В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок "Введение в предмет" (к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»)

Урок "Введение в предмет" (к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»)

Елена Бугинова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12 голосов:4просмотров: 2429
Краткое описание
Основная цель: популяризация знаний об учебном курсе и осознанный выбор определенного модуля для дальнейшего изучения учащимися.
Описание
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Одним из направлений ФГОС на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
С этой целью в учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основной задачей данной области является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Этические нормы в нашей стране претерпели серьезный кризис как в советское время, так и после распада СССР и образования новой России. Глобализация плохо организованной рыночной экономики, внутренние распри и конфликты привели к эрозии духовно-нравственных начал в российском обществе, негативно сказались на системе образования и воспитания. Наконец, пришло осознание того, что развитие страны, ее подлинная модернизация и само существование российского народа невозможны без духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.
Актуальность данной методической разработки отражает необходимость решения культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем в курсе преподавания основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе.
Новизна заключается в презентационном способе проведения занятия, ориентирующим учебное содержание на совместное осмысление педагогом, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, а также направленном на создание информационного пространства, способствующего осознанию значимости и важности изучаемого предмета в целом и отдельного модуля учебного курса. Методическая разработка не входит в календарно-тематическое планирование.
Занятие разработано с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Совокупность представленных методов и приемов способствуют достижению цели, задач, а также планируемых результатов. Занятие проводится до начала изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» с обучающимися и с их родителями, поскольку выбор законных представителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля. Родители так же, как и их дети, являются участниками занятия, но на помощь приходят в случае крайней необходимости, тем самым предоставляя наибольшую самостоятельность школьникам.
В зависимости от количества участников занятие может проводиться как в классе, так и в актовом зале (конференцзале) при необходимом материально-техническом обеспечении. Эффективность занятия в большей степени зависит от коммуникативных способностей учителя. Обязательно проведение динамической паузы. В случае, если время проведения занятия превышает 40 мин., то в течение занятия проводится 2-3 динамические паузы.
Цель:
 познакомить учащихся и родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики»
Задачи:
Образовательные:
 формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики; о духовных ценностях: Отечестве, нравственности, долге, милосердии, миролюбии и их понимании как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Развивающие:
 развивать способности участников занятия к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, а также представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Воспитательные:
 воспитывать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, толерантность, бережное отношение к духовным ценностям, интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
 иметь первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики.
2. Личностные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся формируется:
 образ мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
 доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
 этические чувства как регуляторы морального поведения, осознание ответственности за благосостояние общества;
 положительная мотивация к изучению нового учебного курса через приобретение новых знаний, стремление совершенствовать свои способности.
3. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную на основе ситуации неожиданности;
 ставить учебную задачу на основе соотнесения имеющихся знаний о религии и неизвестного о курсе, ее изучаемого.
 принимать и сохранять учебную задачу при изучении учебного курса в целом и отдельного учебного модуля;
 в зависимости от задания выполнять предлагаемые учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные:
 уметь находить необходимую информацию через привитие навыков пользования справочной литературой (энциклопедией религий);
 знать религиозные культуры, уметь дифференцировать их по видам;
 преобразовывать имеющуюся и полученную информацию об учебных модулях в графические модели в виде кластера и рефлексивных таблиц.
Логические:
 определять основания и критерии для выбора конкретного учебного модуля на основе осознания его ценностных ориентаций;
 уметь анализировать информацию о каждом учебном модуле с точки зрения фактов, позитивного мышления, проблем, эмоций, творчества, философии.
Коммуникативные:
 уметь использовать способности к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
 освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в паре, в группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя).
Материально-техническое обеспечение урока:
Индивидуальные рабочие места (столы, стулья), компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, энциклопедии религий из расчета одна на парту, индивидуальные карточки: с рефлексивными таблицами «Знаю – хочу узнать – узнал(а)», «Соедини стрелками части каждого высказывания», «Соотнесение понятий»; карточки с заданиями для групп, шариковые ручки, тетради (блокноты) для записей, комплект учебников к учебному курсу ОРКСЭ.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая разработка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
ОРКСЭ.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru