В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Занятие «Живой организм как среда обитания. Паразитизм»

Лидия Коновалова Лидия Коновалова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 8923
Краткое описание
Цели занятия:
- образовательные: рассмотреть взаимоотношения в системе «паразит – хозяин»; познакомить с понятиями «паразитология», «паразитизм»; изучить способы передачи и меры профилактики паразитарных болезней;
- развивающие: способствовать развитию  навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей студентов;
- воспитательные: воспитывать у студентов понимание практической значимости знаний о паразитах и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Описание
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульское областное медицинское училище №1 (техникум)»
<shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»>
<path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»>
<shape id=«Рисунок_x0020_1» o:spid="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" alt=«Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif» st yle=«width: 90pt; height: 45pt; visibility: visible; „><imagedata src=“file:///C:%5CUsers%5C73B5~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«uchmet_120_60»>

Учебно – методическая разработка по биологии
Тема: «Живой организм как среда обитания. Паразитизм»

для специальности 060501 «Сестринское дело»
Разработчик: Л. В. Коновалова — преподаватель дисциплины «Биология»
Узловая, 2012
Тема:  Живой организм как среда обитания. Паразитизм. Технологическая карта занятия Цели занятия:
— образовательные:
рассмотреть взаимоотношения в системе «паразит – хозяин»; познакомить с понятиями «паразитология», «паразитизм»; изучить способы передачи и меры профилактики паразитарных болезней;
— развивающие:способствовать развитию навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей студентов;
— воспитательные:
воспитывать у студентов понимание практической значимости знаний о паразитах и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Вид занятия:комбинированное занятие 90минут (лекция с элементами беседы и самостоятельной работы).
Обеспечение занятия.
Раздаточный материал: тесты.
Студент должен знать:
-
в чём сущность паразитизма и какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина;
-
каковы пути проникновения паразита в организм хозяина;
-
формы профилактики паразитарных болезней
Студент должен уметь:
-
выявлять приспособления организмов паразитов к среде обитания;
-
применять на практике знания о паразитах для профилактики заражения паразитарными болезнями.
В результате освоения темы студент должен овладеть общими (базовыми) и профессиональными компетенциями:
1. Общие (базовые компетенции):
— умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
— способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу, умение работать в группе;
— демонстрировать глубину полученных знаний и применять их в профессиональной деятельности;
2. Профессиональные компетенции:
— понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— осознание себя как профессионала;
— умение разрабатывать и анализировать основные направления организации своей жизненной позиции, образа жизни, реализовывать мероприятия по развитию самого себя и окружающих;
— быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
— вести здоровый образ жизни и участвовать в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Темы рефератов и сообщений:
«История паразитологии», «Природно – очаговые болезни Тульской области», «Биография Е. Н. Павловского».
При составлении разработки использовались материалы учебника:

Биология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений под ред. Академика РАО Н. В. Чебышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416с.

Ход занятия I. Объяснение нового материала.
Лекция по плану: 1.
Паразитология. Паразитизм. Классификация паразитов.
2.
Взаимоотношения в системе «хозяин – паразит».
3.
Адаптации к паразитическому образу жизни.
4.
Жизненные циклы паразитов.
5.
Трансмиссивные заболевания.
6.
Природно — очаговые заболевания.
Паразитология
— биологическая наука, изучающая паразитов, их взаимоотношения с хозяевами и окружающей средой и разрабатывающая методы борьбы с паразитами и паразитарными болезнями.Общие закономерности паразитизма изучает общая паразитология, в которой выделяют самостоятельные разделы — экологическую, популяционную, медицинскую паразитологию (изучает паразитарные болезни человека и паразитов, вызывающих их).
Основные задачи медицинской паразитологии:
1) изучение особенностей строения паразита на всех стадиях развития,
определение видовой принадлежности;
2) изучение систематики паразита;
3) определение особенностей цикла развития паразита, путей циркуляции в
природе;
4) изучение взаимоотношений в системе паразит — хозяин;
5) диагностика, лечение, профилактика и ликвидация паразитов.

Паразитизм— одна из форм взаимоотношений между особями разных видов.
Один (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и очень часто как место обитания. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит И. И. Мечникову (1874).
Паразитизм широко распространен в природе. Приблизительно 6 — 7% общего числа видов животных — паразиты.
Формы проявления паразитизма разнообразны. Паразиты могут обитать в
различных органах и тканях хозяина временно или постоянно. Паразитов
называют временными, нападающими на хозяина только для питания
(кровососущие насекомые, клещи) или постоянными,
обитающими в теле человека и покровах хозяина большую часть жизненного цикла.
Различают паразитизм истинный и ложный. При истинном паразитизме взаимоотношения паразита и хозяина закономерны и эволюционно закреплены.
Например, половозрелый бычий цепень обитает в кишечнике человека.
Ложный паразитизм связан с тем, что некоторые свободноживущие организмы временно могут стать паразитами. Например, свободноживущая Acantamoeba может случайно попасть через носоглотку в мозг и вызвать тяжелое заболевание у человека. По степени зависимости от хозяина паразиты подразделяются на факультативных иоблигатных.
Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно,
независимо от хозяина. Облигатные паразиты не могут размножаться вне хозяина, т.е. без питания за счет хозяина (например, аскарида)
В зависимости от локализации в организме хозяина различают наружных
(эктопаразитов) и внутренних (эндопаразитов) паразитов.
Эктопаразиты находятся на поверхности тела хозяина (блохи, вши, клещи и
др.) У них имеются специализированные приспособления, позволяющие удержаться на теле хозяина. Эндопаразиты приспособились к обитанию внутри организма хозяина, в его органах, тканях, клетках. Микропаразиты (вирусы, бактерии, некоторые грибы) способны обитать внутри клеток хозяина. Макропаразиты, некоторые гельминты (аскарида, трематоды, цестоды) приспособились к обитанию в бескислородных условиях. Для этих паразитов характерна редукция некоторых систем органов, наличие защитных покровов, органов прикрепления, большая плодовитость. Например, самки аскариды откладывают до 200 тыс. яиц в сутки
Взаимоотношения в системе «хозяин – паразит».
Организм хозяина представляет собой среду обитания для паразита. Воздействия паразита на хозяина разнообразны.
1. Механические воздействия связаны с повреждениями тканей,
возникающими при контакте с органами прикрепления паразитов (присоски, крючья у цепней, ротовой аппарат у клещей и т.д.). Большое скопление паразитов (аскарид) в кишечнике может вызвать закупорку и непроходимость.
2. Токсическое влияние связано с воздействием продуктов жизнедеятельности паразитов. Например, действие слюны и других пищеварительных соков
эктопаразитов, выделяемых во время питания на хозяине. Пребывание гельминтов в кишечнике человека вызывает потерю аппетита, тошноту, рвоту и другие явления, связанные с интоксикацией организма продуктами жизнедеятельности паразитов. Приступы лихорадки при малярии возникают вследствие разрыва эритроцитов и поступления в кровь продуктов диссимиляции паразитов.
3. Отнятие пищи — питание паразитов происходит за счет хозяев. Паразиты, в зависимости от вида и локализации, способны поглощать тканевую жидкость, кровь, нанося вред здоровью хозяина. Например, анкилостома, питаясь кровью, вызывает у человека малокровие.
4. Нарушение целостности тканей хозяина органами прикрепления или ротовым аппаратом паразита.
Паразиты, как правило, не приводят к гибели хозяина, чтобы не погибнуть
самим. Воздействие хозяина на паразита ослабляет его жизнедеятельность.
Ответные реакции хозяина могут быть общего характера (гуморальные) и местные (клеточные и тканевые). Гуморальные реакции представляют собой иммунные реакции, связанные с выработкой антител в ответ на поступление антигенов паразита. При некоторых паразитарных заболеваниях вырабатывается стойкий иммунитет (например, при лейшманиозе, трипаносомозе). При гельминтозах (например, аскаридозе, энтеробиозе) иммунитет относительный и потому возможны повторные заражения.
Клеточные реакции проявляются в увеличении размеров клетки. Эритроциты, пораженные малярийным плазмодием крупнее не пораженных.
Тканевая реакция связана с образованием соединительной капсулы вокруг
паразита, изолирующей его от окружающих тканей.
Процесс взаимодействия паразита и хозяина происходит в определенных
условиях среды. Переутомление, голод, перегревание и т.д. ослабляют защитные силы организма. Это приводит к усилению отрицательного воздействия паразита на организм хозяина и может вызвать даже его гибель.
Адаптации к паразитическому образу жизни.

Переход к паразитическому образу жизни связан с возникновением различных способов адаптации у паразитов.
Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая
плодовитость: например, аскарида способна откладывать 200 000 яиц в сутки. Некоторые простейшие могут размножаться множественным делением.
У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу хозяина
(присоски, крючья и т.д.).
Для кровососущих характерно наличие колюще — сосущего ротового аппарата, антикоагулянтов в слюне, увеличение вместимости пищеварительной системы (например, у клещей).
У некоторых паразитов происходит редукция ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система.
Жизненные циклы паразитов.

Для эффективной борьбы с паразитами большое значение имеет изучение их
жизненных циклов.
Жизненный цикл — совокупность последовательных стадий развития данного
паразита от исходной стадии (яйцо, циста) до конечной стадии (половозрелая
стадия). В процессе жизненного цикла изменяется среда обитания (например,
личинки комара обитают в воде, а взрослые особи в воздушной среде), способы питания, локализация в организме хозяина (плазмодий у человека сначала обитает в клетках печени, а затем в эритроцитах).
Личинки паразитов могут вести паразитический образ жизни или быть
свободноживущими. Некоторые паразиты в период жизненного цикла способны менять хозяев. Хозяина, в котором паразит находится в личиночной стадии или размножается бесполым путем, называют промежуточным. Например, человек в цикле развития малярийного плазмодия — промежуточный хозяин. Окончательным (основным или дефинитивным) хозяином называют организм, в котором паразиты находятся в половозрелой форме или размножаются половым путем. Например, малярийный комар, в цикле развития малярийного плазмодия – окончательный хозяин.
Некоторые паразиты для завершения жизненного цикла используют двух и
более хозяев различных видов. Это связано с тем, что каждая стадия завершает цикл развития в организме определенного вида. Например, в цикле развития лентеца широкого два промежуточных хозяина (циклоп и рыбы) и один окончательный (человек).
Хозяев, в организме которых паразит может размножаться, накапливаться,
долго сохранять жизнеспособность и расселяться, называют резервуарными.
Например, таежный клещ может быть резервуарным хозяином для вируса весенне-летнего энцефалита.
Характерная особенность паразитизма — высокая специфичность паразита,
способного обитать в организме определенного хозяина. Например, аскарида
человеческая становится половозрелой только в тонком кишечнике человека.
Расселение паразитов осуществляется на разных стадиях жизненного цикла.
Обычно это происходит покоящимися стадиями (цистами) у простейших или яйцами и личинками у гельминтов. Иногда при перемещениях в расселении принимают участие промежуточные, окончательные или резервуарные хозяева, имеющие яйца или личинки в своем организме.
Способы передачи возбудителя различны. Некоторыми гельминтами можно
заражаться через промежуточных хозяев. Например, съев рыбу, плохо
обработанную термически, можно заразиться описторхозом.
Трансмиссивные заболевания.
Паразит может проникать в организм хозяина через переносчиков (насекомые,
клещи). Этот способ называют трансмиссивным. Например, лейшманиозом
заражаются при укусе человека москитом.
Заболевания человека в зависимости от того, к какому типу животных или
растений относится возбудитель, делят на инфекционные (бактериальные,
вирусные) и инвазионные (паразитарные). В распространении инвазионных и
инфекционных болезней принимают участие кровососущие насекомые. Такие заболевания называют трансмиссивными. Различают облигатно-трансмиссивные и факультативно-трансмиссивные заболевания.
Облигатно-трансмиссивные заболевания передаются только через переносчика. Например, малярию передает малярийный комар. Факультативно-трансмиссивные заболевания могут передаваться как через переносчика, так и без него. Например, чумой можно заразиться не только через укус блох, но при контакте и воздушно — капельным путем.
Выделяют три группы трансмиссивных заболеваний.
Антропонозы — болезни, свойственные только человеку (амебиаз).
Антропозоонозы — болезни, возбудители которых могут поражать как человека, так и животных. Например, таежный клещ передает вирус весенне-летнего энцефалита от животных человеку и наоборот.
Зоонозы — болезни, свойственные только животным (например, малярия птиц).

Природно — очаговые заболевания.
Большинство трансмиссивных заболеваний связаны с определенными
районами, где распространены дикие животные — носители этих заболеваний.
Переносчики и носители трансмиссивных заболеваний обитают среди животных, населяющих данную территорию и находятся в сложных взаимоотношениях между собой и с условиями окружающей среды. Они хорошо приспособлены к месту обитания. Природные очаги трансмиссивных заболеваний возникли в процессе эволюции и существуют независимо от человека. Попадая на территорию природного очага человек может заразиться трансмиссивной болезнью при укусах переносчиками.
Учение о природной очаговости трансмиссивных заболеваний было
разработано Е.Н. Павловским (1884 — 1965). Он внес большой вклад в развитие науки паразитологии. Трансмиссивные заболевания с природной очаговостью характеризуются следующими особенностями:
• циркулируют в природе независимо от человека;
• резервуаром являются дикие животные, составляющие с возбудителями и
переносчиками биоценотический комплекс;
• распространены на территории с определенным ландшафтом, климатом и
биоценозом. Компоненты природного очага:
• возбудитель;
• резервуарный хозяин;
• комплекс природных условий;
• наличие переносчика, если трансмиссивное.
Примером трансмиссивного заболевания с природной очаговостью может
быть клещевой возвратный тиф. Очаги обнаружены в пустынях и полупустынях.
Резервуарные хозяева — дикобразы, песчанки и др. Переносчики — поселковые клещи, обитающие в норах, пещерах, заброшенных жилищах. Питаясь кровью резервуарных животных, клещи поддерживают очаг в течение многих лет. К трансмиссивным заболеваниям с природной очаговостью относят чуму, лейшманиоз, клещевой весенне — летний энцефалит и др.
К природно-очаговым заболеваниям можно отнести некоторые гельминтозы
(дифиллоботриоз, описторхоз, трихинеллез и др.).
II. Задания для закрепления и проверки полученных знаний.
1.
Фронтальная беседа по вопросам:
В чём сущность паразитизма и каковы его главные критерии?
Какая наука изучает паразитов?
Каковы основные задачи медицинской паразитологии?
Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?
На какие виды делятся паразиты?
Что значит ложный и истинный паразитизм?
Каких паразитов называют облигатными, а каких факультативными?
Что значит промежуточный, окончательный и резервуарный хозяин?
Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных заболеваний?
2.
Проблемный вопрос: Объясните, как вы понимаете, что значат слова Е. П. Павловского «Паразитизм чуть моложе жизни на Земле»?
3.
Самостоятельная работа с учебником.

А) Заполните в тетради таблицу«Преимущества и неблагоприятные свойства живого организма как среды обитания»
Преимущества
Неблагоприятные свойства




Б)Составьте перечень мер общественной и личной профилактики паразитарных болезней.
4. Работа с тестом по вариантам.
Вариант 1 1. Паразитология-это:
а) биологическая наука, изучающая явления паразитизма, жизнь паразита и вызываемые ими заболевания
б) биологическая наука, изучающая явления, происходящие с паразитами в результате антропогенного действия
в) наука, изучающая особенности строения и жизни паразитических червей
2. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит:
а) И. Павлову
б) Р. Гуку.
в) И. И. Мечникову.
3. Жизненным циклом паразита называется:
а) собственно жизнь паразита в хозяине
б) переход от одного хозяина к другому
в) совокупность всех стадий развития паразита и путей передачи от одного хозяина к другому
4. Промежуточным хозяином называется хозяин:
а) в котором обитают взрослые паразиты.
б) в котором обитают личинки.
в) в котором могут обитать как взрослые, так и личинки.
5. У многих паразитов утрачены такие органы как?
а) органы чувств, ядро, жгутики.
б) органы слуха, дыхания, зрения.
в) органы размножения и выделения.
6. Болезни, которые вызывают паразиты только у человека?
а) зоонозные
б) антропонозные
в) специфические
7. Что изучает медицинская паразитология?
а) паразитов животных
б) паразитов человека
в) вирусы
8. Что является предметом клинической паразитологии?
а) возбудители болезней
б) иммунобиологические взаимоотношения паразитов
в) болезни, вызываемые паразитами
9. Гельминты — это:
а) все паразиты
б) паразитические черви
в) простейшие паразиты
10. Протозоозы — это:
а) болезни, вызванные одноклеточными паразитами
б) паразитические черви
в) болезни вызываемые червями
Вариант 2 1. У паразитов тип питания?
а) автотрофный
б) днем ведет себя как автотроф, а ночью как гетеротроф.
в) гетеротрофный
2. Патогенез- это:
а) стадии протекания болезни
б) профилактика болезни
в) лечение
3. В каком веке сформировалась медицинская паразитология, изучающая паразитов человека?

а) 20 в.
б) 18 в.
в) 19 в.
4. Как называются паразиты, поражающие только один биологический вид?
а) моноспецифические
б) полиспецифические
в) арбовирусы
5. Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?
а) токсическое
б) механическое
в) оба ответа верны
6. Известное выражение: « Паразитизм чуть моложе жизни на земле», принадлежит:
а) Мечникову И.И.
б) Павловскому Е.Н.
в) Дарвину Ч.
7. Зараженный паразитами организм живет по принципу:
а) паразит использует хозяина
б) хозяин использует паразита
в) живут в сотрудничестве
8. Причины и условия возникновения болезни?
а) патология
б) этиология
в) диагностика
9.Сдавление тканей хозяина паразитом называется:
а) токсическое воздействие
б) нарушение целостности тканей
в) механическое воздействие
10. Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных болезней:
а) И. И. Мечников
б) Е. Н. Павловский
в) Ч. Дарвин
III. Домашнее задание:  изучить материал лекции, подготовить презентацию о паразитах.
Пожаловаться 18 июня 2012
Файлы
Урок Паразиты.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Урок Паразиты.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru