Глагол. В редакции газеты.
Краткое описание
Цели урока: Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Глагол»;
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
Описание
Горналёва Елена Васильевна Учитель начальных классов Iкатегории ГУ «Затобольская средняя школа №1» отдела образования акимата Костанайского района Русский язык
Глагол. В редакции газеты. 4 класс
Продолжительность урока 45 минут. Тип урока:повторение изученного по теме «Глагол». Вид урока:урок-соревнование. Технология:на игровой и групповой основе.
Горналёва Елена Васильевна
Учитель начальных классов Iкатегории
ГУ «Затобольская средняя школа №1»
отдела образования акимата Костанайского района
Русский язык
Тема урока: Глагол. В редакции газеты.
4 класс
Тема:Глагол. «В редакции газеты»
Цели урока:Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Глагол»;
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
Тип урока:повторение изученного по теме «Глагол».
Вид урока:урок-соревнование.
Технология:на игровой и групповой основе.
Оборудование:музыкальное оформление; текст из типографии (три экземпляра); тест по теме «Глагол»; памятка «Глагол».
Этапы работы: 1.Организационный момент.
2.Работа по теме урока.
3. «Разминка».
4. «Машинописное бюро».
5. «Редакторский отдел»
6. Поработаем «корректорами». (индивидуальная работа)
7. «Важное спецзадание»
8. «Отдел рекламы».
9. Тест «Глагол»
10. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока: 1.Организационный момент.
Класс делится на три команды, определяется название команды, объясняется учащимся цель и ход урока.
2.Работа по теме урока.
Сегодня наш урок необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
— Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, а по какой теме вы узнаете если разгадаете анаграмму «ЛАОЛГГ». (глагол)
— Что вы знаете о глаголе? (часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, изменяется по лицам, числам, временам, родам; имеет вид, спряжение; в предложение бывает сказуемым)
— Молодцы! Ну что ж, продолжаем работу.
-Отгадайте загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
У неё ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывают новости. (газета)
— Объясните значение этого слова. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текучей жизни)
— Какие детские газеты вы знаете? Какие газеты издаются в нашем посёлке, городе?
— Представьте, что наш класс – это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры – работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы – самые главные и ответственные лица и ещё секретари – машинистки.
— Роли работников редакции будете выполнять вы. Каждый стол представляет какую — либо газету. А вот как она называется, скажите вы через тридцать секунд. Но одно условие: название газеты быть глаголом, а каким вы узнаете, если переставите слоги местами. («Мечтаем», «Увлекаем»,»Зажигаем»)
— И так, всё готово. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.
3. «Разминка».
— В типографии невнимательно набрали материалы, когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова пропущены. Догадайтесь, какие это слова.
«Оживите картинку»
— У вас две минуты.
НОЧЬ. МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВУШКА. ОГНИ. ВЕТЕР. ОДИНОКИЕ ДЕРЕВЬЯ. СНЕГ. БЕСКОНЕЧОЕ ПОЛЕ.
— Какие части речи вы использовали, чтобы «оживить» картинку? (глагол)
4. «Машинописное бюро».
— А сейчас мы побываем в машинописном бюро и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь словосочетание одним глаголом.
Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится?
Я буду читать словосочетания, а вы записывайте соответствующие глаголы. Потом подведём итог этого задания.
— становиться жёлтым (желтеть) несовершенный вид
— ярко блестеть, сияя переливистым светом (сверкать) несовершенный вид
— есть ужин(ужинать)несовершенный вид
— находиться в работе(работать)несовершенный вид
— сделать проверку (проверить) совершенный вид
— сделать подарок (подарить)совершенный вид
— лить слёзы (плакать)несовершенный вид
— сделать покупку (купить)совершенный вид
— дать ответ (ответить)совершенный вид
— Что объединяет эти слова? (глаголы неопределённой форму)
— Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (начальная форма глагола, имеют суффиксы –ить, -ти, -чь)
— Определите вид глаголов.(1и2 газета зачитывает, а 3 газета – эксперты)
5. «Редакторский отдел»
— Мы прибыли в редакторский отдел, где для вас готово второе задание. Выполнить его сможет тот, кто хорошо умеет употреблять глаголы в правильном времени.
Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ.
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На меня глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдём, котик, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
— Что вы заметили?
— Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение зазвучало красиво.
— А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты?
Рыженький котик сидел на окошке
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел.
Вот теперь сидит,
На меня глядит.
Кисонька мурлычет,
Кота к себе кличет:
Пойдём, котик, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
— По какому признаку можно разделить эти глаголы? (по времени глагола)
1 газета выпишет глаголы настоящего времени. (сидит, глядит, мурлычет, кличет)
2 газета выпишет глаголы прошедшего времени. (сидел, увидел, спел)
3 газета выпишет глаголы будущего времени. (попугать, говорить)
— Замечательно! Вы молодцы!
6. Поработаем «корректорами». (индивидуальная работа)
— Как изменяются глаголы? (по лицам и числам)
— вам нужно выполнить упражнение «Запиши свой глагол».
1-ая газета: глаголы 1 лица.
2-ая газета: глаголы 2 лица.
3-ая газета: глаголы 3 лица.
Мечтаешь, колем, сажает, рыдают, нападаете, мелькаешь, посолю, зимуем, съест, провожают, окружаете, нападаешь, лечите, рыдаем, кушает, кусаю, стираем, выстирают.
— Будьте внимательны! На задание вам 5 минут. (взаимопроверка)
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Колем Мечтаешь Сажает
Зимуем Нападаете Рыдают
Рыдаем Мелькаешь Съест
Посолю Лечите Провожают
Кусаю Окружаете Кушает
Стираем Нападаешь Выстирают
7. «Важное спецзадание»
-Мы продолжаем наше сотрудничество.
Посмотрите внимательно на схему. Что нужно написать вместо знаков вопроса?
-ешь,-ёшь -ишь
-ет, -ёт -ит
? -ем, -ём? -им
-ете, -ёте -ите
-ут, -ют -ат, -ят
— От каждой газеты вы должны отправить спецзадание одного журналиста.
(учащиеся получают конверты с заданиями)
— Возьмите свои конверты, достаньте карточки и распределите их по спряжениям.
1 газета:зовут, ползёт, вьют, ведут, шумит, летят.
2 газета:грызёт, трещит, пищат, зовёт, снуют, пронесёт.
3 газета: сохранит, спасёт, ползёт, вьёшь, молчит, лежит.
8. «Отдел рекламы».
— Пока ребята выполняют задание, мы отправимся в отдел рекламы.
Вы должны будите дать рекламу глаголам (морфологический разбор глагола)
1 газета:
ПРОБЕГАЮТ – глагол, н.ф. пробегать, несов. вид,1 спряжение, настоящее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
2 газета:
ОБЖИГАЛИ — глагол, н.ф. обжигать, несов. вид,1 спряжение, прошедшее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
3 газета:
ГОВОРЯТ — глагол, н.ф.говорить, несов. вид,2 спряжение, настоящее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
9. Тест «Глагол» (Приложение 1)
10. Итог урока. Рефлексия.
— Над какой частью речи мы работали?
— Что вы запомнили о глаголе?
— Какие трудности вы испытывали во время урока?
Приложение 1.
Тест по теме «Глагол» 1. Что обозначает глагол?
1) Предмет.
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
1) Кто? что?
2) Какой? какая? какое? какие?
3) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
1) Главным членом.
2) Второстепенным членом.
4. Изменяется ли глагол по числам?
1) Да. 2) Нет.
5. Сколько временных форм имеют глаголы?
1)2 2)3 3)4
6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...
1) прошедшего времени;
2) настоящего времени;
3) будущего времени.
7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) Что делает? что делают?
2) Что сделает? что будет делать?
3) Что делал? что делали?
8. Выбери глаголы будущего времени.
1) пробежала 3) прилетит 5) запищат
2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует
9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
1) Прошедшего времени.
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
1) По числам.
2) По падежам.
3) По родам.
11. Определи род глаголов:подходила, опустела, наполнилась.
1) Мужской род.
2) Женский род.
3) Средний род.
12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) Мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
14. Выбери глаголы среднего рода.
1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло
2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила
3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул
Проверь себя!
1.3; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3; 8.3, 8.4, 8.5, 8.6; 9.1; 10.1, 10.3; 11.2; 12.3; 13.1; 14.3, 14.6, 14.7.
Горналёва Елена Васильевна Учитель начальных классов Iкатегории ГУ «Затобольская средняя школа №1» отдела образования акимата Костанайского района Русский язык
Глагол. В редакции газеты. 4 класс
Продолжительность урока 45 минут. Тип урока:повторение изученного по теме «Глагол». Вид урока:урок-соревнование. Технология:на игровой и групповой основе.
Горналёва Елена Васильевна
Учитель начальных классов Iкатегории
ГУ «Затобольская средняя школа №1»
отдела образования акимата Костанайского района
Русский язык
Тема урока: Глагол. В редакции газеты.
4 класс
Тема:Глагол. «В редакции газеты»
Цели урока:Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Глагол»;
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
Тип урока:повторение изученного по теме «Глагол».
Вид урока:урок-соревнование.
Технология:на игровой и групповой основе.
Оборудование:музыкальное оформление; текст из типографии (три экземпляра); тест по теме «Глагол»; памятка «Глагол».
Этапы работы: 1.Организационный момент.
2.Работа по теме урока.
3. «Разминка».
4. «Машинописное бюро».
5. «Редакторский отдел»
6. Поработаем «корректорами». (индивидуальная работа)
7. «Важное спецзадание»
8. «Отдел рекламы».
9. Тест «Глагол»
10. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока: 1.Организационный момент.
Класс делится на три команды, определяется название команды, объясняется учащимся цель и ход урока.
2.Работа по теме урока.
Сегодня наш урок необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
— Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, а по какой теме вы узнаете если разгадаете анаграмму «ЛАОЛГГ». (глагол)
— Что вы знаете о глаголе? (часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, изменяется по лицам, числам, временам, родам; имеет вид, спряжение; в предложение бывает сказуемым)
— Молодцы! Ну что ж, продолжаем работу.
-Отгадайте загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
У неё ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывают новости. (газета)
— Объясните значение этого слова. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текучей жизни)
— Какие детские газеты вы знаете? Какие газеты издаются в нашем посёлке, городе?
— Представьте, что наш класс – это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры – работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы – самые главные и ответственные лица и ещё секретари – машинистки.
— Роли работников редакции будете выполнять вы. Каждый стол представляет какую — либо газету. А вот как она называется, скажите вы через тридцать секунд. Но одно условие: название газеты быть глаголом, а каким вы узнаете, если переставите слоги местами. («Мечтаем», «Увлекаем»,»Зажигаем»)
— И так, всё готово. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.
3. «Разминка».
— В типографии невнимательно набрали материалы, когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова пропущены. Догадайтесь, какие это слова.
«Оживите картинку»
— У вас две минуты.
НОЧЬ. МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВУШКА. ОГНИ. ВЕТЕР. ОДИНОКИЕ ДЕРЕВЬЯ. СНЕГ. БЕСКОНЕЧОЕ ПОЛЕ.
— Какие части речи вы использовали, чтобы «оживить» картинку? (глагол)
4. «Машинописное бюро».
— А сейчас мы побываем в машинописном бюро и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь словосочетание одним глаголом.
Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится?
Я буду читать словосочетания, а вы записывайте соответствующие глаголы. Потом подведём итог этого задания.
— становиться жёлтым (желтеть) несовершенный вид
— ярко блестеть, сияя переливистым светом (сверкать) несовершенный вид
— есть ужин(ужинать)несовершенный вид
— находиться в работе(работать)несовершенный вид
— сделать проверку (проверить) совершенный вид
— сделать подарок (подарить)совершенный вид
— лить слёзы (плакать)несовершенный вид
— сделать покупку (купить)совершенный вид
— дать ответ (ответить)совершенный вид
— Что объединяет эти слова? (глаголы неопределённой форму)
— Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (начальная форма глагола, имеют суффиксы –ить, -ти, -чь)
— Определите вид глаголов.(1и2 газета зачитывает, а 3 газета – эксперты)
5. «Редакторский отдел»
— Мы прибыли в редакторский отдел, где для вас готово второе задание. Выполнить его сможет тот, кто хорошо умеет употреблять глаголы в правильном времени.
Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ.
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На меня глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдём, котик, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
— Что вы заметили?
— Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение зазвучало красиво.
— А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты?
Рыженький котик сидел на окошке
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел.
Вот теперь сидит,
На меня глядит.
Кисонька мурлычет,
Кота к себе кличет:
Пойдём, котик, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
— По какому признаку можно разделить эти глаголы? (по времени глагола)
1 газета выпишет глаголы настоящего времени. (сидит, глядит, мурлычет, кличет)
2 газета выпишет глаголы прошедшего времени. (сидел, увидел, спел)
3 газета выпишет глаголы будущего времени. (попугать, говорить)
— Замечательно! Вы молодцы!
6. Поработаем «корректорами». (индивидуальная работа)
— Как изменяются глаголы? (по лицам и числам)
— вам нужно выполнить упражнение «Запиши свой глагол».
1-ая газета: глаголы 1 лица.
2-ая газета: глаголы 2 лица.
3-ая газета: глаголы 3 лица.
Мечтаешь, колем, сажает, рыдают, нападаете, мелькаешь, посолю, зимуем, съест, провожают, окружаете, нападаешь, лечите, рыдаем, кушает, кусаю, стираем, выстирают.
— Будьте внимательны! На задание вам 5 минут. (взаимопроверка)
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Колем Мечтаешь Сажает
Зимуем Нападаете Рыдают
Рыдаем Мелькаешь Съест
Посолю Лечите Провожают
Кусаю Окружаете Кушает
Стираем Нападаешь Выстирают
7. «Важное спецзадание»
-Мы продолжаем наше сотрудничество.
Посмотрите внимательно на схему. Что нужно написать вместо знаков вопроса?
-ешь,-ёшь -ишь
-ет, -ёт -ит
? -ем, -ём? -им
-ете, -ёте -ите
-ут, -ют -ат, -ят
— От каждой газеты вы должны отправить спецзадание одного журналиста.
(учащиеся получают конверты с заданиями)
— Возьмите свои конверты, достаньте карточки и распределите их по спряжениям.
1 газета:зовут, ползёт, вьют, ведут, шумит, летят.
2 газета:грызёт, трещит, пищат, зовёт, снуют, пронесёт.
3 газета: сохранит, спасёт, ползёт, вьёшь, молчит, лежит.
8. «Отдел рекламы».
— Пока ребята выполняют задание, мы отправимся в отдел рекламы.
Вы должны будите дать рекламу глаголам (морфологический разбор глагола)
1 газета:
ПРОБЕГАЮТ – глагол, н.ф. пробегать, несов. вид,1 спряжение, настоящее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
2 газета:
ОБЖИГАЛИ — глагол, н.ф. обжигать, несов. вид,1 спряжение, прошедшее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
3 газета:
ГОВОРЯТ — глагол, н.ф.говорить, несов. вид,2 спряжение, настоящее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.
9. Тест «Глагол» (Приложение 1)
10. Итог урока. Рефлексия.
— Над какой частью речи мы работали?
— Что вы запомнили о глаголе?
— Какие трудности вы испытывали во время урока?
Приложение 1.
Тест по теме «Глагол» 1. Что обозначает глагол?
1) Предмет.
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
1) Кто? что?
2) Какой? какая? какое? какие?
3) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
1) Главным членом.
2) Второстепенным членом.
4. Изменяется ли глагол по числам?
1) Да. 2) Нет.
5. Сколько временных форм имеют глаголы?
1)2 2)3 3)4
6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...
1) прошедшего времени;
2) настоящего времени;
3) будущего времени.
7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) Что делает? что делают?
2) Что сделает? что будет делать?
3) Что делал? что делали?
8. Выбери глаголы будущего времени.
1) пробежала 3) прилетит 5) запищат
2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует
9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
1) Прошедшего времени.
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
1) По числам.
2) По падежам.
3) По родам.
11. Определи род глаголов:подходила, опустела, наполнилась.
1) Мужской род.
2) Женский род.
3) Средний род.
12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) Мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
14. Выбери глаголы среднего рода.
1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло
2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила
3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул
Проверь себя!
1.3; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3; 8.3, 8.4, 8.5, 8.6; 9.1; 10.1, 10.3; 11.2; 12.3; 13.1; 14.3, 14.6, 14.7.
24 июля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»