Мастер-класс "Виды методической продукции" (методические рекомендации по организации и проведению)
Методические рекомендации по организации и проведению
мастер-класса «Виды методической продукции»
Автор:
Савельева Ольга Владимировна, заместитель заведующей по методической работе, высшей квалификационной категорииКиселёвск, 2011
Пояснительная записка Представляемый материал: ·Текстовый документ «Мастер-класс «Виды методической продукции»
Список использованных источников: ·
Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru. ·
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения» ·
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62
Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала: Предлагаемый мастер-класс «Виды методической продукции» один из цикла мастер-классов в рамках работы «Школы молодого педагога». Его цель - повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы. Вареативность и мобильностьпредлагаемого материала очевидна. Содержание данного мастер-класса рассчитано на молодых педагогов. Но с успехом был проведен и с молодыми методистами, и с педагогами со стажем. Кроме того, данным материалом может воспользоваться любой методист, руководитель структурного подразделения или педагог-стажист, для организации работы с педагогами. Сильной сторонойданной разработки является предлагаемые методические комментарии и пояснения к этапам работы. Они ·
позволяют лучше понять содержание мастер-класса и конкретной работы во время его проведения; ·
дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы педагогов, имеющихся методических материалов для демонстрации; ·
экономят время при подготовке; ·
снижают трудозатраты методиста для достижения результативности обучения. Данный мастер-класс результативен. Он был проведен: ·
в рамках городского семинара-практикума для руководителей и зам. руководителей учреждений дополнительного образования «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса УДО», г. Киселевск, 2007 г. (присутствовало 52 чел.); ·
в рамках областного семинара для методистов учреждений дополнительного образования «Формы методической работы с педагогическим коллективом» (стаж работы не более 5 лет), г. Кемерово, 2008 г. (присутствовало 38 чел.); ·
в рамках областного конкурса «Лучший методист многопрофильного учреждения дополнительного образования» — IIIместо, 2009 г. (присутствовало: 32 чел.) Кроме того, данный методический материал отмечен дипломом лауреата IIстепени областного конкурса методических материалов (2010 г.) и опубликован на страницах журнала «Директор школы» № 11, 2011 г.
Из отзывов коллег: «Мастер-класс динамичен, насыщен информационно и практически. Рационален в применении методов и средств обучения. Содержание информации научно, доступно для понимания». По результатам рефлексии (122 чел.)
·
«Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности» — 97,3% участников ·
«Информация полезна. Нужно время для осмысления» — 2,7% участников (молодые педагоги)
Мастер-класс
Тема:Виды методической продукции.
Цель: повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.
Задачи: Конкретизировать понятие УМК. Показать сходство и различия учебно-методического комплекта и учебно-методического комплекса. Познакомить с классификацией УМК и его составляющими. Формировать умение планировать содержание УМК (отдельного занятия, раздела образовательной программы).
Площадка проведения: МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида и МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
Оборудование:мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на мастер-класс, листы белой бумаги (20-30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5-6 шт.)
Видеоряд:презентация в программе Microsoft Power
Point, методическая выставка «Виды методической продукции», учебно-методические комплекты и учебно-методические комплексы опытных педагогов учреждения
Список использованных источников: ·
Гин А.А. Традиции урока // Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru. ·
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения» ·
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62
Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе, посвященном трем таинственным буквам УМК (СЛАЙД). Сначала мы вместе вспомним прошедший смотр-конкурс учебных кабинетов и проведем его краткий анализ. Потом попробуем ответить на вопрос «Что такое УМК?» (Методический комментарий: Звучит тема мастер-класса в вопросной форме). Затем потренируем мозги — классифицируем УМК. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное — составим содержание отдельных УМК.
Все вы знаете, что в период осенних каникул в ДОУ и Центре прошел смотр-конкурс учебных кабинетов по следующим критериям (СЛАЙД). Особое внимание в этом смотре-конкурсе было уделено методическому оснащению кабинетов, а точнее — выявлению опыта педагогов по формированию УМК к образовательным программам. Из материалов, представленных педагогами видно, что работа ведется, но существует некоторое недопонимание, что же такое УМК и его содержимое. Давайте попробуем разобраться. (СЛАЙД) Аббревиатура УМК – расшифровывается как учебно-методический… А вот здесь возникает еще один вопрос К — комплекс или комплект? (педагоги высказывают свое мнение) (Методический комментарий:
в ходе ответов методисту необходимо добиваться аргументации педагогами своего высказывания. Как правило, группа делиться на два «лагеря», в зависимости от высказанной точки зрения на заданный вопрос. Методисту при этом необходимо придерживаться нейтральной точки зрения, чтобы сохранить интригу до конца мастер-класса)
Мнения разделились… Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса. (СЛАЙД) Любой УМК имеет несколько так называемых уровней (Методическое пояснение: Для лучшего понимания необходимо продемонстрировать уровни УМК на примере папки «УМК к образовательной программе» одного из опытных педагогов высшей квалификационной категории) 1-ый уровень – УМК отдельно взятого занятия. 2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы. 3-ий уровень – УМК образовательной программы.
Что же входит в УМК?.. (ответы педагогов) Каждый здесь сидящий давал открытые занятия. Вспомните и назовите методическую продукцию, которая была подготовлена вами к этим занятиям (Ответы: конспект или сценарий занятия, наглядный материал, карточки для обучающихся, творческие задания, карты…). Все вами перечисленное и составляет УМК отдельного занятия. Но при этом необходимо отметить, что необязательно вся эта методическая продукция должна быть разработана к каждому занятию! Необходимо дифференцировать наполняемость УМК занятия в зависимости от его целей, состава группы обучающихся, имеющихся возможностей (технических, интеллектуальных, ресурсных и т.д.)
УМК к разделу образовательной программы состоит из УМК отдельных занятий по данному разделу (показать). И соответственно УМК образовательной программы составляют УМК к разделам программы (показать). Конечно же, вы понимаете, что такой объем работы качественно выполнить невозможно в короткий срок. Такая работа ведется напротяжении всей педагогической деятельности: меняются группы обучающихся, требования времени, технические средства и т.д. Вам продемонстрирован опыт оформления УМК к которому необходимо стремиться. Ежедневная добросовестная подготовка к занятию, ваша заинтересованность в разработке новых методических идей постепенно поможет собрать свой уникальный УМК к программе.
Уровни УМК теперь понятны. Но возникает вопрос, какая методическая продукция может составлять УМК занятия или раздела? (Методическое пояснение: Вариант 1. Методистом выслушиваются и конкретизируются ответы. После обсуждения методист, опираясь на содержание слайдов, рассказывает о составляющих УМК и показывает лучшие материалы из опыта работы педагогов учреждения, тем самым презентуя их. Материалы лучше оформить в виде выставки на специальном выставочном стенде (стойке) Вариант 2: Группа делиться на несколько подгрупп (по желанию) и сортируют материалы в соответствии с предлагаемой классификацией. Вариант 3: Группа делиться на 7 подгрупп. Представители групп получают жетоны, на которых написаны группы методических материалов согласно предлагаемой классификации. Каждая подгруппа получает задание: выбрать из предложенных материалов, только те, которые относятся к указанной в жетоне группе, например, «Программно-методические материалы». На выполнение задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа презентует свои материалы и аргументирует свой выбор. Для презентации дается 2-3 мин. Если возникает необходимость в обсуждении мнения группы, методист руководит прениями и завершает их демонстрацией слайда, на котором указан обсуждаемый список материалов.) Разрешите вам представить классификацию методической продукции, которая может составлять УМК: 1.
(СЛАЙД) Программные материалы. Сюда относятся… (образовательная программа и тематическое планирование, КТП) 2.
Практические материалы. Какие? ·
сборники (задач, упражнений, контрольных материалов, лабораторных работ и пр.); ·
рабочие тетради для обучающихся; ·
хрестоматии. 3.
Теоретические материалы: ·
информационный материал (газетные, журнальные статьи, информация с интернет-сайтов и пр.); ·
курс лекций; ·
учебное пособие; ·
тематическая подборка (стихов к празднику, игр, динамических пауз и пр.). 4.
Самая известная методическая продукция — наглядные материалы: ·
таблицы; ·
схемы; ·
атласы; ·
альбомы; ·
аудио-, видеоматериалы; ·
графики; ·
плакаты; ·
диаграммы; ·
листовки; ·
дидактические материалы (карточки, перфокарты и т.д.); ·
бюллетень; ·
газета; ·
учебно-наглядное пособие; 5.
Справочные материалы: ·
словари терминов; ·
энциклопедии; ·
дополнительная информация по теме; 6.
Библиографические материалы: ·
картотека ·
аннотированный указатель; ·
каталог; 7.
И непосредственно методические материалы: ·
методические пособия; ·
методические рекомендации; ·
методические разработки (сценарии занятий); ·
методические записки; ·
памятки; ·
положения. Кроме УМК в ходе работы можно формировать тематические папки. Например, по видам деятельности, как это сделано у педагога художественно-прикладной направленности Максимовой Н.А. (ПОКАЗАТЬ), или к отдельно созданной коллекции костюмов, как у руководителя детского образцового коллектива театра моды Максимовой Т.В. Предлагаю составить приблизительный перечень методической продукции УМК. Для этого разделимся на команды: «Молодой педагог» (стаж работы 0-4 года) «Педагог-мастер» (стаж работы 5-10 лет) «Педагог-профессионал» (стаж работы 11-20 лет) (Методические пояснения: Группы больше 6-7 чел. можно разделить на подгруппы для улучшения комфорта во время работы. Каждой группе выдается конкретный материал (конспект занятия, определяется раздел всем знакомой образовательной программы и т.д.). Обязательно оговаривается время работы, время презентации результатов) Время работы над заданием 10 минут. Для презентации итогов работы группы – 1 — 2 мин. К презентации своей работы подойдите творчески! (Методические пояснения: Группы выполняют задание. По окончании работы проходит презентация.)
Каждый из видов методической продукции может стать мультимедиа продуктом – переведен в электронный вариант для удобства использования на занятии. Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта» Работа была плодотворной и «жаркой». Но настало время вернуться к загадочной букве К в аббревиатуре УМК. Что же она обозначает: комплекс или комплект (Методическое пояснение: выслушиваются ответы педагогов. Дальнейший разговор ведется с демонстрацией реальных комплектов и комплексов различной методической продукции) Комплект –одинаковый носитель информации – ·
электронный (комплект дисков); ·
печатный (комплект печатной продукции); ·
аудиокомплект; ·
видеокомплект; ·
комплект фотоматериалов и т.д. Комплекс– 2 и более носителей информации, материал на них разный, но дополняющий друг друга (Например, СД-диск с информационными и учебно-наглядными материалами и тетрадь для обучающихся). Предлагаю проверить, умеете ли вы отличать учебно-методический комплекс от учебно-методического комплекта. Игра «ДА – НЕТ» Задание: Я показываю вам набор предметов, методической продукции и задаю вопрос: «Это комплект?». Если вы согласны, что пред вами комплект, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет». Попробуем (Методический комментарий: Необходимо «порепетировать» игру 2-3 раза, а затем играть). (Методическое пояснение: Для игры можно использовать 6-7 наборов предметов (дисков, книг, аудиокассет, открыток и т.д.) или методической продукции. Это внесет в игру некоторое разнообразие и поможет методисту понять, осознанно ли педагоги делают свой выбор между «комплектом» и «комплексом»)
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в УМК отдельного занятия или даже раздела не обязательно должна входить вся перечисленная методическая продукция, а лишь та, которая помогает педагогу — наиболее полно раскрыть материал, обучающемуся – с интересом его усвоить. От этого зависит качество обучения. Отрадно видеть, что УМК к открытым занятиям имеются у каждого педагога, уже сформированы УМК к отдельным разделам программы у молодых педагогов и активно пополняются педагогами, имеющими стаж педагогической работы. Работа ведется большая и имеет свою перспективу – УМК к каждой образовательной программе, реализующейся в нашем Центре. Подводя итоги, хочется сказать большое спасибо всем за активную работу. До новых встреч на мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта». Покидая аудиторию на листе ватмана оставьте ваш автограф в одной из граф: «Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности», «Информация полезна. Нужно время для осмысления», «Ничего нового и полезного не услышано» (Методическое пояснение: Можно огласить время и место проведения следующего мастер-класса и предложить заполнить анкету. Результаты анкетирования помогу методисту более качественно подготовить и провести предстоящий мастер-класс)
АНКЕТА
Цель:выявить причины недостаточного употребления на занятиях медиасредств. Выберите один или несколько приемлемых для Вас ответов на вопрос:
Почему Вы не используете (или редко используете) мультимедийные средства обучения в своей педагогической практике? ·
В обращении с техникой и программами я чувствую себя неуверенно. ·
Я боюсь технических поломок, которые нарушают ход занятия. ·
Использование медиасредств на занятии предполагает очень высокие расходы. ·
Я не обладаю методической подготовкой для применения медиасредств. ·
Я очень мало знакома с имеющимися ресурсами. ·
Я считаю эффективность медиазанятий незначительной. ·
Другие причины (укажите) _____________________________________
Приложение 1.
Методические рекомендации по организации предварительной работы
1.
Побеседовать или провести предварительное анкетирование. Цель данной работы: выявить категорию педагогических работников, участвующих в мастер-классе, их возраст, стаж педагогической работы, определить уровень знаний по теме. 2.
Подготовить необходимую теоретическую информацию (ориентируясь на данные опроса или анализа анкет). 3.
Разработать практические задания. 4.
Придумать и написать сценарный ход мастер-класса. 5.
Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft Power
Point. 6.
Приготовить таблицу для рефлексии. 7.
Подобрать музыкальное сопровождение практической работы. 8.
Непосредственно перед мастер-классом подготовить мультимедийное оборудование и аудиторию: поставить столы и вокруг них количество стульев равное количеству участников, разложить листы белой бумаги, ручки для работы, закрепить «Лист рефлексии», рядом разместить маркеры.
Если мастер-класс проводится для педагогических работников своего образовательного учреждения (т.е. аудитория знакома ведущему), то п.1 можно пропустить при подготовке или заменить смотром-конкурсом УМК, учебных кабинетов и т.д.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Киселёвского городского округа Кемеровской области
Методические рекомендации
по организации и проведению
мастер-класса
«Виды методической продукции»
Автор:
Савельева Ольга Владимировна,
заместитель заведующей по методической работе, высшей квалификационной категории
Киселёвск, 2011
Пояснительная записка
Представляемый материал:
-
Текстовый документ «Мастер-класс «Виды методической продукции»
Список использованных источников:
-
Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
-
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»
-
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62
Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала:
Предлагаемый мастер-класс «Виды методической продукции» один из цикла мастер-классов в рамках работы «Школы молодого педагога». Его цель - повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.
Вареативность и мобильность предлагаемого материала очевидна. Содержание данного мастер-класса рассчитано на молодых педагогов. Но с успехом был проведен и с молодыми методистами, и с педагогами со стажем. Кроме того, данным материалом может воспользоваться любой методист, руководитель структурного подразделения или педагог-стажист, для организации работы с педагогами.
Сильной стороной данной разработки является предлагаемые методические комментарии и пояснения к этапам работы. Они
-
позволяют лучше понять содержание мастер-класса и конкретной работы во время его проведения;
-
дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы педагогов, имеющихся методических материалов для демонстрации;
-
экономят время при подготовке;
-
снижают трудозатраты методиста для достижения результативности обучения.
Данный мастер-класс результативен. Он был проведен:
-
в рамках городского семинара-практикума для руководителей и зам. руководителей учреждений дополнительного образования «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса УДО», г. Киселевск, 2007 г. (присутствовало 52 чел.);
-
в рамках областного семинара для методистов учреждений дополнительного образования «Формы методической работы с педагогическим коллективом» (стаж работы не более 5 лет), г. Кемерово, 2008 г. (присутствовало 38 чел.);
-
в рамках областного конкурса «Лучший методист многопрофильного учреждения дополнительного образования» - III место, 2009 г. (присутствовало: 32 чел.)
Кроме того, данный методический материал отмечен дипломом лауреата II степени областного конкурса методических материалов (2010 г.) и опубликован на страницах журнала «Директор школы» № 11, 2011 г.
Из отзывов коллег: «Мастер-класс динамичен, насыщен информационно и практически. Рационален в применении методов и средств обучения. Содержание информации научно, доступно для понимания».
По результатам рефлексии (122 чел.)
-
«Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности» - 97,3% участников
-
«Информация полезна. Нужно время для осмысления» - 2,7% участников (молодые педагоги)
Мастер-класс
Тема: Виды методической продукции.
Цель: повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.
Задачи:
Конкретизировать понятие УМК. Показать сходство и различия учебно-методического комплекта и учебно-методического комплекса. Познакомить с классификацией УМК и его составляющими.
Формировать умение планировать содержание УМК (отдельного занятия, раздела образовательной программы).
Площадка проведения: МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида и МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на мастер-класс, листы белой бумаги (20-30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5-6 шт.)
Видеоряд: презентация в программе Microsoft Power Point, методическая выставка «Виды методической продукции», учебно-методические комплекты и учебно-методические комплексы опытных педагогов учреждения
Список использованных источников:
-
Гин А.А. Традиции урока // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
-
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»
-
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора:Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе, посвященном трем таинственным буквам УМК (СЛАЙД).
Сначала мы вместе вспомним прошедший смотр-конкурс учебных кабинетов и проведем его краткий анализ. Потом попробуем ответить на вопрос «Что такое УМК?» (Методический комментарий: Звучит тема мастер-класса в вопросной форме). Затем потренируем мозги — классифицируем УМК. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное - составим содержание отдельных УМК.
Все вы знаете, что в период осенних каникул в ДОУ и Центре прошел смотр-конкурс учебных кабинетов по следующим критериям (СЛАЙД).
Особое внимание в этом смотре-конкурсе было уделено методическому оснащению кабинетов, а точнее - выявлению опыта педагогов по формированию УМК к образовательным программам. Из материалов, представленных педагогами видно, что работа ведется, но существует некоторое недопонимание, что же такое УМК и его содержимое.
Давайте попробуем разобраться.
(СЛАЙД) Аббревиатура УМК – расшифровывается как учебно-методический…
А вот здесь возникает еще один вопрос К - комплекс или комплект? (педагоги высказывают свое мнение)
(Методический комментарий: в ходе ответов методисту необходимо добиваться аргументации педагогами своего высказывания. Как правило, группа делиться на два «лагеря», в зависимости от высказанной точки зрения на заданный вопрос. Методисту при этом необходимо придерживаться нейтральной точки зрения, чтобы сохранить интригу до конца мастер-класса)
Мнения разделились… Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса.
(СЛАЙД) Любой УМК имеет несколько так называемых уровней (Методическое пояснение: Для лучшего понимания необходимо продемонстрировать уровни УМК на примере папки «УМК к образовательной программе» одного из опытных педагогов высшей квалификационной категории)
1-ый уровень – УМК отдельно взятого занятия.
2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы.
3-ий уровень – УМК образовательной программы.
Что же входит в УМК?.. (ответы педагогов)
Каждый здесь сидящий давал открытые занятия. Вспомните и назовите методическую продукцию, которая была подготовлена вами к этим занятиям (Ответы: конспект или сценарий занятия, наглядный материал, карточки для обучающихся, творческие задания, карты…). Все вами перечисленное и составляет УМК отдельного занятия. Но при этом необходимо отметить, что необязательно вся эта методическая продукция должна быть разработана к каждому занятию! Необходимо дифференцировать наполняемость УМК занятия в зависимости от его целей, состава группы обучающихся, имеющихся возможностей (технических, интеллектуальных, ресурсных и т.д.)
УМК к разделу образовательной программы состоит из УМК отдельных занятий по данному разделу (показать).
И соответственно УМК образовательной программы составляют УМК к разделам программы (показать).
Конечно же, вы понимаете, что такой объем работы качественно выполнить невозможно в короткий срок. Такая работа ведется напротяжении всей педагогической деятельности: меняются группы обучающихся, требования времени, технические средства и т.д. Вам продемонстрирован опыт оформления УМК к которому необходимо стремиться. Ежедневная добросовестная подготовка к занятию, ваша заинтересованность в разработке новых методических идей постепенно поможет собрать свой уникальный УМК к программе.
Уровни УМК теперь понятны. Но возникает вопрос, какая методическая продукция может составлять УМК занятия или раздела? (Методическое пояснение:
Вариант 1. Методистом выслушиваются и конкретизируются ответы. После обсуждения методист, опираясь на содержание слайдов, рассказывает о составляющих УМК и показывает лучшие материалы из опыта работы педагогов учреждения, тем самым презентуя их. Материалы лучше оформить в виде выставки на специальном выставочном стенде (стойке)
Вариант 2: Группа делиться на несколько подгрупп (по желанию) и сортируют материалы в соответствии с предлагаемой классификацией.
Вариант 3: Группа делиться на 7 подгрупп. Представители групп получают жетоны, на которых написаны группы методических материалов согласно предлагаемой классификации. Каждая подгруппа получает задание: выбрать из предложенных материалов, только те, которые относятся к указанной в жетоне группе, например, «Программно-методические материалы». На выполнение задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа презентует свои материалы и аргументирует свой выбор. Для презентации дается 2-3 мин. Если возникает необходимость в обсуждении мнения группы, методист руководит прениями и завершает их демонстрацией слайда, на котором указан обсуждаемый список материалов.)
Разрешите вам представить классификацию методической продукции, которая может составлять УМК:
-
(СЛАЙД) Программные материалы. Сюда относятся… (образовательная программа и тематическое планирование, КТП)
-
Практические материалы. Какие?
-
сборники (задач, упражнений, контрольных материалов, лабораторных работ и пр.);
-
рабочие тетради для обучающихся;
-
хрестоматии.
-
Теоретические материалы:
-
информационный материал (газетные, журнальные статьи, информация с интернет-сайтов и пр.);
-
курс лекций;
-
учебное пособие;
-
тематическая подборка (стихов к празднику, игр, динамических пауз и пр.).
-
Самая известная методическая продукция - наглядные материалы:
-
таблицы;
-
схемы;
-
атласы;
-
альбомы;
-
аудио-, видеоматериалы;
-
графики;
-
плакаты;
-
диаграммы;
-
листовки;
-
дидактические материалы (карточки, перфокарты и т.д.);
-
бюллетень;
-
газета;
-
учебно-наглядное пособие;
-
Справочные материалы:
-
словари терминов;
-
энциклопедии;
-
дополнительная информация по теме;
-
Библиографические материалы:
-
картотека
-
аннотированный указатель;
-
каталог;
-
И непосредственно методические материалы:
-
методические пособия;
-
методические рекомендации;
-
методические разработки (сценарии занятий);
-
методические записки;
-
памятки;
-
положения.
Кроме УМК в ходе работы можно формировать тематические папки. Например, по видам деятельности, как это сделано у педагога художественно-прикладной направленности Максимовой Н.А. (ПОКАЗАТЬ), или к отдельно созданной коллекции костюмов, как у руководителя детского образцового коллектива театра моды Максимовой Т.В.
Предлагаю составить приблизительный перечень методической продукции УМК. Для этого разделимся на команды:
«Молодой педагог» (стаж работы 0-4 года)
«Педагог-мастер» (стаж работы 5-10 лет)
«Педагог-профессионал» (стаж работы 11-20 лет)
(Методические пояснения: Группы больше 6-7 чел. можно разделить на подгруппы для улучшения комфорта во время работы. Каждой группе выдается конкретный материал (конспект занятия, определяется раздел всем знакомой образовательной программы и т.д.). Обязательно оговаривается время работы, время презентации результатов)
Время работы над заданием 10 минут. Для презентации итогов работы группы – 1 - 2 мин. К презентации своей работы подойдите творчески!
(Методические пояснения: Группы выполняют задание. По окончании работы проходит презентация.)
Каждый из видов методической продукции может стать мультимедиа продуктом – переведен в электронный вариант для удобства использования на занятии. Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта»
Работа была плодотворной и «жаркой». Но настало время вернуться к загадочной букве К в аббревиатуре УМК. Что же она обозначает: комплекс или комплект (Методическое пояснение: выслушиваются ответы педагогов. Дальнейший разговор ведется с демонстрацией реальных комплектов и комплексов различной методической продукции)
Комплект – одинаковый носитель информации –
-
электронный (комплект дисков);
-
печатный (комплект печатной продукции);
-
аудиокомплект;
-
видеокомплект;
-
комплект фотоматериалов и т.д.
Комплекс – 2 и более носителей информации, материал на них разный , но дополняющий друг друга (Например, СД-диск с информационными и учебно-наглядными материалами и тетрадь для обучающихся).
Предлагаю проверить, умеете ли вы отличать учебно-методический комплекс от учебно-методического комплекта.
Игра «ДА – НЕТ»
Задание: Я показываю вам набор предметов, методической продукции и задаю вопрос: «Это комплект?». Если вы согласны, что пред вами комплект, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет». Попробуем (Методический комментарий: Необходимо «порепетировать» игру 2-3 раза, а затем играть).
(Методическое пояснение: Для игры можно использовать 6-7 наборов предметов (дисков, книг, аудиокассет, открыток и т.д.) или методической продукции. Это внесет в игру некоторое разнообразие и поможет методисту понять, осознанно ли педагоги делают свой выбор между «комплектом» и «комплексом»)
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в УМК отдельного занятия или даже раздела не обязательно должна входить вся перечисленная методическая продукция, а лишь та, которая помогает педагогу - наиболее полно раскрыть материал, обучающемуся – с интересом его усвоить. От этого зависит качество обучения.
Отрадно видеть, что УМК к открытым занятиям имеются у каждого педагога, уже сформированы УМК к отдельным разделам программы у молодых педагогов и активно пополняются педагогами, имеющими стаж педагогической работы.
Работа ведется большая и имеет свою перспективу – УМК к каждой образовательной программе, реализующейся в нашем Центре.
Подводя итоги, хочется сказать большое спасибо всем за активную работу. До новых встреч на мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта». Покидая аудиторию на листе ватмана оставьте ваш автограф в одной из граф: «Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности», «Информация полезна. Нужно время для осмысления», «Ничего нового и полезного не услышано» (Методическое пояснение: Можно огласить время и место проведения следующего мастер-класса и предложить заполнить анкету. Результаты анкетирования помогу методисту более качественно подготовить и провести предстоящий мастер-класс)
АНКЕТА
Цель: выявить причины недостаточного употребления на занятиях медиасредств.
Выберите один или несколько приемлемых для Вас ответов на вопрос:
Почему Вы не используете (или редко используете) мультимедийные средства обучения в своей педагогической практике?
-
В обращении с техникой и программами я чувствую себя неуверенно.
-
Я боюсь технических поломок, которые нарушают ход занятия.
-
Использование медиасредств на занятии предполагает очень высокие расходы.
-
Я не обладаю методической подготовкой для применения медиасредств.
-
Я очень мало знакома с имеющимися ресурсами.
-
Я считаю эффективность медиазанятий незначительной.
-
Другие причины (укажите) _____________________________________
Приложение 1.
Методические рекомендации
по организации предварительной работы
-
Побеседовать или провести предварительное анкетирование. Цель данной работы: выявить категорию педагогических работников, участвующих в мастер-классе, их возраст, стаж педагогической работы, определить уровень знаний по теме.
-
Подготовить необходимую теоретическую информацию (ориентируясь на данные опроса или анализа анкет).
-
Разработать практические задания.
-
Придумать и написать сценарный ход мастер-класса.
-
Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft Power Point.
-
Приготовить таблицу для рефлексии.
-
Подобрать музыкальное сопровождение практической работы.
-
Непосредственно перед мастер-классом подготовить мультимедийное оборудование и аудиторию: поставить столы и вокруг них количество стульев равное количеству участников, разложить листы белой бумаги, ручки для работы, закрепить «Лист рефлексии», рядом разместить маркеры.
Если мастер-класс проводится для педагогических работников своего образовательного учреждения (т.е. аудитория знакома ведущему), то п.1 можно пропустить при подготовке или заменить смотром-конкурсом УМК, учебных кабинетов и т.д.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО