В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Прикладное творчество

Прикладное творчество

Омельяненко Светлана
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 4837
Краткое описание
Цель данной программы: развитие  творческой активности учащихся через приобщение к различным видам  рукоделия.
Данная программа рекомендована учителям технологии и преподавателям дополнительного образования для организации занятий по прикладному творчеству. Программа для работы с учащимися 5-9 классов.
Описание
1. Пояснительная записка. Мир, в котором живет человек сегодня и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в эстетической сфере, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлом. Здесь внимание его устремляется на непреходящие ценности. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве, в том числе и в различных видах женского рукоделия. Сегодня увлечение различными видами женского рукоделия переживает второе рождение. Анкетирование, проведенное среди учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26», показало, что около 20% из них хотели бы заниматься вязанием на спицах, вязанием крючком, лоскутным шитьем, тестопластикой и многими другими видами рукоделия. Они отметили, что созданная своими руками вещь привносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. С целью удовлетворения интересов учащихся школы разработана программа«Прикладное творчество». Отличительными чертами программы «Прикладное творчество» являются: · При отборе содержания учитывается его доступность и привлекательность для учащихся. · Создание ситуации успеха является основой мотивации деятельности учащихся. · Большая часть программы отведена на практическую деятельность (более 80%), остальное время отводится на теорию. Изучение курса «Прикладное творчество» тесно связано с такими учебными дисциплинами, как изобразительное искусство и краеведение. Программа адресована учащимся 5-9 классов. Она предусматривает преемственность ранее полученных знаний при выполнении ручных работ. Данная программа построена в соответствии с «Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005г.г.» — приложение к приказу №2 Минобразования России от 25.01.02 года №193. и «Методическими рекомендациями о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательном учреждении» — письмо Минобразования России от 11.02.2000 года №101/28-16). В результате прохождения программного материала учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Теоретические знания Умения Навыки
1. Основы истории искусств;
2. Специальная терминология
3. История возникновения рукоделия
4. Основы цветоведения,
5. Свойства и состав пряжи и тканей;
6. Инструменты и приспособления для рукоделия;
7. Планирование работы;
8. Организация рабочего места;
9. Правила ТБ при занятиях различными видами рукоделия.
10. Проектная деятельность.
1. Организация рабочего места с учетом правил ТБ;
2. Рациональное использование рабочего времени;
3. Правильный цветовой подбор исходных материалов;
4. Набор петель, способы вязания, закрывание петель;
5. Построение чертежей и выкроек;
6. Моделирование изделий
7. Раскрой, обработка деталей и их сборка;
8. Замес теста, лепка
9. Работа с дополнительной литературой;
10. Оформление проектной документации, защита проекта.
1. Чтение чертежей и выкроек, схем для вязания;
2. Работа спицами;
3. Работа крючком
4. Ручное и машинное шитье;
5. Лепка из соленого теста.
Цельданной программы: развитие творческой активности учащихся через приобщение к различным видам рукоделия. В процессе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел, содержанием и характером труда профессий, связанных с изготовлением изделий народного творчества; 2. Развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус учащихся. 3. Воспитывать культуру труда, трудолюбие, уважение к народным традициям и обычаям, бережное отношение к родной природе; 4. Формировать специальные знания в области техники, технологии, экономики и предпринимательства, экологии; В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: · Вязание на спицах.
· Инкрустация
· Вязание крючком
· Конструирование и моделирование швейного изделия
· Проектная деятельность
· Лоскутное шитьё
· Тестопластика
На занятиях используются следующие формы организации труда: коллективная, групповая, индивидуальная. Предусматривается проведение экскурсий, обучающих занятий, практических занятий. В программе заложены большие возможности для самостоятельной работы учащихся: участие в конкурсах и выставках различного уровня (школа, город, район, область), Оценка знаний и умений учащихся осуществляется через защиту творческого проекта по созданию изделия. Программа рассчитана на 192 часа (3 года обучения из расчета 2 часа в неделю). 2. Тематическое планирование.
Наименование разделов Количество часов Формы контроля
Всего Теоретические занятия Практические занятия
Вязание на спицах. 32 2 30 Изделие
Инкрустация 32 2 30 Изделие
Вязание крючком 32 2 30 Изделие
Конструирование и моделирование швейного изделия 34 10 24 Изделие
Проектная деятельность 30 8 22 Изделие и проектная документация
Лоскутное шитьё 16 2 14 Изделие
Тестопластика 16 2 14 Изделие
Итого 192 28 164
3. Содержание программы Раздел 1. Вязание на спицах. (32 часа) Теоретические сведения: виды декоративно — прикладного искусства, история вязания на спицах, цветоведение, виды пряжи, свойства пряжи, сведения об инструментах, основные приёмы набора петель: начальный ряд, начало вязания, вязание лицевых петель, вязание изнаночных петель, вязание с накидом; правила вязания, виды вязания, многоцветное вязание, схемы вязания, чтение схем, расчет петель, поднятие петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия. Практические сведения:набора петель, начальный ряд, начало вязания, вязание лицевых петель, вязание изнаночных петель, вязание с накидом, чтение схем, расчет петель, поднятие петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия, повязка для головы, носок, образцы вязания. Изделия: повязка для головы, носок, образцы вязания, игрушка. Раздел 2. Инкрустация. (32 часа) Теоретические сведения:краткие сведения из истории создания изделий из лоскута, возможности инкрустации тканью, материалы для инкрустации: ткани, тесьма, пенопласт, шнуры; цветоведение, композиция, инструменты, приспособления, шаблоны, технология соединения деталей между собой. Практические сведения: изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскиза, резание по контуру, раскрой, технология соединения деталей между собой, декоративная – эстетическая отделка изделия, оформление в рамку. Изделия:панно. Раздел 3. Вязание крючком. (32 часа) Теоретические сведения: история вязания крючком, цветоведение, виды пряжи, свойства пряжи, сведения о инструментах, основные приёмы набора петель: начальный ряд, начало вязания, вязание воздушных петель, вязание полустолбиком, вязание столбика без накида, вязание столбика с накидом, вязание пышных столбиков, вязание по кругу, вязание полотна квадратной формы, прибавление и убавление петель, многоцветное вязание, обозначение петель, схемы вязания, чтение схем, расчет петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия. Практические сведения:набора петель, начальный ряд, начало вязания, вязание воздушных петель, вязание полустолбиком, вязание столбика без накида, вязание столбика с накидом, вязание пышных столбиков, вязание по кругу, вязание полотна квадратной формы, прибавление и убавление петель, чтение схем, расчет петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия. Изделия:салфетка, карандашница, игрушка, образцы вязания. Раздел 4. Конструирование и моделирование. Изготовление швейных изделий. (34 часа) Теоретические сведения: материаловедение, машиноведение, чтение чертежей, мерки необходимые для построения основы чертежа, обозначение мерок, правила снятия мерок, прибавки к меркам на свободу облегания, построение основы в масштабе 1:4, способы моделирования; назначение соединительных швов, их условные обозначения; правила раскроя: подготовка ткани к раскрою, раскладка на ткань, раскрой; перенос контрольных линий, обработка деталей кроя, сметывание, примерка, исправление дефектов, стачивание, ВТО, художественная отделка. Практические сведения:чтение чертежей, построение основы в масштабе 1:4, построения основы чертежа в натуральную величину, моделирование изделия, изготовление соединительных швов, раскрой, перенос контрольных линий, обработка деталей кроя, сметывание, примерка, исправление дефектов, стачивание, ВТО, художественная отделка. Изделия: прихватка, передник, юбка, шорты, кепи. Раздел 5. Проектная деятельность. (30 часов) Теоретические сведения: структура проекта, выбор идеи, её обоснование, подбор материалов, подбор литературы, изготовление эскиза, проектная документация и её оформление, изготовление проектного изделия, составление технологических карт, экологический и экономический анализ, расчет себестоимости, правила защиты проекта. Практические сведения:выбор идеи, её обоснование, подбор материалов, подбор литературы, изготовление эскиза, оформление проектной документации, изготовление проектного изделия, составление технологических карт, экологический и экономический анализ, расчет себестоимости. Изделия: по выбору обучающихся и проектная документация. Раздел 6. Лоскутное шитьё. (16 часов) Теоретические сведения: история создания изделий из лоскута, возможности лоскутной пластики, материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, шнуры, кружева, тюль; цветоведение, композиция, инструменты, приспособления, шаблоны, соединительные швы, технология соединения деталей между собой. Практические сведения: изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскиза, раскрой, технология соединения деталей между собой, декоративная – эстетическая отделка изделия, оформление в рамку. Изделия:панно, салфетка, прихватка, игрушка, одежда (юбка, жилет). Раздел 7. Тестопластика. (16 часов) Теоретические сведения: история происхождения тестопластики как вида искусств, цветоведение, композиция, материалы, инструменты и приспособления, технология приготовления теста, приемы лепки из теста, технология изготовления отдельных элементов изделия, технология нанесения красок и лака, художественное оформление изделия. Практические сведения:приготовления теста, лепка из теста, изготовления отдельных элементов изделия, нанесение красок и лака, художественное оформление изделия. Изделия: панно, объемное изделие.
4. Список использованных источников
1. Барская, Г.Г. Вязание [Текст]: Альбом / Г.Г. Барская, Н.Л. Богаткова, Н.Л.Буланцева и др. — М.: Легпромбытиздат, 1991. – 48 с. 2. Белоусов, С.В. Рукоделие [Текст] / С. В.Белоусов. — М.: Давира, 1992. – 174 с. 3. Берти, Д.В. Лоскутное шитьё [Текст] / Д.В Берти, Р. Риколфи. – М.: Мир книги, 2002 год, — 80 с. 4. Бобровская, А.Н. Технология [Текст]: 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессионального самоопределения» по программе В.Д.Симоненко, А.Н. Бобровская. — Волгоград: Учитель, 2005. – 171 с. 5. Бринк, И.Ю. Ателье туриста [Текст] / И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец. – М.: Физкультура и спорт, 1990. — 144 с. 6. Вайтинг, С.Г. Азбука вязания крючком [Текст] / С.Г. Вайтинг – М.: Ниола – Пресс, 2006. – 80 с. 7. Гурбина, Е.А. Технология [Текст]: поурочные планы по разделу «Вязание»: 5-7 классы / Е.А. Гурбина.- Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с. 8. Как научиться шить [Текст] / сост. С. Ханус. – Рига: Редакция Клипс, – 1992. — 125 с. 9. Коваленко, В.Д. Кройка и шитьё дома [Текст] / В.Д. Коваленко — М.: Советская Россия, 1992. — 640 с. 10. Козакевич, В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии [Текст] / В.М. Козакевич, А.В. Марченко – М.: Дрофа, 2000. – 256 с. 11. Кулер, Д. Вяжем пледы [Текст]: 50 лучших моделей / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 128 с. 12. Кулер, Д. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни [Текст] / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 112 с. 13. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст]: народное искусство в художественном воспитании детей: из опыта работы / Ю.В.Максимов. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с. 14. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова. -Кемеровское книжное изд-во, 1987. – 270 с. 15. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст]: в трех частях / М.В. Максимова. — М.: Легпромбытиздат, 1991. – 270 с. 16. Максимова, М.В. Лоскутная мозаика [Текст] / М.В. Максимова, М.Н. Кузмина. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 17. Махмутова, И.Х. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст] / И.Х. Махмутова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с. 18. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]: пособие для учителя / Х.И. Махмутова. – М.: Просвещение, 1987. — 79 с. 19. Митителло, К.В. Чудо аппликация [Текст] / К.В. Митителло. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 20. Плотникова, В.И. История русского искусства [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.И. Плотникова.- М.: Изобразительное искусство, 1980. – 400 с. 21. Попова, О.С. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С.Попова, С.Н.Королева, А.Д.Чирков. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 192 с. 22. Прокопьева, З.И. Словарь – справочник по трудовому обучению [Текст] / З.И. Прокопьева, М.Г. Бережкова. – М.: Нар. Асвета, 1987. – 96 с. 23. Сахарова, С. Академия домашних волшебников [Текст] / С. Сахарова. – М.: Детская литература, 1980. — 271 с. 24. Саффьот, Ш. Рождественские мотивы [Текст]: шьём из лоскутков / Ш. Саффьот. – М.: Мой Мир, 2004. — 160 с. 25. Софьина, Т.Ф. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей [Текст]: конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах / Т.Ф. Софьина. — Волгоград: Учитель, 2004. – 47 с. 26. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профессиональных учебных заведений / П.И Уткин, С.Н.Королева – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с. 27. Федотов, Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Я. Федотов, – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.- 144 с. 28. Хилл, П. Азбука вязания спицами [Текст] / П.Хилл. – М.: Ниола – Пресс, 2006. – 80 с. 29. Царук, В.В. Вяжем спицами [Текст] / В.В. Царук. М.: Давира, 1992. – 160 с. 30. Чернякова, В.Н.Творческой проект по технологии обработки ткани [Текст]: тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. — М.: Просвещение, 2002. – 16 с. 31. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 5 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. — М.: Просвещение, 2000. – 160 с. 32. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 6 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. — М.: Просвещение, 2001. – 127 с. 33. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 7-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. — М.: Просвещение, 2001. – 191 с. 34. Шали. Вяжем на спицах, крючком и на машине [Текст] / Шали — М.: Мода и рукоделие, 2005.- 64 с. 35. Энциклопедия домашнего хозяйства [Текст] / сост. И. Бахметьева, С. Сурова.- М.: СП «Квадрат» ТОО «МУШ», 1994. — 470 с. 36. Юрасова, А. Как шить красиво [Текст] / А. Юрасова.- М.: Мир, 1990. -368 с. 37. Яблонська, Т.И. Домашнее ателье [Текст] / Т.И. Яблонська.- М.: Давира, 1993. – 208 с. 5. Рекомендуемая литература.
1. Барская, Г.Г. Вязание [Текст]: альбом / Г.Г. Барская, Н.Л. Богаткова, Н.Л.Буланцева и др. — М.: Легпромбытиздат, 1991. – 48 с. 2. Белоусов, С.В. Рукоделие [Текст] / С. В.Белоусов. — М.: Давира, 1992. – 174 с. 3. Берти, Д.В. Лоскутное шитьё [Текст] / Д.В Берти, Р. Риколфи. – М.: Мир книги, 2002. — 80 с. 4. Бринк, И.Ю. Ателье туриста [Текст] / И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 144 с. 5. Вайтинг, С.Г. Азбука вязания крючком [Текст] / С.Г. Вайтинг – М.: Ниола – Пресс, 2006 .– 80 с. 6. Как научиться шить [Текст] / сост. С. Ханус. – Рига: Редакция Клипс, 1992. — 125 с. 7. Коваленко, В.Д. Кройка и шитьё дома [Текст] / В.Д. Коваленко — М.: Советская Россия, 1992.- 640 с. 8. Кулер, Д. Вяжем пледы [Текст]: 50 лучших моделей / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 128 с. 9. Кулер, Д. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни [Текст] / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 112 с. 10. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст]: народное искусство в художественном воспитании детей: из опыта работы. / Ю.В.Максимов. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с. 11. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова. -Кемеровское книжное изд-во, 1987. – 270 с. 12. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст]: в трех частях. / М.В. Максимова. — М.: Легпромбытиздат, 1991.– 270 с. 13. Максимова, М.В. Лоскутная мозаика [Текст] / М.В. Максимова, М.Н. Кузмина. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 14. Марченко, А.В. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по технологии [Текст] :11 класс / А.В. Марченко, Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина. – М.: Дрофа, 2001. – 154 с. 15. Махмутова, И.Х. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст] / И.Х. Махмутова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с. 16. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]: пособие для учителя / Х.И. Махмутова. – М.: Просвещение. – 1987. — 79 с. 17. Митителло, К.В. Чудо аппликация [Текст] / К.В. Митителло. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 18. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии [Текст] / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с. 19. Плотникова, В.И. История русского искусства [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.И. Плотникова.- М.: Изобразительное искусство, 1980. – 400 с. 20. Попова, О.С. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, С.Н. Королева, А.Д. Чирков. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 192 с. 21. Припеченкова, С. И. Уроки труда [Текст]: 5 класс: макраме: вышивание: поурочные планы / С. И. Припеченкова, Э.Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2002. – 63 с. 22. Прокопьева, З.И. Словарь – справочник по трудовому обучению [Текст] / З.И. Прокопьева, М.Г. Бережкова. – М.: Нар. Асвета, 1987. – 96 с. 23. Сахарова, С. Академия домашних волшебников [Текст] / С. Сахарова. – М.: Детская литература, 1980. — 271 с. 24. Саффьот, Ш. Рождественские мотивы [Текст]: шьём из лоскутков / Ш. Саффьот. – М.: Мой Мир, 2004. — 160 с. 25. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профессиональных учебных заведений / П.И Уткин, С.Н.Королева – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с. 26. Федотов, Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Я. Федотов, – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.- 144 с. 27. Хилл, П. Азбука вязания спицами [Текст] / П.Хилл. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – 80 с. 28. Царук, В.В. Вяжем спицами [Текст] / В.В. Царук. — М.: Давира, 1992. – 160 с. 29. Чернякова, В.Н. Творческой проект по технологии обработки ткани [Текст]: тетрадь для уч-ся 5-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. — М.: Просвещение, 2002. – 16 с. 30. Шали. Вяжем на спицах, крючком и на машине [Текст] / Шали. — М.: Мода и рукоделие, 2005.- 64 с. 31. Энциклопедия домашнего хозяйства [Текст] / сост. И. Бахметьева, С. Сурова.- М.: СП «Квадрат» ТОО «МУ», 1994. -470 с. 32. Юрасова, А. Как шить красиво [Текст] / А. Юрасова.- М.: Мир, 1990. -368 с. 33. Яблонська, Т.И. Домашнее ателье [Текст] / Т.И. Яблонська.- М.: Давира, 1993. – 208 с. 6. Глоссарий 1. Ажур 2. Аппликация 3. Влажно – тепловая отработка 4. Волокно 5. Выкройка 6. Выточка 7. Вязание 8. Гладильная доска 9. Декоративная отделка 10. Деталь 11. Дефект 12. Закройщик 13. Заметывание 14. Игла 15. Идея 16. Изнанка 17. Изнаночная петля 18. Изобретательность 19. Инициатива 20. Инструкция 21. Инструмент 22. Кисть 23. Композиция 24. Конструирование 25. Контрольная линия 26. Краска 27. Кромка 28. Кружево 29. Крючок 30. Культура поведения 31. Лак 32. Лапка 33. Лекало 34. Лепка 35. Лицевая петля 36. Лоскут 37. Масштаб 38. Материаловедение 39. Маховое колесо 40. Машиноведение 41. Мерки 42. Моделирование 43. Моталка 44. Накид 45. Накладной 46. Наметывание 47. Наперсток 48. Начальный ряд 49. Нитенаправитель 50. Нитка 51. Нож 52. Обычаи 53. Одежда 54. Окантовка 55. Окат 56. Отходы 57. Панно 58. Платформа 59. Подкладка 60. Покрой 61. Предприимчивость 62. Прибавка 63. Привод 64. Прикладное искусство 65. Примерка 66. Припуск 67. Прихватка 68. Проектная документация 69. Пройма 70. Проутюжник 71. Процесс 72. Пряжа 73. Рабочее место 74. Рамка 75. Раскладка 76. Раскрой 77. Регуляторы 78. Ремесло 79. Рукав 80. Рукав 81. Салфетка 82. Себестоимость 83. Скалка 84. Складка 85. Сметывание 86. Соединительный 87. Спицы для вязания 88. Стачной 89. Стежок 90. Столбик 91. Строчка 92. Схемы 93. Творческий проект 94. Творчество 95. Тесто 96. Тестопластика 97. Тесьма 98. Технологическая карта 99. Технология 100. Традиции 101. Трикотаж 102. Тюль 103. Умение 104. Утилизация 105. Утюг 106. Фантазия 107. Фурнитура 108. Цветоведение 109. Частота строчки 110. Челночное устройство 111. Чертёж 112. Чеснокодавка 113. Шаблон 114. Шаг иглы 115. Швейная машина 116. Швейное изделие 117. Шов 118. Штопка 119. Экологический анализ 120. Экономический анализ 121. Эскиз 122. Эстетический вкус 6. Контрольные материалы Результатом изучения раздела «Вязание на спицах» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся): · повязка для головы, · носок, · образцы вязания, · игрушка. Результатом изучения раздела «Инкрустация» должно стать панно. Результатом изучения раздела «Вязание крючком» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся): · салфетка, · карандашница, · игрушка, · образцы вязания. Результатом изучения раздела «Конструирование. Моделирование швейного изделия» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся): · прихватка, · передник, · юбка, · шорты, · кепи. Результатом изучения раздела «Проектная деятельность» должно стать изделие (по выбору учащихся) и правильно оформленная проектная документация на него. Результатом изучения раздела «Лоскутное шитье» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся): · панно, · салфетка, · прихватка, · игрушка, · одежда (юбка, жилет). Результатом изучения раздела «Тестопластика» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся): · панно,
· объемное изделие.
Приложение № 1 Примерные темы творческих проектов. 1. Устройства и приспособления для бытовых нужд. 2. Игрушки для детей. 3. Изготовление изделия в технике лоскутной пластики. 4. Сбор коллекции образцов декоративно – прикладного искусства края. 5. Изготовление сувенира. 6. Отделка швейного изделия вышивкой. 7. Эскиз интерьера кухни. 8. Изготовление ажурного воротника. 9. Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
Приложение № 2 Оценка проекта. 1. Актуальность проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Технология изготовления изделия. 4. Достоинство и недостатки проекта. 5. Оформление проекта · Подготовка документации: чертежи эскизы, рисунки, технологические карты; · Расчёт себестоимости изделия, · Экологическая экспертиза изделия. Приложение № 3 Требования к готовомувязаному спицами изделию. 1. Соответствие спиц и пряжи. 2. Расчёт петель. 3. Правильность набора петель начального ряда. 4. Ровность петель, одинаковая плотность. 5. Отсутствие спущенных, лишних, перекрученных петель. 6. Ращепленние пряжи. 7. Ошибки при выполнении узора. 8. Прибавление и убавление петель. 9. При многоцветном вязании переход от одной нити к другой. 10. Запуск последнего ряда. 11. Аккуратность выполнения соединительных швов. 12. Эстетическое оформление готового изделия. Приложение № 4 Требования к готовому швейному изделию. 1. Учёт нити основы при раскрое.
2. Правильность кроя.
3. Аккуратность выполнения: ручных швов, машинных строчек, обмёточных и других швов.
4. Учёт: посадки (степень прилегания), длина пропорции деталей, дополнительных элементов моделей (карманы, воротник, кокетка, оборки). 5. Эстетическое оформление готового изделия.
Приложение № 5 Требования к готовому вязаному крючком изделию. 1. Соответствие крючка и пряжи. 2. Расчёт петель. 3. Правильность набора петель начального ряда. 4. Ровность столбиков, одинаковая плотность. 5. Отсутствие лишних, перекрученных петель. 6. Ращепленние пряжи. 7. Ошибки при выполнении узора. 8. Прибавление и убавление петель. 9. При многоцветном вязании переход от одной нити к другой. 10. Аккуратность выполнения соединительных швов. 11. Эстетическое оформление готового изделия. Приложение № 6 Требования к готовому изделию, изготовленному в технике тестопластика. 1. Соблюдение технологии изготовления солёного теста. 2. Создание композиции. 3. Аккуратность выполнения элементов изделия. 4. Правильный выбор просушивания изделия. 5. Выбор цветовой гаммы. 6. Аккуратность нанесение: грунтовки, красок, лака. 7. Эстетическое оформление готового изделия. Приложение № 7 Требования к готовому изделию выполненного в лоскутной технике и инкрустации. 1. Учёт нити основы при раскрое.
2. Правильность кроя.
3. Аккуратность выполнения: ручных швов, машинных строчек, обмёточных и других швов.
4. Учёт: посадки (степень прилегания), длина пропорции деталей, дополнительных элементов моделей (карманы, воротник, кокетка, оборки). 5. Эстетическое оформление готового изделия.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа по рукоделию.doc Скачать

32


    1. Пояснительная записка.


Мир, в котором живет человек сегодня и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в эстетической сфере, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлом. Здесь внимание его устремляется на непреходящие ценности. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве, в том числе и в различных видах женского рукоделия. Сегодня увлечение различными видами женского рукоделия переживает второе рождение.


Анкетирование, проведенное среди учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26», показало, что около 20% из них хотели бы заниматься вязанием на спицах, вязанием крючком, лоскутным шитьем, тестопластикой и многими другими видами рукоделия. Они отметили, что созданная своими руками вещь привносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. С целью удовлетворения интересов учащихся школы разработана программа «Прикладное творчество».


Отличительными чертами программы «Прикладное творчество» являются:

  • При отборе содержания учитывается его доступность и привлекательность для учащихся.

  • Создание ситуации успеха является основой мотивации деятельности учащихся.

  • Большая часть программы отведена на практическую деятельность (более 80%), остальное время отводится на теорию.


Изучение курса «Прикладное творчество» тесно связано с такими учебными дисциплинами, как изобразительное искусство и краеведение.


Программа адресована учащимся 5-9 классов. Она предусматривает преемственность ранее полученных знаний при выполнении ручных работ.


Данная программа построена в соответствии с «Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005г.г.» - приложение к приказу №2 Минобразования России от 25.01.02 года №193. и «Методическими рекомендациями о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательном учреждении» - письмо Минобразования России от 11.02.2000 года №101/28-16).


В результате прохождения программного материала учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:


Теоретические знания

Умения

Навыки

1. Основы истории искусств;

2. Специальная терминология

3. История возникновения рукоделия

4. Основы цветоведения,

5. Свойства и состав пряжи и тканей;

6. Инструменты и приспособления для рукоделия;

7. Планирование работы;

8. Организация рабочего места;

9. Правила ТБ при занятиях различными видами рукоделия.

10. Проектная деятельность.

1. Организация рабочего места с учетом правил ТБ;

2. Рациональное использование рабочего времени;

3. Правильный цветовой подбор исходных материалов;

4. Набор петель, способы вязания, закрывание петель;

5. Построение чертежей и выкроек;

6. Моделирование изделий

7. Раскрой, обработка деталей и их сборка;

8. Замес теста, лепка

9. Работа с дополнительной литературой;

10. Оформление проектной документации, защита проекта.

1. Чтение чертежей и выкроек, схем для вязания;

2. Работа спицами;

3. Работа крючком

4. Ручное и машинное шитье;

5. Лепка из соленого теста.



Цель данной программы: развитие творческой активности учащихся через приобщение к различным видам рукоделия.


В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел, содержанием и характером труда профессий, связанных с изготовлением изделий народного творчества;

  2. Развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус учащихся.

  3. Воспитывать культуру труда, трудолюбие, уважение к народным традициям и обычаям, бережное отношение к родной природе;

  4. Формировать специальные знания в области техники, технологии, экономики и предпринимательства, экологии;


В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

    • Вязание на спицах.

    • Инкрустация

    • Вязание крючком

    • Конструирование и моделирование швейного изделия

    • Проектная деятельность

    • Лоскутное шитьё

    • Тестопластика


    На занятиях используются следующие формы организации труда: коллективная, групповая, индивидуальная. Предусматривается проведение экскурсий, обучающих занятий, практических занятий.


    В программе заложены большие возможности для самостоятельной работы учащихся: участие в конкурсах и выставках различного уровня (школа, город, район, область),


    Оценка знаний и умений учащихся осуществляется через защиту творческого проекта по созданию изделия.


    Программа рассчитана на 192 часа (3 года обучения из расчета 2 часа в неделю).







      1. Тематическое планирование.


    Наименование разделов

    Количество часов

    Формы контроля

    Всего

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Вязание на спицах.

    32

    2

    30

    Изделие

    Инкрустация

    32

    2

    30

    Изделие

    Вязание крючком

    32

    2

    30

    Изделие

    Конструирование и моделирование швейного изделия

    34

    10

    24

    Изделие

    Проектная деятельность

    30

    8

    22

    Изделие и проектная документация

    Лоскутное шитьё

    16

    2

    14

    Изделие

    Тестопластика

    16

    2

    14

    Изделие

    Итого

    192

    28

    164












    3. Содержание программы

    Раздел 1. Вязание на спицах.

    (32 часа)

    Теоретические сведения: виды декоративно - прикладного искусства, история вязания на спицах, цветоведение, виды пряжи, свойства пряжи, сведения об инструментах, основные приёмы набора петель: начальный ряд, начало вязания, вязание лицевых петель, вязание изнаночных петель, вязание с накидом; правила вязания, виды вязания, многоцветное вязание, схемы вязания, чтение схем, расчет петель, поднятие петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия.


    Практические сведения: набора петель, начальный ряд, начало вязания, вязание лицевых петель, вязание изнаночных петель, вязание с накидом, чтение схем, расчет петель, поднятие петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия, повязка для головы, носок, образцы вязания.


    Изделия: повязка для головы, носок, образцы вязания, игрушка.


    Раздел 2. Инкрустация.

    (32 часа)

    Теоретические сведения: краткие сведения из истории создания изделий из лоскута, возможности инкрустации тканью, материалы для инкрустации: ткани, тесьма, пенопласт, шнуры; цветоведение, композиция, инструменты, приспособления, шаблоны, технология соединения деталей между собой.


    Практические сведения: изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскиза, резание по контуру, раскрой, технология соединения деталей между собой, декоративная – эстетическая отделка изделия, оформление в рамку.

    Изделия: панно.


    Раздел 3. Вязание крючком.

    (32 часа)

    Теоретические сведения: история вязания крючком, цветоведение, виды пряжи, свойства пряжи, сведения о инструментах, основные приёмы набора петель: начальный ряд, начало вязания, вязание воздушных петель, вязание полустолбиком, вязание столбика без накида, вязание столбика с накидом, вязание пышных столбиков, вязание по кругу, вязание полотна квадратной формы, прибавление и убавление петель, многоцветное вязание, обозначение петель, схемы вязания, чтение схем, расчет петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия.


    Практические сведения: набора петель, начальный ряд, начало вязания, вязание воздушных петель, вязание полустолбиком, вязание столбика без накида, вязание столбика с накидом, вязание пышных столбиков, вязание по кругу, вязание полотна квадратной формы, прибавление и убавление петель, чтение схем, расчет петель, способы соединения вязаных деталей, декоративная отделка изделия.


    Изделия: салфетка, карандашница, игрушка, образцы вязания.


    Раздел 4. Конструирование и моделирование.

    Изготовление швейных изделий.

    (34 часа)

    Теоретические сведения: материаловедение, машиноведение, чтение чертежей, мерки необходимые для построения основы чертежа, обозначение мерок, правила снятия мерок, прибавки к меркам на свободу облегания, построение основы в масштабе 1:4, способы моделирования; назначение соединительных швов, их условные обозначения; правила раскроя: подготовка ткани к раскрою, раскладка на ткань, раскрой; перенос контрольных линий, обработка деталей кроя, сметывание, примерка, исправление дефектов, стачивание, ВТО, художественная отделка.


    Практические сведения: чтение чертежей, построение основы в масштабе 1:4, построения основы чертежа в натуральную величину, моделирование изделия, изготовление соединительных швов, раскрой, перенос контрольных линий, обработка деталей кроя, сметывание, примерка, исправление дефектов, стачивание, ВТО, художественная отделка.


    Изделия: прихватка, передник, юбка, шорты, кепи.


    Раздел 5. Проектная деятельность.

    (30 часов)

    Теоретические сведения: структура проекта, выбор идеи, её обоснование, подбор материалов, подбор литературы, изготовление эскиза, проектная документация и её оформление, изготовление проектного изделия, составление технологических карт, экологический и экономический анализ, расчет себестоимости, правила защиты проекта.


    Практические сведения: выбор идеи, её обоснование, подбор материалов, подбор литературы, изготовление эскиза, оформление проектной документации, изготовление проектного изделия, составление технологических карт, экологический и экономический анализ, расчет себестоимости.


    Изделия: по выбору обучающихся и проектная документация.

    Раздел 6. Лоскутное шитьё.

    (16 часов)

    Теоретические сведения: история создания изделий из лоскута, возможности лоскутной пластики, материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, шнуры, кружева, тюль; цветоведение, композиция, инструменты, приспособления, шаблоны, соединительные швы, технология соединения деталей между собой.


    Практические сведения: изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскиза, раскрой, технология соединения деталей между собой, декоративная – эстетическая отделка изделия, оформление в рамку.


    Изделия: панно, салфетка, прихватка, игрушка, одежда (юбка, жилет).


    Раздел 7. Тестопластика.

    (16 часов)

    Теоретические сведения: история происхождения тестопластики как вида искусств, цветоведение, композиция, материалы, инструменты и приспособления, технология приготовления теста, приемы лепки из теста, технология изготовления отдельных элементов изделия, технология нанесения красок и лака, художественное оформление изделия.


    Практические сведения: приготовления теста, лепка из теста, изготовления отдельных элементов изделия, нанесение красок и лака, художественное оформление изделия.


    Изделия: панно, объемное изделие.

    4. Список использованных источников


    1. Барская, Г.Г. Вязание [Текст]: Альбом / Г.Г. Барская, Н.Л. Богаткова, Н.Л.Буланцева и др. - М.: Легпромбытиздат, 1991 . – 48 с.

    2. Белоусов, С.В. Рукоделие [Текст] / С. В.Белоусов. - М.: Давира, 1992 . – 174 с.

    3. Берти, Д.В. Лоскутное шитьё [Текст] / Д.В Берти, Р. Риколфи. – М.: Мир книги, 2002 год, - 80 с.

    4. Бобровская, А.Н. Технология [Текст]: 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессионального самоопределения» по программе В.Д.Симоненко, А.Н. Бобровская. - Волгоград: Учитель, 2005. – 171 с.

    5. Бринк, И.Ю. Ателье туриста [Текст] / И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец. – М.: Физкультура и спорт, 1990. - 144 с.

    6. Вайтинг, С.Г. Азбука вязания крючком [Текст] / С.Г. Вайтинг – М.: Ниола – Пресс, 2006. – 80 с.

    7. Гурбина, Е.А. Технология [Текст]: поурочные планы по разделу «Вязание»: 5-7 классы / Е.А. Гурбина.- Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.

    8. Как научиться шить [Текст] / сост. С. Ханус. – Рига: Редакция Клипс, – 1992. - 125 с.

    9. Коваленко, В.Д. Кройка и шитьё дома [Текст] / В.Д. Коваленко - М.: Советская Россия , 1992 . - 640 с.

    10. Козакевич, В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии [Текст] / В.М. Козакевич, А.В. Марченко – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.

    11. Кулер, Д. Вяжем пледы [Текст]: 50 лучших моделей / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 128 с.

    12. Кулер, Д. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни [Текст] / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005 . – 112 с.

    13. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст]: народное искусство в художественном воспитании детей: из опыта работы / Ю.В.Максимов. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

    14. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова. -Кемеровское книжное изд-во, 1987 . – 270 с.

    15. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст]: в трех частях / М.В. Максимова. - М.: Легпромбытиздат, 1991. – 270 с.

    16. Максимова, М.В. Лоскутная мозаика [Текст] / М.В. Максимова, М.Н. Кузмина. – М.: Эксмо, 2006 . – 64 с.

    17. Махмутова, И.Х. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст] / И.Х. Махмутова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.

    18. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]: пособие для учителя / Х.И. Махмутова. – М.: Просвещение, 1987. - 79 с.

    19. Митителло, К.В. Чудо аппликация [Текст] / К.В. Митителло. – М.: Эксмо, 2006 . – 64 с.

    20. Плотникова, В.И. История русского искусства [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.И. Плотникова.- М.: Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.

    21. Попова, О.С. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С.Попова, С.Н.Королева, А.Д.Чирков. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.

    22. Прокопьева, З.И. Словарь – справочник по трудовому обучению [Текст] / З.И. Прокопьева, М.Г. Бережкова. – М.: Нар. Асвета, 1987 . – 96 с.

    23. Сахарова, С. Академия домашних волшебников [Текст] / С. Сахарова. – М.: Детская литература, 1980. - 271 с.

    24. Саффьот, Ш. Рождественские мотивы [Текст]: шьём из лоскутков / Ш. Саффьот. – М.: Мой Мир, 2004 . - 160 с.

    25. Софьина, Т.Ф. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей [Текст]: конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах / Т.Ф. Софьина. - Волгоград: Учитель, 2004. – 47 с.

    26. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профессиональных учебных заведений / П.И Уткин, С.Н.Королева – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.

    27. Федотов, Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Я. Федотов, – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.- 144 с.

    28. Хилл, П. Азбука вязания спицами [Текст] / П.Хилл. – М.: Ниола – Пресс, 2006. – 80 с.

    29. Царук, В.В. Вяжем спицами [Текст] / В.В. Царук. М.: Давира, 1992 . – 160 с.

    30. Чернякова, В.Н.Творческой проект по технологии обработки ткани [Текст]: тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. - М.: Просвещение, 2002. – 16 с.

    31. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 5 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. - М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

    32. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 6 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. - М.: Просвещение, 2001. – 127 с.

    33. Чернякова, В.Н.Технология обработки ткани [Текст]: учебник для 7-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. - М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

    34. Шали. Вяжем на спицах, крючком и на машине [Текст] / Шали - М.: Мода и рукоделие, 2005.- 64 с.

    35. Энциклопедия домашнего хозяйства [Текст] / сост. И. Бахметьева, С. Сурова.- М.: СП «Квадрат» ТОО «МУШ», 1994. - 470 с.

    36. Юрасова, А. Как шить красиво [Текст] / А. Юрасова.- М.: Мир, 1990 . -368 с.

    37. Яблонська, Т.И. Домашнее ателье [Текст] / Т.И. Яблонська.- М.: Давира, 1993. – 208 с.


























    1. Рекомендуемая литература.


    1. Барская, Г.Г. Вязание [Текст]: альбом / Г.Г. Барская, Н.Л. Богаткова, Н.Л.Буланцева и др. - М.: Легпромбытиздат, 1991 . – 48 с.

    2. Белоусов, С.В. Рукоделие [Текст] / С. В.Белоусов. - М.: Давира, 1992 . – 174 с.

    3. Берти, Д.В. Лоскутное шитьё [Текст] / Д.В Берти, Р. Риколфи. – М.: Мир книги, 2002. - 80 с.

    4. Бринк, И.Ю. Ателье туриста [Текст] / И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 144 с.

    5. Вайтинг, С.Г. Азбука вязания крючком [Текст] / С.Г. Вайтинг – М.: Ниола – Пресс, 2006 .– 80 с.

    6. Как научиться шить [Текст] / сост. С. Ханус. – Рига: Редакция Клипс, 1992 . - 125 с.

    7. Коваленко, В.Д. Кройка и шитьё дома [Текст] / В.Д. Коваленко - М.: Советская Россия, 1992.- 640 с.

    8. Кулер, Д. Вяжем пледы [Текст]: 50 лучших моделей / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 128 с.

    9. Кулер, Д. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни [Текст] / Д. Кулер. – М.: Мир книги, 2005. – 112 с.

    10. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст]: народное искусство в художественном воспитании детей: из опыта работы. / Ю.В.Максимов. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

    11. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова. -Кемеровское книжное изд-во, 1987 . – 270 с.

    12. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст]: в трех частях. / М.В. Максимова. - М.: Легпромбытиздат, 1991.– 270 с.

    13. Максимова, М.В. Лоскутная мозаика [Текст] / М.В. Максимова, М.Н. Кузмина. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с.

    14. Марченко, А.В. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по технологии [Текст] :11 класс / А.В. Марченко, Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина. – М.: Дрофа, 2001. – 154 с.

    15. Махмутова, И.Х. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст] / И.Х. Махмутова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.

    16. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]: пособие для учителя / Х.И. Махмутова. – М.: Просвещение. – 1987. - 79 с.

    17. Митителло, К.В. Чудо аппликация [Текст] / К.В. Митителло. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с.

    18. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии [Текст] / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.

    19. Плотникова, В.И. История русского искусства [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.И. Плотникова.- М.: Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.

    20. Попова, О.С. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, С.Н. Королева, А.Д. Чирков. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.

    21. Припеченкова, С. И. Уроки труда [Текст]: 5 класс: макраме: вышивание: поурочные планы / С. И. Припеченкова, Э.Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2002. – 63 с.

    22. Прокопьева, З.И. Словарь – справочник по трудовому обучению [Текст] / З.И. Прокопьева, М.Г. Бережкова. – М.: Нар. Асвета, 1987. – 96 с.

    23. Сахарова, С. Академия домашних волшебников [Текст] / С. Сахарова. – М.: Детская литература, 1980. - 271 с.

    24. Саффьот, Ш. Рождественские мотивы [Текст]: шьём из лоскутков / Ш. Саффьот. – М.: Мой Мир, 2004. - 160 с.

    25. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профессиональных учебных заведений / П.И Уткин, С.Н.Королева – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.

    26. Федотов, Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Я. Федотов, – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.- 144 с.

    27. Хилл, П. Азбука вязания спицами [Текст] / П.Хилл. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – 80 с.

    28. Царук, В.В. Вяжем спицами [Текст] / В.В. Царук. - М.: Давира, 1992 . – 160 с.

    29. Чернякова, В.Н. Творческой проект по технологии обработки ткани [Текст]: тетрадь для уч-ся 5-9 классов общеобраз. учрежд. / В.Н.Чернякова. - М.: Просвещение, 2002. – 16 с.

    30. Шали. Вяжем на спицах, крючком и на машине [Текст] / Шали. - М.: Мода и рукоделие, 2005.- 64 с.

    31. Энциклопедия домашнего хозяйства [Текст] / сост. И. Бахметьева, С. Сурова.- М.: СП «Квадрат» ТОО «МУ», 1994. -470 с.

    32. Юрасова, А. Как шить красиво [Текст] / А. Юрасова.- М.: Мир, 1990. -368 с.

    33. Яблонська, Т.И. Домашнее ателье [Текст] / Т.И. Яблонська.- М.: Давира, 1993. – 208 с.










    6. Глоссарий


    1. Ажур

    2. Аппликация

    3. Влажно – тепловая отработка

    4. Волокно

    5. Выкройка

    6. Выточка

    7. Вязание

    8. Гладильная доска

    9. Декоративная отделка

    10. Деталь

    11. Дефект

    12. Закройщик

    13. Заметывание

    14. Игла

    15. Идея

    16. Изнанка

    17. Изнаночная петля

    18. Изобретательность

    19. Инициатива

    20. Инструкция

    21. Инструмент

    22. Кисть

    23. Композиция

    24. Конструирование

    25. Контрольная линия

    26. Краска

    27. Кромка

    28. Кружево

    29. Крючок

    30. Культура поведения

    31. Лак

    32. Лапка

    33. Лекало

    34. Лепка

    35. Лицевая петля

    36. Лоскут

    37. Масштаб

    38. Материаловедение

    39. Маховое колесо

    40. Машиноведение

    41. Мерки

    42. Моделирование

    43. Моталка

    44. Накид

    45. Накладной

    46. Наметывание

    47. Наперсток

    48. Начальный ряд

    49. Нитенаправитель

    50. Нитка

    51. Нож

    52. Обычаи

    53. Одежда

    54. Окантовка

    55. Окат

    56. Отходы

    57. Панно

    58. Платформа

    59. Подкладка

    60. Покрой

    61. Предприимчивость

    62. Прибавка

    63. Привод

    64. Прикладное искусство

    65. Примерка

    66. Припуск

    67. Прихватка

    68. Проектная документация

    69. Пройма

    70. Проутюжник

    71. Процесс

    72. Пряжа

    73. Рабочее место

    74. Рамка

    75. Раскладка

    76. Раскрой

    77. Регуляторы

    78. Ремесло

    79. Рукав

    80. Рукав

    81. Салфетка

    82. Себестоимость

    83. Скалка

    84. Складка

    85. Сметывание

    86. Соединительный

    87. Спицы для вязания

    88. Стачной

    89. Стежок

    90. Столбик

    91. Строчка

    92. Схемы

    93. Творческий проект

    94. Творчество

    95. Тесто

    96. Тестопластика

    97. Тесьма

    98. Технологическая карта

    99. Технология

    100. Традиции

    101. Трикотаж

    102. Тюль

    103. Умение

    104. Утилизация

    105. Утюг

    106. Фантазия

    107. Фурнитура

    108. Цветоведение

    109. Частота строчки

    110. Челночное устройство

    111. Чертёж

    112. Чеснокодавка

    113. Шаблон

    114. Шаг иглы

    115. Швейная машина

    116. Швейное изделие

    117. Шов

    118. Штопка

    119. Экологический анализ

    120. Экономический анализ

    121. Эскиз

    122. Эстетический вкус




















    1. Контрольные материалы


    Результатом изучения раздела «Вязание на спицах» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся):

    • повязка для головы,

    • носок,

    • образцы вязания,

    • игрушка.


    Результатом изучения раздела «Инкрустация» должно стать панно.

    Результатом изучения раздела «Вязание крючком» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся):

    • салфетка,

    • карандашница,

    • игрушка,

    • образцы вязания.


    Результатом изучения раздела «Конструирование. Моделирование швейного изделия» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся):

    • прихватка,

    • передник,

    • юбка,

    • шорты,

    • кепи.


    Результатом изучения раздела «Проектная деятельность» должно стать изделие (по выбору учащихся) и правильно оформленная проектная документация на него.

    Результатом изучения раздела «Лоскутное шитье» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся):

    • панно,

    • салфетка,

    • прихватка,

    • игрушка,

    • одежда (юбка, жилет).


    Результатом изучения раздела «Тестопластика» должны стать следующие изделия (на выбор учащихся):

    • панно,

    • объемное изделие.












    Приложение № 1


    Примерные темы творческих проектов.


    1. Устройства и приспособления для бытовых нужд.

    2. Игрушки для детей.

    3. Изготовление изделия в технике лоскутной пластики.

    4. Сбор коллекции образцов декоративно – прикладного искусства края.

    5. Изготовление сувенира.

    6. Отделка швейного изделия вышивкой.

    7. Эскиз интерьера кухни.

    8. Изготовление ажурного воротника.

    9. Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
















    Приложение № 2


    Оценка проекта.



    1. Актуальность проблемы.

    2. Решение проблемы.

    3. Технология изготовления изделия.

    4. Достоинство и недостатки проекта.

    5. Оформление проекта

      • Подготовка документации: чертежи эскизы, рисунки, технологические карты;

      • Расчёт себестоимости изделия,

      • Экологическая экспертиза изделия.


























      Приложение № 3


      Требования к готовому вязаному спицами изделию.


      1. Соответствие спиц и пряжи.

      2. Расчёт петель.

      3. Правильность набора петель начального ряда.

      4. Ровность петель, одинаковая плотность.

      5. Отсутствие спущенных, лишних, перекрученных петель.

      6. Ращепленние пряжи.

      7. Ошибки при выполнении узора.

      8. Прибавление и убавление петель.

      9. При многоцветном вязании переход от одной нити к другой.

      10. Запуск последнего ряда.

      11. Аккуратность выполнения соединительных швов.

      12. Эстетическое оформление готового изделия.























      Приложение № 4


      Требования к готовому швейному изделию.


      1. Учёт нити основы при раскрое.

      2. Правильность кроя.

      3. Аккуратность выполнения: ручных швов, машинных строчек, обмёточных и других швов.

      4. Учёт: посадки (степень прилегания), длина пропорции деталей, дополнительных элементов моделей (карманы, воротник, кокетка, оборки).

      5. Эстетическое оформление готового изделия.





























      Приложение № 5



      Требования к готовому вязаному крючком изделию.



      1. Соответствие крючка и пряжи.

      2. Расчёт петель.

      3. Правильность набора петель начального ряда.

      4. Ровность столбиков, одинаковая плотность.

      5. Отсутствие лишних, перекрученных петель.

      6. Ращепленние пряжи.

      7. Ошибки при выполнении узора.

      8. Прибавление и убавление петель.

      9. При многоцветном вязании переход от одной нити к другой.

      10. Аккуратность выполнения соединительных швов.

      11. Эстетическое оформление готового изделия.






















      Приложение № 6


      Требования к готовому изделию, изготовленному в технике тестопластика.


      1. Соблюдение технологии изготовления солёного теста.

      2. Создание композиции.

      3. Аккуратность выполнения элементов изделия.

      4. Правильный выбор просушивания изделия.

      5. Выбор цветовой гаммы.

      6. Аккуратность нанесение: грунтовки, красок, лака.

      7. Эстетическое оформление готового изделия.





























      Приложение № 7


      Требования к готовому изделию выполненного в лоскутной технике и инкрустации.



      1. Учёт нити основы при раскрое.

      2. Правильность кроя.

      3. Аккуратность выполнения: ручных швов, машинных строчек, обмёточных и других швов.

      4. Учёт: посадки (степень прилегания), длина пропорции деталей, дополнительных элементов моделей (карманы, воротник, кокетка, оборки).

      5. Эстетическое оформление готового изделия.





















      программа по рукоделию.rar Скачать
      Обсуждение материала
      Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
      Образовательные вебинары
      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос