Развитие ключевых компетентностей через организацию исследовательской работы учащихся
Приложение №9
Перечень исследовательских работ, выполненных учащимися под руководством Николаевой С.Б.
№ |
Ф.И.О. учащегося |
Год выполнения работы |
Тема работы |
1. |
Кайгородов Алексей, 9 класс |
2006 – 2007 |
Исследование загрязненности атмосферы с.Лесное |
2. |
Рец Юлия, 11 класс |
2007 – 2008 |
Оценка визуальной среды МОУ «Лесная СОШ» |
3. |
Косинова Юлия, 9 класс |
2007 – 2008 |
Влияние автотранспорта на экологическую обстановку с.Лесное |
4. |
Курцева Ксения, 8 класс |
2007 – 2008 |
Экологическая оценка помещений МОУ «Лесная СОШ» |
5. |
Симахина Ольга, 7 класс |
2007 – 2008 |
Рациональное питание школьников на примере учащихся МОУ «Лесная СОШ» |
6. |
Рыбакова Анастасия, 6 класс |
2008 - 2009 |
Влияние веса ранца на осанку учащихся 5 - 6 классов МОУ «Лесная СОШ» |
7. |
Асямова Анастасия, 6 класс |
2008 - 2009 |
Экологическое состояние школы и пришкольного участка в МОУ «Лесная СОШ |
8. |
Косинова Юлия, 10 класс |
2008 - 2009 |
Оценка загрязненности атмосферы с.Лесное |
9. |
Миланенко Елена, 8 класс |
2008 - 2009 |
Использование водных ресурсов в с.Лесное |
Приложение №5
Доклад Рыбаковой Анастасии ученицы 7 класса МОУ «Лесная СОШ»
Тема исследовательской работы: «Влияние веса ранца на осанку учащихся 5 - 6 классов МОУ «Лесная СОШ»
Руководитель: Николаева С.Б., учитель биологии МОУ «Лесная СОШ»
[слайд №1]
Здравствуйте, меня зовут Рыбакова Анастасия, я представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему «Влияние веса ранца на осанку учащихся 5 - 6 классов МОУ «Лесная СОШ»
[слайд №2]
Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Правильная осанка имеет большое значение для здоровья человека, т.к. позвоночник, который является основой осанки, связан со всеми органами и их системами. В школьном возрасте, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу, осанку очень легко нарушить.
[слайд №3]
И это часто происходит под действием различных факторов. Одним из этих факторов является ранец. Отмечается, что год от года ранцы учеников становятся все тяжелее, т.к. увеличивается количество изучаемых предметов. Кроме того, издательства не всегда соблюдают гигиенические требования к учебникам, выпуская их слишком тяжелыми. Поэтому мы решили выяснить, как влияет вес ранца на осанку учеников нашей школы.
[слайд №4]
Цель нашей работы: привлечь внимание к сохранению здоровья учащихся (осанки).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
Проанализировать литературные данные по теме исследования
-
Описать, какие факторы влияют на формировании осанки у учащихся, особенно школьный портфель
-
Определить правильность осанки у учащихся 5 - 6 класса
-
Выяснить степень влияния портфеля со школьными принадлежностями на осанку учащихся
-
Предложить свои способы решения проблемы
[слайд №5]
Объект исследования: человек. Предмет исследования: осанка школьника. Участники исследования: 29 учащихся 5 - 6 класса МОУ «Лесная СОШ». Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью (осанке) школьников. Методы исследования: анализ литературных данных, наблюдение, измерение.
[слайд №6]
На первом этапе нашего исследования мы выяснили, соответствует ли вес пустых ранцев гигиеническим нормам, а также какую форму имеют ранцы наших учеников.
Выяснилось, что ранцы только у 27,5% учащихся соответствую гигиеническим нормам. У 34,5% превышение веса ранца составляет 0,1 кг, у 38% ранцы значительно тяжелее. Также у 65,5% ранец имеет форму рюкзака (т.е. вес распределен на 2 плеча, что полезнее для сохранности осанки, т.к. вес распределяется относительно равномерно). А у 34,5% ранец имеет форму сумки, т.е. весь вес приходится на одно плечо, что очень плохо сказывается на осанке.
[слайд №7]
На следующем этапе мы провели оценку осанки испытуемых. Расчет показателя состояния осанки осуществляется по отношению величины дуги спины к ширине плеч, выраженной в процентах.
[слайд №8]
Согласно нашим измерениям нормальная осанка у 35% учащихся, слабое нарушение – у 45%, выраженное нарушение – 20%. Сравнив наши результаты со списком учащихся МОУ «Лесная СОШ», стоящих на диспанцеризационном учете по Лесной врачебной амбулатории на 2008-2009 учебный год, мы увидели, что эти данные совпали в 3 случаях из 5, а в двух – не совпали. Может быть, это связано с разными методиками оценки состояния осанки.
[слайд №9]
На третьем этапе нашего исследования мы в течение недели измеряли вес ранцев у всех участников работы. Высчитали средний вес ранца за неделю для каждого ученика и средний вес ранцев по дням недели, которое представлено на графике. Согласно гигиеническим рекомендациям вес ранца ученика 5 - 6 класса не должен превышать 2,2 кг. Как видим, во все дни наблюдается превышение этого веса.
[слайд №10
Исходя из веса тела учащихся мы рассчитали рекомендуемый вес ранца с точки зрения физиологии, т.е 10% от массы тела ученика. Рекомендуемый физиологический вес сравнили с реальным средним весом ранцев. Реальный средний вес ранца соответствует физиологической норме у 59 % учащихся, превышает – у 41 %.
[слайд №11]
Основное содержимое ранца учащихся – это учебники, поэтому мы рассмотрели соответствие учебных пособий, необходимы по программе, гигиеническим стандартам веса учебников. Согласно санитарным нормам
учебники 5 – 6 класса должны весить не более 400 гр.
66% учебных пособий для учащихся нашей школы не соответствуют гигиеническим требованиям, и меньшая часть - 44%, соответствует.
[слайд №12]
Проанализировав все собранные нами данные, мы разделили учащихся на 4 группы.
-
ученики, ранец которых оказался слишком тяжелым и наблюдаются нарушения осанки - 47%
-
ученики, у которых наблюдается искривление осанки, но показатели веса ранца в норме - 21%
-
ученики, у которых не выявлено никаких отклонений по весу ранца и нарушений осанки - 18%
-
ученики, у которых вес ранца отклоняется от гигиенических требований, но осанка находится в норме - 14%
Основываясь на изученной литературе и полученных данных, мы составили рекомендации для каждой группы учеников. Школьников мы ознакомили с этими рекомендациям на классном часе, а их родителей - на родительском собрании.
[слайд №13]
Гипотеза нашего исследования, что тяжелый ранец вредит здоровью (осанке) школьников, подтвердилась в 45% случаев, но так же из нашего исследования видно, что это важная, но не единственная причина нарушения осанки школьников. Основная причина превышения веса ранцев над гигиеническим нормами - это слишком тяжелые учебники и большой вес ранцев.
В результате выполнения нашей работы мы решили все поставленные нами задачи, и как мы считаем, достигли цели работы, т.е. привлекли внимание к проблеме сохранения осанки у учеников нашей школы.
Перспективой нашей работы является исследование осанки учащихся других классов и наблюдение за дальнейшим состоянием осанки и веса рюкзаков в исследованной группе учащихся.
Спасибо за внимание, если у Вас возникли вопросы, я готова на них ответить!
К
Развитие
ключевых образовательных компетенции
при организации исследовательской
деятельности учащихся |
Деятельностная форма компетенции |
Приложение №1 Реализация ключевых компетенций в исследовательской работе учащихся в области биологии и экологии |
|
учащимися |
учителем |
||
Ценностно-смысловая |
|
Определение значимой для себя области научного знания, практической деятельности, в которой проводится исследовательская работа |
Знакомство с различными областями научного знания и практической деятельности, их ролью в развитии общества. Выявление склонностей учащихся и их интересов. Способствование построению индивидуальной траектории развития исследовательской работы. |
Учебно-познавательная |
|
Все проявления деятельностной формы учебно-познавательно компетенции реализуются при осуществлении исследовательской работы. |
З
Приложение
№1 (продолжение) Помощь в подготовке выступлений с результатами своего исследования. Формирование и расширение поля представления результатов исследования (участие в конференциях, семинарах, конкурсах и проч.). |
Социокультурная |
|
Осуществление исследовательской работы обеспечивает включение учащегося в разные сферы социума при сборе данных, обращении за консультациями к узким специалистам, анкетировании населения, представлении результатов своей работы общественности и т.п. |
К
Приложение
№1 (продолжение) Направление исследовательской работы для получения возможной общественной пользы (информирование о состоянии окружающей среды, состоянии здоровья и влияющих на наго факторах, привлечение внимания к проблемам экологической тематики и проч.). |
Коммуникативная |
|
Развитие языковой компетенции происходит через выступления с сообщениями по теме своего исследования, при этом развиваются навыки монологической речи, умения отвечать на вопросы и задавать их оппонентам, умение представлять и защищать свою работу. Выполнение групповых исследовательских работ формирует навыки работы в группе. Включенность в исследовательскую деятельность расширяет круг общения учащихся за счет знакомства с людьми, осуществляющими профессиональную и исследовательскую деятельность в выбранной области исследования, участниками конференций, семинаров и т.п. |
П
Приложение
№1 (продолжение) Информирование учащихся о действующих научных обществах, помощь в установлении контактов с ними. Расширение поля представления результатов деятельности (участие в конференциях, семинарах, конкурсах и проч.) |
Информационная |
|
Исследовательская работа основывается на умении работать с информацией, как полученной самостоятельно в ходе наблюдений, измерений экспериментов, так и представленной в различных источниках. Обучение указанным навыкам работы с информацией является неотъемлемой частью успешного выполнения любой исследовательской работы. |
З
Приложение
№1 (продолжение) |
Природоведческая и здоровьесберегающая |
|
При выполнении исследовательских работ экологической тематики учащиеся, безусловно, приобретают полноценный и разнообразный опыт экологической и природоохранной деятельности в естественной среде. Развитию здоровьесберегающей компетенции способствует выполнение исследований в области здоровья человека. Следует отметить, что при представлении работ общественности у учащихся формируются навыки эмоциональной саморегуляции, самоподдрежки и самоконтроля. |
В
Приложение
№1 (продолжение) Осуществление психологической поддержки при представлении собственных результатов исследования. |
Приложение №2
Эмблема экологического клуба
«ЗелЁная планета»
Девиз экологического клуба
«ЗелЁная планета»
Зеленая планета – это Родина моя!
Зеленую планету не брошу никогда!
Кодекс экологического клуба
«ЗелЁная планета»
-
Каждый член клуба любит и бережет природу!
-
Каждый член клуба - активный участник всех акций, организуемых клубом!
-
Каждый член клуба стремиться узнать что-то новое об окружающем нас мире и рассказать об этом другим!
Приложение № 3
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора МОУ «Лесная СОШ»
по воспитательной работе ___________ Витрук Е.Н.
«____» ______________ 2009 г.
Примерная программа работы
экологического клуба
на 2009 - 2010 учебный год
Цель работы клуба: содействие развитию и реализации интересов учащихся в области экологии и охраны окружающей среды.
Задачи клуба:
-
Расширение коллектива членов клуба из числа интересующихся экологией и биологией учащихся 5-11 классов МОУ «Лесная СОШ»
-
Организация занятий по экологической тематике с членами клуба.
-
Организация научно-исследовательской деятельности членов клуба.
-
Организация эколого-просветительской работы среди учащихся МОУ «Лесная СОШ» и жителей с.Лесное.
Режим работы клуба:
1 занятие по два академических часа (с перерывом) в неделю, всего 68 академических часов.
Работа клуба построена на выполнении участниками клуба индивидуальных исследовательских проектов, их участии в различных мероприятиях эколого-краеведческой направленности, конкурсах, слетах фестивалях и проч.
Примерная тематика исследовательских работ участников клуба:
-
Использование водных ресурсов с.Лесное (9 класс).
-
Использование электроэнергии в с.Лесное (8 класс).
-
Сравнение физико-химических свойств воды в различны водоемах с.Лесное (7 – 8 класс).
-
Влияние обуви на формирование ОДА школьников (7 класс).
-
Оценка загрязненности атмосферы с помощью снеговых проб (повторно, для отслеживания динамики, 8 – 9 класс).
-
Исследование фитонцидной активности разных видов комнатных растений и их влияние на микрофлору школьных помещений. (8 - 10 класс).
-
Экология жилища (8 - 9 класс).
-
Исследование загрязненности атмосферы с.Лесное с помощью лихеноиндикации. (10 класс).
-
Способность комнатных растений улавливать пыль (5 - 6 класс).
-
Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности (9 - 10 класс).
-
Использование мухи дрозофилы в качестве тест-объекта. (10 - 11 класс)
-
Рекреационная нагрузка на биотопы окрестностей с.Лесное (9 - 11 класс)
-
Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений (6 - 8 класс)
Тематика проектов может быть изменена, расширена и дополнена, в зависимости от пожеланий учащихся и материально-технической базы школы.
Календарно-тематическое планирование работы клуба
Дата |
Тема занятия |
8.09 |
Установочное занятие. Цели и задачи работы на текущий год. |
15.09 |
Структура научного исследования. Выбор темы исследования на текущий год. |
22.09 |
Методы научного исследования. Знакомство с методами своей исследовательской работы. |
29.09 |
Оформление результатов исследования. Структура и требования к оформлению работы. |
6.10 |
Экскурсия в природу (водный биоценоз) |
13.10 |
Отчет о проделанной работе за прошедший месяц |
20.10 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ |
27.10 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
3.11 |
Выездная экскурсия |
10.11 |
Отчет о проделанной работе за прошедший месяц |
17.11 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
24.11 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
1.12 |
Выездная экскурсия |
8.12 |
Отчет о проделанной работе за прошедший месяц |
15.12 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
22.12 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
29.12 |
Предновогоднее заседание (оформление поздравления от имени экологического клуба, проведение чаепития) |
12.01 |
Отчет о проделанной работе за прошедший месяц |
19.01 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
26.01 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
2.02 |
Отчет о проделанной работе за прошедший месяц |
9.02 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
16.02 |
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению ученических исследовательских проектов |
2.03 |
Выездная экскурсия |
9.03 |
Представление результатов исследовательской работы |
16.03 |
Обсуждение результатов исследовательской работы |
23.03 |
Представление результатов исследовательской работы в публикациях |
30.03 |
Правила оформления презентации для выступления на конференции |
6.04 |
Подготовка к районному фестивалю - конкурсу исследовательских работ в области биологии, валеологии и экологии «Живи, сверяя каждый шаг с природой!» (репетиция выступлений) |
13.04 |
Подготовка к районному эколого-туристическому слету учащихся Бийского района (написание сценариев номеров художественной самодеятельности и их репетиции, теоретическая подготовка) |
20.04 |
|
27.04 |
|
4.05 |
|
11.05 |
|
18.05 |
|
25.05 |
Итоговое занятие (подведение итогов проделанной за год работы) |
Первая декада июня |
Участие в районном эколого-туристическом слете учащихся Бийского района |
Приложение №4
Разработка
занятия экологического клуба «Зеленая
планета»
Тема: Представление результатов исследовательской работы
Цель: создать условия для формирования у юных исследователей умения представлять результаты собственных исследований, готовить текст собственного выступления.
Ход занятия:
1.Беседа о том, зачем нужно представлять результаты собственного исследования.
2. Рассказ руководителя о схеме подготовки успешного выступления.
Чтобы подготовит успешное выступление, оратор должен дать ответы на 7 несложных, но очень важных вопросов:
-
О чем говорить? Четко кратко и выразительно сформулируй основную мысль своего выступления. Сделать это довольно сложно, поэтому начни с развернутого, рабочего варианта, перечитай его несколько раз. Ответь на вопрос: все ли здесь действительно важно? О чем совершенно необходимо сказать, а что можно опустить? Отвечая на эти вопросы, сжимай тезис, пока он не достигнет лаконизма и четкости.
-
Зачем говорить? Выходя к аудитории, необходимо осознавать цель своего выступления. Цель - это ориентир, осознанное желание, «голова» речи. Учтите здесь необходимость ответной реакции слушателей. Соответствие запросам слушателей обеспечивает внимание к выступлению. Затроньте личные интересы людей, интересы групп, коллективов.
-
Сколько говорить? Время публичной речи всегда ограничено и это следует учитывать, поэтому продумывайте аргументы для доказательства основного тезиса и достижения поставленной цели. Не стоит утомлять присутствующих известным материалом и мелочами. Больше внимания следует уделить экспериментальной части и выводам.
-
Кому говорить? Необходимо заранее выбрать тактику убеждения, тот или иной стиль речи, учитывать уровень подготовленности аудитории.
-
Где говорить? Условия произнесения речи на одну и ту же тему могут изменять не только цель, план выступления, но и тактику поведения оратора?
-
Как говорить? Продумайте способ аргументации тезиса и доказывайте его в своей речи.
-
Что говорить? Средства достижения цели - это надежные аргументы. Тезис без аргументов, как заряд без пороха.
3. Композиция выступления на научно-практической конференции (рассказ руководителя)
Зачин. Здесь подразумеваются этикетные формулировки, приветствие (создает представление о теме и направлении речи).
Вступление (вводит слушателей в сущность вопроса, психологически подготавливает их к восприятию). Здесь уместны гипотеза, объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Главная часть. Здесь излагается основной материал. Оратор пользуется логическими формами аргументации индукцией, дедукцией, аналогией. Обычно форма аргументации выступает комбинированно. Обзор литературы, например, подвергается дедукции, а экспериментальная часть - индукции.
Заключение. Здесь подводятся итоги, обобщаются высказанные мысли, подчеркивается еще раз главная мысль, озвучивается перспектива дальнейших изысканий.
Концовка. Может содержать этикетные формулировки, иметь форму призыва, пожелания.
4. Просмотр видеозаписи выступления одного из старших учащихся на научно-практической конференции. Организация обсуждения достоинств и недостатков.
5. Практическая часть. Учащимся предлагается по шаблону составить текст своего выступления на научно-практической конференции и представить их на обсуждение на следующем занятии.
Шаблон для подготовки выступления
Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме …
Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XIX - XX в. привели к …. (описывается актуальность исследования) ….. ….. ….. (называется классическое определение исследуемого феномена, формулируется проблема исследования).
Нахождение путей решения этой проблемы и стало целью нашего исследования … (формулировка цели).
Для достижения данной цели мы сформулировали следующие задачи:
-
Определить ….
-
Выявить ….
-
Изучить ….
-
Создать….
Решению первой задачи посвящена первая глава нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование … (проблематика работы), а также изучили …. и необходимость …. . В результате мы сделали следующие выводы:
-
…
-
…
-
…
Для решения второй задачи нашего исследования … (формулировка задачи) мы …. (что именно сделали? описание методов, обоснование их выбора).
В результате проведенного … нами были получены следующие результаты …
Исходя из экспериментальной части работы, можно сделать такие выводы …
-
…
-
…
-
….
Эти выводы позволяют сказать, что цель исследования достигнута.
Однако наше исследование не окончено, и его перспективой является …
Приложение №6
План проведения исследовательской работы Курцевой Ксении
Примерная тема: Экология жилища
Дата окончания работы 30 марта 2010
Твоя работа будет включать следующие разделы:
Введение
Актуальность (зачем это делать?), цель (что хотим узнать, сделать, оценить, выполнить, т.е. образ желаемого результата), задачи (что нужно сделать для того, чтобы достичь цели? По пунктам: прочитать.. сходить.. сделать… посмотреть…)
-
Теоретический обзор
-
В чем важность исследования экологии жилища (посмотри, что мы писали о важности изучения экологии школьных помещений, переформулируй теперь это относительно жилья)
-
Экологические проблемы, возникающие в жилище (источники загрязнения воздуха в жилище, проблема пыли, плесни, микроорганизмов, электромагнитное загрязнение, загрязнение синтетическими и полимерными веществами, выделяемыми строительными материалами – все подробно описать. Основной источник информации по этому вопросу Интернет)
-
-
Результаты и обсуждение
-
Описание собственного жилища (площадь дома, количество комнат и окон в них, запыленность, наличие микроорганизмов, материалы, использованные в отделке помещений и при изготовлении мебели, наличие источников электромагнитного излучения, тепловой, воздушный и световой режим помещений, плотность населения квартиры)
-
Результаты (сделать выводы, что в квартире хорошо, а что нужно улучшить. Сравнить с санитарными требованиями к жилым помещениям)
-
Результаты социального опроса (НУЖНО ОПРОСИТЬ НЕ МЕНЕЕ 50 – ДОМОВ!!!! Обобщить результаты опроса и описать возможные причины полученных результатов)
-
Рекомендации по улучшению экологической обстановке в жилище. (Общие рекомендации по улучшению экологической обстановки в помещениях: как располагать бытовые приборы, какие материалы использовать в отделке, как соблюдать необходимый тепловой, световой и воздушный режим помещений и проч. Т.е. рекомендации вытекают из содержания пункта 1.2. и должны помогать избежать этих самых экологических проблем)
-
-
Заключение (выводы по работе. Т.е в результате проделанной работы мы достигли …, получили данные о …, сформулировали рекомендации … и проч. Выводы пишутся по пунктам на основании задач)
Список использованной литературы
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАТЬ, С КАКОГО САЙТА ВЗЯТА ИНФОРМАЦИЯ (например, http://gov.cap.ru/home) и делать в тексте ссылки!!!
Какие книги ты будешь использовать?
Подумай, что еще сама можешь предложить в работу?
Продумай, какие иллюстрации (обязательно должен быть план дома вычерченный в масштабе, фотографии помещений) включить в работу, в презентацию к защите, найди их (отсканировать, сфотографировать, нарисовать?)
Календарный план выполнения работы
ОТЧЕТНЫЙ ДЕНЬ – ПЕРВЫЙ ВТОРНИК МЕСЯЦА НА ЗАСЕДАНИИ КЛУБА «ЗелЁная планета»
Сроки |
Что нужно сделать? |
Отметки о выполнении |
Возникшие сложности |
Октябрь 2009 |
Найти в Интернете материалы к пункту 1.2. и санитарные требования к жилым помещениям, о влиянии экологии жилища на здоровье человека пункт 1.1. |
|
|
Составить анкету |
|
|
|
Начать писать введение к работе |
|
|
|
Собирать иллюстрации для работы, вести список литературы |
|
|
|
Ноябрь 2009 |
Начать проводить анкетирование респондентов |
|
|
Закончить писать введение к работе |
|
|
|
Собрать материалы для теоретического обзора |
|
|
|
Начертить план дома |
|
|
|
Собирать иллюстрации для работы, вести список литературы |
|
|
|
Декабрь 2009 |
Исследовать естественную и искусственную освещенность всех помещений дома (так же как делали это в классе), запыленность помещений, рассчитать плотность населения дома |
|
|
Закончить теоретический обзор |
|
|
|
Закончить проведение анкетирования |
|
|
|
Собирать иллюстрации для работы, вести список литературы |
|
|
|
Январь 2010 |
Обработать результаты анкеты |
|
|
Начертить второй план дома с размещением на нем электроприборов. Описывать по п. 2.1. |
|
|
|
Февраль 2010 |
Написать пункт 2.4. |
|
|
Написать заключение |
|
|
|
Март 2010 |
Предоставить электронный вариант работы на проверку до 10 марта |
|
|
Окончательно оформить печатный вариант |
|
|
|
Оформить презентацию для защиты проекта |
|
|
УДАЧИ !!!
У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ !!!
«УТВЕРЖДАЮ» Директор
МОУ «Лесная сош» ___________________
Москаленко В.Г. «____»
______________________ 2007 г. «УТВЕРЖДАЮ» Проректор
по НР ГОУ ВПО «Бийского педагогического
государственного университета им. В.М.
Шукшина» ______________________________________ «____»
__________________________ 2007 г.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Между Естественно-географическим факультетом Бийского педагогического государственного университета (ЕГФ БПГУ) и Муниципальным образовательным учреждением «Лесная средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Лесная СОШ»)
Естественно-географический факультет БПГУ им. В.М. Шукшина и МОУ «Лесная СОШ» в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса, обмена профессиональной информацией и установления других творческих контактов
Договорились о нижеследующем:
-
На основе конкретных договоренностей направлять друг к другу преподавателей для чтения спецкурсов и обмена опытом, что рассматривается сторонами как одна из форм повышения квалификации. Обмен специалистов в форме взаимных коротких и долгосрочных стажировок, совместных экскурсий и экспедиций.
-
На основе конкретных договоренностей осуществлять методическую и практическую помощь в организации конференций, публичных смотров работ учащихся и студентов.
-
На основе конкретных договоренностей осуществлять консультации и руководство исследовательскими работами учащихся МОУ «Лесная СОШ».
-
На основе конкретных договоренностей осуществлять совместную публикацию методических разработок и учебных пособий.
-
Договор о сотрудничестве может быть расширен во всех аспектах научных и исследовательских программ.
Срок действия договора (начало/окончание)
1 сентября 2007 г. - 1 сентября 2012 г.
Реквизиты сторон:
659333 г. Бийск,
ул. Короленко 53, ЕГФ тел.: (3854)
32-88-61; факс: 24-06-10 Проректор по
НР ГОУ ВПО «БПГУ им. В.М. Шукшина»
______________________ 659377 с. Лесное,
ул. Лесная 23,
МОУ «Лесная
СОШ» тел./факс
(3854)722-548 Директор МОУ
«Лесная СОШ»
____________________
Москаленко В.Г. Директор
филиала КемГУ
Приложение №8
Самоанализ развития общих учебных навыков в ходе выполнения исследовательской работы Косиновой Ю. 10 кл.
Инструкция: оцени, чему ты научился, какие навыки развил при выполнении исследовательского проекта. Степень развития оцени в баллах от 0 (отсутствие развития) до 10 (максимальная).
Общеучебный навык |
Степень развития |
|
0 |
|
6 |
|
5 |
|
8 |
|
7 |
|
4 |
|
0 |
|
6 |
|
0 |
|
8 |
|
3 |
|
7 |
|
8 |
|
1 |
|
6 |
|
8 |
|
6 |
|
5 |
|
3 |
|
9 |
Ф.И.О. ученика, класс |
Дата |
Название конкурса, фестиваля и проч. |
Уровень |
Номинация |
Результаты |
Рец Юлия, 10 класс |
Май, 2008 |
Районный фестиваль-конкурс исследовательских работ в области биологии, валеологии и экологии учащихся Бийского района «Живи, сверяя каждый шаг с природой!» |
Районный |
Учащиеся 9 - 11 классов |
I место |
Косинова Юлия, 8 класс |
Учащиеся 6 - 8 классов |
III место |
|||
Курцева Ксения, 8 класс |
I место |
||||
Симахина Ольга, 7 класс |
II место |
||||
Косинова Юлия, 9 класс |
Ноябрь 2008 |
Краевой конкурс исследовательских работ «Дети Алтая исследуют окружающую среду», ноябрь 2008 г. |
Краевой |
Экология |
Сертификат участника |
Рец Юлия, 11 класс |
Биология |
Сертификат участника |
|||
Косинова Юлия, 9 класс |
Декабрь 2008г. |
«Человек на Земле» VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов |
Всероссийский |
Экологические проблемы поселений. Проблемы экономии энергии и ресурсов |
Диплом V степени (максимальная степень VII) |
Рец Юлия, 11 класс |
Диплом V степени |
||||
Курцева Ксения, 9 класс |
Диплом IV степени |
||||
Косинова Юлия, 9 класс |
Март 2009г. |
Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся образовательного округа «Магистраль знаний» |
Окружной |
Юный исследователь |
III место |
Рец Юлия, 11 класс |
Естественно-географические науки |
II место |
|||
Симахина Ольга, 8 класс |
- |
Благодарст-венное письмо |
|||
Курцева Ксения, 9 класс |
- |
Благодарст-венное письмо |
|||
Косинова Юлия, 9 класс |
Март 2009г. |
Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Путь в науку» |
Районный |
- |
I место |
Рец Юлия, 11 класс |
I место |
||||
Симахина Ольга, 8 класс |
Сертификат участника |
||||
Косинова Юлия, 9 класс |
29 апреля 2009 г. |
Научно-практическая окружная конференция «Будущее наукограда», г.Бийск |
Районный |
Химия, биология, медицина, нанотехноло-гии |
I место |
Рец Юлия, 11 класс |
III место |
||||
Косинова Юлия, 9 класс |
Май 2009 г. |
II районный фестиваль-конкурс исследовательских работ в области биологии, валеологии и экологии учащихся Бийского района «Живи, сверяя каждый шаг с природой!» |
Районный |
Учащиеся 9 - 11 классов |
I место |
Рыбакова Анастасия, 6 класс |
Учащиеся 6 - 8 классов |
I место |
|||
Асямова Анастасия, 6 класс |
Сертификат участника |
||||
Косинова Юлия, 10 класс |
Ноябрь 2009 г. |
Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность, наука культура - XXV» |
Всерос-сийский |
Биология, медицина, экология |
Результат неизвестен |
Приложение № 10
Результаты апробации работ учащихся
Рыбакова Анастасия, 7 класс |
Ноябрь 2009 г. |
Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» |
Всерос-сийский |
Биология, медицина, экология |
Результат неизвестен |
Косинова Юлия, 10 класс |
Ноябрь 2009 г.
|
Конкурс «Будущее Алтая» (установочная сессия) |
Краевой |
Биология, медицина, экология |
- |
Рыбакова Анастасия, 7 класс |
- |
Семинар методического объединения учителей биологии Бийского района, доклад «Организация исследовательской деятельности учащихся», автор Николаева С.Б, учитель биологии МОУ «Лесная СОШ», ноябрь 2008 г.
Приложение № 12
Алгоритм организации исследовательской работы учащихся
-
Формирование банка данных: составление списка детей, склонных к исследовательской деятельности.
-
Создание группы, секции НОУ или определение тех, кто будет работать индивидуально (можно на базе факультатива, кабинета и т.д.)
-
Анкетирование (определение пожеланий учащихся, прогнозирование объектов и предметов исследования).
-
Формулирование темы (проблемы) будущей работы.
-
Организация занятий (консультаций) по методологии исследовательской деятельности. Изучение теоретических основ научного исследования.
-
Составление программы исследования, плана деятельности.
-
Самостоятельная работа по изучению литературы, источников и т.д.
-
Контролирующие консультации. Обсуждение хода работы, промежуточных результатов.
-
Организация эксперимента (если это необходимо).
-
Выявление трудностей и разработка системы мер по их устранению.
-
Обработка полученных результатов.
-
Создание модели (плана) письменного изложения исследования. Отработка всех компонентов исследовательской работы.
-
Написание и редактирование работы.
-
Первичная экспертиза. Корректировка работы.
-
Повторная экспертиза. Написание рецензии.
-
Определение формы первичной защиты работы (выступление в классе, на факультативе, секции и т.д.). Назначение оппонентов и сроков защиты.
-
Первичная защита работы.
-
Анализ качества защиты работы. Выявление сильных и слабых сторон. Прогнозирование деятельности по повышению качественного уровня защиты.
-
Выдвижение работы на конкурс или в качестве аттестационной за курс обшей или средней школы.
-
Обсуждение результатов исследовательской деятельности и прогнозирование работы на следующем этапе. Составление перспективного плана.
Экспертиза исследовательских работ (некоторые типичные недостатки работ, номинирующихся на конкурсы)
Структурные элементы работы |
Замечания и рекомендации |
Титульный лист |
|
Содержание (оглавление) |
|
Введение |
|
Основная часть |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Приложение |
|
Языковое оформление работы |
|
Представление результатов исследования
1. Название темы работы.
Название должно точно отражать содержание
работы. Например: «Зоопланктон водоемов
Можайского района Московской области»,
«Экологические особенности птиц
Виноградовской поймы р. Москвы».
2. Введение. Введение обосновывает
необходимость проведения данной работы.
Здесь полезно кратко описать состояние
проблемы, которую вы выбрали для изучения,
и объяснить актуальность выбранной
темы. Сюда же можно включить обзор
литературы по теме исследования (в
отчете это является необязательным и
может опускаться).
Здесь же необходимо
дать краткую географическую характеристику
места, где проводилась работа: область,
район, название ближайшего населенного
пункта; при необходимости — название
леса, реки, площадь территории, на которой
проводились наблюдения и т.д.; и указать
сроки проведения исследований.
3. Обзор литературы. Обзор литературы должен ознакомить читающего отчет с работами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те, и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (В. А. Зубакин и др., 1987) или указываются так: По мнению В. А. Зубакина (1989) «...» (и приводится цитата, которую заключают в кавычки).
4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. Например, можно выделить следующие задачи в работе по изучению питания и поведения большого пестрого дятла на кузницах в зимнее время:
1. Установить типы устройства кузниц большого пестрого дятла в зависимости от месторасположения на стволе;
2. Выяснить закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице;
3. Установить количество семян, поедаемых дятлом в течение одного часа, и оставляемых в шишке; и т.п.
5. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил их начинающий исследователь.
5. Результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.
6. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава " Описание работы". Выводы должны быть именно выводами. Например: «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Видовой состав водных беспозвоночных обследованной территории насчитывает 135 видов;
2. К редким видам относятся …» и т.д.
Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.
7. Благодарности. Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и написании отчета.
8. Использованная литература. Здесь
необходимо перечислить все определители,
методические разработки и рекомендации,
статьи и монографии, которые использовались
при выполнении работы, а также литературные
источники, на которые ссылались при
обсуждении и сравнении результатов.
Список составляют в алфавитном порядке
по фамилиям авторов (или названиям
сборников) и указывают: автора (-ов),
название, издательство и год издания,
количество станиц.
При использовании
источников на иностранных языках, их
помещают после списка русских источников,
также по алфавиту.
9. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.
По материалам статьи Н.П.Харитонова
// «Биология в школе», №6, 2004, С. 59 – 65.
Научный доклад как итог исследовательской деятельности школьника
Доклад – это закономерный итог выполнения исследовательской работы по определенной теме, без которого она не может быть логически завершенной. Понимание того, что результаты своей работы нужно будет представлять публично – важный положительный мотив деятельности учащихся. Как правило, в этом случае более ответственно относится к выполнению работы, критично оценивает полученные результаты, старается добиться большей их научной убедительности.
В докладе может быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника. Но т.к. регламент выступления на конференциях имеет четкие временные рамки не более 10 – 15 минут, а зачастую и меньше, для доклада отбирается из текста работы самое главное. Иногда стоит «пожертвовать» описанием каких-либо важных моментов, лишь упомянув их (при необходимости докладчику зададут уточняющие вопросы).
При изложении материала следует придерживаться определенного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Важно, чтобы содержание конкретного блока излагаемой информации было тесно связано с содержанием предыдущего и последующего материала.
Общая структура доклада должна отвечать следующим требованиям:
-
Формулировка темы исследования
-
Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие вопросы и проблемы в рамках этого направления хорошо изучены, а каким уделялось недостаточно внимания, почему выбрана именно эта тема)
-
Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее)
-
Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие, могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели)
-
Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследования. Формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер.
-
Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов)
-
Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которая получена в ходе исследования. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках, диаграммах, таблица, изображениях и проч. иллюстративном материале)
-
Выводы исследования (умозаключения сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать, обычно их не более 4 - 5)
По материалам статьи А.В.Кулева
«Научный доклад как итог исследовательской работы школьника»
// «Биология в школе», №1, 2003, С. 53 – 57
Рекомендации по оформлению презентаций в программе MS PowerPoint
-
Структура презентации: презентация должна содержать титульный слайд указанием темы, ФИО автора, ФИО научного руководителя и консультантов, слайды, иллюстрирующие доклад, рекомендуемое количество слайдов 10 – 12.
-
Параметры элементов текста:
-
не более 3 типов шрифтов при оформлении презентации
-
размер шрифта – не менее 20 – для текста, и 36 - для заголовка
-
расстояние между строками внутри абзаца 1,5 интервала, между абзацами – 2 интервала
-
Художественная композиция:
-
насыщенность слайда - не более 1/3 экрана
-
смысловой центр слайда смещен ниже и правее
-
главный объект (текст к изображению или изображение к тексту) в пропорции золотого сечения 0,52 по ширине и по высоте
-
изображение должно быть контрастным по отношению к фону
-
гармоничное сочетание цветов
-
Анимация:
-
используется для привлечения внимания к объекту
-
на слайде должно быть не более выделенного 1 объекта (мигание, движение, яркая обводка и проч.)
-
Общие замечания:
-
Не следует перегружать презентацию элементами анимации, излишним иллюстративным материалом
-
Каждый слайд должен быть связан с текстом доклада
-
Общее оформление презентации должно быть гармоничным, соответствовать эстетическим требованиям
-
На последнем слайде указываются источники информации, которые были использованы при выполнении работы.
Например:
-
Дядюн Т.В. Школьный мониторинг. Москва, «Просвещение», 2001
-
http://videco.narod.ru (для Интернет-ресурсов)
- Международный вебинар «Лучшие образовательные практики взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников (ФГОС ДО)»
- Вебинар «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
- Формирующее оценивание на уроках биологии
- Педагогическая профессия
- Проектирование современного урока биологии
- Международный вебинар «Приемы интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся в предметных областях “Химия”, “Биология” и “Экология”»