В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Толкование литературоведческих понятий в начальной школе.

Толкование литературоведческих понятий в начальной школе.

Валентина Вайс
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 21961
Краткое описание
Способствовать  прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию, учить самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Толкование литературоведческих понятий в начальной школе.
Вайс Валентина Константиновна учитель начальных классов
г. Кизел
Пояснительная записка. Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно.
В.П. Шереметевский. Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.
Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.1
В Программе «Литературное чтение в начальной школе» представлена общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях, а также «Основные требования к уровню подготовки» учащихся с 1 по 4 классы.2
В них отмечено:
Учащиеся должны уметь:
ü
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
ü
определять тему и жанр прочитанного произведения;
_____________________________________________
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методика для учителя. – М.: Вентана — Граф, 2011.
2. Программа общеобразовательной школы
ü
ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях:
·
литература, фольклор, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
·
присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
·
стихотворение, рифма, строка, строфа;
·
средства выразительности.
Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.3
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.
_____________________________________
3. Журова Л.Е. Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.
Литературоведческие понятия в начальной школе.
Баллада
– лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.
Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.
Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.
Гимн
– торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.
Гипербола
– (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».
Диалог
– разговор между двумя лицами.
Драма
– один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.
Житие
– литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.
Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.
Запев– краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.
Зачин – традиционное начало.
Идея
– основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.
Историческая песня
– отклик народа на события общественной и военной истории.
Комедия
– драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Композиция
– построение художественного произведения.
Конфликт
– борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.
Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».
Логическое ударениеэто выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.
Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».
Метонимия
– замена одного слова или понятия другим на основе связи их значений, например: «читать Пушкина» — вместо читать стихи Пушкина.
Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.
Образ
– тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.
Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.
Оксиморон
(остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».
Олицетворение
– описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.
Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.
Повесть
– литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.
Поэма
– большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.
Пролог
– вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.
Развязка
– заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.
Рассказ
– малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.
Рифма
– созвучие концов стихотворных строк.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Сага
– эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.
Сарказм
– высокая степень иронии, злая насмешка.
Сатира
– вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.
Сказание
– рассказ исторического или легендарного содержания.
Сказка
– древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».
Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.
Строфа
– сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.
Сюжет
– последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).
Тема
– то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.
Трагедия
– один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.
Фабула
– цепь событий в их логической последовательности.
Характер
– отличительная черта, признак, особенность.
Экспозиция
– вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Эпиграмма
– (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.
Эпитет
– образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».
Эпос
– род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.
Список литературы. 1.
 Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2010.
2.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана — Граф, 2010.
3.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана — Граф, 2010.
4.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана — Граф, 2009.
5.
Литературное чтение: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2011.
6.
Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2009.
7.
Литературное чтение: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2009.
8.
Журова Л.Е. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.
9.
Журова Л.Е. Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.
10.
Журова Л.Е. Беседы с учителем: 4 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.
11.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
12.
Словарь иностранных слов. – 18 изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Литературоведческие понятия в начальной школе.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1













Толкование литературоведческих

понятий в начальной школе.











Вайс Валентина Константиновна

учитель начальных классов








г. Кизел


Пояснительная записка.

Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно.

В.П. Шереметевский.

Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.

Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.1

В Программе «Литературное чтение в начальной школе» представлена общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях, а также «Основные требования к уровню подготовки» учащихся с 1 по 4 классы.2

В них отмечено:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

  • определять тему и жанр прочитанного произведения;

_____________________________________________

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Программа общеобразовательной школы


  • ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях:

        • литература, фольклор, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

        • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

        • стихотворение, рифма, строка, строфа;

        • средства выразительности.


Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.3

При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.

Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.

_____________________________________

3. Журова Л.Е. Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.


Литературоведческие понятия в начальной школе.



Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.

Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.

Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».

Диалог – разговор между двумя лицами.

Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.

Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.

Зачин – традиционное начало.

Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.

Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.

Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.

Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».

Логическое ударениеэто выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.

Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».

Метонимия – замена одного слова или понятия другим на основе связи их значений, например: «читать Пушкина» - вместо читать стихи Пушкина.

Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.

Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.

Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.

Оксиморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».

Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.

Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.

Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.


Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.

Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.

Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.

Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.

Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.

Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».

Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.

Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.

Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.

Фабула – цепь событий в их логической последовательности.

Характер – отличительная черта, признак, особенность.

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.

Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».

Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.
















Список литературы.

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2010.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2010.

  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2010.

  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана - Граф, 2009.

  5. Литературное чтение: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2011.

  6. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2009.

  7. Литературное чтение: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. Нач. шк.: в 2 ч. / Авт.-сост. Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2009.

  8. Журова Л.Е. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.

  9. Журова Л.Е. Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.

  10. Журова Л.Е. Беседы с учителем: 4 класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2009.

  11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

  12. Словарь иностранных слов. – 18 изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос