В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство «Учитель» объявляет акцию «В помощь классному руководителю». Акция действует с 05 по 18 августа 2019 г., в этот период Вы можете приобрести доступ к мероприятиям со скидкой 25%*. Подробнее об акции

Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Ольга Плотникова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 30363 комментариев: 2
Краткое описание
Программа реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов в условиях введения ФГОС НОО
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №3 «____» _______________ 2012г. _____________ И.Н.Литвинова
 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение»


Автор-составитель: Плотникова О.В.



г.Донецк Ростовская область 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогамма курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачиизучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развитияпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение» Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Методические основы изучения курса «Доноведение». Þ Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Þ Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя — научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства — по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
Þ Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
Þ При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение» для учащихся 1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008. 4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. для учителя 1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя 1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVIIXXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004. 8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9. Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. 14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС (34ч) Примечание. Обучение детей в 1 классе ведётся только по 5-дневной учебной неделе. Для учащихся 1 класса учителям начальной школы предлагается вариант, позволяющий в канву уроков окружающего мира и литературного чтения «вкраплять» содержание регионального компонента. Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии[1]

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС (34ч) Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села). Вместе дружная семья. Резервные уроки (2ч)
Экскурсии[2]

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
3 класс (34ч) Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. Экскурсии[3]

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: — «Город (станица)… Ростовской области», — «Мир природного сообщества родного края», - — «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др. Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др. 4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. Экскурсии[4]

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль». Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области». Требования к уровню подготовки младших школьников В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления: ñ о связях между живой и неживой природой родного края;
ñ о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
ñ об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
ñ об истории родного края;
знать: ñ объекты неживой и живой природы Ростовской области;
ñ особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
ñ водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
ñ полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
ñ правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
ñ государственную символику Ростовской области, своего района;
ñ важнейшие события в истории родного края;
ñ народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
ñ родственные связи в семье;
ñ правила поведения в общественных местах и на улице;
ñ уметь: ñ различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
ñ различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
ñ узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
ñ приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
ñ приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
ñ описывать наиболее важные события истории родного края;
ñ рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
ñ показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
ñ приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. 3. познавательнымуниверсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативнымуниверсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
 
Тематическое планирование курса «Доноведение» 1 класс
№ урока Тема урока № задания в тетради Виды деятельности на уроке
1 Вводный урок. Мы теперь не просто дети 1 Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3)
2 Родной край. 2 Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.
3 Времена года. 3 Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето
4 Осень. Осенние месяцы. 4 Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.
5 Экскурсия.
Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.
6 Осенние изменения в природе. 5,6 Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе.
7 Растения осенью. 7,8,10 Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)
8 Листья жёлтые летят.. 10, 9,11 Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.
9 Занятия людей осенью 12 Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.
10 Что растёт на огороде и в саду? 13,14,15. Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.
11 Что растёт в поле? 16, 17 Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)
12 Жизнь животных осенью. 18, 19 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.
13 Осень в моём краю. 20 Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.
14 Экскурсия.
Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.
15 Зимняя сказка. 21, 22 Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.
16 Зимние изменения в природе. 23, 24 Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.
17 Жизнь животных зимой. 25, 26, 27 Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.
18 Живой уголок. 28 Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.
19 Занятия людей зимой. 29 Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.
20 Весна. Весенние месяцы. 30 Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
21 Экскурсия.
Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.
22 Весенние изменения в природе. 31, 32, 33 Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.
23 Растения весной. 34 Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.
24 Жизнь животных весной. 35, 36 Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.
25 Занятия людей весной. 37 Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
26 Экскурсия.
Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.
27 Летние изменения в природе. 38,39,40,41 Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
28 Что растёт на лугу? 42 Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.
29 Экскурсия на водоём
Беседа водоёмах края. Рисование.
30 Что растёт у водоёма? 43 Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.
31 Жизнь животных летом 44 Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.
32 Занятия людей летом 45 Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
33 Обобщающий урок. 46-47 Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» — рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.








Тематическое планирование курса «Доноведение» 2 класс
п/п Тема Кол-во часов Образовательные задачи Виды деятельности
Я и окружающий мир
1
С чего начинается Родина…

1 Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
3
Школа – светлая гавань детства
1
Жизнь на Дону.
2
С днём рождения, родной город (село)
(экскурсия по родному городу (селу)

1 Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями
Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.
Праздничное представление.
Я и окружающий мир
4
Дорога от дома до школы (экскурсия)

1 Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
1. правила перехода через проезжую часть;
2. сигналы светофора;
3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.
Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Природа Донского края
5-6
Природа (экскурсия)
2 Углубить понятие о живой и неживой природе родного края
Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7
Город и природа (экскурсия)
1 Систематизировать знания детей о природе родного города (села).
Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

8-9
Что за дерево такое?
2 Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

10
Кустарники (экскурсия)
1 Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

11-12
Травушка-муравушка
2 Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

13
Растения и мы.
1 Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Игра «Природная лечебница»
Изготовление справочника лекарственных трав.

14 Краски Тихого Дона.
1 Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.
Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.


Я и окружающий мир

15
Мои имя, фамилия, отчество…
1 Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»


16 Что ты знаешь о роде своём…
1

Жизнь на Дону

17-19 Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)
3 Дать общее представление о зимних обрядах на Дону
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа Донского края
20
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
1 Расширить представления о животном мире родного края
Наблюдение за животными в природе, дома.
Посещение краеведческого музея

21
Домашняя мохнатая азбука
1 Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).
Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …»

22
Мой домашний милый друг
1 Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми
1 Закрепить правила безопасного обращения с животными.
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

24
Родные просторы (экскурсия)
1 Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)
Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»
25
Чем богаты наши недра?
1 Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.
Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»
26
27
Что такое почва?
1 Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.
Исследование состава почвы.
Почва нам и стол и дом (экскурсия)
1
Человек и природа
28
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)
1 Познакомить с общими представлениями о природных сообществах
Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
29
Человек – хозяин природы?
1 Показать влияние человека на природное сообщество.
Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.
30
Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое
защите природы)
1 Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края
Ролевое театрализованное представление.













Жизнь на Дону
31
День освобождения!
(экскурсия в исторический музей)
1 Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.
Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.
32
Вместе дружная семья
(праздничное мероприятие)
1 Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.
33-34
Резервные уроки

2 Распределяются учителем по своему усмотрению







Тематическое планирование курса «Доноведение» 3 класс
п/п Тема Кол-во часов Задачи Виды деятельности
Я и окружающий мир
1
Край, в котором я живу
1
Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны
Работа с картой
Ростовской области
Практическая
работа по контурной карте: выделение
границы Ростовской области.
2
О городах и станицах родного края
1
Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их
архитектурой, достопримечательностями и значением.
Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.
Экскурсии по городам Ростовской области.
Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»
3-4 С днём рождения, родной город (село)
2
Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
Экскурсия.
Составление
коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)
Природа Донского края
5-7
У природы нет плохой погоды
3
Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
Познакомить с профессией — метеоролог.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Конкурс рисунков
8 Живая вода.
1
Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.
Работа с картой Ростовской области.
Исследовательские работы.
9 Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края
1
Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.
Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.
10 Растения и животные водоёмов.
1
Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.
Исследовательские работы учащихся
Жизнь на Дону
11 Тайны Донской земли

1
Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.
Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»
12 Танаис – древний город
1
Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.
13 Дикое поле
1
Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.
Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).
Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.
Рисование картин прошлого Дона.
14 Донской край – казачий край
1
Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Экскурсия в краеведческий музей
Исследовательская работа «История казачьей семьи».
15 Первые казачьи городки
1
17 Казачья семья
1
Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.
16 Жилище казака
1
Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах
Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

18 История вещей. Одежда.
1
19 История вещей. Посуда.
1
20 Славен Дон!
1
Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.
Праздничное мероприятие
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

21
Сретение. Сороки.
1
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
Праздничные мероприятия.
22
Встреча птиц
1
Дать общее представление о международном дне птиц.
Изготовление скворечника
23
Пасха, Вербное воскресенье
1
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
Праздничные мероприятия.
Природа Донского края
24
Природная поверхность нашего края
1
Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.
Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»
25
Из недр Донской земли
1
Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.

Работа
с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых
26
Почвы родного края
1
Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.
Практическая работа
«Почвы родного края»
27 Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.
1
Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.
Экскурсия.
Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»
Конкурс рисунков
Викторины, кроссворды
28
Природные экосистемы луга
1
Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
29
Природные экосистемы леса
1
Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.
Человек и природа
30 Донская земля – житница России
1
Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31 Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
1
Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.
32 Казачьи посиделки
1
Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.
Праздничное мероприятие.
33 Сельское хозяйство на Дону: животноводство
1
Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
Я и окружающий мир
34 Славься наш край!
1
Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.
Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).


Тематическое планирование курса «Доноведение» 4 класс

п\п
Тема урока Кол-во
часов
Задачи урока Виды деятельности
Я и окружающий мир
1.
Донской край – мой край!
1 Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.
Исследовательская работа «Край, в котором я живу»
2-3
Что ты знаешь о роде своём?
1 Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.
Защита проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской
4
На казачьем Кругу
1 Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Экскурсия в краеведческий музей
5
Донской казак хват, силой, удалью богат
1 Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.
6
Ермак Могучий.

1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.
Составление теста
7
Степан Разин.
1 Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).
Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»
8-9
Роль Петра 1 в истории России и родного края.
2 Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.

Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова.
10
Таганрог – первый порт России
1 Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города
Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога.
11
Крепость Димитрия Ростовского
1 Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону
Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.
12
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
1 Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.
Доклады-сообщения учащихся.
13
Вместе с Суворовым
1 Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае
Написание очерка
14
Платов Матвей Иванович

1 Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».
Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска
15
Новочеркасск — столица казачьего Дона
1 Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска
Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.

16
Бакланов Яков Петрович
1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.




17
За землю и за волю
1 Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.
Экскурсия в исторический музей. Диспут.
Составление летописи Вёшенской.



18
Дон в годы строительства новой жизни
1 Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.
Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.



19
Дон в годы Великой Отечественной войны.

1 Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов.
Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.



20
День освобождения родного города (села, станицы)
1 Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов
Участие в празднике. Чествование участников войны.



21-22
Мирное время на Донской земле.

2 Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»



23
Волгодонск – город молодости
1 Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.
Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.



Человек и природа


24
Дом, в котором мы живём
1 Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.
Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.
Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.



25
Экологические Проблемы воздуха в родном крае.
1 Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.
Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,
«Береги воду».



26
Экологические проблемы воды в родном крае.
1


27
Экологические проблемы почв родного края
1 Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.
Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».



28
Охрана полезных ископаемых родного края.

1 Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
— познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»



29
Экологическое равновесие в природе
1 Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.



30-31
Охранять природу – значит охранять Родину
1 Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.
Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.



Жизнь на Дону


32
Троица
1 Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.
Изготовление Семика и Семичихи из соломы



33
Ивана Купала
1 Купальская площадка: игры, забавы, потехи



34
Спасы
1 Праздник-застолье



*
Я – гражданин Ростовской области

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
доноведение.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
доноведение.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Ольга Назарова
21.02.2013 16:26
Большое спасибо за Вашу программу!
Виктория
8.10.2013 23:35
Огромное СПАСИБО Ольга за Вашу замечательную разработку!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru