В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мастер-класс "Виды методической продукции" (методические рекомендации по организации и проведению)

Ольга Савельева Ольга Савельева
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 11417
Краткое описание
Цель - повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.

Описание
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселёвского городского округа Кемеровской области
Методические рекомендации по организации и проведению
мастер-класса «Виды методической продукции»

Автор:

Савельева Ольга Владимировна, заместитель заведующей по методической работе, высшей квалификационной категории
Киселёвск, 2011
Пояснительная записка Представляемый материал: ·Текстовый документ «Мастер-класс «Виды методической продукции»

Список использованных источников: ·
Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
·
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»
·
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62

Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала: Предлагаемый мастер-класс «Виды методической продукции» один из цикла мастер-классов в рамках работы «Школы молодого педагога». Его цель - повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы. Вареативность и мобильностьпредлагаемого материала очевидна. Содержание данного мастер-класса рассчитано на молодых педагогов. Но с успехом был проведен и с молодыми методистами, и с педагогами со стажем. Кроме того, данным материалом может воспользоваться любой методист, руководитель структурного подразделения или педагог-стажист, для организации работы с педагогами. Сильной сторонойданной разработки является предлагаемые методические комментарии и пояснения к этапам работы. Они ·
позволяют лучше понять содержание мастер-класса и конкретной работы во время его проведения;
·
дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы педагогов, имеющихся методических материалов для демонстрации;
·
экономят время при подготовке;
·
снижают трудозатраты методиста для достижения результативности обучения.
Данный мастер-класс результативен. Он был проведен: ·
в рамках городского семинара-практикума для руководителей и зам. руководителей учреждений дополнительного образования «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса УДО», г. Киселевск, 2007 г. (присутствовало 52 чел.);
·
в рамках областного семинара для методистов учреждений дополнительного образования «Формы методической работы с педагогическим коллективом» (стаж работы не более 5 лет), г. Кемерово, 2008 г. (присутствовало 38 чел.);
·
в рамках областного конкурса «Лучший методист многопрофильного учреждения дополнительного образования» — IIIместо, 2009 г. (присутствовало: 32 чел.)
Кроме того, данный методический материал отмечен дипломом лауреата IIстепени областного конкурса методических материалов (2010 г.) и опубликован на страницах журнала «Директор школы» № 11, 2011 г.

Из отзывов коллег: «Мастер-класс динамичен, насыщен информационно и практически. Рационален в применении методов и средств обучения. Содержание информации научно, доступно для понимания». По результатам рефлексии (122 чел.)
·
«Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности» — 97,3% участников
·
«Информация полезна. Нужно время для осмысления» — 2,7% участников (молодые педагоги)

Мастер-класс

Тема:Виды методической продукции.

Цель: повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.
Задачи: Конкретизировать понятие УМК. Показать сходство и различия учебно-методического комплекта и учебно-методического комплекса. Познакомить с классификацией УМК и его составляющими. Формировать умение планировать содержание УМК (отдельного занятия, раздела образовательной программы).
Площадка проведения: МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида и МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

Оборудование:мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на мастер-класс, листы белой бумаги (20-30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5-6 шт.)
Видеоряд:презентация в программе Microsoft Power
Point, методическая выставка «Виды методической продукции», учебно-методические комплекты и учебно-методические комплексы опытных педагогов учреждения

Список использованных источников: ·
Гин А.А. Традиции урока // Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
·
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»
·
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62

Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе, посвященном трем таинственным буквам УМК (СЛАЙД). Сначала мы вместе вспомним прошедший смотр-конкурс учебных кабинетов и проведем его краткий анализ. Потом попробуем ответить на вопрос «Что такое УМК?» (Методический комментарий: Звучит тема мастер-класса в вопросной форме). Затем потренируем мозги — классифицируем УМК. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное — составим содержание отдельных УМК.
Все вы знаете, что в период осенних каникул в ДОУ и Центре прошел смотр-конкурс учебных кабинетов по следующим критериям (СЛАЙД). Особое внимание в этом смотре-конкурсе было уделено методическому оснащению кабинетов, а точнее — выявлению опыта педагогов по формированию УМК к образовательным программам. Из материалов, представленных педагогами видно, что работа ведется, но существует некоторое недопонимание, что же такое УМК и его содержимое. Давайте попробуем разобраться. (СЛАЙД) Аббревиатура УМК – расшифровывается как учебно-методический… А вот здесь возникает еще один вопрос К — комплекс или комплект? (педагоги высказывают свое мнение) (Методический комментарий:
в ходе ответов методисту необходимо добиваться аргументации педагогами своего высказывания. Как правило, группа делиться на два «лагеря», в зависимости от высказанной точки зрения на заданный вопрос. Методисту при этом необходимо придерживаться нейтральной точки зрения, чтобы сохранить интригу до конца мастер-класса)

Мнения разделились… Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса. (СЛАЙД) Любой УМК имеет несколько так называемых уровней (Методическое пояснение: Для лучшего понимания необходимо продемонстрировать уровни УМК на примере папки «УМК к образовательной программе» одного из опытных педагогов высшей квалификационной категории) 1-ый уровень – УМК отдельно взятого занятия. 2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы. 3-ий уровень – УМК образовательной программы.
Что же входит в УМК?.. (ответы педагогов) Каждый здесь сидящий давал открытые занятия. Вспомните и назовите методическую продукцию, которая была подготовлена вами к этим занятиям (Ответы: конспект или сценарий занятия, наглядный материал, карточки для обучающихся, творческие задания, карты…). Все вами перечисленное и составляет УМК отдельного занятия. Но при этом необходимо отметить, что необязательно вся эта методическая продукция должна быть разработана к каждому занятию! Необходимо дифференцировать наполняемость УМК занятия в зависимости от его целей, состава группы обучающихся, имеющихся возможностей (технических, интеллектуальных, ресурсных и т.д.)
УМК к разделу образовательной программы состоит из УМК отдельных занятий по данному разделу (показать). И соответственно УМК образовательной программы составляют УМК к разделам программы (показать). Конечно же, вы понимаете, что такой объем работы качественно выполнить невозможно в короткий срок. Такая работа ведется напротяжении всей педагогической деятельности: меняются группы обучающихся, требования времени, технические средства и т.д. Вам продемонстрирован опыт оформления УМК к которому необходимо стремиться. Ежедневная добросовестная подготовка к занятию, ваша заинтересованность в разработке новых методических идей постепенно поможет собрать свой уникальный УМК к программе.
Уровни УМК теперь понятны. Но возникает вопрос, какая методическая продукция может составлять УМК занятия или раздела? (Методическое пояснение: Вариант 1. Методистом выслушиваются и конкретизируются ответы. После обсуждения методист, опираясь на содержание слайдов, рассказывает о составляющих УМК и показывает лучшие материалы из опыта работы педагогов учреждения, тем самым презентуя их. Материалы лучше оформить в виде выставки на специальном выставочном стенде (стойке) Вариант 2: Группа делиться на несколько подгрупп (по желанию) и сортируют материалы в соответствии с предлагаемой классификацией. Вариант 3: Группа делиться на 7 подгрупп. Представители групп получают жетоны, на которых написаны группы методических материалов согласно предлагаемой классификации. Каждая подгруппа получает задание: выбрать из предложенных материалов, только те, которые относятся к указанной в жетоне группе, например, «Программно-методические материалы». На выполнение задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа презентует свои материалы и аргументирует свой выбор. Для презентации дается 2-3 мин. Если возникает необходимость в обсуждении мнения группы, методист руководит прениями и завершает их демонстрацией слайда, на котором указан обсуждаемый список материалов.) Разрешите вам представить классификацию методической продукции, которая может составлять УМК: 1.
(СЛАЙД) Программные материалы. Сюда относятся… (образовательная программа и тематическое планирование, КТП)
2.
Практические материалы. Какие?
·
сборники (задач, упражнений, контрольных материалов, лабораторных работ и пр.);
·
рабочие тетради для обучающихся;
·
хрестоматии.
3.
Теоретические материалы:
·
информационный материал (газетные, журнальные статьи, информация с интернет-сайтов и пр.);
·
курс лекций;
·
учебное пособие;
·
тематическая подборка (стихов к празднику, игр, динамических пауз и пр.).
4.
Самая известная методическая продукция — наглядные материалы:
·
таблицы;
·
схемы;
·
атласы;
·
альбомы;
·
аудио-, видеоматериалы;
·
графики;
·
плакаты;
·
диаграммы;
·
листовки;
·
дидактические материалы (карточки, перфокарты и т.д.);
·
бюллетень;
·
газета;
·
учебно-наглядное пособие;
5.
Справочные материалы:
·
словари терминов;
·
энциклопедии;
·
дополнительная информация по теме;
6.
Библиографические материалы:
·
картотека
·
аннотированный указатель;
·
каталог;
7.
И непосредственно методические материалы:
·
методические пособия;
·
методические рекомендации;
·
методические разработки (сценарии занятий);
·
методические записки;
·
памятки;
·
положения.
Кроме УМК в ходе работы можно формировать тематические папки. Например, по видам деятельности, как это сделано у педагога художественно-прикладной направленности Максимовой Н.А. (ПОКАЗАТЬ), или к отдельно созданной коллекции костюмов, как у руководителя детского образцового коллектива театра моды Максимовой Т.В. Предлагаю составить приблизительный перечень методической продукции УМК. Для этого разделимся на команды: «Молодой педагог» (стаж работы 0-4 года) «Педагог-мастер» (стаж работы 5-10 лет) «Педагог-профессионал» (стаж работы 11-20 лет) (Методические пояснения: Группы больше 6-7 чел. можно разделить на подгруппы для улучшения комфорта во время работы. Каждой группе выдается конкретный материал (конспект занятия, определяется раздел всем знакомой образовательной программы и т.д.). Обязательно оговаривается время работы, время презентации результатов) Время работы над заданием 10 минут. Для презентации итогов работы группы – 1 — 2 мин. К презентации своей работы подойдите творчески! (Методические пояснения: Группы выполняют задание. По окончании работы проходит презентация.)
Каждый из видов методической продукции может стать мультимедиа продуктом – переведен в электронный вариант для удобства использования на занятии. Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта» Работа была плодотворной и «жаркой». Но настало время вернуться к загадочной букве К в аббревиатуре УМК. Что же она обозначает: комплекс или комплект (Методическое пояснение: выслушиваются ответы педагогов. Дальнейший разговор ведется с демонстрацией реальных комплектов и комплексов различной методической продукции) Комплект –одинаковый носитель информации – ·
электронный (комплект дисков);
·
печатный (комплект печатной продукции);
·
аудиокомплект;
·
видеокомплект;
·
комплект фотоматериалов и т.д.
Комплекс– 2 и более носителей информации, материал на них разный, но дополняющий друг друга (Например, СД-диск с информационными и учебно-наглядными материалами и тетрадь для обучающихся). Предлагаю проверить, умеете ли вы отличать учебно-методический комплекс от учебно-методического комплекта. Игра «ДА – НЕТ» Задание: Я показываю вам набор предметов, методической продукции и задаю вопрос: «Это комплект?». Если вы согласны, что пред вами комплект, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет». Попробуем (Методический комментарий: Необходимо «порепетировать» игру 2-3 раза, а затем играть). (Методическое пояснение: Для игры можно использовать 6-7 наборов предметов (дисков, книг, аудиокассет, открыток и т.д.) или методической продукции. Это внесет в игру некоторое разнообразие и поможет методисту понять, осознанно ли педагоги делают свой выбор между «комплектом» и «комплексом»)
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в УМК отдельного занятия или даже раздела не обязательно должна входить вся перечисленная методическая продукция, а лишь та, которая помогает педагогу — наиболее полно раскрыть материал, обучающемуся – с интересом его усвоить. От этого зависит качество обучения. Отрадно видеть, что УМК к открытым занятиям имеются у каждого педагога, уже сформированы УМК к отдельным разделам программы у молодых педагогов и активно пополняются педагогами, имеющими стаж педагогической работы. Работа ведется большая и имеет свою перспективу – УМК к каждой образовательной программе, реализующейся в нашем Центре. Подводя итоги, хочется сказать большое спасибо всем за активную работу. До новых встреч на мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта». Покидая аудиторию на листе ватмана оставьте ваш автограф в одной из граф: «Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности», «Информация полезна. Нужно время для осмысления», «Ничего нового и полезного не услышано» (Методическое пояснение: Можно огласить время и место проведения следующего мастер-класса и предложить заполнить анкету. Результаты анкетирования помогу методисту более качественно подготовить и провести предстоящий мастер-класс)
АНКЕТА
Цель:выявить причины недостаточного употребления на занятиях медиасредств. Выберите один или несколько приемлемых для Вас ответов на вопрос:
Почему Вы не используете (или редко используете) мультимедийные средства обучения в своей педагогической практике? ·

В обращении с техникой и программами я чувствую себя неуверенно.
·
Я боюсь технических поломок, которые нарушают ход занятия.
·
Использование медиасредств на занятии предполагает очень высокие расходы.
·
Я не обладаю методической подготовкой для применения медиасредств.
·
Я очень мало знакома с имеющимися ресурсами.
·
Я считаю эффективность медиазанятий незначительной.
·
Другие причины (укажите) _____________________________________
Приложение 1.


Методические рекомендации по организации предварительной работы

1.
Побеседовать или провести предварительное анкетирование. Цель данной работы: выявить категорию педагогических работников, участвующих в мастер-классе, их возраст, стаж педагогической работы, определить уровень знаний по теме.
2.
Подготовить необходимую теоретическую информацию (ориентируясь на данные опроса или анализа анкет).
3.
Разработать практические задания.
4.
Придумать и написать сценарный ход мастер-класса.
5.
Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft Power
Point.
6.
Приготовить таблицу для рефлексии.
7.
Подобрать музыкальное сопровождение практической работы.
8.
Непосредственно перед мастер-классом подготовить мультимедийное оборудование и аудиторию: поставить столы и вокруг них количество стульев равное количеству участников, разложить листы белой бумаги, ручки для работы, закрепить «Лист рефлексии», рядом разместить маркеры.

Если мастер-класс проводится для педагогических работников своего образовательного учреждения (т.е. аудитория знакома ведущему), то п.1 можно пропустить при подготовке или заменить смотром-конкурсом УМК, учебных кабинетов и т.д.
Пожаловаться 07 июля 2012
Файлы
Мастер-класс Виды методической продукции.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Мастер-класс Виды методической продукции.zip
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru