встретить любительниц рукоделия, вяжущих на спицах кружевные шали, воротники или покрывала. Вязание на спицах было изобретено в Англии в 1564 году и уже через 5 лет был сконструирован вязальный станок Вязание на спицах — это образование переплетения из петель, продетых друг в друга с помощью вязальных спиц, которыми перерабатывается только одна нить. Основным элементом так же является петля. Спицы бывают прямые и круговые. 6. Ленточное кружево(комбинированная технология). Этот вид кружева возникает посредством формирования рисунка изгибами ленточки (которая может быть тканой, вязаной или плетёной) и закрепления, а так же дополнительного украшения этой ленточки посредством шитья. Соединение ленточек при их формировании в рисунок производится иглой. Уже после закрепления ленточек по технологии шитого кружева выполняются бриды, паутинки, реже сетки. Способы работы иглой при этих двух операциях совершенно различны. Ленточное кружево может быть дополнительно украшено посредством плетения. 7. Филейное кружево. Филе — одна из самых древних работ, возникновение его относится к периоду неолита. Трудно определить, в какой стране оно получило своё начало, потому что оно встречается у всех первобытных народов, которые делали из него сети для рыбной ловли и охоты. Состоящее сначала из простых петель, соединенных узлами, филе подвергалось последовательным преобразованиям, которые сделали из него одно из самых привлекательных занятий. Благодаря произведенным усовершенствованиям получилось действительно художественная работа, благодаря эффекту, производимому орнаментацией сетки посредством вышивок, исполняемых из самых разнообразных материалов. Например, в Персии встречается шёлковое филе, вышитое золотом и серебром; в Италии есть вырезное филе; во Франции филе Ришелье. В настоящее время филе ещё в такой моде, что в некоторых странах всё народонаселение занимается изготовлением прошивок, кружев и других предметов из филе. Филейное кружево получают путём плетения сетки и шитья, при чём оба этих процесса выполняются раздельно и в разное время. Сначала плетут сетку, а потом некоторые её ячейки заполняют посредством шитья иглой. 8. Кружево, шитое иглой. Игла, этот универсальный для многих видов рукоделия инструмент, используется в данном случае для получения весьма специфического соединительного элемента — петельного стежка. Именно он в состоянии дать необходимую стабильность вырабатываемому кружеву. Технология выработки шитого кружева основана на использовании только одной рабочей нитки, из которой формируются ряды петельных стежков. Красота кружев, полученных различными способами, может достичь одних и тех же высот, но выработка шитого кружева требует значительно больше времени, чем все другие кружева, и одновременно предоставляет наибольшую свободу для личного творчества мастерицы. Оно делится на группы: восточное, европейское, испанское, изобретённое в Хедебо, и «солнечное» кружево. Восточное шитое кружевовсегда вырабатывается или от кромки полотна, или от натянутых пар нитей. Оно всегда является отделкой, часто небольшой ширины. Это кружево, исторически возникшее на Ближнем Востоке, в свою очередь бывает трёх видов: собственно восточное кружево, армянское и палестинское. Европейское шитое кружево, к нему относятся, прежде всего, кружева из Италии, Франции и Нидерландов. К этой группе принадлежат известные во всём мире венецианские, миланские, алансонские кружева, кружева «Медичи» и «Принцесса». «Испанским» кружево называют часто не по способу выработки, а по сырью, из которого оно изготовлено. Это, прежде всего цветной шёлк и металлизированные нити, золотые и серебряные. Рукоделие «Хедебо» — это кружево, шитое петельными стежками в воздухе без опоры на основании. Работу начинают от края отделываемой ткани, что типично для большинства видов восточного шитого кружева: первый ряд петельных стежков проходит через подогнутую кромку. Рисунок имеет наивный фольклорный характер, обычно геометрический и лишь изредка — стилизованные листья и розетки. Это рукоделие, украшающее платье и бельё, популярно и в наше время. Применяют для отделки края ткани и как кружевные эффекты внутри неё. «Солнечное» кружево. Впервые его разработали на острове Тенериф и назвали «Солнечным» за лучевидную форму. Другие его названия — тенерифское, парагвайское. Впервые это кружево показано у Вечелио, Т.е. ещё в 1592 году. Тогда же эта технология была занесена в Испанию, там усовершенствована, и затем укоренилась и Южной Америке. «Солнечное» кружево является комбинированным, так как его соединительные элементы весьма различны. Здесь всегда встречаются соединения узлами и посредством плетения, а вот петельные стежки как раз необязательны. «Солнечное» кружево изготовляется в 3 этапа: на первом получают лучеобразный каркас, на втором — заполняют рисунчатый фон, а на третьем — соединяют в готовое кружево. 4 этап. Первичное закрепление пройденного материала. Игра «Вопрос-ответ». Итак, время вышло. Команды, прошу представить результаты своей работы, что у нас получилось. Одна команда выступает, второй присваивается роль интервьюера (цель: задавать интересные вопросы на тему выступления 1 команды), третьей – роль вице-спикера (цель: дать правильные ответы на вопросы по теме выступления 1 команды), четвертой – роль эксперта (цель: оценить каждого участника занятия и занести свою оценку в заранее подготовленный оценочный лист). Все группы по кругу меняются ролями. На выступление команды отводится 2 минуты, на вопросы и ответы – 3 минуты. 5 этап. Подведение итогов. Каждой команде дается минута, чтобы представить результаты оценки участников занятия и аргументировать свой ответ. Слово педагога: спасибо, вы прекрасно справились с ролью экспертов, и с остальными предложенными ролями. Мы услышали мнение каждой группы, мне бы хотелось добавить…(здесь педагогу необходимо самому выделить лучшие результаты за занятие, похвалить отличившихся участников, если считает нужным, тактично раскрыть тайны неудач другим участникам). Рефлекторная беседа: Пришло время подвести итоги, давайте обобщим: Какие виды кружева мы узнали? Какими особенностями обладает кружево? Что главное мы можем вынести из этого занятия? Заключительное слово: Искусство моды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом… Кружево, как и всякое произведение искусства, вбирает в себя суть человеческой души, её самые лучшие человеческие устремления; оно по-младенчески безоблачно и откровенно, оно пронзительная песня о красоте, неповторимости и счастье жизни. В конце занятия группы передают оценочные листы и ватманы с результатами работы на 3 этапе. Данные материалы можно использовать для анализа занятия. Список литературы: 1. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство 2. Большая Советская Энциклопедия 3. Курс женских рукоделий 4. Лыкошина М. Вяжу, что хочу. 5. Лямин И.В. Художественная обработка металлов. 6. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. 7. Полная энциклопедия женских рукоделий 8. Попова O.C., Королева H.C., Чирков Д.А. и др. Народные художественные промыслы. 9. Русское народное искусство 10. Темерин С. Русское прикладное искусство 11. Терминологический словарь изобразительного и декоративно-прикладного искусства 12. Фесенко О.Г. Макраме 13.Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
волкова кружево с картинками.doc Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров